какие три вокзала вместе в москве
Полная история Комсомольской площади: три вокзала, две станции метро и одна высотка
Оригинал текста на «Йоде»
Возможно, нет в Москве другой такой площади, которая видит столько пассажиров из разных концов России, как Комсомольская. Три вокзала, встречающие поезда из Северной столицы, с берегов Тихого океана и Средней Азии, стали одним из главных логистических центров Москвы. При этом ансамбль сохранил архитектурную стройность. Что было на месте площади до появления трёх вокзалов и как она превращалась в важнейший транспортный узел столицы, читайте в очередном из серии материалов «Йода» об истории столичных площадей.
ПОЛЕ НА МЕСТЕ ВОКЗАЛОВ
До XIX века нынешняя площадь трёх вокзалов была известна, прежде всего, огромным прудом, равным площади московского Кремля. Пруд, образованный от ручья Ольховец, называли сначала Великим, потом Красным. Рядом с ним было большое поле, отделявшее село Красное от московских окраин. С него виднелись Ново-Алексеевский монастырь и башня путевого дворца царя Алексея Михайловича. Башню по-татарски называли «каланчёй». Отсюда и появилось название будущей площади — Каланчёвская.
Другая версия происхождения названия касается празднования Петром I в этом месте окончания Азовского подхода. Во время них были выстроены башни-каланчи, которые штурмовали солдаты, воссоздавая реальные бои. Первый русский император использовал Красный пруд и поле для торжеств неоднократно.
Здесь же проходила старинная Стромынская дорога, менявшая со временем названия, но не направление. По ней через село Стромынь на границе современных Московской и Владимирской областей можно доехать до Суздаля, Владимира и Юрьева-Польского. Западнее от пруда с конца XVII века располагались артиллерийские склады, взорвавшиеся в 1812 году. А вокруг них — поле c болотами.
Именно такое пустынное место за пределами города и было удобно для строительства железнодорожных вокзалов.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГСКОГО ВОКЗАЛА
В середине XIX века стало ясно, что Россия с её территорией должна развивать железнодорожный транспорт. Первая «железка» была пущена между Петербургом и Царским селом, но большого транспортного значения не имела. Настоящим прогрессом должна была стать трасса между двумя столицами — Москвой и Петербургом. Возникло несколько предложений и проектов. В итоге в 1842 году началось строительство под руководством Павла Мельникова и Николая Крафта. Ранее они лично изучали опыт западных стран и США. Путь получился почти прямой, без заезда в Великий Новгород, что было в одном из планов.
Будущий министр путей сообщений Мельников обосновывал необходимость в железной дороге с экономической точки зрения. Этот путь был бы короче и быстрее, чем водный или сухопутный. Затраты на дорогу окупились бы достаточно быстро. Помогли бы они и предотвратить возможный голод в Москве или Петербурге, доставить войска.
Наконец, 1 ноября 1851 года движение по дороге открылось. На следующее утро, спустя почти 22 часа пути, поезд с шестью вагонами и 180 пассажирами прибыл в Москву. Вагоны для поездов изготовили на Александровском заводе. Пассажиры вышли на перрон вокзала, здание которого спроектировали архитекторы К. А. Тон и Р. А. Желязевич. Оно было братом-близнецом вокзала в Петербурге, поэтому могли сразу не понять, точно ли они уехали из Северной столицы.
В 1855 году Петербургский вокзал в Москве переименовывают в Николаевский, потому что так стала называться железная дорога между двух столиц, в честь императора Николая II. Это первое переименование вокзалов на Каланчёвке, которых будет ещё много.
В те же годы к западу от путей строятся здания таможни. Она пропишется на Каланчёвке так же основательно, как и вокзалы.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЕЩЁ ДВУХ ВОКЗАЛОВ
В 1858 году группа купцов, среди которых был известный Иван Мамонтов, по инициативе профессора-математика МГУ Фёдора Чижова начинает организацию строительства новой дороги на север. В отличие от петербургской, эта стала частной. Она должна была соединить Москву с Сергиевым Посадом. Мотивы строителей — в будущей прибыли. Мамонтов перед решением войти в проект лично подсчитывал, насколько востребована будет дорога.
Около Первой Мещанской изначально и хотели построить тупик с вокзалом. Но Московский университет решил не отдавать под это свои земли с ботаническим садом. Поэтому 18 августа 1862 дорогу и вокзал работы опытных архитекторов Романа Кузьмина и Смарагда Шустова торжественно открыли и освятили на Каланчёвке. Правда, освящавший её митрополит Московский и Коломенский Филарет был критичен — ведь путешествие пешком до лавры считалось сродни очищающему подвигу. Кроме православного центра, по дороге первоначально можно было доехать до станций Мытищи, Пушкинская, Талицкая, и Хотьков.
По соседству в эти же годы реализуется ещё один проект железнодорожной дороги — до Рязани. Первый её участок откроют в 1862 году, но без каменного московского вокзала. Он распахнёт свои двери в 1864 году. Здание Рязанского вокзала (поскольку о дороге до Казани речи пока не было) проекта архитектора М.Ю. Левестама было маленьким. Несравнимо с тем путём, который вокзал принял в XX веке — Транссибирской магистрали.
В 1870 году Троицкий вокзал стал Ярославским, а через 27 лет его потрясла крупная авария. Пассажирский состав врезался в тупик под крышей вокзала. Причиной послужил отказ тормозов. В результате ЧП было несколько раненых и не одного погибшего.
ПЕРЕСТРОЙКА ВОКЗАЛОВ
В начале XX века из-за роста нагрузки встал вопрос о перестройки Ярославского вокзала. Занялся этим архитектор Фёдор Шехтель. К 1904 году появился знакомый нам фасад здания с башенками. Над главным входом повесили гербы тех регионов, которые соединяла в тот момент дорога — московский Георгий Победоносец, ярославский медведь с секирой и архангельский Михаил Архангел. Внутри — картины Константина Коровина и барельефы про русский север: рыбалка, северное сияние, олени, моржи.
В это время Каланчёвская была уже крупным транспортным узлом. В 1906 году здесь пустили трамваи, которые ходит до сих пор. В первые годы они ходили по шести маршрутам, сейчас — по четырем.
Вокзалы становятся центром многих общественных событий, связанных с приездом или отъездом известных персон, живых и скончавшихся. Так, в 1910 году тут встречали и провожали тело актрисы и сторонницы революционеров Веры Комиссаржевской. Оно было отправлено в Александро-Невскую лавру из Ташкента, где умерла актриса.
В декабре 1905 года у Николаевского вокзала расположились войска с пятью орудьями и пулемётами. Они не допустили захвата вокзала революционными рабочими-железнодорожниками, которые смогли занять Казанский и Ярославский вокзалы.
Первый вокзальный таксофон был в 1906 году установлен шведско-датским телефонным обществом на Казанском вокзале. Для соединения с телефонной станцией требовалось опустить монетку. Это уже уходящие для нас в историю устройство, но довольно привычное. В отличие, например, от портретов транспортных воров и разбойников, которые на трёх вокзалах провожали пассажиров. Или от традиции постоянной жизни начальников вокзала в самом здании.
До начала Первой мировой войны транспортный узел планировали масштабно перестроить. По проекту Алексея Щусева в 1912 году западнее площади построили виадук, действующий и в наши дни. По нему проходят пути, соединяющие Петербургское направление, Белорусское и Рижское с Курским вокзалом. Затем началась перестройка Казанского вокзала, которая продлится больше 20 лет. Старое здание не выдерживало потока пассажиров даже при увеличении залов двумя годами ранее.
Кстати, большой Красный пруд зарыли в 1911 году. В наши дни о нём напоминает лишь Краснопрудный тупик. Топонимика осталась и за Красным селом — название станции метро и несколько улиц и переулков.
В 1917-1918 годах Николаевский вокзал стал особо важным политико-стратегическим пунктом. Во время столкновений в октябре 1917 его взяли под контроль сторонники большевиков, в марте 1918 сюда приехали поезда с эвакуированным из Петрограда правительством, привезя с собой столичный статус для Москвы и новые именования для Каланчёвки.
СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА И НОВОГО КАЗАНСКОГО ВОКЗАЛА
При власти большевиков «Николаевской» железная дорога называться никак не могла. Руки до переименования доходят в 1923 году. Распоряжением Феликса Дзержинского, возглавлявшего тогда Народный комиссариат путей сообщения РСФСР, дорога и вокзал становятся «Октябрьскими». «Ленинградским» он станет в 1937 году.
В 1927 году по проекту архитектора Щусева к востоку от Казанского вокзала был построен Центральный дом железнодорожников. Клуб и концертный зал, по одной из версий, начали строить на средства купца Николая Стахеева, пойманного в 1918 году ОГПУ. По сделке с органами он отдал свои драгоценности в обмен на свободу.
Стоит отметить, что само здание заложили в 1925 году, а у купца была дача в Алуште, которую после национализации отдали под клуб железнодорожников. Но история о драгоценностях Стахеева была напечатана в газете «Гудок», где работали Ильф и Петров, возможно, позднее пересказавшие её на страницах «12 стульев».
Площадь трех вокзалов (Москва) — какие вокзалы расположены
Москва — крупный город, где работает 9 жд вокзалов, чтобы облегчить добирание пассажиров из одной точки в другую и сыграть важную роль в транспортной развязке. Особенно популярна Комсомольская площадь или площадь трех вокзалов в Москве. Какие вокзалы сюда входят, рассмотрено ниже.
Три вокзала у площади, их описание
На Комсомольской площади расположены 3 основных вокзала:
Казанский вокзал
Находится он по адресу: 107140, г. Москва, Комсомольская пл., д. 2. Это крупное здание с современной реконструкцией, с большим холлом и несколькими залами ожиданий. Москва Казанская — самый крупный в городе вокзал. Ежедневно здесь проходит более 70 поездов дальнего направления и 200 электричек ближнего. Всего 9 платформ, здесь можно сделать пересадку на Каланчевскую (это доступно на пяти вокзалах Москвы, в том числе на Ленинградском и Ярославском). Поезда направляются в Казахстан, Китай, Среднюю Азию и по городам России в 3 направлениях:
С пригородного направления поезда идут в Люберцы, Жуковский, Шиферная, Голотвин, Виноградово и др. С расписанием можно ознакомится на официальном сайте, заказать или забронировать онлайн билеты: http://kazansky.dzvr.ru/
Казанский вокзал. Ночь
Контакты
Необходимые номера телефонов:
Схема работы Москвы Казанской
Вокзал работает круглосуточно. Есть терминалы самообслуживания. Технический перерыв у всех касс дальнего следования с 3:30 до 4:00 и с 13:30 до 14:15. Возможны другие небольшие перерывы. Пригородные работают 24 часа в сутки.
Кассы «Столичный Экспресс» находятся на 16 перроне напротив экспресса, где можно дополнительно приобрести билеты, а также регистрация эл. билетов за стойкой в 3 зале, а автоматы для покупки билета на пригородные направления в 2 местах: в 7 зале и 4 турникетного павильона.
Дополнительные услуги
На территории вокзала работает бесплатно Wi-Fi. Также предоставляется:
Ленинградский вокзал
Один из основных вокзалов в Москве, относится к Октябрьской железной дороге. Москва Ленинградская находится на Комсомольской площади. Полный адрес: 107140, Комсомольская пл., 5/43, Москва.
Направление — северо-западное. В холле вокзала высвечивается онлайн-табло на 3 языках: русском, английском и китайском. В дальний путь поезда отправляются в города России (Мурманск, Псков, Тверь, Санкт-Петербург и др.), за рубеж в страны СНГ, Абхазию, Литву, Эстонию и Латвию. Пригородные электропоезда отправляются в Зеленоград, Ховрино, Химки, Сходня и др.
Можно посмотреть расписание и заказывать билеты, зайдя на официальный сайт: http://leningradsky.dzvr.ru/
Контакты
Режим работы Москвы Ленинградской
График — круглосуточный. Возможна оплата банковскими картами или покупка онлайн билетов. Работают кассы дальнего следования, пригородные, международные, а также для оформления льгот, багажа и групповых заявок. Бывают небольшие технические перерывы или обед.
Вспомогательные услуги
На территории вокзала работает бесплатно Wi-Fi, также предоставляется:
Ярославский вокзал
Точный адрес: 107140, г. Москва, Комсомольская пл., д. 5. Это еще один объект, входящий в тройку вокзалов на Комсомольской площади. Он считается самым пассажироемким в Москве и даже принимает часть пассажиров с Курского вокзала по Горьковскому направлению. Ежедневно тут проходит более 300 поездов. Из него можно добраться не только к городам России северного направления (Ярославль, Пермь, Хабаровск, Благовещенск и др.), но и в Монголию, Китай, Японию, КНДР. Пригородные маршруты идут в Пушкино, Ростов, Сергиев Посад, Фрязево и др.
Более детальная информация про расписание и прибытие поездов находится в онлайн-
табло на официальном сайте: http://yaroslavsky.dzvr.ru/
Контакты
График работы
Ярославский вокзал работает круглосуточно. Можно оформить электронные
билеты. Технический перерыв с 2.00 до 4.00 ночи, возможны перерывы на обед.
Задействованные окна:
На территории вокзала работает бесплатно Wi-Fi, предоставляются:
Достопримечательности
Если время ожидания на вокзале позволяет отдохнуть, можно провести его активно, сдать вещи, при необходимости, в камеру хранения и в пешей доступности посмотреть на местность. На Комсомольской площади можно увидеть следующие достопримечательности:
История создания площади и строительства трех вокзалов. Архитектурные отличия вокзалов
Для строительства были задействованы лучшие архитекторы. Активное появление трех вокзалов, расположенных рядом друг с другом, знаменует рождение современной Комсомольской площади.
Рязанский вокзал славится угловой башней, напоминающей Сююмбеки в Кремле Казани. Еще на одном из фасадов изображены часы с зодиаками. На вокзале левостороннее движение поездов — это «последствия» работы английских инженеров. Это один из наибольших вокзалов в Европе, но построили его на площади последним.
Первый облик Ярославского вокзала — деревянный домик. После реконструкций он выдается сказочным теремом. «Башенки» и «теремная кровля» придают странности зданию, отличая его этим от других объектов. Вестибюль и аванзал оснащен прямым и просторным проходом к перронам. Орнамент стен передает ассоциации с русским Севером, они декорированы гербами. Сам вокзал напоминает силуэт русского храма с открытыми крепостными воротами башни.
На Ленинградском вокзале еще идет реконструкция, поэтому он легко отличается от других.
Гостиницы, отели, магазины и развлекательные учреждения на территории вокзалов
На всех вокзалах есть комнаты для отдыха матери и ребенка. Возможна почасовая оплата, минимальное заселение — 2 часа, на Ленинградском — 1 час.
Из-за ремонтных работ на Октябрьском необходимо уточнять про заселение, в ином случае заранее бронировать места в ближайших хостелах и отелях.
Наличие мест и цены можно узнать в справочной или администрации. Предоставляются одно-, двух- и трехместные номера. На Казанском жд вокзале есть еще мини-отель «Город-Отель», он расположен на 2-м и 3-м этажах вокзала с 2-х, 3-х, одноместным размещением, номерами полулюкс и люкс. Доступно бронирование на сайте: http://rzdhotel.ru/ или связавшись с администратором.
Внутри вокзалов можно приобрести книги, журналы в киосках, сувениры и игрушки в ларьках. Можно пополнить мобильный счет или воспользоваться банковскими услугами. Еду приобретают в ларьках или кушают в кафе на вокзалах. Внутри и снаружи есть автоматы с кофе, напитками и едой. Также работает привокзальный продуктовый магазин. По желанию на Казанском вокзале можно посетить музей железной дороги Москвы в Царской башне.
Как добраться?
Для того чтобы добраться на площадь 3 вокзалов можно воспользоваться:
Самый надежный способ — метро. Придется потратить всего 55 рублей за поездку. Нужно ехать к ближайшим станциям Комсомольская Радиальная (Сокольническая) (красная линия) или Комсомольская Кольцевая (коричневая ветка).
В вестибюле станции работает стол с консультантами (смотреть фото 9), которые подскажут, как и куда идти. В город можно выйти из станции через перрон Москвы Казанской. Вестибюли служат только для выхода/входа в метро через подземный переход.
Один вход расположен напротив главного входа Ленинградского жд вокзала, а второй — у входа в Казанский.
Метро открывается в 5.30, а закрывается в 1.00 для входа/выхода на вокзал! Поэтому нужно заранее планировать столь ранние/поздние приезды/отъезды.
Информационный стол в метро
Ленинградский
Если прибытие по красной ветке, необходимо при выходе с вагона свернуть направо, в сторону ст. «Пр-кт Мира» и идти в самый конец лестничной площадки. Придерживаясь правой стороны, подойти к эскалатору и подняться вверх. Выход прямо, после свернуть налево к платформам или идти прямо для входа к вокзалу. Если прибытие на первую станцию, то нужно сделать переход. Для этого при выходе свернуть направо и подойти к эскалатору, спуститься по нему вниз и вновь свернуть направо, после подняться вверх. Выходить, придерживаясь правой стороны, а далее подняться вверх и на выход.
Между собой станции разделены переходами, поэтому, чтобы не заблудится в двух наземных вестибюлях — выход обязателен через станцию коричневой линии, так быстрее. Ст. м. Комсомольская расположена между Ленинградским и Ярославским вокзалом, поэтому важно с выходом на улицу свернуть налево, именно там находится вокзал, нужно идти вдоль него по левой стороне и повернуть направо, чтобы попасть к главному входу.
Казанский
Красная ветка более удобна. Из вокзала напротив жд путей сразу можно попасть на ст. Сокольническая.
Ярославский
Так как Ленинградский и Троицкий вокзалы расположены на одной стороне и друг за другом, принцип добирания такой же, как и к Октябрьскому вокзалу. Единственное отличие, при выходе с метро свернуть надо направо, именно там расположен Ярославский жд вокзал.
Как уехать с Комсомольской площади?
Удобное расположение трех вокзалов у метро позволяет легко добраться в любую точку города. Ко всем жд вокзалам города можно доехать на метро. Для больших компаний удобней заказывать трансфер или такси (к центру, примерно 600 руб., по городу 1000 руб.). К аэропортам и автовокзалам нужны пересадки:
Тем, кто впервые окажется в районе площади 3 вокзалов в Москве, достаточно знать, какие вокзалы и как выглядят. Казанский вокзал — самый большой из троих, Ленинградский — 2-х этажный с башней и часами, а Ярославский — напоминает теремок. Легких дорог!
Площадь трех вокзалов в Москве какие вокзалы
Всем известно мнение, что на своем веку, именно вокзалы видели самые искренние человеческие чувства. И с этим действительно трудно поспорить. Если задаться целью сравнить все существующие на сегодняшний день виды — речные, железнодорожные и автовокзалы, то, наверное, как раз поезда и железная дорога навевают самые дорогие нашим сердцам воспоминания.
Для каждого человека это будет что-то свое, особенное. Первый раз в дороге, проводы любимого парня или девушки, долгожданная встреча, удивительные и интересные попутчики, красивые места, романтика, игры, гитары, студенческий летний отдых. Купе поездов — это своеобразные маленькие дома, в которых проводят небольшую часть своей жизни.
Знаменитая площадь
Кто из живущих в столице Российской Федерации не побывал в таком замечательном месте, как Площадь трёх вокзалов в Москве? Куда оттуда можно уехать? Наверное, редко встретишь москвичей, которые не смогут их перечислить. Ведь многочисленные туристы, приезжающие за незнакомыми впечатлениями, всегда задаются этим вопросом.
Три загадочных сооружения, три великолепных дома собрались вместе на одной площади стараниями зодчих и строителей из минувших столетий. Если не обладать врождённой способностью ориентироваться на местности, то на долю выпадает блуждание по ней же и отчаянные расспросы прохожих.
Это не удивительно, потому что Площадь трёх сооружений — своеобразное название из народа, а официальное — Комсомольская площадь. Рядом находится одноименное метро. И если вам назначили встречу и сказали — увидимся там, где три вокзала — то добро пожаловать в занимательный лабиринт. Площадь пересекают подземные переходы, что очень удобно для людей с большими чемоданами, проезжающих Москву транзитом и направляющихся дальше.
В Москве, как и в каждом другом городе-миллионнике, есть свои фантастические истории про метро и здания, заманивающие любопытных путешественников разгадать мистические тайны. Именно таким ярким примером и является Площадь.
Говорят, на Казанском, одном из трёх, возле метро время от времени появляется нищий седовласый согбенный старик, опирающийся на корявую клюку. Он долго блуждает взглядом по окрестностям площади, потом приближается к двери Казанского вокзала, творит три раза крестное знамение и исчезает, не оставив и следа, будто бы растаяв в воздухе.
Объясняется это явление существующей в Москве легендой, словно на Площади возвышался в глубокой древности монастырь, и когда шёл мимо него странник, отказали ему в просьбе, а он взял, да и сгоряча проклял монастырь. Со временем старец раскаялся, но его призрак отмаливает грехи таким вот пугающим образом.
Название площади дали местные жители по её очевидным признакам, а также для удобства. Но на самой карте Москвы нет объекта, который бы назывался так. Есть — Комсомольская площадь. До 1932 года она носила иное имя Каланчевская в честь вышки на дворце Алексея Михайловича. Каждый из трёх вокзалов — это памятник архитектуры, а не только место прибытия и отправки поездов.
Казанский вокзал
Первая постройка Казанского была выполнена из дерева, в далёком 1862 году, да и назывался он тогда в честь города Рязань. Однако небольшая постройка не могла справляться с пассажирским потоком, шаткие перроны оставляли желать лучшего и удобств было весьма мало. Людей из вагонов приходилось стаскивать буквально на руках.
История этого вокзала хранит в себе множество реконструкций и обновлений, навеянными зодчим шедеврами ряда азиатских стран. так как само строение Казанского вокзала призвано было символизировать евразийскую Россию.
Многие конструкторские работы под руководством Щусева обещали быть образцом для подражания. К оформлению вокзала планировались приобщить таких знаменитых художников, какРерих и Бенуа. На фасаде хотели отобразить стиль барокко Москвы XVII века. Преобладающими цветами собирались делать белый и красный. Но многим планируемым вещам не было суждено сбыться из-за войн, обрушившихся на государство.
Ярославский вокзал
А вот Ярославский вокзал раньше назывался Троицким. Несложно догадаться, что из-за поездок паломников в Свято-Троицкую Лавру, там, где Сергиев Посад. Когда расстояние увеличивалось, то назвали по конечной станции. Сейчас этот вокзал характеризуется наибольшим пассажиропотоком. Именно из него отправляются в путь поезда Транссибирской магистрали.
Ленинградский вокзал
В середине XIX века талантливый Константин Тон, будучи архитектором, спроектировал и вдохнул жизнь в идею самого первого железнодорожного вокзала в Москве. Благодаря ему и многим людям, воплощавшим мечту в жизнь, между великим городом Петра и Москвой прошёл поезд.
Парадный вход выходил прямо на площадь Каланчевскую, а за главной постройкой были непосредственно платформы и рельсы, являющиеся дорогой для поездов. Ленинградский вокзал появился на свет в далеком 1849 году. Но регулярное движение началось почти через три года. Свое название он менял три раза, ровно как и остальные. Был Николаевским, Октябрьским.
Ленинградский — самый старинный из числа сохранившихся до сегодняшнего дня зданий. Помимо самих зданий вокзалов, на Комсомольской площади можно рассмотреть следующие достопримечательности:
Видео
Интересное видео покажет вам знаменитую площадь глазами гостей столицы.