какие требования предъявляются к кандидатам в президенты рк
Утверждены требования к кандидатам в Президенты Казахстана
Утверждены требования к кандидатам в Президенты Казахстана
Также она уточнила, что Конституционным законом « О выборах » закреплено, что кандидатом в Президенты не может быть лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке; лицо, вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения в установленном законом порядке признана судом.
По Конституционному закону для избрания Президентом гражданин должен иметь опыт работы на государственной службе или на выборных государственных должностях, составляющий не менее 5 лет, а также обладать активным избирательным правом.
Она отметила, что кандидат в Президенты вносит на счет Центральной избирательной комиссии избирательный взнос в пятидесятикратном размере установленной законодательством минимальной заработной платы. При наличии полного пакета документов Центральная избирательная комиссия принимает их к рассмотрению. ЦИК немедленно с момента поступления указанных документов направляет запросы уполномоченным государственным органам. После получения запрошенных сведений от госорганов, Центральная избирательная комиссия составляет протокол, которым устанавливается соответствие или несоответствие кандидата требованиям законодательства, в том числе владение государственным языком на основании заключения лингвистической комиссии.
Процедура установления свободного владения кандидатом государственным языком определяется постановлением Центральной избирательной комиссии.
Пунктом 2 статьи 54 Конституционного закона «О выборах» установлено, что соответствие кандидата в Президенты предъявляемым к нему Конституцией и настоящим Конституционным законом требованиям устанавливается Центральной избирательной комиссией в течение пяти дней с момента представления выписки из протокола заседания высшего органа республиканского общественного объединения о выдвижении кандидата вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться и документом, удостоверяющим внесение кандидатом избирательного взноса.
Напомним, 9 апреля Глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил о проведении внеочередных выборов Президента РК.
Выборы президента в Казахстане: основные правила и требования к кандидатам
Экзамены по казахскому языку, взнос более двух млн тенге и другие требования ЦИК к кандидатам в президенты РК в материале Informburo.kz.
9 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил досрочные выборы главы государства. В эфире республиканских телеканалов он заявил:
«Казахстан – демократическое государство. И президент будет избран согласно воле народа. Как действующий глава государства, я гарантирую, что выборы будут проведены честно, открыто, справедливо! Это моя принципиальная позиция!».
Informburo.kz разъясняет, какие требования предъявляются в законодательстве к кандидатам в президенты и по каким правилам будут проводиться эти выборы.
Как объявляются выборы президента?
Очередные выборы президента проводятся в первое воскресенье декабря раз в пять лет и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента.
Внеочередные президентские выборы объявляются решением действующего главы государства и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения. Последующие вслед за внеочередными очередные выборы президента объявляются через пять лет.
В 2015 году Конституционный совет разъяснил, что Конституция не предусматривает какие-либо условия и ограничения при принятии главой государства решения о назначении внеочередных президентских выборов. То есть внеочередные выборы может объявить только президент, и делает он это единолично.
Сроки проведения внеочередных выборов президента
Внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными для очередных выборов президента. Но сроки проведения избирательных мероприятий определяются Центральной избирательной комиссией.
«В соответствии со статьёй 66, прим.1 закона «О выборах в РК» в период внеочередных выборов сроки устанавливает ЦИК. Почему я обращаю на это внимание? Потому что в СМИ попало вольное и выборочное толкование закона о выборах. Ссылались на сроки об очередных выборах, не понимая разницу между очередными и внеочередными. Мы в рамках своей компетенции поставили все те мероприятия, которые должны были предусмотреть по закону», – сказал председатель ЦИК Берик Имашев на заседании комиссии 10 апреля в Нур-Султане.
Какие требования предъявляются к кандидату в президенты?
В Конституции сказано, что президентом может быть избран:
Избираться президентом можно только два раза. Это ограничение не касается Елбасы Нурсултана Назарбаева. Он может баллотироваться неограниченное количество раз.
Кто и как проверяет соответствие кандидатов требованиям?
Соответствие кандидата в президенты требованиям устанавливает Центральная избирательная комиссия. На эту процедуру закон отводит пять дней с момента предоставления в ЦИК выписки из протокола заседания высшего органа республиканского общественного объединения о выдвижении кандидата. К этому документу прикладывают заявление кандидата о согласии баллотироваться и документ о том, что кандидат сделал избирательный взнос.
Факт проживания претендента в Казахстане последние 15 лет устанавливает ЦИК. Журналисты задали Берику Имашеву вопрос: «Может ли баллотироваться в президенты Касым-Жомарт Токаев, учитывая, что несколько лет действующий президент проработал в ООН за пределами Казахстана?».
С 2011 по 2013 годы Касым-Жомарт Токаев был заместителем генерального секретаря ООН, руководил Европейским отделением ООН в Женеве.
«Это уже конкретный вопрос. Есть этап соответствия, мы будем давать разъяснения по конкретному человеку. Если какое-то будет принято наше решение, мы будем мотивировать. Вы это увидите», – сказал председатель ЦИК.
В Министерстве юстиции на этот вопрос уже ответили. В ведомстве уверены, что работа в Женеве не станет препятствием для выдвижения Касым-Жомарта Токаева.
«Это было в связи со служебной необходимостью. Республика Казахстан направила его, поэтому это не является препятствием для его выдвижения», – сказала вице-министр юстиции Наталья Пан.
Читайте также:
Насколько свободно кандидат должен владеть государственным языком?
Установление факта свободного владения кандидатом в президенты государственным языком определяется заключением лингвистической комиссии.
Лингвистическая комиссия образуется постановлением ЦИК из языковедов и других специалистов числом не менее пяти человек. Её состав согласовывают с министерствами образования и науки, культуры и спорта. На прошлых выборах членами комиссии были: Мырзатай Жолдасбеков, Абдуали Кайдар, Сеит Кыскабасов, Умирзак Айтпбайулы, Рымгали Нургали.
На предыдущих досрочных выборах президента в 2015 году претенденты проходили через три этапа экзамена:
В этот раз, по словам члена ЦИК Ляззат Сулеймен, экзамены будут проходит так же. Экзамен будет открытым, анонс ЦИК заранее разместит на своём сайте.
«Момент получения заданий кандидатами и то, как проходит процедура и итоги комиссии, будут отражены в СМИ», – отметила Ляззат Сулеймен.
На письменное задание отводится час. При необходимости время могут продлить ещё на полчаса. Член ЦИК рассказала, какими были темы на предыдущих выборах: «Мой народ – моя родина», «Наша сила в единстве», «Духовные ценности», «АНК – достижение народов», «Слова назидания Абая».
В заданиях на чтение ранее были произведения Абая, Жусыпбека Аймауытова, Магжана Жумабаева, Мукагали Макатаева, Фаризы Онгарсыновой.
На подготовку к публичному выступлению экзаменуемым дают час. Темы, которые были на прошлых выборах: «Глобализация: надежды и сомнения», «Единство народа».
Процедура установления свободного владения кандидатом государственным языком не распространяется на действующего президента, кандидатура которого повторно выдвинута на следующий срок полномочий. Так написано в законе о выборах.
Берик Имашев уточнил, что нынешнее пребывание Токаева на посту президента не является отдельным сроком.
“Он сейчас осуществляет полномочия на оставшийся срок Президента Назарбаева“, – пояснил председатель ЦИК.
Сколько денег вносит кандидат для участия на выборах?
Кандидат в президенты вносит на счёт ЦИКа избирательный взнос, который составляет 50 минимальных заработных плат (1 МЗП = 42 500 тенге), то есть 2 125 000 тенге.
Взнос возвращают кандидату в случае, если он на выборах наберёт более 5% голосов или если умрёт. Во всех остальных случаях внесённый взнос возврату не подлежит и обращается в доход республиканского бюджета.
Кандидата в президенты может выдвинуть только общественное объединение или политическая партия
Право выдвижения кандидатов в президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, в том числе политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке. Институт самовыдвижения был ликвидирован в 2017 году.
Выдвижение кандидатов в президенты начинается со дня, следующего за днем объявления, то есть с 10 апреля и заканчивается в 18 часов по местному времени 28 апреля.
Общественное объединение или политическая партия вправе выдвигать лишь одного кандидата в президенты. И он необязательно должен быть членом этого общественного объединения.
Решение о выдвижении принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа РОО и оформляется выпиской из протокола.
Затем кандидат в президенты сам или через доверенных лиц должен собрать подписи не менее 1% избирателей в свою поддержку, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, Алматы, Шымкента и Нур-Султана. Подписные листы выдаются ЦИКом после подтверждения соответствия кандидата вышеуказанным требованиям.
По состоянию на 1 января 2019 года в реестр избирателей ЦИК РК включено 11 млн 914 тысяч 19 граждан, обладающих правом голоса. Таким образом, в поддержку каждого кандидата должны подписаться не менее 118 тысяч 140 казахстанцев.
Заполненные подписные листы сдаются в территориальную избирательную комиссию, которая в десятидневный срок проверяет достоверность подписей и отправляет их в ЦИК.
Регистрация кандидата в президенты
Для регистрации в качестве кандидатов в президенты выдвиженцам нужно представить ЦИК справку из органа государственных доходов о сдаче им (ей) и супругом (супругой) декларации о доходах и имуществе по состоянию на 1 апреля 2019 года, а также медицинское заключение о состоянии своего здоровья.
Регистрация кандидатов продлится до 18 часов 11 мая.
ЦИК не позднее чем на седьмой день после регистрации кандидатов в президенты публикует в СМИ сообщение о регистрации с указанием всех данных и выдаёт кандидатам удостоверение.
Если на день окончания срока регистрации кандидатов зарегистрировано менее двух кандидатов в президенты, ЦИК продлевает срок выдвижения кандидатов не более чем на 20 дней.
В каких случаях ЦИК откажет в регистрации кандидата?
ЦИК отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае, если:
Отмена решения о регистрации кандидата или восстановление ранее снятого с регистрации кандидата не допускается, если до дня голосования осталось двое суток и менее.
Отказ ЦИКа в регистрации может обжаловать в десятидневный срок лично кандидат либо выдвинувшее его общественное объединение. Для этого надо подать жалобу в Верховный суд, который рассматривает её в десятидневный срок со дня подачи. Решение Верховного Суда является окончательным.
Можно ли снять свою кандидатуру?
Кандидат может снять свою кандидатуру в любое время со дня регистрации, но не позднее чем за два дня до голосования. Для этого нужно написать заявление в ЦИК.
Кроме этого высший орган РОО в любое время до регистрации и после неё может отменить своё решение о выдвижении кандидата в президенты, обратившись с соответствующим представлением в ЦИК.
В случае, если кандидатура была снята или решение о выдвижении кандидата было отменено «без вынуждающих к тому обстоятельств», ЦИК вправе выставить РОО счёт за расходы, понесённые в связи с проведением избирательной кампании этого кандидата.
Размер избирательного фонда кандидата в президенты
Избирательный фонд кандидата образуют:
Предвыборная агитация
Предвыборная агитация начнётся сразу после окончания регистрации, то есть с 18 часов 11 мая и продлится до 00.00 часов дня, предшествующего дню голосования, то есть до 00.00 часов 8 июня.
День тишины – 8 июня.
Во сколько откроются избирательные участки 9 июня?
Голосование пройдёт 9 июня с 7.00 до 20.00 местного времени.
Когда будет известно имя нового президента Казахстана?
На установление и опубликование окончательных итогов выборов и регистрацию избранного президента ЦИК предусмотрено 7 дней. До 16 июня ЦИК официально назовёт имя нового главы государства.
ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.
3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Президент Российской Федерации:
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности ;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Какие требования предъявляются к кандидатам в президенты рк
Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года N 2733
Настоящий Конституционный закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан определяет правовое положение Президента Республики Казахстан.
Глава I
Статус Президента Республики Казахстан
Статья 1. Президент Республики
1. Президент Республики является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.
3. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
4. Президенту Республики принадлежит право выступать от имени народа и государства.
5. Президент Республики, его честь и достоинство неприкосновенны. Посягательство на честь и достоинство Президента Республики преследуется по закону.
Статья 2. Выборы Президента Республики
Выборы Президента Республики осуществляются в соответствии с конституционным законом.
Статья 3. Вступление в должность Президента Республики
1. Президент Республики вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан». Текст присяги произносится Президентом Республики на государственном языке.
2. Присяга приносится во вторую среду января.
В случае избрания Президента на внеочередных выборах либо принятия полномочий Президента в случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, присяга приносится в течение месяца со дня опубликования итогов президентских выборов либо принятия полномочий Президента Республики. В этих случаях день принесения присяги определяется Центральной избирательной комиссией Республики.
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших Президентов Республики.
3. Президент Республики присягает на Конституции Республики. После принесения присяги исполняется Государственный гимн Республики Казахстан. Президенту Председателем Центральной избирательной комиссии вручается удостоверение, нагрудный знак, штандарт Президента Республики Казахстан и орден «Алтын Қыран» (Золотой Орел).
4. В случае, если лицо избрано Президентом Республики на второй срок полномочий, нагрудный знак, штандарт Президента Республики Казахстан и орден «Алтын Қыран» (Золотой Орел) ему повторно не вручаются.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 N 378; от 03.02.2011 № 404-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 4. Срок полномочий Президента Республики
1. Президент Республики избирается сроком на пять лет.
1-1. Полномочия Президента Республики, избранного на внеочередных выборах, осуществляются до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных выборах, которые должны быть проведены через пять лет после внеочередных выборов в первое воскресенье декабря.
2. Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности, либо его кончины.
3. Исключен Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 378.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 N 378; от 19.06.2007 N 265; от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 03.02.2011 № 404-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 5. Ограничения, связанные с пребыванием в должности Президента Республики
1. Президент Республики не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность.
2. Сноска. Пункт 2 исключен Конституционным законом РК от 19.06.2007 N 265.
Статья 6. Знаки отличия Президента Республики
2. Описание нагрудного знака определяется Центральной избирательной комиссией Республики. Описание штандарта, порядок официального использования нагрудного знака и штандарта определяются Президентом Республики.
3. Президент Республики по должности становится кавалером ордена «Алтын Қыран» (Золотой Орел).
4. Описание ордена «Алтын Қыран» (Золотой Орел), основания и порядок присвоения названного ордена определяются законодательством Республики.
Глава II
Полномочия Президента Республики Казахстан
Статья 7. Внешнеполитические полномочия Президента Республики
1. Президент Республики:
1) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан;
2) выдает полномочия на ведение переговоров и подписание межгосударственных договоров Республики;
3) (подпункт исключен Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 378)
4) подписывает ратификационные грамоты;
5) принимает решения о приостановлении действия не подлежащих ратификации международных договоров, заключенных Республикой;
6) вносит в Парламент представление о денонсации международных договоров, заключенных Республикой.
2. Президент Республики назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики Казахстан.
3. Президент Республики принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств.
Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 378.
Статья 8. Полномочия Президента Республики в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства
1) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил;
2) в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;
3) в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;
4) вносит на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента предложение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
5) формирует подчиненную ему Службу государственной охраны;
6) утверждает Военную доктрину Республики Казахстан;
7) принимает решение о призыве граждан Республики на срочную воинскую службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы;
8) с согласия Сената Парламента назначает на должность Председателя Комитета национальной безопасности; освобождает его от должности.
Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 N 378; от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 9. Полномочия Президента Республики в отношении Парламента
1) назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и его Палаты;
2) с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 51 Конституции, назначает пятнадцать депутатов Сената с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. В случае лишения или прекращения полномочий назначаемых членов Сената в месячный срок назначает депутатов Сената вместо выбывших;
3) созывает первую сессию Парламента не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов;
4) принимает присягу депутатов Парламента народу Казахстана;
5) выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената Парламента;
6) как правило, открывает сессии Парламента;
7) в период между сессиями Парламента по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента, на которой могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва;
8) подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; в течение одного месяца подписывает закон, если Парламент подтвердит ранее принятое решение с соблюдением требований, установленных подпунктом 2) пункта 2 статьи 54 Конституции;
9) вправе передать на рассмотрение Парламента проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
9-1) в порядке законодательной инициативы своим специальным посланием вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента проекты законодательных актов;
10) имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев;
11) имеет право присутствовать на любых совместных заседаниях Палат Парламента или на раздельных заседаниях его Палат и быть выслушанным;
12) освобождает от должности члена Правительства в случае, предусмотренном подпунктом 6) статьи 57 Конституции Республики;
13) в порядке, предусмотренном Конституцией, может распустить Парламент или Мажилис Парламента.
Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 N 378; от 11.12.2006 N 200 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 19.06.2007 N 265; от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 10. Полномочия Президента Республики в отношении Правительства
1) с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности;
2) по представлению Премьер-Министра, вносимому в десятидневный срок после его назначения, определяет структуру Правительства; по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, назначает на должности членов Правительства; самостоятельно назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел; освобождает от должностей членов Правительства;
3) принимает присягу членов Правительства;
4) регулярно заслушивает доклад Премьер-Министра об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях, в ходе которого Премьер-Министр отчитывается о работе Правительства;
5) согласовывает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;
5-1) согласовывает государственные программы;
6) при необходимости председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;
7) исключен Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования);
8) исключен Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования);
9) принимает решения по отставке, заявленной Правительством и любым его членом, если они считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций, либо если Мажилис Парламента или Парламент выразил вотум недоверия Правительству, а также по отставке, заявленной членом Правительства, не согласным с проводимой Правительством политикой или не проводящим ее;
10) в десятидневный срок принимает или отклоняет отставку, заявленную Правительством или любым его членом;
11) при отклонении отставки Правительства или его члена поручает им дальнейшее осуществление их обязанностей;
12) вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства, освобождения от должности Премьер-Министра и любого члена Правительства;
13) своими актами вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами Республики;
14) дает поручения Правительству Республики.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 N 378; от 19.06.2007 N 265; от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 11. Полномочия Президента Республики в отношении Конституционного Совета
1) назначает на должность Председателя и двух членов Конституционного Совета, в соответствии с конституционным законом вправе досрочно освободить их от должности;
2) в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 и статьей 72 Конституции Республики, обращается в Конституционный Совет.
3) исключен Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 12. Полномочия Президента Республики в отношении судов и судей
1) основываясь на рекомендации Высшего Судебного Совета, представляет Сенату Парламента для избрания на должности и освобождения от должностей Председателя и судей Верховного Суда Республики;
2) по рекомендации Высшего Судебного Совета назначает на должности и освобождает от должностей председателей и судей местных и других судов.
Сноска. Статья 12 в редакции Конституционного закона РК от 19.06.2007 N 265.
Статья 13. Полномочия Президента Республики в отношении органов прокуратуры
1) с согласия Сената Парламента сроком на пять лет назначает на должность Генерального Прокурора Республики; освобождает его от должности;
2) по представлению Генерального Прокурора назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального Прокурора Республики;
3) не реже одного раза в квартал заслушивает отчет Генерального Прокурора о состоянии законности в стране.
Статья 14. Полномочия Президента Республики в отношении Центральной избирательной комиссии
1) назначает Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
2) утверждает Положение о Центральной избирательной комиссии;
3) заслушивает информацию Председателя Центральной избирательной комиссии о ходе подготовки назначенных республиканского референдума, выборов депутатов Парламента, маслихатов, членов иных органов местного самоуправления и об итогах референдума и выборов.
Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 19.06.2007 N 265.
Статья 15. Полномочия Президента Республики в отношении Национального Банка
1) с согласия Сената Парламента назначает на должность Председателя Национального Банка Республики; освобождает его от должности;
2) по представлению Председателя Национального Банка назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Национального Банка;
3) не реже одного раза в квартал заслушивает отчет Председателя Национального Банка о работе Национального Банка Республики.
Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 19.06.2007 N 265.
Статья 16. Полномочия Президента Республики в отношении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
1) назначает на должность сроком на пять лет Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, вправе досрочно освободить их от должности;
2) утверждает Положение о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета;
3) не реже одного раза в квартал заслушивает информацию Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 378.
Статья 17. Полномочия Президента Республики в отношении акимов
1) назначает на должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики с согласия маслихатов соответственно области, городов республиканского значения и столицы;
2) отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;
3) по вопросам своей компетенции дает поручения акимам и заслушивает отчеты акимов об их выполнении;
4) вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности, а также освобождать от должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики в случае выражения им недоверия соответствующими маслихатами большинством голосов от общего числа их депутатов.
4-1) исключен Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 N 378; от 19.06.2007 N 265; от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 17-1. Полномочия Президента Республики в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных
1. Полномочия руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента. При этом они исполняют свои обязанности до назначения Главой государства руководителей этих органов.
2. Президент Республики по представлениям руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики:
1) утверждает положения об этих государственных органах, их структуру и общую штатную численность;
2) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, руководителей ведомств этих органов, если иное не установлено Президентом Республики;
3) образует, упраздняет и реорганизует ведомства указанных государственных органов. Эти ведомства обладают статусом, предусмотренным для ведомств центральных исполнительных органов, если иное не установлено Президентом Республики.
3. Президент Республики в порядке и сроки, им определяемые, заслушивает отчеты руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, о работе указанных органов.
Сноска. Статья 17-1 введена Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 378.
Статья 18. Полномочия Президента Республики в отношении республиканского референдума
1. Президент Республики в соответствии с конституционным законом принимает решение о проведение республиканского референдума по собственной инициативе, по инициативе Парламента, Правительства или не менее чем двухсот тысяч обладающих избирательным правом граждан Республики, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и города республиканского значения.
2. Президент Республики по инициативе Парламента, Правительства или граждан Республики о проведении референдума принимает одно из следующих решений:
1) о проведении референдума;
2) о необходимости принятия изменений и дополнений в Конституцию, конституционного закона, закона Республики или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета референдума без его проведения;
3) об отклонении предложения о проведении референдума. Если Президент Республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством, не менее четырех пятых, голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент Республики подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум.
3. С согласия инициаторов референдума Президент Республики до его проведения вправе уточнить формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, для более точного выражения волеизъявления его инициаторов.
Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 378.
Статья 19. Иные полномочия Президента Республики
1) обращается с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики. Если послание оглашено на сессии Парламента, то оно не обсуждается и вопросы по нему не задаются;
2) вправе утверждать стратегические планы государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан;
3) устанавливает квалификационные классы; награждает государственными наградами Республики и присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы; лишает названных наград, званий, чинов, рангов и классов;
4) принимает решения о приеме в гражданство Республики Казахстан, сохранении и выходе из него, восстановлении в гражданстве Республики;
5) решает вопросы предоставления политического убежища;
6) осуществляет помилование граждан;
7) назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики, определяет его статус и полномочия;
7-1) представляет Сенату Парламента для избрания на должность сроком на пять лет и освобождения от должности кандидатуру Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан;
8) определяет порядок, сроки и условия функционирования национальной валюты;
9) формирует Администрацию Президента; образует, упраздняет и реорганизует иные государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики;
10) образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;
11) после консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента досрочно прекращает полномочия маслихата;
12) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики.
Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 N 378; от 19.06.2007 N 265; от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Глава III
Акты Президента Республики Казахстан
Статья 20. Формы актов Президента Республики
1. Президент Республики издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.
2. Исключен Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
3. Акты Парламента, подписываемые Президентом Республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью Председателя каждой из Палат Парламента либо Премьер-Министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов.
4. Перечень вопросов, по которым Президент Республики издает соответственно указы и распоряжения, определяется статьями 21 и 22 настоящего Конституционного закона. В необходимых случаях Президент Республики при осуществлении своих полномочий может самостоятельно определить, в форме какого акта, указа или распоряжения будут осуществляться соответствующие его полномочия.
Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 N 378; от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 21. Указы Президента Республики
1. Указы Президента Республики издаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики.
2. Указами Президента Республики:
1) осуществляются конституционные полномочия Президента, требующие издания акта Президента Республики;
2) решаются вопросы обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти, установленной конституцией и законами ответственности органов власти перед народом Казахстана;
3) осуществляется правовое регулирование вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами компетенции Правительства и других государственных органов;
4) принимаются решения по стратегическим вопросам экономического и социально-политического развития Республики Казахстан.
3. Силу нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики, могут иметь только указы.
Статья 22. Распоряжения Президента Республики
1. Распоряжения Президента Республики издаются на основе и во исполнение Конституции, законов и указов Президента.
2. Распоряжениями Президента Республики:
1) осуществляется решение вопросов административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера;
2) в соответствии с компетенцией Президента Республики назначаются и освобождаются от должности должностные лица, не обладающие конституционным статусом.
Статья 23. Подготовка актов Президента Республики и внесение их на рассмотрение Президента
1. Подготовка проектов актов Президента Республики осуществляется:
1) Администрацией Президента и иными государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики;
2) Правительством Республики;
4) исключен Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования);
5) иными государственными органами и должностными лицами, определяемыми Президентом Республики.
2. Проекты актов, вносимые на рассмотрение Президенту Республики:
1) готовятся и вносятся на рассмотрение Президенту на казахском и русском языках;
2) должны отвечать требованиям юридической техники и делопроизводства.
3. Нумерация изданных Президентом актов ведется на срок полномочий Президента Республики. Подлинники актов Президента и материалы к ним хранятся в соответствующем структурном подразделении Администрации Президента и по истечении установленных законодательством сроков направляются в Архив Президента Республики.
4. Контроль за соблюдением установленного законодательством порядка подготовки проектов актов Президента и их представление на рассмотрение Главе государства осуществляются Руководителем Администрации Президента.
Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 19.06.2007 N 265; от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 24. Порядок внесения изменений и дополнений в акты Президента Республики, а также отмены их действия
1. Внесение изменений и дополнений:
1) в указы Президента Республики производится указами Президента;
2) в распоряжения Президента Республики производится распоряжениями Президента Республики.
2. Отмена действия указов Президента Республики производится указами Президента Республики, отмена действия распоряжений Президента Республики производится указами и распоряжениями Президента Республики.
3. В случае возникновения расхождений между актами Президента Республики, обладающими одинаковой юридической силой, следует руководствоваться актом, вступившим в силу позднее, если иное не установлено соответствующим актом Президента Республики.
Статья 25. Порядок введения в действие и опубликования актов Президента Республики
1. Акты Президента нормативного характера вводятся в действие на всей территории Республики одновременно по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если иное не будет установлено Президентом.
2. Акты Президента ненормативного характера вступают в силу с момента их подписания, если иное не будет установлено Президентом.
3. Акты Президента подлежат официальному опубликованию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О правовых актах».
4. Акты Президента могут быть также опубликованы в иных органах печати, обнародованы по телевидению, радио, в Интернете, переданы по телеграфу, телефаксу, разосланы соответствующим государственным органам, а также организациям и их должностным лицам.
5. Не подлежат публикации акты Президента, содержащие государственные секреты Республики или иную охраняемую законом тайну. На подлинниках таких актов ставится гриф секретности и они в установленном порядке доводятся до сведения органов, организаций, должностных лиц и граждан, на которых распространяется их действие. Содержание названных актов Президента может излагаться в средствах массовой информации в установленном порядке.
Сноска. Статья 25 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 19.06.2007 N 265; от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Глава IV
Досрочное освобождение, отрешение от должности
Президента Республики Казахстан
Статья 26. Досрочное освобождение, отрешение от должности Президента Республики
1. Президент может быть досрочно освобожден от должности решением Парламента при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни в порядке, установленном Конституцией.
2. Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены, то есть умышленного деяния, совершенного с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, выразившегося в переходе на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, оказания иностранному государству помощи в осуществлении враждебной деятельности против Республики, и может быть за это отрешен от должности Парламентом в порядке, установленном Конституцией.
3. Вопрос об отрешении Президента Республики от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента или Мажилиса Парламента.
Сноска. Статья 26 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 19.06.2007 N 265.
Статья 27. Переход полномочий Президента Республики Казахстан
1. В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента; при невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к Председателю Мажилиса Парламента; при невозможности Председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру Республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики, складывает с себя соответственно полномочия Председателя Сената, Председателя Мажилиса, Премьер-Министра.
2. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики Казахстан, по основаниям и в порядке, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан.
Сноска. Статья 27 в редакции Конституционного закона РК от 06.05.1999 N 378.
Глава V
Обеспечение деятельности Президента
Республики Казахстан
Статья 28. Государственное обеспечение деятельности Президента Республики
Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Республики и его семьи осуществляются за счет республиканского бюджета.
Статья 29. Заработная плата и отпуск Президента Республики
1. Заработная плата Президента Республики определяется в порядке, установленном законодательством.
2. Президенту Республики предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск сроком сорок пять календарных дней.
Статья 30. Обеспечение Президента Республики
1. На период пребывания на посту Президента Республики лицо, избранное на эту должность, обеспечивается резиденциями на территории Республики, служебной квартирой в столице Республики и государственной дачей.
2. Президент Республики обеспечивается автомобильным транспортом специального назначения, специально оборудованными самолетами и вертолетами, а также иными видами специально оборудованных транспортных средств.
3. Жилищное и транспортное обслуживание Президента Республики и членов его семьи обеспечивается Управлением делами Президента Республики Казахстан, а также в соответствии с их компетенцией Службой государственной охраны и Комитетом национальной безопасности.
4. Медицинское, санаторно-курортное обслуживание Президента Республики и членов его семьи обеспечивается Управлением делами Президента Республики Казахстан.
5. Обеспечение специальными средствами связи осуществляется Службой государственной охраны.
5-1. На весь период деятельности Президента Республики образуется и формируется личная библиотека и личный архив Президента Республики.
Сноска. Статья 30 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 06.05.1999 N 378; от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 31. Охрана Президента Республики
1. Охрана Президента Республики возлагается на соответствующее подразделение Службы государственной охраны.
2. Охране подлежат супруга (супруг) Президента Республики и другие совместно проживающие с Президентом члены семьи.
Сноска. Статья 31 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 32. Администрация Президента Республики
Администрация Президента Республики Казахстан является государственным органом, на который возлагается:
1) обеспечение деятельности Президента Республики;
2) своевременное и полное информирование Президента Республики о положении дел в стране;
3) безусловное и исчерпывающее выполнение решений Президента Республики и контроль за их исполнением;
4) осуществление иных полномочий, устанавливаемых Главой государства.
Статья 33. Консультативно-совещательные органы, учреждения и организации при Президенте Республики
1. В целях осуществления конституционных полномочий Президента Республики и обеспечения его деятельности образуются консультативно-совещательные органы, а также Ассамблея народа Казахстана, Высший Судебный Совет, иные учреждения и организации при Президенте Республики.
2. Президент Республики:
1) определяет состав консультативно-совещательных органов, а также Ассамблеи народа Казахстана, Высшего Судебного Совета, образует иные учреждения и организации при Президенте Республики;
2) назначает руководящих должностных лиц консультативно-совещательных органов, Ассамблеи народа Казахстана, Высшего Судебного Совета, иных учреждений и организаций при Президенте Республики;
3) утверждает положения о консультативно-совещательных органах, об Ассамблее народа Казахстана, иных учреждениях и организациях при Президенте Республики;
4) заслушивает отчеты руководящих должностных лиц консультативно-совещательных органов о работе этих органов, а также отчеты Председателя Высшего Судебного Совета.
3. Сотрудники аппаратов консультативно-совещательных органов при Президенте Республики, а также аппарата Ассамблеи народа Казахстана являются сотрудниками Администрации Президента Республики, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан.
4. Организация деятельности и полномочия Совета Безопасности Республики Казахстан определяются законом.
Сноска. Статья 33 в редакции Конституционного закона РК от 22.12.2017 № 119-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава VI
Бывшие Президенты Республики Казахстан
Статья 34. Статус бывших Президентов Республики
1. Все бывшие Президенты Республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-Президента Республики Казахстан.
2. Экс-Президенты Республики являются по праву пожизненными членами Конституционного Совета Республики.
3. Экс-Президент Республики вправе присутствовать на совместных заседаниях Палат Парламента Республики, торжественных заседаниях, посвященных вступлению в должность Президента Республики, государственным праздникам Республики, и иных мероприятиях, проводимых государством.
4. Экс-Президент Республики, его честь и достоинство неприкосновенны. Посягательство на честь и достоинство экс-Президента Республики преследуется по закону.
Статья 35. Обеспечение экс-Президентов Республики
1. Обеспечение, обслуживание и охрана экс-Президента Республики осуществляются за счет государства.
2. Экс-Президенту Республики пожизненно:
1) решением Президента Республики устанавливается пенсия в размере восьмидесяти процентов от должностного оклада Президента Республики. При этом пенсия экс-Президента Республики, установленная на условиях настоящего Конституционного закона, повышается с учетом роста должностного оклада Президента Республики;
2) предоставляются квартира и государственная дача с необходимым обслуживанием, личная охрана, персональный автомобиль с водителями, бесплатные проезд по стране, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение;
3) (подпункт исключен Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 378)
2-1. Материалы личного архива и личной библиотеки Президента Республики Казахстан по завершении служебной деятельности в качестве Президента Республики находятся в собственности Экс- Президента Республики Казахстан.
Сноска. Статья 35 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 378.
Статья 36. Гарантии прав экс-Президентов Республики
Экс-Президент Республики не может нести ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий Президента Республики, за исключением случаев совершения государственной измены.
Глава VII
Заключительные положения
Статья 37. Действие иных законодательных актов в части обеспечения деятельности Президента Республики
На Президента Республики не распространяются нормы законодательства о государственной службе, трудового и пенсионного законодательства.
Статья 38. Порядок вступления в силу настоящего Конституционного закона
Настоящий Конституционный закон вступает в силу со дня опубликования.
Сноска. Статья 38 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 06.05.1999 N 378.