какие туроператоры банкротятся 2021
В РСТ не ожидают громких банкротств туроператоров в 2021 году
«Конечно, какая-то часть туроператоров и турагентств уйдут с рынка на рубеже февраля-марта 2021 года, не получив объема клиентов. Но я не вижу больших проблем, связанных с невывозом туристов, потому что граница закрыта. То, что мы делали в марте, когда в течение двух-трех недель турбизнес вывозил сотни тысяч туристов из-за рубежа, такого уже не будет», — сказал он в ходе онлайн-конференции в Екатеринбурге в среду.
По словам Игнатьева, не будет больших проблем и с теми туристами, которые оплатили туры, но не воспользовались ими.
«Есть закон, по которому срок (возврата денег за путевки – ИФ) для туроператоров продлен до 31 декабря 2021 года, то есть, есть еще целый год, когда туроператор может выполнить свои обязательства. И я надеюсь, что многие этим воспользуются, и сделают все необходимое, чтобы туристы или получили деньги обратно, или поехали за эти же деньги на другие направления, допустим по территории страны. Поэтому говорить о том, что турбизнес ожидают громкие скандальные банкротства – я бы сказал, этого не случится», — отметил президент РСТ.
Как сообщалось, около ста туроператоров исключили из сферы своей деятельности выездной туризм с начала пандемии в феврале. По состоянию на 9 декабря таким видом туризма занимаются 433 компании. Всего в едином федеральном реестре туроператоров состоят 4 324 компании.
По данным экспертов туротрасли, из-за коллапса туризма, связанного с пандемией коронавируса, с рынка ушли от 30 до 50% турагентств.
Рейтинг надежности туроператоров 2021, список закрывшихся турфирм и кто будет следующим
Читайте в статье:
Банкротства турфирм
В 2015-2017 годах наступило относительное затишье, хотя и были достаточно громкие банкротства. Закрылись такие туроператоры, как «Трансаэро Тур», «Коннайсанс Тур» (благодаря которому мы когда-то провели медовый месяц на Мальдивах), «Ted Travel» и др.
Список закрывшихся туроператоров 2018
Кто следующий закроется?
Можно «погуглить» информацию перед покупкой тура, а можно изучить рейтинг надежности туроператоров на сайте-агрегаторе по онлайн бронированию туров Travelata.ru
Рейтинг надежных туроператоров
Рейтинг Travelata.ru не гарантирует отсутствия проблем с туроператором, ведь не так давно и Natalie Tours входила и даже возглавляла некоторые рейтинги, однако существенно снижает вероятность проблем с туроператором.
Ну а гарантированно никаких проблем с турфирмами у Вас никогда не возникнет, если как и мы путешествовать самостоятельно!
Что для этого нужно? Всего ничего! Просто перейдите по нашим ссылкам и забронируйте все самостоятельно по лучшим ценам и с максимальными скидками! Просто, быстро и онлайн:
Лучшие цены и скидки :
Скидка до 4000 рублей на проживание
Туристическая страховка
Дешевые авиабилеты
Лучшие цены на отели
Трансфер и такси
Аренда авто
Экскурсии
Лучшие сервисы, скидки и промокоды
Исход один: больше половины туроператоров могут покинуть рынок в 2022 году
Страховые компании намерены прекратить работать с туроператорами с 2022 года, сообщили «Известиям» во Всероссийском союзе страховщиков. Это означает, что поставщики туристических услуг по формальным основаниям будут массово исключаться из единого реестра туроператоров. Спасти индустрию, по словам страховщиков, может гарантийный фонд, создание которого предусматривает законопроект об электронной путевке. Между тем отзывы крупных компаний и отраслевых объединений относительно планируемого нововведения негативные. «Известия» разбирались в ситуации.
Перезагрузка необходима
Всероссийский союз страховщиков принял решение отказаться от страхования ответственности туроператоров по истечении срока действия постановления правительства № 1073, которое устанавливает условия переноса туров, реализованных туроператорами до 31 декабря 2021 года, и порядок возврата средств гражданам. Об этом «Известиям» сообщила председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева. Это значит, что в 2022 году компании будут массово исключаться из единого реестра туроператоров, если не смогут выполнить требование Закона РФ о фингарантиях, продлив договор страхования финансовой ответственности, либо заручиться банковской гарантией, либо сформировать достаточный объем ФПО.
Банковские гарантии получить на практике почти невозможно. А взносы в фонд персональной ответственности в «Турпомощи» должны составлять не менее 7% от общей цены проданного туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Для крупных и средних туроператоров это является практически невыполнимым условием, а у мелких компаний получаются несерьезные суммы. Ясно, что рынку необходим альтернативный механизм обеспечения ответственности.
Такой весомый аргумент в пользу принятия законопроекта об «Электронной путевке» и создания гарантийного фонда туроператоров привела на недавней конференции, посвященной проекту, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Светлана Гусар. Эксперт напомнила, что сейчас страховые компании выступают держателями 90% всего объема ответственности туроператоров и несут очень большие риски. В 2020 году заключено 5 тыс. договоров с лимитом ответственности 19 млрд рублей. При этом емкость этого вида страхования оценивается всего лишь в 300 млн рублей. Таким образом, если такой размер совокупной ответственности обернется реальными возмещениями, для рынка это станет катастрофой.
Предупрежден — значит защищен
«Да, мы предлагаем реформировать механизм финансовых гарантий исполнения туроператором обязательств перед своими клиентами. Необходимо уходить от модели «нет договора страхования — нет места в реестре». Инструменты фингарантий нужно менять, они должны быть многоуровневые, и самое главное — не только на бумаге, но и на практике», — заявила в беседе с «Известиями» председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева.
В 2018 году, после ухода с рынка туроператоров «Натали Турс» и «Росстур», страховщики говорили о том, что будут нацеливаться на уход с туристического рынка. «Мы все занимаемся бизнесом, а бизнес должен приносить прибыль. А мы несем убытки из года в год и не видим перспектив. Если для страховщиков слишком высоки риски, они либо добиваются изменений условий страхования, либо, в отсутствии таковых, уходят с рынка», — говорит Алчеева.
Пандемия никаких новых проблем не выявила, а лишь обострила старые. ВСС еще весной направил обращение на имя главы правительства Михаила Мишустина, в котором известил о намерении прекратить страхование туроператоров к началу 2022 года, по истечении срока действия постановления правительства № 1073.
«Речь, конечно, не идет о том, что сразу ни один страховщик не будет работать с турбизнесом, но дефицит будет колоссальный. Сейчас 4–5 страховщиков страхуют компании, консолидирующие наибольшие объемы», — объясняет Алчеева.
Искать компромисс
Между тем уход даже одного-двух страховщиков может привести к краху в целом системы страхования ответственности туроператоров. Поэтому чем быстрее будет принят законопроект, предусматривающий создание гарантийного фонда, тем больше будет времени на то, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Эксперты не сомневаются: рынку необходимы прозрачные и отлаженные механизмы, которые будут обеспечивать его устойчивость. Страховые компании уже взяли на себя повышенные риски, но бесконечно делать это на имеющихся условиях, безусловно, не готовы.
По словам экспертов страхового рынка, нигде в мире на страховщиков не возлагают полного возмещения ущерба туристам в случае банкротства туроператора. Очень хороший пример — ATOL в Великобритании, через который вернули деньги практически всем пострадавшим от разорения Thomas Cook. И сейчас в условиях пандемии в Европе продумывают альтернативу привычному процессу страхования, что говорит о том, что проблема актуальна не только для России.
По словам страховщиков, создание гарантийного фонда, в который туристы, покупая тур, будут отчислять определенные суммы, неплохая альтернатива. К тому же с такой моделью туристы будут защищены максимально и гарантированно. Сейчас же то не хватает денег из-за огромного ущерба, превышающего страховую сумму, то туроператор уходит с рынка без права на страховую выплату, то страховщики не могут исполнить обязательства из-за надзорных ограничений ЦБ по причине отзыва лицензии.
Плюс надо понимать, что предлагаемый фонд имеет госгарантии по аналогии с АСВ (Агентство по страхованию вкладов) и ДОМ.РФ, а это значит, что его емкость всегда будет достаточной не только за счет отчислений за тур. К тому же «Электронная путевка» даст страховой компании возможность адекватно оценить риски банкротства туроператора. Сейчас оценить уровень убыточности туристической отрасли непросто.
«Рынок хочет безусловных гарантий, но с критикой принимает создание регулирующей цифровой системы. Но в любом случае, если имеющиеся механизмы малоэффективны и так на протяжении более чем 10 лет, нужно двигаться дальше, формировать эффективные модели, снижать нагрузку на страховой и турбизнес, не ставить их в зависимость друг от друга», — убеждена Алчеева.
Туманно и несвоевременно
Идея гарантийного фонда, нашедшая горячую поддержку со стороны страхового сообщества, в очередной раз вызвала негодование турбизнеса. Участники отрасли отметили несвоевременность принятия этого закона и указали на недоработки в предлагаемом механизме. Так, в случае утверждения документа взносы в гарантийный фонд с каждого тура придется платить всем компаниям, при этом риски у выездных туроператоров и игроков въездного и внутреннего туризма имеют совершенно разный вес. К тому же введение электронной путевки сейчас приведет к увеличению нагрузки на и без того ослабленный турбизнес.
Заместитель гендиректора TUI Россия Александр Сирченко заявил, что турбизнес категорически против поспешного принятия решения о введении «Электронной путевки». Без тщательного просчета финансово-экономических и социальных последствий введения ЭП, без учета мнения турбизнеса по этому вопросу делать этого нельзя. Процесс введения ЭП, по словам Сирченко, потребует со стороны туроператоров дополнительных финансовых затрат и человеческих ресурсов на обеспечение интеграции информационных систем, на заведение и передачу необходимой информации и многое другое. Возложение дополнительной финансовой нагрузки на бизнес в условиях пандемии и выхода из нее неприемлемо и может привести к негативным экономическим последствиям, убежден Сирченко.
Заместитель гендиректора «TUI Россия и СНГ» Александр Сирченко
«В части поправок, внесенных ко второму чтению, в соответствии с которыми предлагается ввести новый механизм финответственности туроператоров — создать некий гарантийный фонд, формируемый за счет туристских взносов, — должен отметить, что в предложенном виде этот механизм неприемлем. Почему деньги, собранные с туристов в гарантийный фонд, должны идти не только на защиту их прав, но еще и на инвестиции в никому непонятные инвестиционные проекты? Но что может быть с инвестициями, мы все понимаем. И как тогда будут защищены права туристов? Тем более что контроль за этим гарантийным фондом поправками предлагается возложить на коммерческую организацию», — говорит Сирченко.
С учетом того что функционал «Электронной путевки» и действующего механизма финобеспечения в большей степени относится к государственным услугам, турбизнес предлагает, чтобы контроль и надзор за данными механизмами осуществляло государство в лице уполномоченного федерального органа власти — Ростуризма.
Сирченко рассказывает, что за последние годы существующий механизм защиты прав туристов и финобеспечения туроператорской деятельности в значительной степени показал свою эффективность. «Вместе с тем мы понимаем, что назрели новые задачи и проблемы и действующий механизм требует совершенствования. Но не надо ломать то, что пока работает и обеспечивает защиту прав туристов, и поспешно предлагать непонятный, непрозрачный механизм гарантийного фонда», — заявил Сирченко.
Сергей Шпилько, почетный президент Российского союза туриндустрии, придерживается схожего мнения. Эксперт напоминает, что туроператоры уже платят в два фонда «Турпомощи»: резервный, предназначенный для финансирования эвакуации организованных туристов, и фонд персональной ответственности, чтобы «подчищать» ситуацию за страховщиками, когда их средств для покрытия ущерба от несостоявшихся поездок не хватает. «Сколько еще нужно фондов создать?» — задается вопросом Шпилько.
Да, существующая система финансового обеспечения ответственности туроператоров на базе «Турпомощи» нуждается в совершенствовании. И Ростуризм над этим вопросом работает, говорит Шпилько.
Сам себе страховщик
Шпилько предлагает задуматься о том, почему ВСС просит запретить страхование ответственности туроператоров.
«Казалось бы, не хочешь — не страхуй. Но дело в том, что страхование ответственности туроператоров в сфере въездного и внутреннего туризма стоит копейки и фактически безрисковое. Сколько-нибудь массовых потребительских конфликтов в сфере внутреннего и въездного туризма испокон века не было. Тем более таких, как на выездном чартерном рынке с десятками тысяч туристов, застрявших за рубежом. В этом секторе предпринимательские и, соответственно, потребительские риски в последние годы выросли в связи с участившейся практикой запретов со стороны государства на поездки через туроператоров, расплачиваться за которые закон предписывает тем же туроператорам. Такое распределение ответственности надо менять», — говорит Шпилько.
Страховщики не отказываются страховать ответственность туроператоров, иначе бы в этом году не было бы заключено, по данным того же ВСС, 5 тыс. договоров на сумму 19 млрд рублей. И это в условиях беспрецедентного кризиса, говорит Шпилько.
Просто страховщики, по мнению Шпилько, прежде всего заинтересованы в страховании выезжающих за рубеж. А туроператоры нередко предлагают этот вид страхования с более рискованным страхованием ответственности. И чтобы лишить их этой законной возможности, часть страховщиков во главе с ВСС пытаются навязать запрет на страхование ответственности туроператоров другим страховым компаниям. И лишить возможности соответствующего финансового обеспечения туроператоров.
«То, что сами страховые компании лопаются чуть ли не чаще туроператоров, при этом во внимание не берется. Напомню, после банкротства в 2016 году страховой компании «Универс-Гарант» без уже оплаченной страховки осталось 119 туроператоров, после банкротства «Якоря» в 2018 году — 450 компаний, а в прошлом году после ухода с рынка НАСКО — 111 туристских компаний. И то, что никто за это не ответил, никто ничего турфирмам не компенсировал, говорит и об уровне ответственности части страховщиков, и об уровне эффективности регулирования страхового бизнеса в России», — рассуждает Шпилько.
Александр Байбородин, руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», напоминает, что опасения страховщиков в части страхования ответственности туроператоров имеют место уже давно. В первую очередь по причине непрозрачной, по мнению страховщиков, деятельности туроператоров. Вместе с тем, предоставление туроператором страхования ответственности часто идет в сочетании с медицинской страховкой для туристов этого туроператора, что дает хорошо заработать на полисах ВЗР.
«Полный уход от страхования ответственности сильно поменяет этот рынок. Сама по себе идея гарантийного фонда не нова и за последние 10 лет неоднократно всплывала в разных вариациях на разных площадках. На мой взгляд, она имеет право на жизнь, но чтобы оценить текущую версию, необходимо как минимум увидеть от разработчиков этого проекта конкретные цифры — размеры отчислений, стоимость использования и т.д.», — заявил Байбородин.
На данный момент высока вероятность того, что закон будет принят именно в таком виде, говорят эксперты. Дата рассмотрения пока не определена. Но, как ожидается, оно может состояться в ближайшее время. В любом случае туристическую отрасль ожидает реформа механизма страхования или оформления банковской гарантии.
Два российских туроператора больше не могут исполнять свои обязательства
Подпишитесь на туристические новости:
«Сюрпризы» туристического сезона 2021 года не замедлили сказаться на туротрасли, как о том свидетельствует свежий приказ Ростуризма. Сразу два туроператора вычеркнуты из федерального реестра «в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта».
Правда речь пока вновь идёт о небольших компаниях далеко не первого ряда: Ростуризм исключил из реестра компании «МВТ» и «Афалина».
Отметим, что число компаний, работающих на рынке выездного туризма, продолжает неумолимо сокращаться – их осталось всего 377. На фоне общего числа содержащихся в реестре – а их свыше 4 тысяч – эта цифра выглядит особенно тревожно, особенно если учесть, что несколько лет назад в реестре числилось более 2.5 тысяч туроператоров, отправляющих туристов за границу.
А если прогнозы экспертов по повторению прошлогоднего сценария борьбы с коронавирусом воплотятся в жизнь, то реестр туроператоров продолжит стремительно сокращаться. Об опасностях новой ковидной волны читайте в материале «Над российским туризмом нависла третья волна: начинается время новых ограничений».
Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Ученые установили, чем опасна ранняя менопауза».
Почему банкротятся туроператоры?
Один из самых главных вопросов, который пугает многих туристов, почему банкротятся туроператоры? Вокруг каждой падающей компании всегда крутится много догадок, каждый аналитик приводит различные примеры, пытается разобраться в ситуации, а некоторые и вовсе сваливают всё на мешающие или конкурентные рынки. Но если взять обобщённо, то вспомнив великую поговорку, мы узнаем, что именно мешает плохому танцору. Вот и туроператоры банкротятся не потому, что рынок сложный, а потому что у руля сидят «идиоты». Конечно это грубо сказано, но общий итог всегда примерно один, именно руководство определённой компании выбирает неправильный курс и метод развития, не оценивает риски и загоняет себя в долги. Это не делает рынок, это делают они сами. Кредиты тоже не банки подсовывают, их люди берут.
Вообще банкротство компаний вещь довольно распространённая, особенно в нашей стране. Если вы не знали, то согласно официальным данным в России в 2018 году обанкротилось более 36 000 компаний, причём компаний разных размеров и совершенно из разных сфер. Хотя давайте будем честны, происходит это не только в России, и помимо того же туроператора как Thomas Cook банкротству подверглись и другие мировые гиганты с именем: Chrysler, Kodak, Parmalat, Polaroid и даже Nokia. У нас в стране в довольно конкурентной сфере ресторанного бизнеса в течении года закрывается 60-80% новых проектов, которые так и не смогли достучаться до рынка. Та же компания «Планета Гостеприимства», в которую входили рестораны «Ёлки-Палки», «Сбарро» и «Восточный базар» обосновали своё поражение не прогнившей системой, а внешними факторами в виде контрсанкций.
На самом деле собственникам легче всего свалить все свои беды на внешние обстоятельства, чем признать собственные ошибки. Вот возьмём пример только что упомянутой компании «Планета Гостеприимства». Ведь владельцам бизнеса гораздо проще обвинить в своих бедах «запрет на ввоз продуктов», чем признать ошибки в управлении и не желание встать на новые рельсы. Вместо того, что бы пересмотреть своих поставщиков, уровень обслуживания и попытаться осовременить своё меню, они застряли в 90-х, а это сказалось и на бизнесе. Те же KFC, Burger King, Теремок и McDonald’s продолжают увеличивать объёмы рынка и постоянно открывают новые точки. В ресторанной сфере несмотря на контрсанкции отлично заявили о себе в пиццерии ДоДо, но кризис затронул только «Сбарро». Не странно ли это? Нет.
Любой бизнес это риск, и практически в каждой сфере есть неудачливые бизнесмены, которые вешают на дверь амбарный замок. Банкротятся банки, страховые компании, авиакомпании, транспортные компании, отели, застройщики, рестораторы, медицинские компании и прочие, прочие, прочие. Хотя самые высокие риски для покупателей всё-таки у туристической сферы, банков и застройщиков. Если закрылся ресторан, то вы не останетесь без обеда, а просто пойдёте в другой. Если закроется банк, в котором вы взяли ипотеку, то его долги выкупит другой, и у вас просто поменяется место платежа. Правда, если вы там хранили собственные деньги, в нём были счета компании или просто ячейка, то есть огромная вероятность потерять увесистую часть своего финансового состояния. Поэтому к вопросу выбора банка для вклада и хранения стоит подходить более ответственно.
Ещё хуже дела обстоят с застройщиком, потому что если компания, которая строила ваш дом обанкротится, то скорее всего вы не увидите свою квартиру никогда. Ну или благодаря «поддержке» государства весь процесс затянется на долгие-долгие годы. Можете об этом спросить у покупателей квартир в домах «Граф Орлов» или «ЖК на Охте». Думаю, они в красках вам расскажут о том, как же долго пытаются решить все свои квартирные проблемы. Кстати, в этом плане на сторону покупателя встают банки, которые не хотят рисковать собственными средствами, выдавая ипотеку под сомнительный проект. Иначе же клиент просто перестанет платить, отказавшись от имущества в пользу банка. Но делает ли этот факт других застройщиков плохими? Если они грамотно подходят к своему бизнесу, то конечно нет.
Но вот если же банкротятся туроператоры, то, к сожалению, многие туристы остаются без долгожданного отпуска и скорее всего без денег, потому что страховые выплаты покрывают далеко не все внесённые ими суммы. В такой ситуации многие уходят на рынок агрегаторов по продаже билетов и отелей, но и там от банкротства не защищён никто, а сервис Sinbad тому подтверждение. Конечно, вы можете сказать, что ищите свои билеты через метапоисковики, но с тем же Sinbad-ом работал даже Aviasales, который в момент их банкротства просто исключил данную компанию из списка доверенных поставщиков. Но разве стало от этого легче тем, кто уже купил билеты благодаря им? Нет.
Но значат ли все эти банкротства, что туристический рынок в кризисе? Тоже нет. У туризма огромный потенциал, и каждый год количество выезжающих за рубеж туристов растёт. Аэропорт Пулково совсем недавно отчитался об увеличении заграничного потока на 10%, рост путешествий внутри страны даже выше. Ну и следовательно практически все адекватные туроператоры показывают рост продаж и прибылей, несмотря на жёсткую конкуренцию с теми же агрегаторами. Просто они прекрасно знают свои сильные стороны и уже научились минимизировать свои риски, перестроили свой бизнес под современные реалии и сделали выводы.
Так почему же обанкротился Thomas Cook? Дело в том, что английский дедушка уже давно хрипел, лежал и практически не вставал, а все родственники собрались вокруг и лишь ждали, пока наступит тот самый момент. И я вас не удивлю, но в данном случае тоже виновата политика руководства. Старейший туроператор последовал плохому примеру и погнался за немецким концерном, решив развивать собственный бизнес поглощением рынков и покупкой других компаний. Брали кредиты, а на эти деньги покупали туроператоров в разных концах планеты. Даже в нашей стране они купили «Интуриста» и начали процесс поглощения «Библио Глобус». С каждым новым приобретением они надеялись получить больше прибыли и вернуть долги, но новые компании тянули тяжёлую махину вниз. Одну «клиническую смерть» компания уже пережила в 2011 году. Тогда ее суммарный долг вырос до 1,1 миллиарда фунтов, и она осталась на плаву только благодаря экстренному вливанию, которое лишь увеличило задолженность. А до 2011 года ещё не было столь высокой конкуренции с агрегаторами и поисковиками. Просто они выбрали путь, который привёл к краху.
К сожалению, бизнес многих компаний построен на кредитах или так называемых пирамидах, когда деньги получаемые от клиента идут не на оплату его товара, а на рекламу, пиар и заказ продукта для клиентов, оплативших свою покупку раньше. Это иногда называют финансовой пирамидой. Такие компании рассчитывают, что придут следующие туристы, и они закроют их долги. Практически любой банк может обанкротиться всего за один день, просто нужно всем клиентам одновременно потребовать все свои деньги назад. Неужели нельзя доверять туроператорам? Можно! На самом деле на рынке существует множество адекватных компаний с правильным руководством, которые живут не за счёт оборота денежных средств, а за счёт прибылей. Такие компании развиваются намного дальше, но гораздо меньше рискуют. Просто нужно правильно анализировать и выбирать, понимая, где и что вы покупаете. Ведь на туристическом рынке тоже есть туроператоры лоукостеры, есть масс-маркет, есть премиальный сегмент, а есть шарлатаны. Проблема лишь в том, что последние накладывают негативный отпечаток на весь рынок.