какие цветы выращивал ниро вульф в детективных романах
Мир Ниро Вульфа
Этот раздел сайта посвящен разным деталям и малоизвестным подробностям о Рексе Стауте и его героях, в первую очередь Ниро Вульфе и Арчи Гудвине.
Первое интервью Рекса Стаута
Когда впервые Рексом Стаутом заинтересовались журналисты? Оказывается, свое первое интервью он дал, будучи совсем еще молодым человеком, задолго до начала своей писательской карьеры.
Орхидеи Ниро Вульфа
Увлечение Ниро Вульфа орхидеями — такая же неотъемлемая часть его жизни как и вкусная еда, бокал пива и хорошая книга. А вот какие именно орхидеи выращивал Ниро Вульф в своей оранжерее?
Книжная полка Ниро Вульфа
Все мы знаем, что Ниро Вульф — большой любитель чтения, а вот какие именно книги он читал?
Книжная полка Рекса Стаута
А какие книги читал сам Рекс Стаут?
Дом Ниро Вульфа
Наверное, интересно представить себе дом, в котором разворачивалось действие историй о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине?
Загадки дома Вульфа
Интереснейшее и очень глубокое исследование, посвященное дому Ниро Вульфа, провел Алекс.
Мемориальная доска на доме Вульфа
«На этом месте стоял элегантный особняк вымышленного толстяка частного детектива Ниро Вульфа. Со своим умелым помощником Арчи Гудвином мистер Вульф выращивал орхидеи и вкусно обедал, находя решения более чем семидесяти загадок, записанных Рексом Стаутом с 1934 по 1975», — так переводится текст мемориальной доски, расположенной на доме №454 на 35 Западной улице в Нью-Йорке.
На кухне у Ниро Вульфа
Какие именно блюда подавал Фриц к столу Ниро Вульфа? И можно ли их приготовить себе на обед? Чтобы узнать это, необходимо побывать у них на кухне.
Напитки в доме Ниро Вульфа
А какие напитки пили Ниро и Арчи? И что они предлагали своим гостям? Еще одно великолепное исследование Алекса.
Так сколько же весил Ниро Вульф?
В книгах неоднократно упоминается «седьмая часть тонны». Но какую тонну имел в виду Рекс Стаут? Дело в том, что в США наряду с привычной нам метрической тонной (tonne) применяется для измерения массы «короткая тонна» (ton; short ton) равная 2000 фунтов или 907,18 килограмма. Путем несложных вычислений приходим к выводу, что великий детектив и лентяй Ниро Вульф весил от 129,5 до 143 килограммов. Неудивительно, что он заказывал для себя специальные кресла!
Кстати интереснейшее (хотя и спорное) исследование колебаний веса Ниро Вульфа провел Crusoe. Подробнее о нем…
Хронология Вульфа
Когда происходили события, описанные в книгах о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине?
Автомобили Ниро Вульфа
Автомобили какой марки предпочитал Ниро Вульф? Арчи Гудвин не раз говорит о «седане марки «Герон», который принадлежит мистеру Вулфу, а езжу на нем я«. Но ведь Герон — это древнегреческий математик и изобретатель, (который, кстати, считается изобретателем первой паровой машины), а автомобильной марки «Герон» не существует и никогда не существовало? Так что же это за автомобиль?
Как звали Вульфа?
Как звали великого сыщика? Неро? Ниро? Вулф? Вольф? Вольфе?
Ниро Вульф на почтовых марках
О Ниро Вульфе не только писались книги, снимались фильмы и ставились радиопостановки. Его изображение можно увидеть также на почтовых конвертах или в альбомах коллекционеров.
Стаут и стаут
Есть ли связь между любовью Ниро Вульфа к пиву и фамилией его автора?
Прототип Роуклиффа
Рекс Стаут рассказывал своему биографу, Джону МакАлиру, что у лейтенанта Роуклиффа, полицейского, который мечтал посадить Ниро Вульфа и Арчи Гудвина в тюрьму и заикался при общении с Гудвином, был реальный прототип.
Уотсон был женщиной?
Рекс Стаут был человеком с великолепным чувством юмора. Однажды он предположил (и обосновал свое предположение), что доктора Уотсона, верного спутника Шерлока Холмса, могли звать не Джон, а…Ирен.
Орхидеи Ниро Вульфа
Ниро Вульф – частный детектив, вымышленный персонаж цикла детективных романов писателя Рекса Стаута. Чем же этот персонаж интересен для любителей орхидей? У Вульфа было весьма занятное увлечение – садоводство. Этому делу, не смотря на свой жесткий распорядок дня и нелюбовь к передвижению не только по своему огромному дому, но и за его пределы, он посвящал 2 часа утром и 2 часа вечером.
Давайте более подробно рассмотрим привычки и характер персонажа Ниро Вульфа. Основным жизненным принципом он считал максимальный комфорт благодаря материальной независимости и занятии тремя видами деятельности: тренировка мозгов, гурманство и цветоводство. Первый вид деятельности реализовывался благодаря раскрытию разных преступлений. Для того, чтобы минимально прикладывать физические усилия для чего либо, в его доме проживало трое человек:
Ниро Вульф владел трёхэтажным особняком в Нью-Йорке, на крыше которого находилась большая оранжерея для орхидей. Оранжерея была поделена на три отсеки с разными температурными режимами, отдельно зимний сад, камера для обработок пестицидами, кладовка, комната для пересадок и каморка для садовника. В оранжерее Вульфа было около 10 тысяч взрослых цветущих орхидей и как все они помещались на крыше – загадка.
Субстратом для растений, в то время (1934-1968), служили корневища папоротника осмунды королевской и мох сфагнум. Промытые от земли и нарезанные корни смешивали с мхом и сажали орхидею, плотность субстрата в горшке была настолько велика, что сразу после посадки растение можно было приподнять «за ушки». Вскоре осмунду королевскую признали редким видом и запретили использовать в промышленных количествах. Пришлось искать замену и исследователи выяснили, что субстратом для орхидных могут быть разные компоненты от сложных до самых простых, как молотая древесная кора или полистироловые шарики.
Ниро Вульф с садовником Хорстманом использовали осмунду, волокнистый верховой торф специально привезенный из-за границы и мох сфагнум. На дно каждого горшка он предпочитал ставить дренаж в виде битых глиняных черепков. Он со своим помощником знал все тонкости полива, подкормок и температурных режимов, ведь в оранжерее росли самые разнообразные представители орхидей. По сложившейся еще в 19 веке традиции английских садоводов, оранжерея была разделена на три отсека в зависимости от температурного режима. В теплой оранжерее росли фаленопсисы, онцидиумы, ванды, некоторые виды венериных башмачков. В умеренной Вульф выращивал каттлеи, лелии, дендробиумы и гибриды, которые требовали теплого содержания в течение всего года, но в зимний сезон ночная температура понижалась до 12 – 15 С. В холодной оранжерее ночная температура зимой понижалась до 10-12 С где росли цимбидиумы, одонтоглоссумы, целогины, мильтонии, масдевалии и другие высокогорные виды.
Свое предпочтение детектив отдавал Мильтонии из холодной оранжереи и выращивал только природные виды. Все Мильтонии о которых упоминается в романах выделены в род мильтониопсис (Miltoniopsis) и насчитывают всего шесть видов. Наиболее часто упоминаются мильтониопсис Роэзла (M. roezlii) и мильтониопсис Флагоносная (M. vexillaria). Ареалом обитания этих орхидей являются горы Колумбии. Они обе имеют похожий внешний вид с большими цветками, которые в диаметре достигают 10 см, и отличаются окрасом. У мильтониопсис Роэзла цветки снежно-белые с пурпурными пятнами у основания лепестков и оранжево-желтым пятном в основании губы, а у мильтониопсис Флагоносной цветки окрашены в разные оттенки розового и пурпурного цветов. Цветки, кроме яркого окраса имеют сильный аромат садовых роз. Практически круглогодичное цветение порадует глаз. Но у этих прелестных цветов есть один недостаток, после среза они практически сразу увядают.
В теплой оранжерее любимицей Ниро Вульфа была фаленопсис Афродита (Phalaenopsis aphrodite), ведь не раз спускаясь из оранжереи он ставил в воду ее срезанные цветоносы. В конце 19 века ее называли «королевой орхидей». Эта моноподиальная орхидея имела 5-10 плотных мясистых листьев зеленого цвета длиной в 50 см. Цветонос достигал дины в 1 метр и еще ветвился, создавая цветоносы второго порядка и увеличивая их общее количество. Цветки окрашены в молочно-белый цвет, а губа имеет желтый или пурпурный оттенок. Диаметр цветка 6-8 см. Благодаря тому, что цветонос развивает боковые побеги постепенно его цветение длится достаточно долго. Взрослое растение может давать до трех цветоносов в год и с появлением нового листка появляется новый цветонос.
Какие же орхидеи любил Ниро Вульф?
Самыми любимыми орхидеями Вульфа были каттлеи и их гибриды, о них упоминается в 10 романах. Фантастически крупные цветки нежного окраса с приятным ароматом. Их изюминкой является крупная и ярко окрашенная губа. Окрас этих орхидей очень разнообразный от зеленовато-белого до ярко-желтого и красно-коричневого. Они легко скрещиваются не только между собой, но и с другими видами и поэтому стали родоначальниками многих гибридов. Ниро Вульф пытался самостоятельно выводить новые виды.
Удивительно, но этот персонаж участвовал в выставках и получал медали. Его мечтой было вывести орхидею девственно белого или совершенно черного окраса. Этот герой делится опытом выращивания орхидей со своими читателями. В 19 веке не каждый садовод мог похвастаться выращенной из семян орхидеей. Это связано с тем, что похожие на пыль семена орхидеи не имеют никаких полезных веществ и в естественных условиях прорастают с помощью особого эндомикоризного грибка, из сотен тысяч семян прорастали только единицы.
Но в 20 веке ученые обнаружили, что орхидеи можно проращивать семена без участия грибков. Благодаря этому открытию технология выращивания стала доступна всему миру и сейчас насчитывается около 100 тысяч не только межвидовых, но и межродовых гибридов орхидей.
Работа Вульфа и Хорстмана впечатляет ведь для того чтобы получить сеянцы для высадки очень сложно и занимает длительное время. Банки с проростками ставят в специальные климат камеры со специальным температурным режимом, освещенностью и влажностью и там они проводят около года перед высадкой в оранжерею. Сеянцы фаленопсисов только в самых благоприятных условиях способны зацвести через 3-4 года, а сеянцы каттлей и венериных башмачков – через 5-7 лет. После цветения Вы можете заметить какие-то дефекты на цветках и годи работы потрачены напрасно.
Стоит заметить Ниро Вульф относился к цветоводству очень ответственно. В одном из романов упоминается, что он тщательно следил за тем, чтобы в его цветнике не появился вредитель. В оранжерея была оборудована камера для фумигации и ни одно растение туда не попадало без предварительной обработки. Во время отъезда на выставку он заметил на одном из растений мучнистого червеца и сразу послал телеграмму Хорстману, чтобы он проверил все орхидеи и при необходимости предотвратил распространение вредителя.
В коллекции орхидей Ниро Вульфа имеются два достаточно известные гибрида, которые со временем стали прародителями множества сортов орхидей. Это лелиокаттлея Люстре «Вестонбирт» (Laeliocattleya Lustre «Westonbirt») и цимбидиум Александрa «Вестонбирт» (Cymbidium Alexanderi «Westonbirt»). Оба гибрида были созданы гибридизатором Х. Г. Александером. Лелиокаттлея Люстре «Вестонбирт» впервые зацвела в 1907 году и приятно удивила общество крупными пурпурно-розовыми цветками.
Цимбидиум Александра «Вестонбирт» был выведен в 1911 году и имел цветки бело-розового цвета. На основе цимбидиума Александра было выведено множество белых и розовых сортов цимбидиумов. Благодаря этому сорту в Европе именно цимбидиумы стали популярной срезочной культурой.
Именно у персонажа Ниро Вульфа есть чему поучится не только цветоводам-новичкам но и профессионалам.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Фотоальбом
—неизвестно
—Всегда под рукой
—Рубрики
—Цитатник
Поляница удалая. Рисунок Андрея Рябушкина Всем с детства знакомы герои русских сказок Илья Муроме.
Корнуолл – самое загадочное графство Англии. 1972 год. На фоне бледного неба высится «Дева» – оп.
Большую землю называют Старым Светом. Исхоженный и изъезженный вдоль и поперек, изученный как сво.
Словосочетание «британский агент» ассоциируется с образом Джеймса Бонда: находчивого джентльмена, ко.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Орхидеи Ниро Вульфа как удобный повод поговорить об их маленьких тайнах
Статья Галины Коломейцевой (кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника ГБС РРАН, Москва), посвященную орхидеям Ниро Вульфа.
Это настоящее исследование, посвященное увлечению знаменитого сыщика этими изумительными творениями природы.
Статья была опубликована в журнале «В мире растений», №10 за 2001 год.
Галина Коломейцева.
Орхидеи Ниро Вульфа как удобный повод поговорить об их маленьких тайнах
Однажды, лет десять назад, меня позвали к телефону.
Звонили из какой-то редакции и просили проконсультировать по поводу названий некоторых орхидей.
Гораздо позже я узнала, что, таким образом, при помощи одного телефонного разговора, редактор попробовал решить проблему правильного перевода и произношения латинских названий орхидей для впервые издающихся в нашей стране детективных романов Рекса Стаута о знаменитом сыщике Ниро Вульфе.
Конечно, такое небрежное обращение с драгоценными текстами признанного классика американского детектива в нашей стране могли заметить только немногие специалисты и любители, с насмешкой читая исковерканные названия орхидей.
А вот на родине Стаута к орхидеям Ниро Вульфа всегда относились с большим почтением, я не раз читала в американской периодике статьи, в которых скрупулезно подсчитывалось количество упомянутых в романах видов орхидей, расположение и температурные характеристики оранжерей, а также другие садоводческие мелочи.
Всего Стаут написал 48 романов о Ниро Вульфе. Об увлечении сыщиком орхидеями там всегда говорится вскользь, однако, мелкие подробности уличают Стаута в глубоком знании предмета и серьезном отношении к этой стороне жизни главного героя.
Чтобы всем было понятно, о чем идет речь, напомню читателю об основных принципах, определяющих уклад жизни Ниро Вульфа, которым он следовал скрупулезно и безоговорочно.
Основным жизненным принципом Вульфа был максимальный комфорт, который заключался в материальной независимости и занятии тремя интересными и приятными вещами: тренировке мозгов в процессе раскрытия запутанных преступлений, гурманстве и цветоводстве.
Поскольку все эти занятия требовали некоторого количества мускульных усилий, у Вульфа было три помощника, постоянно проживающих в его особняке и выполняющих всю черную работу:
Арчи Гудвин, от лица которого ведется повествование во всех романах, был оперативником и личным секретарем,
а Теодор Хорстман – личным садовником.
аключив себя в четырех стенах, Вульф жил полной, насыщенной жизнью, его мир включал в себя несколько несоприкасающихся между собой кругов – криминальный, гурманский и мир любителей орхидей.
Вероятно, авторам криминального детектива или тем, кто пишет о вкусной и здоровой пище, есть, о чем поговорить с читателем в связи с технологией раскрытия преступлений или секретами приготовления изысканных блюд на кухне Ниро Вульфа,
Представьте себе трехэтажный особняк в Нью – Йорке, на крыше которого имеется большая оранжерея с тремя температурными отсеками, зимним садом, камерой для обработок пестицидами, кладовкой, комнатой для пересадок и каморкой садовника.
Это и есть тот особый мир, в котором растут и цветут десять тысяч орхидей и где Вульф ежедневно проводит 4 часа – с 9 до 11 утром и с 14 до 18 днем.
Как и каждого садовника, меня всегда немного смущало огромное число растений, которое росло у Вульфа на сравнительно небольшой площади.
Ведь чтобы разместить десять тысяч горшков с взрослыми цветущими орхидеями необходимо, по крайней мере, 400 квадратных метров стеллажной площади.
Эта площадь могла бы быть и поменьше, если бы часть растений выращивалась не в горшках, а на блоках из стволов древовидных папоротников или кусков коры, подвешенных под крышей оранжереи.
Однако, хотя это и кажется невероятным сегодня, во времена написания романов о Ниро Вульфе (то есть в 1934-68 годах)
ВСЕ орхидеи у европейских и американских садоводов выращивались только в горшках и корзинках.
Субстраты
Основным субстратом, которым пользовались в то время, были корневища папоротника осмунды королевской (Osmunda regalis).
Нарезанные кусками промытые от земли корневища смешивали со сфагновым мхом и сажали в этот субстрат орхидеи, причем набивали горшки так плотно, что растение сразу же после посадки можно было приподнять со стеллажа «за ушки».
Затем осмунда королевская была признана редким видом, ее повсеместно запретили собирать в промышленных количествах и вывозить из мест естественного произрастания. Лишившись основного субстрата, орхидееводы всего мира стали экспериментировать с различными органическими и неорганическими материалами.
Вскоре они выяснили, что эпифитные орхидеи можно выращивать на самых разнообразных субстратах – от сложных, состоящих из множества смешанных в определенных пропорциях компонентов до простой молотой древесной коры или даже полистироловых шариков.
Эпифитные орхидеи могут приспособиться к самым разнообразным субстратам, нужно только правильно подобрать все другие условия – частоту увлажнения, степень просушки между поливами, систему подкормок, влажность воздуха, освещенность и так далее.
Вульф и его садовник Хорстман в качестве субстрата для своих орхидей также предпочитали осмунду, хотя использовали и торф (по-видимому, это был волокнистый верховой торф, специально выписываемый из-за границы), а также мох сфагнум.
На дно каждого горшка они обязательно клали основательный слой дренажа в виде битых глиняных черепков. Пользуясь этими субстратами, наши садовники виртуозно освоили все тонкости полива и подкормок, поскольку у них хорошо росли и прекрасно цвели самые разнообразные орхидеи.
Итак, десять тысяч горшков с орхидеями выращивались в трех оранжереях с разными температурными режимами.
Такая традиция сложилась еще в XIX веке, когда английские садовники рекомендовали разделять все орхидеи в больших коллекциях по требованиям к температуре на три части.
В теплой оранжерее Вульф выращивал фаленопсисы, онцидиумы, ванды, некоторые виды венериных башмачков.
В каттлейной (умеренной) оранжерее были собраны каттлеи, лелии, дендробиумы и гибриды, которые требовали теплого содержания в течение всего года, кроме зимнего сезона, во время которого ночная температура понижалась до 12 – 15 С.
В холодной оранжерее с зимней ночной температурой 10 – 12 С у Вульфа росли цимбидиумы, одонтоглоссумы, целогины, мильтонии, масдевалии и другие высокогорные виды.
Вульфу очень нравились мильтонии, растущие у него в холодной оранжерее, причем содержал он в основном природные виды, а не гибриды.
В настоящее время все упоминаемые в романах Стаута высокогорные колумбийские мильтонии выделены в особый род мильтониопсис (Miltoniopsis), в котором насчитывается всего шесть видов.
Наиболее часто упоминаются мильтониопсис Роэзла (M. roezlii) и мильтониопсис флагоносная (M. vexillaria), которые фигурируют в пяти романах. Эти две прекрасные орхидеи растут в горах Колумбии и имеют очень похожие побеги, листья и цветоносы, их цветки в диаметре достигают 10 см, а отличаются они, в основном, своей окраской.
У мильтониопсис Роэзла цветки снежно-белые, с пурпурными пятнами в основании лепестков и ярким оранжево – желтым пятном в основании губы, а у мильтониопсис флагоносной цветки могут быть окрашены в разные оттенки розового и пурпурного цветов.
Замечательным свойством этих растений является буйное цветение на протяжении почти круглого года, а наиболее часто цветущие растения можно увидеть в весенне – летние месяцы.
При всех своих положительных качествах мильтониопсис имеют все же один существенный недостаток – их цветки практически не стоят в срезке и в вазе быстро увядают. Поэтому продают их всегда в виде цветущих растений в горшочках.
В теплой оранжерее Вульф держал фаленопсисы.
Не раз и не два мы читаем о том, как, спускаясь из оранжереи, Вульф ставит в вазу с водой срезанные цветоносы фаленопсиса Афродита (Phalaenopsis aphrodite).
Это действительно великолепное растение, вполне способное создать конкуренцию современным гибридам. В конце XIX века его даже называли «королевой орхидей».
Благодаря способности цветоноса развивать боковые цветочные побеги постепенно, можно увидеть это растение цветущим в разное время года.
Любители орхидей хорошо знают, что сильное взрослое растение может давать до трех цветоносов в год, причем вслед за каждым появившимся листом на вегетативном побеге развивается и новый цветонос.
История этого вида в ботанических садах Европы началась с того, что в 1837 году несколько растений были отправлены на корабле из Манилы в Англию.
Пережить морское путешествие суждено было только одному растению из всей партии, которое досталось владельцу орхидного питомника в Тутинге мистеру Роллисону.
В том же году этот фаленопсис зацвел и был ошибочно причислен к уже известному тогда виду фаленопсису прелестному (Phalaenopsis amabilis). После долгой путаницы, лишь в 1862 году, это растение получило статус нового для науки вида, а профессор Рейнхенбах дал ему замечательное название, увидев в ниспадающих белыми хлопьями цветках кипящую морскую пену, из которой родилась Афродита.
Этот фаленопсис и его гибриды долго (около месяца) стоят в срезке и незаменимы для свадебных букетов.
Выращивал Вульф и другие замечательные фаленопсисы. В романе «Все началось в Омахе» (1956) читаем:
«Вульф показывает свою коллекцию орхидей только знатокам, которые понимают в них толк. Он не терпит в оранжерее людей, делающих вид, будто они могут отличить фаленопсис Стюарта [(Phalaenopsis stuartiana)] от фаленопсиса Шиллера [(P. schilleriana)], а на самом деле не знают разницы между розой и анютиными глазками».
Однако, самыми любимыми орхидеями Вульфа были, конечно, каттлеи и их гибриды, которые упоминаются в более чем десяти романах.
Каттлеи появились в Европе в начале XIX века и поразили воображение англичан своими фантастическими цветками – крупными, нежно окрашенными, с сильным приятным ароматом.
Самой замечательной частью цветка у каттлей является их крупная, ярко окрашенная губа (особый видоизмененный лепесток, сросшийся с двумя бесплодными тычинками), служащая своеобразной «посадочной площадкой» для насекомых – опылителей.
Вульф держал в своей оранжерее множество видовых и гибридных каттлей, и сам пытался выводить новые сорта.
Вот, например, одна фраза из романа «Сочиняйте сами» (1959):
«Мы как раз писали письмо Льюису Хьюитту, рассказывая о результатах скрещивания белой формы каттлеи Гаскелла [Cattleya gaskelliana] и каттлеи Мосс подвида Вагенера [C. mossiae var. wagenerii]». Как и большинство садоводов, Вульф мечтал вывести безупречный цветок, либо девственно белый, либо совершенно черный. В данном случае он должен был получить белоцветковую форму, поскольку оба упоминаемых в этом отрывке подвида каттлей имеют белые цветки.
Дело в том, что семена орхидей нельзя просто посеять в землю и получить проростки.
У орхидей совершенно особый способ прорастания, не похожий на все другие цветковые растения. Многочисленные и мелкие, похожие на пыль семена орхидей лишены питательных веществ и в природе могут прорасти только в присутствии особых грибов, которые называют эндомикоризными.
В течение всего XIX века получать новые гибриды могли лишь немногие садоводы, освоившие методику заражения семян грибами. У них из сотен тысяч семян прорастали единицы. Эти отдельные экземпляры получали собственные имена и самые лучшие из них ценились на вес золота.
Начало массовому проращиванию семян орхидей без участия гриба положили работы американского физиолога Льюиса Кнудсона, впервые получившего в 1922 году проростки орхидей на стерильной синтетической среде, состоящей из минеральных солей, воды, сахара и агара.
Попытка некоторых американских растениеводов сохранить это открытие в секрете и разбогатеть на посевном бизнесе, окончилась крахом, так как методы семенного, а затем и микроклонального размножения вскоре стали доступны не только коммерсантам, но и любителям.
В течение нескольких десятилетий огромная индустрия орхидееводства набирала обороты, так что в настоящее время в мире уже насчитывается более ста тысяч не только межвидовых, но и межродовых гибридов орхидей.
Всего этого мы, конечно, не видим в романе, нам показана только маленькая вершина от того айсберга работы, которую проводили Вульф и Хорстман, чтобы вырастить и представить на выставку новые гибриды орхидей.
Я представляю себе тоску бедного Арчи Гудвина, когда в романе «Окончательное решение» (1961) ему приходится бездумно перепечатывать карточки вроде следующей: «
27 банок удобрения без следов плесени через автоклав 18 фунтов 18.4.61.».
Эти странные и на первый взгляд бессмысленные слова хорошо понятны специалисту и означают, что 18 фунтов питательного раствора было разлито в 27 банок, которые затем были простерилизованы в автоклаве 18 апреля 1961 года.
Это те самые банки, в которые впоследствии высеваются стерильные семена орхидей.
Правда, для меня остается загадкой, где именно Вульф и Хорстман производили посевы и самое главное, где потом держали стерильные банки с сеянцами, поскольку получить готовые к высадке в оранжерею растеньица – дело кропотливое и долгое.
Обычно банки с проростками ставят в специальные климокамеры, где поддерживается определенные режимы температуры, освещенности и влажности.
В климокамере сеянцы должны провести около года, прежде чем их можно будет высадить в оранжерею. Высаженные из банок, сеянцы должны привыкнуть к более жестким условиям оранжереи и, самое главное, полностью перейти на автотрофное питание за счет фотосинтеза.
Затем еще долгие годы за ними нужно тщательно ухаживать, пересаживать, поливать, подкармливать, оберегать от вредителей и болезней.
При самых благоприятных условиях сеянцы фаленопсисов способны зацвести через 3 – 4 года, сеянцы каттлей и венериных башмачков – через 5 – 7 лет.
После того, как ваши гибриды зацветут, вы увидите, что они не все одинаковы и только отдельные растения имеют цветки удовлетворительного качества.
Часто приходится выбраковывать почти всю партию и констатировать, что годы работы пропали зря. Для того, чтобы получить гибрид приличного качества, прежде всего, необходимо подобрать родительские пары и по возможности заранее спрогнозировать передаваемые по наследству признаки.
По – моему, Вульф приступал к делу подбора родительских пар, не иначе, как вооружившись дедуктивным методом, именно поэтому у него почти не было «проколов».
В романе «Золотые пауки» он, отвечая на письмо какого – то потерпевшего неудачу любителя, говорит, что
«никогда не применяет брассавол при тройном скрещивании».
Здесь, вероятно, он имеет в виду свойство брассавол передавать по наследству блеклую, зеленовато – белую окраску.
От себя скажу, что единственным свойством брассаволы, которое стоит вводить в гибриды, оказалась сильно изрезанная, бахромчатая губа одного из видов, а именно, брассаволы Дигби.
Правда, в настоящее время это растение переведено из рода брассавола (Brassavola) в род ринхолелия (Rhyncholaelia) и называется ринхолелией Дигби (Rhyncholaelia digbiana). Все потомки этого вида при скрещивании с каттлеями и лелиями получали в наследство не только блеклую окраску, но и замечательно крупную бахромчатую губу.
В результате скрещивания с этим видом получены практически все брассокаттлеи и брассолелии (двойные гибриды), брассолелиокаттлеи (тройные межродовые гибриды) и потинары (четверные межродовые гибриды между брассаволой, каттлеями, лелиями и софронитисами).
Никогда в жизни не продавший ни одного срезанного цветка орхидеи, Вульф тем не менее все – же иногда торговал сеянцами и взрослыми растениями, которые ему удавалось продать от случая к случаю.
Участвовал он и в выставках орхидей, на которых демонстрировал собственные гибриды и даже получал за них награды.
Следует сказать, что в 1945 году Американское орхидное общество установило стандарты на качество гибридов, селекционно выделенных клонов видовых растений и отдельных выдающихся образцов орхидей.
Работы по гибридизации венериных башмачков стимулировала также особая медаль, которая была учреждена в США в 1926 году и называлась Медалью Джорджа Мура. Ее вручали за наиболее интересные гибриды пафиопедилдюмов.
В романе «Смерть Цезаря» (1939) Вульф везет свои гибридные орхидеи на Северо-Атлантическую Сельскохозяйственную Выставку, проходящую в городке Кроуфилде, в 237 милях от Нью Йорка.
Из русского перевода романа не понятно, что это были за орхидеи и я довольно долго представляла себе в качестве выставочных экземпляров Вульфа белые гибридные каттлеи.
Однако в оригинале романа указывается, что это были венерины башмачки, причем Вульф получил новый гибрид на основе Paphiopedilum lawrenceanum var. hyeanum.
Проанализировав все возможные варианты нетрудно догадаться, что Вульф создал новые пафиопедилюмы из комплекса Maudiae, очень старого и поистине выдающегося гибрида, полученного одной из английских садоводческих фирм еще в 1900 году путем скрещивания двух альбиносных форм – башмачка Лавренса (Paphiopedilum lawrenceanum var. hyeanum) и башмачка мозолистого (P. callosum var. sanderae).
В этом отрывке присутствует одна деталь, которая характеризует Вульфа как очень опытного цветовода – любителя.
Это его постоянная тревога о том, как предохранить растения от вредителей и болезней.
Начинающие любители, как правило, почти не задумываются об этом до тех пор, пока не увидят, как быстро хиреют и даже погибают прекрасные цветущие орхидеи, пораженные щитовкой, мучнистым червецом или паутинным клещом.
Вульф следил за своими растениями постоянно, в его оранжерее даже имелась специальная камера для фумигации и, конечно, он не вносил в оранжерею ни одного постороннего растения без предварительной обработки.
Когда во время поездки на выставку Вульф обнаружил на одном из своих растений мучнистого червеца, он, не медля ни минуты, тут же послал телеграмму в Нью Йорк, чтобы Хорстман проверил все другие орхидеи и предотвратил распространение вредителя.
Есть в этом романе один кусочек, который неизменно вызывает у меня зависть.
Вот он:
«Опрыскиватель у Вульфа был просто великолепный, сделанный по специальному заказу. Он вмещал два галлона жидкости, был снабжен камерой сжатия и электрическим моторчиком и при всем том весил всего лишь одиннадцать фунтов».
За все то время, в течение которого я выращиваю орхидеи (уже почти двадцать лет) у меня только однажды появился хороший ручной опрыскиватель, конечно, не электрический.
Он был случайно привезен из зарубежной научной экспедиции вместе с несколькими орхидеями, которые с его помощью увлажнялись в пути. Этот опрыскиватель можно было чинить, постоянно заменяя истершиеся резинки и вылетающие шарики- поршни благодаря тому, что весь его механизм был сделан из металла.
Он исправно увлажнял орхидеи не менее 10 лет, пока не пришел в полную негодность. Замены этому безотказному инструменту я не могу найти уже давно, и многие годы тщетно мечтаю о таком же электрическом опрыскивателе, как у Ниро Вульфа.
Конечно, поддерживать большую коллекцию орхидей без специальных приспособлений (опрыскивателей, вентиляторов, психрометров, термометров) и материалов (подкормок, пестицидов, компонентов субстратов) очень сложно.
Коллекция тропических орхидей Главного ботанического сада РАН (кстати, самая большая в нашей стране) имеет такой печальный опыт, когда с началом перестройки ее попытались перевести на самоокупаемость.
В итоге я стала мечтать уже не об уникальных опрыскивателях, а о целых стеклах в крышах оранжерей и о том, где достать хотя бы несколько горшков для пересадки наиболее уникальных экземпляров.
Урок, извлеченный из этой ситуации, должен предупредить каждого любителя о том, что в наших условиях коллекция тропических орхидей не может быть самоокупаемой, вам всегда придется вкладывать в нее больше средств, чем вы сможете заработать от продажи растений.
Всего в романах Рекса Стаута о Ниро Вульфе упоминается около 46 видов и 30 гибридов орхидей.
Большинство из этих видов и сегодня широко распространены в ботанических садах и коллекциях Европы и Америки, в то время как гибриды давно устарели и вытеснены современными сортами или просто утеряны.
В настоящее время, когда получение новых сортов орхидей приняло лавинообразный характер, шанс сохраниться в виде постоянно клонируемого сорта остался либо у тех растений, которые получили высшие награды на престижных международных выставках, либо у самых удачных гибридов первого поколения, которые стали уже «историческими».
Среди орхидей Ниро Вульфа имеются два знаменитых гибрида, которые впоследствии стали прародителями бесчисленных сортов орхидей.
Это лелиокаттлея Люстре «Вестонбирт» (Laeliocattleya Lustre «Westonbirt») и цимбидиум Александрa «Вестонбирт» (Cymbidium Alexanderi «Westonbirt»).
Оба эти гибрида были созданы в оранжерейном хозяйстве сэра Георга Холфорда (Westonbirt Orchids, Англия) его гибридизатором Х. Г. Александером, получившим множество прекрасных растений. Лелиокаттлея Люстре «Вестонбирт» впервые зацвела в 1907 году и поразила растениеводов своими очень крупными пурпурно-розовыми цветками.
Впоследствии было выяснено, что в результате случайной мутации это растение получило не два, а четыре набора хромосом, а такие тетраплоидные растения очень ценились в садоводстве. С 1910 и вплоть до 1940 года в хозяйстве Холфорда было создано множество гибридов, одним из предков которых была лелиокаттлея Люстре.
Цимбидиум Александра «Вестонбирт» – также старый тетраплоидный сорт (выведен в 1911 году) с крупными бело – розовыми цветками, ставший основоположником многочисленных сортов белых и розовых цимбидиумов.
Говоря о ценах на орхидеи, следует представлять, что здесь имеется своеобразная градация.
В коллекции Вульфа были такие орхидеи.
Например, в романе «Красная коробка» (1936) он, не задумываясь, готов был выложить 3 тысячи долларов за две псевдобульбы особого экземпляра целогины пандуровидной (Coelogyne pandurata) с розовыми цветками.
Понять страстное желание Вульфа получить именно это растение может только тот, кто знает, что у целогины пандуровидной цветки зеленые с черным рисунком на губе и розовый экземпляр – явление невероятно редкое, если не сказать невозможное.
Собирая коллекцию редких орхидей, Вульф даже заключил контракт с профессиональным сборщиком орхидей, который за десять тысяч долларов согласился в течение года собирать для него в Центральной Америке неизвестные науке виды.
В романе «Лига испуганных мужчин» (1935) Арчи Гудвин так говорит об орхидеях Вульфа:
«Орхидеи были его наложницами: безвкусно наряженными, дорогостоящими, паразитическими и темпераментными».
Не правда ли, такие эпитеты достойны скорее дорогих куртизанок, однако большинство простых людей, не связанных с миром садоводства, согласятся с ними.
Не буду спорить и я, но смещу немного акценты и скажу так:
«Орхидеи были его возлюбленными: яркими, драгоценными, полностью от него зависимыми, каждая со своим характером и яркой индивидуальностью».
И думаю, Вульф согласился бы со мной.
Дом Ниро Вульфа
Очень интересным (им весьма спорным) является вопрос о точном местонахождении особняка Ниро Вульфа. Но многих поклонников великого детектива, интересовала и планировка внутренних помещений в доме Вульфа.
Здесь весьма любопытное исследование текстов книг Рекса Стаута, на основании которого были нарисованы поэтажные планы особняка Ниро Вульфа.
Их я и представляю Вашему вниманию с небольшими своими правками.