какие типы речи есть в предложениях
Как определить, к какому типу речи относится текст
Что такое типы речи, и какие функции они выполняют
Любой текст имеет назначение, выполняет функцию. От функции текста зависит его содержание, структура и языковое оформление. В русском языке существует три функциональных типа речи.
Чтобы различать типы речи, нужно знать их признаки.
Что такое повествование
Повествование — это изложение последовательности событий.
Цель — передать информацию о ряде происходящих друг за другом, логически связанных действий. К такому тексту можно задать вопрос: «что происходит?».
В структуру текста-повествования входят:
Повествовательный текст не всегда начинается с завязки. Развитие событий может происходить и в обратном порядке: сначала автор сообщает итог, а затем то, что к нему привело. Иногда отсутствует кульминация.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. (К. Паустовский)
Что такое описание
Описание — это изображение объекта или явления с помощью перечисления его признаков. Текст может описывать как пейзаж, внешность человека, интерьер, так и эмоциональное состояние или характер.
Цель — создать образ предмета, передать впечатление от него. Текст-описание отвечает на вопрос: «какой?».
Структура описания включает:
В некоторых текстах-описаниях структурные элементы могут меняться местами. Например, в загадке автор сначала описывает предмет, а называет его только в конце.
Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. (И. Тургенев)
Что такое рассуждение
Рассуждение — это структурированные, аргументированные размышления автора о предмете.
Цель — доказать или опровергнуть идею. Такой текст отвечает на вопрос: «почему?».
Для рассуждения важна четкая структура:
Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком
.Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)
Особенности языкового оформления разных типов речи
Каждый тип речи имеет особенности языкового оформления. Они вытекают из основной функции текста.
Повествование динамично, поэтому в нем много глаголов (особенно прошедшего времени совершенного вида), наречий. Часто встречаются слова, указывающие на временную последовательность: тогда, затем, в то время как. Порядок слов в предложениях прямой. Используются простые или составные глагольные сказуемые, однородные сказуемые.
Описания статичны, действие в них почти отсутствует. Поэтому самые распространенные части речи — существительные, прилагательные и наречия. Глаголы употребляются в форме настоящего времени несовершенного вида. Используются назывные и неполные предложения, предложения с обратным порядком слов. Сказуемые чаще всего составные именные. В большом количестве встречаются определения и обстоятельства места. Для текстов-описаний характерно использование тропов: эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
Для рассуждений характерно использование абстрактной лексики. Часто используются сложноподчиненные предложения с обособленными конструкциями: вводными словами, обстоятельствами, деепричастными и причастными оборотами. Могут встречаться риторические вопросы.
Типы и стили речи: в чем различия
Понятие «тип речи» часто путают со «стилем речи».
Различить их просто. Тип текста определяется его целью, функцией. Стиль речи — это совокупность языковых средств и способов их использования. Иными словами, тип речи отвечает на вопрос: «зачем?», а стиль — на вопрос: «как?».
Тип и стиль речи не связаны непосредственно. Например, текст-описание может относиться к художественному стилю (стихотворение в прозе), а может — к научному (статья в справочнике).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
Типы речи – это разновидность текстов с точки зрения их функциональности. Выбор способа изложения зависит от наличия содержательных и композиционных признаков и от того, что именно необходимо передать автору. Типы и функциональные стили речи отличаются. Также разделяются виды речи (или разновидности речи)– устная и письменная речь.
Типы речи текста в русском языке
Предложения, которые имеют общую тему и основную мысль, объединяются в цельный текст. Тема – это то, о чём говорится, а основная мысль – это то, что автор хочет сказать читателю или убедить его в чём-либо. Чтобы понимать главный смысловой компонент, нужно определить тип речи, так как с его помощью формируется и разворачивается основная мысль. В русском языке выделяются такие типы речи:
Что такое описание
Описание – это тип речи, главная функция которого рассмотреть предмет речи. В таком тексте указываются не только значительные, но и незначительные качества или признаки животных, людей, событий. Действительность изображается статично, то есть место и время остаются неизменными.
Цель текста-описания – это характеристика, оценка предмета с одной или со всех сторон. Автор предоставляет читателю лёгкий для восприятия и красочный образ, который без проблем воссоздаётся в сознании. Описательный текст отвечает на следующие вопросы: «каков объект?», «каков субъект?». Обычно описывается внешность, характер, чувства человека, природа, местность, предметы и др.
У текста-описания есть определённая композиционная структура:
Языкового особенности описания
Языковые средства, которые помогают в описании:
Примеры с текстом описание
«Лицо его не представляло ничего особенного один подбородок только выступал очень далеко вперед маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши »
Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»
«…На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками…»
Л.Н. Толстой, «Война и мир»
Что такое повествование
Повествование – это тип речи, сообщающий о совершении действия во временной последовательности. Автор повествует о событии от начала и до конца, т.е. в течение определённого отрезка времени. При этом все части текста логически связаны между собой. Окружающий мир динамичен, изменчив. Можно поставить вопросы «что произошло?», «когда случилось?», «с кем происходит?» и подобные. Обычно повествование ведётся от 1-го или 3-го лица.
Повествовательный текст складывается из следующих составляющих:
Языковые особенности повествования
Текст-повествование выражается посредством таких элементов языка:
Примеры с текстом повествования
Примеры отрывков с повествованием из художественной литературы:
«Прошла неделя после знакомства. Был праздничный день. В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы. Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. Некуда было деваться»
рассказ А.П. Чехова, «Дама с собачкой»
«Отдохнув, я причесался, почистился и сошел вниз к чаю. Образ молодой девушки носился передо мною, сердце перестало прыгать, но как-то приятно сжималось…»
И.С. Тургенева «Первая любовь»
Рассуждение
Рассуждение – это тип речи, излагающий, подтверждающий, доказывающий кили объясняющий какую-либо мысль. Главное отличие этого текста – это раскрытие внутренних признаков явлений. Автор рассуждает и приходит к новому суждению, аргументирует свою точку зрения, выражает собственное мнение через определение причин и следствия совершаемых событий. Вопросы – «почему так происходит?», «зачем человек поступает так или иначе?» и т.д.
Языковые особенности рассуждения
В тексте-рассуждении используются такие языковые элементы:
Примеры с текстом рассуждения
«Когда я рассуждаю о свете, что нахожу в нем два рода людей: обманщиков и обманутых; а если есть некоторые ни того ни другого числа, то их так мало, так мало, что они могут назваться выродками. Снедаемому скукою и почти в безумии, мне вздумалось прибегнуть к лекарству богословов и испытать, не найду ли услаждения в чтении святых книг: но что ж? Если полагать утешением несчастному видеть еще себя несчастнее, то я сие нашел…».
Сушков М.В. «Российский ветер»
Как отличить типы текста: повествование, описание, рассуждение
Тем не менее, многие не знают, как определить тип текста. Необходимо следовать простым правилам:
Итак, границы между типами речи достаточно условны. Нужно понимать, что в одном тексте может встретиться, например, описание с элементами рассуждения, рассуждение с элементами повествования или повествование с элементами описания.
Функционально-смысловые типы речи
Типы речи в тексте
Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):
Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:
Описание
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.
В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.
Структура развернутых текстов-описаний:
Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.
Примеры текста — описания
В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:
Повествование
Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.
Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.
Развернутый текст-повествование строится по схеме:
Пример текста — повествования
В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.
Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:
Рассуждение
Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.
Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.
Рассуждения в художественных текстах
В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:
Структура текста- рассуждения:
Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.
Примеры текста — рассуждения
Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.
Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.
Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.
Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.
Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?
Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.
В русском языке типы речи имеют свои особенности построения текста и несколько отличительных характеристик. Несмотря на это, многим достаточно трудно определить тип речи в определенном тексте. Ведь их изучали аж в 3 классе, а со временем знания притупляются. Как же решить эту проблему?
Типы речи в русском языке
Прежде всего необходимо определиться, сколько всего существует типов речи. Сегодня лингвисты выделяют 3 основных вида: описание, повествование и рассуждение.
Функциональная таблица, представленная ниже, дает наглядное представление этой темы:
Описание
Определение типа
Данный тип речи характеризуется большим наличием прилагательных и наречий. Уже по названию нетрудно догадаться, что в подобных текстах описываются предметы, люди, явления природы со всех сторон.
Короче говоря, текст-описание представляет собой рассказ о чем-либо материальном. Действия происходят одновременно или последовательно. Также они все связаны между собой.
Как правило, в текстах с этим типом речи используют настоящее время у глаголов. Писать такие тексты очень легко, так как они требуют только достаточного «багажа» знаний прилагательных, синонимов и антонимов.
Композиция
Рассмотрим основные части композиции:
Разновидности описания и примеры текстов
Разновидности этого типа речи постоянно меняются. Какие-то объединяются, какие-то появляются. Поэтому обратим внимание только на наиболее встречаемые виды описания:
Портрет
Портрет – изображение внешних качеств человека.
Пример: «Она выглядела сногсшибательно. Ее глаза сверкали каким-то внутренним светом, щеки покрылись румянцем, а желтое платье изящно развевалось на ветру».
Психологический портрет
В этой разновидности описания автор подробно рассказывает читателю о внутреннем состоянии своего героя.
Пример: «После этой вести у него буквально душа пропала. Всю свою оставшуюся жизнь он не хотел ни пить, ни есть. Быть вечно грустным, печальным, не понимал смысл своего существования».
Интерьер
Здесь описывается обстановка, мебель и дизайн какого-либо помещения.
Пример: «Зала была по-настоящему огромная. Швейцары стояли возле белоснежных тяжелых дверей, пол сверкал изумрудом из-за громадной люстры, которая возвышалась над гостями».
Пейзаж
В пейзаже автор во всех красках пытается описать окружающую его природу или какое-нибудь природное явление.
«В воздухе пахнет прелыми листьями, грибами и осенними цветами. Деревья стоят нарядные и сказочно красивые. Они переоделись в пёстрый осенний наряд, словно готовясь к большому празднику»;
«Речка текла не спеша. Березки стояли неподвижно и ловили каждый лучик солнышка. Белки собирали шишки, а маленькие мишки мило перекатывались с одного бока на другой по хрупким веточкам».
Повествование
Определение типа
Повествовательные предложения отличаются тем, что в них рассказывается о каких-либо происшествиях, событиях в хронологическом порядке. В таких текстах много глаголов и обстоятельств, которые органично связывают предложения между собой.
К ним относятся различные повести, некоторые романы и т. п. При чтении вслух последовательность действий выделяется особой интонацией.
Композиция
Составные части композиции:
Зачин — в нем описывается первое событие, относительно которого и ведется дальнейшее повествование.
Средства языкового оформления
У каждого типа речи есть свои особенности. По-другому их называют средствами языкового оформления.
Внизу представлены основные черты описания:
преобладание глаголов прошедшего времени;
сказуемые представлены в виде простых и составных глаголов;
много обстоятельств, указывающих место и время;
действия идут последовательно, в хронологическом порядке.
Пример текста
Вот это маленький текст с повествовательным типом речи с элементами описания:
«Шел Вовка по улице и увидел крохотную кошечку на дереве.
Она явно нуждалась в помощи, что можно было понять по ее зовущему о помощи стону. Увидев эту картину, мальчик незамедлительно пошел к старшим, чтобы попросить о помощи. Однако его попытки не увенчались успехом. Тогда Вовка решил сам полезть на дерево и спасти беззащитное животное.
К счастью, все обошлось, мальчик спас кошечку и надолго остался для друзей настоящим героем».
Рассуждение
Определение типа
Рассуждение представляет собой сконструированное, связное сочинение, где рассматривается определенная проблема. В большинстве своем, в текстах с данным типом речи автор выбирает какую-то позицию и приводит аргументы в ее защиту, а так же старается доказать, что противоположная точка зрения – полная ерунда.
Иными словами, идет объяснение, почему автор выбрал именно эту позицию. Придумать аргументы не получится, поскольку, в основном, тексты-рассуждения используются в научной сфере, где опираться нужно только на реальные факты.
Цель рассуждения – донести до читателя авторские мысли. Отличительные признаки рассуждения – наличие аргументов в защиту авторской точки зрения, рассмотрение нескольких возможных решений по конкретной проблеме.
Композиция
Рассмотрим основные части композиции:
Тезис – основная мысль, относительно которой идет рассуждение автора. Другими словами, это некая проблема, которую рассматривает автор в своей работе.
Языковые средства
много обстоятельств причины, следствия, цели;
преобладают сложноподчиненные предложения;
наличие вводных слов.
Пример текста
В качестве примера можно привести вот такой короткий текст:
Определить тип речи того или иного текста не так уж и сложно. Достаточно знать особенности каждого типа, отличительные характеристики и иметь представления об их средствах языкового оформления.
Типы речи (продолжение предыдущей записи)
(продолжение предыдущей записи)
Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи. К ним относится описание, повествование и рассуждение.
Тип речи зависит от характера объекта речи, от материала о котором надо что – то сказать. Если материалом речи являются последовательные действия, то речь будет повествовательной, если объект речи – предмет, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер. Если же объектом речи являются какие – то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам, то это речь типа рассуждения.
Вместе с тем любой художественный текст, включающий в себя все типы речи в своей основе является или повествованием или рассуждением, или описанием.
Рассмотрим все типы речи.
Описание- это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта.
цвет, объем и т. д., так и внутренние качества предмета или явления
(характер, увлечения, повадки и т. д.).
Описание объекта характеризует объект, т. е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки – это «новое» предложение. В «данном» предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается
ли говорящему: 1) вычленить характерные детали предмета; 2) увидеть их главные и наиболее яркие признаки; 3) найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?»
Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи.
Прежде всего описание – это характеристика предмета в статистике (сообщается об одновременных признаках). Оно представляет собой «фотографию» предмета (явления) в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов – описаний.
Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.
Описание не допускает смешения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.
Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений.
Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями.
В зависимости от того что описывается, тексты – описания подразделяют на описание предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.
Описаниями являются и те тексты, в которых говориться о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам – описаниям относят, также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.
В рассуждении содержится объяснение какого – либо факта
аргументируется определенная точка зрения, раскрывается причинно – следственные связи и отношения.
Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? Зачем? В чем смысл?
Этот тип речи имеет свои отличительные признаки.
В рассуждении обязательны две смысловые части, которые взаимообусловлены. Первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Изложение того что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства.
Композиция рассуждения чаще всего строится так: вслед за введением подготавливающем слушателя к восприятию проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод.Возможно и иное построение рассуждения: вначале идут доказательства, а затем уже вывод, который и становится тезисом рассуждения. Структура рассуждения не
является жесткой, так как доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В этом типе речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.
В рассуждении используется различные способы выражения причинно – следственных отношений.
Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира.
Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которое происходит в разное время, но связаны
между собою, зависимы друг от друга.
В лингвистике повествование рассматривается как текст, в котором на первый план выдвигается порядок протекания действий (процессов,
явлений ит. д.). Каждое предложение его обычно выражает какой – либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествование представляетсобой ответы на вопросы: что? Где? Как? Когда?
Повествование характеризуется рядом признаков.
Прежде всего повествование отличается динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видовременными формами глаголов (настоящее, прошедшее, будущее время, совершенный и несовершенный вид) со значением мгновенности, стремительности («вдруг»,
«неожиданно» и пр., наличием обстоятельственных слов со значение временной последовательности
(«потом, «затем», «после этого» и др., союзов со значением чередования и др. В повествовательном рассказе допустимо смешение времен.
Повествование в отличие от описания можно проиллюстрировать серией картин или создать по нему диафильм.
Другим существенным признаком этого типа речи является наличие сюжета и действующих персонажей. В повествовании может быть передан диалог.
Повествование отличается также структурой: текст начинается с экспозиции, которая знакомит со временем и местом события (действия). Затем следует завязка (начало действия или причина события). После этого повествование продолжается развитием события и кульминацией, которая разрешается развязкой.
Структура повествования характеризуется большей жесткостью, так как перестановка компонентов ограничена фактором временной
последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета.
Для повествовательных рассказов также характерна цепная связь между предложениями.
Особенностью повествовательного рассказа для детей дошкольного возраста
является то, что повествование – это такой тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера дошкольников привлекает их больше других и чаще создается ими в речевой практике. Однако, как показали исследования (О. С. Ушаковой, Н. Ф. Виноградовой, Н. Г. Смольниковой, Л. Г. Шадриной, В. В. Гербовой, Т. И. Гризик, Н. В. Елкиной, дети испытывают затруднения в освоении повествовательных монологов данного типа.
Повествовательные рассказы детей характеризуются следующим:
— Ребята затрудняются в определении главной темы повествовательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по существу;
— повествование у многих детей не может иметь четкой структуры: в их рассказе часто пропускается какая –то структурная часть (начало, середина,
конец, нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, отступление от первоначального замысла, стандартность и стереотипность зачинов, логическая незавершенность рассказов;
— в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характеристики героев, редко встречаются описание природы, прямая речь;
— чаще всего дети используют такие средства выразительности, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, синонимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;
— типичный недостаток детских повествований – большое количество пауз; частое использование повторов какого – либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и
места («потом», «там», «тут», что характерно для формально – сочинительной связи между предложениями. Вместо связного текста образуется несколько предложений, объединенных одной темой;
— для детских рассказов характерны однообразные, однотипные по структуре предложения (в основном простые и сложносочиненные, сложноподчиненных почти нет.
— дети не умеют детализировать действие, расчленять на составные части. Поэтому их рассказы схематичны, они не передают динамики, настроения.
Учитывая специфику повествования как типа монологической речи и особенности детских повествовательных рассказов, исследователи определи круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в дошкольных учреждениях.К ним относятся:
— умение определять тему рассказа, давать заголовок;
— знание структуры рассказа и умение следовать ей;
— владение разными способами зачинов рассказов;
-соблюдение последовательности в переходе от одной мысли к другой, умение логически завершать рассказ;
— умение пользоваться разными типами связей между предложениями;
— владение разнообразными средствами выразительности, умение точно подбирать слова по смыслу;
— использование различных синтаксических конструкций предложений;
Формирование вышеназванных умений поможет детям создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. Обучая этим умениям, воспитатель помогает детям осознать особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные высказывания.
Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (часть 4 продолжение) Занятие №16 «Весна поэта» Образовательные задачи: формировать звуковую культуру речи, учить произносить фразы с разной силой голоса, употреблять.
Консультация для родителей «Типы детско-родительских отношений» — презентация Слайд 1. Сегодня, уважаемые коллеги, мне хочется поделится с вами презентацией, которая понравилась родителям моих деток. Когда-то эта информация.
Посткроссинг на МAAM. Продолжение Мы открытки шлём друзьям, Почтальон ответ приносит, Эта дружба с перепиской Называется «посткроссинг» Примерно неделю назад почта доставила.
Проектная деятельность в ДОУ: классификация, типы, этапы В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны.
Рабочая программа (продолжение) СТАРШАЯ ГРУППА Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Рабочий лист для 5 класса для отработки навыков буквенной записи свойств сложения и вычитания, решения уравнений Рабочий лист6. Умения: Записывать и использовать буквенную запись свойств сложения и вычитания для нахождения значения числового и буквенного.
Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение. В предыдущей публикации я начала представлять рекомендации для родителей по летним видам спорта. В этой публикации представлены рекомендации.
Консультация для педагогов «Типы акцентуации» Демонстративный тип характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью.