какие требования в первую очередь предъявляет современное общество к средней школе
Какие требования предъявляет к образованию современная реальность
Современный мир выстраивает специфические требования к гармоничной личности. Сегодня мы поговорим о софт скиллс («мягких» или «гибких» навыках), которые представляют собой полезную надстройку над базовыми умениями, позволяя быть успешными в общении, учёбе, профессии.
1.Умение критически мыслить.
Фактчекинг, умение перепроверять информацию, отслеживание истории поможет ребёнку стать профессионалом. Привычка следовать своим путём разовьёт предприимчивость, инициативность, способность руководить процессом, а не плыть по течению.
Совет для учителей:
Сформировать навык помогут задания «с подвохом». Перед тем, как вы начнёте объяснять новую тему, объявите, что поставите «пять» тому, кто найдёт один ложный факт в вашем рассказе.
Научите слушателей концентрироваться с помощью визуального и акустического отслеживания ключевых фраз. Проводя беседу по культуре речи на тему неологизмов в русском языке, раздайте чек-листы со списками слов и попросите по-очереди вычёркивать те фразы, которые будут произнесены вами за время урока. Поощрите того, кто первым вычеркнет все неологизмы.
Идея для родителей:
Сообщите ребёнку о том, что на выходных планируется семейная поездка в соседний город. Предложите заранее подготовленный список достопримечательностей с кратким описанием информации, найденной на туристических сайтах, и попросите проверить актуальность сведений. Например, поручите уточнить часы работы музеев и развлекательных центров, выбрать кафе, в котором вы будете обедать. После этого вместе скорректируйте маршрут, исходя из общих пожеланий.
2. Самоорганизация. Умение грамотно распределять время и силы между «делом» и «потехой».
Совет для учителей:
Предложите ученикам подготовить долгосрочный проект на каникулах. При этом важно, чтобы дети работали над ним каждый день. Например, поручите ребятам вести дневник погоды или фиксировать ежедневные впечатления одной строкой. Таким образом, в череде развлечений им придётся выделить часть времени на приятную и несложную работу.
Идеи для родителей:
Переставайте контролировать детей, достигших минимального уровня сознательности. Откажитесь от постоянных вопросов о том, сделаны ли уроки. Вместо этого объясните повзрослевшему человеку, что семья — это команда, и предложите изучить практики тайм-менеджмента.
Распишите свои задачи на разноцветных стикерах, а ребёнок пусть распишет свои. Найдите в сутках удобное время для приятных совместных занятий. Посмотрите, как сын или дочка могут разгрузить ваш график. Вдруг дочка скажет, что мечтает готовить завтраки по субботам и воскресеньям, а сын признается, что готов самостоятельно выгуливать собаку? В ответ помогите детям решить их задачи. Возможно, вы найдёте нетривиальный способ «разделаться с уроками»: сходите в музей, чтобы закрепить знания по истории, или вместе посмотрите фильм по роману Тургенева «Отцы и дети».
3. Креативность.
Этот навык важен не только для будущего дизайнера или актёра. Инженер, который может предложить нестандартное решение, потому что смотрит на ситуацию под другим углом, гораздо ценнее консервативного коллеги.
Советы для учителей:
Поощряйте нестандартные способы решения задач. Придумывайте оригинальные домашние задания: описать грамматическое правило с помощью сказки, перевести сонет Шекспира, переплюнув Бориса Пастернака, показать фокус, основанный на свойствах электричества.
Договаривайтесь с коллегами-предметниками о взаимопомощи. Работайте в совместных проектах. Изучайте французскую революцию тогда, когда литератор предлагает курс французской литературы, а учитель географии рассказывает о рельефе и климате Франции.
Не запрещайте неожиданные инициативы. Если ученики задумали рэп-баттл по произведениям Некрасова, не останавливайте их. Подключайте свет, музыку, сценическое искусство, возможности 3D-моделирования, стройте рыцарские замки из картона, не стесняйтесь брать интервью у химических элементов. Будьте творцом и вдохновляйте на творчество ребят!
Идеи для родителей:
Предлагайте детям задачи, требующие нетривиального решения.
Как накормить манной кашей младшего брата? Сервировать её как торт, украсив белую жижицу лепестками из свежих фруктов, орехами и повидлом!
Как превратить обычную комнату в пиратский корабль? Развесить на стенах географические карты, добавить в интерьер атмосферные элементы: бутылку с письмом, деревянный сундучок с пиастрами, морские камешки, ракушки, романы Стивенсона.
И, конечно, постоянно придумывайте сами. Даже маленькая луковица на подоконнике, которой вы нарисуете глаза и улыбку, поможет ребёнку взглянуть на мир по-новому!
4. Компьютерная грамотность.
Важно не просто скроллить ленту в соцсетях, но уметь составить таблицу в Excel, внести правки в документ, установить программу и работать с цифровой платформой.
Советы для учителей:
Совмещайте приятное с полезным. Покажите ученикам, что закреплять учебный материал можно даже с помощью любимого смартфона. Например, предложите им создать страницу литературного героя или исторической личности в одной из социальных сетей.
Работайте над проектами в системе Google Docs. Дайте ссылку на исходный текст (вопросы для интервью с учителем), и пусть команда учеников создаст материал для школьного электронного журнала. Один из участников возьмёт интервью у педагога и внесёт в документ ответы, два других – отредактируют получившийся текст, остальные добавят иллюстрации, придумают подзаголовки. Работать с текстовым редактором онлайн в этом случае удобнее — каждый участник проекта может вносить свои комментарии, правки и предложения, чтобы другие обрабатывали их в режиме реального времени.
На уроках информатики, алгебры, физики, химии, биологии, географии учите детей заполнять таблицы в Excel, чтобы систематизировать большие объёмы информации, фиксировать количественные показатели. Осваивайте новые электронные ресурсы и предлагайте их ученикам. Так и мозг выполняет интересную работу, а значит, формирует новые нейронные связи (мы писали об этом здесь), и новые навыки вырабатываются.
Например, для подготовки к ВПР удобно пользоваться нашими онлайн-тренажёрами. Они соответствуют демо-версии, отрабатывают ровно те же навыки и знания, но при этом позволяют переключаться между разными видами деятельности.
Несколько идей для родителей:
Скоро день рождения бабушки? Сделайте ей необычный подарок вместе с ребёнком, а заодно научите его делать несложные презентации в Power Point. Слайд-шоу с кадрами из семейного альбома, милыми подписями и приятной музыкой украсят праздник.
Научитесь вместе монтировать видео с помощью таких программ как Movie Maker, Freemake и других. Покажите, как скачиваются и устанавливаются эти программы, установите антивирусы. Можно создать маленькую семейную киностудию с выходом на YouTube-канал.
Покажите ребёнку, что образование не ограничено школьными стенами, и учиться на самом деле интересно и весело. Ребятам помладше, которые ещё не адаптировались к учебному режиму, понравятся занимательные задачки из раздела «Переменка». Тем, кто постарше и кто уже готов к получению новых знаний — задания по разным предметам. А выпускников выручат онлайн-тренажёры для подготовки к ЕГЭ.
Статья «Какой должна быть современная школа»
«КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА»
Современная школа – школа доверия, толерантности, поддержки индивидуального развития детей, школа формирования здорового безопасного образа жизни.
Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования.
Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма.
Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь.
Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.
Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, умеющих эффективно работать с ученическим и педагогическим коллективами. Педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.
Школа должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Школьные занятия формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит людей рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей. Главная задача современной школы – привить детям навыки творчества. Старая школа была нацелена на то, чтобы человек механически усвоил готовые знания. В старой школе ученик считался успешно состоявшемся, если хорошо запоминал учебную информацию, которую до него доносил учитель. Задачей современной школы является умение школьников работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа, – дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое.
Образовательная деятельность в современной школе должна быть направлена на то, чтобы учеба была не только полезной, но и интересной, больше времени должно уделяться внеклассной работе: предметные кружки, спортивные секции, творческие объединения и т.д. Это позволит учащимся определиться с профессиональной ориентацией, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.
Самое главное – это оборудование школ всеми необходимыми для учебного процесса современными атрибутами, такими, например, как Интернет. У нас сейчас не во всех красноярских общеобразовательных учреждениях есть доступ ко Всемирной паутине, я уже не говорю про сельские школы. Второй вопрос – это доступность образования. Не родители должны приобретать учебники. Это обязанность государства – дать достойное и, самое главное, бесплатное образование нашим детям.
Перед образованием в РФ стоят различные проблемы. В первую очередь, это проблема качества образования. К сожалению, проблема качества образования отражается на уровне подготовке тех специалистов, которых выпускает наша система образования. А это в свою очередь требует от преподавателей постоянного самообразования, освоения новых технологий, способов коммуникации. Кроме нехватки квалифицированных специалистов, современная школа имеет ещё одну немало важную проблему – отсутствие дополнительных помещений и оборудования. К примеру, на уроке физкультуры сейчас занимаются сразу по три класса. Начинаешь следить за тем, чтобы ребенок не получил какую-то травму. Нет оборудованных пришкольных спортивных площадок. А ученикам необходимо развивать свои физические возможности. К сожалению, сегодня наша школа в чем-то, по крайней мере, в некоторых своих аспектах, остается «советской», не соответствует требованиям современного дня.
Учиться – такая же естественная потребность человек, как и процесс потребления пищи. Поэтому, вне всякого сомнения, профессия учителя всегда будет самой востребованной, следовательно и школа должна постоянно развиваться и совершенствоваться.
Образ образования
Большая перемена: что ждет российскую школу
Уметь и умнеть
Сейчас уже невозможно из года в год открывать один план урока и по нему вести занятия. Каждый урок проводится для конкретных детей и должен быть интересен и полезен им. Ребенок должен не просто заучить формулу, правило, теорему, а понимать, для чего они предназначены, как взаимосвязаны, как знания можно применять. Как конкретная физическая формула может помочь в расчете для запуска спутника, например.
Каждый год, более того, каждый месяц в мире совершаются научные открытия, порой меняющие наши представления о планете, мире и жизни. Для нас принципиально, чтобы самые важные из этих открытий были отражены и в школьной программе. Говорить надо и об ученых как примерах для детей.
Мы уже пересматриваем программы и методики по естественно-научным и техническим предметам, переоснащаем школьные лаборатории, усиливаем подготовку учителей по предметам естественного цикла.
Гражданин растет за партой
Конечно, предстоит оказать большую методическую поддержку учителям, организовать их переподготовку, провести курсы и обеспечить ресурсами, с помощью которых можно улучшить воспитательный процесс.
Герои идут в школы
Все это диктует необходимость развития учительской профессии, повышения ее престижа, переосмысления существующей системы педагогического образования, уменьшения нагрузки учителей в части работы с документами, чтобы освободить их время для творческой работы с детьми. Мы будем делать все, чтобы создать педагогам условия для комфортной работы. Вложим новые смыслы в повышение квалификации и конкурсы профессионального мастерства.
Учитель так же, как любой другой специалист, стремится делать карьеру, повышая профессионализм и квалификацию, и это желание мы должны поддерживать. Считаю, что учитель должен быть амбициозен. И дело не в количестве учебных часов или уроков, которые он ведет, а в их качестве.
Убежден, что делать это надо вместе с педагогическим сообществом, открыто разговаривая обо всех сложностях. Здесь как никогда важно уйти от формальности, отчетов или «резолюций». Мы приняли решение о создании Экспертного всероссийского педагогического совета при министерстве просвещения.
Шире круг
Что вселяет надежду? В этом году средний балл поступающих в педагогические вузы увеличился. При поступлении на бюджетное место очной формы бакалавриата он составил 68 баллов. Это на один балл выше относительно прошлого года. А специальностями-лидерами по востребованности в этом году стали «логопед», «дефектолог» и «психолог».
Когда мы говорим о подготовке школьных учителей, важно обеспечить студентам первого курса возможность больше узнавать о профессии на практике. Понимать, что сейчас нужно современным детям, какая у них психология, какие форматы учебы больше подойдут для разных тем. В помощь студентам мы будем проводить предпрофессиональные экзамены, олимпиады, конкурсы, участие в которых развивает педагогическое чутье, объективно показывает студенту его сильные и слабые стороны.
Кого вызовут к доске?
Сегодня результаты национальных и международных исследований показывают пока что недостаточный уровень качества подготовки школьников, профессиональных компетенций педагогов, систем управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
Совершенствовать систему образования мы будем, используя современный инструмент управления.
По результатам полученных данных будет сформирована единая система управления качеством образования. Также будет формироваться кадровый резерв руководителей органов управления образования регионального и муниципального уровня.
Цифрой и словом
Во-первых, это инфраструктура: все, что касается интернета в школе, компьютерного оснащения, программного обеспечения. Но это не только подключение школ к интернету. Такое техническое оснащение даст возможность детям, проживающим в сельских местностях или на отдаленных территориях, где есть объективная нехватка учителей, обучаться у лучших педагогов страны, иметь доступ к качественным проверенным образовательным ресурсам. Быть всегда на связи с классом и учителем, не выпадать из учебного процесса и не пропускать занятия даже во время болезни.
Наконец, это коммуникация. В этой информационной среде есть российские аналоги Skype, Zoom, видеозвонков, мессенджеры и чаты для общения, своя социальная сеть. Все то, к чему уже привыкли дети, но собранное в одном месте. Учителя и школьники просят сделать общую коммуникационную среду для школьного общения. Над этим будем работать.
Также система ЦОС сделает видимыми и измеримыми все успехи и неудачи школьника: прогресс будет фиксироваться в так называемой цифровой биографии, которая будет объективно показывать, в чем школьник успевает, а в чем ему нужна помощь.
Работа по использованию в школах цифровой образовательной среды стартовала в первых 15 регионах. По итогам проведем анализ результатов, чтобы распространять опыт на оставшиеся субъекты.
3D-реальность для райцентра
Мы продолжим строить школы и детские сады, применяя современные решения. Например, в новых зданиях будут запланированы трансформируемые пространства, многофункциональные помещения, высокотехнологичное оснащение.
На первом этапе проект охватит порядка 250 школ более чем в 20 регионах страны.
Мастер покажет класс
Трудоустройство выпускников колледжей напрямую зависит от качества образования. Поэтому мы продолжим работу над его повышением. Сотрудничаем с Корпорацией малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) по корректировке системы СПО. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» ведем системную работу по обновлению материально-технической базы колледжей. Уже в этом году будет создано 1574 мастерские, оснащенные по современным требованиям.
Также при министерстве просвещения сформирован партнерский совет, куда вошли представители крупнейших российских компаний-работодателей. Планируем, что совместно нам удастся выстроить качественную систему подготовки кадров, опираясь на запросы и потребности современного рынка рабочих профессий.
Эта работа требует изменения программ обучения, переобучения мастеров и педагогов, дооснащения мастерских. Еще раз подчеркну: мы должны давать ребенку максимально практичные знания, которые принесут ему пользу в будущем. Студентам СПО практика особенно необходима. Проведение промежуточной и итоговой аттестации должно проходить в формате демонстрационного экзамена по профессии и стандартам Worldskills.
Попасть в десятку
К 2030 году мы должны войти в десятку ведущих стран мира не только по качеству общего образования, но также по объему научных исследований и разработок.
Как изменится школьная программа по истории
Один из важных вопросов, который надо решить в ближайшее время, связан с принятием нового историко-культурного стандарта. Основные его положения нашли отражение в учебниках истории, но юридически он пока не утвержден.
Современные требования к учебному процессу для повышения качества образования и мотивации учащихся средних и старших классов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на РМО
«Современные требования к учебному процессу для повышения качества образования и мотивации учащихся средних и старших классов».
Школа должна ребёнка:
«научить работать и зарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Многолетний опыт работы в школе позволяет провести анализ современных требований к учебному процессу, их нацеленность на формирование человека, способного достойно жить, активно работать, успешно адаптироваться в современном обществе. Основные положения современного подхода к реализации ФГОС дают возможность вести образовательный процесс, ориентируясь на базовые педагогические идеи, успешно реализуемые в нашей стране на протяжении длительного времени.
Непрерывности – преемственность на уровне технологии, содержания и методик
Целостности – системное представление о мире
Минимакса – от социально безопасного минимума до максимума возможностей
Вариативности – ситуации выбора в обучении
Творчества. Развитие креативности в обучении
«Жизнь раскрывается через творчество» (Л.С. Выготский).
«Мотив рождается из потребности»
Структура потребностей по А. Маслоу
Потребность в самоактуализации
Потребности в уважении и самоуважении
Потребности в общении и любви
Потребности в безопасности
Системно-деятельностный подход интегрирует различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной, учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Воспитание не может быть заключено в границах отдельных учебных предметов или образовательной области современной школы.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Он определяет воспитание и социализацию как деятельность, которая интегрирует различные виды действий, в которые объективно включен школьник. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития школьника.
Базовые ценности не только в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю разнообразную деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей является базовой смысловой основой пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве все барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью должны быть сняты или минимизированы.
Системно-деятельностный подход создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых компетенций и для достижения нового уровня развития личности.
Развивающий подход дает принципиальное новое понимание системно-деятельностной технологии духовно-нравственного развития обучающегося. Каждое из направлений воспитания и социализации школьников оформляется в виде тематической программы, основу которой составляют:
соответствующая система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);
многоукладность тематической программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);
содержание в каждой программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.
Процесс воспитания и социализации начинается с определенной ценности (знания о ценности) в действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы, знаемы и принимаемы, применимы ребенком практических ситуациях.
Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, другими субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
произведений искусства и кино;
традиционных российских религий;
периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
фольклора народов России;
истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
истории своей семьи;
жизненного опыта своих родителей и прародителей;
общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
других источников информации и научного знания.
В основе традиционного обучения лежит идея о независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.
В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель развивающего обучения, которая опережает развитие. Согласно этой теории «правильно организованное» ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Зона ближайшего развития включает те действия, которые ребенок, опережая естественное развитие, способен выполнить в совместной деятельности с учителем, но которые бы он не выполнил самостоятельно или выполнил позднее и медленней.
Позднее сформировался системно-деятельностный подход, выступающий как интегральный, т.к. междисциплинарный, интегрирующий все школьные дисциплины.
Развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта учебной деятельности в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
В федеральном государственном образовательном стандарте акцент в познавательной области ставится на развитие стратегий, определяющих общеучебные умения и знания, позволяющие устанавливать межпредметные связи и связи с пройденным материалом. Большое внимание уделяется формированию и развитию умений самообразования, оценивания и самооценки. Достижение ключевых компетентностей учащимися требует от них навыков самостоятельного принятия решений, нахождения и постановки проблемы, умения выработать собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определенным умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.
Стандарт образования не ограничивает учителя в выборе технологий, методов и средств развивающего обучения, их выбор и применение зависит от предпочтений и творческих способностей педагога. Но при отборе образовательных технологий необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь преемственность и это необходимо учитывать при разработке и написании рабочих программ.
Предъявляются следующие дидактические требованиям к педагогическим технологиям, они должны:
оптимизировать соотношение теоретической и практической подготовки учащихся (формирование ключевых компетентностей на основе компетентностного подхода);
интенсифицировать процесс обучения (за счет деятельностного характера реализуемых технологий).
В образовательном процессе применяются следующие развивающие технологии обучения школьников:
Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Основное содержание: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые активно усваивает знания.
Механизмы реализации: Поисковые методы постановки познавательных задач.
Цель: Развитие личности и ее способностей.
Основное содержание: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Механизмы реализации: Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.
Цель: Создание оптимальных условий выявления задатков, развития интересов и способностей.
Основное содержание: Усвоение учебного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного стандарта.
Механизмы реализации: Методы индивидуального обучения.
Цель: Обеспечение личностно – деятельного характера усвоения знаний, навыков и умений.
Основное содержание: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации.
Механизмы реализации: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности Основное содержание: Достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, овладение различными способами деятельности
Механизмы реализации: Совместная учебно-познавательная деятельность, создание готового продукта.
Цель: Формирование умения работать с информацией.
Основное содержание: Развитие коммуникативных способностей, исследовательских умений, овладение компьютерной грамотностью.
Механизмы реализации: Диалоговый характер обучения, оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы
Способы формирования универсальных учебных действий.
Важнейшими задачами современного образования являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития.
Принципиальным отличием новых школьных стандартов является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (УУД), обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Стандарт ориентируется на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Они осваиваются учащимися на базе одного или нескольких учебных предметов.
Предметные результаты – это опыт специфической для данной предметной области деятельности: по получению нового знания, его преобразованию и применению. Система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Личностные результаты – это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся; личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта через умение учиться и развиваться. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
·личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
·нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Это:
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия :
·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
·поиск и выделение необходимой информации;
·осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
·выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
·постановка и формулирование проблемы.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
·моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
·преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия :
·выбор оснований и критериев для сравнения;
·подведение под понятие, выведение следствий;
·установление причинно-следственных связей;
·построение логической цепочки рассуждений;
·выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Поэтому особое внимание необходимо уделять становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я концепции.
Особенность школьного стандарта в том, что УУД формируются целенаправленно и последовательно на протяжении всего обучения в школе. Становление УУД происходит при усвоении различных учебных предметов. Все дисциплины вносят свой вклад в этот процесс. К каждой ступени образования задается эталонная форма данного универсального учебного действия. Соответственно этому педагог выстраивает свою систему работы, определяя, как и когда будет использоваться это универсальное действий. Этот подход существует и в новых учебниках.
Важно организовать поэтапную отработку УУД, создавая условия, которые бы позволили перейти от выполнения действия в материализованной форме, т.е. с использованием наглядного материала к умственному действию. Это переход от совместной деятельности к самостоятельному выполнению заданий.
Необходимо выделить те предметы, которые наиболее перспективны, создают зону ближайшего развития для формирования данного УУД. В пределах каждого предмета нужно выделить ту форму работы, которая адекватна дисциплине и возрасту ребенка. Математика – это основа формирования логических операций. Технология, физическая культура – оптимальны для формирования регулятивных действий, действий планирования и контроля. Русский язык, литература – основа для формирования личностных, коммуникативных действий, нравственной ориентации.
Системы учебных задач должны быть дифференцированы. Задачи должны быть разных типов: предметные задачи, логические задачи, психологические.
Задания можно выполнять группами (проектные задания), парами или индивидуально. Это формирование субъектности учебной деятельности, способности ребенка самостоятельно управлять своей деятельностью, планировать, координировать, организовывать свою деятельность.
Этот сдвиг, это озарение не означают, что в учении ребенка все пойдет очень легко, он станет совершенно другим и т.д. Сдвиг этот по существу очень маленький, с первого взгляда он может показаться просто случайной удачей. Но эта удача переживается ребенком как радостный успех – в этом успехе он черпает новую энергию. Берегите это оптимистическое настроение трудного школьника. От успеха к успеху – в этом и заключается умственное воспитание трудного ребенка.
С позиций компетентностного подхода цели школьного образования в следующем:
научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования
Потенциал методик и технологий повышения качества образования очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.
Выделяют основные задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите учеников учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
Повышение качества современного образования – это результат совместной деятельности учителя, ученика, родителей и социальной среды, в которой находятся и взаимодействуют все участники учебного процесса. Учитывая все большее воздействие информационной среды Интернета это невозможно в полной мере осуществить без твердой и уверенной, сознательной ценностной самоидентификации каждого старшеклассника и каждого взрослого, взаимодействующего с учеником.