какие требования предъявляются к работникам дол
Какие требования предъявляются к работникам дол
от 27 декабря 2013 года N 73
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2020, N 0001202011120001) (вступило в силу с 1 января 2021 года).
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1) ст.21; 2007, N 1 (ч.1), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; 25.07.2011, N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; 12.12.2011, N 50, ст.7359; 11.06.2012, N 24, ст.3069; 25.06.2012, N 26, ст.3446; 2013, N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» (приложение).
Врио Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
А.Попова
в Министерстве юстиции
18 апреля 2014 года,
регистрационный N 32024
Приложение
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.4.3155-13
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
В настоящих Санитарно-эпидемиологических правилх и нормативах учтены:
I. Общие положения и область применения
Санитарные правила направлены на обеспечение отдыха*, оздоровления и укрепление здоровья детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в период пребывания их в детских оздоровительных лагерях.
1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на все виды детских оздоровительных лагерей, в том числе на организации, деятельность которых связана с организацией детского отдыха и оздоровления детей на базе санаториев, санаториев-профилакториев, домов отдыха и других.
1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, организацией и эксплуатацией детских оздоровительных лагерей.
Ранее построенные здания детских оздоровительных лагерей, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты детских оздоровительных лагерей, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.
1.6. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией детских оздоровительных лагерей, необходимо в срок не позднее, чем за 2 месяца до открытия оздоровительного сезона, поставить в известность органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о планируемых сроках открытия детских оздоровительных лагерей, режиме функционирования (датах начала и окончания каждой смены), планируемом количестве детей в каждой смене, сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидных (противоклещевых) обработок.
1.7. Деятельность детских оздоровительных лагерей осуществляется при условии соответствия их требованиям настоящих санитарных правил, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Каждый работник детского оздоровительного лагеря должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
Работники детского оздоровительного лагеря проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в год.
1.9. Детский оздоровительный лагерь в день заезда детей комплектуется поотрядно.
1.10. Прием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей и сведений об имеющихся прививках.
Прием в детский оздоровительный лагерь детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний к направлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской карты установленного образца и сведений об имеющихся прививках.
1.11. Продолжительность смен в детском оздоровительном лагере составляет:
Возможна организация коротких смен (20 и менее дней) для организации отдыха и досуга детей.
Продолжительность смен в осенние, зимние и весенние каникулы рекомендуется на срок не менее 7 дней.
При организации отдыха и оздоровления детей на базе других стационарных загородных организаций не допускается совместное проживание, питание, пребывание в общих местах пользования детей и взрослых.
1.12. Обо всех случаях возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем энерго- и водоснабжения, канализации, технологического и холодильного оборудования, а также других выявленных нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, руководитель детского оздоровительного лагеря обязан в течение первых двух часов информировать орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Требования к земельному участку при размещении детского оздоровительного лагеря
2.1. Земельный участок для детского оздоровительного лагеря размещается за пределами промышленных объектов и производств, санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.
При проектировании детского оздоровительного лагеря отвод участков под строительство осуществляется с учетом розы ветров и наветренной стороны от источников шума и загрязнений атмосферного воздуха.
2.2. Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука, ионизирующего излучения на участке строительства детского оздоровительного лагеря не должны превышать гигиенические нормативы, установленные для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки; почва должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека веществ в почве.
2.3. Вновь строящиеся детские оздоровительные лагеря рекомендуется размещать в лесных, лесопарковых массивах на обособленных земельных участках.
2.4. Через участок детского оздоровительного лагеря не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).
На сложных рельефах местности предусматривается отвод паводковых и ливневых вод от участка для предупреждения его затопления и загрязнения.
III. Требования к территории детского оздоровительного лагеря
3.1. Территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.
Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Для районов Крайнего Севера допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки.
Не допускается на территории высаживать колючие кустарники, а также зеленые насаждения, дающие мелкие семена и ядовитые плоды.
3.2. Территория детского оздоровительного лагеря должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток в местах возможного нахождения детей.
3.3. Территория детского оздоровительного лагеря планируется с учетом принципа функционального зонирования, с выделением соответствующих зон, в зависимости от их функционального назначения. На территории выделяются следующие зоны: зона проживания, зона физкультурно-оздоровительных сооружений и зона хозяйственного и технического назначения. Для зонирования территории могут использоваться зеленые насаждения.
3.4. В зоне проживания располагаются спальные корпуса, столовую, помещения медицинского назначения, помещения культурно-массового и административно-бытового назначения, а также площадки для отдыха и игровые площадки.
3.5. Зона физкультурно-оздоровительных сооружений включает площадки для занятий физкультурой, оборудованные с учетом возраста детей.
Покрытие спортивных площадок должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
Для организации физкультурно-оздоровительных мероприятий допускается использовать парки отдыха, зеленые массивы, бассейны, спортивные сооружения.
3.6. На территории зоны хозяйственного и технического назначения размещаются: сооружения водоснабжения, котельная и насосная с водонапорным баком (при наличии), гараж, автостоянка для хозяйственных машин, а также другие хозяйственные и технические постройки.
Для сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны устанавливаются раздельные контейнеры, с плотно закрывающимися крышками. Их располагают на площадках с водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, мест отдыха, игровых и физкультурных площадок, сооружений водоснабжения должно быть не менее 25 м. Площадка оборудуется с трех сторон ветронепроницаемым ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров.
Как поехать в лагерь вожатым
Дисциплина, сон по 4 часа и ответственность
В 2016 году я три недели работала вожатым в детском оздоровительном лагере «Атлантус» в Крыму.
Зачем вообще ехать работать вожатым
Чаще всего в лагерь едут, чтобы заработать денег, бесплатно отдохнуть на море с питанием и проживанием и интересно провести время. Студенты педагогических вузов в лагере проходят практику, а учителя подрабатывают во время длинного летнего отпуска.
Независимо от образования и профессии, вожатыми становятся ради опыта управления коллективом, новых знакомств и общения с детьми.
Кто может стать вожатым
Вожатым может стать совершеннолетний гражданин России без судимости и медицинских противопоказаний, например психических расстройств или инфекционных болезней. Необязательно быть студентом педагогического вуза или иметь педагогическое образование. Но закон обязывает пройти программу профессиональной подготовки в области образования и педагогики.
Специальные курсы подготовки называются школой вожатых. Обычно она длится 2—3 месяца в очной или заочной форме. После обучения каждый желающий стать вожатым обязан пройти итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена и получить подтверждающий документ — диплом или сертификат. Конкретных требований к документу нет — образовательная организация вправе самостоятельно определять его название и форму.
Как победить выгорание
На работу вожатых набирают разные организации: турагентства, педотряды и вузы. Они же организовывают свои школы вожатых. Каждая организация, которая отправляет вожатых, предъявляет свои требования к персоналу для смены в лагере: где-то требуют отработать минимум две смены, а где-то не рассматривают семейных людей или ищут одаренных танцоров.
Чаще всего вожатыми становятся те, у кого есть тяга к общению с детьми и время. Поэтому обычно в летние лагеря устраиваются студенты и учителя: у них длинные летние каникулы.
Если вы располагаете трехнедельным отпуском, тоже сможете поехать работать в лагерь. Вдобавок заложите время на подготовку к смене: сперва предстоит пройти школу вожатых и сдать пару экзаменов.
Школа вожатых
Организации, которые подбирают персонал для лагеря, готовят его к смене в школе вожатых. По сути, это курс, на котором рассказывают, как вести себя в разных ситуациях в лагере. Обучение в школе обычно бесплатное, но за аренду помещения для занятий и расходные материалы некоторые организации могут установить взнос.
Обычно занятия в школе вожатых проходят в вечернее время или в выходные, чтобы удавалось безболезненно совмещать их с работой или учебой.
Я проходила школу вожатых в Московском физико-техническом институте, где тогда и училась. Занятия длились с февраля по апрель с семи до девяти вечера дважды в неделю. Лекции читали сотрудники института с психологическим образованием и выпускники школы вожатых прошлого года, которые уже съездили в лагерь. За обучение я ничего не платила.
На лекциях нам рассказывали о возрастной психологии, конфликтологии, основах первой медицинской помощи, типичном распорядке дня. Многие оздоровительные лагеря находятся на море, поэтому особенно подробно объясняли правила купания детей.
Посещаемость проверяли строго. В начале новой лекции мы сдавали проверочный тест по материалам прошлых занятий. Правда, тесты проверяли явку, а не реальные знания: их результаты не влияли на то, получит выпускник курсов сертификат школы вожатых или нет. Сертификат выдавали всем, кто исправно ходил на лекции и сдал итоговый экзамен. Допускалось не больше трех пропусков по уважительной причине, например по болезни.
Помимо теоретических занятий нас дважды собирали в выходные на пять часов, чтобы рассказать про разные игры. Каждый вожатый должен знать минимум 7—10 игр каждого типа:
Всего на подготовку к лагерю в школе вожатых я потратила 72 часа. После этого сдала теоретический экзамен: побеседовала с руководителем вожатского отряда и ответила на вопросы вроде «Что делать, если ребенок не хочет есть кашу?» Правильный ответ — мотивировать с помощью игры или даже через запрет: дети хотят сделать именно то, что им не разрешают.
После экзамена по теории я проводила игровое мероприятие в начальных классах школы. Так я на практике показала, что способна организовать группу детей.
Но даже если человек получил сертификат школы вожатых, это еще не гарантирует трудоустройство в лагерь. У каждой организации, которая набирает вожатых на смену, свои критерии отбора педсостава: могут быть дополнительные тесты, эссе или экзамен на знание игр. Чтобы поехать работать в «Мосгортур», необходимо сдать еще внутренний теоретический экзамен.
Выбор лагеря
Когда я успешно сдала экзамен в «Мосгортуре», мне предложили на выбор два лагеря на море в Крыму и две смены — в июле и в августе. У меня не было предпочтений по месту, поэтому я выбрала вариант, где было меньше желающих.
Трудоустройство
Перед тем как подписать договор о работе вожатым, нужно собрать пакет документов. У каждой отправляющей организации он свой, но есть и устоявшийся перечень, который требуют у всех будущих вожатых.
Стандартный набор документов для трудоустройства в детский оздоровительный лагерь выглядит так:
Справку об отсутствии судимости бесплатно выдают в МФЦ после личного визита или заказа на сайте госуслуг. Справка будет готова минимум через 30 календарных дней после подачи заявки. Свою справку я получила через 40 дней, без нее на работу не возьмут.
На момент поездки в лагерь я была студентом и диплома об окончании института у меня не было, поэтому для трудоустройства мне была необходима справка из вуза. Такая справка должна подтверждать статус студента. Обычно ее оформляют в учебном отделе. На ней обязательно должна быть подпись проректора и печать. Свою справку я получила за несколько минут в учебном отделе. Если нет справки из вуза, то подойдет справка о трудоустройстве с текущего места работы.
Заключение нарколога и психиатра выдают в наркологическом и психоневрологическом диспансерах по месту прописки. Платить за них тоже не нужно.
Чтобы получить медкнижку, нужно пройти семь врачей и сдать несколько анализов. Полный список врачей подскажет отправляющая организация или регистратор в районной поликлинике. Оформление медкнижки по полису ОМС займет немало времени: нужно попасть к терапевту, получить направление на прием к профильным специалистам и ждать, если кто-то в отпуске. Это отнимает много времени и нервов, поэтому я и знакомые обращались в частные клиники.
я заплатила за медицинскую книжку в платной клинике
Чтобы получать зарплату, понадобится банковская карта платежной системы «Мир», оформленная либо в Сбербанке, либо в «Райффайзенбанке». Если такой карты нет, ее оформит работодатель.
доплатил московский центр занятости молодежи за работу вожатым в 2016 году
Подготовка к смене
Когда я подписала договор, со мной связался старший вожатый лагеря, чтобы пригласить на общую встречу вожатых моего отряда. Мы собирались в Москве один раз и знакомились с главной темой смены — «Профессии».
В первый рабочий день мы встретились на ВДНХ в 4 часа утра. Нам выдали форму, рассказали, как принимать детей в отряд и какие справки и подписи нужно собирать с родителей. Около 7 утра к месту сбора начали подъезжать родители с детьми. Они заранее подготовили медицинские справки для детей, которые разрешают находиться в лагере. Вожатый проверяет у каждого ребенка справки, а если чего-то не хватает, отправляет родителей с ребенком к старшему организатору. На моей смене со справками не было никаких проблем.
Дети заранее знают, в какие отряды они попадут, или узнают это на месте сбора у старших организаторов, поэтому сразу подходят к своему вожатому. Когда принимаешь детей у родителей, становишься ответственным за их жизнь на ближайшие три недели. Это не метафора, чтобы напустить важности или страху, а очень важный пункт из трудового договора, о котором еще пойдет речь ниже.
После того как все дети приехали на точку сбора, мы отправились на организованном трансфере в аэропорт, откуда все вместе улетели в Крым. Билет на самолет для вожатого оплачивал работодатель.
Работа вожатым
До поездки в лагерь я считала, что вожатый — самая простая работа в мире: предстоит бесплатно жить у моря, играть с детьми и получать за это зарплату. На деле все оказалось не так радужно. Вожатый — это и организатор, и танцор, и создатель смешных костюмов из бумаги, и лучший друг, и строгий воспитатель.
Если говорить юридическим языком, задача вожатого — «содействовать организации и сопровождению деятельности детского коллектива в организациях отдыха детей и их оздоровления». Но в жизни все сложнее.
Со своей напарницей я познакомилась в первый рабочий день, когда мы приехали вместе с детьми. Она уже была в лагере, так как осталась с пересменки: когда вожатый едет на две смены подряд, его не отправляют обратно в Москву на пару дней, а оставляют в лагере до начала следующей смены.
Вожатый должен следовать распорядку дня, который устанавливает лагерь: этот пункт прописан в трудовом договоре. Если нарушить распорядок дня, вожатого могут отстранить от работы. Обычно следовать распорядку несложно, но иногда дети очень долго собираются на завтрак, а отвечает за это, конечно, вожатый.
Дети не хотят строиться, носить головные уборы, смотреть скучное мероприятие, иногда даже дерутся друг с другом. Я решала такие ситуации играми, строгим взглядом или даже повышенным голосом. Если в первые три дня смены вести себя как старший наставник, а не добродушный друг, потом будет легче справляться с 25 детьми. Иногда я наказывала провинившихся пропуском дискотеки или предлагала помочь нарисовать плакат.
Распорядок дня вожатого
7:00. Узнает план дел на день и происшествия за последнюю ночь на утренней планерке. Второй вожатый остается в отряде и готовит реквизит и музыку для ближайшего мероприятия.
8:00. Будит детей: они не хотят вставать и идти на зарядку. Вожатым приходится ходить по комнатам по несколько раз и всех поторапливать.
8:15. Один вожатый делает зарядку вместе с детьми, второй следит, чтобы они активно делали упражнения.
8:25. Строит на завтрак. Старшие воспитатели следят за тем, чтобы все дети ходили ровной колонной. На деле кто-то забудет кепку — с ним нужно идти в комнату. Дети шумят и разбегаются — приходится придумывать игры, чтобы выстроить их по парам. Если отряд передвигается по лагерю, один вожатый идет впереди, а другой замыкает колонну.
8:30. Завтрак. Старшие воспитатели следят, чтобы каждый ребенок снял головной убор и помыл руки. Пока один вожатый ест, второй следит, чтобы дети не просто ковыряли тарелку, а наедались и, конечно, не кидались кашей.
9:00. Проходит мастер-классы вместе с детьми. Наша смена была связана с профессиями — вожатые вместе с детьми пробовали себя в роли фотографов, журналистов и даже физиков. Вожатые помогают организаторам проводить мероприятия и следят, чтобы дети были вовлечены в процесс.
11:00. Помогает детям собраться на пляж. Дети переодеваются и берут пляжные вещи. Вожатый выстраивает детей и ведет за территорию лагеря вместе с другими отрядами. При переходе дороги первый вожатый становится посреди дороги и машет красным флагом машинам.
11:15. Купает детей в море. У каждого отряда своя территория в тени под навесом. Дети купаются по свистку спасателя вместе с одним вожатым, который контролирует, чтобы за него никто не заплыл. Второй вожатый остается на берегу и каждую минуту пересчитывает детей. Обычно каждый отряд купается по пять-десять минут дважды. Все остальное время дети проводят на пляже: строят замки из песка, загорают и общаются.
12:15. Возвращается с детьми в лагерь: все так же строем и в головных уборах.
12:30. Отводит детей на обед. Может на кухне попросить добавку для ребенка, который не наелся.
13:00. Укладывает детей спать. Во время дневного отдыха один вожатый все время следит за детьми, а второй заполняет педагогический дневник — основной документ вожатого, где отражается вся информация о смене и детях, проводится анализ дня и ставятся педагогические задачи.
15:00. Будит детей, строит и отводит на полдник.
15:30. Собирает детей для похода на пляж. Следит за купанием в море.
17:30. Готовит детей к мероприятию в зависимости от расписания — конкурсу талантов, танцевальному шоу.
19:00. Ведет детей на ужин.
20:00. На мероприятии следит, чтобы дети не шумели во время номеров на сцене и громко аплодировали после. Иногда вожатые устраивают для детей конкурс эрудитов, вечер живописи или спортивные соревнования.
21:00. На дискотеке танцует вместе с детьми в кругу или по отдельности с каждым. Главное — не показать, что у вожатого есть любимчики.
22:30. Обсуждает с детьми прожитый день, раздает «сонник» — йогурт или сок с вафлей.
23:00. Укладывает детей спать.
00:00. Подводит итоги дня на вечерней планерке для педсостава, репетирует танцы или даже участвует в играх на сплочение коллектива.
02:00. Отдыхает: наконец-то принимает душ и засыпает.
При таком распорядке дня я научилась засыпать ровно в ту секунду, как закрывала глаза. Три недели подряд я не высыпалась и мало общалась с детьми, поэтому решила больше не ездить в лагерь.
На практике оказалось, что вожатый только и делает, что водит детей за собой, а не раскрывает личность каждого ребенка в отряде. Для меня это было самое большое разочарование. В течение дня мне не хватало времени ни на игры, ни на простое общение с детьми. Я была бы рада узнать, как у ребенка дела и понравилось ли ему вчерашнее мероприятие.
Больше всего я ценила время, когда удавалось просто поговорить с детьми из отряда: по пути на море десятилетний мальчик рассказывал о любовном треугольнике, а девочки делились секретами. Когда дети помогали сделать костюм или просто говорили теплые слова и обнимали, я понимала, что не зря поехала в лагерь.
Те, кто интересуется мастер-классами, кружками и вечерними мероприятиями, работают в лагере организаторами. Для такой работы нужны специальные навыки: хореографии, вокала или рисования. У организаторов больше свободного времени — они могут поспать днем и успеть, например, постирать вещи.
Отдых и личное время
Вожатый имеет право на выходные дни — их количество указано в трудовом договоре. У меня было три выходных за смену, которые нельзя брать в первые и последние три дня смены. Сперва дети привыкают к новому месту, а потом тоскуют и не хотят уезжать. В обоих случаях им нужно больше внимания вожатого. Также нельзя отдыхать в один день со своим напарником.
Я ездила в лагерь с подругой, и мы были в разных отрядах. Друзей и влюбленных никогда не ставят работать вместе: велика вероятность ссор, которые отразятся на детях. Я дважды брала выходной вместе с подругой. В эти дни мы ездили по достопримечательностям недалеко от лагеря, в окрестностях Севастополя.
Однажды мы опоздали на паром, который должен был увезти нас к автобусной остановке в лагерь. Не захотели переплачивать за такси, поэтому добрались в лагерь на следующем. Вернулись к 7 часам утра — как раз к утренней планерке.
В выходные дни я завтракала в лагере, а после уходила за территорию. В личное время я тратила деньги на еду, транспорт и сувениры домой. В сумме у меня вышло не больше двух тысяч рублей расходов за три выходных дня.
Обязанности вожатого
Полный список обязанностей вожатого прописан в трудовом договоре. Я прочла его внимательно и поняла, что в лагере меня не ждет веселая и беззаботная жизнь. Например, вожатый следит, чтобы дети всё доедали во время приема пищи в столовой, сопровождает детей на пути в лагерь и обратно, обеспечивает безопасность, охрану жизни и здоровья детей из своего отряда и постоянно контролирует занятия каждого ребенка. Далее я расскажу только о самых важных моментах, с которыми столкнулась.
Отвечать за жизнь детей. Первая и главная обязанность вожатого звучит так: «Работник несет ответственность за жизнь и здоровье детей вверенного отряда». В первую очередь именно поэтому в требованиях к работе указывают возраст от 18 лет. До достижения 18 лет человек за себя отвечает не в полном объеме, а за других — тем более. После совершеннолетия наступает полная гражданская дееспособность.
Законодательство России предусматривает уголовное наказание за причинение физических или нравственных страданий ребенку, а также за причинение смерти по неосторожности, если ненадлежаще исполнять профессиональные обязанности. Минимальное наказание — 2 года исправительных работ, максимальное — лишение свободы на срок до 4 лет.
Это очень важный пункт, о котором говорят и в школе вожатых, и в отправляющей организации перед тем как подписать договор. Каждый вожатый должен быть готов нести ответственность. Если что-то случится, родители могут подать в суд — отвечать придется не только директору лагеря и старшим воспитателям, но и вожатому.
Следить за каждым ребенком. Вожатый должен в любую минуту знать, где конкретный ребенок из его отряда. О любой проблеме он сообщает старшим по смене — старшему вожатому или директору лагеря — по телефону или лично. Детей никогда нельзя оставлять одних: если напарник отошел, надо вызвать дежурного вожатого на подмогу. Также вожатый обязан вести педагогический дневник и записывать в него все неординарные ситуации, в том числе любой поход в медицинский кабинет.
Соблюдать трудовую дисциплину. В лагере, где ответственно подходят к работе с детьми, вожатых наказывают за курение, алкоголь и нарушение распорядка дня. Обычно в таком случае работника увольняют. При этом в личном деле делают запись о нарушении и больше никогда не допускают к работе с детьми.
На моей смене двое вожатых вернулись с выходного выпившими и в таком состоянии контактировали с детьми на дискотеке. Им повезло: на следующий день обоим позволили написать заявление по собственному желанию.
я заработала за 18 рабочих дней по 19 часов в день
Бережно использовать имущество лагеря. В трудовом договоре также прописано, что работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя. В начале смены на вожатого записываются все вещи отряда: шкафы, тумбочки, постельное белье в комнатах детей и даже мячик для игр. В конце смены нужно все вернуть без повреждений. Если потерять или испортить лагерное имущество, его стоимость вычитают из зарплаты. Мне повезло: мы с напарницей недосчитались нескольких комплектов, но из зарплаты у нас ничего не вычли.
Выполнять поручения руководства. Потеря или порча имущества — не единственный вариант потерять в зарплате. Если не выполнять поручения старших по смене, не проконтролировать, есть ли головной убор на ребенке, или опоздать с отрядом к мероприятию, можно получить штраф. Его сумма нигде не прописана — такая угроза похожа на манипуляцию со стороны руководства.
Носить форму — или хотя бы один ее элемент в течение всего рабочего дня. Форма от «Мосгортура» состояла из футболки, поло, майки и толстовки. Вожатому выдают один комплект на смену, но времени на стирку в распорядке дня нет.
Итоги
На первой лекции в школе вожатых нас спросили, любим ли мы детей. Тем, кто отвечал на этот вопрос положительно, было тяжелее всего. Звучит парадоксально, но, чтобы быть вожатым, не нужно любить детей.
Нужно уметь быть строгим и договариваться. Я считаю, что справилась с этой непростой задачей — и услышала от детей в конце смены заветные слова: «Вы самый лучший вожатый».
Я считаю, что работа вожатым не лучший способ заработка. За 18 рабочих дней по 19 рабочих часов в день я заработала около 26 тысяч рублей. То есть мой рабочий час стоил 76 рублей. Но лагерь дает интересный опыт и положительные эмоции, а за ними стоит ехать обязательно.