какие типы семей выделяет м арутюнян

Типы семей: их особенности и характеристики

Типы семей: их особенности и характеристики

Семья – это маленькое государство и то, каким образом оно будет управляться зависит от набора основных черт.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим их.

I. По количеству брачных партнёров выделяются такие виды семей:

— моногамные (брак, заключён между одним мужчиной и одной женщиной);

— полигамные (в данной семье насчитывается несколько супружеских партнеров,при этом вариантов таких союзов может быть несколько: при полиандрии одна жена имеет несколько мужей (встречается в Тибете и Индии, а при полигинии мужчина строит отношения более, чем с одной женщиной (широко распространено в мусульманских странах);

— групповой брак, где несколько мужчин и более двух женщин. Встречается крайне редко, так как не свойственно человеческой природе.

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Чаще встречается полигиния.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

II. По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи.

— Бездетная: семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.

— Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

— Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

— семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

— семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

— семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

— семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.

III. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи.

IV. Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные).

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью. Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж. Патрилинейность– исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано со снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов).

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья. В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

V. Критерием классификации служит то, с кем и где супруги проживают на одной площади. Это может зависеть от материальных возможностей и взглядов на устройство рода. В зависимости от места проживания супругов, различают следующие виды семей:

— Матрилокальная, где молодожены проживают на территории семьи жены.

— Патрилокальная, где супруги живут у родителей мужа.

— Неолокальная. Молодая семья имеет возможность проживать отдельно от родительских семей

VI. По качеству отношений специалисты выделяют такие типы семей:

Благополучная. В такой семье удовлетворяются все базовые, основные и экзистенциальные потребности всех ее членов. Заключая брак, супруги рассчитывают создать именно такую семью. Устойчивая или нормальная. Здоровая и среднестатистическая пара.

Проблемная. Для такой семьи характерны повторяющиеся негативные моменты, которые могут привести к распаду.

Конфликтная. Внутри семьи повсеместно происходят конфликты интересов, которые порождают ссоры, напряжение, дискомфорт и отрицательные эмоции.

Неблагополучная. Семья с низким социальным статусом, в которой обесцениваются основные функции и наблюдаются явные дефекты в воспитании детей.

VII. Типология семьи по семейному стажу:

— Молодая семья.Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

— Семья среднего супружеского возраста. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.

— Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.

VIII.Типология семьи по составу:

1. Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья», в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

2. Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

мужчина с детьми женится на женщине без детей;

оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

XI.Под семьей альтернативного типа следует принимать:

— Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.

— Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.

— Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.

— Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.

— Конкубинат. Союз разнополых людей, где мужчина открыто обеспечивает незамужнюю женщину и общего с ней ребенка. При этом он обычно состоит в браке с другой женщиной, ведет с ней общее хозяйство и воспитывает детей.

какие типы семей выделяет м арутюнян. Смотреть фото какие типы семей выделяет м арутюнян. Смотреть картинку какие типы семей выделяет м арутюнян. Картинка про какие типы семей выделяет м арутюнян. Фото какие типы семей выделяет м арутюнянФотоотчет «Парад курских семей» 8 июля- День семьи, любви и верности! В нашей стране этот праздник отмечается с 2008 года. Вчера, 7 июля, в нашеи городе впервые отметили.

какие типы семей выделяет м арутюнян. Смотреть фото какие типы семей выделяет м арутюнян. Смотреть картинку какие типы семей выделяет м арутюнян. Картинка про какие типы семей выделяет м арутюнян. Фото какие типы семей выделяет м арутюнянФотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

какие типы семей выделяет м арутюнян. Смотреть фото какие типы семей выделяет м арутюнян. Смотреть картинку какие типы семей выделяет м арутюнян. Картинка про какие типы семей выделяет м арутюнян. Фото какие типы семей выделяет м арутюнянФотоотчёт о первом этапе фестиваля среди семей «Мы вместе» Фотоотчёт о спортивном фестивале среди семей «Мы вместе» 13 февраля 2018г. в спортивном зале МБДОУ ДС «Радуга» прошел муниципальный этап.

какие типы семей выделяет м арутюнян. Смотреть фото какие типы семей выделяет м арутюнян. Смотреть картинку какие типы семей выделяет м арутюнян. Картинка про какие типы семей выделяет м арутюнян. Фото какие типы семей выделяет м арутюнянКруглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО. Педагогическая характеристика ребёнка является одним из документов,.

Источник

Тема 2. Структура, функции и динамика развития семьи.

Семья сложное образование, как уже было отмечено, и для того, чтобы понимать процессы происходящие в ней важно обратиться к структуре, функциям семьи и её движению, т.е. динамике. Все вышеуказанное теснейшим образом связано с типом семьи или теми вариантами организации семейной жизни, которые складываются и определяют и её движение и функции.

Типы семей.

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

В.Н. Дружинин, говоря о типах семей, выделяет три группы характеристик:

2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, сестер, братьев и др.).

А.Е. Личко говорит о таких характеристиках семьи как: структура семьи и функциональные особенности.

1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья.

А также вводит понятие «дисгармоничная семья» и причины дисгармонии, среди которых:

1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

В.Н. Дружинин, указывая на происходящие в современной социально-экономической жизни страны изменения, предположил, что в ближайшей перспективе главой семьи будет женщина, а муж приобретет больше ответственности за семью, получив, в частности, возможность обеспечивать её материально. Пишет, что социологические теории семьи, которые создавались «советскими» учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

Функции семьи.

Говоря о разновидностях функций семьи, представляет интерес позиция Харчева, который полагал, что «детопроизводство» в интересах функционирования общества является основной функцией семьи («Воспроизводство непосредственной жизни»). С его точки зрения, семья может исследоваться двояко: 1) как социальный институт, и 2) как малая социальная группа.

Подробно анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова.

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

Н.Я. Соловьев выделяет следующую разновидность функций семьи:

1. Воспитательная функция состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Исследования М. Аргайла показали, что общение с детьми является главным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивает время их жизни, повышает стойкость по отношению к стрессам. Даже одинокие матери счастливы, что имеют ребенка (75%) и лишь 8% отрицательно относятся к нему.

Данная разновидность, с нашей точки зрения, наиболее полно характеризует процессы происходящие внутри семьи.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

О.М. Здравомыслова пишет, что с возрастанием индивидуализации человека и «введением» в современную семью принципа автономии личности как необходимого условия развития и удовлетворения высших психологических потребностей, а также в связи с параллельно идущими социальными процессами, ослабляющими внешние нормы семейного взаимодействия, удовлетворение всех видов базовых психологических потребностей индивида, включая и «высшие», усложняется, что создает угрозу дестабилизации семьи. Вследствие этого повышается требование к выполнению семьей её социально-психологических функций, как в целом, так и на различных стадиях её жизненного цикла. Всё вышесказанное заставляет нас обратиться к такому понятию как нарушение семейных функций и дисфункциональные семьи.

А.Н. Елизаров предполагает, что одной из главных проблем семьи, приводящей к семейным, функциональным нарушениям является регуляция противоречий, которые возникают в семье, и выделяет два основных пути их разрешения: а) аппеляция к социальным нормам, разуму и ценностям; б) аппеляция к разуму супругов, к их способности понять необходимость согласия.

Анализируя весь список «функций семьи», он приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьей», порождает и воспитывает детей.

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте.

Наиболее часто в работе психолога с дисфункциональными семьями по мнению Э.Г. Эйдемиллера встречаются следующие проблемы:

1. Ошибочный выбор партнера. Часто ожидание того, что муж/жена, будут напоминать отца/мать.

2. Незавершенные отношения в родительской семье. Супруги, вместо того, чтобы советоваться друг с другом при решении проблем, обращались за советом к своим родителям.

7. Среди представителей сексуальных меньшинств, наоборот, преобладает требование узаконить их браки и разрешить им усыновление детей.

Хорошим браком и семьёй считается тот и та, в которой присутствуют следующие признаки: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций (Ледерер и Джексон). А.Н. Обозов (1976) считает, что стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

Структура семьи.

К ситуационным нарушениям относятся трудности относительно кратковременные, но создающие угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания, крупные имущественные потери и т.п.). Значительную роль в психологическом воздействии этих трудностей играет фактор внезапности (семья оказывается не подготовленной к событию), исключительности (легче переживается трудность, затрагивающая многие семьи), а также ощущение беспомощности (члены семьи уверены, что они ничего не могут сделать для того, чтобы обезопасить себя в будущем) (Costell R. et al., 1981).

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов её жизнедеятельности.

Динамика семьи.

Динамические процессы, лежащие в основе наиболее очевидных структурных связей, процессы, широко распространенные, специфические и узнаваемые, получили название «семейной динамики»(М. Уэдделл,1994.)

Столин В.В., в функционировании семьи выделяет три процесса динамического аспекта:

1. Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета.

2. Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной системы отсчета.

3. Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.

«Нормативные стрессы и стрессоры» (Burnham J. B., 1991) и кризисы развития (Caplan G., 1963), также являются движущей силой развития семьи как в целом, так и её отдельных членов.

Помимо ситуативных стрессов выделяют и те, которые предусмотрены коллизиями развития личности, организма, семьи и других социальных групп. Они могут быть описаны как критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье ранее, не способствуют достижению новых потребностей, появившихся у членов семьи.

С. Кратохвил указывает, что в жизни семьи есть свои критические периоды, и относит к ним 4-6 и 17-25 годы общей жизни.

З. Розенталь пишет, что 8% разводящихся молодых супругов (продолжительность брака 0-2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших вместе пять и более лет таких было только 0,6%. Своеобразие дальнейшего развития семьи показывает и то, что конфликты из-за эмоциональных отношений как бы вытесняют конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным М. Джеймса, на 5-10-м году брака больше всего разногласий между супругами возникает из-за различного отношения к воспитанию детей. На дальнейших этапах развития семьи снова появляются своеобразные причины её нестабильности, среди которых важное место занимает представление о том, что невозможно возродить супружеские отношения. Так, В.А. Сысенко указывает, что после 25 лет брачной жизни возрастает число разводов, которые мотивируются пьянством мужа (понятно, что очень редко не пьянствовавший ранее мужчина начинает пить в 50-60 лет) или фактическим созданием другой семьи (так же понятно, что отношения, характеризуемые как другая семья, возникают заметно раньше, чем юридически прекращается ранее бывший брак).

Семейные системные психотерапевты Варнхилл и Лонго для объяснения того, что происходит с семьей при переходе от фазы к фазе, заимствовал психоаналитические идеи о фиксации и регрессии: во время нормативного стрессора дисфункциональные семьи, вместо того чтобы продвигаться вперед, регрессируют на более ранние фазы развития семьи, либо останавливаются в своем развитии, т.е. фиксируются на определенной фазе. Для того чтобы избежать этого, они предлагают семьям проработать проблему переводов «Как вы это делали, с помощью каких средств, что вы еще делали?».

Ученым обращается внимание на факт, что все семейные процессы происходят как естественное продолжение прошлой динамики в родительских семьях, уходя корнями в первые дни семейной жизни.

Итак, динамика семьи это важное образование, приводящее разного рода изменениям как семьи в целом, так и отдельных её членов. Движение семьи неизбежно, более стремительно оно происходит в случаях кризисов семьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *