какие традиции академической живописи удалось преодолеть курбе
Какие традиции академической живописи удалось преодолеть курбе
Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма
Тяготение искусства к правдивому воспроизведению действительности, конкретный анализ фактов суровой повседневности и выявление причин их возникновения нашли наиболее яркое отражение в изобразительном искусстве, и особенно в живописи. Первоочередной задачей реалистов стало художественное познание сущности национального характера, истории народа и условий его жизни. Художники разной судьбы, темперамента и отношения к социальным проблемам настойчиво искали собственный творческий путь, решали задачи воспроизведения действительности такой, «как она есть», вносили в свои произведения жизнеутверждающий пафос. Богатство и разнообразие социальной тематики живописи реализма обеспечили ей достойное место в художественной культуре второй половины XIX в.
Картины жизни в творчестве Г. Курбе
Интерес к повседневной жизни человека нашёл яркое и образное воплощение в бытовом жанре живописи. Упомянутая ранее картина Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» сыграла решающую роль в становлении реализма в изобразительном искусстве. Частному событию, воспроизведённому почти с документальной точностью, Курбе придал смысл глубокого художественного обобщения. Изображая различные социальные слои, художник создал своеобразный групповой портрет французского провинциального общества середины XIX в.
На полотне огромных размеров (315 х 668 см) художник разместил около пятидесяти фигур в натуральную величину. Все они, земляки Курбе, собрались по печальному поводу похорон деда художника. Каждый из них по-своему переживает случившееся, каждого художник представил реалистично, без прикрас. Вот угрюмая, внушительная фигура священника, читающего молитву. Слева за его спиной — служитель культа с распятием в руках. Не желая скрывать своих чувств и хитро улыбаясь, он пристально смотрит на зрителя. Взгляд могильщика в нетерпеливом ожидании обращён к священнику: «Когда же ты кончишь читать проповедь? »
Интересно художественное решение картины. Её огромные размеры и горизонтальный формат позволяли воспроизвести многофигурную композицию. На приглушённом пейзажном фо не с горами, крутыми обрывами и зелёными покатыми склонами особенно резко выделяются фигуры персонажей. Над всем изображённым широкое, безграничное небо. Люди словно освещены изнутри естественным и рассеянным светом. Цветовой колорит картины выдержан в тёмных, землистых тонах. Известно, что Курбе всегда начинал работу с самых тёмных мест и затем постепенно высветлял освещённые части полотна (ярко-красные одеяния причётников в высоких головных уборах, белые рукава могильщика, красный ковёр, накинутый поверх белого покрывала на гроб умершего, белая собака с чёрным ошейником). Справа тянется чёрная череда женских фигур, частично разбавленная всплесками белого цвета. Подобная цветовая гамма позволяла художнику наглядно передать состояние всеобщей скорби и сдержанного достоинства.
Картина стала мишенью для беспощадных и яростных нападок критиков. Одни сочли неумелой её композицию, других не устраивал слишком мрачный колорит, третьих раздражало почти карикатурное изображение служителей церкви. Но особенно непривычно было видеть так много простых людей на одном огромном полотне. Сам художник пожелал изобразить здесь повседневную жизнь жителей маленького городка. Он писал:
«“Похороны в Орнане” были, в сущности, похоронами романтизма и оставили от этого направления в живописи лишь то, что является выражением человеческого духа и, следовательно, имеет право на существование. »
Как никогда раньше, художников-реалистов интересовала судьба простого человека. Его обыденная, прозаическая и в то же время возвышенно-прекрасная жизнь становится главным предметом изображения. Сюжет картины Гюстава Курбе «Дробильщики камня» был подсказан самой жизнью. Вот как художник описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших его замысел:
В частном эпизоде художник показывает и обобщает жизнь несчастных тружеников, передаёт тяжесть их нищенского существования, трагизм и безысходность судьбы. Это социальное обобщение достигнуто многими художественными средствами. Подводя зрителя вплотную к фигурам героев, автор не показывает их лиц. Юноша-подросток повёрнут спиной к зрителям, а старый каменотёс так низко надвинул шляпу, что она совершенно спрятала лоб и глаза. Нижняя часть его лица погружена в глубокую тень. Художник выбирает очень низкую точку зрения, так что пыльный придорожный кустарник занимает почти весь холст, вплоть до верхней рамы. Тёмный фон сливается с серо-жёлтой землёй, камнями и блёклой травой, с фигурами людей, также покрытых пепельно-серой пылью. Несмотря на безрадостность существования простых тружеников, эта картина внушает мысль об их внутренней силе и достоинстве.
История и реальность в творчестве О. Домье
Вот как описывал это произведение автор одной из лучших книг о художнике М. Ю. Герман:
«Тусклые лучи дневного света падают в маленькую полутёмную комнату. Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгрома. На пол свисают простыни с развороченной постели. Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло. В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. На ночной рубахе пятна засохшей крови. Человек мёртв. На лице его сохранилось выражение муки и гнева. Он упал прямо на тельце своего ребёнка, смешав свою кровь с его кровью.
Как, должно быть, страшны были последние минуты жизни этого человека, когда в темноте, даже не видя своих врагов, он голыми руками дрался с солдатами, чьи штыки уже были в крови его родных! Рядом на полу видна голова мёртвого старика. Лицо его застыло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу. В глубине комнаты — едва различимый в полумраке труп женщины. Время остановилось. Всё тихо и неподвижно. Тёмные зловещие пятна высыхают на полу.
Именно так она и была воспринята современниками:
«Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и про диктованная благородным негодованием. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Он сделал картину, которая, будучи лишь чёрно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на её виновниках».
Вопросы и задания
Творческая мастерская
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Тематика изобразительного искусства реализма»; «Обращение к темам национальной истори^^творчестве художников реалистического направления»; «Бытовые картины в западноевропейском изобразительном искусстве второй половины XIX в.»; «Темы повседневного быта французской провинции в произведениях Г. Курбе»; «Преодоление традиций академической живописи и новаторский характер творчества Г. Курбе»; «Жизнь человека простого сословия в произведениях Курбе».
«История и реальность в произведениях О. Домье»; «Социальнокритический характер творчества О. Домье»; «Значение О. Домье в развитии жанра политической карикатуры»; «Графические серии О. Домье — пародия на жизнь французских буржуа»; «Ирония и гротеск в творчестве Домье».
Книги для дополнительного чтения
Вентури Л. Художники Нового времени. СПб., 2007.
Герман М. Ю. Домье. М., 1962.
Калитина Н. Н. Эпоха реализма во французской живописи. М., 1973.
Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX века в Эрмитаже. Л., 1984.
Мак Г. Гюстав Курбе. М., 2002.
Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. Т. 4, 6. М., 1967,1969.
Пассерон Р. Домье: Свидетель своей эпохи. М., 1984.
Раздолъская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. Л., 1981.
При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).
Нагой реализм Гюстава
Курбе
Гюстав Курбе (1819-1877), в истории живописи XIX столетия, был, своего рода, лидером российской поп-группы «Ленинград». Учился в духовной семинарии, не закончил институт, и, единственным, верным для себя направлением в живописи, определил реализм: «К чему искать в мире то, чего в нем нет и, силой воображения, менять то, что в нем есть?» – прямо Instagram Сергея Шнурова, а не цитата из Гюстава Курбе.
Критики, в основном это посредственные писаки, вроде: Куртуа, Клеман де Риса и Клода Виньона (не путать с придворным художником Людовика XIII), больше восхищались своим красноречием, чем адекватной оценкой творчества Курбе. Однако те ретроградные мысли и ядовитые слюни, которые они оставляли на страницах модных журналов, делали свое дело. Кроме того, среди антагонистов Курбе были и компетентные в искусствах личности: Александр Дюма-сын, и Теофиль Готье, оба в равной степени, но в совершенно разных интерпретациях высказывались о его работах. Разумеется сторонников тоже было немало. Как метко заметил Франсис Вей: «О посредственных людях так не спорят». И оказался прав.
Принято полагать, что «Спящие» были написаны под влиянием стихотворения Шарля Бодлера «Проклятие женщины (Ипполита и Дельфина)» (Сборник «Цветы зла»). Но также возможно и то, что полотну на тему лесбийской любви, к которой в обществе того времени расцветал воспаленный интерес, предшествовало появление порнографической фотографии. Тем более, что заказ на эту картину Курбе получил от Османского дипломата и заядлого игрока – Халиль-Паши, или Халиль-Бея, который с начала шестидесятых постоянно проживал в Париже.
В картине, украшенной мягкими романтическими тонами, явно чувствуется влияние Рококо. Тела утомленных любовными ласками женщин изображены со всеми естественными недостатками. Грязные стопы, разорванное ожерелье, отброшенное покрывало, которое по недоразумению принимают за платье, скрюченные пальцы, которые ещё минуту назад сильно сжимали вывернутую ткань, липкие от пота волосы и румяные лица повествуют зрителю о неистово бушующих страстях.
Величина этого холста, почти полтора на два метра. Такой размер усиливает эффект вуайеризма (сексуальное отклонение, характеризуемое желанием подглядывать за «уединившимися» людьми). Довольно распространенная шалость во Франции XIX века. И не только XIX века. Да и не только во Франции.
В картине «Спящие» создается иллюзия, что вы заглядываете в соседнюю комнату. Все линии на полотне, словно водосток, устремляют ваше внимание к центру. Вы видите двух обнаженных девушек. И уже не способны выкинуть эти пышные ягодицы из своей головы. Прямо как слова песни: «У нее такая ж#па, в общем я ее люблю!». Курбе написал это произведение, следуя своим принципам художника-реалиста. В последствии картина произвела оглушительный резонанс и подтолкнула к эротической теме целое поколение молодых художников.
В том же году, Курбе получает еще один заказ на пикантную тему. Халил-Бей решил пополнить свою частную коллекцию новым реалистическим шедевром. Стоит добавить, что уже с начала века представители Парижской богемы жадно тащили с востока абсолютно все. От культов и эзотерики до эротических гравюр «сюнги», вроде «Снов жены рыбака».
Поэтому не стоит смотреть на заказчика, равно как и на художника, как на старых извращенцев. Просто мода была такая.
В недавнем прошлом, французским историкам Клоду Шоппу и Сильви Обена удалось установить личность модели, «откровенно» позирующей Курбе. Балерина Французской Оперы в прошлом и любовница Халил-Бея в настоящем – милая девушка и авантюристка Констанс Кеньё – главная участница этого торжества реализма.
Из письма Александра Дюма-сына французской писательнице Жорж Санд: «Нельзя даже самой изящной и тонкой кистью передать “entrailles” (внутренности, чрево, недра) мадемуазель Кеньё из Оперы».
Описывать эту работу явно не имеет смысла. Но вот что важно, довольно скоро, дела у Халил-Бея обернулись скверно – он был вынужден распродать главную свою коллекцию. Частная жизнь вышла на обозрение. И «Спящих» и «Происхождение мира», наряду с «Алжирскими женщинами» Эжена Делакруа и «Турецкими банями» Доминика Энгра выставили на аукцион и впервые показали французскому «свету».
Разумеется, «моралисты» сразу заклеймили Курбе порнографом, чем ещё больше упрочили скандальную репутацию художника. А заказчиком экзотических полотен серьезно заинтересовалась полиция.
Постоянно находясь под ударами критики, Гюстав Курбе не изменял ни себе, ни своим принципам. Выпустив 1855 году свой нашумевший «Манифест реализма», он с необычайной стойкостью продолжал следовать изложенным в нем тезисам. И, как показывает история, оказался прав. Ведь сегодня всех тех критиков помнят лишь потому, что они имели счастье жить в те времена, когда один из великих художников XIX века водил кистью по холсту.
«В нашем чересчур цивилизованном обществе я хочу жить жизнью дикаря. Я должен быть свободным даже от государства. Ведь я обращаюсь напрямую к чувствам людей» Гюстав Курбе
Заканчиваю статью, а на YouTube-канале играет песня группировки «Ленинград» – «Балалайка». Наверное так же думал и Курбе, когда писал свой «Манифест реализма».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Гюстав Курбе
«Портрет художника или Мужчина с трубкой»
Творчество Гюстава Курбе — одна из высших точек развития западноевропейского изобразительного искусства XIX века — оказало большое влияние на Манэ, Моне, Ренуара и других выдающихся мастеров живописи.
Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня в восточной Франции, в Орнане, маленьком городке департамента Франш Конте. Он происходил из состоятельной фермерской семьи и детство свое провел в деревне. Первоначальное образование Курбе получил в орнанской школе, а затем в Безансонском колледже. Здесь он стал заниматься рисованием и начал посещать курсы изобразительного искусства. В 1840 юноша приехал в Париж и, отказавшись от карьеры юриста всецело отдался изучению живописи.
«Автопортрет с черной собакой». 1841
Ранние работы Курбе по своему настроению и исполнению были близки романтизму. Они отличались своеобразным, темпераментным восприятием натуры, темным насыщенным колоритом. Их главным действующим лицом был сам художник («Автопортрет с черной собакой», 1842; «Человек с трубкой», 1846.
Революцию 1848 года Курбе встречает с восторгом. Он основывает клуб сподвижников, принимает участие в издании газеты «Голос народа». После кровавей расправы с восставшими художнику приходится покинуть Париж. Вернувшись на родину в Орнан, он за короткое время создает свои лучшие произведения: «После обеда в Орнане» (1848—1849), «Каменотесы» (1849, картина погибла), «Похороны в Орнане» (1849), Естественность и жизненность этих картин, их простой и сочный живописный язык привлекают всеобщее внимание. Уже картина «После обеда в Орнане», где изображены Курбе, его отец и один из друзей художника, слушающие местного скрипача, заставляет Энгра и Делакруа признать Курбе новатором и революционером. В чем же заключалось новаторство Курбе? В правдивом, неприкрашенном показе быта простых людей.
Полотно «Каменотесы», представившее зрителям двух рабочих — старика и юношу, — дробящих под палящим солнцем на краю придорожной канавы камни, явилось следующей ступенью в творчестве художника. «Каменотесы» не только вызывали сострадание и сочувствие к безрадостной жизни рабочего, но утверждали значительность этого человека, делали именно его героем нового искусства. Что же касается «Похорон в Орнане», то эта картина правдиво, без какой-либо сентиментальности, более того, с определенной сатирической заостренностью изображала религиозную церемонию.
«Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки в Орнане «
«Портрет П. Ж. Прюдона.» 1853
Нападки и оскорбления сыпались на художника со всех сторон. Отвечая на них, он устраивает персональную (выставку под названием «Павильон реализма», где экспонирует 34 картины и 4 рисунка («Деревенские барышни», 1851; «Веялыцицы», «(Встреча [«Здравствуйте, господин Курбе]», 1854; «Ателье», 1855).
«Встреча (Бонжур, месье Курбе)», 1854
«Ручей из Черного источника, долина Луэ». 1855
С конца 50-х годов Курбе создает ряд замечательных пейзажей, марин. Пишет обнаженные модели. Среди его тематических картин этого периода нельзя обойти молчанием антиклерикальное полотно «Возвращение кюре» (1863).
Во время Парижской коммуны Курбе примыкает к числу ее сторонников. Его выбирают в члены Коммуны в качестве Народного комиссара по делам искусств. После падения Коммуны реакция бросает Курбе в тюрьму. Художника обвиняют в разрушении Вандомской колонны и приговаривают к выплате огромной суммы на восстановление этого памятника.
«Бретонские веяния в департаменте Эндр». 1856
Когда написанные в тюрьме картины — модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты» — Курбе после освобождения посылает в Салон, жюри отвергает их. Представитель правительства Тьера заявляет: «Эта не относится к искусству». В 1873 Курбе, спасаясь от травли, эмигрирует из Франции и находит приют в Швейцарии. Здесь он продолжает работать. Он пишет швейцарские ландшафты, создает скульптуру «Республика Гельвеция», медальон «Женщина с чайкой». Однако немногие из этих работ по своему художественному уровню могут сравниться с картинами периода расцвета его творчества.
«Читающая молодая женщина», фрагмент, 1866-68
Портрет Жюльетты Курбе в образе спящего ребенка
Судебное разбирательство тянулось вплоть до 1877. Художнику предъявили штраф на 323 000 франков, все его картины оказались конфискованными и были проданы с молотка. После этого здоровье Курбе стало стремительно ухудшаться. 31 декабря 1877 года он скончался. Позже, в 1919 (к столетию со дня рождения художника), останки Курбе перевезли на его родину, в Орнан.
Рубрики: | Художники и картины |
Метки: Гюстав Курбе
Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям
Гюстав Курбе: биография, творчество, лучшие картины художника
Гюстав Курбе (Gustave Courbet; родился 10 июня 1819 г. — умер 31 декабря 1877 г.) — это французский художник XIX века, любитель подчёркнутого натурализма, возмущавший своих современников детальностью бытовых сцен. Творчество Гюстава Курбе считается завершающим этапом романтизма и переходом к реализму.
Гюстав Курбе отвергал любое проявление фантазии, требовал от своих учеников отбросить подражание и искать в изображении действительности собственный путь. Живописец оставил после себя огромное количество работ. Некоторые из них широкая публика увидела лишь спустя 120 лет после его смерти.
Биография Гюстава Курбе
Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года, в крошечном городке Орнан на востоке Франции. Его отец занимался виноделием, но для сына видел путь юриста. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в семинарию. Будущий художник не желал подчиняться строгим правилам, учился плохо, даже не выработал хорошего почерка. Это не помешало отцу отправить его в Королевский колледж города Безансон.
Изучение юриспруденции послужило поводом двадцатилетнему Гюставу Курбе уехать в Париж. Здесь он первым делом подробно ознакомился с луврской художественной коллекцией, сделал многочисленные наброски и эскизы. Большое впечатление оказали на юношу мрачные тона голландских и испанских картин.
Гюстав Курбе поступил на учёбу к художнику немецко-русского происхождения, Карлу Карловичу Штейбену (Charles de Steuben). Но господство академизма заставило юношу отказаться от формального образования. Под впечатлением работ Франса Халса (Frans Hals) и Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), он решил, что изображать окружающую действительность нужно откровенно и без прикрас.
В период 1840-х годов Гюстав Курбе путешествовал в Нидерланды и Бельгию. Возвращаясь в Париж, он общался лишь с художниками и литераторами реалистического направления.
На Всемирных выставках жюри часто отвергало картины Гюстава Курбе. В 1855 году, раздражённый неприятием своего творчества, он организовал «Павильон реализма», на котором представил сорок своих произведений и «Манифест реализма». Зрителям не понравилось, зато художника похвалили Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) и Шарль Бодлер (Charles Baudelaire).
Гюстав Курбе искренне ненавидел тех, кто не принимает его взглядов. Он отказывался от участия в парижских Салонах, устраивал собственные показы. В 1871 году живописец яростно поддержал очередную Парижскую коммуну, взяв на себя обязанности комиссара по культуре. Сбылась его мечта: он приказал снести Вандомскую колонну.
Парижская коммуна не продержалась и трёх месяцев. Гюстав Курбе попал в тюрьму, откуда вышел лишь 2 марта 1872 года. Колонну новые власти решили восстановить на деньги того, кто её разрушил. Неподъёмный штраф позволили выплачивать ежегодными взносами в десять тысяч франков.
Гюстав Курбе объявил себя несостоятельным и уехал в Швейцарию, где провёл последние годы жизни. Говорят, он не знал меры ни в чём: много пил, ещё больше ел, заводил связи с женщинами, держался заносчиво, чем отталкивал даже поклонников. Он заявлял, что не вернётся во Францию, пока не объявят амнистию. Но, скорее всего, его останавливал огромный денежный долг.
1 января 1878 года Гюстав Курбе был обязан отправить первый взнос, но накануне, 31 декабря 1877 года, художник умер от цирроза печени.
Самые известные картины Гюстава Курбе
Картины Гюстава Курбе отличались смелостью, подчёркнутой реалистичностью сюжетов. В нашей статье представлены самые известные работы живописца, заслужившие как положительные оценки, так и гневную критику:
Гюстав Курбе стал одним из основателей реализма в живописи, стремясь изображать жизнь такой, какая она есть. На сайте Very Important Lot, можно почитать про развитие реалистического направления в живописи. Для ценителей изобразительного искусства есть возможность принять участие в аукционах, недорого купить картины, рисунки, скульптуры известных мастеров, украсить свою коллекцию работами талантливых современных художников.