какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык

Новости

Основы содержания курса «Русский родной язык»

Любой существующий язык, являясь основным средством общения, выполняет ещё одну очень важную функцию — функцию родного языка для определённой нации. Русский язык является родным для русского народа.

Согласно приказу Федерального Министерства образования и науки от 31 декабря 2015 г. в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» как самостоятельных и обязательных для изучения. На этом основании Госдумой РФ принят законопроект об изучении родных языков, предполагающий изучение русского языка как родного. Данный документ одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 г.

В Примерной программе, разработанной на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», раскрываются цели изучения русского родного языка, дана общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. Курс русского родного языка преследует следующие цели: воспитание гражданина и патриота; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка; формирование и развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; развитие проектного и исследовательского мышления.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, определяет примерное содержание учебного предмета «Родной (русский) язык», основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной (русский) язык».

«Самой большой ценностью» назвал родной язык академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Изучение родного языка и владение им — это приобщение к культурно-историческому наследию своего народа, воспитание патриотизма и гражданственности, сознательного отношения к языку как явлению культуры, интереса и любви к нему.

Содержание обучения русскому родному языку соответствует содержанию основного курса, сопровождает и поддерживает его, однако носит больше практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие содержательные блоки: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».

«Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого», — отмечал Ф. И. Буслаев.

«В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. С этим связано изучение русского языка в культуроведческом аспекте, основная направленность которого — «осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия» (т. 2, с. 153). Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нём, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры» (т. 4, с. 15). Кумулятивная функция — функция накопления общественного опыта и знаний — проявляется в возможности воспроизводить и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений. Язык обеспечивает общение, взаимопонимание людей, он обслуживает все сферы человеческой деятельности, выступая одним из основных условий существования человеческого общества. Он создаётся и развивается обществом. Как явление социальное, язык — это достояние всех людей, принадлежащих к обществу.

Основой раздела «Культура речи» является овладение нормами современного русского литературного языка, основами речевого этикета.

Как известно, основой нормативности литературного языка является соблюдение определённых правил при отборе лексики, образовании грамматических форм, произношении и правописании. Норма, то есть общенародный образец, традиция употребления языка — явление историческое, обусловленное общим состоянием культурного развития народа и внутренними законами, по которым развивается язык. Языковые нормы считаются обязательными для всех говорящих на русском языке, они зафиксированы в словарях и справочниках. Владеть нормами русского литературного языка — значит уметь использовать единицы языка, уместные для той или иной сферы употребления.

В разделе «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, ориентирующее на совершенствование видов речевой деятельности и формирование текстовой компетенции, под которой понимается совокупность знаний, умений, навыков, способов текстовой деятельности.

Текстовая деятельность направлена на:

— формирование знаний обучающихся о действительности, умений отражать её в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;

— проявление творческой индивидуальности в выборе жизненного материала и его отражении в слове;

— осознание индивидуального авторского стиля.

В качестве дидактического материала учащимся предлагаются образцы художественной речи (фрагменты из произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, авторов ХХ в. и др.), а также высказывания известных учёных, лингвистов, литературоведов (Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, В. И. Даля и др.) о роли русского языка в формировании самосознания личности, любви к родине. Перечисление имён деятелей культуры, науки, искусства дают представление об объекте культуроведческой информации, предлагаемой учащимся. Кроме того, работа с культурно ориентированными текстами позволяет сопоставить описываемые явления русской духовной культуры с явлениями культур других народов.

В учебнике учтены концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Смотреть фото какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Смотреть картинку какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Картинка про какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Фото какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык

Авторский коллектив учебных пособий для 1–4 классов:
кандидат педагогических наук Л.В. Кибирева,
заслуженный учитель РФ Г.И. Мелихова,
В.Л. Склярова.

Авторский коллектив учебных пособий для 5–9 классов:
доктор педагогических наук Т.М. Воителева,
кандидат педагогических наук О.Н. Марченко,
доктор филологических наук Л.Г. Смирнова,
кандидат филологических наук И.В. Текучёва,
кандидат филологических наук, доцент И. В. Шамшин.

Содержание учебника нацелено на реализацию компетентностного подхода в обучении, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, личностно ориентированный подход, ориентацию на планируемые результаты обучения.

— предмет изучается как основа духовно-нравственного воспитания, как инструмент речевой деятельности и как системное явление;
— теория осваивается в деятельности;
— для ученика учебник является навигатором в информационном пространстве.

Учебник имеет следующие рубрики:

«Русь Великая» (великие имена, русские города).
«Говорим правильно».
«Диалог культур».
«Проверяем грамотность».
«Знаете ли вы, что…».
«Минутка для шутки».
«Русские пословицы».
(1. На чужой роток не накинешь платок. 2. Что написано пером, того
не вырубишь топором. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда.)
«Пословицы других народов».
(1. Без труда не получишь и медяка (финская). 2. Слезами горя не смоешь (тамильская). 3. Написанное на бумаге и боги не сотрут (греческая). 4. Язык на замок и кузнец запереть не может (финская)).

В основе содержания учебников лежит работа по усвоению видов речевой деятельности, связанной с восприятием речи (чтение, аудирование, наблюдение и анализ, предтекстовые и послетекстовые задания) и порождением речи (информационная переработка текста, создание собственного текста в устной и письменной форме).

В учебниках используется текстоориентированный подход.

Проблематика текстов упражнений:
— патриотизм;
— гражданственность;
— ценностная картина мира;
— выбор собственной образовательной траектории;
— социальная ответственность;
— осознание себя в мире людей;
— здоровье, безопасная жизнедеятельность;
— осознанный выбор профессии;
— героизм и геройство.

Формулировки заданий нацеливают учащихся на разнообразные формы деятельности:
«Прочитайте, запишите, расскажите…»;
«Докажите, сравните, сопоставьте…»;
«Что общего, в чём различия…»;
«Найдите, сгруппируйте…»;
«Выберите, сделайте вывод…»;
«Зачем нужно знать…»;
«Продолжите, пофантазируйте…»;
«Как вы думаете, …»;
«Почему, по вашему мнению, …»;
«Какой вывод можно сделать?».

В учебнике реализуются межпредметные связи. С этой целью предлагаются тексты с информацией из учебников географии, истории, биологии и др.

Большое место в учебнике занимают творческие упражнения (создание собственных текстов, сочинения) и проектные задания, которые предлагают учителю организовать работу как индивидуально, так и по парам, и в группах. Например, проекты «Интересные названия городов России», «Ты и твоё имя» и др.

Учебник красочно иллюстрирован, что способствует мотивации учащихся.

В заключение следует отметить, что обучение русскому родному языку является основой формирования познавательного интереса, любви и уважительного отношения к родному слову, к родной культуре, и в конечном счёте к воспитанию духовно-нравственной личности.

Источник

Культура речи. Нормы русского языка

Содержание:

Предмет:Русский язык
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:11.10.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Среди разновидностей русского языка русский литературный язык четко выделяется. Это по праву считается высшей формой национального языка.

По письменным записям мы можем проследить развитие нашего языка за тысячу лет. За это время произошло много изменений семи типов склонения (и даже со многими вариантами), сформировались три, вместо трех чисел (единственное, двойное и множественное), которые мы теперь знаем только два, совпали друг с другом или вытеснили.

Окончания каждого другого случая во множественном числе почти перестали различать существительные мужского, среднего и женского рода. И так до бесконечности. Сотни и сотни замен, замен, различных изменений, иногда не отмеченных в памятниках. В речи одного человека и в речи многих людей, случайных и преднамеренных, продолжительных и мгновенных, веселых и поучительных. Это неудержимое море шуршит где-то за нашей спиной, оно ушло с нашими предками. Это море их речи. Но в обмен на все, что обосновалось и укрепилось, мы получили новую систему языка, систему, в которой современное мышление постепенно откладывалось.

Культура речи

Культура речи является относительно молодой областью языковой науки. Как самостоятельный раздел этой науки, она сложилась под влиянием фундаментальных социальных изменений, которые произошли в нашей стране. Вовлечение широких масс в активную общественную деятельность требует повышенного внимания к повышению уровня их речевой культуры.

Если человек не делает ошибок в произношении, в использовании форм слов, в их формировании и в построении предложения, мы называем его речью правильной. Однако этого недостаточно. Речь может быть правильной, но плохой, то есть она не соответствует целям и условиям общения. Хорошая речь включает в себя как минимум три атрибута богатства, точности и выразительности.

Показателями богатой речи являются большой объем активной лексики, разнообразные морфологические формы и используемые синтаксические конструкции. Точность речи заключается в выборе таких лингвистических средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную идею. Выразительность создается за счет выбора языковых средств, которые наилучшим образом соответствуют условиям и задачам общения.

Если у человека правильная и хорошая речь, он достигает высочайшего уровня культуры речи. Это означает, что он не только не делает ошибок, но и знает, как лучше всего строить высказывания в соответствии с целью общения, выбирать слова и конструкции, наиболее подходящие в каждом конкретном случае, с учетом того, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Высокий уровень речевой культуры является неотъемлемой чертой культурного человека. Улучшение нашей речи является задачей каждого из нас. Для этого вам нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, при использовании словоформ, при построении предложения. Вам необходимо постоянно пополнять свой словарный запас, учиться чувствовать собеседника, уметь подбирать слова и конструкции, наиболее подходящие для каждого конкретного случая.

Общество влияет на язык, но язык, в свою очередь, влияет на общество, участвуя в различных сферах жизни и деятельности людей.

Культура общения и речевой этикет

Наше общество еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже по чувствовало потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, сообщения реклама о том что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета.

какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Смотреть фото какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Смотреть картинку какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Картинка про какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Фото какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что то сообщают, к чему то побуждают, о чем то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок.

Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта — ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи и юристы, и работники сферы обслуживания и бизнесмены, да и просто родители.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др.

Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику что может создать благо приятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность вы брать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты- или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

Нормы русского языка

Культура языка, речевая культура входит в экологию культуры как важная составляющая часть. В самом деле, ведь если культура — это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства и т. д., то закрепляются эти достижения, как правило (хотя и не исключительно), в языке и в слове. Связь общей культуры с такой формой языка, как его литературно обработанная, закрепленная в письменности и в устных образцах “культурная” разновидность (литературный язык),—совершенно несомненна. Возникший на определенном историческом этапе и в известных культурно-исторических условиях, литературный язык сам по себе служит свидетельством и показателем уровня духовного развития народа в тот или иной отрезок времени.

Надо сказать, что современная эпоха вносит немало нового в русский литературный язык наших дней, особенно в такие его области, как лексика и фразеология, сочетаемость слов, их стилистическая окрашенность и т. п.

Среди факторов и условий развития современного русского языка (внутренних и внешних) можно, на наш взгляд, особо выделить три. Воздействия на повседневную “речевую среду” каждого из них и неравнозначны, и неоднозначны одновременно.

Во-первых, это общенародность литературного языка, которая приводила и приводит к постоянному обновлению литературных норм, к их освобождению от устарелых элементов и черт, противоречащих духу народной речи, тенденциям общеязыкового развития,— в сторону демократизации.

Во-вторых, это широкое и активное приобщение современного образованного читателя к творчеству таких писателей, как В. Набоков, Б. Зайцев, И. Шмелев, М. Алданов, знакомство с трудами Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Струве, П. Сорокина, В. Розанова, Г. Федотова, Е. Трубецкого, П. Флоренского, Д. Андреева и мн. др. Все это, безусловно, влияет на современный литературный язык, поднимая его авторитет, воспитывая языковой вкус говорящих и пишущих.

Наконец, это расцвет всех жанров современной публицистики, развитие средств массовой информации, непосредственно отражающих дыхание времени, активные процессы, происходящие и в обществе, и в языке. Здесь же надо сказать и о развитии различных видов и жанров устной общественной речи, ищущих себе опору в традициях национального русского красноречия, в образцах ораторского мастерства прошлого и настоящего.

В современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Однако известное раскрепощение литературных норм не должно приводить к их расшатыванию или стилистическому снижению. В качестве нормального и неизбежного процесса такое раскрепощение создает условия для богатства и разнообразия всех выразительных средств и, следовательно, для совершенствования речевой культуры. Вместе с тем, нам хорошо известно, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности (включая стандарты новейшего модернизма и андерграунда) Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия не всегда оправданных иноязычных заимствований в области терминологии.

Публицистика подчас грешит многословием, невнятностью и невыразительностью Законную тревогу общественности вызывают хлынувшие в нашу печать арготические элементы, однообразно употребляемые для “оживления” текстов. Например: качать права, в законе (часто в заголовках статей), вешать лапшу на уши, пудрить мозги, на халяву, тусоваться и мн. др. Такое нарочитое огрубление речи, конечно, не имеет прямого отношения к нормальным процессам демократизации литературного языка и является, скорее, отражением и показателем недостаточно высокого уровня речевой и общей культуры говорящих и пишущих, отсутствия языкового вкуса.

Состояние современного литературного языка волнует писателей, журналистов, ученых, широкие круги образованных людей, всех, кому небезразличны судьбы русской речи, кто всерьез озабочен состоянием ее культуры.

Заключение

Язык — это не что-то застывшее и неизменное. Он находится в вечном движении, потому что на говорящих людей постоянно действует множество самых различных факторов — и внешних, и внутренних, собственно языковых.

Русский языковед И.А. Бодуэн в одной из своих статей удивлялся тому, что, несмотря на такое количество самых разнообразных обстоятельств, обусловливающих изменения в языке, язык изменяется все-таки не очень сильно и сохраняет свое единство. Но ничего особенно удивительного в этом нет.

Ведь язык — это важнейшее средство взаимопонимания людей. И если бы язык не сохранял свое единство, то он не мог бы выполнять эту важнейшую функцию.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Смотреть фото какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Смотреть картинку какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Картинка про какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Фото какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Смотреть фото какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Смотреть картинку какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Картинка про какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык. Фото какие три вида норм изучаются в разделе культура речи в курсе родной русский язык

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Конспект урока на тему «Культура речи. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 11 классе

Культура речи. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

совершенствовать умения различать нормированную и ненормированную речь;

проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

совершенствовать навык владения орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка;

развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени;

воспитывать чувство уважения к своему языку, родной культуре.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор , презентация, учебник, рабочая карта урока.

Тип урока : повторительно-обобщающий

Вид урока : практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, парная, фронтальная

I .Организационный момент.

II .Мотивация познавательной деятельности.

— В начале урока я предоставлю слово ученице, которая познакомит нас со своим проектом «Лингвистические ошибки вокруг нас», который она разработала для школьной научно-практической конференции.

III . Формулирование темы и цели учащимися.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Определите тему.

Учащиеся называют тему: Культура речи.

Что такое культура речи? Как определяет это понятие учебник?

Конкретизируем тему и добавляем: Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

— Запишите в рабочей карте урока тему и сформулируйте для себя цели урока. Запишите их в рабочей карте урока.

Учащиеся озвучивают свои цели.

— Я поставила следующие цели: Слайд

совершенствовать умения различать нормированную и ненормированную речь;

формировать навык владения орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка;

воспитывать чувство уважения к своему языку, родной культуре.

Ребята, Вы уже на пороге школы и сдачи экзаменов и осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку сложные, они охватывают весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Сегодня мы продолжим работу над заданиями ЕГЭ, и пусть девизом нашего урока, да и предстоящего экзамена станут слова: «Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе».

IV .Актуализация знаний. Проверка ДЗ:

Какие ступени освоения литературного языка включает в себя понятие “Культура речи”?

(2 ступени: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство)

Что такое правильность речи? (это соблюдение норм литературного языка)

Что такое речевое мастерство? (умение правильно построить высказывание)

Что же такое нормы литературного языка? (Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Норма закрепляется в словарях и справочниках и охватывает все уровни языка. Она характерна и для устной, и для письменной речи и обязательна для всех.)

V . Работа с таблицей на слайде “Нормы литературного языка»

-Какие правила отражают:

— орфоэпические нормы? (произношения, ударения, использования интонации)

— лексические нормы? ( употребления слов в точном соответствии с их значением)

— словообразовательные нормы? (образования слов)

— морфологические нормы? (образования форм слов разных частей речи)

— синтаксические? (построения словосочетаний и предложений)

— орфографические? (написания слов и форм слов)

— пунктуационные? (постановки знаков препинания)

-С какими разделами науки о языке связаны нормы литературного языка? (Фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом, пунктуацией, орфографией, стилистикой, культурой речи).

1. Орфоэпические нормы. Начнем с орфоэпической разминки. Слайд

В рабочей карте урока найдите первое задание. В течение 2 минут расставьте ударение в предложенных словах. (Учащиеся в течение 2-3 мин. расставляют ударение). Проговариваем по цепочке слова вслух.

Проверьте себя. Посчитайте количество ошибок. Оцените себя по критериям:

ошибка– «5» 2-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3»

Слайд с правильными ответами и с критериями оценки:

ДобЫча, прибЫвший, экспЕрт, ходАтайство, закУпорить, премировАть, вероисповЕдание, избаловАть, обеспЕчение, договОр, корЫсть, завсегдАтай, облегчИть, столЯр, слИвовый.

-Какое задание ЕГЭ проверяет умение оценивать речь с точки зрения орфоэпических норм русского литературного языка (постановка ударения)?(задание 4)

2. Лексические нормы Слайд

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ. Слайд

Как называются такие слова? (паронимы – слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию) Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение.

Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;

Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;

Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.

Какое з адание ЕГЭ проверяет умение оценивать речь с точки зрения лексических норм русского литературного языка (употребление паронимов)? (задание 5)

Выполните задание 2 в рабочей карте.

Слайд Для самопроверки на экран выводятся правильные ответы.

1.Никогда наш народ не забудет героические дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала драматичная ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3.Регистрация командированных производится в кабинете №1.

4.Чтобы достичь успеха, надо принять эффективные меры.

Оцените работу в паре

4. Какое еще задание ЕГЭ проверяет умение оценивать речь с точки зрения лексических норм русского литературного языка? (Задание 6)

Выполните задание 3 в рабочей карте.

Слайд Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На предприятии неожиданно появилась свободная вакансия. Свободная ( объясните орфограмму в слове.)

Слайд Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. Значение (объясните орфограмму)

5. Морфологические нормы. Слайд

Какое задание ЕГЭ проверяет умение оценивать речь с точки зрения морфологических норм русского литературного языка?(задание 7)

Выполните задание 4. Работа в парах. Редактирование предложений (комментированное письмо)

В автобусах снова работают кондуктора.(кондукторы)(неправильное окончание сущ в И.п мн ч)

Прополоскай горло. (прополощи). неверный выбор формы «изобилующего» глагола

Окна закрыты красивой тюлью. (тюлем) неверное употребление рода существительного

Книга с пятьсот тридцати иллюстрациями. (с пятьюстами тридцатью).(неправ склонение сост числит)

Вопреки прогноза, установилась хорошая погода.(неправ употребление пад формы сущ с предлогом)

Проверка: записать предложения на доске и объяснить.

Оцените свои знания

Тест с самопроверкой Слайд

VIII . Рефлексия. Слайд

Какие цели вы поставили на урок? Достигли ли вы их? Какие задания вызвали затруднения? Оцените свою работу на уроке. Выберите вопросы и ответьте на них.

Я справился (не справился).

У меня получилось (не получилось).

Мне необходимо поработать над.

(Учащиеся вслух отвечают на выбранные вопросы)

-Итак, цель нашего урока была – повторить, обобщить и систематизировать имеющиеся у нас знания. В течение урока на каждом этапе вы видели результат своей работы и, думаю, сделали для себя определенные выводы – над чем еще нужно поработать. Мне лишь остается поблагодарить вас за проделанную работу (называю наиболее активных учащихся). Сдайте рабочие карты, по ним я выставлю вам оценки.

IX . Домашнее задание. Слайд

2. Выполнить задания 4-8 КИМ ЕГЭ.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА учени___ 11 класса __________________________

Добыча, прибывший, эксперт, ходатайство, закупорить, премировать, вероисповедание, избаловать, обеспечение, договор, корысть, завсегдатай, облегчить, столяр, сливовый.

ошибка– «5» 2-3 ошибки – «4» 4-6 ошибок – «3»

2. Самостоятельная работа в парах

Из слов в скобках выберите нужное:

1.Никогда наш народ не забудет (геройские – героические) дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3.Регистрация (командированных – командировочных) производится в кабинете №1.

4.Чтобы достичь успеха, надо принять (эффективные – эффектные) меры.

3. Лексические ошибки

1)Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На предприятии неожиданно появилась свободная вакансия.

2)Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.

4. Морфологические ошибки

Исправьте ошибки в образовании формы слова, объясните вид ошибки.

В автобусах снова работают кондуктора.

Окна закрыты красивой тюлью.

Книга с пятьсот тридцати иллюстрациями.

Вопреки прогноза, установилась хорошая погода.

неправильное окончание сущ в И.п мн ч

неверный выбор формы «изобилующего» глагола

неверное употребление рода существительного

неправильное склонение составного колич. числит.

неверное употребление падежной формы сущ. с предлогом

Я справился (не справился).

У меня получилось (не получилось).

Мне необходимо поработать над.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года,

следует ОЖИДАТЬ в апреле и в мае.

Есть проверенный метод чистки меха с коротким ворсом: загрязнённый мех нужно протереть

горячим картофельным пюре, а затем тщательно ОТРЯХНУТЬ.

Наибольшее непонимание московских АБОНЕМЕНТОВ вызывает необходимость вносить

абонентскую плату за пользование линией.

Новая фирма была зарегистрированная под красивым, ЗВУЧНЫМ именем.

Под его ЖЁСТКИМ взглядом все становилось не по себе.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В пятницу 15 апреля 1927 года Ипполит Матвеевич, как обычно, проснулся в половине восьмого и сразу же просунул свой нос в старомодное пенсне с золотой дужкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *