какие традиции у аварцев

Обычаи и традиции аварцев

Традиции и обычаи аварцев

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан. Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география». Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

• 1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

• 2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп. Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп. Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

• 3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

• Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

• Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту. Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем». Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

• Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина. Гость не имел права уехать без разрешения главы дома. Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

Источник

История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

Республика Дагестан – это огромная общность различных коренных народностей, самым многочисленным из которых являются аварцы. Этот народ во многом сформировал национальную самобытность региона, оказав серьезное влияние на его культуру. История и судьба аварского народа нераздельно связана с историей Страны гор.

какие традиции у аварцев. Смотреть фото какие традиции у аварцев. Смотреть картинку какие традиции у аварцев. Картинка про какие традиции у аварцев. Фото какие традиции у аварцев

Краткая история происхождения аварцев

Иногда можно услышать вопрос: «А что за нация такая – аварец?» По одной из версий представители этноса являются потомками аваров и самоназвание нации произошло от имени «Авар» – великого правителя государства Сарир. Однако, по мнению других этнографов, так называли жителей Хунзахского плато, где располагалось Аварское ханство.

Сегодня представителей этого кавказского народа можно встретить в любом регионе нашей страны. Связано это с тем, что аварцы являются самым большим по численности этносом, проживающим на территории современного Дагестана.

Численность аварцев только на территории РД составляет около 100 тысяч человек. На самом деле их гораздо больше, поскольку аварцы проживают не только в городах центральной России, но и за рубежом – в Азербайджане, Грузии. Можно встретить аварцев во многих других бывших республиках СССР, и даже в Турции. Но, конечно, централизованно они проживают в Дагестане, составляя около трети всего населения региона.

По утверждениям отдельных летописей (например, грузинской «Картлис цховреба») некогда аварцам принадлежали огромные земли, начиная от Волги и Каспийского моря, и заканчивая долинами Терека. Так это или нет, сегодня сказать трудно. Историки до сих пор спорят о происхождении аварцев. Как отметили выше, большинство исследователей относит их к потомкам аваров, воинственного народа, который пришел территорию Кавказа еще в V-VI веках.

Часть их ушла дальше, в Европу, а некоторые племена осели здесь и постепенно ассимилировались с теми народностями, которые населяли эти земли исстари. Этнически близки к аварцам народы андо-цезские, что говорит о взаимопроникновении языков и культур.

Ученые, опираясь на данные исследований, находят некоторую связь между евразийскими аварами и теми аварцами, которые проживают сегодня на Кавказе. Определенно утверждать ничего нельзя, поскольку в этом регионе традиционно наблюдается смешение этносов, а сам аварский народ генетически изучен довольно слабо. Однако можно сказать, что непосредственно их история началась с периода создания государства Сарир, которое с VI по XI века существовало в горной части Дагестана.

какие традиции у аварцев. Смотреть фото какие традиции у аварцев. Смотреть картинку какие традиции у аварцев. Картинка про какие традиции у аварцев. Фото какие традиции у аварцев

Государство Сарир было сильным и большим, оно граничило с грузинскими княжествами, с Хазарией и Аланией. Древние аварцы были достаточно воинственным народом. Основными политическими и территориальными противниками их были хазары. Нередко они сходились с многочисленными армиями в тяжелых боях.

В VIII — IX веках Сарир находился под властью арабов, затем вновь обрел независимость. После чего аварцы участвовали в войнах против Дербента и Ширвана – небольших региональных государственных образований. В Х веке это было очень могущественное государство и даже диктовало свои условия соседям. Во многом способствовали этому успеху и хорошие отношения с Аланией.

Распад целостности произошел в конце XI века. Это произошло из-за внутренних противоречий, прежде всего, на религиозной почве. Жители Сарира в большинстве своем были христианами, однако хазарский иудаизм, арабский ислам и язычество малых народностей привели к сильным разногласиям и ослаблению страны. В результате западная территория откололась от Сарира, а само государство распалось на независимые территории, в том числе, Аварское ханство.

какие традиции у аварцев. Смотреть фото какие традиции у аварцев. Смотреть картинку какие традиции у аварцев. Картинка про какие традиции у аварцев. Фото какие традиции у аварцев

В XIII веке аварцы были вынуждены противостоять войскам монголов, которые собирались завоевать горные части Дагестана. После чего между Аварским государством и Золотой Ордой был заключен союз данничества. По всей видимости, эти периоды (взаимоотношения сначала с арабами, затем с монголами) также оказали влияние не только на менталитет, но во многом и на их внешность.

Стоит рассмотреть фото аварцев, чтобы увидеть определенные ближневосточные черты в лицах, а в некоторых случаях – отдаленные азиатские. К тому же, становлению внешности и характера аварцев во многом способствовал и другой период: в XVIII веке Авария попала под власть персов.

Стоит отметить, что они не собирались принимать новых правителей и оказывали отчаянное сопротивление иранцам. Несмотря на все предпринимаемые усилия, Персия так и не смогла полностью сломить независимость этого народа, вследствие чего иранский полководец Надир-шах лишь ослабил собственное военное могущество и достиг в определенной мере снижения влияния на другие народы самой Персии.

Что же касается иранских войск, то, как утверждают документы того времени и современные историки, не все персы ушли с Кавказа – многие из них остались здесь и пополнили население Дагестана и Чечни.

Конец 18–начало 19 столетий стали поворотным этапом в истории народа, поскольку на Кавказ пришла Россия. На тот момент Аварское государство уже устало от постоянных притязаний на свою независимость со стороны персов и турок. Сначала Петербург допускал те же ошибки, что и другие стороны, желавшие распространить на эти территории зону своего внимания.

какие традиции у аварцев. Смотреть фото какие традиции у аварцев. Смотреть картинку какие традиции у аварцев. Картинка про какие традиции у аварцев. Фото какие традиции у аварцев

Первые годы русской экспансии были во многом схожи с персидской, что вызывало неприятие новых властей со стороны горцев. В итоге это привело к Кавказской войне. На защиту интересов своего народа встал имам Шамиль, а самым известным и запомнившимся сражением стала битва при Ахульго. К сожалению, большая часть аварского населения в битве была перебита царскими войсками.

Русское руководство сделало правильные выводы: сменила тактику и начала делать все, чтобы ее покровительство стало привлекающим фактором для жителей региона. В результате эта тактика себя оправдала. Аварская элита поняла, что Петербург, оставляя ей определенную свободу действий, предлагает защиту всей территории от вторжений и разорения со стороны Ирана и Турции. К началу 19 века большая часть Дагестана официально вошла в состав Российской империи.

При этом некоторая часть населения все же не приняли новые порядки и стремились уехать. О том, сколько аварцев покинули родные края и перебрались на жительство поближе к Стамбулу, сказать довольно сложно. Однако на сегодняшний день на территории Турции проживают около 55 000 аварцев.

Традиции, обычаи и быт народа

Многовековая история, а также свободолюбивый нрав аварцев позволили им сохранить собственные обычаи и традиции. Во многом они сходны с традициями других кавказских народов. Но есть и некоторые, присущие только им черты, касающиеся, в первую очередь, этики поведения.

Уважительное обращение к старшим – это основная этическая традиция аварцев. Более того, старейшины до сих пор играют главенствующую роль на народных сходах при принятии какого-либо решения. Чем авторитетнее старейшина, тем больше возможностей у него сделать свой голос решающим.

Кроме того, к числу обычаев относится и строгое соблюдение этикета при общении. Например, если мужчины-аварцы разговаривают между собой, они соблюдают определенные условия возрастного ценза. Младший, поздоровавшись со старшим, обязан отступить на два шага и соблюдать эту дистанцию на протяжении всей беседы. Если же с мужчиной общается женщина, то это расстояние становится еще больше и достигает метров двух.

Аварские традиции во всем, что касается общения, достаточно целомудренны, а сами представители этноса являются обходительными. Вместе с тем, народные традиции не обходят стороной проведение разнообразных праздников – здесь уже упомянутая целомудренность и вежливость подчеркивается яркостью костюмов и праздничных обрядов.

какие традиции у аварцев. Смотреть фото какие традиции у аварцев. Смотреть картинку какие традиции у аварцев. Картинка про какие традиции у аварцев. Фото какие традиции у аварцев

Стоит побывать на свадьбе аварцев, чтобы убедиться – это одно из самых красочных зрелищ. Здесь по традиции собираются жители всего селения. В течение первого дня веселье проходит в доме у кого-нибудь из друзей жениха, причем стол должны организовывать гости. Лишь на второй день свадьба проходит в доме, где проживает жених, а к вечеру сюда привозят и укутанную свадебным покрывалом невесту. На третий день дарят подарки и едят традиционные блюда, в число которых входит и обязательная каша.

Между прочим, у аварцев существует свадебный обычай похищения, только крадут здесь не невесту, а жениха. Это осуществляют подружки новобрачной, поэтому друзья жениха должны зорко следить за тем, чтобы он не был похищен.

Как и прочие дагестанцы, аварцы до сих пор придерживаются обычая кровной мести. Конечно, сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако в далеких горных селах она может практиковаться и поныне. В старину кровная месть захватывала целые роды, а причиной могло служить похищение, убийство, а также осквернение родовых святынь.

Вместе с тем, аварцы – народ гостеприимный. Гость здесь всегда является главным человеком в доме, и они всегда готовы к приходу даже нежданных гостей, оставляя им еду на обеде или ужине.

Общие кавказские традиции проявляются также в национальной одежде. Самой распространенной верхней мужской одеждой является бешмет, в зимнее время он утеплялся подкладкой. Под бешмет надевается рубаха, головным убором служит большая папаха. Что же касается женских костюмов, то они довольно разнообразны.

Аварские женщины носят одежду, украшенную местными этническими элементами – по украшениям, расцветке платка, узорам можно угадать, из какого селения женщина родом. При этом замужние и пожилые женщины предпочитают одежду приглушенных оттенков, а вот девушкам позволительно наряжаться более ярко.

Культура доминирующей нации Дагестана

Аварцы, как и другие дагестанские народы, внесли большой вклад в культуру Кавказа и России. Прежде всего, это народное творчество. Выступления национальных коллективов всегда пользуются большим успехом у зрителей. Очень поэтичны и напевны песни аварцев. Здесь одинаково широко используются и богатые возможности языка, и национальный музыкальный колорит. Поэтому послушать, как они поют, всегда собирается немало слушателей.

Не менее колоритны и национальные праздники. Каждое такое празднество становится ярчайшим зрелищем. Здесь и песни, и танцы, и яркие костюмы – все сливается воедино. Стоит упомянуть, что аварцы, как и другие местные народы, умеют веселить и себя, и других. Они довольно остры на язык и хорошо знают особенности своего менталитета. Поэтому, как утверждают знатоки, анекдоты про аварцев сочиняют сами представителями этого народа.

Ярким, напевным и полным поэтичных оборотов является их язык, который относится к нахско-дагестанской группе языков Северного Кавказа. При этом в нем присутствует множество местных диалектов. Во многом это явление отражает особенности аварской истории, когда возникали вольные общества горцев.

Тем не менее, хоть они и проживают в разных частях земли, всегда могут понять друг друга. Существуют и общие языковые и культурные традиции, идентичные для всей Аварии. Например, многих интересует, почему аварцы с особым пиететом относятся к волкам. Все потому, что у них волк считается символом смелости и благородства. Поэтому образ волка многократно воспевается и в народном фольклоре, и в литературе.

Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, Расул Гамзатов – один из самых знаменитых поэтов Дагестана. Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.

Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также Хабиба Нурмагомедова, профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира).

Сегодня национальность аварец говорит о многом. Это гордый и независимый народ, который на протяжении многих веков своего развития не раз доказывал, что умеет бороться за собственную свободу. Несмотря на то, что некогда они считались воинственными, у аварцев развито скотоводство и земледелие, различные ремесла. На многих национальных фестивалях создаются экспозиции традиционных ковров, шкатулок, посуды, украшений.

Источник

Из обрядов и верований аварцев-тленсерухцев

Феномен бытования отголосков традиционной духовной культуры

какие традиции у аварцев. Смотреть фото какие традиции у аварцев. Смотреть картинку какие традиции у аварцев. Картинка про какие традиции у аварцев. Фото какие традиции у аварцев

Село Ириб Чародинский район

Краткий исторический очерк

В XVIII–XIX вв. Тленсерух объединял 13 селений, расположенных в долине одноименной реки, на территории площадью около 370 кв. км. Ныне это центральная часть Чародинского района РД. Термин Тленсерух зафиксирован в дагестанской арабоязычной документации еще с ХV в., хотя само существование его в более ранний период сомнений не вызывает.

Несмотря на более чем 500-летнее исповедание ислама, гонения на религию в советское время, в быту и культуре тленсерухцев сохранилось немало реликтов былых домонотеистических верований, обычаев и обрядов.

Обряды метеорологической магии

Как полагали тленсерухцы, гром («гъугъай») – это звук, который издали небеса в знак скорби, когда умер пророк Мухаммед (с. Хинуб), это звук от удара плетью божеств Будулаал (с. Кутих), а молнии («пири») – это «огненные топоры» («цIадул гIажди»), которыми они карают грешников (с. Хинуб, Кутих). Можно было есть мясо пораженного молнией животного, но с условием, что его успели зарезать по мусульманскому обряду. Такое мясо даже считалось целебным (с. Ириб). При громе и молниях, сопровождавшихся выпадением града и ливней, для их прекращения во двор выбрасывали вверх ножками очажный треножник («махх»). При ливнях и затяжных дождях в огонь очага бросали кусочек нутряного жира («атIи») барана, зарезанного во время мусульманского праздника «Курбан-байрам». Жир бросали в огонь со словами: «Дунял роцIайги!» («Пусть мир прояснится!») (с. Нукуш). Этот обычай можно рассматривать как жертвоприношение божеству, управлявшему погодой, где жир (часть) заменял собой (целое) жертвенного барана. В обряде явственно ощущается влияние ислама.

Следует отметить, что в каждом селении имелись свои обряды по вызыванию дождя и солнца. Например, в с. Ириб во время засухи на местном кладбище проводили обряд зикр. При поминании имени Аллаха его просили о дожде следующими словами: «Зодоса рахIмат, гIодоса баркат кье, Аллагь! Дур рахIмудаса рахIму лъе, дур цIобалдаса цIоб лъе, рахIму цIикIкIарав, цIобги гIатIидав, Аллагь!» («С неба – милости, снизу – благодати дай, о Аллах! От Твоего милосердия ниспошли [нам] милосердия, от Твоей милости ниспошли милости [обладающий] огромным милосердием и обширной милостью, о Аллах!»). Все участники обряда получали по половнику ритуального блюда гьи, которое варилось в нескольких дворах села. Были и другие приемы вызывания дождя. Некоторые из них проводились у мусульманских культовых сооружений назар, воздвигаемых на могилах вали (святые, обладающие сверхъестественными способностями). Один из таких культовых сооружений находится на окраине с. Ириб. От привязанных к назару полотнищ материи отрывали один кусок и клали его в реку, придавив сверху камнем. После выпадения дождя этот кусок материи возвращали на прежнее место. В нескольких километрах к востоку от с. Ириб, в горах, в лесу, в местности «БакIукь», на границе с бывшим союзом сельских обществ «Рис-ор», находится небольшое кладбище газиев («воителей за веру»). Во время засухи к этому кладбищу направлялось несколько пожилых мужчин. Они несли с собой кусок белого савана. Подойдя к кладбищу, они становились на колени и, передвигаясь на них, подходили к одной из могил газиев. Приподняв надмогильную плиту, они клали в могилу этот саван и закрывали ее опять. Затем участники обряда произносили мусульманские молитвы («дугIа»), в которых просили Всевышнего ниспослать дождь. В последний раз обряд проводили в 2014 г.

На северной окраине с. Нукуш, недалеко от кладбища, имелась специально выкопанная яма. Со словами бисмилла (сокращенная форма от «Бисмилляхи ррахмани ррахим», имеющая следующий смысл: начинание какого-либо дела с именем Аллаха и с Его благословения) эту яму женщины кувшинами заполняли водой, набранной из сельского источника. Обряд проводился вплоть до 2013 г. Как мы полагаем, в обряде присутствуют элементы имитативной магии – подобно тому, как эта яма наполняется водой, так чтобы дождь пролился и наполнил водой иссушенную землю. То обстоятельство, что обряд проводили недалеко от кладбища, свидетельствует о влиянии на него культа предков. В этом же селении во время засухи со всех дворов собирали молоко утреннего надоя и делали из него сыр. После проведения обряда зикр этот сыр раздавали в качестве милостыни садакъа всем его участникам. В с. Кутих на перекрестке трех дорог (граница миров) несколько женщин наряжали лягушку в разноцветную одежду и привязывали ее к вершине шеста. Затем все они шли к реке, где одна из женщин бросала этот шест в воду со словами: «ЦIад байги!» («Пусть выпадет дождь!»).

Повсеместно при засухе неожиданно толкали в реку пастуха или пришедшего в селение гостя. Затем проводили обряд зикр, после которого старики обращались ко Всевышнему со словами: «Я, БетIергьан, кьеха нижее ракьхьараб рахIмат! Гьал шихзаби, шагьидзаби, устарзаби, БудулагIзаби, гьазие гIоло нижер гьарураб гьари тIубазабе Аллагь!» («О, Господь, даруй нам милость, которая утолит жажду земли! Ради этих шайхов, шахидов, устазов, Будулаал, исполни нашу просьбу, о Аллах) (с. Хинуб).

какие традиции у аварцев. Смотреть фото какие традиции у аварцев. Смотреть картинку какие традиции у аварцев. Картинка про какие традиции у аварцев. Фото какие традиции у аварцев

Село Кутих Чародинский район

Обряд «завязать пасть волку» («бацIил кIал бухьизе»)

Праздник первой борозды Оц бай

Вплоть до настоящего времени большинство сельского населения Тленсеруха в дни весеннего равноденствия («их чIараб мех») отмечает праздник первой борозды Оц бай, во время которого выпекаются фигурные обрядовые хлеба – баранки гор/гутIи и готовится ритуальное варево гьи из злаковых (пшеница и кукуруза) и бобовых (фасоль и горох) культур с добавлением сушеного бараньего или говяжьего мяса и челюстей. Большую баранку гутIи надевали на рога быков, при помощи которых производили первую борозду. Этими же баранками награждали победителей спортивных соревнований (скачки, бег, метание камня, борьба), которые устраивались после проведения борозды.

какие традиции у аварцев. Смотреть фото какие традиции у аварцев. Смотреть картинку какие традиции у аварцев. Картинка про какие традиции у аварцев. Фото какие традиции у аварцев

Заброшенная часть села Нукуш Чародинского района

Ряженый ГIанкI-бацI

Обязательным участником праздника первой борозды, свадеб и выступлений канатоходцев был ряженый ГIанкI-бацI («Заяц-волк»). Им был мужчина 40–45 лет в остроконечной овчиной папахе («хъака») шерстью вовнутрь, кожаной маске с прорезями для глаз и рта и в вывернутой наизнанку шубе. В руках ряженый держал березовую палку («ил»), а к его поясу была приторочена сумка («тобур»; «рухъдул богIоци») с золой, которой он бросался в окружающих. Ряженый всячески веселил публику, кувыркался, гонялся за детьми. Все свои действия ряженый производил молча. Он старался быть неузнанным. На выступлениях канатоходцев и на свадьбах ряженый старался отвлечь внимание публики на себя, так как существовало убеждение, что канатоходец, жених и невеста уязвимы и подвержены сглазу.

Древо плодородия – лопух гIубугI

Различные обычаи, верования и приметы

Даже в первой четверти XXI в. в быту и культуре старших поколений тленсерухцев сохранились отголоски их прежних верований и обрядов. Приведем некоторые из них. При сборе черемши из стеблей этого съедобного растения сплетали своеобразную игрушку для детей – сободул дегIен («козел из черемши»), которую можно рассматривать олицетворением былого зооморфного божества растительности (съедобных трав).

Если в комнату залетал так называемый «бык-жук» («оц-хIутI»), то его ловили и выбрасывали за порог со словами: «Цунци бе!» («Вчера приходи!») (с. Ириб). В с. Гилиб так поступали, если в комнату залетала уховертка («кIвекьу»). Стрекотанье сороки было приметой плохих новостей, а пение петуха – к хорошим (например, к появлению долгожданного гостя) (сс. Нукуш, Рульдаб).

Медвежью лапу («цидул квачI») клали между балками перекрытия хлева и подвешивали на пасеке как оберег от сглаза (с. Гилиб).

Таким образом, можно отметить, что рудименты традиционных обрядов и верований занимали заметное место в быту и культуре тленсерухцев. Большинство из них сохранялось вплоть до начала 2000-х гг., а многие бытуют и в наши дни. Это можно объяснить устойчивостью традиционной культуры и особенностями менталитета тленсерухцев, позволяющих сохранить этническую идентичность этой небольшой субэтнической группы аварцев.

Список информаторов

1. Абдулаева Чамасдак Молаалиевна, 1949 г. р., с. Нукуш.

2. Абдурахманова Патимат Раджабовна, 1950 г. р., с. Ириб.

3. Бутаева Аминат Магомедовна, 1940 г. р., с. Кутих.

4. Гаджиева Хадижат Касимовна, 1938 г. р., с. Ириб.

5. Гасанов Асият Омаровна, 1932 г. р., с. Ириб.

6. Гусейнова Салимат Гусейновная, 1939 г. р., с. Гилиб.

7. Гусейнова Фатимат Гусейновная, 1936 г. р., с. Гилиб.

8. Давудов Магомед Аюбович, 1982 г. р., с. Ириб.

9. Залумханова Айшат Хапизовна, 1949 г. р., с. Ириб.

10. Ибрагимова Кисан Магомедмирзаевна, 1951 г. р., с. Рулдаб.

11. Иманшапиева Марин Иманшапиевна, 1940 г. р., с. Хенуб

12. Магомедов Абдурашид Магомедович, 1948 г. р., с. Кутих.

13. Магомедова Патимат Гаджимагомедовна, 1963 г. р., с. Кутих.

14. Энков Магомед Абдурахманович, 1936 г. р., с. Ириб.

Хапизов Ш. Тлейсерух (Кьесер): историко-этнографический очерк. Махачкала, 2008. С. 51.

Хапизов Ш. Исламизация южной части горной Аварии (по данным местных арабоязычных источников). – Историография и источниковедение Востока / Материалы международного научного симпозиума, посвященного 90-летию Зии Муса оглы Буниятова. Баку, 2012, с. 208–211.

Хапизов Ш. Тлейсерух (Кьесер): историко-этнографический очерк. Махачкала, 2008. С. 52.

См.: Булатова А. Г. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.

См.: Раскина С. Формы и виды магии в черкесской религии // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940. С. 77.

См.: Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956. С. 107–108.

См.: Чурсин Г. Ф. Осетины: Этнографический очерк. Тифлис, 1925. С. 60.

См.: Сефербеков Р. И. Праздник первой борозды у даргинцев-цудахарцев сел. Куппа. Махачкала, 1998.

См.: Топоров В. Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. С. 398–406.

См.: Топоров В. Н. Животные // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. с. 440–449.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *