какие типы упражнений предполагает домашнее задание
Виды и формы домашних заданий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виды и формы домашних заданий
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Формирование у школьников положительного отношения к выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.
Домашнее задание является одним из наиболее трудных структурных элементов урока, сопровождающихся формальным отношением учителя и обучающихся.
Правила для учителя 4 сообщать о домашнем задании до звонка с урока 1 2 3 инструктировать обучающихся по выполнению домашней работы давать дифференцированные и индивидуальные задания вместе с учащимися анализировать ошибки и удачные решения
Виды домашних заданий по дидактическим целям подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы; способствующие расширению и углублению учебного материала 1 2 3 направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков направленные на развитие умения выполнять логические операции; способствующие развитию самостоятельности мышления направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений 4
Уровни домашних заданий Третий уровень Второй уровень Первый уровень Обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам. Тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. Творческое задание. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.
Требования к домашнему заданию
Приемы при организации домашнего задания
В школьной практике используются следующие виды домашних заданий
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, которое подготавливает обучающихся к работе на следующем уроке Поручения: Подобрать пословицы, поговорки, крылатые выражения; Отобрать факты, провести наблюдения; Собрать цифровой материал для составления и решения задач.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, которое способствует систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению Составление схем, таблиц; ребусов, кроссвордов, тестов; написание письма главному герою произведения или его автору.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, способствующее закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы выучить наизусть стихи, части текстов; проинсценировать произведения; прочитать по ролям; выучить формулы, правила.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на применение полученных знаний на практике свойства воды; проращивание семян; уход за комнатными растениями; уход за домашними животными.
Нетрадиционные домашние задания: 1.самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам; 2. самостоятельное составление задач. 3. разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов; 4.подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля; 5. редактирование учебного текста; 6. исправление допущенных ошибок; 7. выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.). 8. проектная деятельность; 9. подготовка к ролевой игре, деловой игре; 10. опережающие домашние задания (самостоятельное изучение нового материала).
Урок начинается с домашнего задания, с того, когда, как и, главное, зачем его дают учащимся. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом.
Интересно на уроке и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку. В.А.Сухомлинский.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность и позитивные учебные привычки, стимулирует рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы, учиться работать самостоятельно.
Номер материала: 177456
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект доклада на педсовет по теме «Разновидности домашних заданий по предметам»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Разновидности домашних заданий по предметам.
Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.
Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.
Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.
Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).
1). Подготовительные. Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.
Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.
2). Систематизирующие и обобщающие . Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.
Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.
Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.
3). Закрепительные . Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.
Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.
4). Практические . Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.
Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.
Выделяют также домашние задания по видам мыслительных операций : репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.
Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.
Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.
Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.
Значение домашних заданий для формирования крепкой базы знаний у учащихся переоценить сложно.
Виды и формы домашних заданий и их эффективные способы проверки (начальная школа)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Виды и формы домашних заданий
и их эффективные формы проверки (СЛАЙД)
Гламаздина Людмила Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7» г.Салават
Домашняя работа как важная форма организации обучения
Последние десятилетия ознаменованы пересмотром целесообразности домашней самостоятельной работы школьников. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими учителями были восприняты как прогрессивный шаг в гуманизации школьных отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются.
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. Как бы ни был эффективен урок, знания, полученные на нем, должны быть повторены и закреплены потом.
Проблема формирования самостоятельности младших школьников в процессе обучения остается до сих пор одной из актуальных в образовательном процессе. От решения этой проблемы во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленное на всестороннее развитие личности, на подготовку школьников к труду.
В настоящее время перед школой стоит задача повышения качества знаний и умений школьников, подготовка их к самостоятельной трудовой и познавательной деятельности. В решении этой задачи важную роль играет домашняя работа учащихся. Именно она призвана не только обеспечить усвоение школьниками определённой суммы знаний, умений, но и, что особенно важно, сформировать у них способности к самоорганизации, самоуправлению собственной деятельностью.
Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания.
Учебная самостоятельность включает в себя: (СЛАЙД)
Способность к обнаружению учебной задачи
Умение сделать выбор
Развитие речевых умений
Самоконтроль и рефлексию
2. Проблема организации домашней работы
Работа над домашним заданием не должна являться простым дублированием того, что происходило на уроке. Дома школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учёбы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может.
Формирование у школьников положительного отношения к выполнению домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. (СЛАЙД)
Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению. Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.
Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.
Цели, которые ставит учитель, задавая учащимся на дом задание, могут быть разными. Это зависит от типа и вида урока, на котором задание было задано, от типа и вида урока, который следует за домашним заданием. Это также зависит от содержания учебного материала предыдущего и последующего уроков. Кроме того, поставленные учителем цели могут быть «дальними», т. е. результат выполненного домашнего задания может лечь в основу изучения нового материала по предмету.
Выделяют шесть главных целей домашних заданий: (СЛАЙД)
1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.
2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.
3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.
5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.
4. Виды домашних заданий. (СЛАЙД)
В практике обучения накоплен богатый опыт по использованию разнообразных видов домашних заданий.
Все домашние учебные занятия могут быть разбиты на три группы: устные, письменные и учебно-практические. В начальной школе:
— к устным заданиям относятся: изучение и закрепление правил по учебнику, заучивание стихотворений, чтение текста и пересказ прочитанного и т. д;
— к письменным заданиям относятся: выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и изложений и т. п.
Важная роль в обучении принадлежит заданиям учебно-практического характера, требующим проведения наблюдений, опытов, применения физического труда, измерений, разборки и монтажа моделей, механизмов и т. п. В 3—4-х классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания. У младших школьников это может быть ведение дневников наблюдений за погодой, выполнение различных поделок и несложных опытов, выращивание растений и т.п.
(СЛАЙД) По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:
─ подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы ( подобрать пословицы, поговорки, крылатые выражения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал для составления и решения задач );
─ направленные на закрепление знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков, способствующих практическому овладению методами учебной работы, применение полученных знаний на практике: выучить наизусть стихи; проинсценировать произведения; прочитать по ролям; выучить формулы, правила, наблюдение в домашних условиях за превращением воды, ее переходом из одного агрегатного состояния в другое, проращивание семян; уход за комнатными растениями; уход за домашними животными (прежде чем включать в домашнюю работу упражнения по новому материалу, необходимо дать их в самостоятельной работе на уроке. Наблюдения за выполнением такого задания и его проверка позволят увидеть истинную подготовленность как класса в целом, так и отдельных учеников к выполнению домашней работы, а значит, при необходимости, подкорректировать содержание домашнего задания или инструктаж к нему);
— способствующие систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению : составление схем, таблиц; ребусов, кроссвордов, тестов; написание письма главному герою произведения или его автору;
─ способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе (найти интересные факты из жизни писателя и подготовить сообщение, рефераты, творческие проекты, создание презентаций);
─ направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений; способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
В школьной практике используются следующие формы домашних заданий по их организации : (СЛАЙД)
одна на весь класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика, а также учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Важно учесть все параметры, способствующие хорошему выполнению домашнего задания, в том числе дифференцированный подход к учащимся, и найти, если не для каждого, то для отдельных групп школьников, оптимальный вариант домашней работы. Элементы дифференциации способствуют оптимизации учебного процесса, позволяют более полно учесть различия в уровне познавательных возможностей учащихся.
Для детей с ОВЗ составляет сложность овладение спецификой познавательных процессов обучающихся. Самым практичным способом преодоления данных сложностей – это применение дифференцированного и индивидуального подходов. Дифференцированный и индивидуальный подход по задаванию домашнего задания детям с ОВЗ широко применяется в современных школах.
Само разъяснение учителем домашнего задания должно вестись обстоятельно, но без излишней детализации. Чтобы учащиеся правильно поняли сущность задания и порядок его выполнения, учитель должен показать образец выполнения, т. е. разобрать аналогичные примеры или первые примеры из предлагаемого упражнения учебника.
Давая задание, нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом оно может быть выполнено, какова последовательность работы, к каким справочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять.
В первую очередь, педагогу необходимо поставить перед собой следующие задачи в работе с детьми с ОВЗ: (СЛАЙД)
1. Необходимо повышать самооценку школьника.
2. Необходимо расширять представления учеников об окружающем мире.
3. Развивать положительное отношение к учебной деятельности.
Для реализации данных задач педагог обязан создать довольно положительную обстановку и настрой для последующей плодотворн6ой деятельности при учете интеллектуальных и психоречевых способностей школьника.
В дифференцированном и индивидуальном подходе, учитель при проверке домашнего задания, должен относиться к выполненной работе с пониманием того, что ученики могут совершать погрешности в силу своего здоровья, оказывать помощь при неправильном выполненном домашнем задании, формировать веру ребенка в свои силы, поощрять за проделанную работу дома, создавать «ситуацию успеха».
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
Таким образом, дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития личности ребенка, основной целью которого является организация домашнего задания на основе учета индивидуальных способностей учащегося с ОВЗ, способности увидеть индивидуальность обучающегося и сохранение ее, помощь ученику в веру в собственные силы, обеспечение его максимального умственного развития, реализации личностного потенциала. Именно эти два подхода позволяют сделать выполнение домашних заданий более действенным.
Парная или групповая домашняя работа (СЛАЙД)
При выполнении парной или групповой учебной домашней работы пара или группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Материки» (СЛАЙД) по окружающему миру школьникам предлагается собрать материал о климате, растительном и животном мире того ли иного материка. Учащиеся выполняют задание группой, создают творческие проекты в виде стенгазет, книг, альбомов (СЛАЙД). Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке или, наоборот, подводят итоги усвоения изученных разделов программы по предмету. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Объединение усилий детей имеет свои преимущества: (СЛАЙД)
Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания
Положительная динамика и познавательной активности и творческой самостоятельности детей
Обучающиеся приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, гуманистические мотивы общения
Дети получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе, снижаются дисциплинарные трудности
Развитие навыков сотрудничества, в результате чего у ребенка формируется: (СЛАЙД)
— способность к рефлексии;
— саморегуляция в поведении;
— умение анализировать и логически рассуждать;
— навыки эффективного учебного взаимодействия;
— овладение навыками совместно-распределенной деятельности
— повышение уровня познавательной мотивации к учению
Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности ребенок чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем, поставленных целей и задач, что воспитывает у него веру в свои силы. Таким образом, включая детей в активные формы учебного взаимодействия при выполнении групповых домашних заданий, мы создаем условия для развития познавательной активности его участников, что необходимо для развития умения учиться. От умения сотрудничать к умению учиться (СЛАЙД)
Творческая домашняя работа (СЛАЙД)
Одна на весь класс
Таким образом, при правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации обучающихся. Для учителя важно соблюдать несколько простых правил: сообщать о домашнем задании до звонка с урока, инструктировать обучающихся по выполнению домашней работы, чаще давать дифференцированные и индивидуальные задания, учитывая склонности и желания подопечных, проверять не только наличие работы, но и качество её выполнения, вместе с учащимися анализировать ошибки и удачные решения. Кроме того, необходимо помнить, что домашнее задание, является составной частью урока и гармоничным его продолжением. Проверка домашнего задания в форме самоконтроля, взаимоконтроля, письменной работы или игры, создание системы поощрения за самостоятельно выполненные задания помогают сделать урок значительно содержательнее, эффективнее, интереснее.
5. Способы проверки домашних заданий. (СЛАЙД)
Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими традиционными способами:
вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
выполнить аналогичное задание;
использовать индивидуальные карточки;
провести выборочную проверку письменного задания;
провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.
Рекомендации по организации устного опроса (СЛАЙД)
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Вот несколько интересных видов устного опроса.
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается.
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.
Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.
Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
Командная игра «Что и почему?»
В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.
Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов по теме окружающего мира, русского языка или содержанию литературного произведения.
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Разгадывание кроссвордов может быть как индивидуальным, так и в паре, в группе.
Верные и неверные утверждения
Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, достаточно ответить да-нет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия на устный ответ «Черные и белые» оппоненты
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
6. Подведем итоги (СЛАЙД)
Большое значение имеет домашнее задание в условиях ФГОС:
Развивает самостоятельные учебные умения.
Воспитывает волевые усилия, ответственность, самостоятельность.
Учат овладевать навыками учебного труда.
Формирует умение добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, энциклопедий, словарей.
Формирует исследовательские умения.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.
Значение домашних заданий.
Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности. В процессе самостоятельной домашней работы каждый школьник осуществляет самоконтроль, что предполагает умение анализировать свои знания, находить недочёты и ошибки, и затем исправлять их.
Учащийся, принимающий на себя ответственность за выполнение домашнего задания, сам управляет своим временем, действует независимо, но с учетом рекомендаций учителя, выполняет работу в меру своих сил и способностей. Эти навыки обеспечивают ребенку успешность при обучении в школе и пригодятся ему в жизни.
Любое домашнее задание влияет также и на становление таких сторон личности как: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.
Домашние задания младшим школьникам следует давать систематически. Иначе они привыкают к непоследовательности учителя, огорчаются, если, допустим, сегодня получают домашнее задание, и радуются, если заданий не дают. Такая ситуация не способствует воспитанию положительных мотивов учения. Если учитель считает целесообразным не перегружать в данный день домашней учебной работой, то лучше дать легко выполнимое задание, связанное с занимательностью, игровой ситуацией, наблюдениями, чем вовсе не давать домашней работы.
В начальных классах особенно важно, чтобы домашние задания и способы их проверки вызывали интерес, включали элементы занимательности, смекалки, игры, что будет способствовать повышению учебно-познавательной мотивации и положительной динамике качества обучения.