какие типы повторения выделяются в методике русского языка
Повторение на уроках русского языка. Виды.
Уроки повторения пройденного предназначены для воспроизведения и закрепления ранее удвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. Разновидности: в начале учебного года, в конце учебного года, в конце изучения темы, в начале изучения ступенчатой темы.
Урок повторения в начале учебного года имеет целью воспроизвести и закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе. Два фактора обеспечивают его проведение: домашняя подготовка детей к повторению и беседа по содержанию повторяемой темы. Наиболее целесообразно на уроке сочетать беседу по группе вопросов (2-3) одной тематики с последующим выполнением упражнений.
Урок повторения в конце раздела предназначен для закрепления изученного и для его систематизации. Для решения этих задач целесообразнее всего, сгруппировав вопросы, провести систематизацию знаний учащихся и выполнить затем упражнение.
При обобщении знаний об общем смысловом значении существительных предусматривается работа над конкретными значениями групп слов, например названия деревьев, животных, машин, явлений природы, общественной жизни, действий, признаков и т.д. С этой целью используются, например, такие упражнения: определение значений данных групп существительных; разделение существительных по данным группам; выяснение групп, на какие можно разделить данные существительные по смыслу.
Нетрадиционные формы организации УД.
Нетрадиционный урок – это импровизация во время учебного занятия, имеющая нетрадиционную структуру.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики- закона об активности обучения.
Нетрадиционные формы обучения предполагают:
— использование коллективных форм работы;
— привитие интереса к предмету;
— развитие умений и навыков самостоятельной работы;
— активизацию деятельности учащихся;
— при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
— более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развлекающей целей обучения;
— становление новых отношений между учителем и учениками.
Особенности нетрадиционного урока русского языка:
— Использование элементов нового, изменение внешних рамок, места проведения.
— Использование внепрограммного материала, организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальной.
— Привлечение для организации урока людей разных профессий.
— Оформление кабинета, доски, музыки, используется видео для эмоционального подъема учащихся через
— Организация и выполнение творческих заданий.
— Самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
— Создание временных инициативных групп из учащихся для подготовки урока.
— Планирование урока заранее.
— Развитие у учащихся творческих способностей.
Учитель может выбрать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых:
а) авторские (человек, группа людей)
б) новаторские (исследователи, экспериментаторы)
в) традиционные (делай как я)
г) нетрадиционные уроки.
Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков русского языка:
8.Уроки с групповыми формами работы
9.Уроки взаимообучения учащихся
23.Уроки поиска истины
27.Уроки «Следствие ведут знатоки»
32.Уроки – «круговая тренировка»
35.Уроки – игры «Поле чудес».
Интегрированный (межпредметный) урок
Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепления мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук.
В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и.т.д.
Урок-соревнование
Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданиях, предложенных учителем.
Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, Брейн-Ринг, Счастливый случай, Звездный час и. т.д.
В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов.
Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, как отмечалось, участники и команды получают определенное количество баллов. Заметим, что отказ от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.
Урок-зачет
Для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков, а также для систематизации и обобщения знаний учащихся проводятся уроки-зачеты.
Они помогают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности, а так как работа проходит в группе, то повышается личная ответственность каждого ученика за результат учебы.
Уроки-зачеты проводятся в конце изучения темы или ряда тем. До изучения темы учитель предусматривает проведение зачета, планирует теоретические и практические вопросы, продумывает их последовательность и определяет задачи каждого вида работы так, чтобы была ясна картина усвоения темы каждым учеником класса.
Основная цель данного урока состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.
Театрализованный урок.
Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.д.
При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся.
Непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функцию организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого необязательного возлагать на учителя.
Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся. В заключительной части представления, еще в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам.
18.Методика фонетики и графики.
I. Общие сведения. Фонетика и графика.
1)Значение раздела.Язык – это система знаков. Существует в идеальных формах – звуковой и графической. Звуковая форма первична, графическая вторична.
Без звуковой стороны язык не может существовать. Поэтому не можем изучать его вне звуковой оболочки.
Значение раздела определяется тем, что в изучении не разрывают устную речь и письменную, а сопоставляют.
2)Место раздела.1 место. Это определяется характером языковой единицы.
Этапы изучения.
Пропидевтический.Почти всё по фонетике изучено в начальной школе. Без опоры на начальную школу двигаться невозможно.
Систематический.Целостный объект, который изучается в 5 классе.
Заключительный.Активизируется при изучении словообразования и морфологии.
4) Цель.Формирование осознанных умений соотносить звуки и буквы или устную и письменную речь.
5) Основные понятия.Формирование понятий звук, буква и название буквы. Гласные/согласные, ударные/безударные, твердые/мягкие. Позиция и историческое чередование.
Умения и навыки. Главное – различать звуки на слух, вычленять их из слова, различать гл/согл, тв/мяг и т.д. Членить слово на слоги, звуки, характеризовать звуки. Правильно называть буквы, соотносить звуки и буквы, опознавать фонетические процессы. Производить фонетический разбор. Соблюдать орфоэпические нормы.
Типы уроков русского языка
Процесс овладения языком происходит на уроках разного типа, а тип урока определяется этапом и характером работы над языковым материалом.
В методике русского языка можно встретить разные классификации типов урока, но наиболее распространенной является следующая:
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок закрепления.
3. Урок повторения и обобщения.
В дидактике к любому типу урока предъявляются общие требования:
— урок должен быть обучающим (т.е. иметь познавательную цель);
— развивающим (школьники – активные участники процесса обучения; учатся сами добывать знания, творчески подходить к процессу обучения);
— воспитывающим (на уроках вместе с обучением происходит процесс воспитания будущих граждан).
Специфика предмета «русский язык» такова, что, как правило, знакомство с новой темой включает в себя также и повторение, и первичное закрепление, и контроль, а нередко и элементы обобщения изученного. Поэтому урок изучения нового обычно представляет собой комбинацию перечисленных элементов. Это самый распространенный тип урока, обеспечивающий изучение программного материала.
В структуру урока изучения нового входят следующие компоненты:
1. Сообщение темы урока и постановка цели.
2. Проверка домашнего задания и опрос.
3. Опорное повторение (подход к новой теме).
4. Изучение нового материала.
5. Обучение способу применения правила.
6. Закрепительные и повторительные упражнения.
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
В преподавании русского языка используется также немало новых форм нестандартного построения уроков. Так, при изучении нового материала это могут быть уроки взаимного обучения, когда класс делится на «учителей» и «учеников», материал объясняют сами учащиеся; мозговой штурм (коллективно открывается новое знание); новая тема предъявляется в виде дидактической сказки, инсценировки или декламации с музыкальным сопровождением и т.д.
При закреплении и углубленном повторении изученного возможны уроки-практикумы, уроки-исследования, семинары, конференции.
На этапе контроля используются игровые формы урока.
Урок закрепления
Урок закрепления проводится обычно по трудным темам правописания, вслед за уроком изучения нового материала. Цель его – дальнейшее совершенствование навыка правописания.
Типологическими чертами такого урока являются:
— проверка домашнего задания и воспроизведение теоретических сведений, полученных на предыдущем уроке;
— система тренировочных упражнений с постепенным переходом от более простых к более сложным и постепенное повышение самостоятельности в работе учащихся;
— подведение итогов урока и выставление оценок;
Урок повторения и обобщения изученного
Повторительно-обобщающие уроки имеют некоторые разновидности. Цель уроков повторения в начале учебного года – восстановить в памяти детей утраченную за лето информацию.
Уроки повторения проводятся также после изучения очередного раздела. Это может быть подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.
Специфичны уроки обобщения, завершающие изучение раздела. Их цель – привести в систему, обобщить изученные теоретические сведения. Такие уроки могут быть проведены по темам: «Фонетика», «Лексика», «Состав слова и словообразование», после изучения каждой знаменательной части речи, по теме «Служебные части речи».
Урок контроля
Цель таких уроков – проверить и оценить усвоение изученной темы или раздела. Уроки могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. Письменная проверка – это обычно контрольный диктант, который может сопровождаться грамматическим заданием (оно оценивается отдельно).
Уроки контроля наиболее богаты разнообразными игровыми и соревновательными формами.
Это соревнования по рядам или командам;
— уроки-путешествия с преодолением препятствий (на планету «Имя существительное», например;
— по станциям-разрядам местоимений);
— день рождения той или иной части речи;
— общественные смотры знаний с приглашением родителей или старшеклассников в роли судей или членов жюри;
— грамматический бой и т.д.
Школьники могут принимать самое активное участие в подготовке таких уроков: подбирать вопросы и задания для опроса, выступать в роли учителя или консультанта, который отвечает за работу группы и отчитывается в конце урока, давая ей оценку.
Возможен и другой вариант проведения уроков контроля. По заданию учителя дети дома готовят ответы на контрольные вопросы и задания, помещенные в учебнике. Учитель отбирает для устного опроса то, что считает наиболее важным; кроме того, он намечает, какие письменные задания будут выполнять школьники, чтобы проверить также навыки детей. Для быстрого опроса используются индивидуальные карточки, перфокарты, тесты. В конце урока обычно дается небольшая самостоятельная работа, чтобы в это время учитель мог подвести итоги, поставить оценки отвечающим. На таких уроках высокая плотность вопросов и заданий, в результате оценки могут получить 10-12 человек.
Методика построения урока по технологии развивающего обучения
Особенности познания нового в системе развивающего обучения связаны с созданием условий для самостоятельного открытия учащимися нового понятия, закономерности, способа деятельности. Такой подход требует особого сценария процесса учения. На первом этапе, ещё до целеполагания и попытки установить содержание изучаемого понятия или открыть новый способ действия, нужно предъявить учащимся материал, требующий сравнительного анализа (2 текста, подготовленных учителем или созданных самими детьми, 4 – 5 примеров словосочетаний или предложений, несколько слов – в зависимости от изучаемого материала), они должны быть зафиксированы письменно, иначе мысли о сопоставлении не возникнет.
Следующий шаг – мотивация к принятию школьниками решения о сопоставлении текстов и выявлению критериев этого сопоставления. Примерные формулировки заданий выглядят следующим образом: «Какой языковой материал перед вами? (тексты). Что мы можем сделать с этими текстами? (прочитать, сопоставить). Давайте совершим предложенные вами действия, но прежде установим, чего не хватает для их совершения? (критериев сопоставления). Как сформулируете задание по работе с текстами для себя? (прочитать тексты, выявить критерии сопоставления и сопоставить их, сделать выводы). Результаты сопоставления и выводы озвучиваются, можно кратко их записать (в черновом варианте).
После ответов по результатам выполнения первого задания будет коллективными усилиями найден предмет изучения на данном уроке (неизвестное); его необходимо зафиксировать (проще сделать это в виде вопроса). Из этого неизвестного возникнет целеполагание (необходимо использовать вопрос, который поможет учащимся определить цель, например: Почему возникли затруднения? или Каких знаний не хватает? или Чего мы не умеем делать? и следующий за ним вопрос: Как в связи с этим вы определите цель нашего урока?).
Сразу за целеполаганием последует планирование действий и отбор средств, при помощи которых эти действия будут осуществляться. Это выясняется в диалоге учитель – ученик (Каким образом мы пойдем к указанной вами цели? Какие действия необходимы для её достижения? Какими материалами и средствами вам необходимо воспользоваться? Как удобнее работать (в группах, парах, индивидуально) при определении содержания нового понятия (открытии нового способа действия)? В каком виде будет представлен результат?) Обсуждаются также критерии, по которым будет оцениваться результат деятельности учащихся.
Для осуществления спланированной деятельности можно предложить учащимся подобранные учителем материалы и задания к ним или тексты упражнений из учебника, только формулировка заданий опять не должна требовать простой репродукции. Должен присутствовать самостоятельный информационный поиск и обработка информации; структурирование, группировка, классификация; создание схем, таблиц, моделей. Результаты определения содержания понятия и его признаков или открытый новый способ действия могут быть представлены в виде учебно-научных текстов, опорных конспектов, таблиц, схем и т.п. Если работа велась в группах, рассматривается параллельно несколько вариантов; учащиеся коллективно выбирают наиболее удачный. Только после этого целесообразно давать готовое учебно-научное определение, статью из школьной энциклопедии, общепринятую таблицу и дополнять с их помощью сформулированное (созданное) самостоятельно.
Структура урока изучения нового, построенного по технологии развивающего обучения, следующая:
1. Актуализация имеющихся знаний: создание ситуации успеха.
2. Столкновение знания и незнания: возникновение проблемы.
3. Определение неизвестного: постановка проблемного вопроса (исследовательской задачи).
4. Поиск ответа на проблемный вопрос (поиск вариантов решения исследовательской задачи).
5. Открытие «нового» (знания о содержании понятия, языковом явлении, способе языкового действия).
6. Фиксация нового знания или открытого учениками способа деятельности в знаковой или алгоритмической форме.
7. Первоначальное применение полученного нового знания на практике.
8. Рефлексия результатов процесса познания «нового».
Повторение по грамматике и правописанию. Типы повторения и требования к их организации.
Уроки грамматики и правописания. Типы уроков русского языка и их структура.
Общие требования к урокам русского языка в начальной школе.
Основной формой учебно-воспитательной работы по русскому языку является урок. Качество урока связано с его структурной и методической сторонами, которые целиком зависят от учителя.
Типы уроков по грамматике и правописанию:
1)урок объяснения нового материала;
2) урок закрепления знаний и выработки умений и навыков;
На этапе перв.закреплен. необходимо обучить детей приёмам применения нового правила, выполнения практических действий. На этом этапе проводится обучение умению по совокупности признаков распознавать новые грамматич.понятия среди других. Для этого выполняются ряд упр., направленных на выявление существенных признаков понятия, их группировку и выделения понятия по этим признакам.
3) Урок закрепления знаний и выражен. умений и навыков;
Цель: отработать умения, применение теоретич.знаний на практике.
Этапы(чередуются в структуре урока):1.проверка знаний; 2.тренировачные упр.
Важное место занимает проверка д\з.
Тренировочн.упр. должны отвечать опред-ым тредованиям:
1.упр.должны подбираться так, чтобы на одном уроке дать зад.разного рода
2.уол-во упр.должно быть необх. и достат.
3.постепенное увелич. самост-ти при выполнении упр.
4.черед.устных и письм. работ
4) урок повторения и систематизации изученного материала;
Опрос и тренир.упр – чередуются и варьируются
Лучше завершать урок смост.раб.
Устные формы раб. должны нацеливать жетей на рассужд., док-во.
Письм.раб. должны обеспечивать осознанные применения изуч-ых понятий и правил.
5) урок проверки и учета знаний, умений и навыков;
Повторение по грамматике и правописанию. Типы повторения и требования к их организации.
Повторение предупреждает забывание, позволяет восстановить забытое, содействует углублению, расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными. Повторение должно проводиться из урока в урок.
1.Повторение в начале учебного года
Цель: восстановить в памяти обучающихся, после продолжительных летних каникул важнейшие сведения по пройденному в предыдущем классе материалу.
При организации повторения необходимо помнить следующие положения:
1) упражнение и средство наглядности применяемые при повторении должны ориентироваться на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний
2) текстовый материал должен быть новым и усложненным
3) теоретический материал (грамматические сведения и правила правописания) воспроизводятся и закрепляются в процессе выполнения разнообразных упражнений.
2.Текущее (сопутствующее изучению нового материала) повторение (ежедневное повторение).
1) закрепить, углубить и расширить знания, на которые опирается сознательное усвоение нового материала
2) тренировать, развивать и закреплять умения и навыки письменно речи, в частности орфографические и навыки грамотной устной речи
3) своевременно выявить трудности усвоения и пробелы в знаниях обучающихся, их причины и устранять эти пробелы в процессы
При организации текущ. повтор. следует помнить методические требования к нему:
1) равномерное, систематическое распределение материала повторения во времени
2) связь повторяемого материала с уроками, с содержанием урока и его целями и задачами
Содержанием текущего повторения может быть:
— материал по изучаемой теме
— материал по теме в каком-то отношении сходный с изучаемой
— давно изученный материал с целью предупреждения забывания
— материал, направленный на ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся
3.Тематическое повторение проводится после изучения большой темы или раздела
Цель: систематизировать знания полученные детьми при изучении определенной темы или раздела.
На темат. повтор. отводится от 1 до 3 часов.
4.Итоговое повторение(повторение материала, пройденного в течение учебного года) будет успешным лишь в том случае если в течении всего учебного года учитель уделял серьёзное внимание текущему и тематическому повторению
Задачи итог. повтор.:
1) повторить наиболее важный материал года
2) показать взаимосвязь, существующую между явлениями грамматики и орфографии
Статья «Организация повторения на уроках русского языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация повторения на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы
КОУ «Средняя школа №2 (очно-заочная)»
В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого учащихся, достижению ими глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить пройденный материал в необходимый момент изучение нового материала не даст надлежащего эффекта.
В процессе повторения учебного материала учащиеся развивают умения сравнивать, классифицировать, анализировать языковые явления. При этом вырабатываются гибкость ума, логика мышления, развивается память.
Повторение учебного материала осуществляется во время всего учебного процесса: при изучении новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельной работы, при проверке знаний учащихся и т. д.
Структура программы курса русского языка предполагает постоянное обращение к изученному ранее материалу. Но лишь правильно организованное, систематическое повторение будет способствовать более прочному усвоению материала и результативному обучению.
Возвращение к пройденному материалу преследует две цели: окончательное освоение программного материала и его закрепление в памяти учащихся.
Для правильной организации повторения необходимо определить
— материал, подлежащий повторению (Что повторять?),
— систему и методы повторения (Как повторять?),
— разделы и темы, которые на основании соответствующей организации данного процесса позволят отвести время на повторение (Когда повторять?).
Следовательно, при планировании повторения необходимо отобрать материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения. При этом необходимо учитывать специфику учебного предмета.
При изучении русского языка повторение ведется в течение всего учебного года. Оно предваряет курс каждого класса и завершает его соответствующим разделом. Кроме того, специально отводятся уроки для повторения наиболее трудных для усвоения учащимися тем (постановка знаков препинания в простом осложненном предложении, в сложном предложении с различными видами связи, при оформлении прямой речи).
Планирование повторения и выбор тем для повторения составляется при разработке тематического планирования на основании проведенного анализа самостоятельных, контрольных и зачетных работ учащихся и постоянно корректируется с учетом того, как усваивается учащимися новый материал.
В старших классах увеличивается объем фактического материала, выносимого на закрепление и повторение, чаще используется обобщающее повторение, увеличивается доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении. Кроме того, именно на старшей ступени обучения проявляется недостаточный уровень освоения курса русского языка, но возрастает вероятность развития положительной мотивации и осмысленного восприятия учебного материала учащимися. Все это способствует проявлению интереса к предмету.
При отборе учебного материала для повторения обращается внимание на следующее:
1. Выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.
2. Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.
3. Выделять то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
4. Необходимо учитывать степень его связи с изучаемым материалом.
Повторение должно решить следующие задачи:
а) устранить недочеты в знаниях учащихся;
б) углубить и расширить знания учащихся по данному вопросу;
в) предупредить забывание основного содержания материала;
г) воспроизвести ранее пройденный материал на более высокой ступени;
д) обобщить, систематизировать и окончательно закрепить наиболее существенное из учебного материала.
Различные виды повторения тесно взаимодействуют; от своевременного и успешного проведения одного из видов повторения, например тематического или текущего, зависит продолжительность и успешность повторения другого вида — заключительного повторения или повторения в конце учебного года.
В курсе русского языка используются следующие виды повторения:
1. Повторение в начале учебного года.
2. Текущее повторение всего, ранее пройденного:
а) повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующее повторение);
б) повторение пройденного вне связи с новым материалом.
3. Тематическое повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы).
4. Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года).
При повторении в начале учебного года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретаемые на уроке, должны опираться на прочный фундамент уже усвоенных. Здесь необходимо сочетать обе задачи: провести общее повторение в порядке обзора основных вопросов из материала прошлых лет и более глубоко повторить вопросы, непосредственно связанные с очередным материалом по программе нового учебного года.
Наиболее трудный материал повторяется в классе, менее трудный предлагается для самостоятельной работы.
Так, в изучение синтаксиса сложного предложения в 9 классе возможно лишь после повторения синтаксиса простого предложения; освоение простого осложненного предложения будет осознанным и глубоким на основании повторения тем морфологии (причастие, деепричастие, прилагательное)
Текущее повторение в процессе изучения нового материала помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным, поэтому может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется материал, естественно увязывающийся с новым материалом.
Повторение становится составной и неотъемлемой частью изучаемого материала. Например, при изучении слитного или раздельного написания не с наречием повторяется написание не с изученными ранее частями речи; при изучении написания н или нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени возникает необходимость повторить написание н или нн в суффиксах прилагательных.
При этом необходимо учитывать подбор материала, установление его последовательности, важность нового подхода к прошлому материалу, введение элементов новизны в повторяемый материал.
При текущем повторении вопросы и упражнения могут быть предложены учащимся из различных разделов программы.
Текущее повторение осуществляется в процессе разбора упражнений, включается в домашнее задание. Оно может быть проведено как в начале или в конце урока, так и во время опроса учащихся.
Текущее повторение дополняется сопутствующим повторением, которое невозможно строго планировать на большой период. Для него не выделяется специальное время, но оно является неотъемлемой частью каждого урока, так как зависит от материала, привлекаемого для изучения очередного вопроса, от возможности установить связи между новым и старым, от состояния знаний учащихся в данный момент.
Важно, чтобы учащиеся свободно ориентировались в учебнике и своих записях в тетрадях и могли найти тот материал, который нужно в данный момент повторить.
При повторении каждой законченной темы или раздела курса систематизируются знания учащихся, для чего выделяются специальные уроки.
После выполнения контрольной работы проводится работа над ошибками и организуется повторение тем, которые вызвали затруднение у учащихся.
Тематическое повторение предшествует заключительному повторению в конце четверти или учебного года. Без выполнения этого этапа повторения невозможно успешное осуществление заключительного повторения.
Заключительное повторение в конце учебного года проводится также по темам, но из темы берется наиболее существенное, материал темы более сужен. При заключительном повторении анализ языковых явлений проводится на более широком материале, и путем такого сравнения учащимся показывается связь между разделами курса.
Заключительное повторение должно помочь учащимся обобщить знания, представить полученные знания в определенной идейно направленной системе, выявить внутренние логические связи между разделами, прочно закрепить пройденное.
На уроках заключительного повторения широко используются сопоставления, сравнения и аналогии; постановка самих вопросов по своему характеру должна заставлять по-иному осмысливать прежний материал.
В условиях вечерней школы повторение изученного материала имеет особое значение, и, следовательно, есть необходимость в разработке и использовании специальных дидактических материалов для обучающихся.
Это могут быть практические пособия по отдельным темам или разделам курса русского языка. Учебный материал должен быть представлен наиболее трудными для усвоения и значимыми для формирования или развития навыка грамотного письма вопросами русской грамматики.
Кроме того, перспективного и в то же время концентрированного взгляда на отбор материала требует и зачетная система, которая предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельной деятельности по освоению учебного курса.
Таким образом, недостаточно прочное усвоение той или иной темы и имеющиеся пробелы в знаниях могут быть успешно устранены и в достаточно короткий промежуток времени.