какие трудности можно выделить в межличностном общении

Трудности межличностного общения

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

В течение всей своей жизни человек находится в постоянном общении. Ежедневные контакты необходимы для комфортного существования в обществе.

В течение всей своей жизни человек находится в постоянном общении. Ежедневные контакты необходимы для комфортного существования в обществе. Во время коммуникации люди обмениваются информацией, передают и получают различные эмоции, лучше узнают себя и реализуют свою индивидуальность. Так все люди разные, время от времени возникают трудности в межличностном общении, которые преодолеть поможет только квалифицированный специалист.

1. Определение и описание трудностей и дефектов в процессе межличностного общения

Трудности, возникающие в процессе межличностного общения, становятся серьезным препятствием не пути к эффективному взаимодействию между людьми. Осложняют эти отношения, особенности характера каждого из участников диалога. Как правило, трудности такого рода являются источником нервно-психического напряжения. Они имеют различия по типу возникновения ситуаций, по степени напряжения и влияния на эффективность общения.

Существуют 2 группы трудностей:

Существующие группы трудностей общения делятся на первичные и вторичные. Первичные — связаны с темпераментом и характером личности. Вторичные — связаны с неудачным опытом социальных и эмоциональных контактов. И то и другое являются следствием коммуникативных барьеров, а так же стрессов, травм, обмана или тщетного ожидания.

Дефектом межличностного общения считаются преграды, которые создает человек, обладающий определенным набором личностных качеств, таких как бестактное, авторитарное и невоспитанное поведение, проявление эгоизма и эгоцентризма, подозрительности, морализаторства и наглости. Эти свойства характера, как правило, проявляются во время нервно-психического напряжения, перегрузки, ограниченности в свободном времени. Результатом, влияния этих помех, будет ограничение круга общения и неудовлетворенность собеседников, что без сомнения, скажется на результате всего взаимодействия. Демонстрируется раздражительность, конфликтность, физическая, психическая и нервная усталость.

Специалисты по языку тела человека отмечают, что защитная поза партнера, резкие движения и высокомерный взгляд вызывают подсознательное недоверие к человеку. Бывает, конечно, что собеседник элементарно «одевает» маску, скрывая собственную неуверенность, скованность и страх. К сожалению, эти неразумные действия часто проявляются независимо от его желаний, тогда, когда появляется угроза его достоинству или самооценке.

Устойчивый дефект общения проявляется в виде неуверенности в себе, постоянной тревожности, чувства неполноценности, беспокойства, страха или оцепенения, вплоть до полной ограниченности действий. Эти люди, в процессе жизни, как правило, приобретают авторитарный и консервативный взгляд на вещи, отношения и привычки.

Виды и уровни межличностного общения у взрослых

Цель: Выполнение ожидаемой от человека роли.

Цель: Поиск способов повышения эффективности взаимодействия, организация совместной деятельности.

Цель: Психологическая близость, доверительное общение и эмпатия.

Особенности межличностного общения у дошкольников

У малышей общение, как правило, тесно связано с игрой, изучением предметов и рисованием.

Начиная с 4 лет у детей общение с ровесниками становится главной потребностью. Одновременно сохраняется потребность в общении со взрослыми. Для них взрослый — это объект уважения и познания мира.

Для деток до 7 лет взрослый является старшим другом, от которого они ожидают понимания и сопереживания. Следовательно, с возрастом потребность в общении увеличивается, приобретает новые формы и значение.

Весь дошкольный период происходит переход от непосредственной формы общения к мотивированной.

Непосредственная форма общения носит избирательный характер. Дети выбирают партнера без особых объяснений. Общаясь, начинают проявлять следующие коммуникации — кокетство, притворство, фантазии, стремятся выразить обиду и специально не отвечать товарищу. В основном общаются нестандартно, раскованно и эмоционально. Инициативные действия преобладают над ответными, то есть с трудом могут поддержать и развить диалог.

Особенности межличностного общения у подростков

Специалисты признают огромное значение межличностного взаимодействия для подростков. Это центр их существования, который определяет все остальные стороны деятельности и поведения. Общение в это время качественно меняется по сравнению с общением, которое было в младшей школе.

Общаясь с ровесниками, подростки начинают активно осваивать цели, нормы и средства поведения в обществе, определяют критерии оценки себя и товарищей. Смена ориентиров, происходит постепенно или, в исключительных случаях, бурно.

В ходе межличностного общения вырабатываются навыки взаимодействия в социуме, умение подчиняться дисциплине в коллективе и одновременно отстаивать свои интересы, осознанно соотносить общественные и личные интересы.

Вне общества сверстников подросток не способен выработать необходимые коммуникативные качества. В связи с этим подросток стремится:

Если у младшего подростка положение среди ровесников в основном зависит от школьных оценок и поведения, то для старшего подростка особенно важным становится другое достоинство — сообразительность, умение владеть собой и смелость.

Проблемы во взаимодействии у подростков возникают по следующим причинам:

Важная информация о клинике Преображение

Если Вами уже принято решение о необходимости консультации по вашей проблеме, остановите свой выбор на квалифицированных и опытных специалистах нашей клиники.

Каждая ситуация трудности в общении, в клинике Преображение, рассматривается индивидуально. При необходимости комплексной помощи подключаются смежные специалисты.

В случаях, если трудности в общении возникли на фоне психического расстройства возможно лечение в стационаре или поликлинике, которые созданы на нашей базе и расположены в центре Москвы.

На любые вопросы, очень подробно, Вам ответят по электронной почте и телефонам:

8 (800) 200-01-09Принимаются звонки 24 часа в сутки

Будьте смелее, обращайтесь к специалистам!

В течение всей своей жизни человек находится в постоянном общении. Ежедневные контакты необходимы для комфортного существования в обществе. Во время коммуникации люди обмениваются информацией, передают и получают различные эмоции, лучше узнают себя и реализуют свою индивидуальность. Так все люди разные, время от времени возникают трудности в межличностном общении, которые преодолеть поможет только квалифицированный специалист.

Источник

Трудности в общении: почему так сложно общаться, и как это исправить

Трудности в общении с людьми можно условно разделить на четыре группы: непонимание, страхи, отвращение и проблема интереса. В данном материале будут рассмотрены все эти группы.

Непонимание

Непонимание можно считать самой важной проблемой. Если два человека не могут понимать друг друга, то и диалога конструктивного у них не получится. При этом такую проблему часто решать отказываются. Ведь куда проще завершить проблемный разговор, чем через силу продолжать его. Непонимание бывает разным, некоторые люди неправильно выстраивают модель общения, например, с начальником разговаривают как с подчиненным, а с подчиненным – как с очень близким человеком. Некоторые люди не могут соблюдать определённые правила общения, а когда нарушают их, то у окружения это провоцирует враждебность. В итоге стараются оборвать общение.

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

Порой люди не понимают вербальных знаков. Они общаются с человеком на тему, которая ему неприятна. Он подает знак, что тему следовало бы сменить, однако, собеседник не замечает, его начинают игнорировать и стремятся оборвать с ним контакт.

Один и тот же предмет разговора может провоцировать разные эмоции, и часто сталкиваются с гневом собеседника. Языковой барьер тоже может привести к тому, что собеседник вас неправильно поймет, и это тоже может привести к конфликту.

Некоторые люди не осознают иерархическое положение и невольно хамят начальству. Также порой между людьми возникает непонимание из-за различных ценностей, что приводит к конфликтам.

Страхи

Второй по важности группой проблем в общении являются страхи. Причины возникновения страха разные. Например, если разговор когда-то прервался из-за недопонимания, то бывает страшно начинать его вновь. Также некоторые люди боятся быть отвергнутыми, высмеянными. И причиной такого страха бывает негативный опыт. Бороться со страхом можно с помощью психолога.

Отвращение

Бывает такое, что у человека нет абсолютно никаких психологических блоков, и он может спокойно общаться с окружающими, но те сами не хотят общаться с ним. Человек может вызывать отвращение или неприязнь просто своим видом. Ведь, как говорится, встречают человека по одежке. Другой причиной может быть устоявшаяся отрицательная репутация человека. Она приводит к тому, что ко всему, что человек говорит, относятся критически, и идти на разговор попросту не хотят.

Проблема интереса

Переизбыток или дефицит интереса может быть также серьезной проблемой. Если кто-то чрезмерно заинтересован в общении с человеком, то этот человек может начать подозрительно относиться к этому. Он может считать, будто с ним общаются для того, чтобы извлечь какую-то выгоду. Из-за этого может возникнуть острое желание оборвать общение. А когда интереса мало, то тут все очевидно: разговоры всегда будут пресными и скучными, продолжать отношения с человеком, незаинтересованным в общении, захочет далеко не каждый. Ведь отсутствие интереса с одной стороны приводит к прямо пропорциональному падению интереса с другой стороны.

Преодоление трудностей общения

В современном мире без общения нельзя. Отсутствие коммуникаций не позволит человеку удовлетворять свои потребности, реализовывать себя, иметь работу и личные отношения. Иными словами, без общения невозможна нормальная жизнь. Поэтому если есть сложности, их нужно преодолевать.

Рассмотрев основные виды трудностей процесса общения, уже можно делать выводы. В психологии есть разные способы борьбы со сложностями коммуникации. Но во многих случаях можно обойтись без психотерапии, самостоятельно улучшая коммуникативные навыки. Учитесь общаться вместе с Викиум, курс «Эмоциональный интеллект» поможет научиться эффективно строить коммуникации на работе и в личной жизни.

Источник

Проблемы в общении с людьми: виды проблем, сложности общения, причины и советы по решению проблемы

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

Какие категории людей испытывают проблемы в общении? К сожалению, выделить только одну группу человек, которым было бы сложно говорить с другими невозможно. Подобная проблема может возникать по многим причинам. Основными являются страхи, непонимание, отвращение и проблемы интересов.

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

Трудности при общении

Наибольшей группой проблем, которая способна вызвать последствия в виде проблем с самоподачей человека в общении, считается непонимание. Из-за этого чувства людям сложно установить контакт, они не понимают, по какому алгоритму нужно выстраивать диалог. Для того чтобы завязать разговор и поддержать его, человеку приходится прикладывать огромные усилия. В итоге, если они не оправдываются, мотивации для продолжения нет, то контакт проще прервать.

Модель общения

Общаться со всеми одинаково не получится. К каждому человеку нужен свой подход. С подчиненными диалог должен вестись по одному алгоритму, с начальником – по-другому, с близким – по-третьему. Если в жизни человека проблемы с общением не исчезают, то через время он начинает путать, как и с кем следует разговаривать.

В таком случае человек может слишком многого требовать от других, вести себя приближенно к тем людям, с которыми нужно поддерживать формальные отношения. В таких ситуациях поведение человека с проблемами в общении сильно бросается в глаза.

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

Правила общения

Проблемы общения между людьми могут возникать тогда, когда один из собеседников не придерживается правил диалога. Нужно понимать, что в каждом коллективе есть и негласные требования. Их нарушать не стоит, иначе собеседники будут негативно настраиваться на человека. К правилам нужно относиться внимательно, чтобы окружающие люди не стали избегать коллегу, называя его «странным».

Невербальные знаки и намеки

Проблемы в общении с людьми могут заключаться и в слишком увлеченном обсуждении какой-то темы. Все любят обсуждать разные вопросы, но некоторые другим могут показаться слишком странными или же отвратительными. Нужно уметь понимать намеки и невербальные знаки, которые дают понять – «пора сменить тему разговора». Если человек не распознает их раз, два, три, то со временем с ним никто не захочет разговаривать.

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

Эмоции

Непонимание эмоций – серьезная проблема. Одна и та же тема может вызывать у кого-то положительную реакцию, у кого-то – отрицательную. Человек должен уметь распознавать эмоции, иначе собеседник может полностью разорвать контакт.

Такие проблемы в общении с людьми встречаются часто. Нередко можно заметить, как в компании кто-то сильно увлекается черными шутками. Если собеседник испытывал похожие чувства, то у него изменятся эмоции, выражение лица. Многие этого не замечают, продолжая рассказывать «забавный» случай. Это вызывает в дальнейшем проблематичные отношения между людьми.

Язык общения

Наиболее распространенные проблемы в общении с людьми возникают тогда, когда люди говорят на разных языках. Однако из-за существования большого количества диалектов представители одной нации не всегда могут поговорить друг с другом. Поэтому многие предпочитают завести диалог с тем человеком, кого они понимают на все 100 %.

Кроме того, тяжело общаться с теми, кто далек от определенной терминологии. Следует следить за своей речью, делая ее максимально понятной собеседнику.

Ценности

Проблемы в общении с людьми могут возникать из-за различных жизненных ценностей и опыта. Прежде чем поделиться какой-то занимательной историей (на свой взгляд), нужно узнать отношение человека к теме разговора. Только после этого принимать решение о том, следует ли говорить об этом.

Для кого-то одна тема будет казаться веселой, для другого она может оказаться под запретом. Если не обращать внимания на систему ценностей собеседника, то он может посчитать, что с ним говорит скучный, грубый, циничный человек.

Социальная иерархия

На сегодняшний момент многие, к сожалению, стали игнорировать социальную иерархию. Человек, чтобы ему было проще в общении, должен понимать свое место в обществе и разговаривать с другими так, как того требует ситуация. Если не обращать внимания на социальное положение, то можно не только получить проблемы в общении, но и привлечь более серьезные последствия.

Страх общения

В психологии проблемы в общении с людьми связывают также с определенными страхами. Они зачастую возникают из-за уже имеющегося негативного опыта, плохой информированности. Рассмотрим то, какие страхи могут быть у человека.

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

Предъявление

Некоторые люди боятся выражать свои эмоции, чувства, мысли. Как правило, страх предъявления возникает тогда, когда не понятно – как отреагирует собеседник. Этот фактор влияет на социальные контакты намного серьезнее, чем вышеописанное непонимание. Нередко люди с такими страхами не могут завязать диалог вообще. Почему так происходит? С одной стороны, человек хочет избежать непонимания, выразить свои эмоции, но с другой – ему страшно это сделать. Из-за того, что он не может получить опыт, общение начать сложно.

Что делать в таких случаях? Очевидно то, что непонимание намного меньшая проблема, нежели страх. Единственный вариант избавиться от него – попробовать. Только в таком случае есть шанс получить положительный опыт. Если рассматривать в целом, то при попытке наладить диалог, человек получает определенную информацию, которая поможет ему бороться с проблемой.

Отвержение

Как и любой другой страх, этот появляется при отсутствии положительного опыта. К примеру, человек хотел пообщаться, но его отвергли. В таком случае не нужно замыкаться в себе. Нужно найти общество, где, даже если человек покажет себя не с лучшей стороны, его выслушают и поддержат диалог. Если найти такой коллектив проблематично, можно обратиться к психологу.

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

Высмеивание

Подобная проблема связана с вышеописанной, однако она базируется на реальном негативном опыте, когда человека высмеяли, унизив или оскорбив. Справиться с данным страхом можно, только получив положительный опыт общения. В дальнейшем нужно проанализировать две ситуации и понять, почему была та или иная реакция.

Отвращение

Иногда проблемы могут возникать не потому, что человеку сложно выражать себя, а из-за того, что он вызывает отвращение у других. Причин подобному может быть много. В современном обществе эта проблема популярна. Рассмотрим основные ее аспекты.

Внешний вид

Иногда плохой внешний вид может провоцировать проблемы в общении с людьми. Что делать? Следить за собой. Волосы должны быть чистыми, одежда без пятен, не должно быть неприятного запаха. Такие проблемы могут распугать даже тех собеседников, которые заинтересованы в диалоге.

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

Репутация

Еще один фактор, который может отражаться на общении людей. На репутацию влияет образ жизни, какие-то негативные факты из биографии. Более того, сильное воздействие оказывают даже обычные слухи о человеке. Нужно уметь себя подать в обществе так, чтобы люди не пытались оклеветать и не придумывали себе ничего лишнего.

Проблемы интересов

В общении между людьми всего должно быть в меру. Это касается и интереса. Причем речь идет не только о любой музыке, фильмах и так далее, но и о заинтересованности одного человека в другом.

Слишком сильная заинтересованность

Не нужно пытаться навязываться, преследовать человека и так далее. Собеседник может усомниться в намерениях, подумать, что за ним увязался мошенник и так далее. Интерес нужно проявлять легкий, чтобы не было дискомфорта при общении.

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

Недостаток заинтересованности

Если интереса к общению у собеседника нет, то и диалог складываться не будет. Именно этот фактор устанавливает контакт. Боясь показать чрезмерную заинтересованность, не нужно полностью отдаляться, иначе оппонент сам прервет общение.

Итоги

В статье описаны причины проблем в общении, а также способны решения практически каждой из них. При разговоре с человеком нужно смотреть на его эмоции, действия, ни в коем случае не продолжать тему, если собеседнику она неприятна. Пытаясь завязать диалог, нужно в первую очередь думать об оппоненте. Только так получится наладить контакт.

Источник

Сложности коммуникации: какие причины и факторы препятствуют легкому общению с людьми? (2 фото)

Конечно, не все современные люди испытывают трудности в общении. Но в той или иной мере с этой проблемой однажды или периодически сталкиваются многие. Какие факторы препятствуют легкому взаимодействию?

Причины сложностей в общении

какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть фото какие трудности можно выделить в межличностном общении. Смотреть картинку какие трудности можно выделить в межличностном общении. Картинка про какие трудности можно выделить в межличностном общении. Фото какие трудности можно выделить в межличностном общении

1. Излишняя погруженность в себя и свои проблемы. Это довольно распространенная ситуация. Логично, что с собеседником, постоянно, что называется, перетягивающим на себя одеяло и говорящим только о своих делах, достижениях, успехах, проблемах никто не будет хотеть общаться.

2. Категоричность. Излишняя жесткость и нежелание принять точку зрения собеседника возможны. Но только в отдельных важных случаях. В остальном спор ради спора – это путь в никуда.

3. Неуверенность. Комплексы могут быть даже у самых уверенных в себе людей. Излишняя стеснительность, ограниченный словарный запас, проблемы с дикцией и другие факторы способны вызывать сложности при общении с малознакомыми и посторонними людьми.

4. Непонимание. Отсутствие желания понять причину разговора, его суть, проблему – это один из часто встречающихся факторов, препятствующих диалогу. При этом собеседники чаще игнорируют проблему, нежели пытаются ее решить. К конфликту может привести языковой барьер, неприятие иерархических отношений, нежелание или неумение понимать вербальные знаки – язык тела, жесты, мимику.

5. Страх. Если человека однажды прервали во время диалога, он может осознанно или подсознательно опасаться повторения ситуации и испытывать из-за этого сложности в общении.

6. Неприятие. Случается и так, что у человека, собственно, и нет никаких проблем, комплексов или блоков. Просто собеседник вызывает отвращение из-за внешнего вида, особенностей поведения или сложившейся репутации.

7. Отсутствие интереса. Как и его переизбыток, могут представлять собой серьезное препятствие в разговоре. Излишний интерес к человеку может вызвать у того подозрение, что его хотят использовать. А отсутствие интереса приведет к его взаимному затуханию и с другой стороны.

8. Проблемы самооценки. Причины как завышенной, так и заниженной самооценки следует искать в детстве. У людей с низкой самооценкой отсутствует четкое понимание собственного образа, сильных и слабых сторон. Это порождает массу противоречий и сомнений в себе. Это мешает в отстаивании своего мнения и защите интересов. Даже нацеливаясь на успех, люди с низкой самооценкой заведомо готовы к неудаче и ждут ее. В попытке защитить себя они стараются быть незаметными, зачастую упуская массу возможностей и перспектив. Вторая сторона медали – завышенная самооценка. Такие люди считают себя центром мироздания, идеалом, эталоном. И в общении с другими у них проскальзывает пренебрежение. Они словно сообщают собеседнику и миру, что если что-то кого-то не устраивает, то все могут быть свободны, напрягаться он не станет. Индивиды с завышенной самооценкой при общении всячески возвышают собственные достоинства и принижают достоинства других. И это тоже порождает сложности при взаимодействии с социумом.

Источник

Реферат: Трудности межличностного общения

«Техники неформального общения»

«Трудности межличностного общения»

Определение затруднения межличностного общения

Характеристика областей затруднения

Индивидуально-психологические особенности как область затруднений общения

Сложной, значимой проблемой психологии является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в диалогах и публичном общении обсуждалось еще в риторике древнего мира, например в трактате Цицерона, эта проблема изучается в качестве объекта специального исследования в контексте коммуникативно-информационных теорий, социально-психологической теории и когнитивной психологии с середины нашего столетия (Д. Катц, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, Е.А. Климов и др.)

Определение затруднения межличностного общения

Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:

а) индикаторное (привлечение внимания к проблеме);

б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта).

Показательна в этом плане двойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного решения сложной коммуникативной задачи. Одни считают недопустимыми ошибки в этой деятельности, другие рассматривают их как необходимый и неизбежный элемент.

В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, также имеющую два значения:

а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворенности собой, например заниженной самооценки) и

б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из профессии, уменьшить количество контактов).

Обычно в деятельности, в общении человек фиксирует только то, что пpeпятcтвует дальнейшему нормальному осуществлению этих процессов, тогда как человеку важно знать и сложности, которые он преодолевает, не всегда осознавая их как затруднения. Сложности, препятствия в совместной деятельности, общении, осознаваемые его субъектами как затруднения, барьеры, проявляются, как свидетельствуют результаты исследований Е.В. Цуканова, в поведении, «неадекватном» ситуации общения и характеру деятельности, в особенностях установления и поддержания контакта, уровне психологического комфорта общающихся людей, их эмоциональном самочувствии. Затруднения могут проявляться в одном из этих планов, но чаще в нескольких из них одновременно.

Характеристика областей затруднения

В то же время затруднения человека в общении могут быть соотнесены не только с характером деятельности или эмоциональными, когнитивными (например, когнитивным стилем) и другими сферами личности, но и быть следствием более глубинных и в то же время широких влияний. Можно выделить следующие основные области затруднений человека в общении: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений. Они, естественно, перекрываются, взаимодействуют между собой в единой целостной системе «человек», но в целях теоретического анализа действие каждой из них может быть рассмотрено отдельно.

Этно-социокультурная область затруднений

Затруднения этой области связаны с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами, установками сознания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся. В то же время очевидно, что каждый субъект деятельности, партнер общения как носитель определенного менталитета, как человек, мышление которого, по меткому выражению Л.В. Щербы, «отлито в форме родного языка» (эта же мысль высказывалась и В. Гумбольдтом), взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого он является. В этом плане достаточно показателен характер общения российского педагога, его участливое отношение к ученикам. Такое общение часто вызывает у них протест, особенно у подростков и старших школьников, которые в последнее десятилетие начинают ориентироваться на более деловой, сдержанный стиль общения. Здесь возникают затруднения, одной из причин которых может быть этно-социокультура самого российского педагога.

Как отметил еще Н.А. Бердяев, «. трудность общения с русскими совсем иная, чем трудность общения с французами. Русские самый общительный в мире народ. У русских нет условностей, нет дистанции, есть потребность часто видеть людей, с которыми у них даже нет особенно близких отношений, выворачивать душу, ввергаться в чужую жизнь и ввергать в свою жизнь, вести бесконечные споры об идейных вопросах. Русские не признают категорий, непереходимых границ, отчетливых и резко выраженных форм общежития, дифференциаций по разным культурным областям и специальностям. Всякий истинно русский человек интересуется вопросом о смысле жизни и ищет общения с другими в искании смысла. Но наряду с большими качествами, которые делают более легким общение в русской среде, есть и большие недостатки. Русские очень легко задевают личность другого человека, говорят вещи обидные, бывают неделикатны, имеют мало уважения к тайне всякой личности. Русские самолюбивы, задевают самолюбие другого и сами бывают задеты. При обсуждении идей легко переходят на личную почву и говорят не столько о ваших идеях, сколько о вас и ваших недостатках. Они легко переходят от рассмотрения вашей мысли к нравственному требованию от вас».

Трудности общения, соотносимые с этно-социокультурной областью, преодолимы, если их специфика отрефлексирована (осознана и принята) человеком.

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений

Формируемый с первого школьного звонка авторитет учителя как носителя ценностей нового, неизведанного, необходимого для дальнейшей жизни, ценности учения является общепризнанным. Однако он часто приобретает черты непререкаемости, абсолютности, т.е. исключает у ученика даже попытку выскaзать, а тем более отстоять свое мнение. В то же время роль педагога предполагает такие личностные качества как компетентность, объективность, такт и желание помочь. Если эти слагаемые авторитета проявляются в учебном процессе, то это подлинный авторитет. Он может вызывать затруднения общения у ученика, но в силу стеснения, дискомфорта, собственного незнания, трепета перед знанием Учителя, Мастера. Если же формальная роль педагога не наполняется ценностным содержанием и личностно он не авторитетен, то общение затруднено, оно становится фактическим или сугубо конвенциональным. Возникает ситуация неприятия учителя как партнера общения, что является предпосылкой дополнения конвенциональных ролей негативными межличностными отношениями. И здесь вступает в силу действие правила: если конвенциональные отношения сопровождаются позитивными и межличностными, то эффективность деятельности повышается, если межличностные отношения напряжены до антагонизма, неприятия друг друга, то это деструктурирует ролевой репертуар конвенциональных отношений и негативно влияет на деятельность.

Возрастная область затруднений

Затруднения могут возникнуть и тогда, когда, наоборот, преподаватель или руководитель моложе своих студентов или подчиненных. Стремления человека в этой ситуации казаться старше выражается в подчеркнуто деловой манере общения, неадекватной строгости интонации, произвольности отбора стилистически формальных оборотов речи.

Индивидуально-психологические особенности как область затруднений общения

Индивидуально-психологические особенности партнеров общения чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей одного участника, другого участника и их принятия друг другом. Как отмечает Е.А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, это затруднение в межличностном общении можно объяснить сознательным отсутствием регулирования, сдерживания негативно влияющих на общение своих индивидуально-психологических особенностей, таких, например, как раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др. Ситуация усугубляется тем, что она может быть выражением позиции одного из участников общения, согласно которой он должен быть «естественным» в своих индивидуальных, в частности эмоциональных, проявлениях.

Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локусконтроля (экстеринтернальность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.

Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, влияющих на общение, является экстраверсия-интроверсия. Это объясняется, во-первых, непосредственной и очевидной обусловленностью общения этими характеристиками. Bо-вторых, они всесторонне исследованы благодаря портативности и отработанности методики их определения по опроснику Айзенка. В-третьих, эти факторы вызывают интерес благодаря авторитету. Юнга, которому, как отмечалось, принадлежит утверждение, что интроверт не может быть хорошим педагогом из-за его направленности на себя, на свой внутренний мир, а не на других.

К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении как у говорящего, так и у слушающего; относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической (С.Л. Рубинштейн) деятельности, особенности организации семантической памяти, структуры тезауруса, стратегии выбора средств и способов действий и принятия решений.

В то же время показано, что люди с высокой дифференциацией когнитивных структур лучше понимают другого человека.

Достаточно большие затруднения вызывает низкий уровень эмоциональной регуляции (или его отсутствие в общении), проявляющийся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на текст, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессором может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства. Соответственно можно сказать, что индивидуально-психологические особенности, включающие интеллектуальные, аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчать, так и затруднять общение. Все, что вызывает затруднение в межличностном общении, должно быть предметом, осознания и коррекции.

— шизоидный тип, которому свойственна замкнутость, интроверсия, неконтактность, отсутствие эмпатии;

— эпилептоидный, характеризующийся конфликтностью, вязкостью мышления, излишним педантизмом, тоскливым настроением;

— паранойяльный (параноидный) тип, отличающийся обидчивостью, стремлением к доминированию, неприятием мнения других, стойкостью отрицательных аффектов, высокой конфликтностью;

— истероидный тип, характеризуемый стремлением привлечь к себе внимание, фантазированием, притворством, лживостью;

— конформный тип характеризуется недостаточностью критичности, зависимостью от мнения других.

Отмечается, что чистые типы акцентуации встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы и типы с неявно выраженной акцентуацией. Однако очевидно, что акцентуированность в любом случае проявляется в характере общения. В силу этого оно может быть неадекватным коммуникативной ситуации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). Человек, прежде всего, должен знать свои ивдивидуально-психологические особенности, особенности собеседников и учитывать их для предотвращения затруднений в общении.

Какое же место в жизни общества занимает общение? Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре теории деятельности. Конечно, в структуре общения могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Так, например, по отношению к межличностному общению приводятся три группы значений, свойственных обыденному сознанию (Куницына, Казаринова, 2001): 1) объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»); 2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, беседовать»); 3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»). Здесь по существу как раз и показано, как в понятие общения включаются три различных процесса. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной психологии, принципиально отлична и не сводится к простому суммированию названных трех процессов. Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные – раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, 1975), т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, порождено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения – в широком и узком смысле слова – вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные.

Речевое общение широко исследуется во всем мире. Достаточно сказать, что только в США этой проблемой занимаются несколько десятков тысяч научных работников. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единство в толковании самого понятия «общение», его форм, механизмов. Естественно, что исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др.

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996.

3. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

5. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования)/ В.П.Шейнов. – М., 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Трудности межличностного общения
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат Добавлен 22:24:45 29 ноября 2010 Похожие работы
Просмотров: 2869 Комментариев: 22 Оценило: 5 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать