какие три факультета были первыми в московском университете
История Московского университета
Образование и становление Московского университета
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. » В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.
Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Нравоучение, оратория и стихотворство: первые лекции и студенты МГУ
Московский университет стал первым высшим учебным заведением светского типа в России. Учреждённый в 1725 году Академический университет в Петербурге прекратил своё существование в 1760-е годы и стабильно стал работать лишь с 1819 года.
Для дворян и разночинцев
План Московского университета был разработан Михаилом Ломоносовым, имя которого МГУ стал носить с 1940 года. Именно он выдвинул идею создания высшей школы «для генерального обучения разночинцев» — людей не только дворянского сословия. Вместе с Иваном Шуваловым (фаворитом императрицы Елизаветы Петровны) Ломоносов написал «Проект об учреждении Московского университета», который 19 июля 1754 года был одобрен Правительствующим сенатом. Одна из идей проекта — удовлетворить потребности жителей Москвы и окружающих губерний в хорошем образовании для детей.
Первым помещением вуза стало здание Аптекарского приказа у Воскресенских ворот — сейчас на этом месте находится Исторический музей. Здесь университет находился первые 12 лет до постройки собственного здания на Моховой.
Указ об учреждении университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (23) января 1755 года в день памяти святой мученицы Татьяны, потому Татьянин день стал всероссийским праздником студенчества. А первые занятия в Московском университете начались 26 апреля 1755 года.
Три факультета, десять кафедр
В университете было три факультета — юридический, философский и медицинский. На философском обучали логике, метафизике и нравоучению, физике экспериментальной и теоретической, оратории и стихотворству. Было десять кафедр, занятых десятью профессорами. Согласно проекту Ломоносова, большое внимание уделялось изучению латыни, которая в то время являлась международным языком науки. Вначале лекции читали только на латыни, а с 1767 года начали преподавать на русском языке. Выбор языка зависел от возможностей профессоров: русские профессора преподавали преимущественно на родном языке, а иностранцы — на латыни. Однако на медицинском факультете часть лекций всегда читалась на латыни (вплоть до 1917 года).
В университете не хватало собственных кадров, и приглашались иностранные преподаватели из разных университетов Германии. Но уже с первых лет существования университет поставил цель — воспитать собственную русскую профессуру. Для усиленной подготовки после обучения в Москве самых одарённых студентов посылали на стажировку в лучшие европейские университеты. С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков учились у Адама Смита и Джона Миллара в Университете Глазго в Шотландии, С.Г. Зыбелин и П.Д Вениаминов — в Лейдене в Голландии, М.И. Афонин — у знаменитого шведского биолога Карла Линнея в Уппсале в Швеции. После возвращения в Россию они работали на высоком уровне мировой науки и использовали передовые методы для обучения студентов.
Кого и как принимать в студенты?
В проекте об учреждении Московского университета говорилось о том, кого и как следует принимать в студенты. «Всяк желающий в университете вышним наукам учиться, должен явиться у директора, который прикажет профессорам его экзаменовать, и ежели явится способен к слушанию профессорских лекций, то, записав его в число университетских студентов и показав ему порядок учения, приличный его склонности и будущему состоянию, отослать при письменном виде к тем профессорам, у кого какие лекции слушать имеет». «В ободрение» студентам позволялось носить шпагу как знак принадлежности к высшему сословию.
Профессорам рекомендовано было жить «в близости от университетского дому, дабы в прохаживании туда и назад напрасно время не теряли».
В 1786–1793 годах на углу улиц Большой Никитской и Моховой для университета построили специальное здание по проекту архитектора М.Ф. Казакова, которое существует и сейчас на улице Моховой, дом 11 (Институт стран Азии и Африки). В 1791 году открылась университетская церковь Святой Татьяны.
Во время пожара 1812 года университет горел и потом был реконструирован по проекту Д. Жилярди в 1817–1819 годах. Вблизи этого основного здания в 1833–1836 годах построили ещё одно, перед которым был установлен памятник Ломоносову (улица Моховая, дом 9, факультет журналистики).
Постройку нового университетского комплекса на Ленинских (Воробьёвых) горах по проекту архитекторов Л.В. Руднева, С.Е. Чернышёва, П.В. Абросимова, А.Ф. Хрякова начали в 1949 году. Главное здание МГУ, аудитории которого открылись в 1953 году, — одна из семи сталинских высоток. Там же был установлен ещё один памятник Ломоносову. В 1970, 1980 и 2000-х годах на огромной территории вокруг главного здания было построено ещё несколько больших корпусов и здание библиотеки.
С философского на юридический и медицинский
Все студенты вначале должны были учиться три года на философском. Это объяснялось слабой в XVIII веке дифференциацией наук. К тому же, несмотря на название, на факультете студенты изучали не только философию, но и основы математики, механики, физики, экономических и словесных наук.
После трёх лет обучения часть учеников оставалась на философском факультете для дальнейшей специализации в гуманитарных науках и физике, а остальные продолжали образование на юридическом и медицинском факультетах. На медицинском, кроме врачей, готовили также химиков и биологов.
Уже с первых дней существования университета в нём были созданы лаборатории, обсерватория, библиотека, типография, анатомический театр. С 1756 года в университетской типографии печатали первую городскую газету «Московские ведомости» (выходила до ноября 1917 года).
До 1830-х годов, пока не был построен второй большой корпус на Моховой, заниматься приходилось в тесноте. Лекции проходили с восьми утра до 12 часов дня, затем шёл перерыв на обед, и потом занятия продолжались — с двух часов дня до шести вечера.
Система управления и собственный суд
До 1804 года университет управлялся назначаемым чиновниками директором и находился под контролем Сената. Университетский устав 1804 года вводил принципы университетской автономии. Этот означало, что университет является самоуправляющейся организацией и имеет судебный иммунитет относительно светской и духовной власти, то есть неподсудность профессоров и студентов любым судам, кроме университетского. В 1848 году при Николае I выборность ректора университета была отменена.
По уставу 1863 года право университета по выборам на университетские должности было восстановлено. Уставом 1884 года было ликвидировано самоуправление: ректор, деканы и профессора стали назначаться Министерством народного просвещения. В 1905 году самоуправление было частично восстановлено, вернулась выборность ректора и декана, но уже в 1911 году эта автономия была отменена.
Первые студенты — медики и юристы
За весь период существования университета число его студентов постоянно увеличивалось. Если в XVIII веке насчитывалось чуть больше 100 студентов, то в 1811 году их было уже 215, в 1825-м — 876, а в 1848-м — 1168. Больше всего в университете было медиков (40 процентов), около 30 процентов — юристов, далее шли филологи. Меньше всего было математиков (менее 10 процентов).
Как рос престиж университета? После великих реформ конца 1850-х — начала 1870-х годов престиж высшего образования вырос, что было связано с формированием рынка интеллектуального труда. Во всех сферах повседневной жизни России были востребованы образованные специалисты — врачи, юристы, инженеры, преподаватели. В 1870–1880-х годах приток абитуриентов в Московский университет был столь велик, что он не справлялся с резким увеличением количества студентов, мечтающих получить востребованную в обществе специальность врача. Материальная база была недостаточной, что выражалось в нехватке аудиторий для лекций и лабораторий для практических занятий.
В 1878 году количество студентов на медицинском факультете дошло до огромной цифры — 1539 человек, на первом курсе было 486 студентов, на втором — 394 студента. Из своих специальных средств университет израсходовал на содержание двух параллельных отделений и на дополнительное вознаграждение преподавателям 30 тысяч рублей, но этим удалось лишь временно снять напряжение. Проблема не была решена.
В результате совет университета обратился в Министерство народного просвещения с просьбой «установить в виде временной меры комплект курса не более 250 студентов» с преимущественным правом зачисления лиц, окончивших курс в средних учебных заведениях Московского учебного округа. Министерство было вынуждено принять 3 июня 1881 года непопулярное постановление «Об ограничении числа студентов на медицинском факультете Московского университета, чтобы общее число не превышало бы 250» и применить его начиная с 1881/1882 учебного года.
В студенты за казённый счёт
Как осуществлялось финансирование университета? Если по первому уставу 1755 года на содержание университета отпускалось всего 10 тысяч рублей в год, то по уставу 1804 года Московскому университету, находившемуся под высочайшим покровительством, полагалась штатная сумма в размере 130 тысяч рублей.
В отличие от европейских университетов, обучение в Московском университете в XVIII веке было бесплатным. Даже предусматривалось содержание 30 малоимущих студентов за казённый счёт. Плата за слушание лекций впервые была установлена в 1816 году и равнялась 28 рублям 57 копейкам. По университетскому уставу 1835 года, которым был установлен четырёхлетний срок обучения, плата была постепенно повышена и к 1845 году составила 40 рублей в год. Именным царским указом от 31 декабря 1848 года «Об установлении постоянного количества платы с слушающих лекции и за обучение в высших и средних учебных заведениях» было предписано с нового 1849/1850 учебного года установить постоянную плату 50 рублей серебром, и эта сумма не была повышена в последующие 67 лет вплоть до 1917 года.
Но при этом в 1849 году было установлено, что общее число студентов университета должно составлять 300 человек, с воспрещением приёма студентов, пока «наличное число не войдёт в сей узаконенный размер» (за исключением казённокоштных студентов и студентов медицинских факультетов).
Стипендии и пособия
В университетском уставе 1863 года было записано, что «успешным студентам могут быть назначаемы стипендии и пособия». В 1860 году в Императорском Московском университете имелась 131 казённая стипендия (больше всего — 120 стипендий — на медицинском факультете); 78 стипендий общественных (от приказов общественного призрения, Московского воспитательного дома, разных учебных округов, дворянства и других) и 43 стипендии от частных лиц. Остальные же 85 процентов студентов (1403 человека из 1653) были своекоштными, то есть оплачивали обучение из собственных средств.
К примеру, Антон Чехов получил профессию врача в Московском университете на стипендию Таганрогского городского общественного управления. Стипендия составляла 300 рублей в год, Чехов получал её ежегодно из Таганрога тремя частями по 100 рублей.
Сейчас в Московском университете 41 факультет и более 300 кафедр. Здесь обучаются 35 тысяч студентов.
Какие три факультета были первыми в московском университете
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711−1765).
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
В первой половине ХХ века университет был одним из центров передового научного знания и духовной жизни России. С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца XIX-начала XX века: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. В университете учились или преподавали известные деятели ведущих политических партий России.
Подъем революционного движения накануне Первой мировой войны также затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. На университетской жизни тяжело отразился раскол общества в ходе революции. Часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Тем не менее, преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и другие.
Великая Отечественная война 1941−1945 годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной армии. Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы.
За годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли значительный вклад в дело обороны страны, развития ее экономики. Более 3 тысяч научных разработок было выполнено в МГУ за военное четырехлетие.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Из истории МГУ.
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета 25 января 1755 года.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.
В соответствии с § 22 «Проэкта об учреждении Московского университета» обучение на всех его факультетах должно было длиться три года. Зачисление в студенты университета согласно § 23 производилось по результатам экзамена, во время которого желавший обучаться в университете должен был показать, что «способен к слушанию профессорских лекций».
В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.
Фасад первого здания университета.(Здание Ратуши, позднее Присутственных мест на Красной Площади, у Воскресенских ворот.) 1816г. Чертёж Осипа Бове, руководившего восстановлением центра Москвы после пожара 1812 года.
В этом доме, перестроенном под учебное заведение, 26 апреля 1755 г. состоялось официальное открытие — «инавгурация», как тогда говорили, — гимназии Императорского Московского университета, а вместе с ней и самого университета.
Учреждение Московского университета представлялось в указе императрицы Елизаветы исполнением замысла ее родителя и государя Петра I, связывавшего благополучие России с распространением полезных знаний среди ее населения. Университет мыслился в соответствии с такими взглядами в качестве просветительского центра, который должен был подготовить достаточное количество «национальных достойных людей», способных преподавать науки в созданных «по знатным российским городам» училищах, «от которых и во отдаленном простом народе суеверие, расколы и тому подобные от невежества ереси истреблятся». Вместе с тем в Указе выражалась надежда на то, что воспитанные и обученные пристойным образом молодые люди станут пригодными для государственной службы и для умножения славы своего отечества.
Очевидно, что главную роль в подготовке таких лиц призван был играть юридический факультет Московского университета. На философский факультет возлагалась вспомогательная функция. Обучаясь здесь в течение трех лет общеобразовательным наукам (логике, метафизике, нравоучению, красноречию, всеобщей и российской истории и т. п.), студенты готовились тем самым к восприятию «высших наук» на юридическом или медицинском факультетах.
Университетская астрономическая обсерватория на Пресне.
Занятия в Московском университете начались 1 июня 1755 г. со вступительной лекции на русском языке Н. Н. Поповского, ученика М. В. Ломоносова. Основными ее темами были роль философии в познании мира и необходимость в преподавании этой науки в Московском университете на русском языке. В сентябре-октябре 1755 г. численность казеннокоштных студентов была увеличена до тридцати человек. Первый набор был на этом завершен: Московский университет начал действовать. Однако ни юридический, ни медицинский факультеты в то время еще не выделялись в качестве самостоятельных подразделений университета.
Первый профессор, призванный преподавать на юридическом факультете, прибыл в Москву 28 сентября 1756 г. Это был Филипп-Генрих Дильтей (1723—1781) — доктор права из Майнца. В каталоге лекций 1759 г. сначала перечислялись науки, преподававшиеся на юридическом факультете, и назывался их преподаватель — Ф.-Г. Дильтей, затем указывалось имя преподавателя медицинского факультета Керштенса (единственного в то время) и обозначались читавшиеся им лекционные курсы, затем назывались преподаватели философского факультета (среди них и Н. Н. Поповский) и преподававшиеся ими науки.
Михаил Васильевич Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности; «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования отправляли в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
При Екатерине II университет переехал в здание на противоположной стороне Моховой улицы, построенное в период между 1782 и 1793 годами по проекту Матвея Казакова. Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью.
Вид здания Московского университета. Современная копия с акварели неизвестного художника. 1790-е гг.
Огромную материальную помощь Университету оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них – богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и других.
На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года – первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
Миниатюра, акварель: Главный корпус Университета в 1820-е гг.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
Группа студентов у здания Московского университета 1880.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественно-научные коллекции, приборы.
Актовый зал Московского университета. Фотография конца XIX в.
Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. На четырех факультетах университета – историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском – учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам. По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX – начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).
Московский университет. 1911. К. Юон. Бумага, акварель.
Подъем революционного движения накануне первой мировой войны также затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них – ученые с мировым именем: К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, В.И. Пичета и др. Правительство ответило исключением из университета более тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных учащихся. Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914 году первой мировой войной.
Профессора Московского университета, подавшие в отставку в знак протеста против произвола властей.
После революции 1917 года в судьбе высшей школы произошли значительные изменения. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование. Для того, чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный Рабочий факультет. Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин.
Cтарое здание Московского Университета на Моховой. Начало XX века.
Вместе с тем часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Определенный ущерб причинили и реорганизации 20–30-х годов, затеянные в погоне за увеличением числа специалистов. Из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты, и на их базе созданы самостоятельные вузы.
«Новое» здание Московского университета, 1912 год.
В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет. К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тыс. студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.
С октября 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года – в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских полчищ под Москвой. Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак, и зажжен Вечный огонь Славы.
1947 год.
В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку. Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа.»
Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и генералиссимус объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно. «…И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии! – добавил великий вождь и уточнил у Несмеянова: – Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат!» Тут в разговор вмешался Молотов: «Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!» – «Хорошо, оставляем три тысячи комнат!»
1951-1952
Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, придумавший небоскреб Дворца Советов. Однако за несколько дней до утверждения «в верхах» всех чертежей зодчего от этой работы отстранили. Создание самой грандиозной из сталинских высоток было поручено группе архитекторов, возглавляемой Л.В. Рудневым. В составе МГУ появились новые факультеты: Институт восточных языков (с 1972 года – Институт стран Азии и Африки при МГУ), факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения. Общее число студентов дневного отделения возросло с 13 тысяч в 1953 году до 31 тысячи в 2001 году.
Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (сейчас Центр международного образования).
Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около 180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения. В настоящее время Московский университет включает 29 факультетов, а также 9 научно-исследовательских институтов. На факультетах Университета представлено более 300 кафедр. В МГУ обучается более 31 тыс. студентов и около 7 тыс. аспирантов. Численность профессоров и преподавателей составляет 4 тыс. человек. Кроме того, в университете работает около 5 тыс. научных сотрудников.
Ранее пост был тут.
Рубрики: | История России Праздники |
Метки: история россии интересно университет татьянин день день студента
Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям