какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить

Приоритетные цели, задачи классного руководства и пути успешного их решения – рекомендации Минпросвещения России

Обучение и воспитание школьников – единый процесс, ибо школьный учитель не только дает знания, но и воспитывает своих учеников — воспитывает учебным предметом, своим внешним видом, поведением, постами в соцсетях, отношением к детям, к окружающим, родителям, помогает ребёнку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, укрепляет его веру в свои силы.

Воспитательные функции выполняют все педагогические работники школы, но ключевая роль принадлежит тем педагогам, которые одновременно являются классными руководителями, на протяжении всех лет учебы обеспечивают их педагогическое сопровождение. Классного руководителя, как и своего первого учителя, выпускники помнят всю жизнь.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Как отмечается в пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗу, воспитание является фундаментом свободного развития личности, ее социализации и самоопределения, поэтому цель воспитания в Российской Федерации в самом общем виде формулируется как помощь личности в её разностороннем развитии.

Минпросвещения России направило региональным органам управления образованием Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – Методические рекомендации), в которых определены цели, принципы, приоритетные задачи по классному руководству и пути их успешной реализации, а также впервые детализированы обязанности классных руководителей.

Как отмечается в Методических рекомендациях, цели, задачи и принципы деятельности, связанной с классным руководством, определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, и классное руководство, как особый вид педагогической деятельности, направлено на решение задач воспитания и социализации учеников.

К приоритетным задачам деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством в области воспитания и социализации обучающихся, отнесены:

— создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений;

— формирование навыков общения учеников;

-формирование у учеников высокого уровня духовно-нравственного развития;

— формирование внутренней позиции личности ученика по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности;

— формирование у учеников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

— формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции.

Согласно Методическим рекомендациям, условиями успешного решения обозначенных задач являются:

1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся;

2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;

3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности,

4. Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка;

5. Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

При решении поставленных задач рекомендовано руководствоваться следующими принципами:

1. Опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;

2. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3. Нравственный пример педагогического работника;

4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

5. Социальная востребованность воспитания;

6. Поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

7. Признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

8. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;

9. Кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).

Отмечено, что направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, зависят от конкретных условий деятельности общеобразовательной организации.

Справочно

По вопросам выплат за классное руководство можно обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по телефону: 8-800-200-91-85.

Источник

Проблемные зоны классного руководителя и пути их решения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Шевченко Ольга Николаевна,

учитель русского языка

и литературы МКОУ СОШ №10

с. Ачикулак, Нефтекумского городского

округа, Ставропольского края

Проблемные зоны классного руководителя и пути их решения

Классный руководитель – это лидер и организатор целостного педагогического процесса. На плечи классного руководителя ложится тяжкий груз проблем, которые диктует современное общество. И то, каким ребенок будет в будущем, насколько учащийся будет готов к борьбе с трудностями, зависит, в том числе, и от работы классного руководителя.

Я – учитель, друг и наставник, несущий ответственность за воспитание детей. Об этом я помню каждый день вот уже 41 год.

Проанализировав и обобщив свой опыт работы, опыт работы коллег, я определила следующие проблемные зоны классного руководителя, которые Вы видите на слайде:

Проблемные зоны классного руководителя

— Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности работой учителя как предметника, оформление большого количества документов.

— Несогласованность со стороны учителей-предметников и классного руководителя в требованиях к классу.

— Насыщенная послеурочная занятость учащихся и как следствие трудно или невозможно собрать весь класс.

— Работа с родителями.

— Работа с «трудными» детьми и их семьями.

Нельзя в работе классного руководителя предусмотреть, какие проблемы могут возникнуть завтра. Их каждый день множество, часть из которых можно решить сразу, а некоторые требуют более глубокого, системного, планомерного подхода. К таковым проблемным зонам я отношу работу с родителями и работу с «трудными» детьми.

Работа с родителями занимает важное место в деятельности классного руководителя. Большая часть родителей не заинтересована в общении с классным руководителем, отсюда отсутствие интереса со стороны родителей к воспитанию успешного учащегося, непонимание, раздражительность. Родители все чаще перекладывают свои воспитательные функции на школу, соответственно предъявляя требования, не понимая и не признавая обязанностей, которые возлагаются на них с момента появления ребенка в семье.

Необходимо сделать родителей сотрудниками, соучастниками всего педагогического процесса. Вряд ли можно найти таких, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание – основной ключ к успешной совместной деятельности. А чтобы воспитать именно таких детей, какими хочется их видеть и педагогам, и родителям, необходимо следовать в работе следующим правилам:

Эту проблему классный руководитель, или родитель в одиночку решить не сможет. Только совместная, поэтапная, тонкая, доверительная, ежедневная, кропотливая работа педагогов и родителей сможет подвести ребёнка к тому, что он сам, руководствуясь собственным здравым умом, будет отклонять приглашения в сомнительные группы, уметь анализировать и адекватно реагировать на всевозможную информацию.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Именно от работы классного руководителя зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей и участвуют в ее реализации.

Основные направления работы классного руководителя для обеспечения взаимодействия семьи и школы:

какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Смотреть фото какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Смотреть картинку какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Картинка про какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Фото какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить

Работу с родителями необходимо строить так, чтобы она была схожей с той работой, которую классный руководитель проводит с детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Смотреть фото какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Смотреть картинку какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Картинка про какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Фото какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить

Использование в работе классного руководителя новых и хорошо-забытых старых форм работы с коллективом родителей даёт прекрасный результат. Уж сколько моих выпускников трудятся на благо Родины, стали хорошими и нужными в обществе людьми, создали прекрасные семьи, привели в школу своих детей! И теперь я уже со своими выпускниками работаю так, как когда-то с их родителями.

Сейчас я классный руководитель 9 А класса.

Какими они были и какими стали! Взрослые. Экзамены сдали успешно: 3 ученика получили аттестаты с отличием. Десять учеников продолжат обучение в 10-м классе.

В коллективе дети разные по способностям, характеру, социальному уровню жизни, составу семьи. У каждого свои увлечения: музыка, спорт, туризм.

Ещё одной животрепещущей проблемной зоной практически любого классного руководителя является работа с «трудными» детьми, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинирован- ностью. Работать необходимо с каждым таким учеником в коллективе и индивидуально. И тогда «трудный» ребёнок не станет проблемной зоной классного руководителя.

Есть и такие в моём классе. Трое учащихся стояли на внутри школьном контроле. Среди них был и второгодник Рома, которого никто не хотел брать в свой класс. В нашем же коллективе он обрел семью, его полюбили дети, Роман закончил 9-й класс и собирается стать нефтяником. Почему так получилось? Все дело в правильном определении основных направлений в работе с «трудными» детьми.

На слайде: Ребенок уникален, Не вынуждайте ребенка чувствовать неравенство. Создавайте ситуацию успеха! Улыбайтесь! Доверяйте ребенку! Протяните руку помощи! – это те педагогические принципы, которым необходимо следовать классному руководителю в работе с детьми и не только с «трудными».)

Современному классному руководителю архиважно быть сдержанным, интересным, справедливым, красивым. Нужно быть готовым к решению любого вопроса. А это возможно, если ты не стоишь на месте, постоянно совершенствуешься, перенимаешь опыт коллег, делишься своим опытом, живёшь с детьми их интересами.

Завершить своё выступление хочу словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить. Классный руководитель – это «человек – любящий». Именно в этом случае цель будет достигнута.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Трудности работы классного руководителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Трудности работы классного руководителя

Классный руководитель Пожарская Татьяна Георгиевна

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Ш.А. Амонашвили писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Я считаю, что классное руководство – это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам, и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и советчика.

Однажды меня, молодого классного руководителя спросила моя коллега, тоже молодой классный руководитель, как удалось мне построить работу так, чтобы плоды этой работы с классом были видны, есть ли у меня какой-то секрет? На что честно и однозначно ответила, что нет особых секретов, а есть концепция воспитательной системы «Я с вами, вы со мной», которая позволяет мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.

Девизом концепции являются следующие слова:

«Учась и играя, мы творим и дерзаем.

Создавая и творя, мы совершенствуем себя».

Воспитательная система нашего класса построена на гуманистическом принципе воспитания, а ребенок – главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

Сопутствующими принципами модели воспитания являются

— принцип личностно-ориентированного подхода – в основе которого уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям;

— принцип социальной адаптации, где работа строится на отношениях партнерства, приспособления к окружающей среде;

— принцип создания воспитывающей среды, где предполагается формирование умений и навыков самоанализа и самооценки.

Основной целью воспитательной системы является воспитание всесторонней, гармонично развитой личности.

Перед собой я ставлю рад задач для реализации данной модели воспитательной системы:

— формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

— раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;

Формирование нравственной позиции школьника.

Ученическое самоуправление класса осуществляется через малые инициативные группы, что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в малые инициативные группы по интересам. Каждая группа занимается планированием и организацией коллективно-творческого дела по различным направлениям.Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между классным руководителем, учащимися и семьей.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Но семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер.

Любая воспитательная система, имеющая цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, т.е. что мы хотим получить в итоге.

При разработке данной концепции, я опиралась на мнение и интересы ребят своего класса. Именно они являлись помощниками в составлении данной модели воспитательной системы, потому что вместе с ребятами и их родителями решаем многие задачи, стоящие перед нами.

Но опыт работы показывает, что молодые учителя нередко используют дистанцию в общении, считая, что это помогает им утверждать себя как классного руководителя. Однако в большинстве случаев это ведет к педагогическим неудачам, к формализации системы социально-психологического взаимодействия, не способствует созданию истинно творческой атмосферы.

Мы не должны мириться с тем, что равнодушие и черствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной.

Чаще всего классные руководители планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является педагогической ошибкой.

При планировании воспитательной работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей. Не следует забывать, что план работы должен содержать «необходимое, возможное и желаемое». Начинать работу следует с коллективного планирования, вписываясь в традиции и план школы. Лучше, если классный руководитель – разносторонняя личность, тогда каждый ребенок найдет себе дело по душе, родитель пойдет навстречу, деятельность класса будет иметь успех, а проблем не останется.

Относись к детям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Больше хвали и меньше ругай.

Лучшая форма взаимоотношений с родителями:

Сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Помни: школа – это театр, классный руководитель – режиссер, а главная роль отведена ученику.

За несколько лет педагогической деятельности осознала ту остроту ситуации, которая сложилась в современном обществе. Красота, милосердие, искренность, чувствительность…Как не достает этих качеств в обществе и, несомненно, в образовании. Мы загружаем в ребячьи головы цифры, факты, формулы, понятия. Получают выпускники аттестаты зрелости, а души у многих так и остались в эмбриональном состоянии, чувственно-образное восприятие мира не развито. Чем это оборачивается для последующих поколений, ясно всем. Поэтому считаю важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом научить ученика «думать хорошо», поступать хорошо, т.е. нравственно. Вывожу на первый план воспитывающую роль школы, ничуть не умаляя ее образовательной функции. Отталкиваясь от мысли, что человека, прежде всего, создает не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика. «От гармонии воспитания к осознанной нравственности, к гармонически развитой личности». Только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитательного процесса. Поэтому диагностика – одна из составных частей моей работы

Немаловажную роль в воспитании учащихся играет трудовая деятельность, самообслуживание, общественно-полезный и производительный труд. Мои учащиеся с удовольствием участвуют в трудовых делах: в ежедневной влажной уборке класса; в озеленении кабинета и территории школы; в работе на пришкольном участке; в экологических субботниках

Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя, педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и развития индивидуальности.

В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, образовательное учреждение должно обеспечить такие условия, при которых детям в нем будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в образовательном учреждении возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный руководитель.

Источник

Тяжело ли быть классным руководителем?

какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Смотреть фото какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Смотреть картинку какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Картинка про какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить. Фото какие трудные задачи в области классного руководства вам удалось успешно решить

В жизни каждого из нас была своя «классная». У некоторых – даже не одна, у кого­то классным руководителем был столь редкий в школьном коллективе мужчина. Классные наставники играют важную роль в жизни любого школьника. От них во многом зависит, насколько комфортно чувствует себя в школе ребёнок, насколько он уязвим или защищён, принят в среде или отвергнут, мотивирован на учёбу или равнодушен к получению новых знаний.

Сегодня мы расспрашиваем о классном руководстве молодую учительницу гимназии № 3 Южно-­Сахалинска Ксению Бурову

Не конфликт, а недопонимание

­ Каков ваш личный опыт классного руководства?

­ Я учитель английского языка и по совместительству классный руководитель теперь уже 9В класса нашей гимназии. В школе я проработала шесть лет. Классное руководство мне доверили только по прошествии двух лет преподавания. Достался пятый класс, набранный из учеников разных школ. Пятый класс – довольно трудный период для школьника: закончилась начальная школа; многие только перешли в гимназию, с её незнакомыми пока правилами, устройством, структурой, мероприятиями; появились новые преподаватели, новые предметы; увеличился объём предметов – они стали более сложными. Я оказалась для детей неким проводником в этом новом мире. Тем не менее первые годы классного руководства я вспоминаю с лёгким чувством: всё складывалось, всё удавалось. Детки были ещё достаточно маленькие, прислушивались ко мне, глаза горели… Но переходный возраст подопечных сильно осложнил моё существование как классного руководителя. Седьмой и восьмой классы дались мне тяжелее: были насыщены сложными моментами, трудными вопросами, конфликтными ситуациями. Сфера интересов ребят сильно изменилась: учёба отодвинулась на задний план, на первый план вышло общение со сверстниками. Авторитет преподавателя (и родителей) пошёл на убыль, теперь ребят гораздо больше интересует мнение друзей или просто знакомых. С одной стороны, это естественно и предсказуемо, с другой – проблемы всё равно возникают и их нужно разрешать.

­ Чем вы руководствуетесь в своей работе?

­ Пока я не могу похвастаться большим жизненным опытом, своих детей у меня тоже нет. Приходится опираться в работе на свои личные качества и убеждения. В первую очередь нужно прислушиваться к ребёнку, потом – к родителям; в конфликтных ситуациях (ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, ребёнок – учитель) не ограничиваться одной точкой зрения, не стараться обвинить и наругать, а пытаться понять причину произошедшего. В большинстве случаев оказывается, что никакого конфликта и не было, имело место недопонимание. А устранить недопонимание гораздо проще, чем справиться с реальным конфликтом интересов.

­ В чём суть классного руководства? Задачи руководителя?

­ Обязанности есть, они закреплены в уставе. Но без инициативы, без выхода за рамки обязанностей успешного классного руководства всё равно не получится. Правда, некоторые учителя сильно ограничены той нагрузкой в школе, которую составляет их основная работа как преподавателя. С другой стороны, это – тоже один из методов воспитания: если с детьми не носятся с утра до вечера, они становятся более самостоятельными, организованными, ответственными.

Направлять и поддерживать

­ В чем представления и ожидания от предстоящего наставничества не совпали с действительностью?

­ Я представляла себе сплошные экскурсии и совместное весёлое времяпровождение. Будем узнавать новое, делиться знаниями. Ещё готовилась помогать в налаживании школьного быта детей: питание, мероприятия. Оказалось, всё гораздо сложнее. Во-первых, много бумажной работы. Во-вторых, недостаточно моего желания просвещать, важнее раскрыть их собственные интересы, понять, чему они сами хотят научиться. Очень важно информировать ребят о разнообразных возможностях развития (лагеря, олимпиады, конкурсы), направлять их, поддерживать уверенность в себе, провоцировать желание попробовать… Многие излишне скромны или закомплексованы, боятся неудачи, не верят в свои силы. Порой и родители не понимают, зачем прилагать «лишние» усилия. В-третьих, классный руководитель отвечает за успеваемость своего класса, выясняет причины отставания ребят, координирует работу с ребёнком, родителями и учителями. В ­четвёртых, нужно всё время решать проблемы с поведением (даже вне школы).

­ Приносит ли эта работа удовлетворение? С чем оно связано?

­ На первых порах мне нравилось всё. Но возникающие сложности иногда заставляют задуматься, а соответствуешь ли ты требованиям, на своём ли ты месте? Сомнения множатся, если никак не получается найти общий язык с ребёнком, помочь ему. Но возможности оставить классное руководство нет – в школах всегда не хватает людей с достаточным для этого свободным временем. Бросить своих детей на полпути тоже никак нельзя – совестно.

А удовлетворение, конечно, есть. Когда у них получается самостоятельно воплощать в жизнь то, чему когда­то их учила. Например, в этом году, во время моей командировки, всего семеро мальчишек класса здорово поздравили девочек с 8 марта. Я была очень горда ими. Или когда у детей, с моей помощью, получается развивать свои творческие таланты. Когда есть отличники и меньше двоечников, тоже радуешься. То есть удовлетворение я получаю от их успехов. Конечно, приятно, когда мой класс хвалят другие преподаватели. Это, может быть, немного тщеславное чувство, но что поделать – бывает. Так что работа эта благодарная.

­ Какие проблемы ­ основные? Возникновения каких ситуаций опасаетесь?

­ Каких­то нерешаемых проблем назвать не могу. Иногда родители не стремятся помочь, равнодушно относятся к возникающим сложностям с ребёнком. Их можно понять, все заняты.

Нередко родители слишком многого хотят от своего ребёнка, требуют от него достижений, результатов. Если он чувствует, что не оправдывает надежд папы и мамы, то начинает замыкаться в себе, переживать, тем самым усугубляя ситуацию с успеваемостью. Тогда приходится учить, воспитывать родителей. Но это тоже естественный процесс, мы всю жизнь учимся: быть учениками, родителями, учителями.

Некоторые родители почему-то не желают разрешать конфликты локально (с другими родителями, с учителем), сразу – в министерство. Но разбираться в ситуации всё равно придется на месте, а не с высоты птичьего полёта.

Плохо, когда родители не знают, с кем дружит ребёнок, не общаются с родителями его друзей. Это бывает сложно устроить, но нужно интересоваться кругом общения ребёнка, раздобывать как-то информацию о нём.

Я давно для себя усвоила, что важно отнестись к любой проблеме не как к досадной сложности, а как к задаче, которую необходимо решить.

Индивидуальный подход против универсального

­ Каких принципов работы с детьми стараетесь придерживаться, появились ли у вас какие-нибудь личные наработки?

­ С каждым ребёнком нужно работать индивидуально. Не существует универсального средства для всех детей, даже если мы рассматриваем какую-то определённую проблемную ситуацию. Есть дети, на которых можно влиять (направлять их, подсказывать желательные варианты поведения) через родителей. Есть дети, которые утратили контакт с родителями, и повлиять на них можно только общаясь напрямую. С одними разговаривать нужно мягко и деликатно, без явного вторжения в личное пространство, с другими – играючи, с третьими – уверенно и авторитетно.

Нужно уважать учеников. Иногда это непросто, приходится напоминать себе об этом. Подход к ребёнку должен быть положительным, невзирая на «багаж» знаний о нем, бывшие конфликты, личные обиды. Если ребёнок (да и взрослый) ведёт себя грубо, оскорбляет окружающих, значит, это у него проблемы, что-то сломано внутри, он выплескивает эту энергетику, сам не понимая причины. Доброе слово, нейтральный тон может вовремя отрезвить нарушителя спокойствия, не спровоцировав ещё большую агрессию, не усугубив ситуации. Даже если репутация у ученика «ужасная», не надо воспринимать её как что-то первостепенное, нужно постараться каждый раз начинать общение «с чистого листа», тем самым оставляя и ему эту возможность.

Нельзя позволять детям принижать твое достоинство, твой авторитет. Нужно быть доброжелательным, открытым для общения, но это не должно быть общением «дружков», необходим барьер между учителем и учеником.

­ Как влияет работа на характер, на личность учителя?

­ Профессия очень закаляет. Ты привыкаешь и перестаешь бояться любой аудитории. Дети несут в школу разный социальный опыт, и это заставляет учиться находить подход и правильно реагировать на разные варианты поведения.

Бывает, подростки ведут себя провокационно: затрагивают вопросы личной жизни, внешности педагога, позволяют себе вольные шутки, ждут твоей реакции. Со временем ты перестаёшь смущаться, чувствовать себя задетой, понимаешь природу их поведения. Уже получается с лёгкостью игнорировать колкости, продолжая вести урок. На многие вещи начинаешь смотреть более реалистично. Это вовсе не значит, что конфликты перестают тебя трогать, просто формируется более профессиональное к ним отношение.

­ Дайте совет молодому учителю, впервые берущемуся за классное руководство.

­ Я жалею, что не обращалась за помощью и за советом к опытным коллегам. Не нужно бояться насмешек и иронии. Лучше спросить совета сразу у нескольких людей, собрать весь опыт коллектива по волнующему вопросу. Это предостережет тебя от многих ошибок, неизбежных у молодого специалиста.

Ещё я настоятельно советую заниматься спортом – это наиболее естественный способ эмоциональной разрядки, а также возможность компенсировать сидяче-­стоячий образ жизни учителя. Нужно чаще бывать на природе – в противовес густой концентрации человеческой энергии на работе. Нужно иметь хобби ­ и чтобы переключаться на другую деятельность, и чтобы дети видели, что жизнь учителя интересна и разнообразна, не ограничена школьными стенами. Необходимость саморазвития и самообразования для наставника, учителя тоже очевидна. Несмотря на утверждение, что дети перестали читать, возражу: дети читают, интересуются, что читаешь в данный момент ты, и даже делятся наблюдениями: «А вот учитель географии сейчас читает такую-то книгу…»

Депутат Госдумы Алексей Куринный призвал «пойти на переговоры» с медиками, которые увольняются, отказываясь прививаться

Врач Леонид Рошаль призвал опомниться сотрудников «скорой помощи», уволившихся из-за отказа вакцинироваться

Правительство России: выиграть 100 тысяч рублей за вакцинацию можно будет до 31 декабря

Легенда о поезде-призраке в Московском метро может быть реальностью

Портал Avia.pro: бойцы ДНР окружили группу из сотни военных Украины в Старомарьевке

Avia.pro: у войск ДНР есть возможность провести атаку и уничтожить группировку Украины под Горловкой

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *