какие требования выдвигали либералы и революционеры
Революционеры и либералы россии
М.: Наука, 1990. 336 с.
Редакционная коллегия: Б.С.ИТЕНБЕРГ, В.Я.ЛАВЕРЫЧЕВ, Н.М.ПИРУМОВА, В.А.ТВАРДОВСКАЯ
Рецензенты: кандидат исторических наук А.А.АЛАФАЕВ, доктор исторических наук В.М.ХЕВРОЛИНА
В.А.Твардовская, Б.С.Итенберг. За изучением революционного движения в России (К столетию со дня рождения Б.П.Козьмина)
В.А.Твардовская. Революционная демократия и Ф.М.Достоевский
В.И.Харламов. Публицисты «Недели» и формирование либерально-народнической идеологии в 70-80-х годах XIX в.
В.Я.Гросул. Газета «Общее дело» о событиях в Юго-Восточной Европе (80-е годы XIX в.)
Е.А.Дудзинская. Общественно-политическая деятельность А.И.Кошелева в пореформенное время
А.С.Нифонтов. Письма русского посла Н.А.Орлова 1859-1865 гг.
Дополнительный список научных трудов Б.П.Козьмина
Веб-публикация: библиотека Vive Liberta и Век Просвещения, 2009. Размещенные у нас статьи выделены шрифтом в содержании.
Борис Самуилович итенберг революционеры и либералы в пореформенной россии
Взаимоотношения революционеров и либералов начались еще в дореформенное время, хотя четкого размежевания революционно-демократического и либерального направлений в общественном движении тогда еще не произошло. Следует вспомнить, что одним из основоположников демократической тенденции в 1840-х годах был В.Г.Белинский, выступавший против либеральных воззрений К.Д.Кавелина, П.В.Анненкова, В.П.Боткина и др.
Значит, расстановка русских политических сил «вполне определенно наметилась» в середине XIX в. Значит, с этого времени можно вести отсчет взаимоотношений революционеров и либералов, говорить об их роли в духовной жизни страны. Но для этого нам нужно выяснить важнейшее обстоятельство: какие же политические силы действовали в России в рассматриваемое время.
Будучи представителем революционно-демократической тенденции, Чернышевский раскрыл сложность развития общественного движения, показал его зигзагообразность на пути восхождения. В комментариях к «Основам политической экономии» Милля, опубликованных в «Современнике» в 1860-1861 гг., он определил важную закономерность в чередовании революционных, либеральных и реакционных идей.
Но и на этот раз на умеренном либерализме идейное развитие не останавливается, а продолжает развиваться: на смену либерализму приходит «период крайней реакции»6. Опять пример из Великой французской революции: «Конституционный порядок Директории, ставший почти только призраком во время Консульства, переходит в полный абсолютизм империи».
Началось наступление реакции, связанной с конкретными обстоятельствами общественной жизни России. Для современников это было вполне очевидно. Но вместе с тем процесс этот был не простым, изменение позиции либералов происходило сложным путем.
В последнем Стасюлевич оказался весьма проницательным. Действительно, после отмены крепостного права деятельность либералов, активно проявивших себя в подготовке реформы, теперь стала затухать, их оппозиционность глохнуть. И только в конце 1870-х годов возник новый подъем либерального движения, сменившийся в начале 1880-х годов (после 1 марта 1881 г.) периодом пресмыкательства и пассивного созерцания.
Но все это не могло сравниться с развитием революционно-демократического движения, которое, несмотря на значительные потери, все же последовательно набирало силы, переходило от одной фазы к другой, сочетало в себе легальную и подпольную деятельность, вовлекало в борьбу передовую молодежь. Важно еще и вот что: если либералы были полностью разобщены организационно, не имели в 60-70-х годах единой программы, то в подполье России возникли революционные централизованные организации, самоотверженно выступившие против самодержавного деспотизма.
И все же, несмотря на явно обозначившееся размежевание между революционерами и либералами, имели место и попытки совместного обсуждения вопросов общественной жизни.
Так идея конституционного устройства в условиях России со стороны радикальной молодежи поддержки не получила, а само собрание у Таганцева никакого практического значения не имело.
И М.А.Бакунин говорил о российском «лакействующем либерализме», вредном для дела народного освобождения.
Это было время когда революционеры вступили в открытую борьбу с самодержавием, a либералы начали сравнительно активную оппозиционную кампанию, заговорили о проектах конституционного переустройства России, ограничении царского деспотизма.
Призывая к борьбе с крайностями деспотического режима, либералы одновременно заявляли себя противниками революционных деятелей, методов их действия. Либеральные публицисты пытались найти пути к предотвращению революционного натиска, проявившегося в годы второй революционной ситуации.
Установив, что мотивы увлечения социализмом среди молодежи в своей основе не вытекают из «социального вопроса», не имеющего в России почвы, Градовский приходит к выводу, что суть дела заключается в недостатках «скромно-юридических». Посмотрим, как этот термин понимал и раскрывал публицист. Оказывается, что сами либералы своей пассивностью способствуют распространению социалистических идей.
Так российский либерал сам показал разницу между активной деятельностью революционеров и пассивным, созерцательным отношением к жизненным проблемам своих единомышленников.
3 декабря 1878 г. такие переговоры состоялись в Киеве на квартире украинофила В.Л.Беренштама. В них участвовали И.И.Петрункевич и А.Ф.Линдфорс. М.П.Старицкий, И.А.Житецкий, В.Л.Беренштам, А.А.Русов и др. Со стороны революционных народников были: В.К.Дебогорий-Мокриевич. В.А.Осинский, М.П.Ковалевская, Л.А.Волкенштейн, И.Ф.Волошенко и др. 46
Революционная ситуация на рубеже 70-80-х годов XIX в. не привела к революции. Больше того, после нее наступила реакция, демократические издания оказались закрытыми. Единственной общественной трибуной оказалась либеральная пресса. Это были журналы «Вестник Европы», «Русская мысль», газета «Русские ведомости» и др. В них-то и стали сотрудничать такие радикально настроенные публицисты, как М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский, Н.В.Шелгунов, В.Г.Короленко и др. Таким образом, либеральная печать в конкретных условиях реакции объективно как бы способствовала распространению демократических идей в России.
Идейная жизнь продолжалась и в подполье, где мучительно шли поиски правильных путей борьбы с самодержавием.
А за пределами России? В Женеве с 1877 г. выходил журнал «Общее дело», выражавший интересы левого крыла российских либералов и давший сравнительно объективную оценку деятельности своих единомышленников. Журнал в 1887 г. признавал, что трудно бороться с «грубой силой», но во имя общественного благополучия это следует делать обязательно. Между тем либеральная партия была мало «проникнута этой обязательностью», а занималась мелкими личными делами, лишенными «всякой коллективной энергии». Либералы безропотно подчинялись «обрушившимся на нее кулакам», за что вполне оправданно были обвинены «в трусости и в недостаточной стойкости за свои принципы». «Общее дело» прямо называло все прегрешения российских либералов: без всякого протеста дали возможность правительству закрыть передовые журналы, прекратить деятельность женских курсов, ввести новый университетский устав, передать народные школы в руки духовенства, «лишить гласный суд гласности» и т.д.
И все же к началу XX в. переоценка группой «Освобождение труда» потенциальных возможностей буржуазного либерализма в борьбе с российским самодержавием сказывалась все сильнее и сильнее. Участники группы считали, что интересы пролетариата и буржуазии сходны в одном: в свержении абсолютизма. Такая позиция во многом объяснялась догматическим подходом к марксизму, к его оценке западноевропейской буржуазии во время революций 1848 г. Не учитывалось, что тогда в Западной Европе буржуазия играла революционную роль в общественной борьбе; в России же она такой роли не играла.
Тактика Ленина во времена «Искры» по отношению к либералам основывалась на том, что в интересах революционного движения следует всемерно использовать любые недовольства (в том числе и либералов) самодержавным режимом и этим усиливать демократический натиск на царизм. Но вместе с тем нужно разоблачать половинчатость, трусость, нерешительность либеральных деятелей, доказывать необходимость целеустремленной борьбы с реакцией, с отжившими порядками, призывать народ к открытому выступлению против самодержавия.
I Письма К.Д.Кавелина и И.С.Тургенева к А.И.Герцену. Женева, 1892. С.5-7.2 Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.21. С.171.
Там же. Т.20. С.174-175.
Чернышевский Н.Г. Полн.собр.соч.: В 16 Т.М. 1949. Т.9. С. 252-253.