какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ

Продолжение. См. № 2, 3, 4/2009

Вопросы по генетике

Вопросы уровня С1

Вопросы уровня С1

Все вопросы этого уровня оцениваются в 2 балла.

1. Какие ткани обеспечивают рост растения в длину и толщину?

В ответе нужно применить знания о видах и названиях тканей, местоположении тканей.

Элементы правильного ответа

1. Рост растения связан с образовательными тканями – меристемами.
2. Рост растения в длину обеспечивают верхушечные меристемы – точки роста побега и корня.
3. Боковые меристемы – камбий и перицикл – обеспечивают рост растения в толщину.
4. Вставочные меристемы обеспечивают ветвление побегов.

2. Как вы думаете, почему проводящая ткань луба (флоэма) названа ситовидными трубками?

Элементы правильного ответа

1. Ситовидные трубки состоят из живых клеток, стенки которых пронизаны порами.
2. Поры нужны для связи клеток друг с другом.
3. Эта связь обеспечивается цитоплазматическими мостиками.

3. Какие ткани проходят через все органы растения?

В ответе нужно применить знания о видах тканей, их местоположении и функциях. Очевидно, что основные и выделительные ткани не пронизывают все растение, т.к. располагаются локально в органах, а вот проводящие и механические ткани действительно связывают все растение.

Элементы правильного ответа

1. Через все органы растения проходят механические ткани, обеспечивающие опору растения.
2. Проводящие ткани – ксилема и флоэма – также проходят через все органы растения и обеспечивают передвижение по растению органических и неорганических соединений.

4. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести процессы поступления питательных веществ в растение и факторы, влияющие на их продвижение вверх.

Элементы правильного ответа

1. Корневое давление (осмос).
2. Капиллярные явления в сосудах ксилемы.
3. Транспирация воды листьями.

5. Назовите основные функции вегетативных органов цветкового растения.

Ответ на этот вопрос требует применения знаний о строении и функциях вегетативных органов растения, понимания термина «вегетативный».

Элементы правильного ответа

1. Рост.
2. Питание.
3. Дыхание.
4. Транспорт веществ.
5. Вегетативное размножение.

6. Какую роль играют генеративные органы цветкового растения?

Отвечая на это вопрос, необходимо вспомнить основные функции генеративных органов, понимая, что имеются в виду органы воспроизведения растений.

Элементы правильного ответа

1. Образование гамет.
2. Оплодотворение.
3. Формирование семян и плодов.

7. Какова роль растений в экологических системах?

При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить о роли растений в производстве органических соединений, круговороте веществ.

Элементы правильного ответа

1. Растения – продуценты (создают органические вещества).
2. Растения выделяют кислород.
3. Растения участвуют в круговоротах двуокиси углерода и азота.

8. Почему могут завянуть растения, если их будут поливать концентрированным раствором удобрений?

Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на термин «концентрированный» и соотнести его с процессом, который начнется в растении после полива концентрированным раствором.

Элементы правильного ответа

1. Концентрация солей в растении ниже их концентрации в растворе.
2. Вода из растения будет просачиваться в почву за счет осмоса.
3. Из-­за недостатка воды растение завянет.

9. Как можно продлить жизнь цветов, поставленных в вазу с водой?

Это достаточно сложный вопрос. Однако его вполне могут задать на экзамене, т.к. он имеет определенное практическое значение.

Элементы правильного ответа

1. В проводящие сосуды цветов на месте среза попадает воздух.
2. Он мешает воде подниматься вверх по растению.
3. Нужно обрезать часть стебля цветка под водой, чтобы вытеснить воздух из сосудов растения.

10. Какие приспособления существуют у ветроопыляемых цветковых растений?

Ответ на этот вопрос требует приведения примеров не менее трех приспособлений для опыления растений ветром.

Элементы правильного ответа

1. Мелкие цветки, собранные в соцветия.
2. Сухая мелкая пыльца.
3. Тычинки на длинных тычиночных нитях.
4. Рыльца пестиков высовываются из цветков.
5. Пыльца созревает рано, до распускания листьев.
6. Растения растут группами.

11. В клетках есть эндоплазматическая сеть, в митохондриях – кристы, в хлоропластах – граны. Что общего между этими структурами и каков биологический смысл этой «общности»?

При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить принцип строения указанных органоидов клетки, а затем объяснить биологический смысл такого устройства органоидов.

Элементы правильного ответа

1. Перечисленные органоиды содержат складки из мембран.
2. Эти складки увеличивают площадь рабочей поверхности органоида и клетки в целом.

12. Могут ли генетически одинаковые растения отличаться друг от друга при попадании в различные условия внешней среды? Приведите примеры.

Отвечая на этот и похожий вопросы, нужно вспомнить, что условия внешней среды влияют на выраженность признака, на внешний облик организма.

Элементы правильного ответа

1. Да, могут.
2. Форма кроны сосны изменяется под действием ветров, дующих в одном направлении, и принимает форму флага.
3. Потомки одного растения, выросшие в совершенно разных условиях, например на лугу и в лесу, отличаются размерами.
4. Это примеры модификационной изменчивости.

Вы можете сами привести еще несколько примеров.

13. Почему бактерии выделяют в отдельное царство?

Отвечая на этот вопрос, вспомните, по каким признакам организмы объединяются в группу. Назовите признаки бактерий, по которым они отличаются от других организмов.

Элементы правильного ответа

1. Организмы объединяются в группы по принципу общности существенных признаков.
2. Все бактерии – безъядерные организмы, содержащие одну кольцевую молекулу ДНК.
3. Клетки бактерий лишены ряда органоидов, имеющихся у эукариотических организмов.

14. Предложите способы борьбы с болезнетворными бактериями, учитывая диапазон их распространения, устойчивости и скорости размножения.

Отвечая на этот вопрос, нужно подумать о том, где можно встретиться с бактериями, в каких условиях они живут и как распространяются. Затем следует предложить способы борьбы, направленные на ухудшение условий существования бактерий (для ответа на вопрос уровня С1 достаточно привести 2–3 способа борьбы).

Элементы правильного ответа

1. Профилактические прививки от заболеваний.
2. Термическая обработка пищи, пастеризация.
3. Контроль качества воды и производства продуктов питания для предотвращения распространения бактерий.
4. Дезинфекция в больницах, поликлиниках, детских учреждениях.
5. В больницах – стерилизация инструментов и перевязочного материала.
6. Облучение операционных ультрафиолетом.
7. Личная гигиена.

15. Почему через некоторое время белая плесень, образованная мукором, чернеет?

Для ответа на этот вопрос нужно знать, что потемнение плесени означает созревание спор гриба.

Элементы правильного ответа

1. До созревания спор плесень остается белой.
2. Почернение плесени вызвано созреванием спор.

Вопросы уровня С2

Проверка умений работать с текстом и рисунком.

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Цветковые, или покрытосеменные, растения – наиболее многочисленный класс растений. 2. В цветке идут процессы бесполого и полового размножения. 3. Из семян развиваются плоды. 4. Плод защищает семена от неблагоприятных условий внешней среды и имеет приспособления к распространению. 5. В жизненном цикле покрытосеменных растений наблюдается чередование полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений. 6. Женский гаметофит цветкового растения – пылинка, а мужской – зародышевый мешок. 7. В результате слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой образуется диплоидная зигота и триплоидный эндосперм.

Задания на поиск ошибок требуют от учащегося точного знания материала и повышенного внимания к тексту, ибо ошибки могут быть тщательно замаскированы. Выполняя это и подобные ему задания, необходимо знать основные признаки отдела растений, точно различать понятия «гаметофит» и «спорофит», иметь представление о местах обитания растений.

Элементы правильного ответа

Ошибки содержатся в предложениях 1, 3, 6.

В предложении 1: покрытосеменные растения – это отдел, а не класс.
В предложении 3: плод развивается не из семян, а из завязи.
В предложении 6 две ошибки: пылинка – мужской гаметофит, а зародышевый мешок – женский.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Моховидные – вечнозеленые многолетние растения. 2. В цикле развития преобладает спорофит – коробочка со спорами. 3. Стебель представляет собой побег с листьями. 4. Вода и минеральные соли поднимаются вверх по ксилеме. 5. Органические вещества, синтезированные в листьях, проводятся по флоэме. 6. Гаплоидный гаметофит – зеленое листостебельное растение, на котором образуются гаметы. 7. Корней у мхов нет; некоторые из них закрепляются в почве ризоидами.

Элементы правильного ответа

Ошибки содержатся в предложениях 2, 4, 5.

В предложении 2: в цикле развития мхов преобладает гаметофит.
В предложении 4: ксилемы у мхов нет.
В предложении 5: флоэмы у мхов нет.

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Папоротники растут только в тропических лесах. 2. Они закрепляются в почве только корневищами. 3. В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит – бесполое поколение. 4. Гаметы у папоротников образуются в сорусах со спорами. 5. Для оплодотворения папоротникам необходима вода. 6. После оплодотворения из зиготы вырастает молодой гаметофит – заросток. 7. После отмирания заростка развивается новое листостебельное растение.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 6.

В предложении 1: папоротники растут и в лесах умеренных зон.
В предложении 2: у большинства папоротников хорошо развиты придаточные корни и только у некоторых есть корневища.
В предложении 4: гаметы у папоротников образуются на заростке.
В предложении 6: из зиготы вырастает зеленое растение – спорофит.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

Ответ на этот вопрос требует от вас не только точного знания темы «Грибы», но и повышенного внимания к тексту. В нем употребляются близкие по звучанию термины «микозы» – «микориза», а также понятия, требующие точной дифференциации.

Элементы правильного ответа**

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 6.

В предложении 1 допущена ошибка в систематике грибов.
В предложении 2 неправильно назван запасной углевод.
В предложении 4 неправильно употреблен термин «микозы».
В предложении 6 ошибочно указан только один способ размножения.
В этом, как и в ряде следующих заданий, помеченных звездочками (**), элементы правильного ответа даны не полностью, а в виде подсказок. Ваша задача – объяснить допущенные ошибки самостоятельно.

* В экзаменационных работах обычно допускается сделать три ошибки.

Источник

Проводящие ткани

Запомните, чтобы глубоко изучить любую науку, нужно восхищаться ей, уметь удивляться и проявлять любопытство в этой сфере. В ботанике это можно делать самыми разными путями: вы можете посетить ботанический сад, или, к примеру, приобрести микроскоп и рассматривать ткани и органы растений, самостоятельно приготавливая микропрепараты.

Это действительно важно, поэтому я останавливаюсь на этом. Сам я получаю и всегда призываю своих учеников получать искреннее удовольствие от погружения в науку. Надеюсь, что и вы разделите эту радость новых интересных знаний, я приложу к этому все усилия. Итак, начнем изучать проводящие ткани.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Проводящие ткани можно сравнить с кровеносной системой человека, которая пронизывает весь наш организм, доставляя питательные вещества к клеткам и удаляя продукты обмена веществ из них. Как уже было сказано, эти ткани служат для передвижения по организму растения растворенных питательных веществ. Имеется два направления тока: от корней к листьям (восходящий ток) и от листьев к корням (нисходящий ток).

Несмотря на то, что настоящие проводящие ткани впервые появились у папоротникообразных, но у мхов в наличии имеются водоносные клетки, благодаря которым они могут накапливать воду, превышающую массу самого сфагнума во 20-25 раз. По этой причине во время Первой мировой войны мох сфагнум использовали в качестве перевозочного материала. Кроме того, он обладает бактерицидными свойствами.

В состав и ксилемы, и флоэмы входят как живые, так и мертвые клетки. Однако отметим, что в ксилеме мертвые клетки преобладают.

Ксилема (древесина)

Эволюционно наиболее древние структуры. Представлены прозенхимными (вытянутые, с заостренными концами), мертвыми клетками. Через них осуществляется передвижение и фильтрация растворов из нижележащей трахеиды в вышележащую. Их одревесневшая утолщенная клеточная стенка имеет разнообразные формы: пористую, спиралевидную, кольчатую.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Длинные трубки, представляющие собой слияние отдельных мертвых клеток «члеников» в единый «сосуд». Ток жидкости идет из нижележащих отделов в вышележащие благодаря отверстиям (перфорациям) между клетками, составляющими сосуд. Так же, как и у трахеид, утолщения клеточных стенок у сосудов бывает самых разных форм.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Во время роста растения проводящие ткани также претерпевают морфологические изменения. Изначальная длина сосуда меняется, благодаря своему строению он растягивается и обеспечивает ток воды и минеральных солей.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Полагают, что эволюционно эти волокна берут начало от трахеид. Они не проводят воду, имеют более узкий просвет и отличаются хорошо выраженной клеточной стенкой, которая придает ксилеме механическую прочность.

Эти клетки составляет обкладку вокруг сосуда, имеют одревесневшие оболочки с порами, которым соответствуют окаймленная пора со стороны сосуда. То есть сюда из сосуда могут поступать органические вещества и формировать запасы, которые в дальнейшем пригодятся растению.

Флоэма (луб)

Клетки-спутницы (сопровождающие клетки) также заслуживают нашего особого внимания. Они примыкают к боковым стенкам ситовидных трубок, из этих клеток через перфорации (поры) АТФ и нуклеиновые кислоты попадают в ситовидные трубки, создавая нисходящий ток. Таким образом, клетки-спутницы контролируют деятельность ситовидных трубок.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Пронизывают флоэму, придавая ей опору. Часть клеток отмирает, что характерно для данной группы тканей.

Обеспечивают радиальный транспорт веществ из проводящих тканей в рядом расположенные живые клетки других прилежащих тканей.

По мере старения ситовидные трубки закупориваются каллозой (образующей так называемое мозолистое тело) и затем отмирают. Отмершие ситовидные трубки постепенно сплющиваются давящими на них соседними живыми клетками.

Ниже вы найдете продольный срез тканей растения, изучите его.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Жилка

Ключевой момент: между ксилемой и флоэмой располагается прослойка камбия. Этот факт обуславливает возможность образования дополнительного объема ксилемы и флоэмы в будущем, для дальнейшего роста и увеличения в объеме пучка. Без камбия невозможно было бы утолщения органа. Такие пучки можно обнаружить во всех органах двудольных растений.

Основное отличие в том, что между ксилемой и флоэмой отсутствует камбий. Невозможно образования новых элементов проводящих тканей, ксилемы и флоэмы. Закрытые сосудисто-волокнистые пучки встречаются в стеблях однодольных растений.

Верхняя часть жилки представлена ксилемой, нижняя флоэмой. Вокруг пучка в виде кольца располагается механическая ткань – склеренхима. Над пучком и под ним механическая ткань – колленхима – выполняет опорную функцию.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Как вода поднимается от корней к листьям, против силы тяжести?

Запомните, что вода и растворенные в ней минеральные соли поступают в растение благодаря слаженной работе двух концевых двигателей: нагнетающего корневого и присасывающего листового.

Силу, поднимающую воду вверх по сосудам, называют корневым давлением. Величина его обычно составляет от 30 до 150 кПа. В основе этого явления лежит осмос: клетки корня выделяют минеральные и органические вещества в сосуды, что создает более высокое давление, чем в почвенном растворе, и последний начинает притягиваться в сосуды.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Органы растения

Вегетативные органы

Состоит из стебля с расположенными на нём листьями и почками. Запишите себе такую «биологическую» формулу: побег = «стебель + листья + почки». Вы поймете в следующих темах, насколько вам пригодится эта формула 😉

Имеет радиальную симметрию, растет вверх, против силы тяжести (отрицательный геотропизм). На стебле формируются листья, цветки, плоды.

Все вегетативные органы способны к бесполому (вегетативному) размножению. Так, у срезанной ветки растения, поставленной в воду, начинают развиваться придаточные корни, и, если такую ветку поместить в землю, создав оптимальные условия, она прорастет в новое растение. Такие же возможности открываются у корня, который разделили надвое, или у листа, поставленного в воду.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Вегетативные способы размножения растений

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Увеличение количества клубнелуковиц происходит путем образования нескольких дочерних (деток). Клубнелуковицы образуют гладиолус, шафран и другие растения.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Корневые клубни есть, в частности, у георгина, чистяка, батата. Хороший садовод знает, что из каждой почки на клубне может начать развитие новое растение, так что для размножения нужного сорта перед посадкой клубень разрезают на несколько частей по числу глазков.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

С целью размножения растений корнеплодами (свекла, редис, морковь) листья у корнеплодов-маточников обрезают таким образом, чтобы оставить черешки длиной 1-2 см и верхушечную почку, из которой будет развиваться новое растение.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Весьма эффективный способ размножения (к примеру, один экземпляр земляники за два года дает начало в среднем 200 новым растениям) и расселения (куст земляники за год заселяет 1,5 м 2 окружающей территории).

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Отводком называют однолетний побег, прижатый к почве и в этом месте присыпанный землей. В присыпанной части из побега развиваются придаточные корни, и формируется новое растение.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Каждый год из луковицы можно выделять дочерние луковички, которые также называют детками. От материнской луковицы можно отделить сразу несколько деток.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Такой способ применяют весной или ближе к осени, в отношении кустарников для увеличения посадочного материала нужных сортов кустарников. Куст необходимо разделить так, чтобы у каждой части остались надземные побеги и собственная корневая система.

какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Смотреть картинку какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Картинка про какие ткани проходят через все вегетативные органы растения. Фото какие ткани проходят через все вегетативные органы растения

Генеративные органы

При половом размножении происходит слияние гамет, в результате которого образуется зародыш. Органом полового размножения покрытосеменных растений является цветок, который подробно освещен в соответствующей теме.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Замечательные растения

Коротко о главном: вегетативные органы растений

Функции органов растения

1. Закрепляет растение в почве.
2. Поглощает воду с минеральными солями («почвенное питание»).
3. Запасает органические вещества (если утолщается боковой или придаточный корень, то получается корнеклубень у георгина; если утолщается главный корень и нижняя часть стебля, то получается кореплод у свеклы).
4. Образует симбиозы, отдает симбионтам органические вещества (сахар). Получает: от грибов (в микоризе) воду с минеральными солями, от азотфиксирующих бактерий азот.

1. Фотосинтез («воздушное питание»).
2. Транспирация (испарение воды).
За счет транспирации листья охлаждаются и присасывают воду из корней («верхний двигатель»).
3. Запас воды и органических веществ (мясистые листья у алоэ – приспособление к засушдивым условиям).
4. Защита (иголки у кактуса).
5. Опора (усики у гороха).

1. Опора для всех остальных частей побега.
2. Проведение воды с растворенными в ней веществами.
3. Запас воды и органических веществ (мясистый стебель у кактуса – приспособление к засушливым условиям).
4. Фотосинтез (зеленый стебель у картофеля)

1. Главный – образуется из зародышевого корешка семени
2. Боковые – развиваются на главном и придаточных корнях недалеко от его кончика
3. Придаточные корни развиваются на стебле и листьях

1. Стержневая – имеет хорошо развитый главный корень (у двудольных)
2. Мочковатая – главный корень отсутствует или незаметен среди остальных, развиваются многочисленные придаточные корни (у однодольных)

2) Зона деления имеет длину около 1 мм, состоит из мелких постоянно делящихся клеток (имеет желтый цвет, т.к. ее клетки содержат только цитоплазму).
3) Зона роста (растяжения) имеет длину 3-5 мм; корень светлый и как бы прозрачный. Центральные вакуоли клеток заполняются водой и клетки вытягиваются, толкая вперед апикальную меристему и чехлик.
4) Зона поглощения покрыта ризодермой – тканью с корневыми волосками. Срок жизни корневых волосков – несколько дней. Функция – всасывание воды.
5) Зона ветвления (проведения, дифференцировки). Все ткани дифференцируются, образуются боковые корни

Вегетативный орган растения, состоит из стебля с листьями и почками. Функция побега – воздушное питание (фотосинтез).

Побег состоит из повторяющихся узлов (участков отхождения листа) и междоузлий (промежутков между узлами). Угол между стеблем и листом называется пазухой листа, в ней находится пазушная почка, на верхушке побега находится верхушечная почка.

Если из одного узла растет один лист, то такое листорасположение называется спиральным (очередным); если несколько – мутовчатым. Частный случай мутовчатого листорасположения – супротивное (в одном узле два листа).

Почка – это зачаточный побег. Состоит из зачаточного стебля, зачаточных листьев, зачаточных почек, покрыта почечными чешуями. По характеру зачаточного побега почки делятся на вегетативные (из них вырастает побег), генеративные (вырастает цветок или соцветие) и вегетативно-генеративные.

Лист состоит из листовой пластинки и основания, соединенного со стеблем. У черешкового листа между основанием и листовой пластинкой есть черешок, у сидячего – нет. За счет черешков создается листовая мозаика – взаимное расположение листьев, позволяющее поглотить наибольшее количество света.

Место отхождения листа от стебля называется узел. Если из одного узла растет один лист, то такое листорасположение называется спиральным (очередным); если несколько – мутовчатым. Частный случай мутовчатого листорасположения – супротивное (в одном узле два листа).

Жилки листа состоят из проводящих (ксилемы и флоэмы) и механических тканей, обеспечивают листу опору и транспорт воды с растворенными веществами. У однодольных растений жилкование параллельное или дуговое, у двудольных – перистое/сетчатое (жилки отходят от одной оси) или пальчатое (жилки отходят из одного центра).

Листопад – приспособление растений к экономии воды (в средней полосе зимой вместо дождя выпадает снег, который не увлажняет почву). Кроме того, за счет листопада растения предупреждают обламывание веток под тяжестью снега и выбрасывают ненужные продукты обмена.

Корнеклубень, он же корневой клубень (георгин) – утолщенный корень, запасающий питательные вещества.

Корнеплод (свекла, морковь, редис) – запасающий орган, состоящий из корня и стебля.

Корневище (пырей) – видоизмененный побег, имеет почки и чешуйки – остатки листьев. Предназначен для распространения и вегетативного размножения.

Клубень (картофель) – видоизмененный побег, имеет почки (глазки) и остатки листьев (бровки).

Луковица (тюльпан, лилия, лук) имеет стебель (донце) с почками и мясистыми листьями (чешуями), в которых запасена вода и органические вещества.

Усики – видоизмененые части сложного листа гороха, служат для прикрепления

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *