какие типы земства существовали в россии в 19 веке

Роль земств в дореволюционной России

какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть картинку какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Картинка про какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке

Не вписываются они в монархические взгляды, так как их роль – именно ослабление самодержавной монархии. Не укладываются они и во взгляды республиканские – признавая земства, приходится принять, что ростки этой самой демократии были еще и при царе-батюшке.

И все же их роль была огромной, а многие привычные нам в России вещи внедрили именно они.

какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть картинку какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Картинка про какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке

Родились земства еще при Александре Освободителе и имели глубоко исторические корни – еще Елена Глинская пыталась ввести институт выборных губных старост, а ее сын Иван, известный всем под прозвищем Грозный, разделил страну на уезды, в которых начали избирать губных старост и губных целовальников им в помощь.

Подчинялось местное самоуправление тогда Разбойному приказу. Александр же, по сути, модифицировал древний институт, упразднённый Петром Великим, и подчинил его МВД.

Реально работать земства начали в 1867 году, и были они двухуровневыми – губернские и уездные. В земство входили земская управа (постоянно действующая) и земское собрание (очередное – один раз в год, внеочередные – по потребности). В ведении земств не находились города, где были свои городские думы.

Депутатов избирали на три года: от землевладельцев, торговцев, промышленников и крестьян, возглавлял собрание местный предводитель дворянства.

Финансирование шло за счет земского сбора – специального налога на жителей данного региона, вызывавшем, кстати говоря, немалое недовольство у крестьян, которые попросту не понимали, зачем платить за врача, если ты здоров, и уж тем более за школы и дороги с мостами? Тем не менее земства сразу активно включились в работу и добились, в общем-то, хороших результатов, несмотря (или даже благодаря) на нюансы избирательной системы.

Дело в том, что в собраниях крестьяне были меньшинством, а большинство все-таки составляли купцы и промышленники. В целом делу это шло на пользу, потому как именно эти слои общества были заинтересованы в то время в развитии страны, а главное – умели обращаться с деньгами. Повестки дня всех земств, в общем-то, однотипны, и для примера взяты журналы уездного Брянского и губернского Екатеринославского земств за 1901 год.

Первый вопрос любого уездного собрания в те времена – деньги. Вернее – земский сбор, а еще точнее – недоимки, сложение сбора и бюджет.

Несмотря на постоянно действующую управу, откровенной глупости хватало и тогда. Так, встречаются прошения снять сбор с предприятий, которые были закрыты за год-два до текущего. Привычными были и споры об оценке земли и имущества. В те времена, ручного счета и ручного же письма, переоценка имущества – удовольствие дорогое и небыстрое, чем налогоплательщики активно и пользовались, инфляция была и в XIX веке, имущество дорожало, а рост налога запаздывал. А в целом – денег уезду не хватало хронически, чему лишнее свидетельство – споры вокруг каждого рубля расходов, включая такие «весомые», как очистка сортиров в земской избе-тюрьме или рубль прибавки сторожу.

Второй пункт обычно – дороги.

Вечная беда Руси, которую земства пытались решать, исходя из скромных своих возможностей. Частенько читаешь в журналах: мост не строить – недалеко, в каких то пяти-десяти верстах уже есть. А ремонт дорог так и вовсе похож на поиск крайнего, ибо денег нехватка была просто хроническая. Тем не менее строились, пусть меньше, чем надо, и не того качества, но все-таки. Опять же, играло свою роль происхождение гласных земств из купцов и промышленников – бизнес того времени был заинтересован в путях сообщения.

Третий вопрос – образование.

Здесь было все очень даже печально. Нет, земства старались, дебаты вокруг школ велись не меньшие, чем вокруг дорог, но особенности финансирования… Крестьяне выделяли помещение и дрова, помимо того, оплачивали часть расходов, земство же отвечало за ремонт, закупку учебных материалов и наем учителей.

В итоге нормально образование развивалось в тех поселках, где были промышленные предприятия – и их владельцы, и мастеровые понимали его значение. В деревнях же крестьяне боролись со школой как могли, видя в этом лишь дополнительные проблемы и расходы. Частично помогали делу чиновники – окончившим земскую школу были положены льготы по призыву.

Аналогично и здравоохранение.

Врач в России дореволюционной был человеком зажиточным и уважаемым, но их было крайне мало, на 200-тысячный уезд вполне могло приходиться 4–5 врачей в самых крупных населенных пунктах, остальные обходились фельдшерами, но далеко не везде. Нередки были ситуации, когда население жаловалось – до фельдшера 10–15 км, а до врача. Формально врачам оплачивали лошадей и коляску, но если единственный специалист поедет по вызову, остальные больные будут два дня ждать.

Еще один пункт расходов – общественное призрение.

Это дома престарелых, клиники для душевнобольных и прочие заведения такого рода. С этим делом было откровенно туго – проблема упиралась в помещения, аренда которых была очень дорога. Точно в это же упиралась ветеринария, агрономия, вакцинация. С таких доходов не разгуляешься.

какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть картинку какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Картинка про какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке

Ну и прошения людей – в основном на обучение детей, пособия по старости и болезни.
Работающим в земской сфере, как правило, помогали, но в пределах возможного и не без выгоды. Скажем, пособие на обучение будущих учителей и фельдшеров давали, а вот помощь на обучение неинтересным земству профессиям – нет. По старости и болезни старались помогать, но. Опять же – деньги, а пенсионной системы не было как таковой.

Губерния

На уровне земств губернских дела были крупнее и серьезнее, но в целом проблемы и цели были такими же. И главная проблема та же – деньги. Хотя это и не отменяло стараний сделать все возможное и невозможное для развития регионов.

Именно губернские земства внедряли обязательное страхование от пожаров, они же занимались санитарным благополучием губерний, а значит – борьбой с тифом и холерой, на них ложилась обязанность по организации и планировании железных дорог.

какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть картинку какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Картинка про какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке

Забота об инвалидах и даже планирование новых городов. Были обязанности и забавные, с точки зрения сегодняшнего дня. Так, в Екатеринославской губернии ввели сусликовую повинность по истреблению данных зверьков-вредителей.

Ну и ходатайства – от открытия базаров до постройки школ.

Объем работы колоссальный.

Государство

Польза земств была несомненной, но при этом государство Российское им не доверяло и не давало в руки серьезных рычагов.

Даже проведение собрания было возможно только с разрешения губернатора, возглавлять земства могли только дворяне, расходование средств строго регламентировалось. То же образование жестко контролировали на предмет вольнодумства. Отдельно регламентировались отношения с Церковью, которая на всех собраниях имела своего представителя с правом голоса и тоже была своего рода контролером.

Нельзя отрицать – земства сделали для России очень много. Но проблема была в том, что потенциально, при развязанных руках и наличии финансирования, они были способны на гораздо большее.

Например, могли внедрить всеобщее образование, о котором говорили и мечтали гласные, но на которое не было денег, потому как крестьяне не тянули, и специалистов, потому как учительские семинарии были платными. Аналогично и медицина, и новые агротехнологии, и ветеринария. Земства пытались работать везде, но были загнаны в узкие рамки бюрократической машины и ограничены в каждом шаге.

Не зря земства не боролись с революцией первой, а многие земцы участвовали во второй – энергию талантливых и неравнодушных людей использовали вхолостую, упустив шанс изменить историю России XX века.

В целом же земства – пример того, что наш народ вполне способен к эффективному самоуправлению, если государство не создает помех.

Источник

Земства

какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Смотреть картинку какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Картинка про какие типы земства существовали в россии в 19 веке. Фото какие типы земства существовали в россии в 19 веке

Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства.

Содержание

Общий очерк по истории земства

Начало земства было заложено реформой 1864 года; пик движения пришёлся на годы Первой мировой войны, когда оно составляло уже серьёзную конкуренцию правительственным учреждениям. В сущности, земская реформа только оформила законодательно то движение, которое уже начиналось в губерниях после отмены крепостного права. В местные власти (земства) входили наиболее активные члены общества: крестьяне, самые крепкие из которых и при крепостном праве выходили «в люди»; помещики, самые активные из которых давно поняли непроизводительность крепостного труда; купцы, и пришлые, «гости», и вышедшие из тех же крестьян; разночинцы, то есть выходцы из крестьян и купцов, и из всех остальных сословий (священников, дворян, пр.).

6 ноября 1904 года состоялся земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами. [1]

Уездные земские учреждения

«Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей („гласных“) в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собираются ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа постоянное учреждение, ведает все земские дела своего уезда.

Губернские земские учреждения

В губернское земское собрание, помимо гласных, входили представители ведомств (например, государственных имуществ, духовного и прочих). В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором.

Главное, за чем неукоснительно следил губернатор, — это строгое выполнение земством своих прямых обязанностей, то есть решение административно-хозяйственных проблем: устройство школ, обрудование больниц, строительство дорог, позднее, с развитием единоличных наделов, — пропаганда агрономических знаний, создание курсов «повышения квалификации» для врачей, учителей, агрономов, статистиков, развитие ремёсел, кустарного производства — словом, всего, что составляло жизненный обиход. Поскольку строительство и обустройство школ, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов, взаимное страхование от огня и прочие земские дела требуют больших средств, то земствам было предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды.

Крупные мероприятия, например, Бородинские торжества 1912 года также не обходились без земства. Силами и в значительной степени на деньги земцев было построено шоссе к полю Бородинского сражения, расчищен от бурелома и мусора прилегающий лес, сделаны и размещены декорации и украшения (беседки, трибуны, флаги, цветы). Тщательно было организовано и санитарно-медицинское обеспечение юбилея, за что земство получило особую высочайшую благодарность: несмотря на огромное скопление народа, не повторилось Ходынки. (Кстати, Царскую Ставку в Бородине декорировал молодой художник И. И. Нивинский, уже проявивший себя при оформлении Музея изящных искусств имени Александра III, но ещё не успевший создать знаменитую сценографию «Принцессы Турандот»). У земства существовали и собственные печатные органы — журнал «Самоуправление», газеты, освещавшие успехи движения.

Участие земских служащих в политической борьбе

Эволюционная деятельность земского движения всемерно поддерживалась, но революционная не поощрялась. Увлечение земцев политической борьбой, отход от от целей и задач, положенных в основу деятельности земских учреждений, приводило, естественно, к тому, что хозяйственная деятельность останавливалась. Порой для наведения порядка приходилось применять жёсткие меры, вплоть до ареста служащих. Недовольные объявляли забастовки, на место ушедших в знак протеста приходили новые. Такое штрейкбрехерство совершенно не вызывало осуждения в земской среде — большинство понимало, что из-за политики страдало дело. Забавно, что период после 1905 года советская историография называла не иначе как реакционным, а вот современники считали, что это были годы окончательного становления земского движения на путь истинный.

Земства в годы первой мировой войны

Когда началась Первая мировая война, земское движение организовало разветвлённую сеть лазаретов, применив к военному времени весь свой опыт. Единственно чем отличались земские лазареты от больниц мирной жизни, это подавляющим большинством женщин — врачиц, фельдшериц, сестёр, но это и понятно — мужчины ушли на фронт. На фронте же очень быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено отвратительно. Для решения этой важнейшей проблемы были немедленно образованы земские союзы: в июле 1914 года — Всероссийский, в августе — Городской, для помощи правительству в организации снабжения армии и помощи раненым и беженцам. Правительство передало в их руки часть военных заказов, и дело сразу же оживилось. Помимо снабженческих функций, земство занялось улучшением санитарного состояния, и благодаря своевременно принятым мерам ни в армии, ни в тылу не было эпидемий. Земство создало знаменитые «летучки» — летучие отряды, созданные для максимально быстрой помощи раненым: их отыскивали на едва остывших полях сражений, перевязывали, устраивали временные лазареты; если не было такой возможности, перевозили в тыл и там размещали по госпиталям и больницам. К сожалению, снабжение войск не было сосредоточено в одних руках. В 1915 году специально для окончательного решения этой проблемы оба Союза объединились в Главный по снабжению армии комитет Всероссийского земского и городского союза (в более удобопроизносимом варианте — Земгор), который и собирался полностью взять на себя своевременное и качественное снабжение армии всем необходимым, от провизии до снарядов. Но тут правительство в очередной раз испугалось такого резвого и сильного конкурента и пошло на попятный, оставив дело снабжения за своими учреждениями, а земству передало только посреднические функции.

Земства и земельная реформа

Реформа 1861 года поставила проблем едва ли не больше, чем решила. Вопрос о земле оставался главным на протяжении всего этого времени. Центральные губернии были перенаселены, а громадные просторы Средней Азии и Сибири ост

Земское образование

Во главу угла реформы были поставлены учителя. Приоритет учителей очевиден, так как, чтобы получить врача, агронома, инженера, учителя, его сначала как минимум надо научить грамоте, а в идеале выявить потенциальные склонности, развить профессиональные интересы, — словом, заложить прочный фундамент. Приоритет образования отлично понимали в обществе — еще до всяких реформ явочным порядком были созданы Комитеты грамотности: в 1859 г. в Москве и в 1861 г. в Санкт-Петербурге. Они ставили целью содействие начальному народному образованию, устраивали педагогические курсы для народных учителей, издавали дешевые книги, учебные пособия (тут кстати упомянуть и Козьму Солдатёнкова с его «библиотекой для бедных») и естественно влились в земское движение. Правительство смотрело косо на подобную самодеятельность и в 1895 г. нашло на Комитеты управу, передав их в ведение пропитанного официозом Министерства народного просвещения. Подавляющее число работников, не в состоянии заниматься делом под надзором Министерства, вышло из состава Комитетов, после чего они прекратили свое существование.

Женское образование в России до воцарения Александра II существовало только для дворянок в виде частных пансионов и институтов. С конца 1850-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Соответственно стало развиваться и высшее образование для женщин; при женских гимназиях были основаны педагогические курсы для приготовления преподавательниц; учредили высшие женские курсы в Санкт-Петербурге («бестужевские») и там же — медицинские женские курсы для женщин-врачей. В Москве были Высшие женские курсы Полторацкой и более популярные Высшие женские курсы Герье, которые были образованы в 1872 г. при участии профессора В. И. Герье, Л. А. Шанявской, жены А. Л. Шанявского. Усилиями этой пары был впоследствии основан Вольный Университет. Это учебное заведение отличалось от всех себе подобных тем, что не было ни только мужским, ни только женским, а предназначалось для всех желающих, туда принимали независимо от прохождения средней школы, независимо от наличия диплома и независимо от знания классических языков. С дискриминацией женщин в сфере образования было покончено. Университет был платным и мог существовать лишь при режиме относительной свободы и минимальной материальной независимости населения, так что с приходом большевиков он автоматически закрылся, проработав неполных десять лет.

Всеобщее начальное образование было введено по инициативе земства. Как известно, в любом нормальном обществе учителя всегда занимают первое место по отношению к ним — по зарплате, уважению, положению. Земские учителя получали 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. (Для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц» [3] ). Выше была зарплата только у земских врачей. Из заработанных денег не только не делали никаких вычетов, но земство еще и оплачивало половину стоимости подписки на периодические издания; кстати, и лекарства были бесплатными. За казенную учительскую квартиру платило земство. Кто, не имея казенной, снимал жилье, — платило земство. Пенсии платило земство. Стипендии будущим учителям-врачам платило земство.

Земства постепенно становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции и скоро составили серьезную оппозицию правительству.

Земская медицина

Одной из важных сторон работы земства было создание системы медицинской помощи. Организация ее была в существенных чертах такова: уезды разделялись на участки (иногда 4-5 на уезд), каждым участком заведовал врач, приглашаемый земством; для приема амбулаторных больных, для помещения нуждающихся в больничном лечении существовали в каждом участке земские больницы или приемные покои; лечение, содержание больных было бесплатное; в среднем на участкового врача приходится около 10-15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Помощниками Земских врачей являлись фельдшера, акушерки и фельдшерицы. Для объединения деятельности земских врачей созывались съезды земских врачей (в Твери 1871).

Земская почта

Некоторые земские управы организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.

Результаты работы земств

За более чем полвека существования земского движения в России возникла развитая инфраструктура, особенно в провинциях. Была построена сеть дорог, связавших между собой отдаленные села. Почти в каждой деревне открылись школы, больницы или хотя бы фельдшерские пункты. Росло число единоличных хозяйств; на хуторах и отрубах развивалось более совершенное землепользование с применением новейших агрономических открытий, современных тому времени машин и инвентаря. В известной степени решен был и вопрос разгрузки центральных губерний от малоземельных крестьян благодаря переселению, ставшему более простым и быстрым после строительства Сибирской дороги. На громадных территориях азиатских и сибирских губерний началась планомерная работа по освоению земель, своего рода «поднятие целины». Общая перемена в общественном строе повлияла благотворно и на развитие городской жизни в России. До крестьянской реформы в большинстве губерний продолжалось господство патриархальных отношений, во многом сохранялись натуральные формы хозяйства. С освобождением крестьян оживилась уездная жизнь; возникло земство с его хозяйственными предприятиями; началась усиленная постройка железных дорог (кстати, во многом благодаря Витте); появилось много торгово-промышленных предприятий и банков. Из административных центров города стали превращаться в центры народно-промышленной деятельности.

Источник

ЗЕМСТВА

В земства по­дав­ляю­ще­го боль­шин­ст­ва гу­бер­ний пре­об­ла­да­ло (осо­бен­но с вве­де­ни­ем в дей­ст­вие Зем­ско­го по­ло­же­ния 1890 года) дво­рян­ст­во. Там, где дво­рян­ское зем­ле­вла­де­ние прак­ти­че­ски от­сут­ст­во­ва­ло (например, в Вят­ской, Во­ло­год­ской, Оло­нец­кой и Перм­ской гу­бер­ни­ях), со­став зем­ских со­б­ра­ний был пре­имущественно кре­сть­ян­ским.

К серь­ёз­ным из­ме­не­ни­ям в со­ци­аль­ном со­ста­ве земств и их струк­ту­ре долж­ны бы­ли при­вес­ти ре­фор­мы ме­ст­но­го са­моуправ­ле­ния, про­ек­ты ко­то­рых бы­ли раз­ра­бо­та­ны под руководством П. А. Сто­лы­пи­на, а так­же в Министерстве внутренних дел в 1914 году. Они пред­пола­га­ли соз­да­ние во­ло­ст­ных земств, ли­к­ви­да­цию со­слов­но­го раз­де­ле­ния ку­рий при вы­бо­ре зем­ских глас­ных, по­ни­же­ние иму­щественного цен­за вдвое и др., но не бы­ли реа­ли­зо­ва­ны.

Зем­ские фи­нан­сы

Раз­ви­тие на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния с конца XIX века бы­ло наи­бо­лее при­ори­тет­ной сфе­рой дея­тель­но­сти земств. В ней земства со­сре­до­то­чи­ли свои уси­лия на раз­ви­тии на­чаль­ной сель­ской (т. н. зем­ской) шко­лы. С конца 1860-х годов уча­стие земств в народном об­ра­зо­ва­нии вы­ра­жа­лось в под­го­тов­ке учи­те­лей для на­чаль­ных школ и вы­пла­те им (пол­но­стью или час­тич­но) жа­ло­ва­нья (про­чие рас­хо­ды про­из­во­ди­ли кре­сть­ян­ские об­щи­ны). Пер­вые специальные учеб­ные за­ве­де­ния (учи­тель­ские се­ми­на­рии) от­кры­ты Ря­зан­ским и Нов­го­род­ским (1869 год), Мос­ков­ским и Ка­зан­ским (1871 год) гу­берн­ски­ми земствами. Все­го в 1869-1873 годах земства уч­ре­ди­ли 12 учи­тель­ских се­ми­на­рий. В 1870-х годах земства 16 гу­бер­ний вы­пла­чи­вали по­со­бия учи­тель­ским се­ми­на­ри­ям Министерства народного про­све­ще­ния.

Со­глас­но По­ло­же­нию о на­чаль­ных на­род­ных учи­ли­щах 1874 года, административными и учеб­но-вос­пи­тательными во­про­са­ми зем­ских школ ве­да­ли ин­спек­то­ра народных учи­лищ и учи­лищ­ные со­ве­ты (в их со­став вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли земств), а земства пред­став­ля­ли им сво­их кан­ди­да­тов на ут­вер­жде­ние в учи­тель­ских долж­но­стях; од­на­ко во мно­гих слу­ча­ях фак­ти­че­ски зем­ски­ми шко­ла­ми ру­ко­во­ди­ли зем­ские упра­вы. Земства до­би­ва­лись рас­ши­ре­ния сво­его пред­ста­ви­тель­ст­ва в учи­лищ­ных со­ве­тах и уча­стия в вы­ра­бот­ке про­грамм обу­че­ния. В 1890-х годах в 23 гу­берн­ских земствах соз­да­ны школь­ные ко­мис­сии (из зем­ских глас­ных, зем­ских слу­жа­щих и вы­бор­ных пред­ста­ви­те­лей от учи­те­лей); их ис­пол­нительными ор­га­на­ми бы­ли от­де­лы или бю­ро при зем­ских упра­вах.

С начала 1870-х годов земства не­од­но­крат­но хо­да­тай­ст­во­ва­ли пе­ред пра­ви­тель­ст­вом о вве­де­нии все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния (к 1907 году по­да­но 119 та­ких хо­да­тайств). Прак­тические ша­ги в этом на­прав­ле­нии го­су­дар­ст­во пред­при­ня­ло в начале XX века: за 1907-1914 годы государственные рас­хо­ды на на­чаль­ное обу­че­ние, б. ч. ко­то­рых по­сту­па­ла в земства, вы­рос­ли в 7 раз (с 7 до 49 млн. рублей. В 1907-1912 годах земства от­кры­ли в на­чаль­ных учи­ли­щах около 27 тыс. но­вых т. н. ком­плек­тов (1 учи­тель и 50 учащихся). В 1910 году су­ще­ст­во­ва­ло около 28 тыс. зем­ских школ, где обу­ча­лось 1,8 млн. де­тей и ра­бо­та­ло 30 тыс. учи­те­лей; в 1916 году ко­ли­че­ст­во зем­ских школ дос­тиг­ло 45,7 тыс., в них бы­ло 3,3 млн.учащихся и 80 тыс. учи­те­лей.

В сфе­ре об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния земства за­ни­ма­лись де­ла­ми, ра­нее под­ве­дом­ст­вен­ны­ми при­ка­зам об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния: гу­берн­ские земства со­дер­жа­ли за­ве­де­ния для ду­шев­но­боль­ных (в 1908 году в них ле­чи­лись около 48 тыс. человек), до­ма си­рот и шко­лы для них, гос­пи­та­ли, бо­га­дель­ни. Земства уст­раи­ва­ли при­юты для под­ки­ды­шей и сле­пых, дет­ские яс­ли на пе­ри­од по­ле­вых ра­бот, ноч­леж­ные до­ма при шко­лах для де­тей из уда­лён­ных се­ле­ний. Боль­шое вни­ма­ние этой ра­бо­те уде­ля­ли земства Ни­же­го­род­ской и Ко­ст­ром­ской гу­бер­ний. Земства так­же ока­зы­ва­ли еди­но­вре­мен­ную по­мощь на­се­ле­нию, по­стра­дав­ше­му в ре­зуль­та­те сти­хий­ных бед­ст­вий. В Первую ми­ро­вую вой­ну при­зре­ние си­рот, ока­за­ние по­мо­щи ин­ва­ли­дам, бе­жен­цам и семь­ям фрон­то­ви­ков ста­ло од­ним из главных на­прав­ле­ний ра­бо­ты земств.

Зем­ские слу­жа­щие

От­но­ше­ния ме­ж­ду зем­ст­ва­ми и ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей

Вско­ре по­сле сво­его соз­да­ния мно­гие земства ста­ли оп­ло­том ли­бе­раль­ных на­строе­ний в Рос­сии (смотрите Зем­ское дви­же­ние). При об­су­ж­де­нии хо­зяйственных проб­лем земства не­ред­ко за­тра­ги­ва­ли во­прос о ре­фор­ми­ро­ва­нии по­ли­тической сис­те­мы, соз­да­нии все­российского пред­ста­ви­тель­но­го за­ко­но­со­ве­щательного или за­ко­но­дательного ор­га­на, что вы­хо­ди­ло за пре­де­лы ком­пе­тен­ции земств и по­ро­ж­да­ло кон­флик­ты ме­ж­ду ни­ми и ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей. Так, в 1867 году рас­пу­ще­ны Санкт-Пе­тербургское гу­берн­ское зем­ское со­б­ра­ние и уезд­ные зем­ские упра­вы этой гу­бер­нии за «воз­бу­ж­де­ние не­до­ве­рия к пра­ви­тель­ст­ву» и не­под­чи­не­ние за­ко­ну, ог­ра­ни­чи­вав­ше­му пра­ва земств об­ла­гать на­ло­га­ми тор­го­во-промышленных пред­при­ятия; председатель гу­берн­ской упра­вы Н. Ф. Кру­зе со­слан, председатель гу­берн­ско­го зем­ско­го со­б­ра­ния граф А. П. Шу­ва­лов вы­слан за гра­ни­цу (дея­тель­ность земств этой гу­бер­нии во­зоб­но­ви­лась че­рез пол­го­да).

С 1867 года из­да­ния земств ока­за­лись под цен­зур­ным кон­тро­лем гу­бер­на­то­ров. В 1879 году гу­бер­на­то­ры по­лу­чи­ли пра­во не ут­вер­ждать зем­ских слу­жа­щих в их долж­но­стях в слу­чае их «нрав­ст­вен­ной и по­ли­ти­че­ской не­бла­го­на­дёж­но­сти».

Выс­ший над­зор за ра­бо­той земств осу­ще­ст­в­лял Се­нат, ко­то­рый иг­рал в це­лом ста­би­ли­зи­рую­щую роль во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду земствами и ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей. Се­нат не­од­но­крат­но за­щи­щал пра­во земств на­прав­лять свои хо­да­тай­ст­ва пра­ви­тель­ст­ву. В 1865-1884 годах земства воз­бу­ди­ли пе­ред пра­ви­тель­ст­вом 2623 хо­да­тай­ст­ва, из ко­то­рых 48% бы­ли удов­ле­тво­ре­ны.

В Первую ми­ро­вую вой­ну 1914-1918 годах ра­бо­та земств су­ще­ст­вен­но ос­лож­ни­лась, в ре­зуль­та­те мо­би­ли­за­ций со­став зем­ских слу­жа­щих со­кра­тил­ся к концу 1916 года поч­ти на треть. Для ока­за­ния по­мо­щи ра­не­ным гу­берн­ские земства соз­да­ли Зем­ский со­юз, ко­то­рый совместно с Сою­зом го­ро­дов в 1915 году уч­ре­дил Зем­гор, за­ни­мав­ший­ся снаб­же­ни­ем ар­мии сна­ря­же­ни­ем и воо­ру­же­ни­ем. Сре­ди зем­ских глас­ных в тот пе­ри­од вновь по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние оп­по­зи­ци­он­ные, ли­бе­раль­ные, на­строе­ния, вы­рос­ло влия­ние ка­де­тов. Оп­по­зи­ци­он­ная дея­тель­ность земств спо­соб­ст­во­ва­ла дис­кре­ди­та­ции вла­сти и при­бли­жа­ла кру­ше­ние Российской им­пе­рии.

Временное пра­ви­тель­ст­во, воз­ник­шее по­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 года, рас­смат­ри­ва­ло земства как свою опо­ру на мес­тах. От­стра­нив от вла­сти преж­ний административный ап­па­рат, оно на­зна­чи­ло пред­се­да­те­лей гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских управ свои­ми гу­берн­ски­ми и уезд­ны­ми ко­мис­са­ра­ми, на­де­ли­ло земства всей пол­но­той вла­сти на мес­тах, под­чи­ни­ло им вновь соз­дан­ную ми­ли­цию. Земства бы­ли вве­де­ны прак­ти­че­ски на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, кро­ме северных ме­ст­но­стей с низ­кой плот­но­стью на­се­ле­ния, а так­же ка­зачь­их рай­онов (од­на­ко бы­ло вве­де­но в За­бай­каль­ской области, где рас­по­ла­га­лось За­бай­каль­ское ка­за­чье вой­ско). В гу­бер­ни­ях, где земства су­ще­ст­во­ва­ли до 1917 года, вве­де­ны во­ло­ст­ные земства. Со­стоя­лись пря­мые все­об­щие рав­ные и тай­ные вы­бо­ры во­ло­ст­ных и уезд­ных глас­ных. Земствам бы­ло пре­дос­тав­ле­но пра­во вво­дить но­вые сбо­ры с на­се­ле­ния.

В пер­вые ме­ся­цы по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года не­ко­то­рые земства от­кры­то вы­сту­пи­ли про­тив советской вла­сти, дру­гие всту­пи­ли в коа­ли­цию с ме­ст­ны­ми со­ве­та­ми. Ли­к­ви­да­ция земств и пе­ре­да­ча их функ­ций ме­ст­ным со­ве­там (ко­то­рые при об­ра­зо­ва­нии сво­их от­де­лов ис­поль­зо­ва­ли ап­па­рат земств) на­ча­лась по­сле рос­пус­ка Уч­ре­ди­тель­но­го со­б­ра­ния. Боль­шин­ст­во земств ли­к­ви­ди­ро­ва­но к ле­ту 1918 года, окон­ча­тель­но они пре­кра­ти­ли су­ще­ст­во­ва­ние в кон­це Гражданской вой­ны 1917-1922 годов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *