какие требования предъявляются к транспортированию отходов
Статья 16. Требования к транспортированию отходов
Информация об изменениях:
Статья 16. Требования к транспортированию отходов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона
1. Транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
2. Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:
наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами;
ГАРАНТ:
Абзац пятый пункта 2 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
3. Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Какие требования предъявляются к транспортированию отходов
Статья 16. Требования к транспортированию отходов
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
2. Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:
наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами;
Абз. 5 п. 2 ст. 16 вступает в силу с 01.03.2022.
наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
3. Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Требования по Лицензированию деятельности по обращению с отходами – сбор и транспортирование.
01.01.2021 вступило в силу Постановление Правительства № 2290 от 26.12.2020 «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
В настоящей статье мы разберем нововведения в сборе и транспортирование.
Сбор отходов.
В новом Положении прописаны следующие лицензионные требования к сбору отходов:
Говоря о необходимости наличия необходимых для сбора отходов зданий, строений, сооружений и помещений (соответствие которых санитарным правилам подтверждено СЭЗ), необходимо отметить следующее:
Какие здания, строения, сооружения и помещения нужны лицу, осуществляющему прием отходов?
То есть не лицу, передающему отходы, а именно лицу, отходы принимающему.
Возможно, речь идет о помещениях (сооружениях), в которые получатель отходов принимает отходы, допустим, от транспортной компании.
В таких помещениях отходы принимаются, а затем перемещаются на оборудование по утилизации, обезвреживанию отходов либо на карту полигона.
При данном сценарии необходимость наличия соответствующих законодательных требованиям помещений для приема отходов обосновать можно.
Также мы допускаем, что авторы нового Положения имели в виду то, что объектами сбора (приема) отходов являются по совместительству объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, на которые для таких целей отходы принимаются.
Однако нужно понимать, что к данным объектам предъявляются самостоятельные требования о необходимости наличия СЭЗ и о их наличии. Дублирование лицензионных требований в данном случае (к объектам, одновременно выступающим и объектами для сбора отходов, и объектами для обезвреживания, размещения отходов), на наш взгляд, избыточно.
Мы допускаем, что конкретизация в новом Положении лицензионных требований к объектам сбора отходов может привести к тому, что некоторые лицензирующие органы будут требовать от соискателей обеспечить наличие дополнительных (вовсе не необходимых соискателям) зданий, строений, сооружений, помещений и получить на них СЭЗ.
Чтобы противостоять таким требованиям, представляется целесообразным делать акцент на словах «необходимых для работ… зданий, строений, сооружений и помещений».
Иными словами, подтверждать наличие зданий, строений, сооружений и помещений, наличие СЭЗ на них должны лишь те соискатели лицензии (лицензиаты), которым для сбора отходов необходимы (жизненно важны) такие здания, строения, сооружения и помещения.
Если необходимости в таких объектах нет, если сбор отходов можно осуществить без зданий, строений, сооружений и помещений, приспособленных для сбора отходов, то подтверждать их наличие, а также наличие СЭЗ на них лицензиат не должен.
Транспортирование отходов.
Исключительно к транспортированию существует только 2 лицензионных требования:
Обращаем Ваше внимание на (применяемое с 02.07.2021 г.) понятие транспортирования отходов:
В данной редакции понятие «транспортирование отходов» установлено Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 02.07.2021 г.).
Также отметим, что у соискателя лицензии должны быть такие транспортные средства, которые соответствуют требованиям статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Опять же, с 02.07.2021 г. требования статьи 16 закона изменены.
Так, согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 02.07.2021 г.) организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:
Примечание: 01.03.2022 г. вступит в силу дополнительное условие осуществления транспортирования отходов (абз. 5 п. 2 ст. 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления»):
наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
ВАЖНО! Не является лицензионным требованием наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам каких-либо объектов, связанных с транспортированием отходов.
Соответственно, в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии не требуется указывать сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам транспортных средств.
В Положении предусмотрено новое правило:
не требуется переоформлять лицензию для осуществления деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии.
Какая предусмотрена ответственность в случае осуществления без лицензии деятельности по обращению с отходами?
«Внутри СЗЗ»: надо ли разрабатывать и устанавливать СЗЗ для объекта, который находится в СЗЗ соседнего предприятия?
Статья 26. Сбор и транспортирование отходов
Статья 26. Сбор и транспортирование отходов
1. Сбор и транспортирование отходов к местам хранения, захоронения, обезвреживания, переработки и т.д. осуществляются отходообразующими организациями или специализированными организациями, имеющими лицензию на проведение этих работ.
2. Транспортирование опасных отходов допускается только специально оборудованными транспортными средствами при наличии паспорта отходов и сертификата.
3. Отношения между отходообразующими предприятиями и организациями, осуществляющими сбор и транспортирование отходов, регламентируются заключаемыми между ними договорами.
В договоре закрепляются права и обязанности сторон, определяются места, графики (сроки) и порядок передачи отходов для перевозки, требования по качеству (свойствам) предназначенных для перевозки отходов, условия их перевозки, ответственность сторон за выполнение обязательств по перевозке (нарушение графиками сроков сбора отходов, не предоставление отходов к перевозке или предоставление сверх установленных лимитов, необоснованный отказ от получения и вывозки отходов, за просрочку оплаты или неоплату расходов по сбору и перевозке и т.д.).
4. Передача отходов осуществляется на местах их хранения, накопления, путем предъявления и погрузки на транспортные средства перевозчика и иным способом, определяемом в договоре, и оформляется актом, накладной или иным документом.
С момента сдачи отходов перевозчику и оформления акта передачи, накладной или иного документа риск возмещения вреда, причиненного в результате проявления свойств отходов, переходит к организации, осуществляющей сбор и транспортирование отходов.
5. Отходообразующее и иное предприятие, предъявляющие отходы к перевозке, либо организация, осуществляющая сбор и транспортирование опасных отходов, в соответствии с условиями договора осуществляют подготовку отходов к перевозке в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов.
6. Порядок транспортирования опасных отходов автомобильным, железнодорожным, водным и другими видами транспорта регламентируется правилами перевозки грузов на соответствующих видах транспорта.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документация по обращению с отходами
1. Документация по обращению с отходами производства и потребления
Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.
Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.
Являясь исходными данными для расчета нормативов образования отходов, а также для определения источников образования отходов и их качественного состава, результаты инвентаризации отходов представляются в составе раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.
В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, обязаны быть в наличии:
5. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в случае осуществления деятельности).
2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подтверждает право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) и является документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в соответствии с действующим законодательством.
6. Паспорта (свидетельства) опасных отходов.
«О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»
Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
«Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
7. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления по итогам отчетного года.
Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) составляется на основании данных проводимого учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
8. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. […]
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области обращения с отходами представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя мониторинг, аналитический контроль и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
9. Объекты размещения отходов (при их наличии).
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного кадастра отходов.
Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
Информация об объекте размещения отходов направляется в Росприроднадзор для присвоения номера объекту размещения отходов и принятия правовых актов о включении указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
10. Требования к транспортированию отходов.
Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.