какие типы совпадений можно выявить по генограмме

Что такое семейная генограмма и в чем ее польза

какие типы совпадений можно выявить по генограмме. Смотреть фото какие типы совпадений можно выявить по генограмме. Смотреть картинку какие типы совпадений можно выявить по генограмме. Картинка про какие типы совпадений можно выявить по генограмме. Фото какие типы совпадений можно выявить по генограмме

Семейная генограмма — это своеобразная «родословная» отношений. Она помогает проследить, какие установки человек перенял от родителей, бабушек и дедушек и какие он передаст своим детям по наследству. Составить генограмму помогает семейный психолог.

Генограмма — один из инструментов психологического консультирования. Визуально она похожа на генеалогическое древо. Но по сути генограмма отслеживает не происхождение человека, а историю отношений в его семье: способы общения, распределение ролей, модели поведения и особенности характеров. С помощью такой схемы можно выявить закономерности между физическими и психическими болезнями, собрать информацию о тех, кто умер или с кем семья перестала общаться.

«Модели поведения передаются в семье из поколения в поколение и влияют на судьбу детей и внуков. Например, если в семье властная жена и муж-подкаблучник, дочь будет искать жениха с тихим и мягким характером. Если дедушка был знатным Казановой, внук скорее всего не будет ценить супружество», — объясняет семейный психолог Лариса Сикорская из столичного Института ДПО работников социальной сферы.

ПОЛЬЗА ГЕНОГРАММЫ: НАЙТИ РИСКИ И УВИДЕТЬ РЕСУРСЫ

В родственном окружении человека психолог способен увидеть не только риски, но и мощные ресурсы для решения семейных проблем.

«Генограмма помогает выстраивать отношения между поколениями, внутри супружеской пары, разбираться в семейных кризисах, анализировать конфликты. Например, мама жалуется на сына-подростка, что он грубит и совсем не слушается. Но когда начинаем разбираться, зачастую оказывается, что она повторяет модель поведения своей семьи, в которой выросла. В такой ситуации ей необходимо изменить свою установку, и сын будет вести себя иначе», — продолжает психолог.

Еще один пример: супруги не могут поделить власть в семье. Поводом для ссор обычно выступает пустой карман мужа, так как он работает на фрилансе и зарплата получается нерегулярной.

Генограмма такой семьи подскажет: установки и представления о том, как надо зарабатывать, у супругов разные. Но благодаря этому анализу супруги смогут взглянуть на природу соего конфликта со стороны и им станет легче наладить свои отношения.

КТО СОСТАВЛЯЕТ «РОДОСЛОВНУЮ ОТНОШЕНИЙ»

Составлять генограмму самостоятельно психологи не советуют: важно уметь ее читать и интерпретировать правильно. Лучше обратиться к специалисту по работе с семьей или семейному психологу, который владеет этой методикой. Однако на консультацию надо прийти подготовленным.

Психолог попросит информацию о всех членах вашей семьи, включая:

Какие факты из истории семьи потребуются:

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС-ОТВЕТ

— Где специалисту по работе с семьей познакомиться с методом «Генограмма» и пройти обучение?

— В столичном ИДПО можно пройти 6-часовой тренинг «Социальная диагностика семьи. Генограмма». Записаться можно на сайте Института.

Для составления и расшифровки семейной генограмма москвичи могут обратиться в семейные центры, расположенные по всему городу.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Судьба и генограмма

Что такое генограмма и как с ее помощью разобраться в зигзагах судьбы?

Такова жизнь — повторяем мы вслед за французами, объясняя свои неудачи в разных областях жизни. Но причины трудностей следует искать. в семейной истории. Что такое генограмма и как с ее помощью разобраться в зигзагах судьбы, объясняет семейный терапевт Александр Черников.

Каждый из нас может нарисовать свое генеалогическое древо. Генограмма очень похожа на схематичное изображение родословной одной семьи, только помимо имен и дат жизни в нее записывается много другой подробной информации о членах семьи, по крайней мере в трех поколениях. Семейный психотерапевт заносит в нее род занятий и образование каждого. Также задает вопросы о родительских семьях супругов — живы ли родители, чем занимаются, разведены ли, когда они встретились и поженились, есть ли братья и сестры, какова разница в возрасте и т. д. Записывается также информация о серьезных психических заболеваниях, о сахарном диабете, гипертонии, алкоголизме родственников. Кроме того, психотерапевт обязательно задаст вопросы, касающиеся недавних событий: рождения, смерти, браков и разводов, переездов, смены места работы членов семьи, — чтобы и эти ответы записать на генограмме.

К слову, подобная графическая запись позволяет другому эксперту, не знакомому с этой семьей, быстро считать большое количество информации о ней и получить представление о ее потенциальных проблемах. Собрав и проанализировав эти данные, можно выяснить, например, что лежит в основе выбора супругами друг друга. Зачастую скрытой пружиной взаимного притяжения является бессознательное сличение партнера с образами своих родителей, сестер/братьев и других важных фигур нашего детства. Изучая историю семьи, можно только удивляться, насколько логичен выбор супругами друг друга, даже если их брак через некоторое время разваливается. Опыт взаимоотношений с родителями, их модель общения, порядок рождения в семье задают матрицу малоосознаваемых ожиданий от будущего партера.

Так что в некотором роде генограмма — ключ к дальнейшему исследованию трудностей, возникших в семье, которые психотерапевту предстоит распутывать и прорабатывать вместе с ее членами.

Изучая генограмму, я пытаюсь выяснить, насколько проблема, которая привела ко мне данную семью, связана с семейной историей: существует ли она только здесь и сейчас или повторяется в нескольких поколениях.

Этот метод разработал известный американский психолог Мюрэй Боуэн, один из основателей системной семейной психотерапии. В его основе предположение, что семьи повторяют сами себя, иначе говоря, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколения в поколение. Иначе говоря, определенная модель существования семьи, которая сформировалась, скажем, лет назад — на уровне бабушек и дедушек — может неким образом влиять на семьи их внуков.

Существует несколько способов анализа генограммы. Семейный психотерапевт обязательно задаст вопрос о том, сколько было детей в родительской семье и каков порядок их рождения. Дело в том, что модели поведения людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми. Ведь каждый из этих типов имеет свой психологический профиль. Скажем, в браке между супругами остро стоит проблема борьбы за власть. Если проанализировать их генограмму, может выясниться, скажем, что муж и жена были старшими детьми в родительских семьях. А это значит, что именно поэтому они не могут сейчас четко поделить обязанности, сферу деятельности между собой.

Если мы видим, что в этой семье три брата, то тяжелее всего приходится среднему — ведь между детьми одного пола будет очень сильна конкуренция. Но, если он средний брат, у которого старшая и младшая сестры, ситуация иная. Мальчик при таком раскладе оказывается на особом положении, он окружен вниманием сестер и родителей. Считается также, что чаще чем у других детей, у средних может сложиться комплекс неполноценности — старший ребенок более успешен, а младшим больше занимается мама. Таким образом, средний оказывается в ущемленной позиции. С другой стороны, у него больше возможностей развивать в себе коммуникативные навыки — он может быть старшим для младшего и младшим для старшего ребенка. Он учится также находить общий язык с разновозрастными детьми. Яркий пример среднего сына — президент СССР Михаил Горбачев. А старшего — прямолинейный Борис Ельцин, экс-президент РФ.

К слову, считается, что более стабильным будет тот брак, в котором повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Таким образом, брак между старшим и младшим ребенком считается комплиментарным. Иначе говоря, таким супругам легче договориться и подстроиться друг к другу, так как они в своей семье воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами. Они играют комплиментарные роли — старший заботится, младший принимает его заботу. Такая связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей.

Некомплиментарный брак, как правило, заключается между партнерами с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно. Как говорилось выше, когда в брак вступают два старших ребенка, они могут бороться за власть и конкурировать во взаимоотношениях друг с другом. Два младших, наоборот, могут избегать какой-либо ответственности и соревноваться, кто из них младше.

Другой момент, на который обязательно обращает внимание психотерапевт, анализируя генограмму семьи, связан с совпадениями. Речь идет о датах, например, родители развелись и у ребенка возникли проблемы в школе. Или у ребенка вдруг появился энурез. Генограмма показала, что за год до этого в семье было пополнение — родился младший брат, что, вероятно, и стало причиной этого заболевания.

Есть более сложные системы совпадений — так называемый юбилейный синдром. Известно, что, например, Томас Джеферсон и Джон Адамс (второй и третий президенты США) умерли в один день — 4 июля 1926 года — в день независимости Америки.

Точно так же этот синдром работает в семейной системе. Скажем, отец умер в 40 лет от сердечного приступа. Сын накануне своего сорокалетия испытывает колоссальную тревогу — он боится, что умрет в том же возрасте, что и его отец, и по той же причине — из-за проблем с сердцем. Его страхи не убывают даже несмотря на кардиологическое обследование, которое подтвердило, что у него здоровое сердце. Он может даже не осознавать причину этого кардионевроза.

Известны случаи, когда люди кончали жизнь самоубийством в годовщину смерти своих братьев или сестер.

Также нередки совпадения, связанные с рождением детей. Скажем, если незадолго до появления на свет ребенка в этой семье умер его старший брат или сестра. Обычно такое совпадение имеет сильное влияние на ребенка. Ведь его родители в момент его рождения еще переживают потерю старшего, у них просто нет сил, ресурсов для новорожденного, который в результате будет для них замещает умершего. Эта тема, если она присутствует в генограмме, требует отдельного разговора.

Старший, средний, младший.

Наше поведение определяется тем, были мы старшими, средними, младшими или единственными детьми.

Старшему ребенку в семье обычно свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Акцент на высокие достижения делает его более серьезным и менее склонным к играм, чем другие. Частая психологическая проблема старших детей — тревога не оправдать ожидания родителей.

Младшему ребенку свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. К его достижениям родители относятся менее требовательно. У него могут возникать проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений. Он знает, что силой ничего не добьешься, поэтому добивается желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в общении и популярен среди друзей.

Средний ребенок может демонстрировать характеристики как младшего, так и среднего, или их комбинации. Однако часто, если он не является единственной девочкой или единственным мальчиком в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших.

Если семья многодетная, то характеристики средних детей во многом зависят от того, когда они родились: среди младших или среди старших. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим в семье. В результате такие дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранять в себе детские качества до зрелого возраста. Единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка. Будучи исключительным фокусом внимания, единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого.

Для близнецов параметры старший/младший также имеют значение и проявляются в зависимости от того, в группе каких детей они родились. Если родители подчеркивают, что один из них появился на свет раньше другого, то роли старший/младший могут быть поделены ими между собой. Близнецы показывают самые низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с детьми, занимающими другую позицию в порядке рождения. Возможно, это связано с тем, что они функ-ционируют как отдельная команда и меньше других ориентируются на взрослых. Во взрослой жизни они испытывают сложности в разделении.

Совпадения жизненных событий

Семейный психотерапевт, составляя генограмму, обращает внимание на разного рода совпадения в семейной истории. Ведь они имеют глубокое влияние на то, как строится жизнь семьи.

Совпадение важного жизненного события в семье с началом развития симптома у какого-либо ее члена или с этапом его обострения. Типичным примером подобного совпадения является возрастная регрессия ребенка после рождения младшего братика или сестренки.

Синдром годовщины. Некоторые совпадения могут быть понятны как реакции на годовщину какого-нибудь важного или травматического события. Например, депрессивное настроение, возникающее каждый год в одно и то же время, может совпадать с годовщиной смерти родителей или брата/сестры, причем такая связь необязательно будет осознаваемой.

Группирование важных жизненных событий в переходный период между стадиями жизненного цикла. Например, крах профессиональной карьеры отца в качестве начальника лаборатории проектного института после начала перестройки может наложиться на переход между подростковым возрастом и фазой отделения ребенка от семьи и особенно ожесточить взаимоотношения отца с сыном, который пытается идти своим путем. Совпадение ряда событий с рождением ребенка может сделать его положение в семье особым. Скажем, в год рождения создателя психоанализа Зигмунда Фрейда умирает отец его отца, через год рождается и вскоре умирает его брат. Через пару лет после его рождения старшие сыновья отца от другого брак иммигрируют в Англию. Зигмунд стал для родителей заменой всех потерь.

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Генограмма является «визитной карточкой» Теории семейных систем М. Боуэна. Это удобный графический способ схематического отображения семейного дерева, включающего в себя обозначение членов семьи, их отношений друг с другом, дат важных событий, географического расположения.

Сила традиционных генограмм заключается в создании визуального представления о семейных историях, мифах, легендах, правилах, спектре отношений, и их взаимосвязи на протяжении нескольких поколений. Она позволяет наглядно анализировать расположение различных групп в семейной системе, эмоциональные процессы ядерных семей, динамику «эмоциональных волн» в системах.

Даты, отношения и местоположения – лишь общая схема для исследования эмоциональных границ, слияний, разрывов, ключевых конфликтов, объема искренности и числа актуальных и потенциальных отношений в семье. Исследование поколенческого контекста позволяет делать прогнозы.

Заполнение генограммы не является ни простой задачей, ни самоцелью. Чтобы наполнить схему содержанием, надо знать, что искать. Со времени создания генограммы Боуэном развитие этого инструмента семейной психотерапии ушло вперед. Традиционная генограмма Боуэна дала старт нескольким новым инструментам. Одним из таких инструментов является Фокусированная генограмма.

Фокусированная генограмма представляет собой результат ряда структурированных вопросов, основанных на Теории систем, задаваемых в определенной последовательности, и позволяющих терапевту получить точную и полную информацию об одном локальном аспекте жизни клиентов через рассмотрение многопоколенческих паттернов.

Фокусированные генограммы предназначены для изучения природы каких-то конкретных убеждений, взглядов, эмоциональных и поведенческих моделей в пределах заданной темы.

Когда стоит применять фокусированную генограмму?

Тогда, когда клиент нуждается в осознавании, что его убеждение находится под давлением некой семейной традиции. Если это пара, или семья, то тогда, когда пользу принесет сравнение клиентами взглядов на один и тот же вопрос, которые также уходят корнями в традиции своих родительских семей.

Пример. Супруги ссорятся. Мотив – борьба за власть. Предметом ссор чаще всего выступает отсутствие постоянного дохода у мужа. В ходе бесед, терапевту становится понятно, что супруги как-то по-разному относятся к тому, как именно надо зарабатывать деньги. В этом случае применение генограммы, фокусированной на отношении к деньгам (денежная генограмма), поможет обоим увидеть природу этой разницы, что в итоге может привести к снижению тревоги и компромиссу.

Еще пример. Клиент переживает постоянную депрессию и чувство беспомощности в своем браке. В процессе работы становится понятным, что этим чувствам способствует чувство нереализованности, что ему не удается смириться со своим личностным ростом и занимаемой должностью. В работе с таким клиентом будет полезным применить генограмму, фокусированную на профессиональном росте (профессиональная генограмма), с тем, чтобы изучить происхождение некоторых моделей и сценариев, которые влияют не только на его отношение к работе, успеху, но и то, каким образом это также может затрагивать и его отношения с женой.

В данной статье будет приведен пример двух генограмм, фокусированных на чувствах.

Генограмма, фокусированная на чувствах (Генограмма Чувств).

Чтобы как-то продвинуть терапевтическое изменение, важно иметь более глубокое понимание эмоциональных связей в парах и семьях, и то, каким образом они образуются, и каким образом эти связи могут разрушаться.

Любая Генограмма, фокусированная на чувствах, должна проследить эмоциональную историю клиента и его семейной системы таким образом, чтобы помочь клиенту стать более осведомленным в образцах выражения своих эмоций, как с точки зрения удовольствия, так и с точки зрения болезненности, чтобы в итоге, в настоящем, могли иметь место эффективные и удовлетворяющие эмоциональные события.

Первая школа эмоционального научения происходит в родительской семье. Это эмоциональное научение представлено тем, какие образцы для подражания родители преподносят своим детям не только в том, с какими чувствами они общаются с ними, своими детьми, но также и в том, какие чувства они разделяют между собой как муж и жена.

В этом смысле родители могут быть как одаренными эмоциональными учителями, так и преподносить примеры другого рода. Поэтому выраженность эмоций и чувств, как вербальных, так и невербальных, значительно отличается в пределах разных семей.

Решения о том, какие из своих чувств выражать, и как именно выражать в отношениях свои чувства, обычно принимаются в детстве и юности.

Генограмма, фокусированная на чувствах, может помочь раскрыть причины этих решений и верований. Она может использоваться для сбора значительной информации в целом о чувствах в семье, и для ее завершения может потребоваться несколько сессий. Такая генограмма может включать ответы на следующие вопросы:

Вопросы о том, какие чувства были представлены в семье, какие чувства были приемлемыми или не приемлемыми, и как различные чувства выражались, объясняют историческую основу отношений. Например, партнер тогда может начать видеть, как определенные чувства всегда блокировались. И что отношения, которые, возможно, когда-то были функциональны и полезны, могут быть уже не функциональны сегодня.

Это в равной степени касается и такого социально неодобряемого чувства, как гнев. И в этом случае родительская семья – такой же сильный фактор в развитии этой системы взглядов, как и других. Дети многому научаются о гневе и конфликте по мере того, что они видят, или не в состоянии видеть, в поведении своих родителей. И силу этого влияния трудно преувеличить.

Пример из практики

Мужчина обратился с переживанием повторяющейся многолетней подавленности, ощущением себя несчастным в браке, мыслями о желанности развода, и своей неспособности пойти на это, страхом превратиться в алкоголика. На вопрос: «В какие моменты общения с женой он наиболее остро переживает свою несчастность?», он ответил, что в моменты, когда они ссорятся. На вопрос терапевта: «Что именно в поведении жены в моменты ссор заставляет его остро переживать это чувство несчастности?», клиент ответил, что когда они ссорятся, жена его «буквально раздавливает…». На вопрос терапевта: «Какая эмоция жены, на его взгляд, однозначно приводит его к ощущению «раздавленности?», клиент ответил, что к этой эмоцией наверно является её гнев. На вопрос терапевта: «В праве ли супруги испытывать по отношению друг к другу подобные чувства?», клиент ответил, что на его взгляд, «не то что любящие, а просто даже немного уважающие друг друга люди так поступать не могут».

Когда партнер полагает, что определенные чувства нельзя переживать или выражать, применение соответствующей фокусированной генограммы может помочь раскрыть причину этого.

Генограмма, фокусированная на чувстве гнева (Генограмма Гнева) как раз и иллюстрирует эти влияния (DeMaria, Weeks, & Hof, 1999).

Она дает ответы на следующие вопросы:

Вопросы генограммы часто показывают разницу неких образцов родительских семей обоих партнеров, и связанное с этим ощущение комфорта от интенсивности выражения эмоций.

Например, для тех, кто растет в семье, в которой конфликты проявляются через дистанцию и изоляцию, эмоциональная интенсивность может быть очень неудобной. Аналогично, те, кто растет в семьях с изменчивыми эмоциями, более вероятно, что будут также эмоционально непосредственны и изменчивы.

Пример

Мужчина выступал «псевдосупругом» своей матери. Он осознавал, что его мать отчаянно нуждалась в его любви и восхищении. В конечном счете, он обнаружил, что, всегда, будучи веселым и любящим, он мог получить одобрение с ее стороны.

В собственном браке он демонстрировал эмоциональную благожелательность, однако в то же время периодически «вскипал», обращался к жене с большим раздражением, гневом, и негодованием. Он всегда находил причину быть надменным и сердитым по отношению к своей жене.

Его жена, наоборот, чувствовала вину и депрессию много лет. В своей собственной родительской семье она была миротворцем, и все же, в итоге, потерпела неудачу в этой роли. И она была подсознательно вынуждена продолжать пробовать себя в этой роли до тех пор, пока все не почувствовали бы себя счастливыми снова.

Когда эмоции партнеров не совместимы с ситуацией, полезно думать об эмоциональном смещении в сторону семьи происхождения.

Исследование фокусированной генограммы показало, что муж имел невыраженный гнев к своим родителям. В этом случае, эмоции, направленные к его матери, фактически проецировались на его жену.

Другой пример

Возьмем семью, где один член семьи, обычно отец, является единственным человеком, откровенно выражающим свой гнев. Во многих таких случаях этот образец поведения связан с алкоголем. Отец использовал гнев, чтобы проявлять свою власть и выражать агрессию. Мать и другие члены семьи отвечали на это его поведение страхом, не зная, потеряет ли отец контроль.

Выросшие в такой семье дети могут использовать этот же самый образец поведения. Или же, они могут очень пугаться как проявления своего собственного гнева, так и гнева, идущего от других, и в своем поведении они могут пойти еще куда-то еще дальше, чтобы избежать гнева и его выражения.

Третий пример семьи, которая пытается отрицать гнев и конфликты. Дети из таких семей не имеют и не понимают собственного опыта гнева или кого-то из своих партнеров. Таким образом, гнев становится неизвестным и страшным чувством, зачастую плохо понимаемым.

Тот тип научения, которое каждый проходит в родительской семье, может играть существенную роль в выборе партнера. Партнер, который рос в доме, в котором часто имело место проявление гнева, может выбрать себе партнера-спасателя, который, кажется, не только будет лишен гнева, но и вообще всех чувств. В другом случае партнер мог бы выбрать себе второго, воспринимаемого как слабого и зависимого, таким образом она или он может благополучно переместить на него старые, нерешенные чувства гнева.

В ходе работы с фокусированной генограммой партнеры-спасатели приходят к пониманию, что именно ранние события их жизни могут утверждать, и чему научать. Возможно, что им еще детьми сказали, что они никогда не должны быть сердитыми, и это значительно ограничило их индивидуальный чувственный опыт, и принудило их сомневаться относительно своего восприятия мира.

Они могут подсознательно повторять старые образцы поведения или выполнять миссию, предназначенную для родителя, и терапевт может видеть в паре ту же самую динамику, которая присутствовала в паре их родителей.

Открыто выражаемый и проживаемый гнев может служить как тому, чтобы дать человеку смысл власти, энергии, и контроля, так и тому, чтобы использоваться как щит от переживания чувств, которые являются более трудными или болезненными. И терапевт может исследовать, каковы бы эти другие чувства могли бы быть.

Некоторые из чувств, лежащих в основе гнева, являются: раздражением, виной, печалью, депрессией, беспомощностью, зависимостью, и недоверием. Терапевт должен помнить эти возможности, исследуя те, которые кажутся вероятными.

Партнер может не находиться в контакте с этими чувствами или считать недопустимым чувствование или выражение основного чувства.

Например, человек вырос в семье, где практиковались эмоциональная холодность и отвержение, и вступил в свой брак с сильными нерешенными потребностями зависимости. Раньше не мог признаться в том, что нуждался в каком-либо проявлении чувств. Он не мог попросить того, что хотел из страха перед неполучением этого и риском быть отверженным, и таким образом, он ожидал, что его жена автоматически будет знать и давать ему, что он отчаянно хочет. Он постоянно сердился на нее за то, что она была не в состоянии удовлетворить его невысказанные потребности.

Методика применения фокусированных генограмм

Фокусированная генограмма может использоваться как непосредственно на сессии, и тогда она может выступать в качестве некой структуры, либо в форме домашнего задания. В каждом из этих способов есть свои плюсы. В том случае, если клиенты дают ответы на вопросы генограммы на сессии, терапевт имеет возможность непосредственно работать с чувствами и реакциями клиентов. Но это увеличивает общее время работы с генограммами, т.к. в течение одной сессии удается обсудить пару вопросов и разницу позиций клиентов. Таким образом, на завершение обсуждения генограммы уходит два, а то и три, четыре месяца. При этом процесс обсуждения вопросов и ответов генограммы выступает определенной структурой работы в течение многих. Терапевт может планировать работу вперед, и это особенно удобно для начинающих терапевтов, которые нуждаются в поддержке некой структуры.

В случае, если фокусированная генограмма дается в качестве домашнего задания, имеются другие плюсы. Во-первых, это сокращает общее время работы с генограммой. Во-вторых, клиент приходит к терапевту уже с неким анализом своих ответов, т.е. занимает уже более отстраненную экспертную позицию, что создает исследовательскую сотрудническую среду между клиентом и терапевтом. Терапевт и клиент оказываются на одной стороне, а ответы и ситуация клиента на другой. И в итоге это увеличивает доверительность терапевтических отношений и эффективность работы. При этом возможно также обсуждать те первые эмоции, которые испытывал клиент, когда знакомился с каждым новым вопросом, и то, что побудило его остановиться на конечном мнении. Если работа ведется с семейной парой, то вопросы даются каждому супругу, и первоначально каждый отвечает на них самостоятельно. Далее предлагается совместное обсуждение супругами ответов для сравнения позиций супругов по каждому вопросу. Это последнее действие может происходить как дома, так и на сессии.

Важным вопросом также является выбор удачного момента для применения фокусированной генограммы. Для начала автор предлагает пробовать использовать их в конце сессии в качестве домашнего задания. Клиенты смогут дома ознакомиться с вопросами в целом, а далее на следующей встрече начать совместное обсуждение первых ответов, которое может сопровождаться интерпретациями терапевта, либо проясняющими, либо содержащими «различие, порождающее различие…».

Выводы

На первый взгляд, такой инструмент, как фокусированные генограммы, имеет несомненные плюсы. При их использовании клиент получает возможность:

Фокусированная генограмма помогает клиенту конкретизировать восприятие имеющихся возможностей, определить, что влияет на их выбор, стимулирует интерес и успешность.

В то же время в супружеской терапии посредством фокусированных генограмм удается прояснить разницу в природе предпочтений партнеров. Знакомясь с наследуемыми приоритетами в позициях друг друга, супруги получают возможность:

Наконец, метод Боуэна достаточно сложен в использовании, и ему необходимо долго учиться, а фокусированные генограммы могут применять психотерапевты любой школы, не только системные семейные терапевты.Для этого не обязательно продумывать системную гипотезу.

Психотерапевт в форме фокусированной генограммы получает для практики готовый к использованию, очень конкретный, понятный и удобный инструмент в виде последовательности уже известных вопросов. Это особенно удобно для начинающих терапевтов, т.к. помогает структурировать сессию. Кроме того, фокусированная генограмма – удачная форма домашнего задания.

Использование фокусированных генограмм меняет взаимодействие в паре «психолог-клиент». Экстернализация точки зрения клиента помещает и его, и терапевта на одно исследовательское поле, создает между ними творческую коалицию. Что увеличивает безопасность и доверительность терапевтического процесса, и в итоге, повышает эффективность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *