какие требования предъявляются к современным танкам
Требования, предъявляемые к современным бронетранспортерам (Подполковник Зенгер-унд-Эттерлин)
( Западногерманский журнал «Зольдат унд техник», сентябрь 1965 года)
Пожалуй, ни один вид боевых машин не имеет такого разнообразного использования, как бронетранспортеры. Для оснащения мотопехотных частей и соединений сейчас требуется большое количество машин различного назначения, созданных на базе бронетранспортеров. Это машины управления и связи, транспортеры для подвоза войскам на поле боя предметов снабжения, санитарные машины, самоходные минометы и орудия, зенитные артиллерийские установки. Однако основным типом бронетранспортера является машина для перевозки личного состава войск.
Исходя из конструктивных принципов, бронетранспортеры можно подразделить на гусеничные, полугусеничные и колесные.
В настоящее время к бронетранспортерам предъявляются повышенные требования в отношении устройства бронированного корпуса машины, ее подвижности (скорости и проходимости), вооружения, а также экономичности производства. Современные достижения техники обеспечивают выполнение этих требований.
Шноркельные системы 1 для подачи свежего воздуха в машину и выброса отработавших газов двигателя при движении под водой уже применялись во время второй мировой войны на немецких танках «Тигр» и английских танках «Черчилль». Подобные системы применяются на некоторых боевых машинах и сейчас.
Способность машины преодолевать водные преграды на плаву может быть достигнута либо путем придания плавучести самой машине, либо с помощью специальных плавсредств. В качестве такого плавсредства можно указать на оборудование, которое американцы и англичане разработали при подготовке к вторжению в Европу во время второй мировой войны. Оно представляет собой брезентовую оболочку, которой с помощью специального каркаса окружают корпус машины. Во время преодоления водной преграды машина находится как бы в своеобразном плавучем мешке. Движение по воде осуществляется с помощью гребного винта. Наблюдение из машины при движении по воде ведется через перископ. Такая система применена на английском бронетраспортере «Троуджен».
В настоящее время имеются бронетранспортеры, которые для преодоления водных преград на плаву не требуют специального оборудования, например американский бронетранспортер M113. Однако при создании таких бронетранспортеров очень трудно совместить требования в отношении формы корпуса машины и толщины лобовой и бортовой брони.
Скорость хода. Передвижение войск с высокой скоростью можно обеспечить лишь путем использования колесных бронетранспортеров. Однако колесные бронетранспортеры имеют тот недостаток, что по сравнению с гусеничными машинами они обладают низкой проходимостью при движении вне дорог. Применение на колесном бронетранспортере многоосного шасси, что значительно повышает проходимость колесных машин и приближает их в этом отношении к гусеничным машинам, связано с конструктивными трудностями и ведет к удорожанию производства машины. Современные гусеничные машины обеспечивают передвижение со скоростью около 60 км/час.
Для повышения скорости гусеничных машин особое значение имеет применение смазывающихся и резинометаллических гусениц. Подобные гусеницы уже применялись во время второй мировой войны на немецких полугусеничных машинах. Они применены и на американском самоходном орудии «Скорпион».
Проходимость. Применение на колесной машине многоосного шасси повышает ее проходимость при движении по пересеченной местности. Однако следует помнить, что использование колесного движителя ведет к тому, что сокращается объем боевого отделения машины, поскольку для размещения колес и приводов управления требуется значительное пространство.
Если удастся создать сочлененную боевую машину, то это даст большие преимущества. В частности, если одна из частей машины потребует ремонта, ее можно будет отсоединить и заменить исправной. Кроме того, ту часть машины, па которой смонтирована силовая установка, в случае необходимости можно будет использовать в качестве тягача для транспортировки грузовых прицепов службы тыла. Возможность расчленения машины облегчит и транспортировку ее по воздуху.
Понятно, что все вопросы, связанные с использованием принципа «Гоуэр» при строительстве боевых машин, подлежат тщательному изучению. Во всяком случае, использование принципа «Гоуэр» дает возможность устранить недостатки, свойственные колесным машинам.
Решающим фактором для характеристики проходимости машины различного типа является ее грузоподъемность. Машина грузоподъемностью 15 т должна быть оснащена двигателем мощностью 450 л. с., чтобы удельная мощность составляла не менее 30 л. с./т. Это требование при современном уровне техники вполне выполнимо. В настоящее время войска уже располагают малогабаритными многотопливными двигателями; разрабатываются новые модели таких двигателей. Повышение мощности осуществляется путем использования системы впрыска топлива в камеру сгорания двигателя и применения наддува.
Экономичность производства. Легче организовать массовое производство колесных, чем гусеничных, машин. При современном высоком уровне развития автомобильной промышленности для создания боевых колесных машин становится возможным использовать незначительно измененные шасси коммерческих автомобилей. Что касается гусеничных машин, то их производство будет экономично лишь тогда, когда стандартное шасси машины разрабатывается для целого семейства машин 15-т класса.
ДЛЯ НАСТУПЛЕНИЯ И ОБОРОНЫ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БОЕВОМУ ТАНКУ ХХI ВЕКА
«Военно-промышленный курьер» №13.2005г.
ДЛЯ НАСТУПЛЕНИЯ И ОБОРОНЫ
Альберт ДЗЯВГО кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербург
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БОЕВОМУ ТАНКУ ХХI ВЕКА
Прежде всего, это экипажно-безэкипажная машина. Отдельные операции на поле боя рационально выполнять танком, на котором нет экипажа.
ВООРУЖЕНИЕ. С появлением активной защиты, современных СУОТ, а также учитывая, что танкоопасные бронированные цели составляют на поле сражения 20-22%, настало время отказаться от гладкоствольной пушки, подкалиберных бронебойных и неуправляемых кумулятивных снарядов.
Снаряды нарезной артиллерии имеют лучшую кучность, менее чувствительны к ветровой нагрузке, меньшего габарита, позволяют вести стрельбу на рикошетах. Следует помнить, что на поле боя пехота и полевая артиллерия составляет 50-60% танкоопасных целей. Необходимо увеличить и калибр орудия.
Выполнить эти требования возможно с установкой газотурбинного двигателя. В сравнении с дизелем он имеет следующие преимущества:
— меньший вес и объем силовой установки в два раза;
— меньшая теплоотдача двигателя в десять раз;
— отсутствие водяной системы охлаждения;
— хорошие пусковые качества двигателя при отрицательных температурах;
— расход масла на смазку двигателя меньше в двадцать раз, имеется возможность использования топлива (дизельного) на смазку двигателя;
— двигатель не глохнет при внезапном нарастании нагрузки;
— плавное, без рывков, изменение тягового усилия, что позволяет повышать проходимость танка на грунтах со слабой несущей способностью, на подъемах и спусках, маневрирование на местности;
— прогрессивные характеристики двигателя позволяют проще оборудовать танк дистанционным управлением;
— простейшая система обогрева и охлаждения членов экипажа;
— уровень демаскирующих шумов меньше в два раза;
— простое управление танком снижает утомляемость механика-водителя на марше в 3 раза;
— ресурс двигателя больше в четыре раза;
— нетоксичные выхлопные газы;
— возможность двухрежимной работы двигателя, форсажного и крейсерского;
— возможность работы на жидком, газообразном и твердом топливе;
— хорошая модернизационная способность, повышение мощности двигателя без увеличения объемов и веса силовой установки;
— возможность создания реверсивной турбины;
— межотраслевая унификация узлов двигателя (танковых, вертолетных, автомобильных);
— блочная конструкция двигателя;
— меньшие затраты в эксплуатации за жизненный цикл.
Полная реализация преимуществ газовой турбины исключит и недостатки по расходу топлива, и стоимость двигателя. Опыт работы в авиации по ресурсу и экономичности газотурбинных двигателей это подтверждает. Как танковый двигатель, дизель уже исчерпал себя. Установка на танк ГТД равнозначна замене бензинового двигателя на дизель в 40-х гг. ХХ века. В различных отраслях промышленности есть большая потребность в машинах на танковой базе. Небольшой ресурс танковой базы и двигателя сдерживали этот процесс. Внедрение танковой базы с газотурбинным двигателем в промышленность будет способствовать ее развитию.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. Структура обслуживания танков устарела. Она не может обеспечить должную боеготовность и мобильность. За основу можно взять систему обслуживания полевой авиации. Это должна быть компактная самостоятельная единица. Подготовку специалистов для таких подразделений рационально проводить на заводах-изготовителях техники, на базе военных представительств.
Танк ХХI века станет надежной тактической составляющей, обеспечивающей сдерживание противника на сухопутном театре военных действий.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Требования к создававшемуся танку
Требования к создававшемуся танку
В основу создания нового российского танка заложена концепция «принципиального скачка вперед», характеризующаяся четырьмя основными требованиями:
Обеспечение максимальной вероятности попадания снаряда танка в цель и при этом, гарантированной потери противником возможности продолжения боя.
Гарантированная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
Интеграция танка в АСУ тактического звена управления, в результате которой, танк становится полноправным объектом единой системы вооружения сухопутных группировок войск на поле боя.
Создание на шасси танка всей гаммы семейства машин боевого, технического и тылового обеспечения различных родов войск и возможность дальнейшей поэтапной модернизации танка по мере развития науки и техники, таким образом, чтобы жизненный цикл машины составлял не менее 30 лет.
Исходя из указанных требований при создании нового танка необходимо внедрение следующих технических решения:
Установка на танке многоканального вооружения в комплекте с перспективными боеприпасами.
Работа комплекса вооружения должна обеспечиваться несколькими каналами технического зрения, в т.ч. тепловизионным и телевизионным, а также оптической прицельной ветвью.
Обеспечение полной изоляции расположения экипажа, топлива и боеприпасов, повышение уровня защищенности машины в 2,5-3 раза.
Установка дизельного или газотурбинного двигателя мощностью 1500 л.с. и выше с гидромеханической трансмиссией и ГОП, которая должна обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по средней скорости движения, удельной мощности, динамике разгона.
Танк должен иметь внутренний автоматический самоконтроль технического состояния (исправности) собственных систем. Информационно-управляющие системы должны осуществлять контроль управления движением машины, готовить данные для стрельбы и управлять комплексом вооружения, использую собственную информацию и получая информацию извне, сопрягаясь с различными средствами разведки (в том числе перспективными).
Электронная карта командира машины, одометрические и космические средства навигации, пакет формализованных документов автоматическое обнаружение и сопровождение целей в комплексе с автоматической обработкой изображения должны обеспечить экипажу комфортные условия при ведении боя.
Принятие на вооружение нового танка и семейства унифицированных образцов на его шасси позволит на базе общевойсковых формирований создавать высокозащищенные мобильные разведывательно-ударные комплексы, интегрированные в информационное пространство со средствами огневого поражения сухопутных войск и авиации тактического звена.
При этом необходимо учитывать, что в конструктивно-компоновочных решениях новой машины изначально заложена возможность ее глубокого совершенствования на период до 2040 года и далее.
Создание нового российского танка позволит создать основу единого, унифицированного, перспективного танкового парка России.
Читайте также
Глава 3. Начало работ по танку нового поколения
Глава 3. Начало работ по танку нового поколения Во второй половине 1979 г. давление на ХКБМ со стороны ленинградской группы несколько ослабло, все увидели сколько проблем потащило за собой принятие конъюнктурного решения на переход к созданию единого танка на базе Т-80. С
Глава 7. Начало опытно-конструкторской работы по танку
Глава 7. Начало опытно-конструкторской работы по танку Схема автомата заряжения танка «Боксёр» Схема автомата заряжения танка
Технические требования
Технические требования Вопрос 336. Какие устройства должны иметь отопительные приборы?Ответ. Должны иметь устройства для регулирования теплоотдачи. В жилых и общественных зданиях отопительные приборы, как правило, оборудуются автоматическими терморегуляторами (п.
Технические требования
Технические требования Вопрос 365. Какими устройствами оборудуется каждый пароводяной подогреватель?Ответ. Оборудуется конденсатоотводчиком или регулятором уровня для отвода конденсата, штуцерами с запорной арматурой для выпуска воздуха и спуска воды и
Технические требования
Технические требования Вопрос 375. Какие необходимо принять меры, если в конвейерных сушилках по условиям эксплуатации не могут быть устроены двери или конструкция сушилки не обеспечивает зону с нулевым давлением?Ответ. В этих случаях у входа и выхода сушилки необходимо
Технические требования
Технические требования Вопрос 382. Какими устройствами оборудуются коммуникации подогревателей?Ответ. Оборудуются запорными устройствами для отключения и обводными линиями, а также линиями для возврата подогретого раствора в промежуточный бак (для циркуляции раствора
Технические требования
Технические требования Вопрос 385. Чем оборудуются ректификационные установки?Ответ. Оборудуются теплообменниками (нагревательными устройствами) для подогрева поступающих в колонку жидкостей.Длина витков змеевиковых подогревателей предусматривается минимальной для
Технические требования
Технические требования Вопрос 390. Какие требования предъявляются к конструкции крышек пропарочных камер?Ответ. Они должны иметь металлический каркас и теплоизоляционный слой, защищенный с двух сторон металлическими листами толщиной 3–4 мм. Крышки должны воспринимать
Технические требования
Технические требования Вопрос 395. Какие приспособления устанавливаются для отключения пара во время коротких остановок молота?Ответ. Устанавливаются поворотные плоские шиберы (п. 10.6.1).Вопрос 396. Какие устройства предусматриваются на паропроводах отработанного пара,
Технические требования
Технические требования Вопрос 402. Чем оборудуются насосы? Ответ. Оборудуются:вентилями на всасывающем и нагнетательном трубопроводах, трубопроводе отработанного пара;продувными вентилями паровых цилиндров; манометрами на нагнетательных трубопроводах;
4.1. Общие требования
4.1. Общие требования Вопрос 295. Каковы правила установки стационарного производственного оборудования?Ответ. Оно должно устанавливаться на фундаменты, надежно крепиться болтами и отвечать требованиям охраны труда (п. 4.1.2).Вопрос 296. Каким образом должно быть размещено
4 Общие требования
4 Общие требования 4.1 Жизненный цикл ПО 4.1.1 Процессы жизненного цикла ПО В настоящем стандарте рассмотрены следующие процессы жизненного цикла ПО:Процесс планирования, который определяет и координирует действия процессов разработки и интегральных процессов для
5.3.3 Требования к системе
5.3.3 Требования к системе Разработчик должен принимать участие в определении и документировании требований, которым должна удовлетворять система, и методов, которые необходимо использовать в целях гарантирования выполнения каждого требования. Результат данной работы
Какие танки нужны российской армии в современной войне
Уровень технического и технологического превосходства противоборствующих сторон в танках и средствах поражения танков позволяет добиваться серьезного преимущества при реализации поставленных задач в военных конфликтах разной интенсивности.
Роль танков в последних конфликтах
В региональных конфликтах с участием ведущих стран мира, как это было в Ираке, решающим становится не их количество, а технический уровень оснащения танков и возможность оперативно управлять ими на поле боя.
В локальных конфликтах противники используют ограниченное количество танков и, как правило, с довольно невысокими характеристиками. Условия ведения боев совершенно другие, быстротечные боестолкновения на коротких дистанциях, зачастую в условиях городской застройки и насыщенности сторон в ПТРК и РПГ, где высокая огневая мощь танку не нужна, он должен быть хорошо защищен от средств поражения ближнего действия.
Глобального конфликта после Второй мировой войны пока не было, региональные конфликты возникали регулярно. В них использовались крупные танковые группировки в несколько тысяч танков, не редкостью были и локальные конфликты с применением нескольких сотен танков. Примером региональных конфликтов могут служить две последние войны в Ираке, 1991 и 2003 годов, а локальных — на Донбассе в 2014 году и разгоревшегося недавно в Карабахе. Во всех этих конфликтах использовались танки и им отводилась одна из ведущих ролей.
Во второй войне, 2003 года («Шок и трепет»), у США было всего 760 танков, из них 640 М1А1 и М1А2 и 120 «Челленджеров». Иракская армия могла противопоставить примерно 2200-2600 танков, из них всего 700-900 Т-72, Т-72М и Т-72М1, а большая часть бронетанковой техники представляла устаревшие машины Т-55 и Т-62 и их китайские клоны «Тип 59» и «Тип 69».
По типам танков видно, что иракские танки не могли серьезно противостоять американским. В первой войне характеристики М1А1 с Т-55/Т-62 были просто несопоставимы, также и во второй М1А2 существенно превосходил Т-72.
Американцы, естественно, добились впечатляющих результатов, иракские танковые группировки были разгромлены при минимальных потерях американцев. В операции 1991 года они потеряли всего 21 танк М1А1, что объяснялось малой продолжительностью боев — всего несколько недель, ослаблением иракской армии вследствие массированных авиационных ударов, превосходством американцев в технике, разведке и управлении войсками. Во встречных танковых боях иракцы проигрывали и несли серьезные потери на дальних дистанциях из-за несовершенства своих танков и существенного превосходства американских в эффективности ведения огня, особенно ночью, с использованием тепловизионных прицелов. Иракцы готовы были серьезно противостоять американцам, но техника была несопоставима и им не хватало уровня подготовки владения даже этой техникой, и элитные иракские танковые дивизии были разгромлены.
В ходе второй войны американцы использовали более совершенные танки М1А2, которые имели информационно-управляющую и навигационные системы, независимые прицелы командира и наводчика и совершенный баллистический вычислитель с набором датчиков. К тому же после взятия Багдада иракская оборона прекратила свое существование, поскольку американцам удалось подкупить большую часть иракского генералитета, который капитулировал, и иракские войска разбежались по домам. На улицах Багдада и Тикрита были брошены абсолютно исправные несколько сотен Т-72 с неизрасходованным боекомплектом.
В этих двух войнах решающую роль сыграло не количество танков, а техническое превосходство американцев и предательство командного состава иракской армии, позволившее американцам в кратчайшие сроки одержать победу.
В локальном конфликте на Донбассе в 2014 году со стороны ВСУ использовалось примерно до 500 танков, в основном модификации Т-64Б, и некоторое количество Т-72Б1, со стороны ополчения несколько сотен танков, в основном модификации Т-72Б до Т-72Б3, и некоторое количество модификаций Т-64Б. Массово танки не применялись, в основном использовались в составе батальонных тактических групп и при захвате опорных и населенных пунктов. Встречных танковых боев не было, имелись единичные случаи танковых дуэлей. При довольно высоком техническом уровне танков потери сторон были существенными, ВСУ потеряли 184 танка, 48 были захвачены ополчением, а ополчением было потеряно 88 танков, 5 захватил противник.
По статистике, до 70% танков были уничтожены ствольной и реактивной артиллерией и какое-то количество от огня ПТРК и РПГ. Высокий уровень потерь сторон был обусловлен слабой подготовкой танкистов на всех уровнях, отсутствием на танках технических средств для взаимодействия между танками, артиллерией и пехотой и отсутствием продуманной тактики использования танков.
С обеих сторон применялись танки одного технического уровня и примерно одинаковой подготовки танкистов, решающего преимущества не достигла ни одна из сторон при значительных потерях танков. По результатам конфликта встала задача усиления защиты танков от артиллерии, ПТРК и РПГ.
В карабахском конфликте также используется сотни танков, в азербайджанской армии 760 танков, в том числе порядка 470 танков Т-72, 200 Т-90С и около сотни Т-55, а в армянской армии 320 танков, в том числе 270 Т-72, 40 Т-55 и несколько Т-80. Фактически с двух сторон противостоят друг другу Т-72.
По результатам трех недель боев стороны несут серьезные потери, по их неподтвержденным заявлениям, каждая из сторон потеряла до 150 танков. Есть много видео, на которых танки действительно уничтожаются. Причины те же самые: слабая подготовка танкистов, отсутствие продуманной тактики их использования и ограничения по рельефу местности. В этом конфликте быстро проявилась новая угроза для танков – ударные БПЛА и планирующие боеприпасы, легко поражающие танки в наименее защищенную верхнюю проекцию.
Опыт использования танков в последних конфликтах показывает, что ни один из конфликтов не обходится без серьезного применения танков. Нужны или не нужны танки в современной войне? На вопрос дается однозначный ответ: нужны. Какие танки нужны? Этот вопрос требует анализа угроз от вероятного противника, его технической оснащенности и возможности противопоставить ему необходимое количество танков с соответствующими техническими характеристиками.
Технический уровень существующих танков
Прошедшие конфликты показали, что слабым звеном танков является не огневая мощь и подвижность, а защищенность и возможность взаимодействия между собой и другими родами войск.
В огневой мощи и подвижности танки достигли определенного уровня. Уже долгое время здесь нет качественного скачка. Гусеничная ходовая, дизельный двигатель или ГТД со всеми своими преимуществами и недостатками вполне обеспечивают приемлемую удельную мощность. Она принципиально не отличается как на существующих, так и на перспективных танках.
По огневой мощи современные танки приблизились к оптимальному калибру пушки. На дальнейшее увеличение калибра до 152 мм никто не идет, и вряд ли это целесообразно, поскольку ведет к неоправданному повышению массы танка, уменьшению количества боеприпасов и снижению его подвижности. Нашли другой способ повышения огневой мощи танка — без существенно увеличения его массы, за счет применения управляемого вооружения.
Системы управления огнем танка на основе оптических, тепловизионных и телевизионных каналов обеспечивают эффективное ведение огня и приемлемые условия обнаружения и сопровождения цели. При этом не устранен существенный недостаток — неудовлетворительная обзорность из танка и отсутствие удобного представления экипажу информации об окружающей обстановке. Танку нужны хорошие «глаза», и их может обеспечить только интегрированная информация в рамках информационно-управляющей системы.
Классическая защита танка броней и ее повышение неизбежно вело к увеличению массы и снижению подвижности. Применение динамической защиты частично решило эту проблему, но она также имеет свои пределы и при этом не приводит к гарантированной защите танка от средств поражения.
Достижения в области создания комплексов активной защиты, работающих по принципу уничтожения летящего в танк снаряда (ПТУРС) встречным боеприпасом, не позволили создать эффективного КАЗ. Масса технических сложностей по обеспечению точки встречи летящего в танк и отстреливаемого боеприпасов при существующих технологиях не позволяет качественно и в требуемых габаритах решить эту задачу.
Против нового средства поражения танков (БПЛА) и планирующих боеприпасов, атакующих танк сверху, пока нет эффективного «противоядия». Танк оказывается практически беззащитным перед этой угрозой. Полностью закрыть верхнюю полусферу танка пытались с помощью разрабатываемого в 80-е годы КАЗ «Шатер», но положительного результата так и не достигли. Не решена эта задача и сегодня. Разрабатываемые на новых принципах системы электродинамической защиты пока что далеки от реализации по причине отсутствия приемлемых для танка массогабаритных источников энергии. На сегодня решение задачи обеспечения защищенности (в том числе и перспективных танков) остается наиболее актуальной.
Место и роль перспективного танка «Армата»
В связи с этим встает вопрос об эффективности перспективного танка «Армата» и его места в российской армии. Он как бы есть и дефилирует на парадах, а фактически не принят на вооружение и уже шестой год проходит непонятно какие испытания. Следует подчеркнуть, что танк «Армата» первый раз появился на параде в мае 2015 года, когда после присоединения Крыма Запад серьезно «наехал» на Россию, и надо было показать свою силу. Недоведенная «сырая» Армата успешно выполнила свою рекламную задачу, а заявленные высокие характеристики надо подтверждать, для этого требуются годы, и доводка танка до сих пор продолжается.
На танке используется более совершенная 125-мм пушка 2А82, дальнейшее развитие серийной 2А46. От установки 152-мм пушки все-таки обоснованно отказались, слишком много проблем для танка несет это решение, о которых сказано выше. По всей видимости, на базе танка и 152-мм пушки целесообразнее создавать специализированные САУ для поддержки танков и взлома обороны противника. По системе управления огнем применены те же самые технические решения на основе теплотелевизионных каналов, которые используются в СУО «Калина» для модернизации существующего поколения танков. Не решен и вопрос управляемого вооружения, работающего по принципу «выстрелил — забыл». При этом достигнута высокая степень комплексирования приборов управления огнем с системами защиты КАЗ и ОЭП, позволяющая повысить эффективность огня.
По защищенности танка отрыв в основном за счет установки КАЗ «Афганит», но заявленные характеристики по перехвату БОПС на этих образцах танка вряд ли достигнуты. Применение совершенных радиолокационных и ИК-систем решило задачу фиксации и расчета точки встречи подлетающего снаряда (ПТУРС) и отстреливаемого боеприпаса. Но не решена задача гарантированного его уничтожения, для этого нужны принципиально новые поражающие боеприпасы, их пока нет.
В первую очередь такими системами оснащаются танки, например, в США и Германии танки М1А2 и «Леопард» 2А2 уже оснащаются вторым поколением ТИУС, а в российской армии таких систем пока нет. В 80-е мне пришлось обосновывать и разрабатывать основные принципы создания таких систем, но Союз развалился, и работа серьезно застопорилась. Информационно-управляющую систему тактического звена сейчас разрабатывает концерн «Созвездие», в которую включен и танк «Армата», но пока, кроме рекламных заявлений, не слышно о ее внедрении в армии, и мы, будучи пионерами в их создании, сегодня серьезно отстаем. Система делает «Армату» танком будущего, и такой танк должен быть в войсках.
Какие танки нужны российской армии
Анализ региональных и локальных конфликтов последних десятилетий показывает, что успех в превосходстве над противником на последнем этапе овладения территорией всегда достигается с применением танков — наиболее эффективного средства достижения поставленной цели. При этом танк не может быть универсальным средством для всех видах конфликтов.
В глобальном конфликте при столкновении сил основных мировых игроков, обладающих самыми передовыми технологиями в массовом производстве вооружений, потребуются самые совершенные танки и в большом количестве, способные успешно противостоять как в широкомасштабных столкновениях сил и средств на значительных территориях с различным рельефом местности, так и в условиях локальных столкновений в агломерации городской застройки.
В региональных конфликтах в зависимости от участников может потребоваться массовое или ограниченное использование танков, при этом их технический уровень должен превосходить танки вероятного противника.
В локальных конфликтах применение танков ограничено возможностями сторон и условиями ТВД для решения поставленных задач и, как правило, не требуется высокий технический уровень танков, и сегодняшнее поколение танков вполне их может удовлетворять.
Территория России охватывает несколько ТВД (дальневосточный, среднеазиатский, кавказский, европейский). И появляется угроза на северном ТВД, на который пытается выйти НАТО. Все это говорит о том, что танки российской армии нужны, и в довольно большом количестве.
Какие же танки нужны российской армии? Сейчас, по открытой информации, в российской армии в строевых частях в 86 танковых батальонах находится 2685 танков различных модификаций Т-72, Т-80, Т-90 и еще около 400 танков Т-72 в учебных центрах. По своему техническому уровню примерно четверть обладает высокими характеристиками на уровне последних достижений. Эти танки сравнимы с западными образцами. Остальные требуют капитальной модернизации. Кроме этого, многие тысячи танков еще производства Советского Союза находятся на базах хранения.
До какого технического уровня должны быть доведены танки в строевых частях? По всей видимости, путем капитальной модернизации по основным характеристикам парк танков порядка 3000 штук в строевых частях должен быть унифицирован и доведен по своим характеристикам и оснащению до уровня Т-72Б3М и Т-90МС. Выпускать новые Т-72 и Т-90 нет смысла, производственные мощности должны быть загружены модернизацией ранее выпущенных танков и доведением их до требуемого уровня и выполнения зарубежных контрактов, чем и занимаются уже много лет США и Германия.
Тысячи танков резерва на базах хранения должны поддерживаться в работоспособном состоянии с заложенными в них характеристиками для быстрого использования в случае необходимости, а также для соответствующей модернизации и пополнения выходящих из строя в строевых частях.
Танк «Армата» должен быть доведен до подтверждения заявленных характеристик и запущен в серийное производство. Таких танков пока будет не так много, со временем их количество будет увеличиваться, при этом должно быть обеспечено техническое взаимодействие с существующим поколением танков, которые должны быть оборудованы ТИУС. Необходима серьезная программа модернизации танков с установкой цифровых систем управления движением, защитой, огнем и взаимодействием, совместимых с системами танка «Армата».
При таком подходе российская армия будет иметь три уровня танков: перспективные, модернизированные и предыдущих поколений. Цикл производства танка и комплектующих его узлов и систем очень длительный, поэтому в резерве на базах хранения на особый период надо держать пусть не совсем совершенные, но боеспособные танки, готовые в сжатые сроки к использованию в армии или модернизации на случай масштабного регионального или глобального конфликта. Количественный состав танков каждого уровня будет определяться потребностями армии и состоянием международной обстановки, в соответствии с которой он может корректироваться по каждому уровню.