какие три романа гончарова являются трилогией
Мечты человека о мире и о самом себе обрели в Х1Х веке такую силу, такую почти материальную густоту, что русская литература начала завороженно вглядываться в этот кипящий котёл идей. Каждый писатель черпал из него неповторимое своё и творил свою художественную реальность.
В первой главе «Обыкновенной истории» мы встречаемся с двадцатилетним Александром Фёдорычем Адуевым, когда он только выходит на широкую дорогу жизни. У него нет другого прошлого, кроме блаженной поры детства. А в конце романа Адуеву тридцать с небольшим. Читатель становится прямым свидетелем десяти лет жизни героя и всех перемен, происходящих в нём.
Он пишет любовные элегии (и недурные), напряженно вслушивается в поэтические вздохи своей души. Сначала любовь к юной Наденьке делает его счастливейшим, а потом несчастнейшим из смертных, когда она предпочитает ему другого. Но разбитое сердце Александра исцеляет новая любовь к молодой вдове Юлии Павловне. И опять разочарование. Александра утомляет монотонно-страстное чувство Юлии, и он сам бежит от скуки этой новой любви.
К середине романа герой совершенно теряет интерес к службе, светской жизни и, часто оставаясь дома, лежит на диване и смотрит в потолок. Свое затворничество, свой отказ от общества, в котором вращается его успешный дядя, важный чиновник Петр Иванович Адуев, Александр объясняет ему так: «Вот я нашел себе место и буду сидеть на нем век. Нашел простых, незатейливых людей, нужды нет, что ограниченных умом, играю с ними в шашки и ужу рыбу – и прекрасно! Пусть я, по-вашему, буду наказан за это, пусть лишусь наград, денег, почета, значения – всего, что так льстит вам. Я навсегда отказываюсь…»
Безразличный ко всему, Адуев младший покидает Петербург, где разбилось столько его юношеских надежд: «Вглядываясь в жизнь, вопрошая сердце, голову, он с ужасом видел, что ни там, ни сям не осталось ни одной мечты, ни одной розовой надежды: все уже было назади; туман рассеялся; перед ним разостлалась, как степь, голая действительность. Боже! какое необозримое пространство! какой скучный безотрадный вид!»
Что такое мечты Александра вначале? Восторженные порывы юного воображения. Романтические, экзальтированные. Но после возвращения в деревню, все отблески юношеских молний соединяются в один спокойный луч света. Разочарование в жизни, которое пришло на смену романтическим мечтаниям, уступает место приятию жизни и посланных испытаний.
И Лизавете Александровне дорого это духовное прозрение племянника, которое, к сожалению, быстро гаснет, так и не воплотившись в жизнь. С грустью, замечая новое превращение Александра после его окончательного переезда в Петербург, она вспоминает это давнее письмо: «Как вы хороши были там… не мечтали. Там вы поняли, растолковали себе жизнь; там вы были прекрасны, благородны, умны… Зачем не остались такими? Зачем это было только на словах, на бумаге, а не на деле?»
«Обыкновенная история» – это рассказ о превращении юного провинциала в блестящего столичного чиновника, который, чтобы не отстать от века, совершенно отрекается от самого себя. И взамен, по словам дяди, получает всё! – карьеру! фортуну! выгодную женитьбу! Предел мечтаний современного делового человека.
Александр Адуев в «Обыкновенной истории» полностью отдаётся под власть своего нового кумира – холодного расчёта. Как дерево осенью сбрасывает засохшую листву, так и Адуев младший, словно от ненужных одежд, освобождается от себя прежнего. На глазах читателя свершается роковое превращение: «человека мечтающего» в «человека рассчитывающего».
Гончаров будто мечтою испытывает своих героев. Он пристально всматривается в человека, словно пытается понять, что же происходит там, в глубине, где летучая гостья воображения свила свой дом, и что потом произойдёт с этим домом. Опустеет ли он навсегда? Или продолжит жить своей особой внутренней жизнью?
Гончаров словно чувствует какую-то недосказанность, недоговорённость в своём первом романе – будто в «Обыкновенной истории» Адуев слишком быстро встал с дивана, слишком мало на нём полежал, слишком быстро сбросил халат и навсегда расстался со всеми мечтами.
Автор перебрасывает мостик, по которому из «Обыкновенной истории» в новый роман переезжают не только части обстановки, но даже переносятся некоторые свойства характера главного героя.
Так диван, на котором лежал разочарованный Александр Адуев, благополучно перекочёвывает в кабинет Ильи Обломова и становится чуть ли не одним из действующих лиц нового произведения. Надолго, чуть не навсегда укладывается на него Обломов, а лежание делается «его нормальным состоянием».
Словно с плеча Адуева снимает Обломов знаменитый халат, в который и закутывается. Адуев, вернувшись из Петербурга в деревню «узкий щегольский фрак заменил широким халатом домашней работы». Обломов, живя на Гороховой улице в Петербурге, носит свое неизменное одеяние: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу…весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него».
Только энергия друга детства Андрея Штольца и влюблённость в Ольгу Ильинскую на время вытягивают Обломова из привычной обстановки. Он встаёт с дивана и прячет халат, чтобы потом вернуться к ним вновь.
Восторженные юношеские мечты Адуева тоже отражаются в надеждах молодого Обломова: «Юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, но обаятельной цели». Но дальше пути главных героев романов «Обыкновенная история» и «Обломов» расходятся.
В самом начале романа Обломов уже лежит на диване, где и предаётся своим мечтаниям. Это не порывы юного воображения, а нормальное состояние его души, ставший привычным образ жизни. Будто в двух параллельных мирах протекает его существование, и неимоверных усилий стоит на миг их соединить или хотя бы приблизить.
Всё больше погружаясь в себя, Обломов начинает жить в созданном им мире. Закрыв для себя внешнюю дверь на улицу, он распахивает настежь окно своего воображения: «Изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и, наконец, открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом».
И в мечтаниях своих Обломов парит в космосе гуманных идей, возвышенных стремлений. Он сочувствует людским страданиям. Часами напролёт размышляет о переустройстве своего имения и жизни крестьян.
Часто воображение уносит его в тот райский уголок, где в любви и согласии, в духовных наслаждениях потечет жизнь его будущей семьи и близких друзей. «Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича… О способностях его, об этой внутренней волканической работе пылкой головы, гуманного сердца знал подробно и мог свидетельствовать Штольц, но Штольца почти никогда не было в Петербурге».
Именно деятелем Штольцем воспет в романе мечтатель Обломов.
И тот же Штольц после смерти Обломова сокрушается о его трагической судьбе: «Погиб, пропал ни за что… А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!»
Адуев, разочаровавшись в юношеских мечтах, впадает в апатию, «сон души», который на мгновение сменяется духовным подъёмом. А затем с этой вершины герой безвозвратно падает вниз, тогда как его карьера неуклонно идёт вверх. На алтарь своей новой религии успеха и богатства Адуев приносит не только мечтания юности, но все дары своей души.
Неизгладимый след оставил в людях этот мечтатель, которому мысль заменила действие, а покой – движение. И невольно приходит вопрос: а многие ли так устоят на страже своей души, как это сделал робкий мечтатель Илья Ильич Обломов?
Для Райского, как и для Обломова, главное тайное действо его жизни совершается в нём самом. Собственные мысли, чувства, идеи, стремления, мечтания нескончаемой чередой толпятся на этой внутренней сцене.
В поисках идеала Райский вновь и вновь устремляется в глубь себя, пытаясь уловить и понять малейшие движения своей души: «Он, с биением сердца и трепетом чистых слез, подслушивал, среди грязи и шума страстей, подземную тихую работу в своем человеческом существе какого-то таинственного духа, затихавшего иногда в треске и дыме нечистого огня, но не умиравшего и просыпавшегося опять, зовущего его, сначала тихо, потом громче и громче, к трудной и нескончаемой работе над собой, над своей собственной статуей, над идеалом человека… Дух манил его за собой, в светлую, таинственную даль, как человека и как художника, к идеалу чистой человеческой красоты».
Райский всех тормошит, пытается пробудить от сна к новой жизни. Всех зовёт отдаться океану чувств, призывает бурю страстей на свою собственную голову. А скука и пресыщение подстерегают его пылкую натуру повсюду.
Стараясь разрушить олимпийское спокойствие своей кузины Беловодовой, Райский неистово восклицает: «Жизнь сама тронет, коснется, пробудит от этого блаженного успения – и иногда очень грубо. Научить «что делать» – я тоже не могу, не умею. Другие научат. Мне хотелось бы разбудить вас: вы спите, а не живете. Что из этого выйдет, я не знаю – но не могу оставаться равнодушным к вашему сну… Довольно того, что я потревожил ваше спокойствие».
Одни и те же слова произносят герои двух романов Обломов и Райский, но какой разный смысл они несут! Жизнь трогает! – с сокрушением вздыхает Обломов, не зная, как укрыться от её набегов. Жизнь сама тронет и разбудит! – как вдохновенный пророк взывает Райский.
Действительно, герой «Обрыва» производит много движения, словно спокойные воды романа так и закипают при его появлении. Однако сам Райский не покидает мира своих грёз. В своих душевных порывах он также плывёт по волнам воображения, как плывёт в мечтаниях на своём диване Обломов.
Только во сне и в предсмертном видении Обломову удаётся совершить путешествие в своё родовое имение – Обломовку. Он не перейдет заколдованный круг, словно очерченный для него вокруг Петербурга. Лишь на одно лето на крыльях любви долетит он до того места, где живёт за городом на даче Ольга Ильинская. Путешествие Обломова – это краткий побег с дивана, а потом неминуемое возвращение назад.
В пространстве романов Александр Адуев и Борис Райский двигаются будто в разных направлениях. Адуев из своего деревенского имения переезжает в Петербург, ненадолго возвращаясь обратно. Столица в «Обыкновенной истории» становится главной сценой, где разворачивается жизненная драма героя.
В «Обрыве» Райский совершает путешествие в обратном направлении. Он покидает Петербург, куда приехал лет десять назад, и поселяется в своём родовом имении Малиновке в заволжских просторах. Именно там его настигает долгожданная буря чувств, которую он безуспешно призывал, живя в столице. В Малиновке он встречает самых дорогих его сердцу людей – бабушку Татьяну Марковну Бережкову, хранительницу семейного гнезда, двух прелестных молодых девушек, своих троюродных сестёр, Марфеньку и Веру.
Райскому хочется как-то всколыхнуть размеренную жизнь, покой, граничащий со сном, деревни. Он начинает теребить, воспитывать, просвещать всех вокруг себя. Он хочет жить, а не спать. Но сам неизменно ускользает в мир своего воображения.
Как часто герой «Обрыва» отдаётся мечтательным соблазнам!
Но главным испытанием духовной крепости Райского становится его страсть к таинственной, мятущейся Вере.
Герой романа «Обрыв» необычайно говорлив. Ни Адуев, ни Обломов даже на вершине вдохновения никогда не извергали такие словесные тирады, какими часто разражается Райский. От обилия речей, прежде всего главного героя, «Обрыв» Гончарова кажется невероятно многословным. Будто в словесной подушке утопает действие романа, с трудом продираясь сквозь густые словеса.
Райский мучительно борется с собой, борется с соблазнами и дурными страстями. Иногда он падает в этой борьбе, но никогда не теряет свой духовный компас. Ни Адуев, ни Обломов не вступают в такую мучительную борьбу с собою. Райскому не дана детская чистота и ясность Обломова, но он никогда не изменит лучшему в себе, как это делает Адуев.
В деревне, в своей Малиновке находит Райский настоящую семью и настоящего себя. Именно этот маленький уголок, даже после отъезда за границу, в Италии, в Риме, будет всегда согревать его сердце: «И везде, среди этой горячей артистической жизни, он не изменял своей семье, своей группе, не врастал в чужую почву, все чувствовал себя гостем и пришельцем там…. Ему хотелось бы набраться этой вечной красоты природы и искусства, пропитаться насквозь духом окаменелых преданий и унести все с собой туда, в свою Малиновку…»
Герои трёх романов Гончарова испытали в начале жизни всю силу нежной материнской любви. С молитвою матери в самом раннем детстве проникает в душу Адуева, Обломова, Райского – вечный материнский завет любви, доброты, веры. Потускнеет это сокровище со временем в сердце Александра Адуева в «Обыкновенной истории», развеют его столичные ветра. Но сохранится оно нетронутым в душе Ильи Обломова и Бориса Райского – неисправимых мечтателей романов Гончарова «Обломов» и «Обрыв».
Январь 2011 года, Москва
1. Здесь и далее цит. по: Гончаров И. Обыкновенная история. Роман. Л.: Лениздат, 1979.
2. Здесь и далее цит. по: Гончаров И. Обломов. Роман. М.: Изд-во «Эксмо», 2010. 3.Здесь и далее цит. по: Гончаров И. Обрыв. Роман. М.: Изд-во «Художественная литература», 1980.
5rik.ru
Материалы для учебы и работы
Трилогия Гончарова – единое целое
Очерк творчества
Очерк жизни
Очерк жизни и творчества
Первый роман писателя – «Обыкновенная история» был напечатан в 1847г. в журнале «Современник». Роман был воодушевленно встречен критикой. Читатели с нетерпением ждали появления нового произведения писателя, но оно так и не выходило в свет.
Молчание писателя длилось до 1855г. Именно тогда Гончаров возвратился из кругосветного путешествия на борту фрегата «Паллада» и опубликовал книгу очерков «Фрегат «Паллада».
Следующий роман писателя – «Обломов» был напечатан в 1859г.
Последний его крупный роман «Обрыв» увидел свет в 1869г. и был принят критикой более чем прохладно.
Таким образом, Гончаров – автор трех романов, начинающихся на букву «о».
Родился в 1812г. в Симбирске в семье купца третьей гильдии. Отец умер, когда мальчику было 7 лет.
В 1835г. Гончаров переезжает в Петербург. Во всех его романах описывается спокойная, безмятежная жизнь провинциального города и активная, насыщенная жизнь Петербурга.
Гончаров окончил словесное отделение Московского университета.
Гончаров освоил разные профессии: был чиновником, переводчиком, цензором и редактором.
Гончаров вел довольно замкнутую жизнь: не участвовал в литературных собраниях, не обсуждал литературные новинки. Многие «странности» литературной биографии Гончарова объяснялись особенностями его характера. Писал он очень тяжело и медленно, постоянно сомневаясь в своих силах.
Лишь под конец жизни Гончаров разъяснил читателям собственные творческие принципы. Автор был недоволен критикой, которая появлялась на его романы, поэтому он сам решил их истолковать.
Писатель настаивает на том, что его романы необходимо воспринимать как единое целое, как трилогию. Каждый из них посвящен ключевым общественным конфликтам одной из трех великих эпох русской жизни.
2. В 50-х г.г. этот конфликт приобрел несколько иной характер. Многим показалось, что личная практичность приобрела общественное значение, что активные граждане теперь могут работать не только в собственных интересах, но и на благо России. Это мы видим в романе «Обломов», где энтузиасту Андрею Штольцу противостоит вечно сомневающийся в себе Илья Обломов.
3. В 60-е г.г. в центре внимания оказались люди, которые все отрицают (нигилисты). Может ли в этих условиях существовать настоящая литература? В этом и хотел разобраться Гончаров, изображая в своем последнем романе «Обрыв» художника Бориса Райского и нигилиста Марка Волохова.
Таким образом, Гончаров строит все свои романы по принципу антитезы (противопоставления). Он противопоставляет образы, идеи и характеры.
Проблема национального характера – это ключевая проблема романов Гончарова. Способность хранить в себе детский взгляд на жизнь, естественность и отрицание лжи – ключевые черты главных героев романов Гончарова.
В романе «Обломов» запечатлены черты национального русского характера, со всеми его достоинствами и недостатками, с его душевной бесхозяйственностью, с его неприятием любой активной деятельности, с неумением самостоятельно поставить перед собой какую-либо цель.
Роман «Обломов» (1859)
Сон Обломова – ключевой эпизод романа. Здесь описано общество людей, которые живут вне исторического времени. «Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там: ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их…».
В мире Обломовки нет социальных и сословных преград, здесь все равны.
Принятие пищи и сон – вот главные занятия Обломовых.
В главе «Сон Обломова» мы видим лень и пассивность обломовцев.
НО. Кроме того, Обломовка воплощает собой народные, фольклорные представления людей о райской жизни. Обломовка – это мир детства, в котором нет взрослых проблем и конфликтов.
В романе автор противопоставляет два местожительства Ильи Обломова – деревню Обломовку и Петербургскую квартиру. В Обломовке все обитатели были знакомы друг другу, составляли единое целое. В Петербурге же, напротив, нет чувства единства, соседи не знают друг друга.
Однако, между двумя этими местами есть и сходства. Квартира Обломова представляет собой островок Обломовки в Петербурге.
Другом детства Ильи Ильича Обломова является сын немца, Андрей Штольц. Штольц – антипод Обломова во всем. Он с юности привык к труду, добиваться всего своими руками.
Книга очерков «Фрегат «Паллада»
Эту книгу составили многочисленные очерки, написанные Гончаровым во время кругосветного путешествия, которое длилось около трех лет (Петербург – Япония). Интерес у автора вызывают экзотические страны Африки, культура и быт различных стран.
В 1870-е г.г. Гончаров задумал написать четвертый роман, но его замыслу не суждено было осуществиться.
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)
Детство писателя прошло в имении Спасское-Лутовиново, расположенном в Орловской губернии. Его мать – Варвара Петровна – женщина жестокого и деспотичного нрава. Именно она стала прототипом барыни в повести «Муму». Отец – Сергей Николаевич – офицер, выходец из старинного дворянского рода.
В 1833г. Тургенев поступил в Московский университет, но через год перевелся на философский факультет Петербургского университета. Позднее продолжил свое образование в Берлине.
«Записки охотника». Это цикл охотничьих рассказов. Рассказчик – любитель охоты – ездит по российским деревням, охотится, а заодно встречается с местными крестьянами, беседует с ними, наблюдает за их бытом.
В 1846г. журнал «Современник» напечатал рассказ «Хорь и Калиныч». Он был восторженно воспринят читателями. В рассказе дается подробное описание двух крестьян – плотного, плечистого Хоря и длинного, худого Калиныча.
Хорь скопил капитал, у него большая и дружная семья. У Калиныча нет семьи, детей, хозяйства. Хорь крепко стоит на ногах, ориентируется в действительности, ладит с барином, любознателен. Калинычу близка природа, он мечтателен, восторжен, разбирается в целебных травах, разводит пчел.
Различие характеров не мешает героям дружить. В одной из последних сцен рассказа Калиныч играет на балалайке, а Хорь поет любимую песню.
Главная задача Тургенева заключается не в том, чтобы противопоставить два крестьянских характера, а в том, чтобы рассказать о глубине крестьянской души.
Роман «Отцы и дети». Был опубликован в 1862г. в журнале «Русский вестник». Он вызвал огромное количество критических откликов, что свидетельствует о том, что роман был злободневен, что Тургенев задел больную для общества тему.
В центр романа писатель ставит вечную проблему отцов и детей. Смена поколений, которая сопровождается обновлением вкусов и взглядов, неизбежно вызывает споры между родителями и детьми.
В 1860-е гг. столкновение отцов и детей вышло за рамки бытового, семейного конфликта и невероятно обострилось. Этот переломный момент в жизни русского общества Тургенев и запечатлел в своем романе.
В романе не просто сталкиваются отцы и дети, но и дворяне и разночинцы, либералы и демократы. Таким образом, конфликт приобретает социальный и идеологический смысл.
Представителем «отцов» выступает Павел Петрович Крисанов, аристократ, англоман, в прошлом блестящий гвардеец и его брат Николай Петрович. Представителем «детей» является будущий медик, сын военного лекаря – Евгений Базаров.
Павел Петрович и Базаров чувствуют друг в друге противников с первой же встречи. Обоих раздражает внешний вид другого. Но это все – только внешние признаки будущего конфликта. Павел Петрович – сторонник принципов, он верит в благородство аристократии, в прогресс, цивилизацию. Базаров называет себя нигилистом, то есть отрицает существующее государственное и общественное устройство, искусство, поэзию, веру, любовь. Разрушение для него – залог обновления.
Бездна, разделяющая Базарова и Павла Петровича, кажется непреодолимой. Вместе с тем, Павел Петрович – самый близкий Базарову персонаж. Базаров пытается подогнать себя и свои чувства под собственную идею, он не может поверить в то, что влюблен, так как, по его мнению, «любовь – это романтизм, чепуха, гниль». Павел Петрович не менее крепко держится за свои принципы, подгоняя под них свое поведение и жизнь. Он преклоняется перед всем английским так же, как Базаров перед нигилизмом.
Образ Базарова. Базаров – это тип «нового человека» в литературе. Он нигилист, искренне верящий в правильность своих убеждений. Он считает, что все, что не приносит реальной пользы, для него бессмысленно (музыка, поэзия, живопись). Базаров мечтает стать медиком, и это не случайно, так как врач приносит пользу людям.
Роман «Отцы и дети» в русской критике. Роман вызвал целую бурю со стороны литературных критиков.
М.А.Антонович в статье «Асмодей нашего времени» (1862г.) отказывал роману в художественности, а в Базарове увидел карикатуру на поколение детей. Критик считал, что Тургенев написал хвалу отцам и обличение детям.
Д.И.Писарев в статье «Базаров» (1862г.) дает подробный и адекватный анализ романа. Вводит понятие «базаровщина» как общественное явление.
Ближе всех к раскрытию тургеневского замысла оказался Н.Н.Страхов, автор статьи «Отцы и дети». Смена поколений, по его мнению, лишь внешняя тема романа. Главная задача Тургенева – изобразить высшую силу – силу жизни. Оценка Страхова совпадает со взглядом на роман самого Тургенева.
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877)
Некрасов изменил представление о языке стихотворений, ввел в поэтический обиход новые темы, лексику, ритм и стиль.
В отличие от своих литературных предшественников Некрасов не получил систематическое образование. Семнадцатилетним юношей, с тетрадкой стихов, он приехал в Петербург, надеясь начать печататься и поступить в университет. Но в университет он не поступил, поэтому отец отставил его без средств к существованию. Некрасов остро нуждался в деньгах, зарабатывал на жизнь репетиторством, писал рецензии.
В 1840г. вышел первый сборник его стихов «Мечты и звуки». Вот как Белинский оценил его: «Вы видите по его стихотворениям, что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость и скука».
Основная тема его стихов – тема поэта и поэзии. Поэт – один из любимых его героев.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы возник в начале 1860-х гг. Некрасов продолжал работу над произведением до конца жизни, но так и не успел его завершить. Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности: последовательность глав осталась неясной, авторский замысел можно было угадать лишь примерно.
В центре поэмы – образы семи странников, которые путешествуют по Руси с целью найти счастливого человека. Действие поэмы приурочено к кульминационному для русского крестьянства моменту – периоду после отмены крепостного права.
Фольклор в поэме.В основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания подлинно народной точки зрения Некрасов обращается к народной культуре. В произведение введены народные песни, пословицы и поговорки. Даже открывается поэма загадкой: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…». Фольклорный колорит усиливается с помощью мистических чисел: семь мужиков, три рассказчика и др.
Кроме того, автор постоянно использует речевые обороты, стилистику народной речи: уменьшительно-ласкательные суффиксы, устойчивые эпитеты, сравнения и метафоры.
Образ народа в поэме.В центре картины мира, созданной Некрасовым в поэме, находится народ. Народ может заблуждаться, проявлять ограниченность, глупость, жестокость, но тем не менее его внутренняя мощь, его величие никогда не подвергается в поэме сомнению.
Автор изображает портрет русского народа в сжатом виде. Силы, скрытые в нем, искупают его убожество, забитость, но именно эти силы и должны привести народ к счастью. Народ в поэме многолик. Здесь множество различных типов: праведники, странники, труженики, артисты.
Проблема счастья в поэме.Вопрос о счастье – центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать кандидатов в счастливые. Они так и не находят счастливого, зато получают другой, неожиданный для них духовный результат.
Постепенно странники осознают, что счастье – категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием. И история Ермилы Гирина окончательно убеждает их в этом. Он живет интересами народа, честен и справедлив. По мнению окружающих, в этом и заключается его счастье – в бесконечном служении народу. Но в конце рассказа о Ермиле выясняется, что и он не счастлив, так как сидит сейчас в остроге (не захотел участвовать в усмирении народного бунта).
Помещик Оболт-Оболдуев считает, что счастье заключается в богатстве и власти над крепостными, но и он не счастлив, так как крепостное право отменили.
Крестьянка Матрена Тимофеевна считает, что счастье заключается в свободе. И мнение автора с ней тождественно.
Счастливым в поэме оказывается не крестьянин, а сын дьяка, семинарист Гриша Добросклонов. Это герой, хорошо понимающий как раз духовный аспект счастья. Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе. У героя есть несколько прототипов: Добролюбов, Белинский, Чернышевский. Кроме того, в нем угадываются и автобиографические черты самого Некрасова. Гриша счастлив, но странникам об этом узнать не суждено; чувства, переполняющие его, им просто недоступны, а значит, путь их продолжится.
Поэма осталась незаконченной, а вопрос о счастье открытым. Тем не менее мы уловили «динамику» путешествия мужиков. От земных представлений о счастье они движутся к пониманию того, что счастье – духовная категория и для обретения его необходимы перемены не только в общественном, но и душевном строе крестьян.
Достоевский родился в Москве, в семье врача больницы для бедных. В семье было восемь детей. Жили довольно скромно, но родители заботились о воспитании детей, стремились дать им хорошее образование.
Начальное образование Достоевский получил в частном пансионе, а затем поступил в военное училище Петербурга. После смерти отца он решает отказаться от военной карьеры и целиком посвящает себя писательскому труду. Его первый роман – «Бедные люди» выходит в 1845г.
В 1846г. Достоевский вступает в кружок петрашевцев. Через три года всех членов кружка арестуют и приговорят к смертной казни. И уже стоя на эшафоте, писатель узнает, что приговор был изменен на четыре года каторги.
После каторги Достоевского было запрещено печатать, поэтому в литературе его стали забывать. Спустя пять лет ему разрешили вернуться в Петербург и продолжить литературную деятельность.
Пятикнижие Достоевского:
1. «Преступление и наказание» (1865г.);
5. «Братья Карамазовы» (1879г.).
Достоевский создал особый тип героя. Все его персонажи прежде всего идеологи, так как каждый вынашивает какую-либо идею.
М.М.Бахтин – исследователь творчества писателя назвал его прозу диалогичной. Он отмечает, что все герои Достоевского ведут нескончаемый диалог друг с другом; кроме того, рассказчик тоже вступает с ними и читателем в скрытый диалог.
«Преступление и наказание»
История создания.Поначалу писатель собирался написать не одно, а два произведения. Главным героем романа «Пьяненькие» должен был стать душевно чистый, но слабый человек, который рвется к Богу, но все глубже увязает в трясине обыденной жизни. А в повести «Психологический отчет одного преступления» Достоевский хотел дать описание кающегося убийцы. Но постепенно эти сюжеты сблизились и превратились в роман о преступнике, который в конце концов принимает на себя нравственное наказание.
Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым, тот рассказывает ему о своей строгой жене Катерине Ивановне и о дочери Сонечке, которую он фактически обрек на занятие проституцией. Впоследствии Раскольников не раз придет на помощь Мармеладовым, так что Катерина Ивановна будет считать его «спасителем семейства».
Раскольников полон сочувствия к людям, сердце у него доброе, душа христианская. Но беда в том, что он герой-идеолог и совершает преступление потому, что так велит его теория. О двойственности, которая заключена в герое, говорит и его фамилия: раскол, утрата цельности.
В финале романа происходит нравственное оздоровление героя. В эпилоге мы видим Раскольникова, читающего Евангелие.
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)
Тютчев происходил из старинного дворянского рода. Он окончил Московский университет. Долгое время работал в Коллегии иностранных дел. Около 22 лет прожил в Германии.
Лирику Тютчева по праву называют философской. В его стихах постоянно звучит мотив любви к Отечеству, восхищение Россией, вера в ее особое предназначение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить.
Тютчеву были не так важны русские пейзажи, его интересовала великая идея России, ее обобщенный образ. Человеческая жизнь, по Тютчеву, мимолетна, ее хрупкость особенно заметна на фоне вечной жизни природы.
Любовная лирика.Тютчев был ловеласом, у него было много жен и любовниц. В возрасте 47 лет он знакомиться с 24-летней Елизаветой Денисьевой. Между ними вспыхивает огромная любовь, длившаяся более 10 лет. Цикл стихотворений, адресованных Денисьевой, стал одним из высших достижений русской любовной лирики.
Любовь у Тютчева также приобретает философский характер. В центре стихов – не образ возлюбленной, а проблема любви. Лирический герой не рассказывает о переживаниях, а анализирует их. Любовь по Тютчеву мимолетна и за ней непременно следуют страдания.
Стихотворения: «Предопределение», «Последняя любовь», «Selentium», «О, как убийственно мы любим».
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892)
Главная идея его стихов – идея красоты, которая одухотворяет природу и весь мир. Она облегчает человеческие страдания. Но и сама красота слишком мимолетна, хрупка, а потому близка к смерти.
Фет не посвящает свои стихи общественным и политическим темам. В них царит тишина, чтобы не спугнуть отблески прекрасного. Не спугнуть красоту, не пробудить страдание – вот, согласно Фету, истинная цель поэзии.
Лирический герой Фета раним, он стремится оградить внутреннюю жизнь от постороннего внимания.
Стихотворения: «На заре ты ее не буди», «Шепот, робкое дыханье».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)
Сказки: «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь».
Первые сказки были написаны в 1869г. в них описывается жизнь России после отмены крепостного права. Яркими приемами, которыми пользовался Салтыков-Щедрин, являются гротеск и гипербола.
Гипербола – художественный прием, в основе которого лежит преувеличение.
Гротеск – изображение людей, предметов, деталей в преувеличенном, уродливо-комическом виде (ночные рубашки с орденами).
Ярким примером может служить сказка «Дикий помещик», в которой доводится до логического абсурда мысль о том, что помещик не может шагу ступить без крестьянина. Такое своеобразное соотношение вымысла и реальности можно назвать главным элементом сказок Салтыкова-Щедрина.
В сказках встречаются реальные люди, отсылки к злободневным социально-политическим темам. Наряду с этим, встречаются стилизованные ситуации, пародирующие реальность.
Образы животных.В изображении животных Салтыков-Щедрин отчасти следует фольклорной традиции: животные говорят, действуют наравне с человеком. Например, в сказке «Дикий помещик» появляется медведь, который вступает в беседу с помещиком и даже дает ему советы.
Сказки Салтыкова-Щедрина носят социально-бытовой характер. Главными героями являются глупые генералы, помещики, которые ничего не знают и не умеют. При изображении образа мужика (крестьянина) автор использует антитезу: резкий контраст физической силы, смекалки и терпения (сам позволяет себя угнетать).
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
Тема ухода – от цивилизации к природе, от светских условностей к народной жизни – сквозной нитью пройдет через судьбу и творчество Толстого.
Произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы», «После бала».