какие три положения соответствуют взглядам славянофилов
Какие три положения соответствуют взглядам славянофилов
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Славянофилы были ретроградами, зовущими Россию назад, в прошлое».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— славянофилы восхваляли общину как идеальную первичную форму общественного устройства, дающую возможность уберечь Россию от пороков европеизации; этим славянофилы защищали архаичный институт, существование которого тормозило развитие социально-экономических отношений;
— Земский собор, на созыве которого настаивали славянофилы, должен был играть роль только «советчика» царя, но не ограничивать его власть; это означало, что славянофилы стремились сохранить и, с помощью созыва Земского собора, укрепить самодержавие в России;
— славянофилы критиковали реформаторскую деятельность Петра I за то, что он попытался направить развитие России по европейскому пути;
2) в опровержение, например:
— славянофилы выступали за созыв совещательного представительного органа – Земского собора; объективно это требование, в условиях существования в России абсолютной монархии, было прогрессивным;
— славянофилы выступали за отмену крепостного права, что было необходимо для успешного развития страны;
— славянофилы выступали за свободу слова и печати, которая отсутствовала в николаевской России, но была необходима для развития социально-политической сферы жизни общества;
— славянофилы резко критиковали реалии николаевской России: продажную бюрократию, царский неправый суд с лихоимством судей;
— сами славянофилы заявляли, что нужно воротиться не к состоянию древней России (это значило бы костенение, застой), а к пути древней России.
Могут быть приведены другие аргументы.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 5 | ||||||||||||||||||||
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 | ||||||||||||||||||||
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 3 | ||||||||||||||||||||
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 2 | ||||||||||||||||||||
Приведён только один аргумент в подтверждение оценки. ИЛИ Приведён только один аргумент в опровержение оценки | 1 | ||||||||||||||||||||
Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Какие три положения соответствуют взглядам славянофиловПрочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название общественного движения, о взглядах представителя которого идёт речь. Речь идет о марксистах. Они считали пролетариат революционным классом. Г. В. Плеханов был «первым» марксистом в России, так как первым переводил произведения Маркса на русский язык. Правильный ответ указан под номером: 4 Выберите из списка три положения, характерных для взглядов славянофилов, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу. 1) принятие конституции 2) самобытность истории России 3) отмена крепостного права 4) развитие России по законам мировой истории 5) необходимость утверждения буржуазных порядков 6) возвращение к Земским соборам 1) принятие конституции — НЕТ, неверно. 2) самобытность истории России — ДА, верно. 3) отмена крепостного права — ДА, верно. 4) развитие России по законам мировой истории — НЕТ, неверно. 5) необходимость утверждения буржуазных порядков — НЕТ, неверно. 6) возвращение к Земским соборам — ДА, верно. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Славянофилы являлись приверженцами консерватизма». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: Аргументы в опровержение: Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: — В области государственного устройства предлагали сохранить Монархию+совещательное народное представительство; Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху. 2) в опровержение, например: — Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху — можно заимствовать фабрики, железные дороги Могут быть приведены другие аргументы. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Славянофилы являлись приверженцами консерватизма». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: Аргументы в опровержение: Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: — В области государственного устройства предлагали сохранить Монархию+совещательное народное представительство; Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху. 2) в опровержение, например: — Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху — можно заимствовать фабрики, железные дороги Могут быть приведены другие аргументы. Какие три положения соответствуют взглядам славянофилов? 1) крестьянская община — ячейка социализма в России 2) православие определило мировоззрение и историческую судьбу русского народа 3) сохранение крепостного права как традиционной основы России 4) необходимо возродить Земские соборы, чтобы мнение народа было известно власти 5) крестьянская община — основа русской жизни, в её устройстве отражены черты русского характера 6) реформы Петра I способствовали ускорению развития страны, были прогрессивны и необходимы 1) крестьянская община — ячейка социализма в России — НЕТ, неверно, взгляд народников. 2) православие определило мировоззрение и историческую судьбу русского народа — ДА, верно. 3) сохранение крепостного права как традиционной основы России — НЕТ, неверно, взгляд консерваторов. 4) необходимо возродить Земские соборы, чтобы мнение народа было известно власти — ДА, верно. 5) крестьянская община — основа русской жизни, в её устройстве отражены черты русского характера — ДА, верно. 6) реформы Петра I способствовали ускорению развития страны, были прогрессивны и необходимы — НЕТ, неверно, взгляд западников. На реформаторский курс начала царствования Александра I повлияло его воспитание в духе идей 3) сторонников теории «официальной народности» 4) либеральных народников Учителем Александр I был швейцарец Лагарп, который привил своему воспитаннику любовь к республиканской форме правления в духе идей века Просвещения. Правильный ответ указан под номером: 2 Какие из перечисленных положений характеризуют взгляды славянофилов? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) крестьянская община, «выдержавшая вековой гнёт государства и помещиков», — ячейка будущего социалистического общества 2) монархия — проявление суверенитета народа, его свободной воли 3) Россия — европейская страна, отставшая в развитии от западноевропейских держав 4) крестьянская община — образец общегосударственного устройства, организатор жизни крестьян в соответствии с христианскими заповедями 5) раскол в обществе, отделение в культурном отношении «служилого класса» от народа — следствие реформ Петра I 6) революция — дело интеллигентского меньшинства, а не народа 1) крестьянская община, «выдержавшая вековой гнёт государства и помещиков», — ячейка будущего социалистического общества — НЕТ, неверно, это взгляды народников. 2) монархия — проявление суверенитета народа, его свободной воли — ДА, верно. 3) Россия — европейская страна, отставшая в развитии от западноевропейских держав — НЕТ, неверно, это взгляды западников. 4) крестьянская община — образец общегосударственного устройства, организатор жизни крестьян в соответствии с христианскими заповедями — ДА, верно. 5) раскол в обществе, отделение в культурном отношении «служилого класса» от народа — следствие реформ Петра I — ДА, верно. 6) революция — дело интеллигентского меньшинства, а не народа — НЕТ, неверно, это взгляды народников. Назовите императора, правившего Россией в период, о котором идёт речь. Укажите годы его правления. Какое событие, произошедшее при вступлении на престол этого императора, в значительной степени повлияло на его деятельность, способствовавшую созданию обстановки в стране, о которой сказано в отрывке? Прочтите отрывок из «Воспоминаний» Б. Н. Чичерина. «В то время в России не было никакой общественной жизни, никаких практических интересов, способных привлечь внимание мыслящих людей. Всякая внешняя деятельность была подавлена. Государственная служба представляла только рутинное восхождение по чиновной лестнице, где протекция оказывала всемогущее действие. Точно так же и общественная служба, лишённая всякого серьёзного содержания, была поприщем личного честолюбия и мелких интриг. В неё стремились люди, которых тщеславие удовлетворялось тем, что они на маленьком поприще играли маленькую роль. При таких условиях всё, что в России имело более возвышенные стремления, всё, что мыслило и чувствовало не заодно с толпою, всё это обращалось к теоретическим интересам, которые за отсутствием всякой практической деятельности открывали широкое поле для любознательности и труда. Однако и в этой области препятствия были громадные. При тогдашней цензуре немилосердно отсекалось всё, что могло бы показаться хотя отдалённым намёком на либеральный образ мыслей. Хотя, разумеется, и в университете не допускалась проповедь либеральных начал, однако под защитой просвещённого попечителя слово раздавалось свободнее, можно было, не касаясь животрепещущих вопросов, в широких чертах излагать историческое развитие человечества. И когда из стен аудитории это слово раздалось в поучение публики, то оно привлекло к себе всё, что было мыслящего и образованного в столице. Московский университет сделался центром всего умственного движения в России. Это был яркий свет, распространявший лучи свои повсюду, на который обращены были все взоры. В особенности кружок так называемых западников, людей, веровавших в науку и свободу, в который слились все прежние московские кружки, и философские и политические, исключая славянофилов, собирался вокруг профессоров Московского университета». Какие три положения соответствуют взглядам славянофиловПри выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1–11 является последовательность цифр или слова (словосочетания). Имена российских государей следует писать только буквами. Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) отмена крепостного права в России 2) Ноябрьская революция в Германии 3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Б) принятие «Стоглава» В) битва на реке Воже Г) принятие Декрета о земле Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XVIII—середины XIX в. 2) думская монархия Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. Укажите термин, о котором идёт речь. «Должностное лицо в России, назначавшееся для разбора споров и жалоб, возникавших между крестьянами и помещиками в период реализации Положений 19 февраля 1861 г.» Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Прочтите отрывок из документа и назовите императора, его подписавшего. (В ответе запишите его имя и порядковый номер, например Александр Первый). «Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое настроение народное и угроза целости и единству державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле». Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и политического деятеля. «Действия повстанческих отрядов вносили подчас весьма серьёзные осложнения в стратегию всех борющихся сторон, ослабляя попеременно то одну, то другую, внося хаос в тылу и отвлекая войска с фронта. Объективно повстанчество являлось фактором положительным для нас на территории, занятой врагом, и тотчас же становилось ярко отрицательным, когда территория попадала в наши руки. Поэтому с повстанчеством вели борьбу все три режима — петлюровский, советский и добровольческий. Даже факты добровольного перехода к нам некоторых повстанческих банд являлись только тяжёлой обузой, дискредитируя власть и армию. «Наибольшее зло, — писал мне генерал Драгомиров, — это атаманы, перешедшие на нашу сторону, вроде Струка. Это типичный разбойник, которому суждена, несомненно, виселица. Принимать их к нам и сохранять их отряды — это только порочить наше дело. При первой возможности его отряд буду расформировывать». Вместе с тем генерал Драгомиров считал необходимым поставить борьбу с бандитизмом на первый план, ибо «ни о каком гражданском правопорядке невозможно говорить, пока мы не сумеем обеспечить самое элементарное спокойствие и безопасность личную и имущественную. «. Атаманство приносило с собой элементы дезорганизации и разложения; махновщина, кроме того, была наиболее антагонистична идее Белого движения». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Ситуация, описанная в отрывке, может относиться к 1917 г. 2) Автор воспоминаний является представителем Белого движения. 3) Упоминаемая в тексте махновщина — это анархистское движение в Украине. 4) Автор воспоминаний считает эффективным использование в борьбе с противником повстанческих отрядов, перешедших на его сторону. 5) Автор воспоминаний выражает в данном отрывке несогласие с генералом Драгомировым. 6) Автор воспоминаний считает, что повстанческое движение может при определённых условиях помочь в борьбе с противником. Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом. Напишите название реки, обозначенной буквой «А», после завершения изображённых на схеме событий. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», у которого войска, чьи действия обозначены белыми стрелками, одержали победу. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) На схеме изображён ход крупнейшего народного восстания. 2) Участником событий, изображённых на схеме, был казачий атаман Василий Ус. 3) Вооружённые отряды, действия которых обозначены чёрными стрелками, состояли только из казаков и государственных крестьян. 4) У города, обозначенного на схеме цифрой «2», войска, действия которых обозначены чёрными стрелками, одержали крупную победу. 5) Цифрой «3» на схеме обозначено место пленения предводителя вооружённых отрядов, действия которых обозначены чёрными стрелками. 6) После завершения событий, обозначенных на схеме, в Российской империи была проведена губернская реформа. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|