какие типы конституционализма вам известны
Типы и формы конституционализма
Конституционализм как режим взаимодействия государства и гражданского общества
До появления гражданского общества в подавляющем большинстве стран существовали абсолютистско-монархические режимы. Государственная власть средствами прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировала жизнь индивидов. Государство в лице монарха одним сословиям даровало некоторые права и привилегии, а других лишало всего.
Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, возникающих между автономными ассоциациями граждан, наталкивалось на противодействие централизованного государства. Государство было вынуждено не только считаться с возникшими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений с населением, существенно перестроить собственные властные структуры. Однако не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством разрешался установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. В ряде случаев он вылился в столкновения парламента, как органа народного представительства, и королевской власти по поводу их политической роли и объемов полномочий. Их борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политико-организационных форм обеспечения стабильного и умеренного правления, при котором осуществлялось бы сбалансированное распределение политической власти в обществе.
Переход от абсолютистско-монархического правления к, демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших единую систему конституционализма. Однако соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства государства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы.
Англо-американскаямодель конституционализма акцентирует внимание на свободе как доминирующей ценности, не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства. В Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776) такая определяющая роль гражданского общества была выражена следующим образом: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность; народ — источник власти и ему принадлежит суверенитет, а правительство является слугой народа; все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают эти интересы, то народ вправе свергнуть неугодное ему правительство. В дальнейшем, как показал опыт, США и Англия использовали государственное регулирование. Идея регулирующего воздействия государства наиболее четко проявилась в «новом курсе» Ф. Рузвельта в 1930-х гг., а затем и в послевоенное время.
В Западной Европе отношения между государством и гражданским обществом складывались иначе и дали другую модель конституционализма — евроконтинентальную.Традиции сильного государства, которые отсутствовали в США и Великобритании, сформировали в континентальной Европе особый режим отношений государства и гражданского общества, который нашел свое отражение в концепции правового государства. Наиболее активно она разрабатывалась в Германии. Акцент в ней был сделан на идее об особой роли государства в жизни общества. Свобода индивида ставилась в зависимость от мощи государства, поскольку лишь будучи сильным, государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу, порядок в обществе. В этом случае идея государственного порядка, национального единства ставилась выше Ценности свободы личности.
В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм Проявления конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества имеет различное толкование.
Государство как институт политической системы.
Типы и формы конституционализма
Переход от абсолютистско-монархического правления к, демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших единую систему конституционализма. Однако соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства государства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы.
Англо-американскаямодель конституционализма акцентирует внимание на свободе как доминирующей ценности, не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства. В Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776) такая определяющая роль гражданского общества была выражена следующим образом: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность; народ — источник власти и ему принадлежит суверенитет, а правительство является слугой народа; все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают эти интересы, то народ вправе свергнуть неугодное ему правительство. В дальнейшем, как показал опыт, США и Англия использовали государственное регулирование. Идея регулирующего воздействия государства наи-
более четко проявилась в «новом курсе» Ф. Рузвельта в 1930-х гг., а затем и в послевоенное время.
Рис. 10.3. Модели конституционализма
В Западной Европе отношения между государством и гражданским обществом складывались иначе и дали другую модель конституционализма — евроконтинентальную.Традиции сильного государства, которые отсутствовали в США и Великобритании, сформировали в континентальной Европе особый режим отношений государства и гражданского общества, который нашел свое отражение в концепции правового государства. Наиболее активно она разрабатывалась в Германии. Акцент в ней был сделан на идее об особой роли государства в жизни общества. Свобода индивида ставилась в зависимость от мощи государства, поскольку лишь будучи сильным, государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу, порядок в обществе. В этом случае идея государственного порядка, национального единства ставилась выше Ценности свободы личности.
В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм Проявления конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества имеет различное толкование.
Согласно классическому правовому определению конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой
В России основной принцип конституционализма, сформулированный еще Дж. Локком, который утверждал, что «правящая власть должна управлять с помощью провозглашенных и установленных законов, а не импровизированных приказов и неопределенных решений», осуществлялся крайне непоследовательно.
Первоначально самодержавие, инициировав ограничение собственной власти путем выработки нового «Свода основных государственных законов», стремилось лишь сохранить существовавшую политическую систему, придав ей правовое оформление. Манифестом от 6 августа 1905 г. был введен новый институт представительного характера с совещательными функциями — Государственная дума. Однако революционные события 1905—1907 гг. побудили самодержавие создать предпосылки дуалистической монархии, принципы которой были изложены в Манифесте 17 октября 1905 г. и законодательных актах конца 1905 — начала 1906 гг. Новые законодательные акты, изданные в качестве дополнения к «Своду основных государственных законов», имели своей целью некоторую кодификацию имеющихся актов, но при сохранении в неприкосновенности монархического начала. Это дало основание М. Веберу назвать российский конституционализм в 1906 г. псевдоконституционализмом. Российский «Свод основных государственных законов» (в новой редакции от 23 апреля 1906 г.) был, по мнению М. Вебера, не шагом в сторону правового, конституционного общества, а ловушкой. Слабость гражданского общества при неограниченной власти самодержавия и бюрократии позволила немецкому социологу сделать вывод о том, что в России для утверждения принципов либеральной демократии нет предпосылок.
Конституция и её виды. Конституционализм
Конституции и конституционализм — явление довольно молодое. В сравнении с историей человеческого общества и даже в сравнении с историей государства. Первая конституция (в современном понимании этого слова) была принята лишь в конце XVIII века Соединёнными Штатами Америки.
Но само слово «конституция» появилось гораздо раньше. В переводе с латыни constitutio — установление, учреждение, организация, устройство. Конституции издавали римские императоры. Если говорить современным юридическим языком, это были различные нормативно-правовые акты.
Конституции современных государств — это не обычный нормативно-правовой акт. Это Основной Закон, так сказать, «закон законов».
Конституции определяют государственное устройство страны. То есть механизм формирования органов власти, их полномочия, принципы, на которых строятся отношения между центральными и местными органами управления (особенно это актуально для федеративных государств). Практически во всех конституциях есть разделы, посвящённые избирательной системе. Если граждане государства не имеют избирательных прав, то государство, в принципе, может обойтись и без конституции. Кроме того, конституции декларируют основные права и обязанности граждан.
Можно сказать и так: конституция — это своеобразный договор между государством и обществом. Он определяет пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельных индивидов.
Конституция обладает верховенством в системе права, имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все остальные нормативно-правовые акты не могут ей противоречить.
Конституция оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения. Конституционные нормы конкретизируются в других законодательных актах. Скажем, развивая конституционное положение о праве на отдых, Трудовой кодекс определяет максимальную продолжительность рабочей недели, длительность минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, обязательность еженедельных выходных дней и так далее. А Налоговый кодекс детально поясняет, как именно граждане должны выполнять свою конституционную обязанность — участвовать в финансировании государственных расходов.
В современных государствах активно утверждается идея прямого действия норм Конституции. И российская конституция также относится к документам прямого действия.
То есть гражданин, который считает, что какое-то из его конституционных прав нарушено (в том числе и каким-либо иным законодательным актом), может обратиться за защитой в суд, обращаясь непосредственно к тексту Конституции.
Устойчивость конституционного строя — важнейшая основа для успешного развития общества. Поэтому в идеале конституция должна быть стабильной. Но далеко не всем государствам этого удаётся достичь. Самая первая в мире конституция (мы помним, что это Конституция США) является и самой старой. В неё вносились поправки (дополнения), но основные статьи не изменялись с того самого 1787 года. А вот следующие две конституции, принятые в 1791 году, ждала иная судьба. Конституция Речи Посполитой была отменена под нажимом стран-соседей, а вскоре и само это государство прекратило своё существование. Конституция Франции через два года была заменена новой — якобинской. Великая революция продолжала менять французское общество. Франция в этом смысле вообще относится к числу рекордсменов: нынешняя её конституция — пятнадцатая по счёту.
Далеко не все конституции идеальны и в других отношениях. Они могут быть очень демократичны: декларировать принципы верховенства закона, разделения властей, предоставлять населению самые широкие права и свободы. Например, советская конституция 1936 года гарантировала гражданам СССР свободу слова, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности. «Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора», — заявляла её 127-я статья. Увы, это не помешало созданию и деятельности Особых троек НКВД, которые выносили приговоры без судебного заседания, присутствия адвоката и даже самого обвиняемого.
В связи с этим мы можем говорить о конституциях реальных и фиктивных. Реальная конституция — та, чьи предписания воплощены в действительность. Они, разумеется, могут нарушаться, но эти нарушения не являются нормой. Существуют механизмы для борьбы с ними. Фиктивная конституция не совпадает с существующим положением дел. В стране господствует произвол исполнительной власти. Противостоять ему очень трудно, иногда невозможно.
Мы выделили один из критериев классификации конституций — с точки зрения действенности конституционных норм. Назовём и другие.
По форме выражения конституции делят на писаные и неписаные.
Писаная конституция — отдельный правовой акт. Такой, как в России, США, Германии и многих других государствах. Или несколько документов. В качестве примера приведём современную Конституцию Франции. Она была принята в сентябре 1958 года. Но кроме основного текста, в этой конституции есть преамбула — общая вводная часть. В неё включены Декларация прав человека и гражданина 1789 года, преамбула Конституции Четвёртой республики (1946 года) и Экологическая хартия 2004 года.
Неписаная конституция состоит из норм, «разбросанных» по большому количеству законодательных актов, принимавшихся в разное время. Классический пример подобной ситуации — Великобритания. Конечно, в этой стране есть законы, которые определяют механизм формирования и полномочия органов государственной власти и управления. И права граждан достаточно надёжно защищены. Но документа, который можно было бы назвать основным законом государства, не существует. Мало того, нет даже официального перечня юридических документов, которые следует относить к конституционным.
Начать этот перечень должна была бы Великая хартия вольностей 1215 года. Вспомним, что некоторые её статьи действуют в Британии до сих пор. Хабеас корпус акт, Билль о правах, Акт о престолонаследии, Акт о Союзе, принятые в течение ХХ века законы о Парламенте, о пэрах, о Палате общин, о народном представительстве, о гражданстве, о министрах Короны и многие другие.
Большую роль в англосаксонской правовой системе играют судебные прецеденты. Относится это и к сфере конституционного права. Судебные решения по вопросам защиты прав и свобод человека равны по своей значимости нормативным актам, принятым парламентом. Некоторые нормы существуют лишь в виде политических или правовых обычаев. Никаким правовым актом не закреплено правило, что британский монарх поручает формирование правительства лидеру политической партии, победившей на парламентских выборах. Тем не менее это правило действует на протяжении уже не одного столетия.
Нигде не зафиксировано право короля или королевы наложить вето на принятый парламентом закон. Но такое право у них есть. Другой вопрос, что по трёхсотлетнему обычаю монархи этим правом не пользуются…
Не позднее 1 октября 1948 года должно было собраться Учредительное собрание Израиля. Учредить оно должно было конституцию этого одновременно древнего и молодого государства. Но за чередой войн с арабскими странами до разработки и принятия конституции дело так и не дошло. И её роль в Израиле выполняют различные законодательные акты, судебные прецеденты и некоторые религиозные нормы. Но в принципе от идеи принятия конституции как единого документа большинство израильских политиков и юристов не отказывается.
По способу принятия все конституции можно разделить на две группы: октроированные и народные.
Слово «октроировать», «октроирование» происходит от французского octroyer — жаловать, даровать. Конституции даруют своему народу монархи, президенты, правительства. Метрополия может октроировать конституцию своей колонии. Первым примером такого рода можно считать «Хартию 1814 года» — Конституцию Франции, октроированную королём Людовиком XVIII. «Дарованы» народам монархами были конституция Японии 1889 года, Манифест 17 октября 1905 года в России.
Князь Ренье III в 1962 году октроировал конституцию Монако. Пакистанская конституция этого же года была октроирована президентом страны Айюбом Ханом. А конституция Фиджи в 1990 году была принята правительством.
Народные конституции могут быть приняты тремя способами. Это может сделать парламент страны. Именно так принимались конституции РСФСР (Съездами советов и Верховным Советом Республики), ныне действующие конституции Дании, Венгрии, Польши. В США для этого созывали Конституционный конвент, в революционной Франции — Учредительное собрание. Если возникнет необходимость в принятии новой конституции в России, то разрабатывать её проект будет Конституционное собрание. Все три названых органа не регулярно действующие, а чрезвычайные. То есть граждане избирают с конкретной целью — разработки и принятия основного закона государства.
Последний из способов получает всё большее распространение в современном мире и считается наиболее демократичным. Речь идёт о референдуме — всенародном голосовании. Так, в Италии в 1946 году граждане страны решали вопрос о форме правления.
На референдумах были приняты конституции Франции 1958 и Испании 1978 годов. Большинство участников Всенародного голосования 1993 года высказалось за принятие проекта Конституции России.
По поводу демократичности принятия конституций путём референдума спорить не приходится. Каждый гражданин может поучаствовать в этом процессе — куда уж демократичней. Но существует и ряд сомнений в его целесообразности. Как вы думаете, на чём они основаны?
Конституция не может оставаться раз и навсегда данной. Она отражает общественные отношения, а общество постоянно развивается. По порядку внесения изменений выделяют гибкие и жёсткие конституции.
Гибкими называют те, для изменения которых не существует какой-то особой процедуры, отличающейся от обычного порядка принятия и изменения законов. Например, британский парламент принимает конституционные акты простым большинством (50% плюс один голос).
Изменить жёсткую конституцию не так просто: обычным большинством голосов дело не обойдётся. Скажем, чтобы вступила в силу поправка к Конституции США, нужно чтобы её одобрили две трети депутатов Палаты представителей и сенаторов (палаты Конгресса голосуют по отдельности). Затем она должна быть принята парламентами как минимум трёх четвертей штатов. Конгрессом за всю историю США было одобрено около двухсот поправок. Но в Конституцию было внесено лишь двадцать семь. Остальные этап утверждения в отдельных штатах не прошли.
Конституция России также является жёсткой, но о порядке её изменения поговорим в другой раз.
Завершим же наш рассказ общей схемой «Конституция и её виды» и определением термина «конституционализм». Точнее двумя определениями.
Конституционализм — это форма правления, опирающаяся на конституцию. И политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя; учение о конституции как основном инструменте политической власти.
Модели конституционализма
Типы и формы конституционализма
Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, которые составляют единую систему конституционализма.
Конституционализм означает наличие в обществе основного закона гос-ва (конституции), определяющего разделение и объёмы полномочий ветвей власти, гарантии прав и свобод граждан. Верховенство права достигается благодаря разделению ветвей власти, высоким положением законодательной власти, её зависимостью от народа, а также равным и доступным для всех граждан судом. Конституция, как осн-ой закон, становится соглашением гос-ва и Г.О. о разделении их сфер деятельности: Г.О – сфера индивидуальных свобод, а гос-во – сфера публичной власти и общих интересов
Однако соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства государства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы.
Англо-американская модель конституционализма основана на свободе индивида и не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства. В Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776) такая определяющая роль гражданского общества была выражена следующим образом: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность; народ — источник власти и ему принадлежит суверенитет, а правительство является слугой народа; все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают эти интересы, то народ вправе свергнуть неугодное ему правительство. Несмотря на это в дальнейшем, как показал опыт, США и Англия использовали государственное регулирование. Идея регулирующего воздействия государства наиболее четко проявилась в «новом курсе» Ф. Рузвельта в 1930-х гг., а затем и в послевоенное время.
Конституционализм был способом разрешения противоречий между набравшим силу Г.О. и абсолютистским государством. В тех странах где Г.О. было зрелым, система конституционализма постепенно, начав с ограничения функций монарха, привёла к демократии, и расширению полномочий парламента( народного представительства).
Типы и формы конституционализма
Переход от абсолютистско-монархического правления к, демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших единую систему конституционализма. Однако соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства государства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы.
Англо-американская модель конституционализма акцентирует внимание на свободе как доминирующей ценности, не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства. В Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776) такая определяющая роль гражданского общества была выражена следующим образом: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность; народ — источник власти и ему принадлежит суверенитет, а правительство является слугой народа; все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают эти интересы, то народ вправе свергнуть неугодное ему правительство. В дальнейшем, как показал опыт, США и Англия использовали государственное регулирование. Идея регулирующего воздействия государства наиболее четко проявилась в «новом курсе» Ф. Рузвельта в 1930-х гг., а затем и в послевоенное время.
Модели конституционализма
В Западной Европе отношения между государством и гражданским обществом складывались иначе и дали другую модель конституционализма — евроконтинентальную. Традиции сильного государства, которые отсутствовали в США и Великобритании, сформировали в континентальной Европе особый режим отношений государства и гражданского общества, который нашел свое отражение в концепции правового государства. Наиболее активно она разрабатывалась в Германии. Акцент в ней был сделан на идее об особой роли государства в жизни общества. Свобода индивида ставилась в зависимость от мощи государства, поскольку лишь будучи сильным, государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу, порядок в обществе. В этом случае идея государственного порядка, национального единства ставилась выше Ценности свободы личности.
В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм Проявления конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества имеет различное толкование.
Государство как институт политической системы.
Понятие и теории происхождения государства.
Признаки и функции государства.
Государство в Беларуси: от советского типа к правовому государству.
1. Понятие и теории происхождения государства.
Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.
Термин государство используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.
В современной политологии нет единого подхода к вопросу возникновения государства. Существует целый ряд концепций по-разному понимающих причины возникновения государства.
Патриархальная(Р.Филмер) теория трактует процесс возникновения государства как результат последовательного объединения семей, родов, племен в общности, государства. Государство рассматривается как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями главы и членов семьи.
Теократическая(Аврелий Августин, Фома Аквинский) концепция связывает возникновение государства с волей Бога. Государство – часть порядка, установленного Богом, результат божественного промысла. Теократическая концепция безраздельно господствовала в эпоху средневековья.
Ирригационная (К.Виттфогель). В процессе строительства крупных ирригационных сооружений формировались группы людей, организующих строительные работы. Именно они стали основой государственного аппарата. Абсолютизируется роль географического фактора. Локальный характер.
Расовая теория(Ж. Бобино, Ф. Ницше). Государство создают высшие расы, господствующие над низшими.
Инцестная( К. Леви-Стросс). Введение запрета кровосмешения привело к выделению человека из природы и возникновению государства.
Спортивная(Ортега Х. Гассет) теория. Возникновение государства обусловлено происхождением игр, физических упражнений и спорта. Обряд инициации. Образование специальных групп. Возникновение родовой и военной аристократии результат проведения соревнований.
Патримониальная (Галлер Р.). Право собственности на землю первооснова государства.
Договорная теория(Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). В соответствии с этой теорией государство возникло в результате добровольного соглашения людей в целях обеспечения своих основных прав и свобод.
Социально-экономическая (марксистская) теорияв качестве основных факторов образования государства видит в развитии общественного разделения труда, возникновении частной собственности, классов и эксплуатации одних классов другими. Государство создается экономически господствующими группами для подчинения себе неимущих слоев населения.
Психологическая(Г. Тард, Петражицкий, Ж. Бюрдо). Основа государства – психологическая потребность человека жить в рамках организованного сообщества. Общество и государство есть сумма психологических взаимодействий людей и их различных объединений и следствие психологических закономерностей человека.
Диффузионная(Гребнер). Государство результат передачи опыта управления от одних народов к другим.
Стоит подчеркнуть, что сложность процесса возникновения государства обусловлена множеством факторов, и только учитывая всю совокупность этих факторов можно раскрыть и объяснить становление государства.
2. Признаки и функции государства
Государство характеризуется целым рядом только ему присущих признаков:
Суверенитет.Понятие суверенитет раскрывается через понятие «верховенство»: общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государство обладает наивысшей властью на определенной территории и независимо в международных отношениях. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела. Экономической основой суверенитета является владение территорией, материальными ресурсами. Политической основой – наличие достаточно развитой организации политической власти. Правовая основа суверенитета обеспечивается системой внутреннего законодательства и международным правом.
Всеобщность.Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.
Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами.
Наличие публичной власти, отделенной от общества. Появление особого разделения труда на управляющих и управляемых приводит к образованию особого аппарата управления обществом.
Отношение господства и подчинения. Политическая элита принудительно навязывает свою волю обществу через определенные институты. Государство есть совокупность организаций и учреждений, система управления общественной жизнью.
Государство – это власть институциональная. Территория (часть суши, воздушного и водного пространства), фиксирующая границы государства. Население, на которое распространяется государственная власть.
Монополия на правотворчество. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство в лице определенных органов может утверждать нормы обязательные для всего общества. Право на взимание налогов и сборов с населения. Гражданство характеризует связь индивида с государством. Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.
Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы;
регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;
обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции государства составляют:
защита интересов данного государства на международной арене,
обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами,
участие в международном разделении труда.
Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.
Таким образом, государство можно определить как:
Государство – политическая целостность, образуемая национальной и многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой;
Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение легитимного насилия, осуществляющая управление обществом с помощью специального аппарата;
Государство – основной институт политической системы, организующий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, социальных групп.
3. Форма государства.
От типов государства следует отличать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.
Форма государства складывается из трех элементов:
1) формы государственного правления,
2) формы государственного устройства,
3) политического режима.
При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону. Политический режим – характеристика не только государства, но и всей политической системы. Поскольку сравнительный анализ политических режимов был дан в предыдущем разделе, остановимся здесь на знакомстве с формами правления и государственного устройства.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.