какие товароведческие разделы вы выделите в фс
Модуль 1: КАТЕГОРИИ И МЕТОДЫ
1. Предмет товароведения
2. Задачи товароведения
3. История развития товароведения
Товаром называется любой предмет, предназначенный для продажи и удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности. Товары обладают определенными потребительскими свойствами, благодаря которым они становятся полезными для человека. Совокупность потребительских свойств товара, благодаря которым он удовлетворяет ту или иную потребность человека, представляет собой его потребительную стоимость. Она показывает, насколько товар удовлетворяет конкретные нужды человека благодаря своим свойствам. П отребительная стоимость отражает субъективную оценку покупателем товара во всей совокупности его свойств, и эта оценка выражается в его готовности заплатить за товар ту или иную цену
Потребительные стоимости товаров обусловлены их физическими, химическими, биологическими и другими природными свойствами, а также свойствами, приданными товарам в результате целенаправленной деятельности человека. Полезность товаров рассматривается товароведением именно как способность удовлетворять какие-либо потребности человека, а не только нужные, необходимые. Поэтому потребительной стоимостью характеризуются не только хлеб, молоко, мясо, овощи и им подобные продукты питания, но и также табак, алкогольные напитки и другие продукты. Например, табачные изделия, не имеющие пищевой ценности, даже вредные для человеческого организма, также обладают потребительными свойствами, но только для определенной части населения (курильщиков).
Товароведение изучает потребительные стоимости товаров. Существует несколько определений товароведения. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах».
Таким образом, из всего вышеизложенного вытекает, что предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.
Товароведение как научная дисциплина изучает свойства и качество товаров во взаимозависимости с производством, условиями и способами хранения. В товароведении рассматривается целый комплекс вопросов: сырье, из которого изготовлены товары, технология их производства, ассортимент, классификация, качество и методы его определения, упаковка, маркировка, хранение, правила транспортирования и др.
Товароведение изучает товары как материальные вещи или физические тела. Научной основой товароведения являются физика, химия, биология. Изучение товароведения в плане естественных наук позволяет объективно раскрыть природу товаров, определить свойства и закономерности их формирования и применения. Однако товароведение существенно отличается от каждой их этих наук. Правильная характеристика товара не может быть получена только на основе данных химии, физики или биологии. Объективное представление о товаре, его полезности и соответствии назначению возможно лишь путем изучения всей совокупности его разнообразных свойств, их сочетания и взаимной связи. Основываясь на данных и методах естественных наук, товароведение не охватывает всего объема знаний каждой из них, так как изучает не все многообразие физических, химических, биологических свойств товара, а только те из них, которые непосредственно связаны с его полезностью.
При оценке достоинств того или иного продукта товароведение учитывает также степень соответствия свой ств пр одукта его назначению не только по объективным особенностям продукта, но и по соответствию вкусам, привычкам потребителя и удобствам пользования. Таким образом, товароведение изучает потребительные достоинства товаров, которые не всегда совпадают с объективной их полезностью.
Потребности человека в товарах объективны и обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Решающее воздействие на возникновение и удовлетворение потребностей человека оказывает общественное производство, так как создает предметы потребления и порождает потребность в них. Однако потребности в своем развитии опережают производство, стимулируют его развитие. Между производством и потреблением всегда имеются определенные противоречия, которые проявляются в сфере товарного обращения.
Потребительная стоимость товара определяется не только его природными свойствами, но и экономическим и политическим строем общества, его моральными, этическими и эстетическими нормами.
2. Задачи товароведения
К основным задачам товароведения относятся:
1) изучение и оценка качества товаров, выявление градаций качества и дефектов товаров;
2) выявление и изучение факторов, влияющих на качество товаров в процессе их производства, во время транспортирования и хранения;
3) систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
4) изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленного или торгового предприятия;
5) разработка требований к таре, условиям перевозок и хранения товаров;
6) информационное обеспечение товаров.
Товароведение ставит своей задачей выявить все полезные свойства товаров, установить наиболее рациональные способы их использования, правильный режим хранения для сохранения высокого качества и доведения до минимума потерь в процессе продвижения товаров от производства к потребителю. Поэтому изучение качества товаров является главной проблемой товароведения.
Причины, влияющие на первоначальные свойства и качество товаров, разнообразны и зависят от природы и источников поступления этих продуктов. Приведем такой пример. Пищевые продукты в основном производятся на предприятиях пищевой промышленности, работающих на разнообразном сельскохозяйственном сырье. Качество и потребительские достоинства пищевых продуктов, получаемых в результате переработки сельскохозяйственного сырья, зависят, во-первых, от свойств и качества перерабатываемого сырья и, во-вторых, от процессов производства, изменяющих свойства и состав исходного продукта. Качество сырья и правильная организация процессов производства определяют качество получаемого продукта.
Применительно к товарам, получаемым торговлей и потребителями непосредственно из сельского хозяйства, основными факторами качества для продуктов растениеводства являются вид, сорт растения, условия его произрастания, а для продуктов животноводства – вид, порода, пол и возраст животных и птиц, условия их содержания и первичная обработка.
Товароведение ставит своей задачей изучение факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товара, проведение оценки, контроля, а также диагностики дефектов товаров. Качество товаров при транспортировании, хранении, реализации не остается без изменений. Поэтому в задачу товароведения входит изучение всех процессов, происходящих в продовольственных товарах в эти периоды товародвижения, нахождение оптимальных условий для максимального сохранения качества и сокращения потерь. Изучение процессов хранения, влияния их на качество, а также условий и способов хранения товаров занимает особо важное место в курсе товароведения, так как от правильного их хранения зависит качество продуктов, поступающих потребителю.
Однако простое сопоставление свойств сырья, процессов производства и хранения с качеством товара не дает должного представления о значимости каждого отдельного фактора, степени его влияния на качество продукта. Точно так же накопление большого фактического материала о свойствах того или иного товара недостаточно, чтобы выбрать правильно показатели его качества или классифицировать товары. Решение вопросов, связанных с изысканием лучших методов производства и хранения, показателей норм качества, делением товара на сорта, требует изучения закономерных связей между факторами качества и свойствами товаров, исследования взаимосвязи и взаимообусловленности различных свойств, полезности и потребительских достоинств. Закономерности, определяющие свойства и качество товаров и лежащие в основе их классификации, оценки и хранения, составляют одну из основных задач товароведения.
Основой изучения товаров, влияния на их свойства процессов производства и хранения, а также закономерностей, определяющих полезность и потребительные достоинства товаров, являются экспериментальные, аналитические методы.
К задачам товароведения продовольственных товаров относятся также изучение ассортимента товаров, активное воздействие на его систематическое улучшение и расширение, повышение культуры потребления.
Интенсификация технологических процессов, внедрение безотходных технологий сырья рождают новый ассортимент товаров. Здесь перед товароведением встает задача раскрывать перед покупателем полезные свойства товаров, формировать покупательский спрос.
В современных условиях, когда повышение качества продукции является одной из важнейших задач, направленных на ускорение социально-экономического развития страны, роль товароведения возрастает.
Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” направлен на повышение ответственности производителя и продавца за качество продукции. В нем поднимается вопрос об установлении и расширении прав покупателя на надлежащее качество товара, информацию о его качестве и защите прав в случае приобретения некачественной продукции.
3. История развития товароведения
История товароведения охватывает огромный промежуток времени, так как человек издавна сравнивал, так или иначе оценивал предметы потребления и обихода.
В развитии товароведения как науки выделяют следующие три этапа развития:
1. описательный ( до XVIII века )
2. товароведно-технологический ( XVIII век — середина XX века)
3. товароведно-формирующий (с середины XX века по настоящее время).
Начальный этап носит товароведно-описательный характер. Основная задача заключалась в квалифицированном описании товаров с целью ознакомления с их назначением, основными свойствами и способами потребления. Примерами таких описаний могут служить характеристики сельскохозяйственных продуктов, приведенные в сочинениях Плиния (“Естественная история”) и Катона (“Земледелие”). Плиний (27-79 гг. н. э.) первым описал способы оценки пшеницы, определение ее объемной массы, указал на способы обработки зерна различными экстрактами для предохранения его от действия вредителей.
Если в начальный период развития для товароведения характерно описание внешних отличительных особенностей товаров, их применения, то с XVIII в. появляются работы, в которых приводятся подробные данные об их химическом составе, строении, результаты органолептического, химического и физического анализа. Интенсивно исследовались отечественные товары. Результаты этих исследований публиковались на страницах журнала “Труды Вольного экономического общества”, в котором появились работы по изучению качества, состава, свойств молока, жиров, мяса, зерна и др.
Научное товароведение в этот период своего развития тесно связано с технологией производства товаров. Большое место в описаниях товаров уделялось технологии их промышленного или сельскохозяйственного производства. Результаты этих исследований явились также мощным средством совершенствования технологии производства товаров.
Большим толчком для развития научного направления товароведения послужило открытие в России и за рубежом коммерческих учебных заведений.
Основоположником отечественного научного товароведения является профессор Московской практической академии коммерческих наук Модест Яковлевич Киттары (1825-1880 гг.). Значительный вклад в развитие отечественного товароведения внесли профессора этой же академии П.П. Петров (1850-1928 гг.) и Я.Я. Никитинский (1854-1924 гг.). Они определили цели, задачи, объем этой научной дисциплины.
В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов ».
В 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей », многие теоретические положения не утратили своей актуальности на современном этапе развития товароведения.
В процессе дальнейшего развития происходит разделение товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся самостоятельными учебными дисциплинами.
В настоящее время появляются новые пути в развитии товароведения — прогнозируется создание товаров с учетом изменяющихся потребностей.
Товароведение как научная дисциплина связано с такими науками, как химия, физика, микробиология. Определение качества продовольственных товаров, условий их хранения основано на химических, микробиологических и физических процессах.
Знание химии позволяет понять причины порчи пищевых продуктов.
В условиях рыночной экономики роль товароведных знаний возрастает в связи с необходимостью усиления контроля за качеством товаров, поступающих на рынок, решения проблемы идентификации товаров для обнаружения и предупреждения их фальсификации. Одним из современных путей развития товароведения является прогнозирование новых товаров, разработка их характеристик с учетом предполагаемых потребностей. Поэтому в современных условиях необходимо гармоничное развитие практических и научных основ товароведения, использование в товароведении маркетинговых принципов.
Методы и разделы товароведения
Методы товароведения— это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели.
В товароведении применяются две группы методов:
1) методы научного познания;
2) методы практической товароведческой деятельности.
Методы научного познаниянаправлены на исследование товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические(экспериментальные) и аналитическиеметоды.
К эмпирическимотносят методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Они подразделяются на измерительные(определение показателей качества с использованием технических средств: физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические(определение показателей качества с помощью органов чувств).
Аналитические методыбазируются на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. К ним относятся методы управления(анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование) и систематизации(идентификация, классификация, обобщение, кодирование).
5. Характеристика дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение»
Медицинское и фармацевтическое товароведение(МФТв) изучает потребительные стоимости медицинских и фармацевтических товаров, реализуемых в фармацевтических организациях, т.е. свойств, которыми должен обладать товар, применяемый в медицине соответственно его назначению в профилактическом и лечебно-диагностическом процессе.
Основная цель дисциплины МФТв— изучение ассортимента медицинских и фармацевтических товаров, их товароведческий анализ и маркетинговые исследования товаров в системе товародвижения.
Социальная направленностьдисциплины МФТв заключается в том, что провизор, владеющий товароведческими знаниями, участвует:
— в процессе оздоровления граждан путем обеспечения их и учреждений здравоохранения необходимыми медицинскими и фармацевтическими товарами для профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний;
— в процессе поддержания экологии в нормальных пределах путем соблюдения правил хранения медицинских и фармацевтических товаров, применения экологически чистых видов тары и упаковки;
— в развитии медицинской и фармацевтической науки, способствуя внедрению новых современных технологий и средств лечения, профилактики и диагностики.
Основные задачи МФТв:
— изучение основ товароведения специфической группы медицинских и фармацевтических товаров, в т. ч. классификация, кодирование, система стандартизации;
— оценка качества медицинских и фармацевтических товаров с использованием товароведческого анализа и экспертизы при приемке в фармацевтических организациях;
— обеспечение сохранности и требуемого качества медицинских и фармацевтических товаров в процессе доведения их от производителя до потребителя;
— проведение маркетинговых исследований товаров в системе товародвижения с целью управления ассортиментом фармацевтических организаций.
На основе задач дисциплины МФТв формируются товароведческие функции провизоров, занимающихся вопросами снабжения медицинскими и фармацевтическими товарами лечебных и аптечных учреждений, населения (заведующие и заместители заведующих аптекой, заведующие отделами запасов и рецептурно-производственными, провизоры, занимающиеся информационной работой, товароведы аптечных складов и баз «Медтехники», работники оптово-посреднических фармацевтических организаций).
Для выполнения товароведческих функций провизоров требуется наличие определенных знаний и умений. Провизор должен знатьи уметь:
— проводить маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров в системе товародвижения;
— управлять ассортиментом медицинских и фармацевтических товаров, определять и прогнозировать конъюнктуру фармацевтического рынка, формировать ассортиментную политику фармацевтической организации;
— осуществлять прием медицинских и фармацевтических товаров, проводить товароведческую экспертизу их потребительских свойств в соответствии с НТД;
— применять различные методы испытаний для оценки качества потребительских свойств медицинских и фармацевтических товаров;
— обеспечивать хранение медицинских и фармацевтических товаров с учетом принципов хранения, особенностей потребительских свойств товаров и экологических требований.
Изучение дисциплины МФТв базируется на знаниях химических и профильных дисциплин, приобретаемых провизором при обучении на фармацевтическом факультете. Так, в частности:
— химические дисциплины (неорганическая, органическая, аналитическая и фармацевтическая химия) создают основу знаний о свойствах материалов, химических действующих веществ, из которых изготовлены медицинские товары и лекарственные средства, а также о документах, регламентирующих качество этих средств (ГФ,ВФС,ТУидр.));
— иностранные языки, латынь — основу знаний по номенклатуре и ассортименту медицинских и фармацевтических товаров, в т.ч. на зарубежном фармацевтическом рынке;
— физиология, физика — об основных принципах работы медицинских инструментов, аппаратов, оптики;
— ботаника, фармакогнозия — об ассортименте лекарственных растений, лекарственных средств из растительного сырья, товароведческом анализе лекарственного растительного сырья;
— фармацевтическая технология — о правилах изготовления ЛС в аптечных и заводских условиях, особенностях хранения, упаковки;
— УЭФ — основы управления и экономики фармацевтической организации; правила приема, хранения и отпуска ЛС и других товаров аптечного ассортимента.
Изучение МФТв базируется также на знании объективных законов диалектического развития общества, в частности, законов перехода количества в качество, развития по спирали и др.
Особенно наглядна в этом отношении закономерность развития от простого к сложному, например, история развития медицинских инструментов, лекарственных средств, применяющихся при заболевании сердца, в акушерстве и гинекологии, хирургии, офтальмологии, оториноларингологии. В настоящее время для реализации всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий медицина имеет богатый арсенал ЛС, а также сложных медицинских приборов, аппаратов, оборудования.
Лекция на тему: «ТОВАР, ПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ»
1. Товар: определение, классификация
Объектом товароведения в условиях товарного производства являются продукты труда, которые удовлетворяют личные потребности человека и распределяются путем купли-продажи, т.е. приобретают форму товара. Вмаркетинге товаррассматривается в первую очередь как средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность, а потом уже как продукт труда, произведенный для продажи. Эти понятия обобщены в определении, данном Ф. Котлером (1990):
ТОВАР (product) — все, что может удовлетворить потребности или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования потребителем.
Часто товар может быть определен и как продукция,представляющая собой совокупность продуктов производства или отдельный продукт производства.
В соответствии с существующей классификацией все товары подразделяются на 2 группы: товары индивидуального (широкого) потребления и производственного (промышленного) назначения (рис.1).
Рис. 1. Классификация товаров.
Товары индивидуальногоили широкогопотребления предназначены для удовлетворения личных потребностей людей (потребителей). В связи с этим они еще носят название потребительских товаров.
Товары производственногоили промышленногоназначения классифицируются по степени их участия в производственном процессе на три группы: материалы и детали, капитальное строительство, вспомогательные материалы и услуги.
Медицинские и фармацевтические товары относятся в основном к первой группе товаров — индивидуального назначения (потребления).
Товары индивидуального потребления в свою очередь подразделяются по степени долговечности на четыре группы:
1) длительного пользования— приобретаются редко, выдерживают многократное пользование (телевизор, мебель; из медицинских товаров — медицинская техника, тонометры, предметы санитарии и гигиены: грелки, термометры и т.д.);
2) краткосрочного пользования— приобретаются часто, потребляются за один или несколько циклов в использовании (продукты питания, косметика, лекарства, перевязочные материалы);
3) услуги— объекты продажи в виде действий, выгод. Услуги могут быть связаны с товарами в их материальном виде, а также могут оказываться и в нематериальной форме (например, информационные услуги);
4) товары эксклюзивного ассортимента— если товар отсутствует, то покупатель ждет, пока он не появится на рынке; если покупатель не находит такого товара, то не покупает вообще.
Спрос на товары промышленного назначения, как правило, формируется в тесной взаимосвязи со спросом на потребительские товары. Например, спрос на оборудование для производства современных упаковок-капельниц для офтальмологических ЛС возникает как следствие, во-первых, повышенной потребности населения в таких препаратах, и, во-вторых, необходимости замены морально устаревших упаковок глазных капель и пипеток.
Медицинские и фармацевтические товары промышленного назначения в курсе дисциплины МФТв не рассматриваются.
Теоретические основы товароведения
Рассматриваются основные категории товароведения: потребности и требования к товарам; факторы, способствующие сохранению качества товаров; средства и методы измерения и оценки качества товаров; формирование ассортимента, его оценка и анализ; классификация и кодирование товаров. Для студентов экономических и товароведных специальностей вузов, магистрантов, аспирантов, специалистов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические основы товароведения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Товароведение как наука
1.1. Предмет товароведения
Товар — сложная социально-экономическая категория. Для того чтобы им управлять, необходимо обладать знаниями комплекса дисциплин, таких как «Теоретические основы товароведения», «Управление качеством», «Основы стандартизации и сертификации», «Товарная экспертиза» и особенно «Товароведение и экспертиза товаров».
Предметом товароведения в условиях рыночных отношений являются не все продукты, а только те из них, которые удовлетворяют личные потребности человека и распределяются путем купли-продажи, т. е. приобретают форму товара.
Каждый товар как предмет обмена обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью — способностью удовлетворять какую-либо конкретную человеческую потребность, и меновой стоимостью — способностью обмениваться как вещь в известных пропорциях на другую вещь.
Товар представляет собой диалектическое единство потребительной стоимости и стоимости. Стоимость характеризует затраты общественного абстрактного труда, необходимого для производства товара, и является носителем определенных общественных отношений, а потребительная стоимость служит выражением затрат конкретного труда производителей и носителем определенного уровня развития производительных сил.
Стоимость как экономическая характеристика носит исторический характер и изменяется с изменением форм товарного производства.
Потребительная стоимость в отличие от стоимости присуща всем продуктам труда, созданным как для обмена, так и личного потребления. Она не зависит от сферы общественного производства. Поэтому в товароведении часто отождествляют такие понятия, как товар, вещь, продукт, хотя в экономическом смысле они имеют разное содержание.
Содержание товароведения впервые было определено К. Марксом. Он писал, что потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения. Из этого следует, что товароведение в отличие от других дисциплин изучает товары как предметы (вещи), обладающие определенной потребительной стоимостью, т. е. способностью удовлетворять потребности покупателя.
Для торговли, выступающей посредником между производством и потребителем, оценка потребительной стоимости продукта труда является не самоцелью, а необходимым условием для определения его меновой стоимости, т. е. его способности превращаться в товар при сложившейся конъюнктуре рынка. При этом оценка потребительной стоимости товара носит вероятностный характер и ее достоверность (репрезентативность) зависит от уровня товароведной квалификации работников торговли, полноты информации о товаре, сложившейся конъюнктуры рынка.
В условиях рыночных отношений товар — физический объект или услуга, произведенные и предложенные рынку для купли-продажи, обладающие совокупностью многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства — способность товара (услуги) удовлетворять потребности того, кто им владеет.
В широком понимании товаром могут быть предметы (товары), услуги, лица, территории, организации, идеи (торговля патентами на разные виды интеллектуальной собственности).
В условиях товарного производства продукты труда в процессе своего товародвижения к потребителю проходят три сферы общественного производства:
• сферу производства, в которой они создаются и функционируют как предметы труда;
• сферу обращения, где они являются предметами обмена (купли-продажи);
• сферу потребления, в которой товар становится предметом потребления.
Сферы распределения как самостоятельной сферы общественного производства не существует, а распределительные процессы осуществляются в сфере производства. Следует отметить, что в каждой сфере в комплексной взаимосвязи существуют четыре стадии (фазы): стадия производства, стадия распределения, стадия обмена и стадия потребления.
Товароведение рассматривает предметы труда в сфере товарного обращения, когда они становятся объектом купли-продажи или обмена. Сам термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» и означает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров, обеспечению условий их сохранения. В соответствии с этим главная цель товароведения — обеспечение насыщения потребительского рынка конкурентоспособными товарами высокого качества и в достаточном ассортименте.
Товароведение как наука опирается на основные принципы: обеспечение безопасности, совместимости, взаимозаменяемости, систематизации товаров и их эффективности.
Обеспечение безопасности — основополагающий принцип, который заключается в требовании отсутствия недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения выпущенным и реализуемым товаром, услугой или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей. Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.
С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время с позиции данной дисциплины принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др. Таким образом, принцип безопасности является важнейшим в товароведной деятельности.
Обеспечение совместимости — принцип, предусматривающий необходимость обеспечения пригодности товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе оптимального режима хранения и упаковки. Совместимость товаров при их потреблении или эксплуатации имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Обеспечение совместимости непродовольственных товаров можно характеризовать терминами «стандартизация товаров», «унификация товаров». Так, совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложно-технических товаров — непременное условие сохранения их качества при эксплуатации или потреблении.
Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.
Обеспечение систематизации — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг. С учетом многообразия объектов систематизация имеет огромное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану. На этом принципе базируется изложение учебной информации по всем темам курса. Системный подход к управлению товаром, основанный на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Он позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегрированные свойства, внутренние и внешние связи.
Эффективность — принцип, предусматривающий необходимость достижения наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров. Этот принцип имеет большое значение при формировании ассортимента, а также для обеспечения надлежащего качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Например, эффективность упаковки или хранения товара определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.
Таким образом, товароведения как наука — это комплексная дисциплина, предметом которой является потребительная стоимость товаров.
Товароведение представляет собой значительную по объему и очень разнообразную по содержанию учебную дисциплину. Оно разделено на два больших раздела, изучающих общие вопросы товароведения и прикладные аспекты.
Общий курс товароведения принято называть теоретическими основами товароведения. Можно выделить вопросы, которые рассматриваются в данном разделе товароведения:
• общие сведения о товаре, предмет товароведения, возникновение, развитие и задачи товароведения;
• потребности, требования к товарам;
• классификация и кодирование товаров;
• ассортимент товаров (товарная номенклатура), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;
• качество товаров и его составляющие;
• потребительские свойства и показатели качества, критерии их выбора при оценке качества;
• факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров;
• средства и способы сохранения качества и количества товаров в процессе товародвижения;
• виды, функции, формы и средства товарной информации, ее свойства.
В соответствии с учебной программой по товароведению непродовольственных товаров прикладное товароведение предусматривает изучение товаров по 6 разделам и 25 классам:
• товары хозяйственного назначения (из пластмасс, бытовой химии, силикатные бытовые — стеклянные и керамические, металлические, электрические бытовые);
• одежные товары (текстильные, швейные, трикотажные, пушно-меховые и овчинно-шубные);
• обувные товары (кожаная, резиновая, валяная обувь);
• товары для строительства и обстановки жилища (строительные, мебель, ковры, ковровые изделия и изделия художественно-декоративного назначения);
• товары личного обихода (ювелирные и галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары и часы);
• товары культурно-бытового назначения (бумажно-беловые и изделия оргтехники, музыкальные товары, радиоэлектронная аппаратура, фототовары, игрушки, спортивно-рыболовные, транспортные средства).
Метод — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели. Методология курса строится таким образом, чтобы изучающие его могли научиться связывать знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, с категориями управления качеством, основами стандартизации и сертификации, дисциплинами экономического цикла. Материал курса опирается на нормативные документы (законы, постановления Правительства Республики Беларусь, декреты Президента Республики Беларусь, постановления Правления Белкоопсоюза, приказы соответствующих министерств, технические нормативные правовые акты), касающиеся совершенствования товароведной деятельности.
Дисциплина «Теоретические основы товароведения» базируется на использовании:
• методов научного познания, включающих эмпирические и аналитико-прогностические методы;
• методов практической профессиональной деятельности, к которым относятся: оценка качества и конкурентоспособности товаров, правила упаковки, маркировки, хранения и т. п.;
• методов, заимствованных из разных отраслей знаний (социологии, психологии, эстетики, дизайна и т. д.).
В учебном пособии рассматриваются только методы научного познания. Методы практической профессиональной деятельности более подробно разбираются в прикладном товароведении, поскольку их выбор определяется с учетом специфики товара. Мы ограничимся лишь простым их перечислением. К методам практической профессиональной деятельности относятся органолептические, измерительные, расчетные, регистрационные, социологические и экспертные. Известны комплексный, дифференциальный и смешанный методы оценки качества. Их использование определяется целями и направлением оценки.
Методы научного познания. Они направлены на исследование основного объекта «Товароведения непродовольственных товаров» — товара, его характеристик и изменений в процессе функционирования на рынке в условиях конкуренции. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, аналитические методы научного познания, а также методы систематизации. Эмпирические, или экспериментальные, методы — методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Благодаря этим методам стали возможны исследования химической, физической и биологической природы продукции. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на:
• измерительные — методы исследования товара на основе технических средств измерений, основными видами которых являются физические, физико-химические, химические, биологические. Разновидностями физических, физико-химических и химических методов исследования являются хроматографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, рефрактометрические и другие, которые используются для научных исследований характеристик продукции, а также для целей сертификационных испытаний;
• органолептические — методы исследования товара с помощью органов чувств. В научной и практической технологической оценке эти методы, имеющие физиолого-психологические основы, получили самое широкое распространение.
Аналитические методы — методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Так, рассмотрение продукта как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной и количественной) базируется на аналитических методах. Они подразделяются на две подгруппы.
• методы управления научным познанием — анализ, диагностика, прогнозирование, программирование, планирование;
• методы систематизации — идентификация, группировка, классификация, кодирование, обобщение.
Методы управления научным познанием широко применяются в товароведной практике.
Анализ продукции базируется на данных, полученных экспериментальными методами. В результате применения аналитических методов становится возможным диагноз, или научное описание основных признаков, характеризующих изучаемую продукцию.
Диагностикой устанавливают причины возникновения различных дефектов, товарных потерь, распознают признаки, определяющие ассортиментную принадлежность продукта, признаки количественных и качественных его изменений при хранении. Метод имеет существенное значение при оценке функционирования выпускаемой продукции в сферах товарного обращения и потребления.
Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании промышленного и торгового ассортимента товаров, при изменении требований к их качеству, при товарных потерях, анализе условий, сроков хранения и т. п. Использование методов прогнозирования является одним из актуальных и перспективных направлений развития технологических и инженерных дисциплин.
Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют осуществить программирование, т. е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик продукции, рационального ее товародвижения в сферах товарного обращения и потребления.
В результате применения указанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.
Методы систематизации — методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Методы систематизации находят самое широкое применение наряду с эмпирическими. Более того, многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, применяя соответствующие методы систематизации.
Идентификация — метод отождествления, установления соответствия характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству продукции нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой. Например, соответствие маркировки, упаковки — требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА); качества и количества — сопроводительным документам; ассортиментной принадлежности — требованиям маркировки и т. д.
Группировка — метод обобщения объекта (товаров) по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.
Классификация как метод научного познания также находит широкое применение, поскольку огромное количество выпускаемой продукции, ее свойств и показателей, условий и сроков хранения требует подразделения множества на подмножества по определенным признакам.
1.2. Возникновение, развитие и задачи товароведения
Как специальная область знаний товароведение возникло в конце XVI в., когда в недрах феодального общества стали зарождаться элементы капитализма. На смену ремесленному и мануфактурному производству приходит промышленное, сопровождающееся ростом товарного обращения и повышением значимости торговли в общественном производстве. Для ее нормального функционирования необходима была информация о товарах, позволяющая рационально формировать покупательский спрос. В соответствии с этим в товароведении можно выделить три наиболее важных этапа его развития.
Первый этап — товароведно-описательный. Он приходится на период зарождения и становления капитализма как общественной формации. С начала XVI до начала XVIII в. товар просто описывался в алфавитном порядке с указанием назначения, свойств, способов потребления. Первая кафедра товароведения была учреждена в 1549 г. в Падуанском университете. Она занималась описанием таких редких и специфических товаров, как растительное и животное фармацевтическое сырье.
В России в 1575 г. вышла «Торговая книга», в которой описывались редкие и специфические товары, ввозимые в основном из других стран.
Позже, в 1774 г., в Геттингенском университете в Германии выходит книга профессора И. Бекмана «Введение в товароведение, или Учение о важнейших иностранных товарах», которая, как и ранее вышедшие книги, содержит описание только «заморских» товаров.
Второй этап — товароведно-технологический. Он длился с начала XVIII до середины XX в. и являлся периодом развитого промышленного производства. На этом этапе исследуется материально-вещественная природа потребительной стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и делаются попытки их количественной увязки с потребительскими свойствами продуктов труда. Ученые пытаются определить товароведение как науку. Так, И. Г. Людовицы в своем фундаментальном труде «Основы полной торговой системы» пишет, что «предмет товаропознания — в особенности есть познание товаров, смотра по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, цену, доброту, порчу, сохранение, исправление, выделку, подделку, пользу и употребление…». В справочном коммерческом словаре И. Вавилова (1856) дается похожее определение: «товароведение — наука, научающая иметь точные и полезные знания о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».
Товароведение проявляет тесную взаимосвязь с технологией производства товаров. В энциклопедическом словаре 1896 г. товароведение рассматривается как отрасль технологии в широком понимании этого слова. Хотя цели товароведения и технологии различны, научная основа у них едина — естественные науки. Профессор М. Я. Киттары считал, что изучение технологии и товароведения должно основываться на изучении химии, физики и других естественных наук. В этот период все известные товароведы одновременно были и технологами. Впоследствии они стали известными материаловедами.
Бурное развитие товарного обращения повысило потребность в квалифицированных специалистах, владеющих знаниями не только технологического, но и торгового дела. Их подготовкой занялись специальные учебные заведения.
В России первыми учебными специальными заведениями, в которых товароведение преподавалось как самостоятельная наука, стали Московское коммерческое училище (1772), Московская практическая академия коммерческих наук (1810), Московский коммерческий институт (1907). В 1918 г. на его базе был создан Московский институт народного хозяйства им. К. Маркса, который с 1924 г. носит имя Г. В. Плеханова. Сегодня это Российская коммерческая академия.
Товароведение как наука в России зародилось в 40-х гг. XIX в. с появлением коммерческих учебных заведений. До этого времени все научные разработки носили разрозненный, единичный, эпизодический характер. Сведения о товарах приводились в курсах естествознания или технологии.
Родоначальником товароведения в России принято считать М. Я. Киттары (1825–1880). Он преподавал в Московской практической академии «Публичный курс товароведения», где впервые изложил научные основы товароведения. Весь курс товароведения он разделил на две части. В первой общей части он рассматривал общетеоретические вопросы товароведения, а во второй — отдельные группы товаров.
В разработку товароведения внесли значительный вклад ученые-товароведы Московского коммерческого института профессора П. П. Петров (1850–1928) и М. Я. Никитский (1854–1924). По их инициативе вышел фундаментальный труд «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями их технологии», который получил мировое признание и много раз переиздавался.
Третий этап — товароведно-формирующий. С середины 30-х гг. XX в. начинают более подробно исследоваться потребительские свойства конкретных товаров с целью их формализации и распространения полученных результатов на вновь создаваемые товары. На этом этапе происходит разделение объектов материаловедения и товароведения; материаловедение определяется в самостоятельную науку. В 1933 г. выходит учебник М. С. Бродского и Г. Р. Корек «Основы товароведения», который можно считать первым учебником товароведно-формирующего этапа.
Определенный вклад в развитие товароведения на этом этапе внесли такие ученые, как Н. А. Архангельский, И. Д. Дмитриев, Н. А. Классен, В. П. Склянников и др. Направление их исследований получило освещение в учебниках и учебных пособиях, которыми мы пользуемся и сейчас. Современная товароведная школа пополнилась такими ведущими белорусскими учеными в данной области, как В. Е. Сыцко, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник потребительской кооперации — известный в Беларуси специалист в области полиакрилонитрильных волокон, В. В. Садовский, доктор технических наук, профессор, специалист в области трикотажного производства.
От качества подготовки специалистов зависит уровень развития торговли, эффективность ее работы. Знание основ товароведения играет важную роль в профессиональной подготовке товароведов-экспертов, осуществляющих торговую деятельность. На долю этой категории специалистов приходится 25–30 % всех руководителей и специалистов в торговле, которые обеспечивают продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.
Можно выделить два основных направления их деятельности: технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров. Теоретические знания реализуются через определенные профессиональные навыки, поэтому товаровед должен уметь работать с конкретными товарами — относить их к определенной ассортиментной группе и виду, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю.
Основными задачами товароведения на современном этапе являются:
• исследование и дальнейшая разработка научных принципов формирования терминологии в области товароведения;
• исследование и выявление общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров;
• исследование и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством товаров, ассортиментом товаров в сфере товарного обращения;
• активное управление ассортиментом и качеством товаров на всех стадиях общественного производства: при проектировании товаров — через обобщение и конкретизацию потребительских требований к товарам, оценку соответствия проектов и моделей товаров этим требованиям; на стадии производства — путем контроля качества выпускаемой продукции; на стадии обращения — на основе оценки общественной потребительной стоимости товаров и обеспечения условий для их сохранения; на стадии потребления — путем разъяснения правил пользования товарами;
• дальнейшее совершенствование учебно-методического процесса обучения с целью подготовки товароведов-экспертов;
• активизация творческих связей по обмену опытом между коллективами товароведов, экспертов, маркетологов, инженеров-технологов как внутри страны, так и за рубежом.
Вопросы для самоконтроля
1. Как определяется понятие товара?
2. Что такое потребительная стоимость товара?
3. Чем потребительная стоимость отличается от стоимости товара?
4. Какие ученые внесли вклад в развитие товароведения?
5. Каковы этапы развития товароведения?
6. Каково содержание товароведения?
7. Как характеризуются методы товароведения?
8. Каковы современные тенденции развития товароведения?
9. Каковы основные задачи товароведения на современном этапе?
10. В решении каких задач вы хотели бы принять участие?