какие три подхода применяются на сегодняшний день в рфв образовании детей с овз
Какие три подхода применяются на сегодняшний день в рфв образовании детей с овз
В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.
Надомное обучение детей с ОВЗ
Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.
Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.
Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно.
Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Семейное обучение детей с ОВЗ
Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.
Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.
Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.
Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»
«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы. Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов. Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем наставничество.
Как проходят занятия
Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.
Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.
Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.
В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.
Как поступить в «Фоксфорд» детям с ОВЗ или инвалидностью
«Домашняя школа Фоксфорда» рада помочь в организации учебного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью независимо от выбранной семьёй формы обучения. Для «надомников» наши курсы станут отличным подспорьем, компенсирующим нехватку учебных часов. Приверженцам семейного обучения мы даём прекрасные знания и оказываем консультативную помощь.
Учеником домашней онлайн-школы «Фоксфорда» может стать школьник с 1 по 11 класс, не имеющий ментальных нарушений и прошедший входные тестирования. Тесты обычно проводятся дистанционно перед началом учебного года.
Чтобы лучше понять, как дети с инвалидностью учатся в онлайн-школе «Фоксфорда», почитайте историю хоумскулинга семьи Доманиных. У двенадцатилетней Насти детский церебральный паралич, но её мама Елена отстояла право дочери учиться наравне со всеми.
О том, как присоединиться к «Домашней школе Фоксфорда», вы можете узнать на странице зачисления. Заполните заявку, наш сотрудник свяжется с вами и ответит на вопросы об образовании детей с инвалидностью и ОВЗ.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Анализ образования детей с ОВЗ в России
кожевникова оксана
Анализ образования детей с ОВЗ в России
Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие образовательных услуг изменившимся потребностям людей, их сообществ, государства. Достижение социального равенства в получении образования возможно через расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями в условиях общего, интегрированного образования и оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
В России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета был выделен 1 миллиард рублей, в 2011-2012 годах ежегодный объем финансирования составит 2,5 миллиарда.
В настоящее время на дому в дистанционной форме обучается уже более 3 тысяч детей. Предполагается, что по итогам Национального проекта до 2012 года такую возможность получит большинство детей, обучающихся на дому (по данным из регионов, это около 30 тысяч школьников). Всего же более 44 тысяч ребят проходят надомное обучение.
По данным Министерства образования и науки РФ, с 2008 – 2010 годов модель инклюзивного образования внедряется (в порядке эксперимента) в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ,среди которых: Москва, Архангельск, Самарская область, столица Республики Бурятия, Ухта (Республика Коми, Республика Карелия (Петрозаводск, Сортавала, Томск, Воронеж, Санкт-Петербург, Хабаровск, республики Северного Кавказа 1.
Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Также, «во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов. В рамках указанного мероприятия планируются развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» 3.
Под указанные мероприятия расписано: 19741,39 млн. руб., однако эти мероприятия подразумевают не только социализацию детей с ОВЗ, но и поддержку талантливых детей, а также социализацию всех категорий детей.
Проблемы реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья в виде общей формулировки заявлены в проекте Государственной программы развития образования до 2020. Однако не рассмотрены проблемы инклюзивного образования, речь идет только о дистанционном образовании и образовании в специальных (коррекционных учреждениях).
В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.
К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения единый механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Создание и законодательное закрепление такого механизма является одним из важнейших условий для осуществления инклюзии в образовании и реформирования образовательной политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями.
«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.
У нас — Радость На детский сад пришла награда. К Сертификату выслали: Лицензию на применение Знака соответствия и Протокол тестирования. Орган по сертификации:.
Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:
Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции.
2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?
Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
3. Какие документы нужны для обследования?
Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:
Также необходимы документы в соответствии с выбранной при подаче заявления на ЦПМПК целью обращения:
Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
4. Как записаться на обследование?
Для записи на Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) понадобится медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы в соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы № 297 от 1 апреля 2013 года. Перечень медицинских организаций, в которых можно получить медицинское заключение, представлен в приказе.
Прием в ЦПМПК города Москвы осуществляется согласно предварительной записи на mos.ru. По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания. Информация о готовности заключения поступает в Личный кабинет заявителя на mos.ru.
Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.
5. Что делать, если специальные условия обучения не нужны, но нужна психологическая помощь?
Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая помощь (занятия с психологом, логопедом), социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.
Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе образовательной организации, которую посещает ребенок. Для этого нужно обратиться в психолого-педагогический консилиум (ППК) образовательной организации. Психолого-педагогическая, социальная помощь оказывается ребенку на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей). Обращение в ЦПМПК города Москвы в этом случае не требуется.
Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзия
Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.
Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:
Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.
Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.
Частичная форма обучения.Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).
Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.
В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.
Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ.Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе.
Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.
Другие материалы по теме:
Домашнее обучение
Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.
Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.
Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.
«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.
Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома».
Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.
Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.
Заочное семейное обучение. Экстернат
Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления.
Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время.
Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах.
Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.
Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.
К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.
Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.
Дети с ОВЗ, или Школа, открытая для всех
Закон «Об образовании в РФ» гарантирует равные условия для получения качественного образования всем детям, включая тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Это означает, что все школы по желанию родителей и направлению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) обязаны принять учеников с особыми образовательными потребностями и обеспечить для них специальные условия для получения образования. Для обозначения совместного обучения в законе употребляется термин «инклюзивное образование», который все активнее входит в нашу повседневную жизнь.
Как это было раньше?
Но так было не всегда. До того как Закон «Об образовании в РФ» вступил в силу, обучение детей с ОВЗ было «делом рук самих утопающих», то есть родителей таких детей. Все зависело от их силы воли и стремления достичь желаемой цели.
Еще недавно полагали, что дети с синдромом Дауна необучаемы, рождение такого ребенка считалось чуть ли не приговором. Однако благодаря усилиям заботливых и целеустремленных родителей такие дети способны добиться многого.
Об этом написал телеведущий и журналист Михаил Комлев в книге «Как общаться с солнечными детьми?».
Мы поговорили с родителями таких детей, чтобы представить себе ситуацию недавнего прошлого.
«Сейчас у людей столько возможностей для образования детей-инвалидов, а в наше время (в 1990-е годы) такого не было, — вспоминает Зинаида Вострикова, мама Андрея с синдромом Дауна. — О том, чтобы отдать сына в обычную школу, я даже не мечтала, поскольку с большим трудом мне удалось его устроить в коррекционную. И то не с первой попытки, поскольку во многих местах директора трясли передо мной приказами и постановлениями, согласно которым дети с синдромом Дауна необучаемые и в такие школы не принимаются. Но все-таки нашлись люди, которые отнеслись с пониманием и помогли нам поступить на обучение в коррекционную школу. Но я и сама очень старалась, много с ним занималась, учила его писать и читать».
По окончании школы Андрей выучился на кондитера, но по специальности работу с таким диагнозом не найти, по крайней мере в Воронеже, где он проживает.
Тем не менее жизнь Андрея складывается успешно: он чемпион специализированной Олимпиады по спортивной гимнастике. Сейчас ему 31 год.
Рамзия Зарипова, мама Лейсан, у которой тоже диагноз «синдром Дауна», в свое время была вынуждена преодолеть немало препятствий для того, чтобы дать образование дочери.
Условий в небольшом поселке в Республике Татарстан, где проживает их семья, для этого практически не было. Попытки организовать для Лейсан надомное обучение не увенчались особым успехом: учителя приходили редко, о том, как обращаться с таким ребенком, представления не имели. Тогда родителям Лейсан пришлось самим взяться за образование дочери, более того, немало усилий они потратили на то, чтобы привить ей интерес к спорту, и это им удалось в полной мере.
Сейчас Лейсан 22 года, она увлекается настольным теннисом, является тренером по танцевальной Zumba и с недавних пор начала заниматься силовой Zumba. На ее счету несколько побед во всероссийских и международных спортивных соревнованиях и конкурсах.
Рамзия Зарипова ведет страничку в Facebook, на которой делится успехами своей дочери и старается вселить оптимизм в других. Вот лишь некоторые цитаты:
«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать».
«Мы сами придумываем себе проблемы, преграды, комплексы и рамки. Освободи себя – вдохни жизнь, и поймешь, что ты можешь все».
«И сегодняшний день прошел не зря. Идем домой после тренировок. Лейсан вся светится от счастья. Ее улыбка придает мне силы, вдохновляет, мотивирует. Вместе с Лейсанкой я и себя настраиваю на успех, шепчу про себя: «Только не ленись, только не переживай, все у тебя получится!» Нам ни в коем случае нельзя отрывать взгляд от своей цели. Если ты в себя не веришь, кто же поверит? Нужно постараться сделать жизнь вокруг себя красивой. Когда мы сильно этого хотим, вся Вселенная будет способствовать этому. Всем добра!»
Вот еще одна судьба человека с синдромом Дауна — Влада Ситдикова из Москвы (сегодня он чемпион по жиму штанги).
С образованием ему повезло чуть больше, чем Лейсан Зариповой и Андрею Вострикову, — может быть, благодаря тому, что он москвич.
«Влад весьма успешно учился в обычной школе до 7-го класса. Потом я сама, по собственной инициативе, перевела его в коррекционную школу, — рассказывает его мама Марина Ситдикова. — Мне хотелось, чтобы он овладел навыками самообслуживания, и хотя я его сама этому учила, но в школе, как мне тогда казалось, условий для этого больше. У них была специальная комната, оборудованная всей необходимой бытовой техникой: холодильником, стиральной машинкой, духовкой. Но, как потом выяснилось, детям эти приборы только показывали и объясняли, как этим пользоваться, а на практике не разрешали ни к чему прикасаться. Правда, в мастерских их обучали работать по дереву на станках.
А вот психологической помощи никакой ребятам не оказывалось, хотя психолог в школе работал, и был кабинет психологии, но там ребята только смотрели мультики.
В общем, я в коррекционной школе разочаровалась. При наличии ресурсов, хорошего оборудования должной работы с детьми не проводилось, и многое оказалось фикцией.
Боюсь, что инклюзивное образование тоже станет фикцией, если учителя не захотят заниматься с такими детьми, а родители здоровых учащихся будут сопротивляться совместному обучению».
«Можно иметь какие угодно ресурсы, но они не сработают, если у людей «разруха в головах», — делает вывод Марина Ситдикова.
День сегодняшний: программы, нормативы, ресурсные классы
В п. 3 ст. 79 закона об образовании подробно разъясняется, какие именно условия должны быть созданы для детей с ОВЗ: от использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания до организации доступа в здания школ и «другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». В п. 4 ст. 79 уточняется, что образование таких обучающихся может быть организовано как в отдельных учреждениях, так и в обычных школах – в отдельных классах, группах или совместно с другими детьми.
В 2015 году был принят ФГОС для детей с ОВЗ, предусматривающий 4 типа адаптированных основных общеобразовательных программ.
1-й вариант: обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;
2-й вариант: обучающийся получает такое же образование, как дети без ограничений по здоровью, но в пролонгированные сроки обучения;
3-й вариант: обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);
4-й вариант: обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития).
Подробнее об адаптированных основных общеобразовательных программах читайте здесь.
На основе каждого варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР) для детей с ОВЗ.
Кроме этого, разработаны СанПиНы, регламентирующие количество детей с ОВЗ в обычном классе.
Вместе с понятием «инклюзивное образование» педагогический лексикон обогатился термином «ресурсный класс», который создается для детей с ОВЗ в стенах общеобразовательной школы. Предполагается, что такие классы обладают всеми необходимыми «ресурсами»: специалистами, методиками, оборудованием.
В настоящее время отрабатывается 3 модели инклюзивного образования:
О том, как работает ресурсный класс на практике, рассказывает Наталья Лахина, учитель ресурсного класса школы № 9, г. Воронеж:
«1 сентября 2015 года в нашей школе был открыт ресурсный класс для подготовки к совместному обучению детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Если диагноз РАС ничем не отягощен, ребенок может обучаться вместе со всеми, у него необходимо сформировать только навыки общения, и он может заниматься по обычной программе. Если сопутствующий диагноз «задержка психического развития», то он нуждается в пролонгированном обучении, по завершении которого может получить аттестат. Однако есть такие нарушения, при которых дети не смогут получить цензовое образование, и тогда для их обучения должны быть созданы условия обучения по адаптированной программе».
Нина Овчарова, тьютор ресурсного класса школы № 92, г. Воронеж:
«Есть несколько критериев, по которым мы видим, готов ли ребенок к переводу в общеобразовательный класс. При этом уровень инклюзии бывает разным: одни дети готовы к совместному обучению на 100%, другие на 60%, то есть они могут посещать занятия по некоторым предметам (например, физкультуру, технологию, ИЗО), остальные дисциплины изучаются индивидуально».
Педагоги отмечают, что введение инклюзивного образования требует специальной предварительной подготовки, в процессе которой происходит не только обучение педагогов и разработка методических, правовых документов, но также психологическая подготовка родителей и детей из обычного класса к принятию сверстников с различными нарушениями здоровья.
Это чрезвычайно важный, а может быть, и самый главный момент, без которого инклюзивное образование просто не состоится.
На вопрос о том, как преодолеть эти трудности, отвечают специалисты-практики.
Ирина Жидкова, заместитель директора по коррекционной работе Котовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Тамбовская область:
— Самая большая проблема — научиться работать с такими детьми и принимать их особенности. Мы должны относиться к ним уважительно и учитывать их интересы. Если мы будем толерантны по отношению к таким детям, то многие трудности будут сняты.
Анна Кузнецова, дефектолог, учитель класса для детей со сложными и множественными дефектами красноярской общеобразовательной школы № 5:
— Сейчас многое делается для просвещения людей в этом плане: по телевидению идет социальная реклама под лозунгом «Люди так не делятся», документальные фильмы, такие как «О любви», «Антон тут рядом».
Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет. Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни.
Начиная с детского сада, надо проводить уроки доброты. Малыши нормально воспринимают своих сверстников с различными нарушениями, у них нет отторжения по отношению к ним. Если вся группа после детского сада переходит в первый класс вместе с больными ребятами, никаких проблем с инклюзией в школе уже не возникнет.
Для «обычных» детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности приведет к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру.
В свою очередь, детям с особенностями развития постоянное общение со здоровыми сверстниками дает возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала.
Нельзя не оценить тот момент, что инклюзивное воспитание и образование дает семье ребенка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, дает возможность стремиться вместе с ребенком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей.
Это интересно: О правах ребенка
Роман Реуэль, директор школы «Ковчег», г. Москва:
— В школе надо создать такие условия, которые заинтересуют всех детей — и с ограниченными возможностями, и здоровых. Например, в кружок керамики у нас ходят самые разные дети, в ансамбле скрипачей наряду с обычными детьми играет слабослышащий мальчик.
Музей и школа выполняют одинаковые задачи.
Михаил Комлев, телеведущий, журналист, автор книги «Как общаться с солнечными детьми?», дает рекомендации педагогам, как строить отношения с детьми, имеющими синдром Дауна:
Социализация детей с ОВЗ
Стандарты для детей с ОВЗ наряду с академическим компонентом предусматривают и социализацию ребенка, причем, чем глубже интеллектуальные нарушения в его развитии, тем больше времени потребуется на решение этой задачи. Как в связи с этим должна перестроиться урочная и внеурочная деятельность школы?
Отвечает Елена Дробышева, учитель-логопед школы № 29 Энгельсского муниципального района Саратовской области:
— Учитель должен знать и учитывать в своей работе с особенными детьми множество разнообразных нюансов, придерживаясь принципа «Не навреди!». Допустим, дети с интеллектуальными нарушениями не способны на слух воспринять материал, многие понятия они способны усвоить только благодаря зрительным ориентирам и тактильным ощущениям. Внеклассная работа тоже должна быть индивидуализирована и направлена на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка в тех областях, в которых он проявляет особые способности. Например, если ребенок с аутизмом не может петь и танцевать, но прекрасно рисует и лепит, предоставьте ему такую возможность. Важно у ребенка с каким-либо ограничением здоровья найти тот сохранный ресурс, благодаря которому можно с ним двигаться дальше. Способности каждого надо развивать, только тогда ребенок даст нам положительную динамику развития и достигнет успеха в той или иной области. И конечно, большое внимание надо уделять успешной социализации и дальнейшей профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация — это еще и экскурсии, на которых дети учатся себя правильно вести в общественных местах, и походы в магазин, где оттачивается умение общаться с продавцом и считать сдачу, и заказ платья в ателье. Это важно для умственно отсталых, для слепых, глухих детей. Самостоятельно они к этому не придут, это требует специального обучения.
Конечно, ответить в одной статье на все вопросы про инклюзивное образование невозможно. Тема эта новая и многогранная.
А пока ответим на главный вопрос: что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование — это не только доступная среда, но и готовность педагогов и детей встречать таких ребят. Нужно быть готовыми постоянно меняться самим и менять уклад школы, расписание занятий. Школа должна подстраиваться под особенности каждого ребенка и работать с родителями.
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.