какие цветы должны быть в детском саду в старшей группе
Растения в детском саду
Гусева Надежда
Растения в детском саду
Растения в группе детского сада
(подготовила старший воспитатель: Гусева Н. В.)
Всем родителям хочется, чтобы в детском саду ребенок чувствовал себя так же комфортно, как дома. Этому хорошо способствуют комнатные растения. Они создают в группах садика домашний уют да и просто красиво смотрятся. Но комнатные растения в детском саду – не только элемент интерьера, но и элемент живой природы в жизни маленьких человечков.
Однако, не все растения можно держать в группах садика. Есть среди них запрещенные и даже ядовитые.
Польза комнатных растений
Грамотно расставленные растения хорошо сказываются на эмоциях и здоровье детей, снимают усталость, вызывают радость.
К тому же многолетники создают свежесть, смягчают сухой воздух в помещении. Это особенно важно в отопительный период.
При помощи растений вполне возможно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе.
Многолетники с фитонцидными свойствами улучшают воздушную среду в группах.
Требования к оформлению зеленого уголка
Нужно соблюдать определенные правила,составляя уголок природы:
— цветы должны быть красивыми, привлекающими внимание
— растения должны принадлежать той экосистеме, в которой расположен детский сад. Обычно это неприхотливые в уходе комнатные цветы. Следить за ними сможет и ребенок.
— многолетники должны быть представлены в нескольких экземплярах для того, чтобы дети были в состоянии составить представление о тех или иных растениях.
Выбираем комнатные растения в детский сад
Для детского дошкольного учреждения нужно подбирать растения, которые не принесут вреда малышам.
Если в детском саду детей научат ухаживать за цветами, это поможет приучить их к труду. Комнатные растения замечательно поглощают из воздуха вредные вещества и пыль.
Учеными доказано, что в комнате с растениями количество вредных микроорганизмов уменьшается в 2 раза.
Растения лучше выбирать неприхотливые, чтобы за ними смогли ухаживать и малыши.
Комнатные растения, разрешенные в детском саду
В детских дошкольных учреждениях допускается высаживать следующие комнатные растения:
Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.
Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.
У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.
. У этих многолетников крупные листья, детки будут их протирать и поливать.
гипестес с разноцветными листьями
Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.
Комнатные растения запрещенные в детском саду
Однако, следует быть осторожным в применении толстянки для приёма внутрь в домашних условиях, т. к. в её листьях в большом количестве содержится мышьяк. При неправильном применении или передозировке могут быть осложнения в виде нарушения сознания, рвоты, поноса, расстройства желудка и вплоть до серьёзного отравления. Получается, растение денежное дерево вред нам тоже может принести! При неправильном обращении толстянка может оказаться ядовитым растением и, соответственно, очень опасным!
Каладиум и гомеопатия
Все части растения ядовиты,в случае попадания сок вызывает: ожог; отек гортани и слизистых оболочек; конъюнктивит, ожог роговицы. Поэтому гомеопатия не рекомендует применять это растение в качестве лечебного.
Хотя листья амариллисовых используют и в лечебных целях, они обладают свойством успокаивать судороги и спазмы, а туземцы используют сок амариллисовых для протравливания стрел, растения семейства амариллисовых очень токсичны для кошек и собак. Ну и, соответственно, могут представлять опасность для маленьких детей.
В детских садах нельзя содержать следующие виды растений:
— все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.
— олеандр, лилии. Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.
— герань. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла.
Выбирайте комнатные растения в детский сад грамотно, следуя нашим советам.
Ребята получат навыки ухода за цветами, станут внимательнее и самостоятельнее.
Плоды растений семейства аралиевых, например, аукуба японская, полисциас, фатсия, фатсхедера, шеффлера ядовиты и вызывают расстройство пищеварительной системы и аллергические реакции. У плюща, который также относится к семейству аралиевых, ядовиты все органы растения.
В бегониях содержатся нерастворимые соли щавелевой кислоты, вызывающие ожоги и раздражение ротовой полости, трудности при глотании, рвоту. Наиболее токсичны клубни бегоний.
Ядовитые вещества содержатся в луковицах глориозы. В больших дозах они приводят к нарушению свертываемости крови и заболеваниям почек.Симптомы отравления: тошнота, рвота, диарея.
Незрелые ягоды лантаны содержат тритерпеноиды, токсичные для человека, кошек и собак. Симптомы отравления – рвота, диарея, затрудненное дыхание, слабость. В некоторых случаях отказывает печень.
Все растениясемейства молочайные: акалифа, кротон, молочай, молочай прекраснейший (пуансеттия, ятрофа содержат токсичное вещество эуфорбин, который вызывает сильные ожоги кожи и слизистых оболочек. При работе с молочайными необходимо особенно тщательно беречь глаза, так как млечный сок раздражает роговицу и может привести к временной или полной потере зрения. Попадая в рот, млечный сок очень сильно обжигает ротовую полость и горло, вызывает расстройство пищеварительной и нервной систем.
Представители семейства пасленовые: паслен (солянум или иерусалимская вишня, броваллия, брунфельзия, декоративный перец достаточно ядовиты. Красивые плоды перца и паслена представляют большую опасность для детей, которым обязательно захочется их попробовать. Брунфельзия содержит отравляющее вещество брунфельзамидин, вызывающее расстройство желудка, обильное слюноотделение, дрожь, вялость, кашель, припадки.
При контакте млечного сока фикусов с кожей у некоторых людей начинается воспаление, возникают экзема, дерматит. Попавший в воздух сок фикуса может вызвать аллергию и бронхиальную астму.
Что происходит с организмом при простудном заболевании? Иммунитет ребенка ещё только формируется, поэтому организм остро реагирует на вирусную интоксикацию высокой температурой, тошнотой, ломотой и головной болью. Инфекция буквально отжимает из организма все силы. Поэтому при простуде и гриппе…Узнать больше Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.
Малотоксичные растения
Употребление в пищу этих растений приводит к появлению таких неприятных явлений как расстройство пищеварительной системы, рвота, диарея, дрожь и слабость.
В группу малотоксичных растенийвходят содержащие ликорин и другие токсичные алкалоиды представители семейства амариллисовые: амариллис, гемантус, гименокаллис, гиппеаструм, зефирантес, кливия, кринум, нерине, эухарис, и многие другие растения, в том числе алоэ, гардения, герань, драцена, каламондин, каланхоэ, кордилина, стрелиция, юкка.
К счастью, существует много комнатных растений, не представляющих опасности для здоровья, например, орхидеи, узамбарские фиалки, глоксинии и другие растения семейства геснериевых, различные виды суккулентов, гибискусы. Эти растения успешно составят основу домашней коллекции.
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
п. 3.1 К списку ранее запрещенных для посадки на территории детского сада растений (ядовитые и колючие деревья и кустарники) добавлены и плодоносящие деревья.
Из документа изъято и разрешение на организацию огорода, ягодника, фруктового сада, чтобы исключить возможность употребления детьми фруктов и ягод, не отвечающих гигиеническим требованиям безопасности.
«Однажды в детском саду…» Видео 27 сентября в России отмечается праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. И в этот день хотелось бы пожелать всем работникам.
8 Марта в детском саду «Маму любят все на свете». Вот опять наступила весна, Снова праздник она принесла, Праздник радостный, светлый и нежный, Праздник всех дорогих.
Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.
Кляксография в детском саду Изобразительная деятельность нетрадиционным способом в детском саду «Солнечный зайчик». Дети очень любят рисовать. Традиционно рисование.
Математика в детском саду Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств.
Презентация «Комнатные растения в детском саду» ТЕМА: «Комнатные растения» ЦЕЛЬ: Совершенствование знаний о растениях. Знакомить с названиями цветущих растений. Воспитание бережного отношения.
Проект «Комнатные растения в детском саду» МБДОУ детский сад «Ёлочка» село Троекурово Лебедянского района Липецкой области Воспитатель: Болдина Галина Петровна. Проект «Комнатные.
Выпускной в детском саду Выпускной Звучат фанфары, в зал входят воспитатели выпускной группы. Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие наши родители! Ведущий 2: Здравствуйте,.
Экспериментирование в детском саду. Вулкан. Как пьют растения. Солевые кристаллики. Роль детского экспериментирования достаточно велика, т. к. детское экспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности,.
Паспорт комнатных растений в детском саду
Наталья Аникина
Паспорт комнатных растений в детском саду
Предлагаю Вашему вниманию паспорта комнатных растений. Надеюсь пригодится в работе.
Родина- тропические районы Азии и Африки.
Существует более 2000 видов растения.
Растение не прихотливое.
Фикус- светолюбивое растение
Поливают фикус 1-2 раза в неделю.
Летом растение ежедневно опрыскивают.
Переваливают растение сначала ежегодно в марте.
Потом 1 раз в 3-4 года.
Родина- тропические районы Азии и остров Ява.
Существует около 150 видов.
Очень теплолюбивое растение.
Колеус- светолюбивое растение.
Летом поливают через день,
Зимой поливают реже.
В жаркие дни ежедневно опрыскивать.
Растение пересаживают ежегодно весной.
Родина- Восточная Индия.
Существует около 600 видов.
В народе называют недотрогой или Ванькой мокрым.
Чтобы растение зимой цвело, температура не меньше 15 С.
Летом часто поливают, зимой уменьшают полив.
Опрыскивать осторожно, не попадая на цветки.
Пересаживают в любое время года.
В природе драцена произрастает в тропических и субтропических районах.
Известно 140 видов растения.
Период цветения наступает раз в 8-10 лет.
Драцена предпочитает рассеянный свет.
Драцене лучше всего подходит умеренный полив, зимой полив сводят до минимума.
Драцене необходимо повешенное содержание влаги в воздухе.
Ежегодно пересаживать молодые растения, взрослые пересаживают по мере необходимости.
Каланхоэ в естественных условиях встречается в Африке, на Аравийском полуострове и на островах Индийского океана, в тропических районах Австралии.
Растение предпочитает теплый воздух.
Каланхоэ любит хорошо освещенные помещения, но желательно оберегать от прямых солнечных лучей.
Полив- 1 раз в н6еделю, но обильно.
Осенью и зимой количество влаги уменьшают.
Каланхоэ будет лучше развиваться, если его ранней весной переваливать в больший по объему горшок.
Каланхоэ нуждается в частом омолаживании, т. е. выращивание новых растений из черенков.
Родина- Южная Африка.
В природе насчитывается около 280 видов.
Цветки собраны в зонтичные соцветия.
Пеларгония светолюбива и нуждается в прямых солнечных лучах.
Полив умеренный, зимой совсем небольшой.
Пересадка- ежегодно в марте, при этом так обрезая побеги, чтобы на каждом оставалось 3-4 почки.
Родина- Южная Америка, Азия, Африка.
Известно более 2000 видов.
Бегонии лучше всего растут и развиваются в полутени.
Эти растения поливают только после полного высыхания поверхности земляного кома.
В жаркие дни воздух вокруг бегоний опрыскивают, стараясь не попасть на листья.
Пересаживают растение лишь в случае необходимости.
Распространено в субтропиках и тропиках.
Циперус хорошо растет при температуре от 13 до 24 С
Циперусы хорошо растут как на свету, так и в полутени.
Циперусу требуется большое количество воды.
Лучше всего горшок с растением поместить в поддон с водой.
Растение следует пересаживать ежегодно.
Родина- Южная Америка, Европа.
Распространено около 800 видов.
Кислица теплолюбива и предпочитает температуру 25 С, но зимой не должна превышать 5 С.
Кислица- светолюбивое растение.
В теплое время требует обильного полива, зимой количество воды уменьшают.
Кислица требует частого опрыскивания.
Пересаживать растение желательно весной.
Родина- Колумбия и тропические джунгли Америки.
Температура воздуха не должна опускаться ниже 16 С.
Растет как в полутени, так и в тени, но обязательно теплое.
Оберегать от прямых солнечных лучей.
В период активного роста – поливают обильно, жарким летом- ежедневно.
Данное растение нуждается в регулярной пересадке.
Выделено около 30 видов.
Нефролепис теплолюбивое растение.
Растение предпочитает яркий рассеянный свет, необходимо защищать от прямых солнечных лучей.
Растению требуется обильный полив.
Важно ежедневно опрыскивать.
Пересаживают по мере роста- 1 раз в 2 года.
Родина- субтропики Европы и тропики Африки.
Насчитывается около 220 видов.
Растет как в тени, так и на солнце, но прикрывать от прямых солнечных лучей.
Полив умеренный – 2-3 раза в неделю.
Летом обязательно опрыскивать.
Пересаживать ежегодно, в основном использовать перевалку в горшок большего размера.
Родина: тропические области Африки и Азии, известно 70 её видов.
Полив: умеренный с весны до осени — почва должна успеть просохнуть. Зимой полив ограниченный. При поливе, особенно зимой нельзя допускать попадания воды в центр розетки — это может вызвать загнивание.
Хорошо растет на солнце и в тени.
Пересадка: по мере необходимости, только когда растению станет тесен горшок.
Размножают делением корневищ.
Спасибо за внимание!
Мои любимые питомцы — комнатные фиалки Комнатные фиалки Сегодня хотела бы поделиться с вами красотой цветения своих любимых фиалок. Своим цветением они радуют меня уже с февраля.
Опытно-практический проект «Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды» Цель: достичь положительных результатов в здоровьесбережении детей. Задачи: 1. Создание здоровьесберегающей среды. 2. Организация оздоровительной.
Оформление уголка природы в старшей группе детского сада
Уголок природы — обязательная часть развивающей среды детского сада. Невозможно представить группу любого возраста без комнатных растений, разнообразного и увлекательного игрового, демонстрационного материала на природоведческие темы. Особенно важно правильно организовать и наполнить необходимым содержимым уголки природы в группах старшего дошкольного возраста, где воспитываются будущие школьники.
Цель создания уголков природы в старшей группе детского сада
Дети шестого года жизни стоят на пороге школьной жизни. От того, как сумеют воспитатели привить им любовь и бережное отношение к природе, научат понимать и уважать её законы, соблюдать правила целесообразного поведения в природе, зависит не только успешное обучение ребёнка в школе, овладение новыми знаниями в сфере природоведения и экологии, но и будущее нашей планеты. Ведь современные дошкольники — это будущие взрослые, которым предстоит жить в XXI веке, заботиться о сохранности нашей планеты для следующих поколений.
Любовь к природе, впрочем как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства.
И.С. Соколов-Микитов
Старший дошкольный возраст — период вдумчивого, серьёзного восприятия информации. Если четырёхлетки ещё не вполне могли справиться со своим темпераментом и усваивали в большей мере то, что им было интересно, захватывало, то старшие дошкольники способны управлять своим вниманием, запоминая даже ту информацию, которая не является занимательной, удивительной, поражающей воображение, но полезна и нужна. Значительно увеличивается и объём знаний, который могут усвоить дети. На качественном и количественном изменении психических процессов детей шестого года жизни строятся возросшие программные требования. Чтобы воспитать в ребёнке любовь к природным явлениям, неживым объектам и живым существам, необходимо в первую очередь вооружить его обширными знаниями о природе, её многообразии, взаимосвязях и закономерностях, которые в ней существуют.
С пониманием того, что в природе нет ничего «лишнего», «вредного» или «плохого» придёт умение ценить её богатства, стремление хранить их.
Детям шестого года жизни также доступно понимание взаимосвязей в экологических системах, таких как «лес», «луг», «водоём», у них высоко развита любознательность, стремление к исследовательской и опытной деятельности, интерес к детской научной литературе.
Любовь к природе у дошкольников формируется на основе познания её законов и умения видеть её красоту
Не менее важно развивать в детях эстетическое восприятие окружающего. Научив ребёнка видеть чудо, которое скрывается и в огромном облаке, и в малой капле росы, педагог сумеет достучаться до чуткой детской души и заложит основы гуманного отношения к окружающему миру. Ведь любить и беречь нужно не только то, что приносит пользу, но и то, что радует нас своей красотой.
Учитывая это, уголки природы в старших группах детского сада, служат отличным подспорьем для воспитателя при осуществлении программных задач в области ознакомления с природой и воспитания экологической культуры (по примерной образовательной программе «От рождения до школы»):
Обычно уголки природы очень красивы. Пышная зелень, цветы, яркие грозди рябины, букеты осенних листьев украшают и оживляют помещении группы. Но эстетическая функция, хоть и важна, не является главной целью при организации уголка природы. В первую очередь уголки природы создаются в групповых комнатах для того, чтобы воспитанники имели возможность ежедневно общаться с миром природы, наблюдать доступные живые и неживые объекты не на картинках, а в их реальном виде, знакомиться с ними с помощью всех органов чувств.
Помимо развивающих и воспитательных задач, уголок природы выполняет и санитарную: способствует очищению помещения от пыли, создаёт благоприятный микроклимат
Общие требования к организации уголков природы в дошкольных учреждениях
Прежде чем приступить к обустройству и наполнению уголка природы, воспитатель должен ознакомиться с СанПиН и другими нормативными документами. Создавая уголок, нужно учесть такие моменты:
С любовью и вкусом оформленная природоведческая зона послужит украшением группы и любимым местом игр и отдыха малышей
Оборудование уголка природы в старшей группе
Уголок природы в старшей группе оснащают разнообразным оборудованием, которое помогает педагогу решать требования программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В первую очередь, это живые объекты (растения) и всевозможные инструменты и приспособления по уходу за ними.
Растения в уголке природы для старшей группы и уход за ними
Образовательные программы («Истоки», «От рождения до школы», «Детство») предъявляют к педагогам такие требования:
В уголке одновременно могут находиться до 10 различных видов растений (из которых дети называют 6–7). Подбирать их нужно так, чтобы дошкольники могли исследовать и сравнивать различную форму и особенности листьев (крупные или мелкие, цельные или рассечённые, опушённые или гладкие), положение стебля (прямостоячий, стелющийся, вьющийся), форму корней и корневищ (мочковатая, клубень, луковица).
Поскольку растения в уголке природы пополняются с самой младшей группы, их состав к старшей группе будет очень разнообразен:
Фотогалерея: растения дл я уголка природы в старшей группе
Разумеется, все эти объекты иметь необязательно. Воспитатель выбирает те, которые может приобрести, обращается за помощью к родителям, и они охотно помогут наполнить уголок необходимыми растениями. Возможен также обмен между группами, когда красивое, привлекательное растение по очереди содержат в уголке природы нескольких групп, чтобы наблюдать за ним в течение 2–3 недель.
Дети старшей группы должны уметь сравнивать свойства и особенности внешнего вида объектов природы, поэтому в уголке природы одновременно размещают и очень похожие растения (два вида бегоний, колеуса), и различные (традесканция и алоэ), обращая внимание на их отличия и сходства.
Дошкольники шестого года жизни уже способны выполнять такие виды работ по уходу за растениями:
Первые три действия дети выполняют самостоятельно, перевалку и разведение — при непосредственном участии и контроле воспитателя. Воспитанники могут под руководством педагога готовить и посадочный материал (ставить листовые черенки на проращивание, разделять и очищать луковицы).
Вместе с воспитателем дети могут и развести рассаду для огорода, и комнатные цветы пересадить
Чтобы дети могли сами ухаживать за «зелёными друзьями», им нужно предоставить инструменты, обустроить место и дать знания об особенностях различных растений. Что необходимо иметь:
Детворе очень нравится ухаживать за растениями, проявлять доброту и заботу
Воспитателю необходимо с самого начала приучать детей доводить начатое дело до конца и наводить порядок. Некоторые воспитанники считают работу законченной, как только выполнена основная задача (пересажено или полито растение, обрезаны сухие листья), и они забывают об уборке или теряют интерес к завершающему этапу деятельности. Таких детей не ругают, не заставляют убрать за собой. Лучше попросить желающих помочь, убрать и расставить инвентарь на места.
Однако следует обращать внимание на тех ребятишек, кто стремится навести порядок после труда в уголке природы, хвалить их за аккуратность, любовь к чистоте, приводить в пример остальным: «Посмотрите, ребята, как постарались Оля и Алёша! Они не только цветы рассадили, но и всё чисто убрали, ни соринки не оставили. Нашим новым цветам так приятно будет жить на чистой полке, в порядке, уюте. Они тоже благодарят Олю и Алёшу, кивают своими листочками». Вскоре поддержание порядка и чистоты в уголке природы станет увлекательным делом для всех ребят.
Календари и дневники наблюдений
Не менее важными задачами организации уголка природы являются:
Решению этих задач служит такой важный элемент уголка природы как календарь наблюдений. Основным видом наблюдений в природе в старшей группе является наблюдение за погодой. Следовательно, на ярком информационном стенде, каким является календарь наблюдений в старшей группе, основное место отводится отображению состояния погоды.
Наблюдение за погодой проводят после утреннего приёма или во время дневной прогулки. Чтобы определить состояние погоды, дети должны хорошо знать её характеристики и пользоваться соответствующими терминами: «Солнечная, дождливая, пасмурная, облачная и т. д.» Возвратясь в группу, воспитанники заносят результат наблюдений в календарь, используя упрощённые изображения (солнышко, облако, тучу с дождевыми каплями, снежинку).
Для записи ежедневных наблюдений воспитатель расчерчивает альбомный лист на столько частей, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Дети рисуют определённый значок в нужной клетке или вклеивают заранее подготовленную картинку. Чтобы ребятишки лучше ориентировались в днях недели, быстрее находили их, один и тот же день на разных неделях обозначают одинаковым цветом.
Возможен вариант календаря, данные в который вносят не за месяц, а за неделю, обозначая её дни условным цветом, а ветер, дождь, температуру воздуха — знаками (туча, дерево, человечек).
Календарь наблюдений за погодой должен содержать множество обозначений, которые дети рисуют сами или с помощью педагога, закрепляя свои знания о погодных явлениях
Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают несколько окошек небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то или иное явление на прогулке.
Для осени это могут быть: гроздь рябины, каштан в колючей кожуре, лужа, большие грозовые тучи, золотые листья; зимой: заснеженное дерево, снегирь, сугроб, воробьи у кормушки. Вполне возможно, на прогулке детвора увидит явление природы, которого нет на картинке: радугу, редкую птицу (иволгу, сойку) или заинтересуется мхом на стволе дерева, овощами на огороде. В таком случае интерес ребят нужно поддержать и закрепить, предложив после прогулки нарисовать увиденное.
Все рисунки детей помещают в окошки календаря и рядом с ним, даже если они вышли не очень похожими. Во-первых, маленькие творцы запомнят и оценят, что их произведения не остались без внимания, а во-вторых, в рисунках детей шестого года жизни важна не схожесть с оригиналом, а желание поделиться увиденным с окружающими. Чтобы развивать у воспитанников желание наблюдать за погодой и вести календарь, рисовать значки-символы в окошках календаря поручают всем детям по очереди, а не только тем, кто хорошо рисует.
Среди множества готовых календарей природы для детских садов лучше выбрать тот, на котором предусмотрено место для рисунков воспитанников
Кроме наблюдений за погодой и объектами природы на прогулке, в старшей группе детского сада ведутся наблюдения за птицами (какие именно прилетали к кормушке или к окну в зимние дни), ростом лука, гороха или овса в огороде на окне. Такие наблюдения длятся не дольше двух-трёх месяцев, но их результаты заносятся в дневник, альбом или тетрадь, которые потом хранятся в уголке природы.
Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности
Исследование природы и познание её тайн тесно связано с опытной, экспериментальной и исследовательской деятельностью. Чтобы стимулировать познавательную активность детей, уголок природы должен быть оснащён оборудованием и материалами для экспериментирования и опытов. В первую очередь, это простые и в то же время занимательные предметы, соединив которые попарно, воспитатель даст ребёнку и увлекательное занятие, и пищу для размышлений:
Обычно материалы для опытов и экспериментирования располагают рядом с уголком природы, потому что наблюдения в природе и экспериментирование тесно связаны
Помимо вышеперечисленных, в уголке природы могут находиться такие предметы и объекты естественного происхождения:
Сезонные объекты в уголке природы
В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:
В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами
Разнообразие сезонных объектов зависит от фантазии и творческого потенциала воспитателя группы. Многие сезонные поделки он может изготовить вместе с детьми или провести конкурс среди семей воспитанников на лучшую зимнюю, весеннюю, осеннюю поделку, рисунок, аппликацию. И ребятишки будут увлечены полезным делом, и родители проведут время с малышами, обучая их труду и усидчивости. А развивающая среда группы пополнится замечательными произведениями семейного творчества.
Дидактические игры и пособия
Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:
Чтобы знания на эти темы постоянно могли совершенствоваться и развиваться в индивидуальной и групповой работе с детьми, в уголке природы необходимо иметь настольно-печатные игры: «На огороде и в саду», «Кто где живёт, какую пользу приносит?», «Маленькие друзья человека (о полезных насекомых)», «Экологическая ромашка», «Экологическое солнышко», «Мы путешествуем», «С какой ветки эти детки?», «Выстрой цепочку», «Друзья природы» и др.
Таблица: примеры игр на экологическую тематику для детей 6-го года жизни
Название и оборудование игры | Задачи | Ход игры |
Экологическое солнышко. Плакат с изображением солнышка, в центре и на концах лучей которого расположены кармашки. Предметные картинки: 3–4 «центральные» и по 6 зависящих по смыслу. Конверты (мешочки). | Формировать у детей представление о взаимосвязях между живой и неживой природой, совершенствовать умение высказывать своё мнение, воспитывать экологически целесообразное поведение. | Воспитатель располагает плакат так, чтобы он находился на уровне глаз детей и был всем хорошо виден. Достаёт из мешочка «центральную» картинку и укрепляет в центре солнышка. — Дети, кто изображён на картинке? (Корова). Корова — очень полезное животное, а чем же она полезна? (Она даёт много молока, из которого делают вкусные витаминные, полезные для здоровья продукты). А какие явления природы помогают корове давать молоко? Давайте расскажем. Из другого мешочка (конверта) педагог или ребёнок по одной извлекает и устанавливает в кармашках на концах лучей солнышка картинки с изображением объектов природы, дети поясняют, как то или иное связано с коровой (Одуванчики и клевер — еда, которую корова ест, чтобы давать молоко. Пчёлы опыляют цветы, которые ест корова. Камни — из камней построен тёплый коровник и т. д.) |
Выстрой цепочку. Карточки с изображением явления природы, живого объекта (начального), цепочки из стрелок 2–3 пустых окошек, ведущих к другому объекту (завершающему). Предметные картинки. | Закрепить знание взаимосвязи между явлениями природы, миром животных и растений, развивать связную речь, умение строить предложения, воспитывать интерес к миру природы, любовь к животным, растениям. | Детям раздают карточки, на которых изображено животное, растение, явление природы, просят рассмотреть, что было вначале и что стало потом. Когда ребёнок опишет свою карточку, ему предлагают достать из конверта ещё 2–3 картинки, связанные по смыслу с его карточкой, разложить их в окошки и описать, что же произошло с героем. Например, на карточке в первом окошке изображён серый зайчик, а в последнем — белый. Ребёнок рассказывает: «Сначала зайчик был серый, а потом стал белый, сменил шубку». Достав из конверта картинки с изображением снегопада, лисы, серого зайчика, который прячется под кустом, ребёнок выстраивает цепочку и поясняет: «Осенью зайчик был в серой шубке, но выпал снег, всё стало белым. Лиса ищет зайчика, хочет поймать. Зайчик в своей серой шубке боится выйти на снег. Но природа подарила ему белую шубку, чтобы прятаться на снегу от волка и лисы». |
«Найди дом для животных». Большие карточки с изображением луга, леса, поля, сада. Предметные картинки с изображением растений и животных-обитателей этих природных зон. | Закрепить знания о растениях и животных леса, луга, сада, поля. Развивать познавательный интерес, представление об экосистемах ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе. | Игра проводится по принципу лото. Детям раздают большие карточки, просят внимательно рассмотреть и назвать, что на них изображено. Ведущий достаёт из мешочка или конверта предметные картинки и показывает детям, и тот, кто узнал «обитателя» своей экосистемы, забирает карточку себе. Если ребёнок ошибся и никто из детей не знает правильного ответа, на ошибке внимание заострять не нужно, карточку откладывают и повторяют действия с ней, когда конверт (мешочек) опустеет. |
Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: плакаты, сюжетные картины, серии картин о природе. Дети старшей группы, в отличие от младших, могут хорошо усваивать изображения на фотографиях, поэтому красочные, вызывающие удивление и радость фото нерукотворных сокровищ нашей планеты также могут содержаться в уголке природы.
О красоте некоторых природных явлений невозможно рассказать словами — их только можно запечатлеть на фото
Пособия для изучения различных климатических зон педагог может изготовить самостоятельно или с помощью детей: приобрести игрушки, изображающие экзотических животных, обустроить в коробке или на подставке африканский или арктический уголок. В дело пойдут блёстки, пайетки, пенопласт, картон. Такие макеты получаются очень красочными, интересными, но для ежедневных игр не подходят: хрупкие и недолговечные.
Выйти из положения и удовлетворить одновременно и потребность детей в игре, и желание создавать новое можно, предложив воспитанникам старшей группы моделирование.
Для обозначения и поддержания игрового сюжета необходимы фигурки зверей определённой природной зоны. Допустим, сегодня дети моделируют Арктику. Значит, им понадобится набор, состоящий из полярных лисиц, белых медведей, моржей. А создавать арктические торосы, снега и холодный океан дети могут из одноразовых стаканчиков белого и голубого цвета, ватных дисков, кусков голубой и синей плёнки, даже из ткани. Эти материалы не очень долговечны, но лёгкие, пластичные, а стоят совсем недорого.
Перед игрой нужно повторить, как обращаться с материалами: не рвать, не разбрасывать, использовать только для игры, делиться с товарищами.
Моделировать можно лес, пустыню, океан, используя соответствующие игрушки и бросовый материал нужного цвета. После игры всё складывают в коробку, а игрушки-животные возвращаются в уголок природы, на свои макеты.
Прекрасными наглядными пособиями могут стать папки, которые педагог оформит сам или с помощью коллег и родителей: «Наше лето», «Собираем урожай», «Что растёт и кто живёт у нас в парке?», «Знай родной край». Они послужат материалом не только для развития детей, но и для воспитания любви к своей малой родине, городу или селу.
В рамках экологического проекта дети совместно с педагогом и родителями изготавливают рисунки, придумывают и иллюстрируют сказки, стихи, рассказы о природе. По окончании проекта эти материалы также можно хранить в уголке и использовать для работы с дошкольниками.
Для знакомства с миром экзотических, удалённых природных зон в старшей группе ДОУ используют макеты и моделирование
Подбор литературы для уголка природы в старшей группе ДОУ
Дети старшей группы любят рассматривать иллюстрации в книгах, а многие ребятишки уже читают сами. Поэтому в уголке природы нужно иметь книги: детские энциклопедии, сборники рассказов, стихов, загадок о природе, её явлениях, растениях и животных для чтения детям воспитателем, а также книги с крупным шрифтом и одним-двумя небольшими произведениями для самостоятельного чтения. Книги меняют в зависимости от сезона.
Паспорт уголка природы в старшей группе ДОУ
Таблица: примерное содержание паспорта уголка природы
Раздел паспорта | Содержание |
Название уголка | «Мы и природа», «Окошко в природу», «Как прекрасен этот мир», «Удивительный мир природы» и т. д. |
Ответственное лицо | Воспитатель группы |
Пояснительная записка | Раскрываются цели и задачи работы уголка, ожидаемые результаты его функционирования. |
Растения | Название и характеристики растений (из какого региона происходит, потребность в свете, поливе, особенности ухода). |
Материал и оборудование для экспериментирования | Перечисляется материал для опытов и экспериментов, инструменты, оборудование, даётся краткое описание, как ими пользоваться. |
Природный материал | Перечень объектов |
Дидактические игры | Перечень игр |
Пособия, литература | Перечень пособий и книг с кратким описанием |
Фотогалерея: примеры оформления паспортов растений
Деятельность старших дошкольников в уголке природы
Кроме наблюдений, экспериментирования, игр и моделирования, дошкольники 6-го года жизни выполняют в уголке природы трудовую деятельность в форме коллективного труда, дежурств и поручений, а также занимаются, изучая живые объекты и правила ухода за ними.
Труд в уголке природы
Коллективный труд в уголке природы целесообразно проводить не более 1 раза в месяц. Во время этой деятельности выполняются такие виды работ:
Дежурства по уголку природы ведутся ежедневно. Дежурных могут назначать на неделю, два-три дня, но наиболее удобно и прижилось в детских садах назначение дежурных на один день. Дежурные приводят в порядок оборудование уголка природы, поливают растения, рыхлят землю в горшках, в некоторых дошкольных учреждениях и погоду за день тоже отмечают дежурные. В конце дня, когда дежурство окончено, воспитатель оценивает работу дежурных, хвалит за старание, отмечает, что им удалось сделать наиболее успешно.
Поскольку дети не могут уследить за всем, что находится в уголке природы, воспитатель может привлечь для помощи им одногруппников, давая эпизодические поручения: «Наташа и Валя, помогите разложить эти картинки по коробкам для игр, они перепутались. Игорь, помоги нашим дежурным сложить магниты и увеличительные стёкла». Некоторые дети любят действовать с оборудованием для опытов, предметами и игрушками из уголка природы, но складывать вещи после игр предоставляют дежурным. Воспитатель напоминает малышам, что правило: «Поиграл — положи на место» действует и в уголке природы, хотя там и есть дежурные.
Организовывая дежурство в уголке природы, нельзя допускать переутомления детей, нагружать их скучной монотонной работой. Главная цель дежурств — не только воспитание трудолюбия и ответственности, но и любви к живой природе, желания беречь и защищать её, радости от общения с нею.
Дежурство всегда должно быть в радость и вызывать положительные эмоции
Непосредственная образовательная деятельность в природоведческой зоне старшей группы
Занятия собственно в уголке природы проводятся не очень часто, 3–4 раза в год: в начале учебного года детей знакомят с обустройством и объектами, которые находятся в нём, в течение года 1–2 занятия посвящены повторению правил ухода за растениями, знаний об их особенностях, а в конце года проводят обобщающее занятие, на котором закрепляют изученное. Но материал из уголка природы используется практически ежедневно, для наблюдений, индивидуальной работы, игр и занятий.
Длительность занятия не должна превышать 25 минут.
Таблица: конспект НОД «Дежурство в уголке природы», разработала О. Ю. Левенец
Этап НОД | Содержание этапа |
Задачи | Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями. Закрепить знания структуры трудового процесса, упражнять в практических навыках поливки, рыхления растений. Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам. |
Материалы | Посылка с принадлежностями для дежурства в уголке природы: фартуки, леечки с водой, лопатки для рыхления почвы, кисти для ухода за мохнатыми листьями, влажные салфетки. |
Организационная часть | В группу пришла посылка от Золотой Рыбки (хозяйки экологической тропы) с принадлежностями для дежурства в уголке природы. Воспитатель предлагает рассмотреть, что в посылке. — Каждому дежурному нужно своё оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы мне будете помогать. Будьте внимательны, следите за тем, что я делаю и учитесь. Кто хочет мне помогать? |
Основная часть | Воспитатель приглашает одного ребёнка. С помощью взрослого ребёнок надевает фартук и демонстрирует, как правильно поливать растения, касаясь носиком лейки края горшка. Воспитатель комментирует действия ребёнка: — Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильном поливе, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон. Нужно убирать старые засохшие и заболевшие листья, аккуратно и неглубоко рыхлить почву, протирать твёрдые листья влажной салфеткой и мохнатые листья мягкой кисточкой. Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями (на примере одного растения). Воспитатель напоминает, что все предметы, которые дети использовали во время дежурства, нужно помыть и убрать на место. Воспитатель: — В уголке природы не бывает точного повторения одних и тех же действий, поэтому вы должны постоянно проявлять смекалку и инициативу. — Ребята! Вам понравилась посылка рыбки? (Дети отвечают). Какие необходимые предметы прислала вам рыбка! (Заглядывает в посылку). — Ой, да здесь ещё какие-то карточки с заданиями. Давайте поможем рыбке? Проводится игра «Угадай по описанию» (комнатные растения). |
Заключительная часть | Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием рыбки. На память о рыбке у нас в группе останутся морские камешки, они пополнят нашу коллекцию. |
Анализ оформления и работы уголка природы
Анализ уголка природы проводит методист дошкольного учреждения во время плановой тематической проверки («Состояние работы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию») или же сам воспитатель во время смотра-конкурса уголков, когда коллеги из всех групп приходят друг к другу, чтобы ознакомиться с проведённой работой и перенять опыт.
Анализ уголка включает в себя такие пункты:
Перенимая опыт старших коллег, молодые педагоги учатся создавать в своей группе развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию воспитанников, поэтому анализ и взаимодействие педагогов в рамках ДОУ очень важно и необходимо.
Уголок природы — важная и полезная зона в групповом помещении детского сада, особенно если речь идёт о детях шестого года жизни. Формирование экологической культуры, вооружение будущих школьников разнообразными знаниями о мире природы, воспитание любви к живому миру нашей планеты начинается с непосредственного общения с природой. А для многих детишек, особенно городских, такие уголки — порой главное средство общения, настоящее «окошко в природу».