какие типы индустриальной политики использует государство
Типы промышленной политики государства и их характеристика
По масштабу воздействия можно выделить два основных уровня государственной промышленной политики: общесистемный и селективный.
Общесистемная промышленная политика направлена на создание общих условий, благоприятствующих развитию промышленности. Ее меры не имеют какого-либо избирательного назначения (четкой направленности на отрасль, корпорацию, регион), а более или менее равномерно влияют на всех субъектов рынка, формируя экономическую и институциональную, организационную и правовую среду их активности.
По территориальному охвату промышленная политика может подразделяться на федеральную политику, промышленную политику субъекта федерации, районную промышленную политику. Различия определяются уровнем, на котором разрабатывается политика и субъектом воздействия. Районная политика, как и промышленная политика субъекта федерации не может противоречить федеральной политике, и направлены они прежде всего на уточнение приоритетов последней.
По объектной направленности действий по стимулированию промышленного производства выделяют политику импортозамещения и экспортной ориентации. Политику импортозамещения в литературе часто называют политикой ускоренной индустриализации, и включает она меры по защите производителей продукции, конкурирующей с импортом: импортные тарифы, квоты, субсидии производителям, государственные заказы и т.п.
В функционально-операционном смысле (решение определенных практических задач развития) принято выделять научно-техническую, инновационную, инвестиционную, налоговую, амортизационную, таможенную, кредитную и другие виды промышленной политики, воздействующие на производство как определенную комплексную систему.
Научно-техническая политика может быть определена как система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, широкое и быстрое распространение и освоение крупных нововведений в народном хозяйстве, увеличение вклада НТП в стабилизацию социально-экономического развития.
Инновационная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством для развития и стимулирования инновационной деятельности в целях использования научных знаний, получения нового или усовершенствованного продукта, технологии, совершенствования социального обслуживания.
Инвестиционная политика направлена прежде всего на стимулирование процессов обновления материальной базы производства, на выравнивание диспропорций в системе национального хозяйства посредством перераспределения инвестиционных фондов (см. Инновационная политика 2008).
Амортизационная политика, наряду с инвестиционной политикой, является важным средством стимулирования накопления и структурных изменений в экономике, и включает такой набор мер, как установление норм амортизации, индексация амортизационных отчислений, введение ускоренной амортизации.
Таможенная политика определяет уровень экспортно-импортных таможенных пошлин, расширяющих или ограничивающих экспортно-импортные операции.
Сущность и формы проявления государственной отраслевой политик
Взаимодействия властных структур с субъектами отраслевых рынков, называют экономической, иногда промышленной, отраслевой или индустриальной политикой.
Индустриальная политика является более точным, во-первых, потому, что эта политика затрагивает функционирование не только промышленных, но и непромышленных отраслевых рынков. Во-вторых, потому, что индустриальная политика не столько оказывает воздействие собственно на поведение участников рынка (фирм), сколько должна способствовать повышению результативности функционирования отраслевых рынков, как каждого в отдельности, так и во взаимодействии их между собой.
Инструмент индустриальной политики государство может использовать возможности создания казенных предприятий, и тем самым, стимулировать деятельность других участников рынка.
Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. С известной долей условности по мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить такие типы отраслевой политики, которые показаны в табл. 6.1.
Типы индустриальной политики
По используемым методам
По в ыдвинутым целям
Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями. Такую политику классифицируют как защитную, поскольку большинство ее целей «негативны»: государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Несмотря на энергичные и решительные действия, связанные с осуществлением такой политики, ее условно относят к пассивной. Так как, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, а с другой, этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.
Пассивная защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем. Одним из аргументов против выбора модели пассивной защитной отраслевой политики является то, что ее осуществление ставило бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий, как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.
Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Напр., антиинфляционная политика; налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий (не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но, безусловно, содействуют развитию конкуренции). Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит цель воздействовать на конкретные решения.
Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм.
Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных и позитивных целей, направленного воздействия государства на экономических агентов (субъектов рынка). Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие – различны (прямое и косвенное воздействие, индикативное или директивное и др.). Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние – как положительное, так и отрицательное, – на развитие экономической системы в целом.
Варианты стратегий государства в отношении отраслевых рынков
1. отраслевую политику ускорения,
2. отраслевую политику сдерживания,
3. нейтральную индустриальную политику.
Отраслевая политика ускорения, как правило, направлена на стимулирование инновационных процессов, на поддержку перспективных отраслей экономики с целью их реструктуризации. Политика сдерживания вызвана необходимостью субсидировать некоторые отрасли или поддер жать фирмы, которые испытывают трудности на определенных этапах экономического развития. Сдерживание процессов разорения предприятий, которые могли привести к их ликвидации, позволяет уменьшить неблагоприятные экстернальные (внешние), в том числе социальные, эффекты (напр., безработицу). Нейтральная политика предполагает пассивное участие государства. Это, прежде всего, антимонопольное регулирование, защита прав собственности, уменьшение асимметрии информации. Анализ государственного регулирования рынков в различных странах мира показывает, что политику ускорения можно считать более успешной, чем отраслевую политику сдерживания. Но и в том, и в другом случае государственное регулирование связано с высоким уровнем вмененных (альтернативных) затрат21. В связи с этим, наиболее перспективной во многих ситуациях принято считать нейтральную политику.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 464 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Инструменты индустриальной политики
Государственные заказы и программы, прямое регулирование и поддержка деятельности компаний
Если направления национальной индустриальной политики рассматривать в качестве крупных задач, то инструменты индустриальной политики представляют собой средства их решения.
Особое место в этой группе занимают инструменты административного влияния на промышленность, применяемые в соответствии с законами о специальных полномочиях, которые связаны с обеспечением различных аспектов национальной безопасности. Одним из важнейших из них является закон об оборонном производстве 1950 г. Принятие этого документа было связано с необходимостью усиления государственного влияния на частные промышленные компании, от которых зависит обеспечение вооруженных сил. В 2001 г. действие этого закона в очередной раз было продлено.
Данный закон предоставил президенту США набор полномочий, необходимых для решения срочных задач в чрезвычайных обстоятельствах (в том числе введение лимитов, определение приоритетов и финансирование необходимых поставок).
В начале XXI в. на грани серьезного спада оказалась автомобильная промышленность США. Поэтому с 2001 г. в США применяется адресное стимулирование спроса на автомобили американского производства с помощью льготного кредитования потребителей — решением федерального правительства США покупателям американских автомобилей предоставляются низкопроцентные ссуды. Это позволило в четвертом квартале 2001 г. повысить продажи автомобилей компании «Дженерал моторе».
Развитие промышленной инфраструктуры
Важнейшим направлением развития промышленной инфраструктуры США в послевоенный период стало укрепление ее «жестких» элементов и, в частности, транспортной и энергетической составляющих инфраструктуры[12].
В 1980-1990-е гг. развитие американской промышленности было связано в основном с развитием ее «мягкой» (организационной и информационной) инфраструктуры, к которой относятся, в частности: совершенствование механизма государственных заказов (ФКС)[13]; содействие интеграции военных и гражданских технологий, развитие механизма использования интеллектуальной собственности; развитие нормативно-технической структуры промышленности, национальная стратегия стандартизации; развитие национальной информационной инфраструктуры; развитие правового механизма внешней торговли (создание условий для высокой доходности экспорта, доступа национальных товаров на международный рынок), а также меры по защите внутреннего рынка и национального производителя (противодействия демпинговому импорту и пр.)[14].
Интеграция военных и гражданских технологий
Национальная безопасность и экономическое процветание США всегда опирались в основном на собственное технологическое превосходство и индустриальную мощь. Однако за четыре десятилетия интенсивной гонки вооружений барьеры, разделившие гражданский и военный секторы американской промышленности, сыграли негативную роль, вызвав угрожающее сужение технологической базы промышленности, значительное снижение уровня ее конкурентоспособности. В этой связи федеральное правительство предприняло меры по стимулированию интеграции военных и гражданских технологий.
Основой для ускорения развития всей сферы научно-технической информации послужили легализация понятия «двойных технологий», а также новые правила засекречивания и рассекречивания научно-технических данных. Это позволило сделать важный шаг вперед в области учета, контроля, защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД), стимулировало проведение военными и гражданскими ведомствами совместных исследований.
В этой области роль государства (в частности, федерального законодательства) всегда была определяющей. В соответствии с американским законодательством задача учета РИД решается государством не только с целью защиты прав собственности на них, но и исходя из широко понимаемых интересов государства, — например, всемерного ускорения научно-технического развития американской экономики, стимулирования международных научно-технических обменов в соответствии с долгосрочными интересами США.
Комплекс мер должен был обеспечить передачу в гражданский сектор для коммерческого использования (на льготных или безвозмездных условиях) принадлежащих государству прав на технологии (разработки), созданные за счет федерального бюджета в ходе выполнения работ по государственным контрактам. Эти действия рассматриваются государством как специфическая форма государственной поддержки национального инновационного потенциала и прежде всего потенциала фирм-подрядчиков Министерства обороны США и других ведомств.
Реформа учета, контроля и защиты РИД в США началась с середины 1980-х гг. и была связана с расширением участия частного венчурного капитала в финансировании и использовании научно-технических разработок. Быстрое развитие новых информационных технологий, обеспечивших пользователям широкий доступ (через Интернет) к научно-техническим разработкам двойного назначения, поставило задачу децентрализации системы регистрации прав на РИД по технологическим разработкам, созданным на государственные средства. Такая децентрализованная схема, опираясь на современные информационные технологии, решает задачи не только защиты, но и использования интеллектуальной собственности. Это способствует скорейшему выявлению коммерческой стоимости РИД, а также ускорению процесса поиска инвесторов и определению размеров привлекаемого капитала, необходимого для реализации соответствующего проекта.
Основные проблемы в области регулирования прав на РИД связаны с соответствием норм государственного регулирования США международному праву, с развитием соответствующих корпоративных (внутрифирменных) систем. Американское государство не располагает механизмом прямого регулирования использования технологий, разработанных фирмами самостоятельно, кроме запрета на их экспорт. Для косвенного регулирования применяются другие инструменты индустриальной политики — налоговые меры, изъятия и смягчение санкций за нарушение действующего антимонопольного законодательства, преимущества при получении контрактов с правительственными ведомствами и т. п.
Особое место в государственной индустриальной политике США занимают методы противодействия промышленному шпионажу (нелегальному использованию промышленной интеллектуальной собственности) и пиратству (нелегальному производству и распространению продукции, защищенной правом копирайта).
Национальная стратегия стандартизации
Широкое распространение новых информационных и коммуникационных технологий значительно увеличило технологические и организационные возможности бизнеса.
Нормативно-техническую структуру промышленности составляют стандарты, правила испытания и сертификации продукции, правила предоставления гарантий качества, обслуживания и даже утилизации изделий, а также многие другие фиксируемые в документации и контрактах обязательные и добровольные правила предъявления претензий и разрешения споров, возникающих за время всего жизненного цикла конкретного вида промышленной продукции. Без соблюдения этих правил товары как длительного, так и краткосрочного пользования заведомо теряют конкурентоспособность на развитом рынке и оттесняются на периферию, к так называемому маргинальному потребителю.
В последние десятилетия XX в. нормативно-техническая регламентация (стандартизация) стала инструментом достижения стратегических целей методом регулирования внутренней и международной торговли, а также механизмом влияния государства на решение таких проблем, как охрана окружающей среды, здравоохранение, личная безопасность и защита прав потребителей, развитие международной промышленной кооперации. Принятие национального стандарта в качестве международного, с одной стороны, открывает для соответствующей ему продукции огромные возможности для реализации на мировом рынке, а с другой — закрывает этот рынок для товаров, не отвечающих данным требованиям качества. Иначе говоря, разработка и утверждение стандартов, а также их международная гармонизация стали важнейшими элементами адаптации промышленности к меняющимся технологическим и конкурентным условиям.
В США ведущую роль в развитии систем стандартизации, кодирования и сертификации играют Министерство обороны США (далее — МО США) и ФКС. В 1990-х гг., после распада СССР, МО США была инициирована масштабная реформа, способствовавшая интеграции военного и гражданского технологического потенциала американской промышленности. Важнейшее место в этой реформе заняла модификация системы стандартов, которая позволила существенно расширить применение в военном снабжении негосударственных (коммерческих) стандартов, использовать в системах вооружения дешевые коммерческие компоненты.
Бурный экономический рост в США в конце XX в. потребовал укрепления коммерческого законодательства и ускорения процесса подготовки технических нормативов. Поскольку процесс разработки стандартов тесно связан с получением и обработкой (согласованием) больших объемов разнородной информации, успехи стандартизации стали в существенной степени зависеть от использования новых информационных технологий. Возникло так называемое информационное направление развития стандартизации, которое нашло отражение в одобренной Конгрессом США в декабре 2000 г. новой Национальной стратегии стандартизации.
Потребность в кардинальном изменении политики государства в этой сфере возникла в связи с глобальным ужесточением конкуренции — американская система стандартизации столкнулась с вызовами со стороны системы международных стандартов. Оказалось, что США больше не могут рассчитывать на то, что американские технологии и нормативная практика автоматически воспринимаются другими государствами. Многие страны мира, опираясь на авторитет таких международных организаций, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ), настойчиво продвигают на мировой рынок свои гармонизированные стандарты и технологии. В ряде стремительно развивающихся секторов экономики эти стандарты не отражают американскую практику и американские потребности.
С развитием глобального рынка и информационных технологий опережающего развития потребовали так называемые «мягкие» стандарты (в области предоставления информационных услуг и оформления документов) в отличие от традиционных «твердых» стандартов на продукцию и производственные технологические процессы. Прежняя бюрократизированная система американской стандартизации устарела и перестала соответствовать развитию организационнотехнологической структуры современной промышленности. В одобренной конгрессом Национальной стратегии стандартизации подчеркивается, что в связи с проведением в 1990-х гг. мероприятий по дерегулированию экономики интерес к разработке глобальных стандартов был утрачен, действующая в США система стандартизации ослабла, что нанесло значительный ущерб конкурентоспособности страны.
Заинтересованные американские участники процесса стандартизации (промышленные круги, правительственные органы, неправительственные инженерные и научно-технические ассоциации, потребительские организации), отмечая значимость распространения корпоративных «добровольных стандартов», пришли к единому мнению о необходимости проведения в этой области общенациональной, государственной политики, ее более четкой координации, ужесточения американской позиции в международных организациях.
Одной из важнейших составляющих нормативно-технической структуры базиса промышленности является система устанавливаемых государством нормативных требований, регламентирующих производственную деятельность энергонасыщенных, токсичных и других опасных производств. Наряду с данными объективного контроля эти требования широко используются в схемах государственного и коммерческого страхования.
Развитие национальной информационной инфраструктуры
В середине 1990-х гг. администрация президента У. Клинтона, активно поддерживающая проведение федеральной технологической политики, взяла на себя функцию обеспечения финансирования широкого круга исследований, связанных с масштабными программами развития Интернета, с развитием общенациональной информационной инфраструктуры.
Наиболее важной среди разработанных мер была концепция формирования национальной информационной инфраструктуры, которая представляла собой программу развития телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий, ориентированную на решение конкретных государственных задач. Суть этой концепции состоит в интеграции разнообразных телекоммуникационных услуг с компьютерными возможностями и информационными ресурсами Интернета для обеспечения быстрого и эффективного поиска любой нужной информации. Среди задач, решение которых должна обеспечить новая информационная инфраструктура, — развитие электронной торговли, расширение круга
уже существующих законных электронных форм проведения деловых операций, финансовых платежей, а также развитие глобальных экспортных и импортных электронных бирж. Для стимулирования электронной торговли в 1998 г. был принят закон о временном освобождении интернет-компаний от налогов (на три года). Но в 2001 г. действие закона было продлено до 2006 г. Помимо электронной торговли концепция ориентирует развитие национальной информационной инфраструктуры на решение задач в области образования, библиотечного дела, здравоохранения, а также в области правительственной информации.
Всего к 2000 г. в США реализовывалось 425 федеральных программ, направленных на решение конкретных социальных и экономических проблем на основе информационных технологий.
Discovered
О финансах и не только…
Промышленная политика государства
Промышленная политика: цели и задачи. Виды промышленной политики
Судя по названию, промышленная политика — это некоторые действия правительства (центрального и (или) местного) в сфере промышленности. Иначе говоря, это определенный вид экономической политики наряду с такими широко признанными ее видами, как стабилизационная, финансовая, торговая и др. Однако, в отличие от этих ее видов, носящих характер общеэкономических, промышленная политика в строгом смысле является отраслевой (sectoral) политикой; она предназначена для продвижения отраслей, где вмешательство должно иметь место по причинам национальной независимости, технологической автономии, провалов частной инициативы, упадка традиционных видов деятельности, географического или политического баланса.
С тем, что промышленная политика носит отраслевой (секторальный) характер, согласны и многие специалисты. Промышленная политика — это, в основном, любой тип избирательного вмешательства или политики правительства, нацеленный на изменение отраслевой структуры производства в направлении отраслей, которые, как ожидается, предлагают лучшие перспективы экономического роста, чем при отсутствии такого вмешательства, то есть в условиях рыночного равновесия.
Изменение отраслевой структуры промышленного производства выступает элементом структурной трансформации (реструктуризации) экономики в целом. Поэтому можно сказать, что промышленная политика представляет собой многообразие государственных мер, предназначенных для управления и контроля за процессами структурной трансформации экономики. Причем акцент делается именно на промышленности, поскольку процесс индустриализации важен для преобразования экономики в целом, и можно воздействовать на этот процесс так, чтобы управлять всем механизмом структурных изменений.
С несколько иных позиций выступает Д. Родрик: «Нет никаких доказательств, что те типы провалов рынка, которые призывают к промышленной политике, имеют место, преимущественно, в промышленности (industry)». Поэтому, за неимением более подходящего названия, он обозначает термином «промышленная политика» все действия по экономической реструктуризации в пользу более динамических видов деятельности вообще — «независимо от того, относятся ли они к промышленности или производству непосредственно», — и приводит примеры такой политики (в том числе из сельского хозяйства и сферы услуг).
Однако такая расширенная трактовка уводит в сторону от традиционного понимания промышленной политики, что, в свою очередь, затрудняет исследование этого явления в историческом аспекте. Поэтому Дж. Формен-Пек, выполнивший ретроспективный анализ европейской промышленной политики в XX в., относит к ее сфере только производящие (manufacturing) и инфраструктурные (infrastructure) отрасли (industries). И хотя он считает, что в принципе термин «industry» может быть распространен на любой источник занятости — будь-то горное дело, сельское хозяйство или сфера услуг (исходя из того, что классификация рабочих мест несколько произвольна), все же «политики правительств по отношению к сельскому хозяйству и услугам в целом отличались от политик по отношению к промышленности, определенной более строго, а поэтому поле исследования должно быть ограничено так, чтобы с ним можно было управляться».
Обращение к историческим аспектам проблемы позволяет выявить определенный сдвиг в ее исследовательской парадигме. Если до 80-х годов XX в. промышленную политику обычно понимали как действия по непосредственному вмешательству государства в экономику и директивному контролю правительства за производственным аппаратом, то в настоящее время этот термин, наоборот, обозначает разнообразие политик, которые осуществляются разными институциональными субъектами в целях стимулирования создания фирм, в пользу их концентрации, содействия инновациям и конкурентоспособному развитию в контексте открытой экономики. Поэтому новая промышленная политика — это главным образом политика промышленного развития, в рамках которой отрасль неявно рассматривается как организация, а также стратегического управления человеческими компетенциями и техническими возможностями.
В современной терминологии традиционный секторальный тип промышленной политики, оказывающий влияние на относительное значение отдельных отраслей и предприятий, получил название «вертикальная политика», а новый функциональный ее тип — соответственно, «горизонтальная политика». К последней относятся общие для большого числа отраслей и предприятий действия в сфере нормативно-правового обеспечения хозяйственной деятельности, защиты прав собственности, устранения административных барьеров, содействия инновациям и др. На горизонтальный тип промышленной политики делает упор Европейская комиссия (высший орган исполнительной власти ЕС), которая предлагает меры по обеспечению конкурентоспособности европейской обрабатывающей промышленности (manufacturing industry) на том основании, что большинство инноваций имеют место именно в этой отрасли.
Сама необходимость проведения промышленной политики обусловлена, во-первых, объективно существующей потребностью в развитии высокотехнологичных отраслей, являющихся результатом функционирования национальных инновационных систем, а во-вторых – необходимостью координировать развитие отдельных фирм и инвестиций смежных отраслей по технологической цепочке производства добавленной стоимости в условиях глобальной конкуренции. Так, реализация планов развития предприятий отечественного оборонного комплекса, получающих финансирование из бюджета, не возможна без инвестиций в смежные отрасли (и прежде всего, в машиностроительный комплекс). Здесь объективно необходима координация действий между предприятиями, получающими заказы на конкурентной основе от конечных производителей. Таким способом могут восстанавливаться кооперационные связи в сфере машиностроения.
Следовательно, необходимость координации планов развития отдельных предприятий и инвестиций смежных отраслей, связанных технологически, становится объективным основанием для существования промышленной политики. Сами по себе рыночные сигналы не могут выполнять эту координирующую роль, в чем и заключается их ограниченная природа. Их дополняют государственное стратегическое планирование и регулирование: они должны снимать риски для инвестора, поскольку ни один инвестор не решится сделать стартовые капитальные вложения, пока не будет уверен в их возврате и окупаемости.
Промышленная политика – это целостная и скоординированная система мероприятий государственных органов власти, направленная на развитие промышленности в целом и отдельных (приоритетных) ее отраслей, которая подкрепляется соответствующими механизмами реализации (стимулирование, регулирование и контроль через соответствующие институты государства и рынка), нацеленными на решение стратегических и тактических задач развития реального сектора:
Объектом промышленной политики выступает весь индустриальный комплекс страны, как единый организм.
Целями промышленной политики являются:
Повышение конкурентоспособности — ключевая задача промышленной политики. По традиционному определению конкурентоспособности в самом общем виде она понимается как способность различных субъектов рынка к успешному соревнованию со своими конкурентами, активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению.
Задачами промышленной политики являются:
Наиболее часто используются три основных подхода к оценке и межстрановым сопоставлениям конкурентоспособности на макроуровне:
В современных условиях конкурентоспособность и эффективность промышленных предприятий определяется их способностью адаптироваться к меняющимся потребностям рынка, которая, в свою очередь, опирается на механизм быстрой модернизации выпускаемой продукции. Поэтому представляется необходимым сместить акценты в традиционном понимании конкурентоспособности промышленных предприятий, так как гибкость, адаптивность к потребностям рынка зависят от эффективности функционирования финансового рынка, рационального использования современных методов, инструментов финансирования.
В этой связи, современный маркетинг должен основываться не на цене, а на быстром внедрении инноваций, что требует использования всего инструментария, который обеспечивает валютно-финансовый рынок (акции, облигации, варранты, IPO).
Таким образом, предлагается смещение акцентов в характере ведения промышленной политики, а именно:
Инструментарий промышленной политики за рубежом традиционно включал и включает в себя разнообразный набор механизмов воздействия на структурные процессы в промышленности, к которым относятся как собственно механизмы воздействия на промышленность, так и макроэкономические инструменты, косвенно затрагивающие этот сектор хозяйства. Эта вторая группа механизмов приобретает в последнее время новое значение и все большую важность как средство формирования благоприятной национальной среды для повышения конкурентоспособности промышленных компаний. К ее основным инструментам можно отнести финансово-кредитную, валютную, образовательную, инфраструктурную политики и другие формы воздействия государства на экономику.
В современных условиях встает вопрос о наборе методов, эффективно решающих задачи промышленной политики в области повышения конкурентоспособности страны, так как национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Поэтому существенным является создание в стране благоприятной макро- и микроэкономической среды для развития конкурентных преимуществ, которая обеспечивается, в частности, политикой правительства в интересах внедрения компаниями инноваций и создания конкурентоспособной продукции.
Основными принципами промышленной политики являются:
Современные тенденции в развитии индустриального сектора
При формировании конкурентоспособности страны и отечественных промышленных предприятий развитие валютно-финансовой сферы имеет определяющее значение. Валютно-финансовая система влияет на многие направления экономического развития страны, причем в современных условиях они становятся ключевыми. Их можно разделить на два блока:
В связи с усилением роли иностранных инвестиций, обосновывается необходимостью более широкой интеграции внутреннего и внешнего финансового рынка. В настоящее время национальная валютно-финансовая система является частью глобальной валютно-финансовой системы, а не только элементом денежной системы страны. Эта появившаяся особенность интегрированной системы позволяет гибко использовать все богатство инструментария финансирования инвестиций отечественных предприятий.
Кроме того, на современном этапе развития постиндустриальной экономики произошло качественное изменение экономической идеологии, заключающееся в разнице механизма (логике) ценообразования в предпринимательской экономике и современной финансовой экономике; выявлена переориентация участников сделки при оценке результативности на ожидаемый доход вместо экономии затрат; показана растущая доля информационной и интеллектуальной составляющей современной промышленной продукции, которая определяется оценкой потенциального дохода от его использования, что изменяет ценообразование современной техники. Это также является принципиально новым явлением.
Мировая экономика XXI века, как показывают многие исследования, характеризуется значительным расширением международных финансовых рынков и заметным ростом объемов сделок на валютном рынке и рынках капитала. Процесс в информационных и телекоммуникационных технологиях, либерализация рынков капитала и разработка новых финансовых инструментов стимулируют увеличение международных потоков капитала.
Отличительной чертой глобализации является повышенная мобильность капитала в межстрановом пространстве, усиление роли международных финансовых рынков (валютных, кредитных, фондовых), приобретение международным капиталом самостоятельного и самодовлеющего значения. В этих условиях финансовая глобализация становится одной из определяющих характеристик процесса экономической глобализации. Эти современные условия становятся новой средой для формирования национальной конкурентоспособности. По мере интернационализации денежно-кредитных рынков, слабые национальные экономические системы стремительно утрачивают возможности регулирования собственного развития, контроль над финансовыми потоками, масштабами и контурами участия в международном разделении труда.
Для одних стран это оборачивается укреплением доминирующих позиций, для других (главным образом развивающихся стран) – потерями в виде нарастающей технико-технологической и социальной отсталости, неизбежными деформациями в структуре хозяйства. Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. Развертывание процессов глобализации грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.
В этих условиях особую важность приобретают исследования направлений воздействия финансовой глобализации на развитие национальных экономик, а также поиск мер по контролю и управлению возможными последствиями финансовой глобализации, при которой закрепляется и расширяются возможности существующих центров доминирования при ослаблении перспектив у стран «периферии».
Модели промышленной политики. Преимущества и недостатки промышленной политики
На сегодняшний день нет единых подходов к классификации моделей промышленной политики, поскольку разными исследователями используются различные критерии или признаки, по которым они определяют ту или иную модель. Некоторые ученые для классификации используют критерий
доминирования в модели одних инструментов и механизмов политики над другими. Согласно этого подхода рассматривают такие модели промышленной политики, как «жесткая» (синонимы — «вертикальная», «активная») и «мягкая» (синоним — «горизонтальная»).
Модель жесткой промышленной политики ориентирована на развитие отдельных приоритетных секторов экономики посредством распределения или перераспределения ресурсов для производственной деятельности, осуществляемой непосредственно государством. К средствам или инструментам, которые доминируют при проведении такой политики, относятся:
Среди классических методов, применяемых в модели жесткой промышленной политики, можно выделить: протекционизм, стимулирование экспорта, поддержку отдельных отраслей, создание «национальных чемпионов», «точек» или «локомотивов» роста, государственный заказ, производство товаров и оказание услуг на государственных предприятиях, регулирования цен и тарифов, государственное финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований.
Использование в проведении промышленной политики мягкой модели базируется на идее поддержания конкурентоспособности национальных компаний, ориентации на создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса во всех отраслях, без выделения отдельных субъектов государственной поддержки. Мягкая модель минимизирует перераспределение ресурсов как таковой, она призвана изменить мотивы и ожидания производителей прежде всего за счет уменьшения рисков инвестиционной и производственной деятельности. К основным средствам мягкой промышленной политики относятся:
Согласно целевым ориентирам развития промышленности можно выделить следующие модели промышленной политики:
Экспортоориентированная модель промышленной политики предполагает всестороннее стимулирование производств, продукция которых предназначена в основном для экспорта. Среди средств стимулирования экспортных отраслей используются инструменты жесткой и мягкой моделей промышленной политики. Кроме привязки к мировой конъюнктуре и упадка производства для внутреннего рынка, существуют и другие недостатки этой модели, связанные, прежде всего со структурой экспорта.
Если экспорт имеет сырьевой уклон, это приводит к примитивизации собственного производства, сокращению цепочки и соответственно размеров добавленной стоимости, создаваемой внутри страны, оттоку высококвалифицированных кадров из обрабатывающих отраслей, снижению квалификации и деградации трудовых ресурсов, а также общему снижению уровня доходов населения. В стратегической перспективе сырьевой уклон отвергает потребность в получении новых знаний, поскольку наиболее интенсивно они накапливаются именно в обрабатывающих отраслях. Стагнация последних провоцирует прогрессирующее отставание от мировых технологических тенденций и вызывает необходимость импортировать новую технику, ставит страну в полную внешнюю технологическую зависимость и исключает любые инновационные прорывы.
Высокотехнологичный экспорт продукции конечного потребления также содержит скрытые угрозы для экономики, если эта продукция изготавливается из иностранных комплектующих. Во-первых, цена продукции привязывается к стоимости комплектующих. Во-вторых, стагнируют собственные предприятия-смежники — производители комплектующих, отрицательный совокупный эффект в целом для страны может превысить положительный эффект от расширения технологического экспорта, так же как и при сырьевой ориентации, за счет сокращения цепочки создания новой стоимости внутри страны. При импорте готовых комплектующих есть и другая угроза — отпадает потребность в собственных инженерно-технических и научных кадрах, которые могли бы быть задействованы в разработке и выпуске собственных высокотехнологичных изделий. Как следствие, приходит в упадок собственная научно-техническая и инновационная деятельность и государство снова попадает в технологическую зависимость от более развитых стран.
В целом экспортоориентированная модель хорошо себя зарекомендовала в странах со слабодиверсифицированным и малоразвитым производством как в технологическом, так и в организационном плане, имеющих естественно ограниченный внутренний спрос не столько из-за низких доходов, сколько за счет устоявшихся культурных традиций непритязательного потребления и благоприятных для проживания природно-климатических факторов.
Модель импортозамещения предусматривает превалирование развития внутреннего рынка над экспортной направленностью за счет собственного производства. Эта модель основана на идее протекционизма национального производителя, в ней доминируют средства из арсенала жесткой промышленной политики. Она способствует улучшению структуры платежного баланса, удовлетворению внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе высокотехнологичных.
Оборотной стороной импортозамещения является угроза самоизоляции страны, что может привести к технологическому отставанию, искривлению экономических стимулов у производителей вследствие создания им «тепличных» условий, снижению качества отечественной продукции вследствие малоощутимой конкуренции со стороны иностранных производителей, необходимости выстраивания полностью замкнутых внутри страны технологических цепочек без учета преимуществ международной интеграции и возможностей, которые она предоставляет, сокращения общих производственных затрат путем оптимизации внешних и внутренних поставок комплектующих по ценовому критерию.
Инновационная модель промышленной политики сочетает в себе положительные черты как экспортной, так и импортозамещающей моделей, и практически лишена их отрицательных черт. Инновации обусловливают качественные положительные изменения как в производственно-технологическом и организационно-управленческом, так и в социально-трудовом потенциалах, обеспечивая их непрерывное воспроизведение. Основной задачей этой модели является создание условий, позволяющих:
Для успешной реализации инновационной модели промышленной политики государство должно взять на себя значительные расходы на создание инновационной и информационной инфраструктуры, подготовку научных кадров, организацию системы эффективной защиты интеллектуальной собственности и трансфера технологий, страхования рисков инновационной деятельности.
Кроме того, она должна сформировать соответствующие мотивационные экономические сигналы для бизнеса, которые в выборе сфер вложения капиталов предпочитали бы именно вложения в производство новых инновационных продуктов. Иными словами, государство должно создать условия, при которых возникнет спрос на собственные нововведения, а доходность инновационной сферы будет по крайней мере не меньше доходности других сфер вложения средств.
По характеру стратегического видения страны в международном экономическом пространстве выделяют такие модели промышленной политики:
Эти модели преимущественно соответствуют рассмотренным выше моделям экспортной ориентации, импортозамещения и инновационной.
Защитная промышленная политика ориентируется на сохранение сложившейся структуры промышленности, поддержание занятости, защиту отечественных производителей от иностранных конкурентов. Она в определенной степени пересекается с моделью импортозамещения со всеми ее преимуществами и
недостатками.
Адаптивная промышленная политика ставит своей целью адаптацию промышленности к структуре и динамике спроса на мировом рынке, изменениям условий хозяйствования на нем. Эта политика по своим признакам напоминает экспортно ориентированную модель.
Инициативная модель промышленной политики предусматривает использование средств, позволяющих интенсивно влиять на изменение технологического уровня промышленности, ее организационную, управленческую и производственную структуру, на основе желаемого перспективного видения промышленности в будущей средне- или долгосрочной перспективе. Инициативная промышленная политика имеет все признаки инновационной модели промышленной политики.
Выбор той или иной модели (моделей) промышленной политики всегда базируется на господствующей в стране экономической идеологии взаимоотношений государства, бизнеса и общества, которая обобщается в основных теоретических течениях экономической мысли. Среди последних наиболее влиятельными ныне являются концепции неолиберализма, дирижизма и институционализма.
Аргументы «за» и «против» промышленной политики, представленные в этих концепциях, должны учитываться при выборе модели, однако они не могут быть ни окончательно доказаны, ни опровергнуты.
Среди аргументов «за» можно выделить такие:
Аргументы «против» промышленной политики заключаются, в частности, в том, что она:
Однако приведенные аргументы «против» промышленной политики касательно неоптимального распределения ресурсов государством, невозможности определения ним реальных точек роста и установления неравных условий хозяйствования выглядят недостаточно обоснованными. Возникает вопрос, почему частный субъект способен точно определить точки роста, если информация о рынке, которой он владеет, является асимметричной, причем ее уровень тем больше для каждого субъекта, чем меньше его размер и большее количество субъектов, представленных на рынке.
Государство в своем расположении имеет гораздо больше средств, чтобы достоверно оценить рынок и возможности его развития, и для него уровень ассиметричности будет значительно меньше, чем для отдельного субъекта хозяйствования, что соответственно будет определять разную точность прогнозов, сделанных государством и отдельными субъектами. Эти же аргументы можно привести и о якобы генерировании государством более существенных дисбалансов по сравнению с рынком.
Аргумент, что промышленная политика создает почву для коррупции и лоббизма, не выдерживает критики, поскольку любые правила игры, которые устанавливает государство, всегда сопровождались лоббированием определенных групп интересов, заинтересованных в этих правилах. Следует отказаться от наивного подхода к видению государства как института справедливости для всех при либеральных концепциях развития, поскольку государственная власть, которая в значительной мере может рассматриваться как олицетворение государства, в любом обществе является отражением тех групп интересов, в том числе бизнеса, которые получили в борьбе с другими группами легитимные права на управление страной. Этот тезис усиливается тем обстоятельством, что именно современные транснациональные корпоративные структуры являются наиболее заинтересованными и наиболее влиятельными группами, которые лоббируют свои интересы во власти, поэтому предполагать, что им не нужна промышленная политика, неоправданно.
Любые решения государства по выбору точек роста можно смело рассматривать как выбор, сделанный группой интересов, в том числе бизнес-группой, которая находится у власти, следовательно, утверждать, что государство хуже определяет сферы применения капитала, чем бизнес, также не совсем оправдано.
Таким образом, несмотря на все сложности и ограничения, которые сопровождают промышленную политику, разрабатывать ее необходимо, особенно в странах с переходной экономикой. Это позволит свести воедино информацию о конкурентоспособности отраслей и секторов, уменьшит степень субъективности в принятии решений о стимулировании тех или иных секторов, будет побуждать правительство разрабатывать комплексный долгосрочный социально-экономический прогноз развития страны, который может дать важные ориентиры для бизнеса, создаст реальную основу для совместной работы последнего с властью в поиске взаимных интересов и налаживании конструктивного диалога.