какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест

Какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест

какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть картинку какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Картинка про какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест

какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть картинку какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Картинка про какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест

ПЕДКАМПУС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена

Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи

1. Взамен антонимов дети с общим нарушением речи могут использовать:
+ слова другой части речи, семантически близкие
+ слова той же части речи, семантически близкие антониму
• слова, семантически близкие антониму, но не антонимичные и другой части речи
+ слова-стимулы с отрицанием «не»

2. Дети с нарушением речи зачастую испытывают также затруднения в:
• восприятии чужой речи
+ различении понятий «слева» и «справа»
• визуальном восприятии окружающего мира
+ ориентировке в собственном теле

3. Диффузная артикуляция звуков — это:
• нестабильное использование звуков в различных формах речи
• замена звуков более простыми по артикуляции
• искаженное произнесение одного или нескольких звуков
+ замена целой группы звуков

4. Для развития речи сензитивным периодом является возраст:
• от полугода до 2 лет
• от 0,5 до 1,5 лет
+ от полутора до 3 лет
• от 2 до 5 лет

5. На основе каких семантических признаков осуществляется замена слов у детей с нарушениями речи?
+ смешение слов по родовым отношениям
+ замены на основе сходства по признаку функционального назначения
+ замены на основе общности ситуации
+ замены названий действий названиями предметов

6. Нарушение процесса формировании произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем — это:
• тотальное недоразвитие речи
• частичное недоразвитие речи
+ фонематическое недоразвитие речи
• общее недоразвитие речи

7. Низкий уровень развития буквенного гнозиса проявляется в:
+ выраженном дифференцировании нормального и зеркального написания букв
+ не различии букв, наложенных друг на друга
• трудностях в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке
+ трудностях в назывании и сравнении букв, сходных графически

8. Низкий уровень собственно фонематического восприятия выражается в следующем:
+ нечеткое различение на слух фонем в собственной речи
+ неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза
+ затруднение при анализе звукового состава речи
• относительно четкое различение на слух фонем в чужой речи

9. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется следующими характеристиками:
+ сформированность семантических полей
+ недостаточная сформированность фонетико-фонематической стороны
+ сходство в объемах активного и пассивного словаря
+ ограниченность словарного запаса

10. По состоянию невербального интеллекта среди детей с фонетико-фонематическим нарушением речи самая многочисленная группа — это:
+ дети, развитие невербального интеллекта которых соответствует нижней границе нормы
• дети, развитие невербального интеллекта которых соответствует норме
• дети, развитие невербального интеллекта которых несколько отличается от нормы
• дети, развитие невербального интеллекта которых существенно ниже нормы

11. При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок:
+ «не слышит» отдельных звуков в слове
+ не различает отношения между звуковыми элементами
+ неспособен выделить из звуковых элементов состав слова
• испытывает затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков, при этом остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно

12. При наиболее легкий степень фонетико-фонематического недоразвития ребенок:
+ анализирует правильно не нарушенный звуковой состав слова и слоговую структуру
• не различает отношения между звуковыми элементами
+ недостаточно различает и испытвает затруднения в анализе только нарушенных в произношении звуков
• неспособен выделить из звуковых элементов состав слова

13. Согласно какому принципу все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии?
• принцип активности
+ принцип развития
• принцип дискретности
• принципа деятельности

14. У детей с I уровнем развития речи фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется:
+ диффузным характером произношения звуков
+ фонематической неопределенностью
+ нестойким фонетическим оформлением
• множеством искажений, замен и смешений

15. У детей с ОНР выявляются следующие неверные формы сочетания слов:
+ неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных
+ неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний прилагательных
неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных и местоимений
+ неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени

16. У детей с фонетико-фонематическим нарушением:
• снижена слуховая память
• сохранна возможность смыслового, логического запоминания
• объем зрительной памяти не отличается от нормы
• нарушена возможность смыслового, логического запоминания

17. У детей с фонетико-фонематическим нарушением речи могут наблюдаться (в качестве сопутствующих):
• нарушения зрения
+ нарушения счета
+ дисграфия
+ дислексия

18. У детей с фонетико-фонематическим нарушением также нередко наблюдаются:
+ нарушения пальцевого стереогноза
+ нарушения орального стереогноза
+ снижение темпа активности в процессе работы
• неустойчивость внимания

20. Укажите специфические аграмматизмы, свойственные детям с ОНР:
+ игнорирование чередования гласных
+ устранение беглости гласных
+ унификация места ударного слога
• наращение или изменение суффиксов

21. Укажите третий этап методики развития фонематического восприятия у детей по И.Карпухиной:
+ различение слов, близких по звуковому составу
• различение силы, высоты и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова
• развитие у детей слухового внимания и памяти, дети учатся узнавать и различать неречевые звуки
• различение фонем родного языка

22. Укажите верные утверждения:
• у дошкольников с ОНР из числа прилагательных исключаются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимающие признаки предметов
• у дошкольников с ОНР относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений
• у дошкольников с ОНР не возникает существенных искажений в глагольном словаре
• у дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных

Источник

Какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест

Если логопед поставил вашему ребенку диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), не отчаивайтесь, это нестрашно и поправимо. Стоит только приложить усилия по постановке и автоматизации искаженных звуков, развитию фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза. Что такое ФФНР, почему оно возникает, и как исправить это отставание в речевом развитии? Поговорим об этом подробнее.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произносительной стороны речи, то есть искажение нескольких групп звуков и фонематического восприятия, которое характеризуется различением близких по звучанию и артикуляции звуков на слух и овладением навыками языкового анализа и синтеза. Ребенок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.

Причины ФФНР
Причиной появления ФФНР является повреждение участков мозга, которые отвечают за восприятие звуков и четкую работу речевого аппарата. Существуют «врожденные» причины, к числу которых относятся: патология беременности, аномальное развитие плода, тяжелые токсикозы, отравление плода, инфекционные заболевания матери во время беременности (особенно в первые 4 месяца, когда у ребенка формируется речевая система), несовместимость матери и ребенка по резус-фактору, родовые травмы.

И приобретенные: вирусные болезни ребенка в первый год жизни, наследственность, травмы головного мозга ребенка, психотравмирующие ситуации после рождения, неблагоприятная окружающая среда и другие.

К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука. Например, ребенок слышит [ш], а произносит [с] (сапка вместо шапка) только потому, что его язычок не укреплен и не может выдерживать нужную для произнесения звука [ш] артикуляцию, выбирая более легкую артикуляционную позицию, как при звуке [с]. В сочетании с дефектами произношения звуков отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Нарушение четкой артикуляции часто возникает при анатомических и двигательных дефектах речевого аппарата, например, высоком нёбе, нависании верхней челюсти над нижней и наоборот.

Виды ФФНР
ФФНР бывает первичное и вторичное.

Первичное – недоразвитие фонематического слуха, неправильное восприятие звука, например, малыш путает звуки близкие по звучанию: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, например, том вместо дом, галька вместо галка.

Вторичное – первичное фонематическое недоразвитие оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а установившаяся неправильная артикуляция воспроизводимых звуков приводит к нарушению нормального слухопроизносительного взаимодействия. То есть ребенок может слышать один звук, а произносить другой. При вторичной форме ФФНР у ребенка снижается познавательная активность и внимание, так как при недосформированности одной функции речи, происходит отставание в других сферах психического развития. Поэтому ребенок к семи годам не может расчленить на звуки самые простые слова, состоящие из трех букв, назвать первый или последний звук в слове.

Выделяется несколько степеней ФФНР:
Легкая степень нарушения – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкие заменяются глухими, [р] на [л], [л] на [й], [с] и [ш] на звук [ф]. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.
Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп: шипящих, свистящих, сонорных. Процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляции близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук. Например: мягкий [ш] вместо [ш], вместо [с] – мягкий [с], вместо [ч] мягкий [т]. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Произносительные ошибки затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания.
Тяжелая степень – невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности, при этом нарушается смысл выска­зывания. При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Дети затрудняются при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость говорения. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией разных форм. Чем больше звуков не сформировано у ребенка, тем ниже его фонематическое восприятие. Имеющиеся нарушения в устной речи проявят себя впоследствии на письме в виде стойких ошибок, которые называются дисграфиями.

Коррекция ФФНР
Если ребенку поставлен диагноз ФФНР, то потребуется кропотливая работа с логопедом по коррекции звуковой стороны речи.

После обследования ребенка необходимо:
сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушенные зву­ки раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);
выделить смешиваемые звуки и звуки-заменители, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции;
вычленить звуки, имеющие постоянные звуки-заменители, из числа более простых по артикуляции.

После этого необходимо вести комплексную системную работу по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, целенаправленному обучению языковому анализу слов, разбивая их на слоги, звуки, определяя место звука в слове. Очень важно привлекать внимание ребенка к положению органов артикуляции при произнесении того или иного звука, к частям слова их изменению при сочетании с другими словами в предложении.

Для развития фонематического слуха у детей с ФФНР хороши такие игры, как «Поймай звук». Взрослый произносит слова разной звуковой наполняемости, ребенок должен хлопнуть, если услышит заданный звук [р], [ш] или любой другой, придуманный вами. Навык языкового анализа прививается детям через такие игры, как «Придумай слово» при этом взрослый, кидая мяч, просит придумать слово на букву или даже на слог, постепенно усложняя задание и выбирая сложные слоги со стечением согласны: бра, нра, взро и т.д.

Также используются следующие задания: выделения первого (второго) гласного из слов, называние третьего (четвертого) звука в слове и т.п. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности, они учатся выделять последний соглас­ный из конца слова (кот, мак). Затем приступают к выделению начальных соглас­ных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и про­стые предложения и тексты. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению про­граммы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание соб­ственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его эле­менты, учатся распределять внимание между различ­ными звуковыми элементами, удерживать в памяти поря­док звуков и их позицию в слове. Это является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение болезни

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.

В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.

Основные причины ФФНР у ребенка

Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.

Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:

Общие сведения

Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.

Основные симптомы

Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:

Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.

какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть картинку какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Картинка про какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест

Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.

какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть картинку какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Картинка про какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест

В логопедии выделяется три основных степени:

Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)

Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.

При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.

Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).

Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.

Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.

Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.

Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.

Основные цели коррекции ФФНР:

Как проводят коррекционную работу с детьми?

В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.

Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).

какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть картинку какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Картинка про какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест

Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:

Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.

какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Смотреть картинку какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Картинка про какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест. Фото какие трудности в обучении возникают у детей с ффн ответ на тест

Для этого используются следующие упражнения:

Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.

Профилактика и прогноз

Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.

Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.

Близится аттестация?

Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»

Источник

Тесты для учителей-логопедов общеобразовательных (в том числе коррекционных) школ и центров

Тесты с ответами для учителей-логопедов общеообразовательных (в том числе коррекционных ) школ и центров

Просмотр содержимого документа
«Тесты для учителей-логопедов общеобразовательных (в том числе коррекционных) школ и центров»

Тесты для учителей-логопедов общеобразовательных (в том числе коррекционных) школ и центров

1. наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностями их обучения и воспитания

2. наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания

3. отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации

2. Предметом логопедии как науки является….

1. нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности

2. человек (индивидуум), страдающий нарушением речи

3. патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности

3. Под структурой речевого дефекта понимается….

1. совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности

2. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности

3. совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей

4. Педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением – это …

1. коррекция нарушений речи

3. логопедическое воздействие

5. Качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом – это …

1. недоразвитие речи

2. нарушение речевого развития

4. задержка речевого развития

6. Замедление темпа речевого развития, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка

1. недоразвитие речи

2. нарушение речевого развития

4. задержка речевого развития

7. Какие причины речевых нарушений были выделены М.Е. Хватцевым?

1. органические, функциональные, социально-психологические, психоневрологические

2. анатомо-физиологические, психические, функциональные

3. органические, социальные, психогенные, психофизиологические

4. анатомо-физиологические, психофизиологические, социальные

8. Тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова – это…

1. музыкальный слух

3. фонематическое восприятие

4. фонематический слух

9. Чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы – это…

10. Патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова – это …

11. Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых нарушений

12. К расстройствам фонационного оформления высказывания не относится …

13. К нарушениям структурно-семантического оформления высказывания относятся

1. дислалия и афония

3. ринолалия и дисфония

4. алалия и ринолалия

14. Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин «дислалия»?

15. Дополните предложение. Р.Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков, при которых нарушена система языка, как ___________ дефекты

16. Что не относится к причинам функциональной дислалии?

2. недоразвитие фонематического слуха

3. укороченная уздечка

4. педагогическая запущенность

17. Недостатки произношения звонких согласных звуков, выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками называются

1. дефектами озвончения

2. дефектами смягчения

3. дефектами произношения нёбных звуков

18. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств

1. неправильная речь окружающих

3. черепно-мозговая травма

4. задержка психического развития

19. Причинами какой формы дислалии являются укороченная уздечка, дефекты строения челюстей, неправильное строение нёба?

1. механическая дислалия

2. акустико-мнестическая дислалия

3. артикуляторно-фонематическая дислалия

20. Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по формированию правильного звукопроизношения

1. развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

2. устранение недостаточности развития моторики, проведения подготовительных речевых упражнений для подвижности органов периферического аппарата

3. устранение неправильного звукопроизношения

21. Какая из характеристик определяет этиологию дизартрии?

1. функциональные нарушения центральной нервной системы

2. органические поражения периферического отдела речевого аппарата

3. органические поражения центральной нервной системы

4. функциональные нарушения речевой моторики

22. Выделите ту из характеристик симптоматики нарушений речи, которая характерна для дизартрии в наименьшей степени

1. грубое недоразвитие всех сторон речи

2. артикуляционные расстройства

3. дыхательные расстройства

4. голосовые расстройства

23. К какой форме дизартрии относится данный патогенез: избирательные вялые параличи мышц артикуляционного аппарата, снижение или отсутствие глоточного рефлекса, расстройство непроизвольных движений в соответствующей группе мышц

1. бульбарная дизартрия

2. псевдобульбарная дизартрия

3. корковая дизартрия

4. экстрапирамидная дизартрия

24. При каком нарушении речи имеются параличи и парезы речевой мускулатуры?

25. Определите форму дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере звукопроизношения напоминает моторную алалию)

26. Дизартрия – это артикуляционной расстройство, обусловленное…

1. анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

2. неспособностью ребёнка выговаривать отдельные звуки и целые слова

3. несформированностью высших психических функций

4. нарушением иннервации органов артикуляции

27. Невозможность выполнения определённых артикуляционных движений или переключения от одного движения к другому при дизартрии носит название

28. Определите форму дизартрии, которая характеризуется нарушением правильной моторики артикуляционного аппарата

1. подкорковая дязартрия

2. бульбарная дизартрия

3. корковая дизартрия

4. мозжечковая дизартрия

29. Проявлением гиперкинеза является

30. Какой нерв обеспечивает иннервацию мягкого неба, корня языка, частично – голосовых связок, надгортанника?

1. подъязычный нерв

4. языкоглоточный нерв

31. Какой нерв обеспечивает иннервацию мимики лица, мускулатуры губ, щек, шеи?

2. языкоглоточный нерв

4. подъязычный нерв

32. Какой нерв обеспечивает иннервацию мышц кончика и спинки языка, нижней челюсти; тонкие дифференцированные движения языка?

3. подъязычный нерв

4. языкоглоточный нерв

33. Какой нерв обеспечивает иннервацию дыхательного отдела периферического речевого аппарата?

1. подъязычный нерв

4. языкоглоточный нерв

34. Кто из авторов рассматривал механизмы нарушений письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания

35. Кто выделил нарушения письма в самостоятельную речевую патологию?

36. Какой уровень организации письменной речи реализует перевод внутреннего смысла и содержания в лексико-морфологические и синтаксические единицы

37. Какой уровень организации письменной речи осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем

38. Какие звенья включает в себя психологический уровень организации письменной речи

1. процесс звукоразличения, актуализация образов-представлений графемы, актуализация моторного образа букв и т.д.

2. совместная работа речедвигательного и акустического анализаторов, объем восприятия, перешифровка оптического образа буквы, и т.д.

3. намерение, замысел, создание общего смысла содержания, регуляция деятельности и осуществление контроля за выполнением действий

4. процесс звукоразличения, объем восприятия, регуляция деятельности и осуществление контроля за выполнением действий

39. Какой уровень организации письменной речи реализуется за счет работы лобных отделов мозга – передне-, задне-, и медиабазальных отделов лобной области коры головного мозга?

40. На какие группы разделяются ошибки письма по классификации А.Н. Корнева?

1. смешение, пропуски, замены букв и слогов, персеверации, антиципации букв и слогов, отсутствие заглавной буквы в начале и точки в конце предложения

2. антропофонические и фонологические

3. ошибки звукобуквенной символизации, графического моделирования фонематической структуры слова, ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения

4. фонематические, лексико-грамматические, оптические, орфографические, зеркальное написание букв

41. Назовите центральный механизм, лежащий в основе эфферентной моторной аграфии при афазии

1. нарушение кинестической организации моторной стороны устной речи

2. нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи

3. нарушение акустического восприятия речи

4. нарушение актуализации и построение структуры фразы

42. Какой вид дисграфии предполагает собой отражение в письме неправильного звукопроизношения

1. акустическая дисграфия

2. аграматическая дисграфия

3. артикуляторно-акустическая дисграфия

4. оптическая дисграфия

43. Типичными ошибками при аграматической дисграфии являются…

1.искажения морфологической структуры слова,нарушениях предложно-падежных конструкций и т.д.

2. недоразвитие звукового анализа и синтеза, проявляющееся в нарушениях структуры предложения и слова

3. заменами букв, соответствующих фонетически близким звукам

4. заменами, пропусками букв, соответствующих заменам в устной речи

44. Сколько видов дисграфий выделила в своей классификации Р.И. Лалаева?

45. Назовите формы нарушений письма, обусловленные поражением нижних отделов центральной области левого полушария головного мозга

1. аграмматическая дисграфия

2. артикуляторно-акустическая дисграфия

4. акустическая дисграфия

46. Укажите причины, вследствие которых возникают трудности в обучении

1. биологическая недостаточность определенных мозговых систем

2. наследственная предрасположенность

3. раннее начало обучения в школе

4. высокая речевая активность

47. В чем проявляется оптическая дисграфия?

1. в трудностях усвоения букв, их недифференцированных заменах

2. в смешении падежных окончаний, неправильном согласовании в роде и числе, изменении окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени

3. в трудностях усвоения и смешении сходных графических букв и их взаимных заменах

4. в нарушениях зрения

48. Укажите основные симптомы дисграфии:

1. ошибки вариативного характера, обусловленные педагогической запущенностью

2. стойкие орфографические ошибки в работах детей школьного возраста, связанные с трудностями в овладении морфологического принципа письма

3. стойкие ошибки в работах детей школьного возраста, связанные, преимущественно, с несоблюдением фонетического принципа письма

4. нарушения зрительного и слухового гнозиса

49. В чем проявляется артикуляторно-акустическая дисграфия?

1. замены, пропуски, смешение букв, которые соответствуют заменам, пропускам, смешениям звуков в устной речи

2. пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки и добавления букв

3. замены графически сходных букв, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв

4. искажение морфологической структуры слов (неправильное написание приставок, суффиксов, окончаний).

50. В чем проявляется акустическая дисграфия?

1. смешения падежных окончаний

2. искажение морфологической структуры слов (неправильное написание приставок, суффиксов, окончаний).

3. пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки и добавления букв.

4. замены букв, соответствующих фонетически близким звукам

51. В чем проявляется дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза?

1. пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки и добавления букв; пропуски, перестановки и добавления слогов; слитное написание слов и их разрывы

2. замены букв, соответствующих фонетически близким звукам, заменам гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных

3. искажение морфологической структуры слов (неправильное написание приставок, суффиксов, окончаний).

4. замены графически сходных букв, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв и их неправильное расположение

52. К какому типу ошибок письма относится зеркальное написание букв

1. артикуляционно-акустические ошибки

2. оптические ошибки

3. ошибки кинетического запуска

53. Какой принцип лежит в основе классификации дисграфий по О.Б. Иншаковой?

54. Каково содержание начальных этапов коррекционной работы по преодолению нарушений аналитико-синтетической деятельности?

1. совершенствование речевых навыков

2. формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа

3. коррекция зрительного гнозиса

4. развитие и совершенствование сукцессивных (последовательных) функций: рядообразования, слухоречевой памяти, воспроизведения ритма

55. Какие приемы используют при коррекции диспраксической дисграфии

1. списывание текста

2. письмо букв, слов, фраз по трафарету

3. письмо деформированного текста

4. письмо под диктовку

56. Кто из перечисленных авторов выделил 4 ступени формирования навыка чтения?

57. К какому виду письма относится консонантное письмо?

1. дифференциальное письмо

2. картинно-синтетическое письмо

3. буквенно-звуковое письмо

4. смешанное письмо

58. К какому письму относится пиктограмма?

1. картинно-синтетическое письмо

2. импрессивное письмо

3. дифференциальное письмо

4. буквенно-звуковое письмо

59. Сколько видов дисграфии выделил М.Е. Хватцев?

60. Какие виды оптической дисграфии выделяет Р.И. Лалаева?

1. вербальная и литеральная

2. вербальная и тактильная

3. литеральная и тактильная

4. вербальная и кинетическая

61. Перешифровка графемы в кинему является операцией

62. В какой части головного мозга происходит обработка поступающей слуховой информации?

1. вторичные зоны височной области

2. теменно-затылочная часть

4. теменно-височная часть

63. Кто из перечисленных авторов выделил виды дислексий с учетом нарушенных операций процесса чтения?

64. Какое нарушение чтения связано с недоразвитием фонематической системы?

1. семантическая дислексия

2. аграмматическая дислексия

3. фонематическая дислексия

4. тактильная дислексия

65. Какие виды дислексий выделила в своей классификации Р.И. Лалаева?

1. фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая

2. фонематическая, оптическая, оптико-пространственная, семантическая, мнестическая

3. акустическая, оптическая, моторная

4. фонематическая, акустическая, аграмматическая, моторная

66. Какое нарушение чтения связано с недоразвитием фонематической системы?

1. семантическая дислексия

2. аграмматическая дислексия

3. фонематическая дислексия

4. тактильная дислексия

67. Какое нарушение чтения проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении?

1. семантическая дислексия

2. аграмматическая дислексия

3. фонематическая дислексия

4. тактильная дислексия

68. Какое нарушение чтения называют «механическим чтением»?

1. семантическая дислексия

2. аграмматическая дислексия

3. фонематическая дислексия

4. тактильная дислексия

69. Определите специфические ошибки, характерные для фонематической дислексии

1. замены графически сходных букв

2. нарушение иннервации речевого аппарата

4. нарушение звуко-слоговой структуры слова

70. Различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к слуховой и смысловой стороне при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте – это…

1. системное недоразвитие речи

2. общее недоразвитие речи

3. фонетико-фонематическое недоразвитие речи

4. моторная и сенсорная алалия

71. Сколько уровней общего недоравития речи были выделены Р.Е. Левиной?

72. Какой уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития?

73. Для первого уровня общего недоразвития речи характерно

1. общение осуществляется через использование постоянного, но искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов

2. общение осуществляется через использование небольшого количества нечеткопроизносимых обиходных слов, звукоподрожданий и звукокомплексов

3. на фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений

74. Нерезко выраженное ОНР (ОНР IV уровня) подробно представлено и описано в работах

75. В случае использовании ребёнком в речи грамматических структур, характерных для более раннего нормального речевого развития можно говорить о таком нарушении как:

1. общее недоразвитие речи

2. задержка речевого развития

3. системное недоразвитие речи

4. о всех нарушениях равнозначно

1. фонетико-фонематическое недоразвитие речи

2. общее недоразвитие речи

3. системное недоразвитие речи

4. задержка речевого развития

77. Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития – это …

1. нарушение произносительной стороны речи

2. органическое нарушение речи периферического характера

3. временная функциональная задержка речевого развития

4. органическое нарушение речи центрального характера

79. Основным симптомом сенсорной алалии является:

2. фонетическая недостаточность

3. нарушение понимания речи

4. фонетико-фонематическая недостаточность

1. отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития

2. нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем

3. полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

4. различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к слуховой и смысловой стороне

81. Ринолалия – это расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные…

1. дефектами строения и функционирования речевого аппарата

2. специфическими нарушениями письма и чтения

3. несформированностью высших психических функций

4. неспособностью к пониманию обращенной речи

82. Ринофония – это изменение оттенка тембра голоса, обусловленное …

1. нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором при фонации

2. нарушением иннервации органов артикуляции

3. нарушением внутренней программы высказывания

4. дефектами строения и функционирования речевого аппарата

83. Причинами общего недоразвития речи являются

1. наследственная отягощенность

2. различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде, так и во время родов

4. психогенные факторы

84. Кто из перечисленных авторов определил 3 уровня ОНР?

85. Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне у детей со стойким нарушением познавательной деятельности – это …

1. общее недоразвитие речи

2. задержка речевого развития

3. фонетико-фонематическое недоразвитие речи

4. системное недоразвитие речи

86. Для легкой степени системного недоразвития речи характерно:

1. полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, отсутствие связной речи и ее грубое надоразвитие, грубое нарушение понимания речи

2. нарушения звукопроизношения носят мономорфный характер, словарный запас ограничен, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеется нерезко выраженная дисграфия

3. полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения, имеются простые формы фонематического анализа и синтеза, недостаточная сформированность связной речи, выраженная дислексия и дисграфия

4. развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития

87. Какое логопедическое заключение ставится обучающимся при стойком нарушении познавательной деятельности

1. общее недоразвитие речи

2. несформированность языковых средств

3. системное недоразвитие речи

4. фонетико-фонематическое нарушение речи

88. Характерной особенностью речевых нарушений для детей с расстройством аутистического спектра является наличие

89. При каком нарушении развития дети в течении длительного времени не говорят о себе в первом лице, у них наблюдаются реверсии другие личные местоимения

1. при расстройствах аутистического спектра

3. при акцентуации характера

4. при всех перечисленных нарушениях

90. К расстройствам голоса не относится

91. Как называется расстройство голоса, выражающееся в частичном нарушении его основных характеристик – высоты, силы и тембра?

1. истерический мутизм

92. Какой логопедический приём используется на ранних этапах коррекционной работы при заикании?

2. сопряжённая речь

3. самостоятельное проговаривание

1. упражнения на координацию слова с движением

2. безудержный словесный поток

3. нарушение темпо-ритмической организации речи

4. напряжённое ожидание невозможности произнести звук, слово, фразу, предложение

94. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи?

95. Как называется нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией?

96. При каком из перечисленных видов речевых нарушений «режим молчания» используется в качестве первого этапа логопедической работы?

97. Речевой негативизм определяется как

1. отказ от речевого общения

2. страх речевого общения

3. повышенная речевая активность

4. потребность в речевом общении

98. Особенность логопедической работы по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на

1. обучение детей чтению и письму

2. исправление нарушений чтения и письма

3. формирование УУД в личностных, познавательных, коммуникативных сферах

4. развитие устной речи

99. Логопедическая работа по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития предполагает:

1. развитие фразовой речи

2. формирование понимания обращенной речи с использованием карточек-символов

3. коррекция письменной речи

4. формирование фонематического восприятия

100. Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основании

1. рекомендации ПМПК

2. решения педсовета

3. заявления родителей

4. психолого-педагогического консилиума школы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *