какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор

Эволюционистская теория религии (Дж. Фрэзер, Э. Тайлор)

какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор

какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор

какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор

Вторая половина 19 в. анимистическая теория происхождения религии – англ. антрополог Эдуард Барнет Тайлор (1832–1917).

Ключевое понятие «анима» (от лат. anima, animus – душа, дух), что и дало название его теории в целом. Именно анимизм (веру в наличие души как у человека, так и у неодушевленных предметов) Тайлор считает исходной стадией формирования религии, из которой впоследствии развились остальные, более сложные формы.

Работа «Первобытная культура»: 1) религиозные учения и обряды рассматриваются как части религиозных систем, порожденных исключительно человеческим сознанием, без вмешательства сверхъестественных сил, – рациональная постановка вопроса о религии;

2) сравнительный анализ различия традиционных религий с религиями цивилизованных обществ.

Согласно Тайлору первобытный человек, убедившись в наличии у себя духовной основы, не задумываясь, перенес это наблюдение на окружающий мир, воспринимая окружающие предметы как наделенные душой. Возможность отделения (пусть даже временного) души от тела привела первобытного человека к появлению идеи о душах.

Именно переход от идеи индивидуальной души к идее наличия сверхъестественных существ, бестелесных по сути, Тайлор и объявляет условием зарождения религиозного сознания.

Основной недостаток –для доказательства своей теории использует мифологические сюжеты, относящиеся к достаточно развитым религиозным системам, – древнеегипетской и скандинавской.

Недовольство концепции Тайлора привело к возникновению «преанимизму».

Термин был введен (1899) Робертом Мареттом (1866–1943).

Самым знаменитым последователь английский антрополог Джеймс Фрэзер (1854–1941).

Дж. Фрэзер считал магию наиболее примитивной формой религии, предшествующей возникновению достаточно рациональных анимистических воззрений. Получил известность благодаря работе «Золотая ветвь» (1911–1915), которая до сих пор считается одним из классических трудов по истории религии.

Фрэзер объяснял возникновение магии практическими потребностями первобытных человеческих сообществ, поскольку люди зависели от окружающей среды и пытались найти способы воздействия на нее с целью улучшения своего положения. Если современный человек строит свои действия по отношению к природе на основании определенных законов, то первобытный человек такой возможности были лишен. Он строил свои догадки на основании поверхностных сравнений и аналогий, сущность которых может быть выражена в двух законах – законе контакта и законе подобия.

Закон контакта заключается в вере в то, что два предмета, побывавшие в контакте друг с другом, неким образом продолжают воздействовать друг на друга, даже находясь на определенном расстоянии. Например, достаточно наступить на след, оставленный врагом, чтобы причинить ему вред.

Закон подобия основан на вере в то, что предметы, схожие по своим внешним характеристикам, находятся в невидимой связи между собой. Например, воздействуя на фотографию человека или на сделанную по его подобию куклу, можно влиять на самого человека.

Примитивная магия, которая вначале была одноразовой и не подчинялась каким-либо канонам, постепенно превращается в особый вид деятельности, закрепленный за знахарем или колдуном. Отрываясь от конкретных случаев магическая практика, требует рационального объяснения, что и порождает религию.

Слабое место теории – недостаточная аргументация перехода от стадии магии к стадии религии, а то, что религия не сменяет магию, а сосуществует с ней, ставит под сомнение исходную предпосылку данной теории, заключающуюся в последовательной смене стадий.

Источник

Концепция культуры Э. Тейлора

какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор

какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор

какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор

Наиболее авторитетным из этнографов-эволюционистов считается Эдуард Бернетт Тэйлор(1832-191 If

Тэйлору принадлежит определение: «Культура или цивилизация — в широком этнографи­ческом смысле — слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Это — «собирательное» определение. В нем культура предстает как сумма явлений. Из существенных ее признаков указан лишь один — общераспространенность. Тэйлор исключает из науки философско-богословские вопросы о разуме, свободе воли, предопределении, ответственности, полагая, что человеческие действия в большинстве случаев определяются «простыми и естественными причинами». «Каждое событие есть дитя другого» — этот принцип детерминизма столь же справедлив для мира культуры, как и для природного мира.

Работа этнографа-культуролога, как ее понимал Тэйлор, напоминает работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать их с целью географического и исторического распределения, составить из них генетические ряды.

Явления культуры подобны видам растений и животных. Лук и стрела составляют вид так же, как обычаи татуировки, подпиливания зубов или обычай счета десятками. Географическое распределение и переход этих обычаев из одного района в другой следует изучать подобно тому, как изучаются распределение и миграция растений и животных.

Одни явления культуры, как, например, бумеранг у австралийцев, встречаются лишь в одной местности. Другие, подобно каменным скребкам, верованиям в бессмертие души и обрядам жертвоприношений, рассеяны по всему свету.

Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или другого народа, Тэйлор называет культурой.

Обосновывая эволюционную теорию, Тэйлор опирается на ряд фактов, общих для всех дописьменных культур.

Первый факт — заметное сходство между культурными явлениями, наблюдаемыми в отдаленных друг от друга районах земного шара. Это сходство легко объяснить. Одинаковые причины рождают одинаковые следствия.

Например, в тех местах, где развивается земледелие и вводятся в культуру одни и те же виды растений и животных, возникают, соответственно, сходные виды занятий, знаний, искусств, ремесел и даже религиозных культов.

Другой важный факт — склонность членов общества к единому типу поведения. Целые народы употребляют общий язык, исповедуют общую религию, имеют общий уровень искусств и знаний. Это тем более замечательно, что каждый человек руководствуется собственным эгоистическим интересом, даже собственной логикой, и не склонен, как правило, заботиться об общественных последствиях своих

какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор5 Тейлор родился в предместье Лондона. Отец его владел небольшой медеплавильной фабрикой и хотел, чтобы сын продолжил начатое им дело. Тэйлор не получил высшего образования. Отличаясь большой любознательностью и пользуясь финансовой поддержкой своего друга — банкира Генри Кристи, он совершил ряд успешных экспедиций по Южной Америке. Тэйлор серьезно изучал этнографическую литературу, опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках. В 1871 г. он был избран членом королевского научного общества, а в 1896 году стал профессором первой в Англии кафедры антропологии при Оксфордском университете, сплотив вокруг себя группу талантливых исследователей.

действий. Тем не менее, в устройстве обществ наблюдаются правильность и единство, благодаря которым возможно оставить в стороне индивидуальные различия и рассматривать культуру как единое целое. Тэйлор ссылается на статистику, которая подтверждает постоянство среди данного народа количества рождений, смертей, преступлений, даже несчастных случаев и писем без адреса, опущенных в почтовый ящик.

Третий и самый важный факт, подкрепляющий эволюционную теорию, — существование «пережитков». Этим словом Тэйлор назвал социальные и культурные явления, отвечающие когда-то потребностям человека и уровню развития общества, но впоследствии замененные другими, более совершенными и удобными. «Пережиточность» культурных явлений состоит в том, что они сохраняются по инерции в человеческом обиходе, хотя существуют уже лучшие их заменители. Пережитки в особенности важны для понимания культуры, поскольку находимые здесь и там поодиночке, сохранившиеся в силу случайных обстоятельств, они позволяют восстановить в целостном виде уже пройденные стадии развития общества. Тэйлор собрал огромное количество «пережитков», относящихся к технике, общественным отношениям, верованиям и представлениям о мире и пытался их объяснить. Пережитки, по его мнению, могут сохраняться у бедных, мало развитых слоев населения.

какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Смотреть картинку какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Картинка про какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор. Фото какие три этапа развития религии в мировой культуре выделяет тейлор

Примером может служить ручное ткачество в тот период, когда уже изобретен ткацкий станок. Чем менее просвещенно и образовано общество, тем больше в нем «пережитков». В XIV—XVI вв. существовало множество жестоких обычаев, сохранившихся с первобытных времен. Упавшего в воду тонущего человека не принято было спасать, так как считалось, что водяной дух хочет забрать его, и тот, кто отнимет у духа добычу, поплатится за это. Для того чтобы крепость или замок стояли долго, при их закладке в фундамент замуровывали живого ребенка как «дар» духу — покровителю крепости. Вера в духов соответствовала, по Тэйлору, языческой стадии религиозного развития. В Средние века, когда христианство существовало уже полторы тысячи лет, подобного рода верования и обычаи, несомненно, были пережитками и могли сохраняться лишь в силу темноты и необразованности народа.

С давних времен у римлян, евреев, персов, англичан и других народов было принято желать здоровья тому, кто чихает; крестить и закрывать ладонью рот во время зевка. Сегодня это просто бытовые привычки. Но в прошлом люди верили, что во время чиханья из тела вылетает дух, и если не пожелать здоровья чихающему, то человек может заболеть. Верили, что в открывавшийся при зевании рот может влететь сатана, которого следует отогнать крестным знамением. У многих народов не принято было выбрасывать остатки волос и ногтей, чтобы демоны и колдуны не могли через них причинить их хозяину какого-нибудь вреда. Существуют даже священные обряды погребения волос и ногтей.

Идеи, составляющие концепцию культуры по Тейлору:

1. Целостность культуры обусловлена тем, что практическая мудрость и здравый смысл берут, в конце концов, верх в практических делах, универсальностью законов эволюции.

Это не значит, что люди мыслят повсюду одинаково и что разум всегда имеет целью истину, пользу, справедливость.

Многие общества верили во влияние «дурного глаза» и звезд на жизнь человека; приносили человеческие жертвы духам умерших; верили в то, что некоторые люди способны превращаться в зверей. Но распространенность суеверий и диких обычаев не доказывает их разумности.

2. Целостность культуры обусловлена универсальностью законов эволюции. Процесс эволюции Тэйлор выводит из одинаковых повсюду повторяющихся ситуаций и простых психологических ассоциаций.

Например, начало судоходству положил человек, который, ухватившись за плавающий сук, нашел, что этот сук способен поддерживать его на поверхности воды. Австралийцы, с которыми впервые встретились европейские путешественники, передвигались по воде, сидя верхом на бревнах с заостренными концами и гребя руками. Калифорнийские рыболовы пользовались для плавания охапками хвороста, связанными наподобие матраса. Развитие средств мореплавания повсюду выражалось первоначально в том, что в стволах деревьев делалось углубление. Постепенно долбленое дерево превратилось в лодку. Поскольку круглодонные лодки на воде легко переворачиваются, их стали скреплять попарно, делая из них катамаран, а затем изобрели подводный киль. По образцу долбленой лодки изготовлялись лодки из коры деревьев. Затем для лодок стали делать остов из тонких сучьев и обшивали его волокнами кокосового ореха или кожей животных. Постепенно лодки увеличивались в размерах, становились все более прочными. Были усовершенствованы весла, изобретены паруса. Затем колесо с лопатками или винт, присоединенные к паровой машине, заменили парус. Так современные корабли родились путем последовательных переходов от первобытного челнока до стального крейсера.

3. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда обусловлена не столько усилиями мысли, сколько механизмом «проб и ошибок», а также внушением, подражанием, страхом наказания, воздействием поощрений, влиянием личных стремлений и групповых интересов.

5. На примитивной стадии развития, да и до сих пор, человеческий ум чаще всего руководствуется в поисках истины простой ассоциацией идей по сходству и по аналогии.

Магия, астрология, колдовство показывают, как работает ум, лишенный научной школы.

Например, названия созвездий в астрологии связаны с тем, что какая-то группа звезд напоминает своей конфигурацией животное или орудие. Одно созвездие называют поэтому Тельцом, другое — Раком, третье — Весами. И вот астрологи начинают выводить характер и внешность человека из названия созвездия, под которым он родился. Рожденный под знаком Тельца должен иметь широкий лоб, толстые губы и подобно молодому бычку быть буйным, грубым и сильным. Тот, кто родился под знаком Весов, будет справедливым и уравновешенным. Родившийся в момент восхождения Венеры получит красивую внешность, нежный голос и будет талантлив в любви. Тот, на кого при рождении повлиял Марс, будет смелым и воинственным.

6. Объяснение того, что пережитки могут удерживаться в культуре вопреки здравому смыслу и реальным фактам, лежит не только в инерции коллективного разума, но и в корыстном их использовании людьми определенных профессий.

Вождь или знахарь используют ритуалы, заговоры, гадания; один — для того чтобы властвовать, другой — для того чтобы заставить больного поверить в действенность лечения. Маги по профессии существовали с давних времен. Они жили своим колдовством и всячески поддерживали его. Однако нельзя считать, что магия коренится в откровенном обмане. Колдун изучает свою профессию столь же добросовестно, как инженер или хирург. Он сам верит в силу магии, «являясь в одно и то же время обманщиком и обманутым, соединяя в себе энергию верующего с хитростью лицемера».

7. Эволюция духовной культуры проявляется лучше всего на эволюции «артефактов», т.е. материальных предметов, в особенности религиозных верований.

В соответствии с этой идеей была разработана «анимистическая» теория происхождения религии, религиозных верований дикарей, которые считались до Тейлора «жалким смешением различных нелепостей, не имеющих ничего общего с развитыми мировыми религиями». Тэйлор предложил их рассматривать как первую и необходимую ступень их развития.

8. Существуют причинно-следственные связи между элементарными верованиями и
представлениями и современными развитыми религиями.

9. Зачатки религии, равно как и науки, возникли из простейших свидетельств человеческих чувств. Дети, не имеющие никакого образования, думают, что земля представляет собой круглую площадь, ограниченную линией горизонта и накрытую сверху небесным куполом. В воображении детей и дикарей мир напоминает круглое блюдо с крышкой. Многие племена разрабатывают в уме и воображении это представление так, чтобы объяснить различные явления природы. Дождь — это вода, падающая сквозь дыры в небесной кровле. Дикарю кажется, что солнце опускается вечером в какое-то отверстие в западной части горизонта, а утром поднимается из подобного же отверстия на востоке. Закат и восход наталкивают ум первобытного человека на мысль о подземном мире, через который проходит солнце ночью и в котором живут души умерших людей.

10. Идея души, т.е. знакомое каждому человеку интуитивное ощущение своего присутствия в мире, владения своим телом, способности воздействовать на внешние предметы. Первая причина превращения фактов повседневного опыта в миф и религию — одушевление природы, сначала отдельных ее частей, а затем и всей ее целиком, олицетворение природы в виде единого Бога.

Для примитивных людей солнце и звезды, деревья и реки, ветры и облака становятся личными, одушевленными существами. Первое объяснение всего, доступное ребенку, есть объяснение с человеческой точки зрения. Стулья и деревянные лошадки обладают, по его мнению, такой же личной волей, какая есть у его няни и родителей. Ум дикаря воспроизводит состояние детского ума. Он готов укусить камень, о который споткнулся. Даже в классической древности были случаи подобного рода. Персидский царь Ксеркс приказал стегать бичами воды Геллеспонта зато, что морская буря сокрушила его флот.

11. Одушевление природы, повсеместно наблюдаемое у «диких» народов называется анимизмом. Эволюция анимистических верований в ходе истории приводит к формированию развитых религий, каждая из которых связана с тем или иным природным и культурным окружением. Наблюдая, что душа может оставлять тело во время сна или обморока, люди пришли к выводу о возможности переселения душ. Сновидения были толчком к выработке представлений о загробном мире.

12. В мире бестелесных душ должны происходить процессы, сходные с теми, что происходят в обществе. По аналогии с обществом выстраивается сложная иерархия душ. Из идеи души, владеющей телом, развивались представления о духах природы, у которых нет отдельного тела, но которые властвуют над стихиями: водой, огнем, землей, лесом. На пути обобщения ум приходит к мысли о Боге, телом которого является вся природа. Боги и духи могут общаться с людьми, помогая им или вредя. Отсюда возникает желание их умилостивить, почитание этих существ.

В древности взаимоотношения душ мыслились по той же схеме, по какой строились взаимоотношения их владельцев. Если умирал какой-то знатный человек, вместе с ним закапывали в землю его рабов и жен. Ведь, если он владел их телами, значит он владеет и их душами.

13. Большую роль в формировании религиозных верований и представлений играют привычные логико-нравственные связи. В учении о переселении душ усматривается стремление установить справедливое соотношение между деяниями и воздаянием за них, которое лежит в основе всякого правосознания.

В наказание за преступления людям посылаются в следующей жизни всяческие уродства. Человек, воровавший пищу, будет страдать от несварения желудка, клеветник будет иметь гнилостный запах изо рта, конокрад будет хромать. В наказание за злые дела люди рождаются идиотами, слепыми, глухими. Тот, кто презирал других, будет презираем сам. Убийца брахмана, по верованиям индусов, станет диким животным. Тот, кто прелюбодействовал, возродится в виде пресмыкающегося или птицы, живущей падалью.

Принц Гаутама, ставший Буддой, прошел через 550 рождений. Четыре раза он являлся Брамой, двадцать раз — духом, много раз проходил через состояния отшельника, царя, богача, раба, горшечника, игрока, лекаря, обезьяны, слона, быка, рыбы, лягушки, древесного духа. Огромный жизненный опыт Будды, почерпнутый из многих жизней, делает понятной способность Будды сочувствовать всем страдающим и его желание освободить их от страданий.

Эволюционизм Тэйлора можно охарактеризовать как, в основном, эмпирический. Он собрал множество фактов и интересно их проинтерпретировал.

Источник

РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. 4 класс. ОРСКЭ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Религия и культура. Теология культуры П. Тиллиха. Этапы развития религии. Политеизм и монотеизм. Анимизм и тотемизм. Религии древних цивилизаций. Основания современных религий.

3.1. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Понятие религии и основные подходы к определению ее сущности складываются в рамках науки о религии – религиоведении, выделившемся из контекста гуманитарной области знания. Но для культурологии они представляют не меньшую ценность. В соответствии с религиозными критериями в социологии культуры выделяются духовно-религиозные регионы-цивилизации: западно-христианская, восточно-христианская, исламская и индо-буддийская цивилизации.

В теории культуры на основе отношения человека к духовному и материальному миру различают типы религиозной и светской культуры, основанные на диалектике священного (сакрального) и мирского (профанного).

Философский и научный подходы, представляющие религию как субстанцию культуры, демонстрируют понимание Бога как высшего разума (философия деизма) или тождества Бога и природы (философия пантеизма). В философии культуры и в религиоведении как особый вид духовного познания принято рассматривать религиозный опыт (гносеологический подход). В концепции теологии культуры П. Тиллиха и сама культура понимается как форма религии. В теологических и религиозно-философских концепциях содержатся представления о надприродном, надчеловеческом и надобщественном статусе религии. В философии Г. Гегеля как три степени развития духа рассматриваются религия природы, религия духовной индивидуальности и абсолютная религия. Этимология понятия «религия» указывает на его определение как способа восстановления и воспроизводства утраченной когда-то связи человека с Богом.

Социологические концепции религии Э. Дюркгейма и М. Вебера определяют место и значение религии в системе культуры. Религия описывается как форма социокультурной деятельности и созданный человеком социокультурный институт, дающий индивиду и обществу ценностную ориентацию.

Религия, религиозность, религиозное мировоззрение, религиозный опыт, религиозное чувство, понятия души и духовности являются также предметом психологических концепций культуры (У. Джемс, 3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

В типологии религий народов мира различаются религии природы, религии нравственности и религии спасения. Из многочисленных классификаций религий можно назвать разделение их на теистические и светские религии; авторитарные и гуманистические религии; племенные, национальные и мировые религии.

Структурную основу религии как социокультурного феномена определяют религиозные институты и религиозный культ. В отношениях человека и религии связующим звеном являются религиозные чувства и религиозное мировоззрение, предполагающее сакрализацию пространства и времени. Вера может выступать как интуиция (А. Бергсон, С. Булгаков, А. Мень) и как жизненный ориентир. Воздействие религии (религиозных обрядов) на человека во многом происходит через произведения искусства (архитектура, скульптура, музыка).

Происхождение современных религиозных представлений во многом объясняется благодаря контексту архаических культур. Магико-религиозные корни имеют многие современные запреты и нормы, порой сохраняющиеся как рудименты обрядовости, ритуальности культуры или суеверий в сознании и поведении.

3.2. Этапы развития религии

Согласно эволюционной теории Э. Тэйлора в процессе развития религии в мировой культуре можно выделить три основных этапа: анимизм, политеизм и монотеизм. Рассмотрим их кратко.

Анимизм характеризует систему мировоззрения, сложившуюся в условиях родо-племенной жизни, и предполагает одушевление явлений и предметов окружающего мира. В контексте анимизма развиваются такие феномены как мифологичность сознания первобытного человека, тесно связанного с миром природы, тотемизм (представление о происхождении рода от предка-животного или растения), табу (запреты на бытовое использование частей тотемных животных и других предметов), фетишизм (поклонение предметам, символизирующим духов или божеств) и магия (воздействие с помощью различных приемов на предметы, которые символизируют людей, явления и объекты природы). В основе религиозных представлений первобытных людей находился культ Богини-Матери. В первобытном анимизме и древних религиозных верованиях существовали понятия о душе, которую изображали с помощью зоо- и антропоморфных образов. В архаических культурах сохранились представления о создании мира первопредками и о возникновении людей и различных предметов, которые используются в человеческой деятельности, из различных частей тотемных животных.

Религии древних цивилизаций Египта и Месопотамии представляют этап развития политеизма. Истоки религиозных представлений древних египтян, их космогония и обрядовые практики были связаны с поклонением силам природы в процессе регулярной хозяйственной деятельности (роль солярных культов и культа Нила для земледелия). Религиозные культы укреплялись с развитием институтов политической власти (обожествление фараона), становились все более разработанными в иерархическом отношении. Особое значение имели представления о загробном существовании («Книга мертвых», «Сказание о Гильгамеше»).

Политеистические религии греко-римской культуры берут начало в древнем крито-микенском культе Богини-Матери. В Древней Греции его дополняют культы сил природы, культы правителей и воинские культы (Ахейская эпоха). Их обоснование содержится в уникальной мифологической традиции, впоследствии ставшей основой европейской художественной культуры. Особенности древнегреческой религии заключались в необычайно активной культовой деятельности с многочисленными праздниками и мистериями.

Феномен религии Древнего Рима состоит в заимствовании и последующем развитии древнегреческих традиций. Для древнеримских верований характерно поклонение различным духам, предкам и божествам – покровителям власти (вплоть до культа императора) и военных действий.

Религиозные культы в цивилизациях Центральной Америки (земледельческие и военные в культурах майя и ацтеков) опирались на представления о необходимости постоянно питать божеств, и потому были связаны с жертвоприношениями. Религиозные практики в империи инков (Южная Америка) были основана на земледельческих культах, у индейцев Северной Америки был широко распространен шаманизм.

Национальные религии Востока также политеистические и включают индуизм, зороастризм, иудаизм. синтоизм и религиозно-философские учения конфуцианство и даосизм.

Становление индуизма происходит в древнеиндийской культуре в ведийскую эпоху, когда складываются культы божеств Индры, Агни, Сурьи, Сомы. В поздний ведийский период оформляется брахманизм, который имеет большое значение для обоснования кастовой системы в индийском обществе. Основы индуизма излагаются в священных текстах Вед, Брахман, Упанишад, Араньяк, Пуран, а также эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна». Формируется культ Тримурти (Брахма, Шива, Вишну). Для индуизма характерны представления о перерождении (сансара, карма, мокша). До настоящего времени главными конфессиями в индуизме остаются шиваизм, вишнуизм, шактизм, рамаизм.

Истоки зороастризма берут начало в культуре Ирана. Вероучение основоположника религии пророка Зороастра дано в священном тексте – «Авесте». Главным культом зороастрийцев является культ огня.

Иудаизм, в отличие от других национальных религий, является монотеистическим. В его основе лежит концепция богоизбранного народа. Принято почитание пророков. В священных текстах иудаизма (Тора, Танах и Талмуд) изложены представления о живом общении Бога и человека. Принципы иудейского вероучения сформулированы Маймонидом Основными конфессиями иудаизма являются ортодоксальный иудаизм, караимство, хасидизм, реформированный иудаизм.

Религиозные традиции Китая и Японии непосредственно связаны с мифологией. Для становления конфуцианства большое значение имели культ предков и культ природы. В учении Конфуция особое внимание уделяется вопросу воспитания у человека пяти добродетелей. Большое место в социальной жизни Конфуций отводил ритуалу. Конфуцианство играет важную роль в сфере образования, управления и культуры Китая. В основе даосизма лежит учение Лао-Цзы о Дао как о природе вещей, изложенное в трактате «Дао Де Цзин». В национальной религии Японии синтоизме принят культ богини Аматэрасу, почитаются духи ками и мировой порядок цуми. В религиозных представлениях и обрядах велика роль магии, тотемизма и фетишизма. Священными книгами являются летописи и мифопоэтические тексты «Кодзики» и «Нихонги».

Христианство выступает как ведущая мировая религия. В основе учения Иисуса Христа лежит заповедь любви. Представления о загробном существовании в христианстве связаны с концепцией Царства Божьего. Становление христианского вероучения происходило в первые века новой эры. Большую роль в развитии и распространении христианства сыграли ученики Иисуса Христа – апостолы (Новый завет – Евангелия, Послания апостолов, Апокалипсис). Особое значение для формирования доктрины христианства имели Вселенские соборы.

В период падения Западной Римской империи возникает западное христианство. Официальное разделение христианской церкви на православную и католическую произошло в 1054 году. Неотъемлемой частью истории римского католицизма в эпоху Средневековья становятся крестовые походы, инквизиция и ее борьба с еретическими учениями. В отличие от православия, в католицизме в представлениях о загробном существовании есть понятие чистилища; культовым элементом католического храма являются скульптурные изображения.

Развитие учения о главенстве Папы Римского над всеми христианами лежит в основе института папства в Римской католической церкви. Особенности управления Римско-католической церковью заключаются в ее единстве (Ватикан как центр католицизма, Римская Курия как центральный административный аппарат Римской католической церкви).

История православия берет начало в Византии, преемницей которой становится Русская православная церковь. Развитие православия на Руси начинается с Крещения Руси в 988 году. Особенности церковной организации в православии заключаются в существовании системы автокефальных церквей. Большое значение для хранения православных традиций в русской культуре всегда имела деятельность монашества. В православной церкви принято почитание святых и иконопочитание.

Возникновение протестантизма знаменует собой новую эпоху в истории западной и мировой культуры – эпоху Реформации. Оно связано с именем Мартина Лютера (тезисы против Римской церкви, концепция об оправдании верой, о спасении человека по благодати Божьей). Решающую роль в быстром распространении протестантизма в странах Европы и Америки сыграли: представление об Иисусе Христе как о единственном источнике спасения, отрицание культов Богородицы и святых, почитания икон, крестного знамения; трактовка Библии как единственного источника вероучения; отказ от посреднической роли Церкви; признание священства всех верующих с правом на совершение богослужений, произнесение проповедей, чтение и толкование Библии. Направления протестантизма включают лютеранскую церковь, кальвинизм (основан на концепции Ж. Кальвина о предопределении), англиканскую церковь, баптизм, адвентизм, пятидесятничество, Протестантская этика опирается на этику труда и хозяйственную этику. Она становится основой этики в эпоху развития капитализма и современной западной цивилизации в целом.

В современную эпоху происходят процессы секуляризации и модернизации религий, создаются новые неохристианские и неовосточные религиозные движения, в которых присутствуют эклектические тенденции. На иной культурной почве возрождаются старые языческие и возникают неоязыческие культы. С религиозными течениями сосуществует оккультизм. Развивается атеистическое сознание, на основе которого появляются наукообразные религиозные течения.

В разных странах мира создаются религиозные организации Римской католической церкви, Русской православной церкви, мусульманские и буддийские организации, организации иудаистов, деятельность которых заключается в распространении религиозных учений.

В конце ХХ – начале ХХ I веков сложной оказывается религиозная ситуация в России (внутриконфессиональные противоречия, проблемы межконфессиональных отношений, сектанстство и антисектантское движение). В настоящее время в жизни российского общества возрастает роль Русской православной церкви.

3.2. МОРАЛЬ И ПРАВО В КУЛЬТУРЕ

Наиболее важными системами нормативной регуляции в культуре являются мораль и право. Следует отличать друг от друга правила поведения, моральные норм и, правовые нормы. В культурологии выделяются универсальные (общие) и частные (в т.ч. профессиональные), побуждающие и запрещающие нормы. Классификация норм по сферам деятельности содержится в теории Т. Парсонса, который различает: нормы поведения; нормы хозяйственной деятельности; политические нормы; собственно культурные нормы.

Определяющим аспектом культуры, общим обоснованием человеческой деятельности, движущей силой социальных и межличностных отношений является мораль или нравственность. Нравственные нормы и принципы, основанные на представлениях о добре и зле и их ценности, служат регулированию культурной деятельности. Иерархия нравственных ценностей в культуре лежит в основе социокультурных систем норм и запретов, формирующихся в рамках моральных кодексов.

В соответствии с эволюционными и циклическими теориями культуры в процессах культурного развития народов периодически наступают периоды кризисов, разложения нравственности или этического вакуума, сменяющиеся моральными революциями, которые, в свою очередь, ведут к прогрессу в этой области. Нравственность играет большую роль в процессах интеграции сообществ.

В отличие от морали право как система социокультурных норм и отношений охраняется силой государства. Правовые нормы отличаются от правил поведения и норм морали, заключая в себе минимум морали. Нормы права действуют в определенных социокультурных сферах. Понятие права в культурном контексте соотносится с понятиями справедливости, закона и силы. Право занимает место в иерархии социокультурных ценностей. Правовой статус личности является показателем положения личности в обществе и государстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *