какие турфирмы обанкротились в 2020
Какие туроператоры обанкротились в 2021 году? Кто на очереди?
В прошлом году в России не было громких банкротств туроператоров. В телесюжетах и статьях СМИ прогремела лишь новость о компании Томас Кук (Великобритания) – мы читали о сотнях людей, которые были вынуждены ночевать в аэропортах, потому что фирма не оплатила обратный перелет на родину. А сколько людей потратили деньги, но в последнюю минуту распрощались с мечтами о райском отдыхе? Но россиян это банкротство коснулось минимально. Сегодня мы расскажем, какие турфирмы обанкротились, а какие – стоят под угрозой из-за сложившейся в мире ситуации. Это важно знать, чтобы не испортить будущий отпуск в 2021 году.
Мы публикуем самый новый список 2021 года, и пополняем его новыми банкротами.
Сразу после окончания карантина в Великобритании, обанкротился еще один местный крупный туроператор. На этот раз с финансовыми трудностями не справился Fleetway Travel, проработавший более 45 лет.
Список туроператоров, прекративших деятельность в 2021 году
Из-за пандемии коронавируса в мире, этот год будет трудным для многих туристических компаний. По некоторым данным, они совокупно потеряют около 2 миллиардов долларов. Но пока в этом году у нас закрывались лишь региональные, малоизвестные компании:
С актуальным списком вы можете ознакомиться на сайте Федерального агентства по туризму.
В конце этой статьи вас ждет список туроператоров, которым можно без проблем доверять в этом году.
Туроператоры, обанкротившиеся в прошлом году
Представляем список обанкротившихся компаний в 2020 году. Примечательно, что большинство из них разорились в разгар летнего сезона:
Двумя-тремя годами ранее ситуация была не лучше. Осенью 2018 года прогремело банкротство «Натали Турс», затем разорилась туристическая компания «Данко», вслед за ней объявил о своем закрытии оператор «РоссТур». Буквально перед Новым годом начались проблемы с компанией «Жемчужная река», из-за ее задолженности перед авиакомпанией туристы не могли вернуться из Китая в Россию. На данный момент эта фирма исключена из реестра туроператоров. Кроме того, «Интравел Столешники» должен кредиторам 500 тыс. рублей, поэтому в ближайшее время он также, скорее всего, пополнит список банкротов.
Причины банкротства
Существует несколько причин, почему тот или иной оператор разорился.
Если подвести итоги: глобальная причина, почему появляются банкроты-турфирмы всех проблем кроется в том, что наш рынок еще не готов к цивилизованным отношениям. Не отлажена система координации, отсутствует культура отношений с клиентами, а законодательство не в полной мере защищает пострадавших покупателей.
Кто может закрыться в ближайшее время
Аналитики не исключают, что ближе к «горячему сезону» появятся новые проблемы с путевками и рейсами. Наиболее вероятно банкротство туроператоров, которые:
Под наибольший риск сегодня попадают мелкие региональные фирмы.
Кому можно доверить свой отдых в 2021 году
Чтобы не стать жертвой обстоятельств, покупайте путевки у туроператоров с максимальным уровнем репутации. Это должны быть компании, которые:
Следует различать понятия «банкротство турфирмы» и «банкротство туроператора». Туроператор – это компания, которая создает тур: разрабатывает маршруты, договаривается с авиакомпаниями и отелями. А турфирма – это посредник, который продает готовые путевки клиентам с небольшой надбавкой и зарабатывает на этом.
В стране насчитывается сотни тысяч фирм, а туроператоров – не более ста (причем крупных и известных – около десяти). Вы покупаете путевку не у турфирмы, а у туроператора. Именно последний отвечает за ваш отдых.
Советуем перед оформлением заказа изучить свежие рейтинги и выбрать лидирующие бренды. Эксперты различных изданий ставят на первые позиции:
Высокая позиция в рейтинге не может дать стопроцентную гарантию того, что у туроператора не возникнет проблем. Стоит вспомнить историю с Natalie Tours – компанию, которая долгие годы фигурировала в топах, но в итоге обанкротилась.
Что делать, если туроператор обанкротился
Порядок действия зависит от того, при каких обстоятельствах вы узнали эту новость: пребывая на отдыхе, либо ожидая вылета за рубеж.
Что делать, если вы на отдыхе в другой стране
В таком случае есть 2 варианта:
Сохраняйте все чеки и билеты до судебного разбирательства. Это должны быть не только квитанции на размещение в отеле, но и, например, за покупку еды и воды в аэропорту, если ваш рейс отменили по вине разорившегося турагенства.
Что делать, если вы купили путевку, и она отменена
В таком случае нужно не терять времени: подготовить все необходимые документы и обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба. К заявлению следует приложить копии:
Следует помнить, что не во всех случаях «страховщики» полностью покрывают расходы туристов. Дело в том, что каждый оператор выплачивает только определенную страховую сумму (у кого-то лимит больше, у кого-то он меньше). Если пострадавших лиц много, то сумма выплат делится между истцами, и далее уже эксперты определяют процент, который будет возмещен.
Вы имеете право обратиться в суд за возмещением морального ущерба. Если страховая компания по тем или иным причинам отказывается компенсировать убытки, вы можете решить вопрос в соответствии с российским законодательством.
Возможные трудности
Страховка от банкротства туроператора – это не гарантия того, что пострадавшим клиентам будут выплачены деньги. Нюанс в том, что российское законодательство практически не регулирует деятельность самих туристических фирм и дает финансовых гарантий потребителям. Кроме того, выше мы уже говорили, если размер финансового обеспечения очень мал, этого не хватит, чтобы возместить потери всем пострадавшим лицам.
Недобросовестные страховые компании находят пути для того, чтобы освободить себя от выплат. Примечательным является случай с ТО «Радуга» и обслуживающей ее страховой компанией «Орбита». После разорения турфирмы более 1000 клиентов подали иски в суд на выплаты компенсаций. В свою очередь, страховая компания «Орбита» объявила о том, что туроператор-банкрот занимался мошенничеством, поэтому считает договор страхования недействительным. Московский суд встал на сторону «Орбиты», страховщик освобожден от каких-либо финансовых гарантий.
В конце хотелось бы напомнить читателям пословицу: «Предупрежден – значит вооружен». Осознанный выбор туроператора поможет вам провести отпуск без неожиданных форс-мажоров и денежных потерь. Еще один надежный вариант – самостоятельно планировать путешествие, бронировать номера и покупать авиабилеты. Всего доброго!
Туризм-2020 и COVID-19: туристическая отрасль в условиях пандемии и после нее
aallm / Depositphotos.com |
С какими трудностями столкнулись туркомпании, какие меры поддержки им оказывает государство и каковы перспективы развития туризма в России в ближайшие месяцы, рассмотрим подробнее.
Текущее положение
В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки развитие туристического бизнеса оказалось под серьезной угрозой. По оценкам экспертов, только в первые месяцы пандемии спрос по всем выездным направлениям сократился на 20-25%, а после закрытия границ многими государствами – упал практически до нуля. В ходе проведенного на прошлой неделе круглого стола АНТОР-АТОР «О туризме после пандемии COVID-19» директор по маркетингу Управления по развитию туризма Шарджи Сергей Канаев, анализируя текущее положение дел в сфере мирового туризма, условно выделил четыре этапа развития отрасли в условиях пандемии:
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
«Думаю, будет правильным сказать, что мы сейчас находимся где-то в начале третьего этапа – то есть свеча колеблется, показывает направления движения, но окончательного выхода мы еще не видим» – подчеркнул эксперт.
На практике компании столкнулись не только с образованием серьезного кассового разрыва из-за того, что перед началом ограничительных мер были выплачены крупные суммы налогов и имеются предоплаты по всему миру, но и с многочисленными требованиями туристов вернуть депозиты по турам. На это указала Анна Пшишылны, руководитель тревел-клуба Itinero Travel, который специализируется на дальнем зарубежье и на «непакетных» направлениях (Южная Америка, США, Исландия). «Стоит учесть, что наши собственные ресурсы полностью исчерпаны, огромные суммы денег заморожены по всему миру в виде холдов, которые никто не торопится размораживать, находясь на самоизоляции или карантине (Япония, Бразилия). Мы оказались «между молотом и наковальней», когда туристы просят немедленный возврат, а менеджмент со стороны подрядчиков не может выполнить наши требования. В итоге клиенты начинают с нами судиться и угрожать закрытием компании», – отметила она.
Начальник клиентского отдела онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru Дарья Торопова отметила, что об адаптации туриндустрии к новым экономическим условиям говорить сложно, но, тем не менее, оказавшись в ситуации, когда продажи упали до нуля, компании работают над решением возникающих проблем и строят планы оперативного выхода из сложившегося кризиса. В свою очередь, руководитель компании Intui travel Aлёна Балахничева подчеркнула, что из-за неясности, как будет «угасать» заболеваемость, правительства пострадавших от коронавируса стран мира не могут сообщить четких дат снятия ограничений. Поэтому у турбизнеса пока нет возможности рационально спланировать свою дальнейшую деятельность.
Меры поддержки, предложения представителей отрасли
Понимая, что турбизнес сам не сможет справиться с возникшими трудностями, государство решило ввести ряд мер поддержки – преимущественно для малого и среднего бизнеса, ИП. Полный перечень актуальных мер поддержки для предприятий туристской отрасли в середине мая сформировал и представил на своем сайте Ростуризм. В него включены как общие меры, предусмотренные для всех отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии, так и специальные. В частности, речь идет о (об):
Для предприятий туристической отрасли, относящихся к крупному бизнесу, предусмотрен более узкий перечень мер поддержки. Он включает: возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов, продление лицензий и разрешений, беспроцентные кредиты на выплату зарплат, моратории на банкротство, на налоговые санкции и на проверки, налоговые каникулы, исчисление сроков в целях применения налогового законодательства, исполнение обязательств по кредитам и займам в связи с днями, объявленными нерабочими.
Отметим, 22 мая Госдума приняла в третьем чтении закон, предусматривающий очередные поправки, связанные со сферой туризма. Речь идет о наделении Правительства РФ правом уменьшать размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, устанавливать особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице, а также временно приостанавливать обязательства туроператоров по возврату туристам уплаченных денежных сумм.
Но бизнес считает, что принятых мер недостаточно. «Вернее, заявленных мер было бы достаточно, если бы их могли получить нуждающиеся. Но на практике для получения помощи существует множество критериев, требований, соответствовать которым могут немногие компании», – подчеркнула Алёна Балахничева. Между тем, Дарья Торопова полагает, что самым эффективным решением на данный момент может стать поправка, отражающая возможность для туроператоров переносить даты несостоявшихся туров. Также она выступает за расширение прямых вливаний ликвидности в отрасль через субсидии определенных категорий затрат компаний. «В пакетных турах это может быть субсидирование возвратов по оплаченным турам через дополнительное инвестирование фонда персональной ответственности, но с более широкими условиями по сравнению с теми, которые были реализованы в апреле по распоряжению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. № 898-р по турам с 31 марта по 1 июня», – отметила начальник клиентского отдела онлайн-сервиса Travelata.ru.
Анна Пшишылны говорит, что реальной помощью в текущих условиях могло бы стать и введение отсрочки от судебных разбирательств, а также установление обязанности турагентов и операторов всех стран работать удаленно и заниматься решением вопросов с клиентами. Вместе с тем, она выступает за отмену НДС по ставке 20% на рекламу в соцсетях. Директор туроператора «Полярная Аврора» Сергей Луговой также признал несовершенными предоставляемые меры поддержки отрасли. «Брать кредиты на зарплаты? Можно, но ведь их надо будет отдавать, а отдавать после провального сезона не выйдет. Отмена аренды в части муниципальных объектов? Немногие снимают помещения у муниципалов. Отсрочка по налогам и их отмена во II квартале? Не с чего платить налоги, так как во II квартале были одни возвраты. В итоге ничего из вышеперечисленного не пригодилось», – заключил он.
Комплекс мер по развитию туристической отрасли после пандемии COVID-19 предложили и общественники, разработав и опубликовав на портале Российских общественных инициатив программу 1 развития отрасли с конкретными предложениями по следующим направлениям:
Авторы общественной инициативы уверены, что указанные меры позволят увеличить вклад туристической отрасли в экономику России с 3% до 11% ВВП в течение пяти лет. «Доля России на международном рынке туризма в случае принятия данной программы вырастет с менее чем 1% до 3%», – подчеркивается в тексте инициативы.
Постковидный рестарт туризма, перспективы развития отрасли в ближайшие месяцы
По мнению экспертов, перспективы развития туристической отрасли после пандемии пока неоднозначны. У представителей туриндустрии надежды на этот год мало – почти все туристические компании признают, что летний сезон для них уже потерян, поскольку дальние и дорогие поездки россияне планируют минимум за полгода. «Чтобы купить выгодные авиабилеты и отели, период бронирования начинается за восемь месяцев до старта путешествия», – подчеркнула Анна Пшишылны. 2021 год – тоже под вопросом, так как компаниям придется «отрабатывать долги», оказывая услуги по несостоявшимся в текущем году турам, перенесенным на следующий год. По мнению Дарьи Тороповой, на восстановление потребуется не менее полутора-двух лет.
Фото: личный архив автора |
«Далее все будет зависеть от экономики в стране и уровня доходов населения. Но для восстановления компаний потребуются конкретные меры от государства – например, снижение налогов хотя бы на год, что позволит компаниям не поднимать стоимость турпродукта на дополнительные затраты, связанные с новыми санитарными требованиями. Надо понимать, что это – не потеря доходов для государства, а одна из мер спасения отрасли. Это и рабочие места, и будущие доходы».
Что касается туристического сезона, то в России еще не утвержден конкретный график запуска внутреннего, въездного и выездного туризма, но федеральные власти все чаще начинают высказываться на эту тему. Так, 25 мая на заседании президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин анонсировал постепенное снятие ограничений для российского туризма начиная с 1 июня. В первую очередь, послабления коснутся санаториев с медицинской лицензией, которые смогут возобновить свою работу с начала лета. «На следующем этапе, при благоприятной эпидемиологической обстановке, можно будет говорить о запуске курортов в полном объеме», – подчеркнул премьер-министр. Но временные рамки следующего этапа пока не обозначены.
Руководитель направления краткосрочной аренды «Авито.Недвижимость» Артём Кромочкин, как и большинство представителей отрасли, уверен, что трендом этого года станет внутренний туризм. «Люди, уставшие от продолжительного режима самоизоляции, уже начинают совершать короткие поездки на выходные. Самолету в текущей ситуации россияне предпочитают автомобиль – с его помощью можно спонтанно уехать из города одному или небольшой компанией. Следовательно, в ближайшее время актуальными станут туристические места, поездка в которые напрашивалась, но долго откладывалась, например, Суздаль, Ярославль, Владимир и другие», – уверен эксперт. По его мнению, вместо гостиниц путешественники отдадут предпочтение более экономичным вариантам – например, апарт-отелям или квартирам, где можно приготовить еду, не посещая кафе или рестораны. Что касается длительных отпусков, то вместо традиционного пляжного отдыха в Сочи или Крыму, россияне уже подбирают альтернативные варианты, не требующие перелета. «В этой связи популярность набирают глэмпинги и другие типы жилья для отдыха на природе, которые позволят сохранить социальную дистанцию», – отметил он.
Глава Управления по туризму Великобритании в России Татьяна Хорешок в ходе круглого стола АНТОР-АТОР «О туризме после пандемии COVID-19» проанализировала предполагаемые тенденции спроса на туристические услуги в части видов туризма, перевозок и питания. По ее словам, сейчас турбизнес делает ставки на индивидуальные путешествия и путешествия в небольших группах. Вероятно, путешественники будут отходить от того, чтобы пользоваться общественным транспортом и большими туристическими автобусами. Ожидается спрос на автомобильные путешествия и путешествия на небольших автобусах (не более 15-17 человек). Туристы будут стремиться проживать в небольших отелях, где будет обеспечена возможность дистанцироваться от большого количества людей. «Но в любом случае туры должны будут отвечать требованиям государства, включая требования безопасности путешественников», – заключила эксперт.
Однако и в организации внутреннего туризма многие видят сложности. Например, Дарья Торопова выделяет проблемы с логистикой. «Если рассматривать такие направления, как Байкал, Алтай или Камчатка, куда мечтают попасть даже россияне, то групповых туров туда почти нет. Более того, стоимость билета на самолет такая высокая, что дешевле полететь в Европу», – отмечает она, добавляя, что из-за расположения достопримечательностей далеко от аэропортов для туристов необходимо организовывать дополнительный трансфер. «С учетом всех составляющих – транспорта, проживания, услуг сопровождающих лиц – получается недешево, и поэтому организовать массовый турпоток просто невозможно», – считает эксперт. В свою очередь, Анна Пшишылны отметила, что Россия как направление не пользуется высоким спросом у клиентов компании – в частности, из-за цен и рисков (клещи, ненадежный транспорт и уровень услуг). «К сожалению, условия бронирования у наших российских подрядчиков остаются достаточно недружелюбными – полная оплата за два месяца до заезда либо некоторые регионы (например, Кавказ) сейчас вовсе не хотят видеть туристов», – отметила она.
Туркомпании ожидают и новых санитарно-эпидемиологических требований в части организации отдыха. По данным сервиса бронирования жилья для отдыха Tvil.ru, предоставленным директором по развитию и коммуникациям Оксаной Шустиковой, уже сейчас отельеры ведут подсчеты предполагаемых расходов. «Так, санаторию нужно примерно 100 тыс. руб. в день только на маски и 1,5 млн руб. на тесты в месяц для персонала. И таких бюджетов нет у российских санаториев и отельеров, поэтому все ждут послаблений со стороны Роспотребнадзора», – добавила она.
Что касается стоимости турпутевок, то предполагается их рост. «Не исключено, что поначалу сильного скачка и не случится, цены удержат для восстановления потока, но в перспективе участникам турбизнеса все равно придется как-то покрывать свои убытки за период простоя», – прокомментировала Дарья Торопова. В частности, цены могут возрасти из-за роста курса валют по отношению к рублю, из-за усложнения правил для отельеров и авиакомпаний – дополнительные расходы на обеспечение санитарно-эпидемиологических требований будут закладываться в цену туров. Авиабилеты на дальние направления тоже могут подорожать, поскольку сейчас обсуждается загрузка самолетов только на 50%.
«Новые санитарные требования как в России, так и в других странах, однозначно повышают операционные расходы компаний. С другой стороны, эти же компании остро нуждаются хоть в каком-то денежном потоке. Соответственно, возможно ожидать даже каких-либо скидок. И решения – работать пока не в убыток, но и без прибыли – будут принимать руководители на уровне своих предприятий», – считает Алёна Балахничева. Но скидки и акции предприниматели готовы предоставлять только в том случае, если хотя бы временно будет снижена налоговая нагрузка и другие местные сборы.
Очевидно, что в настоящее время не стоит ждать и активного развития въездного и выездного туризма. Несмотря на постепенное восстановление некоторыми странами авиасообщения с другими государствами, почти везде введены посткоронавирусные меры в области туризма, предусматривающие обязательное прохождение пребывающими путешественниками 14-дневного карантина. Поэтому с учетом обычной продолжительности туров россиян в зарубежные страны, не превышающей 10-14 дней, иностранные туроператоры не ожидают большого потока туристов из России в ближайшие месяцы. Так же, как и отечественные туркомпании не ждут высокого спроса на свои услуги со стороны иностранных туристов. Кроме того, как сегодня сказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, возобновление международного туризма – процесс всегда двусторонний. «Если восстановления какой-то части регулярных рейсов за рубеж летом еще можно ожидать, то перспективы запуска чартерных рейсов пока туманны. По нашей предварительной информации, до сентября не стоит ожидать снятия запретов на продажу туров из России за рубеж», – подчеркнула она.
***
Негативные последствия от вынужденного простоя из-за пандемии ощутили на себе все представители туриндустрии, но тенденция к постепенному снижению в России уровня заболеваемости новой коронавирусной инфекцией дает надежду на то, что уже скоро ограничительные меры будут сняты, и туристическая отрасль сможет приступить к активному восстановлению своей деятельности.
На первом этапе ожидается развитие внутреннего туризма с учетом улучшения эпидемиологической обстановки в конкретных регионах. В этом году курортный сезон планируется начать с 1 июня открытием санаториев, имеющих медицинскую лицензию. А развитие выездного и въездного туризма поставлено в зависимость от сроков открытия границ России и зарубежных стран. Некоторые крупные отечественные авиакомпании («Аэрофлот», «Победа», Wizz air) заявили о своем намерении в конце июля – начале августа возобновить полеты за границу.
1 С текстом общественной инициативы № 77Ф66688 «Комплекс мер по развитию туристической отрасли после пандемии COVID-19» можно ознакомиться на официальном сайте Российских общественных инициатив.
В АТОР подвели туристические итоги 2020 года и рассказали о трех сценариях в 2021 г.
В ходе пресс-конференции на площадке НСН исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе озвучила итоги 2020 года для российского туризма, назвала главные цифры по отрасли и рассказала о возможных сценариях развития событий в 2021 году.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе озвучила основные выводы аналитиков Ассоциации туроператоров по итогам уходящего 2020 года в ходе онлайн пресс-конференции на площадке Национальной службы новостей.
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ: СОКРАЩЕНИЕ НА 35-40%
Из-за закрытия границ внутренний туризм стал основным видам туризма в стране, многие туристы переориентировались на российские курорты. Тем не менее, потери по итогам года очевидны и для этого сегмента.
По данным туристических администраций регионов России и прогнозам экспертов, в Краснодарском крае турпоток по итогам 2020 года упадет 11,5 млн поездок (-33% по сравнению с 2019 г.), в Московской области – 11,5 млн (-50%), в Москве до 7 млн (-72%), в Крыму до 6,1 млн (-18%), в Санкт-Петербурге до 2 млн (-80%), в Татарстане – до 2 млн (-44%), в Алтайском крае – до 1,3 млн (-40%), в Калининградской области – также до 1,3 млн (-30%), в Карелии – до 500 тыс. (-40%), в Бурятии – до 200 тыс. поездок (-49%). А вот в Республике Алтай прогнозируют 1,74 млн поездок, что даже несколько (на +0,4%) больше, чем в 2019 году.
Общий поток внутренних туристов в России по итогам 2020 года, по экспертным оценке АТОР, сократился на 35-40% – с 68 млн поездок в 2019 примерно до 40 млн в 2020 г. На взлете был преимущественно пляжный туризм и отдых на курортах Юга России.
Из-за закрытия многих зарубежных направлений, как летом, так и в осенне-зимнем сезоне, наблюдался повышенный спрос на объекты и курорты премиального класса в России, с соответствующим ростом цен на них. Этот сегмент бронировали заранее, здесь не было низкой глубины продаж.
При этом доля организованного туризма (туристов, отправленных через туроператоров) в 2020 году выросла примерно на 1% по сравнению с 2019 г и составила 21% по внутреннему рынку. Увеличилась на 8-10% и количество возвратных туристов, отдыхающих в России (благодаря открытию новых возможностей отдыха в стране). При этом бо́льшая часть прироста возвратных туристов пришлась на Краснодарский край.
Больше всего пострадал в 2020 году внутренний экскурсионный туризм. Из-за закрытия большого количества культурно-исторических объектов фиксировалось снижение спроса на культурно-познавательные поездки на 40-60% по сравнению с 2019 годом.
На Новый год большинство туристов выберут размещение в Краснодарском крае, Крыму, также популярностью будет пользоваться Поволжье (прежде всего Казань – из-за отсутствия серьезных ограничений).
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ В РОССИЮ: МАСШТАБЫ ПОТЕРЬ В 2020 ГОДУ
Таким образом, въездной туризм в Россию в годовом выражении по итогам трех кварталов 2020 года сократился на 92,4%.
ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ: ПАДЕНИЕ НА 77,5% ПО ИТОГАМ 2020 ГОДА
После локдауна весной и летом выездном туристическом рынке вся активность туроператоров сосредоточилась на 5 основных открытых в августе-сентябре туристических направлениях. Это Турция, Объединенный Арабские Эмираты (ОАЭ), Куба, Мальдивы и Танзания (Занзибар).
Если же выводить общий рейтинг зарубежных направления у российских туристов с начала 2020 года по всем направлениям (в том числе и закрытым сейчас для граждан России), то здесь, с учетом чрезвычайно удачных итогов I квартала (около 600 тыс только организованных туристов), на второе место после Турции выйдет Таиланд с 505 тыс. туристов, на третьем расположатся ОАЭ, на 4-м месте окажется Вьетнам с 190 тыс. туристов из РФ в первом квартале, и на пятом – Куба.
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ТУРОТРАСЛИ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА В 2020 ГОДУ
Всего, в период с апреля по октябрь 2020 г. правительством было предложено 11 основных мер поддержки федерального уровня, причем 9 мер из этих 11 направлены на поддержку только малых и средних предприятий в сфере туризма. Таким образом, крупные компании были лишены доступа ко многим из инструментам поддержки бизнеса.
По оценке турбизнеса, наиболее эффективными мерами правительственной поддержки оказались постановление об отсрочке обязательств по турам, приобретенным до закрытия границ, а также программа возврат части средств за покупку туров по России (кешбэк в первой и второй волнах, причем вторая акция оказалась наиболее успешной благодаря расширенным условиям программы).
Также турбизнес пользовался и субсидиями на зарплаты туристическим компаниям в размере 1 МРОТ на сотрудника – этой мерой воспользовались, по оценкам АТОР, около 3% туроператоров и турагентских компаний. В письме АТОР от 23 декабря Ассоциация туроператоров попросила премьера Мишустина о комплексе новых мер финансовой поддержки туротрасли.
При этом отсрочки и рассрочки налоговых и арендных платежей не возымели эффекта для предприятий турбизнеса, оказавшись нерабочими инструментами.
На региональном уровне турбизнес в ряде субъектов Федерации был также поддержан. На этом фоне особенно выделяются беспрецедентные меры поддержки турбизнеса в Санкт-Петербурге, где благодаря отмене ряда региональных налогов туристический (в основном гостиничный) бизнес сможет получить льготы в размере 3,6 млрд рублей.
Туроператоры в этом году особо отмечают активную роль Ростуризма в отстаивании интересов отрасли и туристов. «Начиная с 2000-х годов в России еще не было столь успешной туристической администрации с таким высоким уровнем взаимодействия с бизнесом», – отметила исполнительный директор АТОР.
В частности, помимо акции с кешбэком, еще ряд программ, инициированных при поддержке Ростуризма, внесли значительный вклад и в рост внутреннего организованного турпотока, и в расширение географии организованного туризма.
Это, прежде всего, поддержанные ведомством чартерные программы туроператоров. Здесь отметим чартеры в Калининград (туроператор «Библио-Глобус», около 30 тыс. туристов), в Бурятию (туроператор TUI, около 1,5 тыс. туристов, на Алтай (туроператор PEGAS Touristik, около 4,3 тыс. туристов), в Хакасию (туроператор ANEX Tour, около 1,2 тыс. туристов).
СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗОВАННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА ПО ИТОГАМ 2020 ГОДА
Как и прогнозировали ранее в АТОР, рынок в целом «держит удар» в пандемию.
«Это произошло, в том числе, и благодаря мерам поддержки отрасли со стороны государства, но, в основном, за счет высокого уровня адаптации организованного турбизнеса к вызовам 2020 года. Прогнозы начала года о массовых банкротствах турфирм из-за пандемии не сбылись», – констатировала Майя Ломидзе.
Так, количество юридических лиц-туроператоров сократилось с марта 2020 года на 278 компаний или всего на 6% (в марте 2020 г. в Едином федеральном реестре туроператоров была 4571 компания, а в декабре 2020 г. – 4293). При этом из 278 компаний, прекративших работу или ликвидировавших юрлицо, 107 работали в сфере выездного туризма (сокращение на 20%).
По оценкам АТОР, снижение доходности туроператоров по итогам 2020 года в среднем по всем видам туризма составило более 60% по сравнению с 2019 годом. Напомним, что Ростуризм оценивает общие потери туристической индустрии РФ за 2020 г. в сумму более, чем 1,3 трлн руб.
Таким образом, в РФ прекратили работу около 30% от общего количества турагентств по сравнению с февралем 2020 г. По предварительной оценке, наибольшее снижение количества работающих агентств фиксируется в Москве, регионах ЦФО, регионах Дальнего Востока.
Еще около 3 тыс. (около 18%) турагентств либо совсем отказались от офиса и перешли в полностью удаленный режим работы, либо в 3-4 раза сократили офисные площади, иногда даже деля расходы по аренде с другими агентствами-конкурентами или предприятиями нетуристической сферы.
В целом, количество специалистов, оставшихся без работы в сфере туризма или сменивших вид деятельности на другой, по оценке АТОР составляет сейчас более 50 тыс. человек, и около 50% из этого количества приходится на турагентские компании.
КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМЕ В 2020 ГОДУ
По оценкам АТОР, около 40% туристов, которые планировали путешествие в этом году, приняли решение не приобретать туры. Для тех, кто решается на поездки (это еще около 40%), характерно принятие решение в последний момент (у туроператоров низкая глубина продаж – в среднем покупку тура совершают за 3 недели до вылета).
Наиболее стабильный по объема спроса сегмент в период пандемии – премиальный. Его доля в общем спросе как внутри страны, так и за рубежом, с 2020 году составляет около 20% и, вероятно, будет расти.
Также на рынке туроператоры наблюдают две противоположные тенденции: растет количество коротких и частых поездок (мотив: «надо поехать, пока все не закрыли») и увеличивается продолжительность основной отпускной поездки – до 14 дней и более (мотив: «взять от жизни все»).
В 2020 году, по наблюдениям туроператоров, растет в спросе и новый вид отдыха: bleisure (business+leisure) или jleisure (job+leisure): это удаленная работа «без отрыва от отдыха». В связи с этим популярны длительные туры в Сочи и пр.
АТОР О ВАРИАНТАХ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В 2021 ГОДУ
Ситуация на туристическом рынке, по оценке аналитиков АТОР, в 2021 году может развиваться по трем основным сценариям, резюмировала Майя Ломидзе.
В пессимистичном варианте вакцинация показывает низкую эффективность, пандемия продолжается, появляются новые штаммы вируса. Ограничения на международный туризм сохраняются на уровне 2020 г.
В итоге растет доля самостоятельного туризма, но организованный туризм укрепляет свои позиции в сегменте массового и премиального класса. При этом динамика прироста турпотоков в премиальном классе будет выше, чем в массовом. Туроператоры и турагенты без клиентов не останутся, но на организованном рынке произойдет поляризация– мелкие и средние компании будут закрываться, останутся только крупные многопрофильные и нишевые. У туроператоров будет значимо расти доля прямых продаж.
Если исходить из средне-оптимистичного сценария, в течение 2021 года открытие стран и авиасообщения будет происходить в зависимости от результатов вакцинации и взаимного признания ее эффективности. Внутренний туризм при этом будет по-прежнему занимать безусловно доминирующее положение в индустрии туризма во всех странах, но его объемы будут ниже до-пандемийных.
В этом варианте развития событий, наиболее доходными и стабильными сегментами туриндустрии станут массовый туризм (в том числе, отчасти выездной), и премиальный сегмент. Возможно, в этом сценарии осенью-зимой у России появится достаточное для массового потока количество зимних выездных направлений.
Российская е-виза будет способствовать восстановлению въездного туризма, но раньше лета начал этого процесса ждать не стоит.
Около 40% туристов от объемов 2019 года будут готовы активно ездить в турпоездки. В приоритете будет гарантированная безопасность доставки и отдыха туристов. Внутри страны одним из приоритетов станет активное развитие автотуризма. Приоритетное значение приобретет возможность быстрого отказа/замены оплаченной услуги с возвратом средств в фиксированные сроки. Произойдет существенное увеличение доли онлайн-продаж всех видов туристических услуг.
Наконец, согласно третьему, оптимистичному сценарию (вероятность которого, однако, все меньше), с апреля 2021 года постепенно начнут сниматься ограничения в мире, будет происходить пошаговое восстановление авиасообщения между странами.
Если оптимистичный сценарий будет реализован, то к сентябрю 2021 года объемы продаж во всех видах туризма будут примерно соответствовать уровню лета 2017 г. При отсутствии новых угроз к декабрю 2021 г. произойдет почти полное снятие антиковидных ограничений и восстановлено авиасообщение России с основными зимними туристическими направлениями. Спрос в выездном, внутреннем и въездном туризме по итогам 2021 года при этом будет соответствовать уровню 2017 г. (9 млн клиентов туроператоров в выездном туризме, около 3 млн иностранных туристов, ок. 48 млн внутренних поездок).
Все три сценария, согласно прогнозам АТОР, будут сопровождаться ростом цен. При пессимистичном сценарии эконом-сегмент будет держать цены на прежнем уровне, наибольший рост будет в премиальном сегменте. В средне-оптимистичном и оптимистичном сценариях, соответственно, общий рост цен на туристические услуги в 2021 году составит 10-15 и 5-10%.