какие торговые пути пролегали через территорию золотой орды
Сухопутные торговые маршруты в западной торговле Золотой Орды второй половины XIII – первой половины XIV в.
История функционирования основных сухопутных торговых маршрутов, соединявших Золотую Орду с ее торговыми партнерами на Западе. Содержание типичных наборов транзитных восточных и западных товаров, составлявших основу товарооборота на данных маршрутах.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.10.2018 |
Размер файла | 21,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
В современной отечественной историографии сформировалось представление о том, что Золотая Орда вела свою западную торговлю исключительно с итальянскими городами (Венеция и Генуя) и в основном посредством морских торговых путей через Крым. Этому есть и объективные причины. Большинство обнаруженных и исследованных сегодня письменных исторических источников о торговле Золотой Орды относятся именно к Черноморско-Средиземноморскому направлению внешней торговли. Данное обстоятельство привело к тому, что исследователями игнорируется тот факт, что в золотоордынской торговле серьезную конкуренцию морским торговым путям в Западную Европу составляли сухопутные торговые маршруты. Большинство из них существовали еще до монгольских завоеваний. В частности, хорошо известен путь из Булгара в Регенсбург через Киев и Галич (путь «из немец в хазары»), игравший заметную роль в торговых контактах Волжской Булгарии и Киевской Руси с Западом [2, с. 89-97].
После монгольских завоеваний в Западном направлении активно функционировало несколько торговых магистралей. Первым был путь из промышленных центров германских земель в Поволжье, через Киев. Этот путь активно функционировал вплоть до конца XIII в. Однако в более поздний период из-за высоких налогов, которыми облагались западные товары на границах русских княжеств, реэкспорт восточных товаров через их территорию стал невыгодным для западных купцов, что, в свою очередь, привело к снижению товарооборота.
Параллельно с этим путем функционировал и прямой путь из золотоордынского Солхата во Львов. Наиболее раннее известное нам упоминание о существовании сухопутного пути из Северного Причерноморья и Приазовья в Италию через Львов и Краков связано с осадой торговой фактории Таны войсками Джанибека 14 марта 1344 г. [19, p. 54].
Львов, пусть и в ограниченной форме, но владел правом склада. Это право обязывало всех приезжих купцов останавливаться в городе и выставлять свои товары для оптовой продажи местным купцам и горожанам на определенный срок (обычно 14 дней). После окончания указанного срока пребывания во Львове купцам дозволялось ехать дальше с непроданным товаром. Таким образом, в золотоордынской торговле с Западом роль посредников по данному торговому пути брали на себя львовские купцы, и именно поэтому на знаменитом «Каталанском атласе», созданном в 1375 г., Львов обозначен как склад восточных товаров [14, с. 52].
От Львова в Западную Европу вели два пути. Первый шел в Краков. От Львова до Кракова было шесть дней пути [19, p. 54]. Далее в страны Центральной Европы дорога шла через Карпаты, по так называемой «высокой дороге». Краков также обладал складским правом [13, c. 585-586], и поэтому, вероятно, дальше Кракова по данному пути львовские купцы не ходили.
Вторым путем транспортировки золотоордынских товаров на рынки Центральной Европы, а точнее Фландрии и Северной Германии, был гораздо более короткий путь через Познань. Для купцов этот путь был значительно выгоднее, так как на нем было гораздо меньше таможен.
Остановимся на торговых контактах города Львова с Золотой Ордой более подробно, так как он был конечной точкой золотоордынских купцов. Современники называли этот город «сухим портом Востока» [8, c. 88]. Торговля золотоордынского города Ак-Кермана со Львовом носила посреднический характер, так как только часть восточных товаров поглощалась местным населением, остальная же часть отправлялась в западные области Польши, Силезию, Поморье, Фландрию, Германию вплоть до Нюрнберга, а также в Италию.
Какие же товары вывозились из Золотой Орды по данному пути? Из Золотой Орды во Львов в основном гнали большие партии скота. Итальянский путешественник и миссионер Плано Карпини, побывавший в 1245-1247 гг. в Монголии и Золотой Орде, писал: «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире» [11, c. 28]. О большом количестве скота говорил и венецианский путешественник и купец Иосифат Барбаро, живший в Золотой Орде в 1436-1452 гг. Он отметил, что в Орде разводят лошадей, крупный рогатый скот, а также верблюдов и баранов на продажу. Автор пишет, что лошадей и верблюдов в основном продавали на Восток, а вот коровы и быки пользовались большим спросом на Западе [1, c. 149-150].
С Востока во Львов везли меха, хлеб, мед, воск, древесину, ремесленные изделия, вино, целебные средства и скорняжные изделия, а также восточные товары: бархат, шелк, ковры, жемчуг, ювелирные изделия, пряности, благовонные масла [16, p. 88]. Из Львова эти товары распределялись в Краков, Познань, Вроцлав, Торунь и другие города Средней Европы.
16 января 1387 г. упомянут «почтенный муж Карачбей католик» [Ibidem, s. 72]. В записи от 26 октября 1384 г. упомянуты дом и имущество Ширбея русина [Ibidem, s. 32].
После прекращения золотоордынского господства в Днестровско-Карпатском регионе Ак-Керман на некоторое время оказался независимым от того или иного владыки. Однако, исходя из содержания грамоты Юрия и Александра Кориатовичей от 1374 г., можно сделать вывод, что город перешел в руки подольскому князю Юрию Кориатовичу [Там же, c. 197-198]. А после загадочной смерти Юрия Кориатовича в 1375 г. город перешел к Молдавии.
Лишившись Ак-Кермана, Золотая Орда фактически потеряла контроль над «татарским торговым трактом». Согласно наблюдениям путешественников Жильбера де Ланнуа, Амброзио Контарини, этот путь в последней четверти XIV в. лишился своей привлекательности для купечества ввиду отсутствия гарантий безопасности передвижения по нему [1, c. 211-213; 5, c. 39-43]. Однако, подогреваемая интересом львовских и краковских купцов к восточной торговле, «Via tatarica» продолжала функционировать вплоть до конца XIV в. Об этом свидетельствует ярлык, выданный в 1372 г. от имени хана Мухаммада Кракову и предоставивший льготы в торговле с Ордой, а в 1379 г. аналогичный ярлык получило львовское купечество [11, c. 119].
С началом нового века «татарский путь» в источниках почти не упоминается [8, c. 88].
С конца XIV в. значительная часть торговли Золотой Орды в западном направлении переносится на «молдавский путь». Ввиду удобного географического положения Молдавского княжества, граничившего на западе с Валахией и с торговыми трансильванскими городами (Быстрицей, Германнштадтом (Брашовым) и Клаузенбургом), новый торговый путь открыл для золотоордынских купцов и новые направления торговли на Запад. Однако из-за большого количества таможен внутри княжества, а их к 1408 г. насчитывалось 15 пунктов [9, c. 48], конечной точкой для многих восточных караванов становится Белгород (Ак-Керман), получивший новое название Четатя-Алба.
Изменились и товары, поставлявшиеся на Запад из территории Золотой Орды. Отныне это были исключительно «восточные товары». Согласно «Уставу о пошлинах» молдавского господаря Александра Доброго от 8 октября 1408 г., воеводы Стефана от 18 марта 1434 г., господоря Петра III Арона от 29 июня 1456 г., Штефана III 1460 и 1463 гг. и генуэзско-молдавских торговых документов из архива Банка Св. Георгия от 1457-1475 гг. [16, p. 103-107], основными товарами, импортировавшимися из татарских земель, были восточные ткани: шелк, камка, тебенко (материал для обивки седел), а также пряности и специи (перец, имбирь, тимьян, ладан, греческий квас, лимоны). Крупный рогатый скот не пользовался большим спросом.
Его место занял молдавский скот.
На рубеже XV-XVI вв. торговые контакты между Золотой Ордой, польско-литовским и молдавским купечеством сильно сократились, приток товаров дальней транзитной торговли на рынки приграничных городов Улуса Джучи снизился. Росла регионализация торговли вокруг отдельных торговых центров Крыма, Поволжья, Северного Кавказа, Хорезма. На западном направлении торговли Золотой Орды особенно негативно сказалась конфронтация слабеющих сарайских властей с все более усиливающимся Крымским ханством. Однако свои посреднические функции между странами Северной Германии и странами Востока татарские купцы продолжали выполнять и в последующие годы. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания в источниках более позднего периода этнонима польско-литовских татар.
маршрут сухопутный торговый орда
1. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-российских связей в ХVІ в. / вступ. ст., подг. текста, пер. и комм. Е.Ч. Скржинской. Л.: Наука, 1971. 276 с.
2. Белорыбкин Г.Н. Путь из Булгара в Киев в районе Верхней Суры // Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986. С. 89-97.
3. Ван Лаере Р., Тростьянский О.В. Западноевропейские товарные пломбы XIV-XV вв. с территории Золотой Орды // Нумизматика Золотой Орды: сб. науч. ст. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. Вып. 2. С. 144-163.
4. Грамота польського короля Казiмiра III про надання мiсту Львову Магдебурзького права от 1356 року червня 17 // Iсторiя Львова в документах i матерiалах: збірник документів i матеріалів. Київ: Наукова Думка, 1986. С. 16-17.
5. Емельянов. Путешествие Гилльбера де Ланноа в восточные земли Европы в 1413-14 и 1421 годах // Киевские университетские известия. 1873. №8. Отд. 2. С. 1-46.
6. Клоков В.Б., Лебедев В.П. Западноевропейские торговые пломбы из развалин Сарая // Восьмая Всероссийская нумизматическая конференция (Москва, 17-21 апреля 2000 г.): тезисы докладов и сообщений. М., 2000. С. 275-277.
7. Книга хождений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М.: Советская Россия, 1984. 448 с.
9. Огуй А.Д. Молдавский торговый путь: образование, расцвет, упадок (XIV-XVII вв.) // Русин. №4. 2010. С. 45-61.
10. Осипян А.Л. Причуды Тайчадина: Завещание львовского армянина (1376 г.) как источник по истории Великого Причерноморья второй половины XIV века [Электронный ресурс] // Европейский университет в Санкт-Петербурге. URL: http://old.eu.spb.ru/reset/files/osipian.pdf (дата обращения: 18.03.2013).
11. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / пер. А.И. Малеина. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. 274 c.
12. Сецінський Е. Город Каменец-Подольский. Историческое описание. Киев, 1895. 247 с.
13. Хрестоматия по истории средних веков / под ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. 2. X-XV века. 750 с.
15. Charewiczowa L. Handel њredniowiecznego Lwowa. Lwуw, 1925. 156 s.
16. Iorga N. Negoюul єi meєteguriule оn trecutul romвnesc. Formоnd volumul III din istoria Rominilor оn chipuri єi icoane. Bucureєti: Minerva, 1906. 263 p.
17. Pomniki dziejуw Lwowa z archiwum miasta / wyd. A. Czolowski. Lwуw, 1892. T. 1. Najstarsza ksiкga miejska. 1382-1389. 152 s.
18. Quirini-Popіawska D. Wіoski handel czarnomorskimi niewolnikami wo pуџnym њredniowieczu. Krakow: Universitas, 2003. 342 s.
19. Rйgestes des dйlibйrations du sйnat de Venise concernant la Romanie / рar F. Thiriet. Paris, La Haye: Mouton, 1958. T. 1 (1329-1399). 246 p.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Территория Золотой Орды и русских княжеств, подвластных Орде во второй половине XIII в. Основатель Золотой Орды. Ханская грамота на княжеские владения. Восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире и Москве. Передача права сбора дани русским князьям.
презентация [3,3 M], добавлен 18.03.2012
Особенности государственного строя Золотой Орды. Влияние Золотой Орды на развитие феодальных отношений и русской государственности. Характеристика изменений в системе вотчинного управления на Руси во второй половине XIII – первой половине XV вв.
реферат [49,2 K], добавлен 31.03.2016
Исследование опыта либеральных преобразований армии и флота Российской империи в контексте военных реформ второй половины XIX века и рассмотрение эволюции и развития военно-сухопутных войск и военно-морского флота во второй половине XIX-начале XX вв.
курсовая работа [119,1 K], добавлен 10.07.2012
презентация [554,5 K], добавлен 15.03.2011
Монгольский период в русской истории. Принципы правления и администрации Золотой Орды. Политическая история Золотой Орды. Административно-налоговые и торгово-ремесленные центры. Процесс централизации Русского государства. Освобождение Восточной Руси.
контрольная работа [36,5 K], добавлен 19.02.2009
Какие торговые пути пролегали через территорию золотой орды
Путешествие монгольского чиновника со свитой (начало XIV века)
Кочевники самостоятельно обеспечивали себя продовольствием, одеждой и вооружением, но вели активную торговлю с земледельческими и ремесленными общинами. Они обменивали скот и продукты скотоводческого хозяйства на пшеницу, рис, посуду, изделия из стали. Если торговля становилась невозможной или невыгодной, кочевники совершали набеги на оседлое население. С зависимых племён они собирали и натуральную дань, и деньги, постепенно приспосабливая их не только для внешней торговли, но и для внутренней. Но это были чужие монеты. По мере развития некоторые кочевые общины превращались в царства и даже в империи, которые требовали создания уже собственных денежных систем.
Так, в Монгольской империи Чингисхана (XIII век) первоначально действовали только натуральные налоги. Подданные выделяли людей для войска, снабжали армию лошадьми, снаряжением, продовольствием. С покорением таких крупных земледельческих государств, как Китай и Персия, для завоёванных народов вводились новые налоги, которые могли собираться уже и деньгами. Например, в империи Чингисхана появились даже китайские бумажные деньги. Расширившись, она начала чеканить собственные монеты. С помощью стандартных монет было удобнее оценивать и оплачивать товар по всей огромной империи, проще рассчитывать налоги и пошлины, легче содержать многочисленных чиновников. Самой тяжёлой денежной единицей Монгольской империи был балыш, который начали выпускать ещё при Чингисхане. Он представлял собой слиток из золота или серебра и весил около 2,125 кг. Золотой балыш был равен двум тысячам золотых динаров, а серебряный — двумстам. Существовал и бумажный балыш, за который давали 10 динаров.
Данг Бердибека (1357—1358 годы), найденный в составе большого клада на территории современной Воронежской области в 2010 году
После разделения Монгольской империи между потомками Чингисхана собственные деньги появились и в нескольких новых государственных образованиях. Одним из них была Золотая Орда. К середине XIV века она достигла пика своего могущества и чеканила собственные серебряные монеты — дирхемы (или данги), хорошо известные за её пределами. Столицей Орды был город Сарай, располагавшийся в районе современной Астрахани. Огромные размеры государства позволяли контролировать большой отрезок Великого шёлкового пути от границ Китая до Средиземного моря. За счёт собранной дани обеспечивалась безопасность купцов и товаров, строились перевалочные пункты, содержалась почтовая служба (ямы с лошадьми, продовольствием, гостиницами, курьерами). Это позволяло торговцам удобно и безопасно перемещаться по торговому пути.
Серебряная пайцза с золочёной надписью, сделанной квадратным монгольским письмом. Она была найдена в середине XIX века около города Минусинска (современный Красноярский край)
Для передвижения по дорогам Золотой Орды следовало получить платное разрешение (специальную подорожную табличку — пайцзу) и оплачивать таможенные взносы. Они составляли около 5% от стоимости товара, иногда — меньше. Существовала система страхования: если на путников нападали или по чужой вине страдал их товар, они могли обратиться за помощью к ханскому двору для разрешения конфликта. Хан назначал компенсацию, которую собирали с виновных, а иногда сам частично покрывал убытки торговцев.
Сохранилось свидетельство о том, как в 1353 году вблизи Константинополя были ограблены татарские и греческие купцы. Их захватили в плен венецианские торговцы, промышлявшие ещё и пиратством. Выбравшись из тюрьмы, в 1358 году потерпевшие обратились за помощью к хану Бердибеку. Они оценили свой ущерб в 530 кг серебра. Хан распорядился повлиять на Венецианскую республику с тем, чтобы она возместила эти убытки. Венеция вынуждена были согласиться. За право торговать и проживать в Азове и бухте Провато (ныне Двуякорная), а также в крымских портах Калитре (Коктебель) и Солдайе (Судак) венецианские купцы платили всего 3% от стоимости проданных товаров. Решающее влияние оказала угроза передать льготы Венеции её конкуренту — Генуе. Активное участие в разрешении спора приняла Тайдулла, бабушка Бердибека. Известно, что она уплатила потерпевшим 103 кг серебра из собственных средств.
С помощью стандартных монет было удобнее оценивать и оплачивать товары по всей огромной Золотой Орде, проще рассчитывать налоги и пошлины, легче содержать многочисленных чиновников
Золотая Орда контролировала большой отрезок Великого шёлкового пути и за счёт собранной дани обеспечивала безопасность купцов
Уплачивая пошлину в размере 5% от стоимости товара, ордынские купцы могли чувствовать себя защищёнными на дорогах империи
Как хан Токтамыш попытался вернуть Золотую Орду на Шелковый путь
Восстановление северного маршрута торгового транзита в конце XIV века. Колонка историка Ильнура Миргалеева
«Начавшийся упадок в караванной торговле сильно ударил по казне татарских ханов»
За период политической смуты 60—70-х годов XIV века в Золотой Орде произошел упадок торговли и сокращение транзитных перевозок. Кризис в торговле, как внутренней, так и внешней, привел к сокращению ремесленного производства. Все это закончилось упадком товарообмена между оседлыми и кочевыми частями населения.
С середины XIV века в мире начали происходить события, которые за несколько десятилетий изменили политическую карту мира. Произошел упадок, а в некоторых случаях и ликвидация старых экономических и политических центров. Все эти политические изменения негативно влияли на трансазиатскую и трансконтинентальную торговлю, связывающую крайний восток Азии с Западной Европой и Северной Африкой. А кризис трансконтинентальной торговли отрицательно сказывается и на внутренней торговле, привнося тем самым нестабильность в жизнь всего населения.
Маршрут трансконтинентальной торговли проходил через территорию многих государств. Поэтому понятно, что неустойчивая политическая обстановка в одном государстве отрицательно влияла на всю мировую торговлю. А это, в свою очередь, порождало и социально углубляло политический кризис и в других государствах, потому что от торговли зависели не только ремесленники и купцы, но и все слои общества.
Северный маршрут караванной торговли проходил по всей территории Золотой Орды. Фото Shizhao / wikipedia.org
В 40-х годах XIV века Чагатайский улус в Средней Азии окончательно распался на самостоятельные владения: Моголистан и Мавераннахр. Хулагуидский Иран распался на несколько частей, враждовавших между собой. На протяжении середины XIV века в Китае происходили крупные антимонгольские восстания, приведшие в 1368 году к падению Юаньской династии — важнейшего торгового участника Шелкового пути. В Делийском султанате, другом важном участнике трансконтинентальной торговли, происходит жестокая борьба центральной власти с эмирами–сепаратистами.
Вся эта ситуация, сложившаяся в вышеперечисленных государствах, которые активно участвовали в мировой торговле, неблагоприятно отразилась на караванной торговле, северный маршрут которой проходил по всей территории Золотой Орды. Конечно же, начавшийся упадок в караванной торговле сильно ударил по казне татарских ханов.
«Чтобы вернуть спокойствие и масштабную торговлю, надо было прекратить смуту не только в Золотой Орде»
Как известно, именно благодаря транзитной торговле процветала экономика золотоордынского государства. В политическом аспекте до упомянутой смуты все тоже было хорошо. Страной правили потомки Батыя — всеми признанная династия. Благодаря политическим реформам хана Мухаммада Узбека были упорядочены принципы правления и передачи власти. При хане Джанибеке централизация управления государства достигает своей высшей точки. Монеты от имени Джанибека чеканятся в четырех городах: в Сарае ал-Джедид, Гюлистане, Азаке и Хорезме. Последним ханом, чеканившим монеты от своего имени в этих четырех городах, был хан Хызр, после убийства которого в 1361 году начинается смута, растянувшаяся на 20 лет. В этот период на золотоордынском троне побывали больше двадцати ханов. Основной проблемой борьбы за власть были сами претенденты из правящей династии. После заката линии Батуидов оставшиеся семьи Джучидов долго не могли прийти к согласию, и многие включились в борьбу «против всех».
Кроме ослабления торговых связей Золотой Орды на внешних рубежах из-за политических кризисов у других участников Шелкового пути, а также внутреннего политического кризиса, Золотая Орда встретилась и с внешней угрозой, а именно — со столкновениями с соседними странами, что повлекло потерю сферы влияния и собственных территорий. Все это разрушало торговые пути и ослабляло собственное производство. Прежде всего потери были на западе страны, где Золотая Орда утратила часть своих территорий. В конце 60-х годов XIV века татары были вытеснены из центральной части Днестровско-Прутского междуречья. На месте золотоордынских городов остались только руины и пепелища.
Как известно, именно благодаря транзитной торговле процветала экономика золотоордынского государства. Фото wikipedia.org
Перед всеми этими вызовами в среде народа и части политической элиты возникла идеология возвращения страны в благополучные времена ханов Узбека и Джанибека. Именно с такой программой и выступил Токтамыш. С его воцарением политическая смута прекратилась. Хан Токтамыш восстановил политическую стабильность на всей территории Улуса Джучи.
К концу 1380 года Токтамыш подчинил своей власти всю страну. Абд-ар-Раззак Самарканди говорил, что «власть его стала усиливаться, и он поднял знамя возвышения». Токтамыш объявил новую идеологию восстановления порядка для всего постчингизидского мира. Себя он объявил каганом и лидером постчингизидского мира. Чтобы вернуть спокойствие и масштабную торговлю, надо было прекратить смуту не только в Золотой Орде, но и в соседних государствах.
Токтамыш был умным и расчетливым ханом. Принимающие его программу объединения страны становились его верными сторонниками. Весь 1381 год Токтамыш был занят восстановлением института власти на всей территории Золотой Орды. Токтамыш вел активную политику, подкрепляя ее военными успехами. Все почувствовали сильную руку нового хана. Токтамыш добился того, что Ягайло начал платить дань за те русские и татарские земли, которые он захватил во время смуты в Золотой Орде.
С 1380-го по 1385 год Токтамыш укрепляет центральную власть и проводит всеобщие реформы. После реформы ремесленное производство и внутренняя торговля, благодаря восстановлению правопорядка в стране, получили возможность возродиться. Данные кладов показывают, что традиционная торговля продолжала развиваться успешно и огромная масса новых серебряных монет поглощалась почти исключительно ею.
Начинает более активно функционировать северный путь трансконтинентальной торговли, который проходил по всей центральной территории Золотой Орды.
В противостоянии с Аксак Тимуром — Тамерланом Токтамыш потерпел неудачу. Фото wikipedia.org
«После хана Токтамыша смысла в возобновлении северного маршрута Шелкового пути не было»
К середине 80-х годов XIV века в Золотой Орде уже были завершены экономические и военные реформы. Объединение страны и проведенные реформы благоприятно сказались на золотоордынском обществе. После упорядочения внутренней жизни в государстве правительство Токтамыша повело и активную внешнюю политику. Здесь оно преследовало две цели. Это, во-первых, нормализовать отношения с другими государствами и, во-вторых, обеспечить нормальную торговлю. Осуществляя эту экономическую цель, правительство Токтамыша пыталось поднять и укрепить значение Великого шелкового пути — прежде всего северного маршрута трансконтинентальной торговли, проходившего по территории Дешти-Кыпчака.
Однако во время 20-летней смуты наиболее важное значение приобретает южный маршрут трансконтинентальной торговли. В это время политическая смута на Южном Кавказе, а также желание взять под свой единоличный контроль основную часть этой торговой артерии со стороны возвысившегося государства Тимура вынудили Токтамыша ввязаться в противостояние с последним.
Функционирование южного маршрута, который проходил через Среднюю Азию и Северный Иран, не только снижало роль северного маршрута, но практически низводило его на нет, так как династия Мин практически закрыла китайский рынок. Поэтому для защиты экономики страны Токтамыш постарался захватить и часть южного маршрута. Это привело к долголетнему противостоянию с Аксак Тимуром — Тамерланом, в котором Токтамыш потерпел неудачу. С возвышением Османской империи, по сути, закрывшим Черноморскую торговлю, и с открытием португальцами и испанцами морских путей в Индию значение сухопутного маршрута трансконтинентальной торговли, проходившего по всей Евразии, постепенно сходит на нет. На первое место выходит Волжский путь и иные, более локальные торговые пути.
В дальнейшем, после хана Токтамыша, смысла в возобновлении северного маршрута Шелкового пути не было, хотя он еще продолжал функционировать, но уже не в тех масштабах. Так закончилась история этой торговой магистрали Евразии, огромной по протяженности, через которую проходили не только люди и различные товары, но и идеи, и знания.