какие требования безопасности предъявляются к канатам стропам грузоподъемных механизмов
Требования безопасности к канатам, стропам
— Стропы грузовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93.
— Канаты без свидетельства об испытании к использованию не допускаются.
— При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра.
— Крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается.
— Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.
— Стропы должны крепиться за специальные рымы или другие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение.
— При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длинномерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс.
— При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.
— Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
— Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки.
— При подъеме и перемещении груза канаты грузового полиспаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально.
— Петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов, другим проверенным способом по утвержденным нормалям.
— Закрепление конца каната на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.
— Работать с канатами без рукавиц не допускается.
— При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение.
— Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
— Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.
— Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим поминальное (рабочее) на 25%, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.
— Работающий канат необходимо периодически смазывать.
Какие требования безопасности предъявляются к канатам стропам грузоподъемных механизмов
СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ*
* Для удобства чтения по просьбе руководителей и специалистов предприятий текст изменения N 1 приводится курсивом
Дата введения 1994-06-01*
________________
* См. ярлык Примечания.
УТВЕРЖДЕН Госгортехнадзором России от 20.10.93 г. с изменением N 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.09.98 N 57.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий климатического исполнения ТУ и У по ГОСТ 15150
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Стропы должны изготавливаться:
ветвевыми со звеньями (элементами) для навески на крюк крана и подсоединения груза;
кольцевыми в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза
1.2. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,5; 0,63; 1,0*; 1,6; 2,0*; 3,2*; 5,0*; 6,3; 8,0; 10*; 12,5*; 16*; 20*; 25; 32*; 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Общие требования
2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Проектирование и изготовление грузовых стропов должны проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.
Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в п.2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 N 20.
технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;
рабочие чертежи стропов;
описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);
сертификаты на канаты и цепи;
справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).
Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в приложении 4).
2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.
2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис.1).
Рис.1. Строповка груза двух- ( ), трех- ( ) и четырехветвевыми ( ) стропами
2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.
2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.
Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.
2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1% длины ветви.
2.2. Требования к конструкции стропов
2.2.1. В цепных стропах должны применяться круглозвенные грузовые цепи по ТУ 12.0173856.009 типов 1 и 3, а также цепи по ТУ 12.0173856.015 типа А исполнения 2.
Применение цепей других типов допускается по согласованию с ВНИИПТМАШ.
2.2.2. Для сращивания цепей допускается использовать электро- или кузнечно-горновую сварку или специальные соединительные звенья.
2.2.3. В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241.
Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.
2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.
Применение соединений других видов допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.
Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.
2.2.5. Для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090.
2.2.7. Рекомендуемые конструкции стропов и их элементов приведены в приложении 1.
2.3. Требования к материалам
2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.
2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.
2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп.2.3.1-2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.
2.4. Требования к элементам стропов
Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.
2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.
2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл.1.
Зависимость числа проколов каната каждой прядью от его диаметра
Число проколов каждой прядью, не менее
Какие требования безопасности предъявляются к канатам стропам грузоподъемных механизмов
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ КАНАТНЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Cargo handling rope slings for building. Specifications
Дата введения 2020-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным общеобразовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на грузовые канатные стропы, изготовляемые из стальных канатов и применяемые в строительстве в качестве грузозахватного средства для строповки грузов.
Грузовые канатные стропы могут включать в конструкцию коуши, жесткие соединительные элементы (звенья) и захваты.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.253 (EN 166:2002) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты глаз. Общие технические требования
ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 397 Шплинты. Технические условия
ГОСТ 977 Отливки стальные. Общие технические условия
ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия
ГОСТ 1497 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение
ГОСТ 2224 Коуши стальные для стальных канатов. Технические условия
ГОСТ 2688 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6 19(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 3070 Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6 19(1+6+12)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 3071 Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6 37(1+6+12+18)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 3077 Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6 19(1+9+9)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 3079 Канат двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 6 37(1+6+15+15)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 3242 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 3282 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия
ГОСТ 4543 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия
ГОСТ 4784 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки
ГОСТ 5919 Гайки шестигранные прорезные и корончатые низкие класса точности В. Конструкция и размеры
ГОСТ 6111 Резьба коническая дюймовая с углом профиля 60°
ГОСТ 6211 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная коническая
ГОСТ 6996 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств
ГОСТ 7505 Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски
ГОСТ 7665 Канат двойной свивки типа ЛК-3 конструкции 6 25(1+6; 6+12)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 7668 Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6 36(1+7+7/7+14)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 7798 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры
ГОСТ 7829 Поковки из углеродистой и легированной стали, изготовляемые ковкой на молотах. Припуски и допуски
ГОСТ 8479 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия
ГОСТ 8732 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент
ГОСТ 8734 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент
ГОСТ 9012 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю
ГОСТ 9013 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу
ГОСТ 9389 Проволока стальная углеродистая пружинная. Технические условия
ГОСТ 9454 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
ГОСТ 9649 Шайбы стальные класса точности А для пальцев. Технические условия
ГОСТ 9650 (СТ СЭВ 5959-87) Оси. Технические условия
ГОСТ 10602 (ИСО 4014-88) Болты с шестигранной головкой с диаметром резьбы свыше 48 мм класса точности В. Технические условия
ГОСТ 12840 Замки предохранительные для однорогих крюков. Типы и размеры
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15878-79 Контактная сварка. Соединения сварные. Конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 18482 Трубы прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия
ГОСТ 19281 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 25032 Средства грузозахватные. Классификация и общие технические требования
ГОСТ 30893.1 (ИСО 2768-1-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками
ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 грузозахватное средство: Устройство, предназначенное для обеспечения надежного и эффективного соединения груза с рабочим органом грузоподъемной машины.
3.2 соединительный элемент: Элемент грузозахватного средства, связывающий захват с рабочим органом грузоподъемной машины.
3.3 захват: Элемент грузозахватного средства, непосредственно взаимодействующий с грузом.
4 Классификация и основные параметры
4.1 Типы
Грузовые канатные стропы следует изготовлять следующих типов:
Какие требования безопасности предъявляются к канатам стропам грузоподъемных механизмов
Cranes. Load-lifting attachments. Safety requirements
Дата введения 2018-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ») и Обществом с ограниченной ответственностью «СКБ «ВЫСОТА» (ООО «СКБ «Высота»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2017 г. N 149-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34016-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.
Введение
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к съемным и несъемным грузозахватным приспособлениям, используемым совместно с грузоподъемными кранами по классификации стандарта ГОСТ 33709.1.
Стандарт не распространяется на грузозахватные приспособления, используемые с кранами, устанавливаемыми на судах и иных плавучих сооружениях, на воздушных судах, космических аппаратах, в шахтах горнодобывающей промышленности, а также кранами оборонного назначения.
Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
1 Область применения
— съемным, подсоединяемым к несъемным грузозахватным приспособлениям (грузозахватным органам) кранов.
Настоящий стандарт не распространяется на ГЗП, используемые с кранами, устанавливаемыми на судах и иных плавучих сооружениях, на воздушных судах, космических аппаратах, в шахтах горнодобывающей промышленности, а также кранами оборонного назначения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.049-80 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.4.026-91* Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.
ГОСТ 12.4.040-78 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения
ГОСТ 1575-87 Краны грузоподъемные. Ряды основных параметров
ГОСТ 2105-75 Крюки кованые и штампованные. Технические условия
ГОСТ 2224-93 Коуши стальные для стальных канатов. Технические условия
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 3241-91 Канаты стальные. Технические условия
ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 6619-75 Крюки пластинчатые однорогие и двурогие. Технические условия
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18477-79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 21753-76 Система «Человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 23002-87 Единая контейнерная транспортная система. Спредеры для контейнеров серии 1. Общие технические требования
ГОСТ 24599-87 Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия
ГОСТ 25573-82 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33715-2015 Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1 и ГОСТ 33715.
4 Сокращения
В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:
5 Общие требования
5.1 ГЗП должны проектироваться с учетом требований и/или мер безопасности, приведенных в настоящем стандарте и с учетом указаний ГОСТ 12.2.003 в части опасностей, не предусмотренных настоящим стандартом.
5.2 При проектировании ГЗП, предназначенных для эксплуатации в исполнении У по ГОСТ 15150 должна предусматриваться температура рабочего состояния в диапазоне от плюс 40°С до минус 40°С, нерабочего состояния и хранения на открытом воздухе до минус 50°С.
При проектировании ГЗП, предназначенных для эксплуатации при температуре ниже минус 40°С, должно предусматриваться исполнение ХЛ по ГОСТ 15150.
Диапазон температур для ГЗП, предназначенных для эксплуатации в других условиях, должен быть оговорен в техническом задании на их разработку (договоре, контракте).
5.3 Грузоподъемность ГЗП рекомендуется устанавливать в соответствии с нормальным рядом грузоподъемностей по ГОСТ 1575.
5.4 Допускается устанавливать грузоподъемность ГЗП в соответствии с техническим заданием на их разработку (договором, контрактом), параметрами транспортных средств и особенностями технологических процессов, для которых они предназначены.
5.6 Грузоподъемность ГЗП, имеющих в составе ветви из каната со стальным сердечником, и используемыми для грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; использование для грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.
5.8 Размеры траверс должны быть таковы, чтобы их наружные элементы не выступали (либо выступали не более чем на 100. 150 мм с каждой стороны) за контуры груза (рисунок 1); допускается отступление от этого требования, если оно препятствует сохранной перегрузке груза (рисунок 2).
Какие требования безопасности предъявляются к канатам стропам грузоподъемных механизмов
ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ
Документ не подлежит государственной регистрации, поскольку является техническим документом и не содержит новых правовых норм (письмо Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР). (Примеч. изд.)
СОГЛАСОВАНЫ с Федерацией независимых профсоюзов России письмом от 27.12.99 N 109/172
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.
Правила применяются в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»* от 21.07.97 N 116-ФЗ и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.3588.
1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.
1.3. Настоящие Правила распространяются на:
а) грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом*;
б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления*;
в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом*;
г) электрические тали*;
д) подъемники крановые;
е) грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);
ж) грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);
з) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.
1.4. Настоящие Правила не распространяются на:
а) грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;
б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
в) грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;
г) грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);
д) грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т.п.);
е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);
ж) грузоподъемные краны с ручным приводом;
1.5. Разработку нормативных документов на краны осуществляют головные организации по краностроению, перечень которых приведен в приложении 1. Нормативные документы утверждаются в установленном порядке.
1.6. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 2.
1.7. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании, изготовлении, монтаже, реконструкции, ремонте и эксплуатации кранов, приведен в приложении 3.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.1. Общие требования
2.1.2. Проектирование кранов (узлов, механизмов, приборов безопасности, крановых путей) должно выполняться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.
Постановлением Госстандарта России от 30.01.2004 N 4 государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, признаны национальными стандартами. (Примеч. изд.)
2.1.3. Проект на изготовление крана или отдельно изготовляемой сборочной единицы должен включать:
а) техническое задание или технические условия (при постановке на серийное производство);
б) комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документами и настоящими Правилами;
в) программы и методики испытаний готового изделия;
г) требования к системе управления качеством изготовления (при постановке на серийное производство);
д) заключение головной организации о результатах технической экспертизы проекта.
2.1.4. Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты кранов должны устанавливаться техническим заданием на проектирование. Группу классификации (режима работы) крана и его механизмов выбирают по табл.1 и 2 приложения 4.
2.1.6. Проектирование кранов, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП II-7, должно осуществляться в сейсмостойком исполнении.
2.1.7. Разработка проектов на изготовление кранов, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах и транспортировки радиоактивных, ядовитых или взрывчатых веществ, должна производиться по специальным техническим заданиям, согласованным с головной организацией.
Возможность работы крана во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды и класса взрыво- и пожароопасного помещения) должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.
2.1.8. Краны стрелового типа и краны-перегружатели причальные должны быть устойчивыми в рабочем и нерабочем состояниях.
Расчет устойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).
У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.
Расчет устойчивости кранов должен производиться в соответствии с нормативными документами.
2.2. Металлоконструкции кранов
2.2.1. Расчетные металлоконструкции (рама, мост, башня, стрела, опора и т.п.) должны проектироваться в соответствии с государственными стандартами, настоящими Правилами и другими нормативными документами.
2.2.2. Расчет крановых металлоконструкций и их элементов должен производиться в соответствии с нормативными документами.
2.2.3. У кранов, имеющих выдвижные стрелы, башни или опоры, должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой металлоконструкции.
2.2.4. Материалы при проектировании металлоконструкций кранов и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.
Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). (Примеч. изд.)
2.2.5. Выбор материалов при проектировании металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.
2.2.6. Металлоконструкции и металлические детали кранов должны быть предохранены от коррозии.
При проектировании коробчатых и трубчатых металлоконструкций кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.
2.3. Механизмы
2.3.1. Проектирование механизмов (лебедок, редукторов, тормозов, муфт, приводов и т.п.) осуществляется в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.
2.3.2. Механизмы грузоподъемных кранов, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть спроектированы таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок для подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.
2.3.3. У грузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов.
2.3.4. Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах, предназначенных для подъема расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, за исключением:
а) механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;
б) механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.
В случаях, указанных в перечислениях «а» и «б», тормоз должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.
2.3.5. Механизмы подъема груза и стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.
2.3.6. У стреловых кранов усилие, требующееся для поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей, не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.
2.3.7. Стреловые краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси автомобильного типа эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.