какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СООТВЕТСВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ХОХОЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СООТВЕТСВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СОО»

Жаглина Татьяна Митрофановна,

Индивидуальный проект в соответствии с требованиями ФГОС СОО

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает владение выпускниками средней школы навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Одним из эффективных способов развития перечисленных компетенций обучающихся является технология проектной деятельности.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Проекты разделяют по типам :

а) исследовательские. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.

б) творческие. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

в) игровые. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.

г) информационные. Пример: различные сообщения, доклады.

д) практико-ориентированные. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. На всех этапах он:

 выбирает (принимает решения). Следует отметить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, но и возможностью развивать личностные качества, например, чувство ответственности за принятое решение;

 выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Взаимодействие с учителем позволяет ученику освоить одну ролевую позицию, при взаимодействии с одноклассниками – другую. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности на позиции сотрудничества;

 оценивает. На каждом этапе проекта возникают различные объекты оценки. Ученикам необходимо оценить продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности и т. п. В тоже время он оценивает себя и продукт своей деятельности в процессе этой работы.

Проект для обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Ценность работы над проектом в том, что в процессе выполнения задания обучающиеся способны достигать метапредметных и личностных результатов обучения. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов.

Учитель при работе над проектом выступает консультантом. В процессе консультирования учитель как руководитель проекта решает две задачи. Во-первых, он обеспечивает продвижение обучающегося в определении и разрешении проблемы. Учитель может предлагать алгоритм деятельности, разъясняя его ученику и предлагая выполнить ту или иную операцию на содержании проекта. Он может выстраивать этот алгоритм с помощью системы вопросов, отвечая на которые, обучающийся фактически выполняет все шаги алгоритма. Во-вторых, учитель отслеживает корректность действий ученика с точки зрения алгоритма деятельности. При обнаружении ошибки учитель проблематизирует позицию обучающегося с помощью вопросов. Также учитель может прямо указать на ошибку в алгоритме и пояснить, в чем она состоит, предоставив исправлять ее ученику. Тем не менее, основным инструментом работы руководителя проекта во время консультации является вопрос

Далее учениками определяется цель создания проекта и методы его выполнения. Вся работа разбивается на этапы, каждый из которых ограничен временными рамками, которые оговариваются заранее.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов.

1. Обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации; анализ реальной ситуации, определение и анализ проблемы, изучение имеющийся информации, определение потребностей в информации.

2. Создание рабочих групп. На этом этапе обучающиеся определяются, как они будут осуществлять проектную деятельность, или объединятся в группы, или будут работать индивидуально. Очень важно, чтобы ученики сами объединись в группы, определили их количественный состав. Обычно в группу входят 3-4 ученика, они распределяют свои обязанности: подбор информации, ее обработка, оформление проекта.

3. Самостоятельная работа обучающихся над задачами.

4. Промежуточные обсуждения достигнутых результатов.

II этап – аналитический

На этом этапе осуществляется постановка цели проекта, определение

задач, определение способа разрешения проблемы, анализ рисков,

составление плана, анализ ресурсов, сбор и изучение информации.

III этап – практический

Промежуточный анализ выполнения задания; выполнение плана работ,

В процессе работы над проектом очень важным является оценка

проекта, как промежуточная, так и итоговая, что позволяет:

 четко определить цель своей деятельности, планировать и

целенаправленно осуществлять ее;

 определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению

деятельности на практике.

IV этап – презентационный

Предварительная оценка продукта. Подготовка и оформление

итогового отчета и презентации.

При подготовке отчета и презентации необходимо учитывать:

1) актуальность выдвинутых проблем;

2) активность каждого участника проекта, толерантность по

отношению друг к другу во время работы;

3) необходимую и достаточную глубину проникновения в проблему;

4) межпредметные связи;

5) эстетику оформления проекта;

6) умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и

Для успешного выполнения проектных задач обучающимся

необходимо активно использовать компьютерные технологии.

На этом этапе производится анализ результатов выполнения проекта.

Оценка продукта. Оценивание является не менее важным этапом работы над проектом. Для того чтобы научить обучающихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаточность информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Очень важным моментом является вопрос оценивания. Использование

метода исследовательской деятельности требует от учителя не столько

преподавания, сколько создания условий для появления у школьников

интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний. Поэтому оцениваться должен не только итоговый отчет, но и качество всей проделанной работы в целом

Можно выделить следующие общеучебные умения и навыки,

формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно

• умение отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения

2. Поисковые (исследовательские) умения:

• умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать

способ действия, привлекая знания из различных областей;

• умение самостоятельно найти недостающую информацию в

• умение запросить недостающую информацию у эксперта

(учителя, консультанта, специалиста);

• умение находить несколько вариантов решения проблемы;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умение и навыки работы в сотрудничестве:

• умение коллективного планирования;

• умение взаимодействовать с любым партнером;

• умение взаимопомощи в группе в решении общих задач.

5. Менеджерские умения и навыки:

• умение проектировать процесс;

• умение планировать деятельность, время, ресурсы;

• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и

6. Коммуникативные умения:

• умение организовать взаимодействие со всеми участниками

• умение вести дискуссию;

• умение отстаивать свою точку зрения;

• умение находить компромисс.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.

Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Источник

Какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся

Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования

С сентября 2020 года обучающиеся 10 класса в нашей школе начнут обучение по новым федеральным образовательным стандартам среднего общего образования.

Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Система образования любого государства решает те задачи, которые ставят перед ней государство и общество. Прежде всего, приступая к работе над стандартом, разработчики задали вопрос: «Что в настоящее время требуется семье, обществу и государству?», и впервые подготовка стандарта началась с серьёзного социологического исследования о запросах семьи, общества и государства к результату образования, в котором приняли участие представители бизнеса, политических кругов, семьи с самым разным достатком, жители городов и сёл. Результаты исследования определили и формат стандарта.

Новый стандарт – это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету, это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.

При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.
Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования.
Итак, новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом, учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

В учебный план должен быть включен как минимум один предмет из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются такие учебные предметы, как:

Добавляется 2-3 предмета (выбор ОО в зависимости от профильной структуры учебного плана).

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Другой особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору общие предметы для включения во все учебные планы.

Количество часов учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю)

На второй схеме представлен пример формирования индивидуального учебного плана, учитывая утвержденное стандартами количество учебных занятий – не более 37 часов в неделю.

В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

Новые стандарты вводят и перечень обязательных предметов Единого государственного экзамена. Их станет два: математика и русский язык.

Обязательным для всех российских школ ФГОС старшей школы станет с 1 сентября 2020 года.

С официальными документами о введении в действие ФГОС СОО, а также со всей необходимой информацией можно познакомиться на сайте Минообрнауки России (раздел «ФГОС») или по следующим ссылкам:

Что представляет собой Федеральный государственный стандарт среднего общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (СОП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре. Учебный план делится на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка

Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени среднего общего образования (10-11кл ) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования:

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе. Что такое информационно-образовательная среда?

Что изучается с использованием ИКТ?

Изучение биологии, физики предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке географии, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы

С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки РФ.

Источник

Какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся

какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Смотреть фото какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Смотреть картинку какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Картинка про какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Фото какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Смотреть фото какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Смотреть картинку какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Картинка про какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Фото какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Смотреть фото какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Смотреть картинку какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Картинка про какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихся. Фото какие требования предъявляются фгос соо к индивидуальному проекту обучающихсяОбзор документа

Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)

1. Общие положения

1.2. Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования.

1.3. Нормативно-правовую основу реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования составляют:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 г. N 24480);

— письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 г. N ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»);

— письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 г. N 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»);

— приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2013 г. N 29200).

1.4. Применение настоящих Методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).

2. Содержание общеобразовательного цикла

2.2. Конкретный срок реализации среднего общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования образовательная организация определяет самостоятельно в пределах первого года обучения.

2.3. Реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования находит отражение в общеобразовательном цикле учебного плана.

2.6. В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии или специальности учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном уровнях, при этом учебные предметы принято разделять на:

2.8. Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:

2.9. Образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой программ подготовки (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена), руководствуясь приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2013 г. N 30861).

2.10. Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов (в том числе на углубленном уровне):

учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей,

дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся,

общие для включения во все учебные планы учебные предметы.

2.11. Формирование учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей, определенных ФГОС СОО:

Русский язык и литература;

Родной язык и родная литература;

Математика и информатика;

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.

2.12. Учебный план по профилю и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой обязательной предметной области, определенной ФГОС СОО.

2.13. Общими для включения во все учебные планы (независимо от профиля) являются учебные предметы:

3) «Иностранный язык»,

5) «История» (или «Россия в мире»),

6) «Физическая культура»,

7) «Основы безопасности жизнедеятельности»;

2.14. Образовательная организация должна предусмотреть освоение результатов ФГОС СОО по одному из предметов обязательной предметной области «Родной язык и родная литература». Образовательная организация в рамках общеобразовательного цикла обеспечивает в случаях, предусмотренных действующим законодательством в области образования, возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации из числа языков народов Российской Федерации. В этом случае предусматривается изучение предмета «Родной язык». В случае отсутствия такой необходимости, образовательная организация может самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет «Родная литература», перераспределив часы, выделяемые на учебный предмет «Литература» для изучения произведений из блока «Родная (региональная) литература» и «Литература народов России».

2.15. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

2.16. При этом учебный план профиля должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

2.17. Также в учебный план для усиления профиля могут включаться дополнительные учебные предметы и курсы (элективные курсы), которые вводятся по усмотрению образовательной организации в соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности и с учетом профиля (например, «Конструирование и 3D-моделирование», «Математическое моделирование процессов», «Решение инженерных задач по электронике и вычислительной технике», «Робототехника» и др.).

2.18. Учебный план формируется следующим образом:

2.19. Для формирования учебного плана образовательной организации необходимо:

1) определить профиль;

2) выбрать обязательные, общие для всех профилей, предметы, не менее одного предмета из каждой предметной области (базовые учебные предметы);

3) с учетом профиля включить в учебный план не менее 3 учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне, которые будут определять профиль профессионального образования с учетом специфики получаемой профессии или специальности (профильные учебные предметы);

4) дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами);

5) при необходимости, дополнить учебный план обязательными учебными предметами из числа дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся (элективными курсами), учитывая ограничения в 11 (12) учебных предметов;

6) завершить формирование вариативной части учебного плана дополнительными учебными предметами, курсами по выбору (элективными, факультативными курсами);

7) определить объем часов, отводимый на изучение выбранных учебных предметов, элективных курсов, формы промежуточной аттестации;

8) провести проверку, корректировку (при необходимости) часов учебного плана.

2.20. Объем обязательной части общеобразовательного цикла учебного плана ООП СПО должен составлять не более 80% от общего объема часов, отведенного на изучение данного цикла.

Вариант распределения уровней изучения учебных предметов в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО

Предметная областьУчебный предметУровень изучения предмета
базовыйуглубленный
Русский язык и литератураРусский языкбазовыйуглубленный
Литературабазовыйуглубленный
Родной язык и родная литератураРодной языкбазовыйуглубленный
Родная литературабазовыйуглубленный
Иностранные языкиИностранный языкбазовыйуглубленный
Второй иностранный языкбазовыйуглубленный
Общественные наукиИстория Россия в миребазовый базовыйуглубленный
Экономикабазовыйуглубленный
Правобазовыйуглубленный
Обществознаниебазовый
Географиябазовыйуглубленный
Математика и информатикаМатематикабазовыйуглубленный
Информатикабазовыйуглубленный
Естественные наукиФизикабазовыйуглубленный
Астрономиябазовый
Химиябазовыйуглубленный
Биологиябазовыйуглубленный
Естествознаниебазовый
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый
Экологиябазовый
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый
Индивидуальный проект*

* проводится за счет времени, отведенного на освоение учебного предмета

Примерные варианты распределения часов для последующего выбора учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровнях

Предметная областьУчебные предметы базового уровняКол-во часовУчебные предметы углубленного уровняКол-во часов
Русский язык и литератураРусский язык39Русский язык117
Литература117Литература156
Родной язык и родная литератураРодной язык39Родной язык78
Родная литература78Родная литература117
Иностранные языкиИностранный язык117Иностранный язык156
Второй иностранный язык78Второй иностранный язык117
Общественные наукиИстория Россия в мире78 78История156
География39География117
Экономика39Экономика78
Право39Право78
Обществознание78
Математика и информатикаМатематика156Математика234
Информатика39Информатика156
Естественные наукиФизика78Физика117
Астрономия39
Химия39Химия117
Биология39Биология117
Естествознание117
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культура117
Экология39
Основы безопасности жизнедеятельности39
Индивидуальный проект**

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана технологического профиля

Предметная областьУчебный предметУровеньКоличество часов
Русский язык и литератураРусский языкбазовый39
Литературабазовый117
Родной язык и родная литератураРодная литература/Родной языкбазовый39
Математика и информатикаМатематикауглубленный234
Информатикауглубленный156
Иностранные языкиИностранный языкбазовый117
Естественные наукиФизикауглубленный117
Астрономиябазовый39
Общественные наукиИстория/Россия в миребазовый78
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый117
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый39
Итого1 092
Индивидуальный проект*
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы312
Итого1 404

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана естественно-научного профиля

Предметная областьУчебный предметУровеньКоличество часов
Русский язык и литератураРусский языкбазовый39
Литературабазовый117
Родной язык и родная литератураРодная литература/Родной языкбазовый39
Математика и информатикаМатематикауглубленный234
Информатикабазовый39
Иностранные языкиИностранный языкбазовый117
Естественные наукиХимияуглубленный117
Биологияуглубленный117
Астрономиябазовый39
Общественные наукиИстория/Россия в миребазовый78
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый117
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый39
Итого1 092
Индивидуальный проект*
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы312
Итого1 404

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».

Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана гуманитарного профиля

Предметная областьУчебный предметУровеньКоличество часов
Русский язык и литератураРусский языкбазовый39
Литературабазовый117
Родной язык и родная литератураРодная литература/Родной языкбазовый39
Математика и информатикаМатематикабазовый156
Иностранные языкиИностранный языкуглубленный156
Естественные наукиЕстествознаниебазовый78
Астрономиябазовый39
Общественные наукиИстория/Россия в миреуглубленный156
Обществознаниебазовый78
Правоуглубленный78
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый117
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый39
Итого1 092
Индивидуальный проект*
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы312
Итого1 404

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки».

Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана социально-экономического профиля

Предметная областьУчебный предметУровеньКоличество часов
Русский язык и литератураРусский языкбазовый39
Литературабазовый117
Родной язык и родная литератураРодная литература/Родной языкбазовый39
Математика и информатикаМатематикауглубленный234
Иностранные языкиИностранный языкбазовый117
Естественные наукиАстрономиябазовый39
Общественные наукиГеографияуглубленный117
Экономикауглубленный78
Обществознаниебазовый78
История/Россия в миребазовый78
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культурабазовый117
Основы безопасности жизнедеятельностибазовый39
Итого1 092
Индивидуальный проект*
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы312
Итого1 404

* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета

2.21. Знания и умения, полученные обучающимися при освоении учебных предметов, элективных курсов общеобразовательного цикла образовательной программы углубляются и расширяются в процессе изучения таких циклов, как «Общий гуманитарный и социально-экономический», «Математический и общий естественно-научный» программы подготовки специалистов среднего звена, а также отдельных учебных предметов общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

2.22. Интегрированный курс учебного предмета «Естествознание» разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и может включать несколько учебных предметов из предметной области «Естественные науки» с учетом специфики профессии/специальности.

2.25. Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов может быть организована в форме практической подготовки.

2.26. Образовательные организации, осуществляющие реализацию программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, оценивают качество освоения учебных предметов общеобразовательного цикла в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

2.27. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих общеобразовательных учебных предметов, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.

2.29. Индивидуальный проект оценивается в рамках осваиваемого одного или нескольких учебных предметов.

2.30. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам «Русский язык», «Математика» и по одному из общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне с учетом получаемой профессии/специальности. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждому учебному предмету и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых 2-х месяцев с начала обучения.

2.31. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой выдается аттестат о среднем общем образовании (при наличии государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе). К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

2.32. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена.

2.33. Образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, совместно с другими участниками образовательных отношений разрабатывают рабочие программы общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов с учетом требований ФГОС СОО, ФГОС СПО и спецификой получаемой специальности или профессии.

2.34. Рабочие программы общеобразовательных учебных предметов являются составной частью программно-методического сопровождения образовательной программы среднего профессионального образования.

3. Примерное распределение профессий и специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования

3.1. Образовательные организации в соответствии с Перечнем профессий среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. N 1199, самостоятельно распределяют профессии и специальности по профилям профессионального образования с учетом специфики образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования.

3.2. Примерное распределение профессий по профилям профессионального образования:

05.00.00 Науки о земле (профессия 05.01.01 Гидрометнаблюдатель);

08.00.00 Техника и технологии строительства;

09.00.00 Информатика и вычислительная техника;

11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;

12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;

13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;

18.00.00 Химические технологии (за исключением профессии 18.01.02 Лаборант-эколог);

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (за исключением профессий 19.01.02 Лаборант-аналитик, 19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь, Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и мяса (при освоении квалификации Изготовитель мясных полуфабрикатов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении квалификации Составитель фарша);

20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство;

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;

22.00.00 Технологии материалов;

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;

24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;

26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;

29.00.00 Технологии легкой промышленности (за исключением профессий 29.01.02 Обувщик (широкого профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви), 29.01.04 Художник по костюму, 29.01.07 Портной, 29.01.09 Вышивальщица, 29.01.10 Модистка головных уборов, 29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);

38.00.00 Экономика и управление (38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы);

43.00.00 Сервис и туризм (43.01.07 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования);

53.00.00 Музыкальное искусство;

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (54.01.14 Резчик);

55.00.00 Экранные искусства.

18.00.00 Химические технологии (профессия 18.01.02 Лаборант-Эколог);

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (10.01.02 Лаборант-эколог, 19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь, Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и мяса (при освоении квалификации Изготовитель мясных полуфабрикатов), 19.01.13. Обработчик птицы и кроликов (при освоении квалификации Приготовитель кулинарных изделий из мяса птицы и кроликов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении квалификации Составитель фарша));

34.00.00 Сестринское дело;

36.00.00 Ветеринария и зоотехния;

43.00.00 Сервис и туризм (профессии 43.01.04 Повар судовой, 43.01.09 Повар кондитер, 43.01.08 Аппаратчик химической чистки);

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (профессии 54.01.17 Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников каменного зодчества и деревянного зодчества, 54.01.20 Графический дизайнер).

29.00.00 Технологии легкой промышленности (29.01.02 Обувщик (широкого профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви); 29.01.04 Художник по костюму; 29.01.07 Портной; 29.01.09 Вышивальщица; 29.01.10 Модистка головных уборов; 29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (35.01.24 Управляющий сельской усадьбой);

38.00.00 Экономика и управление (за исключением профессии 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы);

39.00.00 Социология и социальная работа;

42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;

43.00.00 Сервис и туризм (профессии 43.01.01 Официант, бармен, 43.01.02 Парикмахер, 43.01.03 Бортпроводник судовой, 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте, 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте);

46.00.00 История и археология;

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (за исключением профессий 54.01.14 Резчик, 54.01.17 Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников каменного зодчества и деревянного зодчества).

3.3. Примерное распределение специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования:

05.00.00 Науки о земле;

08.00.00. Техника и технологии строительства;

09.00.00 Информатика и вычислительная техника;

10.00.00 Информационная безопасность;

11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;

12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;

13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;

20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (20.02.04 Пожарная безопасность);

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;

22.00.00 Технологии материалов;

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (за исключением специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте);

24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;

25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники;

26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;

27.00.00 Управление в технических системах;

29.00.00 Технологии легкой промышленности;

31.00.00 Клиническая медицина (31.02.04 Медицинская оптика);

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (35.02.02 Технология лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства; 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);

44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля).

18.00.00 Химические технологии;

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии;

20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (за исключением специальности 20.02.04 Пожарная безопасность);

31.00.00 Клиническая медицина (за исключением специальности 31.02.04 Медицинская оптика);

32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина;

34.00.00 Сестринское дело;

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (за исключением специальностей 35.02.02 Технология лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства; 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);

36.00.00 Ветеринария и зоотехния;

38.00.00 Экономика и управление (38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров),

44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля).

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте);

38.00.00 Экономика и управление (за исключением специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров);

39.00.00 Социология и социальная работа;

42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;

43.00.00 Сервис и туризм;

44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля);

46.00.00 История и археология.

44.00.00 Образование и педагогические науки (за исключением специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям);

49.00.00 Физическая культура и спорт;

51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты;

52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество;

53.00.00 Музыкальное искусство;

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств;

55.00.00 Экранные искусства.

4. Примерный вариант общеобразовательного цикла учебного плана образовательной программы с учетом профиля

Обзор документа

Минпросвещения подготовило Методические рекомендации, которые помогут усовершенствовать подходы к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профобразования (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена).

Применение рекомендаций не проверяется органами госконтроля (надзора).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *