какие трактора делают в чебоксарах
Историческая справка
ООО «ПК “Промтрактор” – крупнейшее промышленное предприятие, входящее в состав Концерна «Тракторные заводы». Чебоксарский завод промышленных тракторов создавался, строился, формировался в 70-80-х годах, как единственный завод-гигант тяжелого промышленного тракторостроения в СССР. На его создание были направлены усилия всей отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, партийных и правительственных органов страны и республики. Завод строился с целью обеспечения горнодобывающей, нефтегазовой промышленности и строительной индустрии отечественной техникой.
Крупномасштабное развитие топливно-энергетических и горнодобывающих отраслей; большой объем мелиоративных работ, освоение природных ресурсов и сырьевых баз в Сибири и Казахстане, на Крайнем севере и Дальнем востоке, строительство газо-нефтепроводов потребовало создания и промышленного производства мощной передовой техники: бульдозерно-рыхлительных агрегатов и трубоукладчиков.
Удобное географическое положение, высокая плотность населения, наличие энергетической базы обусловили выбор места под строительство завода мощных промышленных тракторов в городе Чебоксары.
Строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов было начато 12 января 1972 года на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 606 от 3 августа 1966 года “Об ускорении развития в 1966-1970-х гг. производства тракторов, самоходных шасси и запасных частей к ним” и № 157 от 29 февраля 1972 года “О строительстве 1 очереди ЧЗПТ и реконструкции Волгоградского моторного завода МТСХМ”.
Постановлением ЦК ВЛКСМ стройка была объявлена Всесоюзной Ударной Комсомольской.
Одновременно со строительством завода начиналось и формирование коллектива будущих тракторостроителей. Приказом по Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР от 21 октября 1971 года № 276 была организована Дирекция строящегося ЧЗПТ. Директором назначили Виктора Тимофеевича Десятова, освободив его от должности директора Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей, имевшего опыт в управлении строительством Асуанской плотины в Египте. На роли ведущих технических специалистов были приглашены опытные специалисты машиностроители из Челябинска (ЧТЗ), Павлодара (ПТЗ), Волгограда (ВГТЗ), Петрозаводска (ПТЗ),Рубцовска (АТЗ), с предприятий города Чебоксары. С января 1972 года начался прием рабочих, инженерно-технических работников, служащих, специалистов и руководителей. Молодые специалисты из ведущих вузов и техникумов страны направлялись на новое предприятие.
Конструкция трактора Т-330, разработанная в Челябинске, отрабатывалась молодым отделом главного конструктора под руководством Емельяненко Владимира Васильевича.
25 октября 1975 года завершилась сборка первого Т-330. Эта дата стала днем рождения Чебоксарского завода промышленных тракторов.
К 1976 году на введенных производственных площадях ЧЗПТ было сдано в эксплуатацию технологического оборудования на 20 млн, рублей, освоено изготовление около 3 тысяч наименований деталей и 25 узлов трактора, численный состав завода вырос до 5 тысяч человек. Было создано 32 отдела, 7 служб, 13 цехов.
На базе трактора Т-330 Отделом главного конструктора в 1974 году был спроектирован трактор-трубоукладчик, предназначенный для укладки труб большого диаметра в траншею, сопровождения очистных изоляционных машин и выполнения подъемно-транспортных работ на магистральных газо- и нефтепроводах. Первый опытный образец трактора ТТ-330 собрали 7 мая под трубоукладчик ТГ-502 грузоподъемностью 50 тонн ТТ-330 отправлялись в Стерлитамак для установки навесного оборудования. В феврале 1980 года после прохождения государственных испытаний комиссия рекомендовала трубоукладчик к серийному производству.
Производственные цеха оснащались прогрессивным технологическим оборудованием как отечественного, так и зарубежного производства. Около 40 предприятий страны и десятки зарубежных фирм поставляли строящемуся заводу новейшее технологическое оборудование.
С апреля 1981 года Чебоксарский завод промышленных тракторов приступил к выпуску тракторов Т–330 со смещенной кабиной по доработанной документации 46-5ВС с двигателями Волгоградского моторного завода мощностью 330 л.с.. До конца года была выпущена первая промышленная партия тракторов в 350 ед. В целях удовлетворения требований потребителей, конструкция тракторов Т-330 постоянно усовершенствовалась, проходила модернизацию. Тракторы Т-330А выпускались до 2003 года.
В марте 1981 года отдел главного конструктора ЧЗПТ был преобразован в Головное специализированное конструкторское бюро (ГСКБ) по тяжелым промышленным тракторам, которое с 1976 по 1996 г. возглавлял Генеральный конструктор Юрий Дмитриевич Егоров.
24 мая 1977г. в ремонтно-литейном цехе ЧЗПТ была проведена первая плавка чугуна, а 30 сентября – плавка стали. 6 октября 1982 года сданы первые мощности, проведена плавка в Цехе тяжелых стальных отливок на 120 тыс. тонн отливок в год.
Статус действующего предприятия ЧЗПТ получил на основании приказа Министерства тракторного и сельхозмашиностроения № 505-к от 7 июля 1980 года “ О вводе ЧЗПТ в постоянную эксплуатацию”. В 1985 году Постановлением и Приказом МТСХМ № 490 от 30 декабря “О генеральной схеме управления тракторным и сельско-хозяйственным машиностроением” завод был преобразован в Производственное объединение ПО “ЧЗПТ”. С 1980 по 1985 год заводом руководил Георгий Марьянович Пилярский.
Одновременно со строительством завода велось интенсивное строительство жилого микрорайона в юго-восточной части города Чебоксары. Новоюжный район, который вырос в 70-80 годы по праву можно назвать тракторозаводским.
Строились жилые дома, детские сады, школы, дороги, путепровод. Всего было построено 21 дошкольное учреждение на 6580 мест и 12 общеобразовательных школ на 12 тыс. мест.
Молодые специалисты и рабочие обеспечивались общежитиями, в том числе малосемейными домами. С 1974 по 1990 гг. было построено 757 тыс. кв.м. жилой площади, 13 общежитий на 8543 места и малосемейных домов на 76,7 тыс. кв. м.
В 1979 году открылось троллейбусное движение до завода. Объекты социально-бытового назначения и здравоохранения возводились быстрыми темпами: в 1978г. построена медсанчасть, в 1982 – профилакторий, в 1983 – поликлиника и дом быта, в 1984 – больничный комплекс, в 1986 – универмаг “Шупашкар”, в 1990 – оздоровительный лагерь “Белые камни”, в 1993 – дворец культуры тракторостроителей.
Руководили строительством, вводом в эксплуатацию и обеспечением жизнедеятельности этих объектов Зам. директора по строительству Григорий Моисеевич Болотин, зам. директора по быту и социальным вопросам Иван Иванович Долгушин, секретарь парткома завода, затем секретарь горкома, председатель Чебоксарского горисполкома Шалимов Станислав Владимирович.
В целях подготовки специалистов для ЧЗПТ были открыты Машиностроительный техникум, Профтехучилища № 19 и 23, Машиностроительный факультет в Чувашском госуниверситете.
С 1986 до 1995 года генеральным директором ПО “ЧЗПТ” был Ханиф Хайдарович Мингазов. В этот период предприятие перешло на хозрасчет, в производстве началось освоение узлов гидросистемы, навесного оборудования для тракторов, других комплектующих изделий, ранее поставляемых предприятиями отрасли. Повышались качество и надежность техники. В 1987 году ПО «ЧЗПТ» вышло на мировой рынок. Первые экспортные поставки осуществлены в Чехословакию, Венгрию, Болгарию, на Кубу. В связи с созданием и расширением сервисной сети обслуживания по всей стране, созданием учебного центра бульдозеристов повышался моторесурс наработки тракторов, а следовательно росла и репутация чебоксарской техники.
Правительством и ЦК КПСС было принято Постановление № 1231 от 12 декабря 1985 года, которым была определена программа разработки конструкции и постановки на производство нового семейства промышленных тракторов классов 25, 35, 50 тонн и их модификаций.
В 1988 году с главного конвейера сошел 10-ти тысячный трактор. Быстрыми темпами шло наращивание мощностей, которые доведены в 1989 году до 2 тысяч тракторов в год. В ПО “ ЧЗПТ” за этот год было собрано 2020 тракторов. Численность коллектива достигла 25 тысяч человек.
Распоряжением Госкомимущества РФ № 312-р от 30.07.1992 года принято предложение о приватизации ПО “ЧЗПТ” путем преобразования его в Акционерное общество открытого типа – АООТ “Промтрактор”, которое было зарегистрировано Постановлением главы администрации Калининского района г Чебоксары 28.12.93 г за № 338.
2 февраля 1995 года в ДК тракторостроителей состоялось первое собрание акционеров. Был утвержден Устав Общества, избраны Совет директоров и Президент,. Им стал Ершов Валентин Александрович.
С июня 1998 года до марта 2001 г. генеральным директором ОАО «Промтрактор» был Виталий Владимирович Филиппов.
Специалистам и руководителям ОАО “Промтрактор” Ю.Д. Егорову, В.Г. Новикову, В.П. Ярыгину, М.В. Максимову и В.В. Филиппову в 2000г. было присвоено звание Лауреатов государственной премии ЧР в области естественных и технических наук за создание и внедрение в производство гусеничных трубоукладчиков новых модификаций.
В марте 2002 года была начата разработка КД трактора Т-11.01Я и ко дню независимости Республики (23 июня 2002 года на “Трактор-шоу”) были представлены первые опытные образцы тракторов Т-11.01 под брендом “Четра”.
В январе 2004 г. два трактора Т-20.01 и Т-11.01 удостоены золотой медали в рамках международной программы “Золотая галактика” в области качества.
С июня 2005г. АО «Промтрактор» вошло в состав компании корпоративного управления – ООО «Концерн «Тракторные заводы».
Руководство Концерна «Тракторные заводы» приняло программу техперевооружения «Промтрактора», предусматривающую закупку обрабатывающих центров и многофункциональных станков фирмы «Yamazaki Mazak Corporation”. Это оборудование позволяет производить комплексную обработку металлических деталей на высокоскоростных режимах, повысить качество обработки, сократить время переустановки и переналадки оборудования на другую продукцию. На оборудовании «Mazak» освоено изготовление 1480 деталей, что позволяет снизить трудоемкость процесса изготовления в 3-5 раз.
Для наращивания производственных мощностей и повышения качества тракторной техники действующее производство основательно модернизируется и совершенствуется на всех уровнях. Производится перепланировка расположения оборудования с целью создания поточного изготовления деталей, компактного расположения цехов. Создаются участки изготовления конструктивно подобных деталей по замкнутому циклу.
Расширяются задачи оптимизации производства средствами системы «Упорядочение» (5S). Главной целью системы является выявление и сведение к минимуму всех потерь на каждом рабочем месте, связанных с недостатками в организации производства, пробелах в учете и движении деталей и заготовок, технологической оснастке, обеспечении надежной работы оборудования и выпуске продукции соответствующего качества под личной ответственностью каждого исполнителя.
По итогам республиканского смотра-конкурса по охране труда среди организаций Чувашии за 2007 год по первой группе организаций с численностью работающих свыше 2500 человек победителем признано ОАО «Промтрактор».
В 2006г. ОАО “Промтрактор” получил сертификаты, выданные международной организацией “ТЮФ Рейнланд Интерсерт” (TUV Rheinland InterCert), подтверждающие соответствие тракторной техники европейским нормам и стандартам. 8 февраля 2006 г. ОАО “Промтрактор” получило СЕРТИФИКАТ соответствия системы экологического менеджмента.
В 2008 г. Минпромэнерго Чувашии сформировало рейтинговую оценку деятельности организаций Чувашской Республики в области качества. Из 12 предприятий – участников «Промтрактор» занял второе место.
В 2008г. Получены сертификаты соответствия СЕ в компании TUV на бульдозеры Chetra 11C, Chetra 20С.
Трубоукладчик ТГ-122 стал почетным лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России-2009 в рамках Y Межрегионального форума «Стратегия и практика успешного бизнеса» в Чебоксарах. Достижения предприятия в этот период во многом определяла команда руководителей, выросших на заводе, во главе с Исполнительным директором Александром Ивановичем Титовым.
С августа 2009 года Исполнительный директор ОАО «Промтрактор» Сергей Петрович Щетников.
В 2010 году изготовлены опытные образцы модернизированных бульдозерно-рыхлительных агрегатов: Т-11.02В, Т-15.02В, Т-20.02К. В техническом развитии подготовлено производство на новые модели тракторов 6СТ315, Т-40.01, ТГ-511 и экскаватор ЭГП-230.
За 2012 год освоено производство следующих видов техники:
• Экскаватор гусеничный полноповоротный ЭГП (23 тонны, 20 тонн)
• Телескопический погрузчик (ПТС-4012) • Погрузчик колесный (ПК –120. К1)
• Бульдозер с гидростатической трансмиссией (Т-11ГСТ)
• Комплекс гусеничной лесозаготовительной техники (ВПМ-130, СРМ-140, ЛП –150)
В инновационные проекты 2012 года вошли запуск роботизированного комплекса «Fanuc» по сварке крупногабаритных деталей и узлов на весь модельный ряд техники, выпускаемой на ОАО «Промтрактор», организация высокотехнологичного участка по изготовлению электрожгутов для техники, выпускаемой Концерном. С ноября 2012 года введено в эксплуатацию 8 высокопроизводительных обрабатывающих центров «Doosan» под освоение новых видов продукции сельхозтехники. В декабре запущен центр по сборке трансмиссий на тракторы сельскохозяйственного направления. Запущена современная высокопроизводительная линия полимерных покрытий – линия порошковой окраски фирмы «РПЕ».
В марте 2013 года на главном конвейере Сборочного цеха выпущена первая партия серийных экскаваторов Четра ЭГП 2326, а в июне на выставке в Москве «Строительная техника и технологии –2013» демонстрировались новый трактор бульдозер Т-6 и самосвал с шарнирно-сочлененной рамой С-33 грузоподъемностью 33,5 тонны.
С 2015 года на промышленной площадке «Промтрактора» разместилось производство гусеничных машин «Агромаш 90ТГ», перемещенное с Волгоградского тракторного завода.
Увеличение линейки тракторной техники, ее модельного ряда, многообразия и назначения для эксплуатационников позволили расширить географию продаж. Среди стран, куда техника раньше не поставлялась – Зимбабве, Ангола, Афганистан. Австралия, Гана, Уганда, Алжир, Ливия, Эфиопия, Южно-Африканская Республика и Южная Корея. Основное увеличение поставок происходит в страны Юго-Восточной Азии и Северной Африки. Эксклюзивным дистрибьютором всей продукции АО «Промтрактор» является специализированная торгово-сервисная компания Концерна «Четра», а гарантом обеспечения запчастями выступает ООО «Промтрактор – Сервис».
Более 28 тысяч машин Чебоксарского завода промышленных тракторов выпущено за 45-летний исторический период крупнейшего предприятия машиностроиетльной отрасли России.
Основные потребители техники “Промтрактора” это предприятия золотодобывающей промышленности: “Северовостокзолото”, ТОО “Компания Амурзолото ЛТД”, ОАО “Алданзолото”, АК “Алмазы России Саха”, АК “Золото Якутии”, ОАО “Лензолото”, ГП “Енисейзолото”, ОАО “Уралзолото” и др. Предприятия топливно-энергетического комплекса: Концерн “Кузбассразрезуголь”, Красноярскуглесервис, Якутуголь, Приморскуголь, Александрия уголь, Востсибуголь, Карагандауголь, Экибастузуголь, Донецкуголь, Новосибирскэнерго, Хабаровскэнерго и др. Предприятия металлургической промышленности: Магнитогорский комбинат, Лебединский ГОК, Стойленский ГОК, Михайловский ГОК, Вяземский ГОК, Комбинат “Печенеганикель”, Оленегорский ГОК, Соколовско-Сарбаевское ГПО, ГПО Южруда, Новолипецкий меткомбинат, ОАО “Северсталь”, ОАО “Алюминий Казахстана”.
Техника «Четра» хорошо зарекомендовала себя на объектах проекта «Сахалин-2» (Россия), федеральной трассы «Чита-Хабаровск» (Россия); на строительстве трубопроводов «Тайшет-Находка» (Россия), «Мундра-Дели» (Индия), «Атасу-Алашканькоу» (Казахстан-Китай), газопроводов «Северо-Европейский» (Россия-Германия), «Голубой поток» (Россия-Турция), «Южная Суматра-Западная Ява» (Индонезия), «Карачаганак-Аксай-Уральск» (Казахстан), нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (Казахстан-Россия).
С 1 сентября 2020 года в Концерне «Тракторные заводы» создано ООО Производственная компания «Промтрактор». Возглавил ее опытнейший производственник и организатор, прошедший трудовой путь на ЧЗПТ от мастера до Генерального директора Александр Иванович Титов.
Почетные граждане города Чебоксары: Станислав Шалимов, Иван Долгушин, Олимпийская чемпионка Валентина Егорова.
АО «Промтрактор», машиностроительный флагман Концерна «Тракторные заводы», демонстрирует уверенную динамику производства. В июле завод перешагнул новый производственный рубеж и впервые за несколько лет вышел на объем производства 50 единиц техники в месяц.
В условиях новых вызовов эпидемиологического характера руководство предприятия приложило значительные усилия для сохранения устойчивой производственной деятельности. Благодаря консолидированной работе с федеральными и региональными органами власти Чебоксарский завод промышленных тракторов предпринял своевременные и эффективные меры, нацеленные как на поддержание производства, так и на расширение портфеля заказов. В результате, несмотря на сложные макроэкономические условия, предприятие сумело увеличить объем ежемесячного выпуска продукции и достичь докризисных показателей производства.
В июле с главного сборочного конвейера завода сошло 50 единиц техники – 35 машин промышленного назначения и 15 сельскохозяйственных тракторов. Запасных частей произведено на 72 млн. рублей.
Всего за 7 месяцев 2020 года выпущено 223 машины, в том числе 168 промышленной и 55 сельскохозяйственной техники, а также запасных частей на сумму 328 млн. руб. Рост по отношению к аналогичному периоду 2019 года составил 29 единиц техники и 63 млн. запасных частей.
– Достигнутые успехи являются результатом слаженной работы и тесного взаимодействия с заводами-комплектаторами, входящими в Концерн «Тракторные заводы» (ООО «ПК «ЧАЗ», ООО «Промлит», АО «Промтрактор-Вагон», ОСП «Промтрактор-Вагон» г. Саранск и ООО «МИКОНТ»), – прокомментировала итоги работы директор по производству АО «Промтрактор» Татьяна Александрычева. – Немаловажную роль в выполнении поставленных задач сыграли работники всех структурных подразделений Промтрактора, перед которыми теперь стоит новая цель – не снижать набранных темпов производства.
Несмотря на объективные внешние трудности, коллектив АО «Промтрактор» продолжает идти по заданному курсу, успешно достигая плановых показателей и наращивая объемы производства. Для этого активно совершенствуются внутренние процессы, внедряются принципы бережливого производства и применяются программы повышения энергоэффективности, что в совокупности помогает снизить затраты на вспомогательные потери, увеличивать производительность труда, а следовательно – повышать эффективность производства.
Продукция
Бульдозеры
Где бы вы ни планировали использовать бульдозер: на стройке, в карьере, при прокладке трубопроводов, в лесном хозяйстве или для переработки отходов – вы всегда найдете оптимальный вариант среди модельного ряда ЧЕТРА. Российские бульдозеры ЧЕТРА имеют отличное соотношение практичности и инновационности.
Бульдозеры ЧЕТРА имеют модульную конструкцию всех узлов и систем, гидромеханическую или гидростатическую трансмиссию, оснащаются различными двигателями в зависимости от потребностей покупателя. Современная конструкция бульдозеров ЧЕТРА позволяет легко агрегатировать машины с оборудованием других производителей, например, с системами нивелирования или дополнительными системами безопасности.
Трубоукладчики
Краны-трубоукладчики ЧЕТРА ТГ122, ТГ222, ТГ302, ТГ503 и ТГ511 грузоподъемностью от 26,5 до 107 тонн применяются для подъемно-транспортных работ в гражданском и нефтегазовом строительстве.
Колесная техника
Фронтальный погрузчик ЧЕТРА ПК12 – это самый мощный российский колесный погрузчик, разработанный с использованием современных технических решений и требований потребителей. Погрузчик воплощает в себе все передовые конструкторские решения, делающие машину производительной, надежной и удобной в управлении. Он дополняет линейку промышленной техники ЧЕТРА и позволяет приобрести машины одного производителя для различных технологических циклов.
Вся техника, выпускаемая ООО «ПК «Промтрактор» может эксплуатироваться при температуре от –50 до +50 С.
Узлы и системы обладают модульной конструкцией, что обеспечивает удобное техническое обслуживание при дозаправке и проверке, а также – возможность установки и снятия отдельными модулями узлов силовой передачи и дальнейшего ремонта с проведением испытаний до установки их на машину.
Модельный ряд землеройной техники ЧЕТРА
Смотрите также
12 января 1972 года было начато строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов.
Первый производственный корпус завода приступил к работе 30 декабря 1974 года. Здесь началось производство деталей и узлов будущего серийного трактора мощностью 330 л.с.
Но Днем рождения нового предприятия считается 25 октября 1975 года, когда был выпущен первый бульдозер Т-330 под маркой ЧЗТП. К концу этого года было собрано еще пять Т-330.
В 1974 году на Чебоксарском заводе был спроектирован трактор-трубоукладчик. Его первый опытный образец был представлен три года спустя – в 1977.
1 сентября 1981 года предприятие выпустило свой 1000-й трактор.
1989 год ознаменовался производством экспериментального образца самоходного универсального роботизированного автономного шасси «СУРА», которое было создано для эксплуатации в условиях химического и радиационного заражения.
В 1991 году были закончены разработки первых моделей колесного бульдозера КБ-25.02 и колесного погрузчика ПК-12 01. Новые машины завод представил в 1993 и 1994 годах, соответственно.
28 декабря 1993 года Чебоксарский завод промышленных тракторов был преобразован в акционерное общество открытого типа «Промтрактор».
С 1995 года завод производит тракторы Т-25.01 и Т-35.01, оснащенные двигателями ЯМЗ.
В 2001 году на основе трактора Т-35.01 был выпущен тягач, оборудованный лебедкой с усилителем на канате 50 тонн.
В июне 2002 года состоялся рекламный показ «Трактор-шоу» с презентацией новых машин Промтрактор, где были представлены тракторы под новой маркой ЧЕТРА.
С 2005 года завод находится в составе ООО «Концерн «Тракторные заводы». Сюда же входит компания «ЧЕТРА-Промышленные машины», которая является эксклюзивным дистрибьютором всей продукции Промтрактор.
Заводы Промтрактор снабжены сварочным, прессовым и металлорежущим оборудованием, представленным более чем 500 станками с ЧПУ.
Навесное оборудование для трубоукладчиков и бульдозеров производится с 1993 года.
В настоящее время Промтрактор выпускает трубоукладочную и бульдозерно-рыхлительную технику. Предприятие специализируется на производстве тракторов 9, 11, 15, 20, 25, 35 и 50 классов.
Линейка продукции состоит из тяжелых тракторов, малых тракторов семейства ЧЕТРА, бульдозеров, фронтальных погрузчиков и трубоукладчиков.
Техника Промтрактор экспортируется в 23 страны мира.