какие у гуцулов фамилии
Украинские фамилии
Пивовар А.В. Поселення задніпрських місць до утворення Нової Сербії. [58] Ведомость кто именно полку Миргородского из каких сотен имеет обывателей на ту сторону реки Днепра в Новую Сербию и в новопоселяемые … [61] Яким Московец; Федор Бойко; Иван Сорока; Игнат Шаблей; Тимош Кадигроб з зятем; Данило Ручка; Дмитро Мерочниченко; Иван.
library.kr.ua›elib/pivovar/pivo60.html Кировоград
Полтавский полк Компут 1718 года Тяглие. Іванъ Чикалъ Романъ Кушнеренко Охрѣмъ Матвѣй Литвинъ Григор Пивовар Семенъ … Андрушко Бойко Цехмистръ Стецко Кужель Яцко Корнѣенко Динис Шугайленко Зашкулний … вдова Харко Олениченко Грицко Миргородский Данило Закревский Матвѣй Пѣвень Паско Бенко.
cdtnkfyf.ucoz.ru›load/0-0-0-82-20
ГАЛИЧИНА и еи РУССКИ ЖИТЕЛИ.
ГРИГОРIЙ КУПЧАНКО
Тамъ, где жiютъ Бойки;
Тамъ музыка дробно грае,
СосЪди-же Бойковъ Гуцулы такъ отзываются о Бойкахъ въ одной изъ своихъ народныхъ пЪсень:
Київ, Україна
Сообщений: 4660
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 3914
я думаю, что фамилия Бойко всё таки родом из Поднепровья, а не из Карпат. Если даже бойки и переселялись на Черниговские и Киевские земли, то вряд ли они себя называли бойками в то время. Ваша же цитата свидетельствует о том, что они стыдились этого названия.
Большинство бойков проживает на своей исторической территории, которая расположена на северных и южных склонах Карпат между реками Уж и Сан на западе и Лимница и Тересва на востоке. Бойки, которые проживали на территории современной восточной Польши, выселены со своих исторических территорий.
На Украине расселенны в горных районах Украинских Карпат и Закарпатья: в Болехове, Долинском районе и части Рожнятивского района Ивано-Франковской области; Сколевском, Турковском, части Стрыйского, Дрогобычского, Самборского и Старосамборского районов Львовской области; Воловецком, части Межгорского и Великоберезнянского районов Закарпатской области[1]. (см. Бойковщина)
для меня интересно что Наливайко (? Северина из Гусятина) назвалили в фольклерном выражении бойков
«Бойко-Наливайко»
Принципиальным, на наш взгляд, является вопрос об этнониме рассматриваемой этнографической группы.
Весьма интересный исторический анализ национальной принадлежности карпатских гуцулов
ГУЦУЛЬСКИЙ ТИП, ТОПОРИКИ И ТРЕМБИТА
Нельзя оставить без внимания и весьма своеобразные национальные танцы гуцулов под звуки своей дуды: на манер представителей некоторых народов Кавказа плясуны собираются в тесный круг, обнимаются и начинают таким живым кольцом скакать. Представляете себе Святослава с дружиной под Царьградом в таком дэнсе? Где, у какого славянского народа есть подобные танцы?
ГУЦУЛЫ И ПРАВОСЛАВНЫЕ
ПОЧЕМУ ОНИ ГОВОРЯТ НА СЛАВЯНСКОМ
Но почему гуцулы говорят на том же языке, что и малороссы? Этому есть до смешного банальное объяснение. Эпизодов, подобных, у человечества предостаточно. Различие в вере и вражда существовали, но кроме этого гуцулам надо было жить вместе со славянами. Тем более, что славяне были сильнее, обладали более совершенными технологиями, так что приходилось считаться с этим. То есть повседневные реалии, необходимость сосуществовать с сильными, богатыми и более технологически развитыми противниками заставили гуцулов постепенно перейти на их язык, всеми силами пытаться слиться с соперниками, чтобы те считали гуцулов своими: торговали с ними, позволяли путешествовать по своей земле, брать в жены своих женщин и так далее. Подобным образом, кстати, часто поступают этносы, преследуемые более сильным народом на занимаемой территории, они мимикрируют. Иногда растворяются без следа, иногда как потомки древних египтян, копты, выделяясь среди арабов своей христианской религией, а иногда и как гуцулы, переняв язык, но унаследовав древнюю ненависть к соперникам и гонителям.
как русины гуцулами стали
Но взор его острей не стал,
И клюв его прямой, как прежде.
И благородством не блистал.
Не ярче стала и одежда…
Распад СССР больно отразился на Гуцульщине
В незалежной Украине Гуцульщина переживает упадок экономики… опять массовая эмиграция населения… опять горцы вернулись к натуральному хозяйству. Массовая неконтролируемая вырубка лесов привела к изменениям ландшафта местности. Возродились многие старинные и порой совершенно дикие обычаи. Гуцулы насторожены к любой власти в долине, а следовательно, всегда может возникнуть гуцульское движение со своей структурой, лидерами и даже с «силами самообороны». Сейчас им по духу жёсткий украинский национализм. Память крепко цепляется за прошлое, когда их роль была слишком значимой Современная Украина скатывается к феодализму: целые провинции отданы для «кормления» олигархам, с их венными дружинами, называемые батальонами, неподконтрольными центральной власти.
Падение Украины может и продолжаться. Гуцулам знакомы и привычны родо-племенные отношения и нищета жизни. Песни гуцула, исполняемые под сопилку при свете ватры (костра) протяжны и грустны…
«Гей-гей! Вівці мої, вівці й ти, сивий баране, хто буде вас випасати, як мене не стане?»
Мирный, вроде бы гуцул, но не следует забывать и о том, что воспитан на русофобии средствами массовой информации, которой он верит, поскольку других пока нет.
Следует помнить и о том, что в 1943-1953 гг. гуцулы составляли фашистские ударные подразделения («железные сотни») Украинской Повстанческой Армии (УПА) и Организации Украинских Националистов (ОУН). В данной главе мы коснулись одного национального пласта современной Украины, а их множество. Только среди «западенцев», которых на востоке и в Российской Федерации считают поголовно «бандеровцами», есть карпатские русины, бойки, лемки, покутяне, гуцулы. Надо было, создавая независимое украинское государство хорошо подумать, чтобы многонациональное общество было относительно гармоничным.
Украина – страна, не слоёный пирог,
Создавать её заново сложно…
Не нашли мудреца, что построить бы мог,
А глупцу доверять невозможно!
Ведь у каждого слоя ментальность своя,
Путь развития долгий, особый…
На наречиях разных они говорят,
Чуть не так – закипают от злобы.
Разложить бы слои, чтоб красиво легли,
Развивались бы в ней гармонично.
Но лепили её кое-как, как могли…
Сикось-накось, и всё – не логично!
И стонала страна от родильных потуг,
Иностранцы у ней – акушеры.
Тот хватался за меч, тот хватался за плуг,
Причиняя ей боли без меры.
И название дали по месту жилья –
Хаты с краю, ну, знать – «Украина»!
Опекали враги, доверять им нельзя…
А ведь верят, признаться, поныне!
И лежала она много лет под Литвой:
Может сотню, а может быть больше.
С телом крепким, больной головой,
Бунтовала и билась под Польшей!
И взмолилась к сестре (по соседству жила):
«Помоги, дорогая сестрица!
Я устала, по правде сказать, чуть жива.
Я хочу к тебе снова прибиться.
И слои поднялись, и « качают» права,
И в Европу полезли оравой!
Снова стала больной у страны голова,
И свободной не стала держава!
Гуцулы — независимые жители Карпат
Гуцулы считаются субэтносом украинского народа. Издавна эти люди заселяли горные районы Карпат. Сложности существования в горах наложили отпечаток на жизнь гуцулов. Их обычаи и культура заметно отличаются от украинских.
Численность
Количество гуцулов трудно поддается определению, так как многие из них причисляют себя к украинцам. Данные переписи говорят о том, что на украинской и румынской территориях их проживает около 26 000 человек. Некоторые источники утверждают, что в США существует достаточно крупная украинская диаспора, среди которой находится около 500 000 гуцулов.
Где живут
Гуцулы населяют Закарпатский район Украины, Черновицкую, Ивано-Франковскую области. Также они есть в приграничье Румынии.
Среди гуцулов распространен украинский язык с гуцульским диалектом. Также многие говорят по-русски, так как область Карпат вместе с Украиной находилась в составе СССР.
Название
Существует несколько версий этимологии термина «гуцул». Возможно, народ получил название от осетинского «гыцыл», означающего малую часть чего-то. Это могло обозначать карпатский субэтнос, отделившийся от других племен. Есть версия, что название образовано от имени Гуц, которое затем стало нарицательным (как, например, Иванами называют русское население). Популярным вариантом происхождения термина считается его образование от румынских слов «гоц», «гуцул», что переводится как «разбойник». Этим занятием и промышляли карпатцы в древности.
История
Большинство историков пришло к выводу, что предками современных гуцулов были древние дакийские племена, населявшие карпатские горы. Позднее их остатки смешивались с другими народами, приходившими на эти земли, в том числе русинами. Впервые упоминание о гуцульском народе появляется у польских летописцев (15 век). В Средневековье Карпаты были под властью венгров, затем Галицких князей, позже — Польши, Молдавии. Находившиеся в труднодоступных местах предки гуцулов жили обособленно, были независимыми, дань князьям не платили. Гуцульщина часто подвергалась нападениям турецких войск, что также наложило определенный отпечаток на жизнь местного населения. Горный народ сопротивлялся захватчикам, показывая непримиримость врагу.
Среди гуцулов формировались небольшие отряды, нападавшие на богатые поместья. Захваченным добром нередко делились с крестьянами, что делало из разбойников национальных героев. Гуцульский фольклор насыщен преданиями о добрых разбойниках, помогавших простым людям. После присоединения Карпат к Австрии (18 век) многие жители стали расселяться по равнине. Некоторые становились подданными Российской империи. Также люди массово иммигрировали В США, Канаду, Бразилию. После киевского подданства многие из них стали причислять себя к русинам. Народ перенял многие традиции украинцев, их обычаи. Тем не менее культура гуцулов остается самобытной.
Жизнь
Горный ландшафт не способствовал развитию землепашества, поэтому исконными занятиями гуцулов были:
В основном население выращивало овец, коз, лошадей. Существует гуцульская лошадиная порода, которая представляет собой типичную горскую породу. Она известна далеко за пределами Карпат, принадлежит к мировому генофонду. Благодаря разведению коз и баранов, население было обеспечено мясом, молочными продуктами и шерстью, что имеет важное значение для жителей гор. Также был хорошо развит лесосплавный промысел. Этому способствовали горные склоны, заросшие лесами. Среди гуцулов находится множество плотников, которые умеют строить дома, делать деревянную посуду, мебель, музыкальные инструменты.
Карпатский народ издавна умел плавить металл. Среди его представителей было много оружейников, выковывающих ножи, части ружей, пистолетов, инструменты. Были развиты такие ремесла:
Внешность
Гуцулы относятся к карпатскому антропологическому виду европеоидной расы. Они считаются славянским субэтносом, но отличаются от других славянских народов более темным цветом волос и глаз. Их внешность более типична для кавказских горцев. Это люди худощавого телосложения, достаточно высокие. Большинство имеет темные, иногда черные волосы, карие глаза. Антропологи, проводившие исследования карпатского населения, выявили, что здесь преобладает темноволосое население, которое составляет 87% (данные начала прошлого века), имеющее средний рост 169 см. Тем не менее встречаются и светловолосые и светлоглазые люди с типичной славянской внешностью. Исследователи описывают гуцулов как народ с красивыми тонкими чертами лица. Они имеют длинный нос, часто с горбинкой, выразительные глаза, дугообразные брови. Для них характерны четкие скулы, небольшой рот. Большинство светлокожие, но попадаются и смуглые люди.
Жилище
Очень интересны дома гуцулов. Они довольно сильно отличаются от украинских мазанок. Это крепостеподобные строения, создававшиеся для защиты от врагов. Жилище представляет собой замкнутый комплекс из длинного прямоугольного дома и хозяйственных построек. Он называется «гражда». Стены строений образуют с забором единое целое и ограждают комплекс полностью. В стенах, выходящих наружу, нет окон. Пробраться внутрь практически невозможно, если только хозяин не откроет гостю калитку. Строения полностью деревянные, срубные, крыша покрыта досками. Дом делали с сенями, кладовой для вещей, поленницей. Одновременно такое жилье защищало от неприятеля, диких зверей, непогоды. Интерьер избы состоял из лавок, печи, шкафов для посуды, обеленного стола. Пол и стены украшали ткаными коврами, покрывалами. На полках расставляли посуду с орнаментом.
Одежда
Культура
Важным элементом гуцульской культуры является музыка. Горцы известны своими проникновенными лирическими песнями. Мягкие ритмы с переливами выражают нежность и чувственность их натуры. Традиционными музыкальными инструментами являются:
Интересный инструмент представляет собой трембита. Она выглядит как деревянная труба, сделанная из ствола дерева. Длина достигает 4 метров, диаметр — до 30 см. Она издает низкий протяжный звук, слышимый далеко в горах. В древности с ее помощью собирали людей на различные мероприятия, также объявляли тревогу. Пастухи оповещали ей о своем местонахождении. В настоящее время этот национальный инструмент включают в состав народных оркестров.
Традиции
У гуцулов существует множество интересных обычаев, пришедших из глубины веков. Это древние языческие ритуалы, сохранившиеся, несмотря на принятие христианства. На Юрьев день (23 апреля) ходили собирать колдовские травы (зелье). Вечером их раскладывали возле себя, каждого пучка касались палкой, чтобы ведьмы не тронули их. После этого укладывались спать, причем разводить костер запрещалось. Возле себя рисовали круг для защиты от нечисти. Утром шли домой с зельем, избегая по дороге людей.
Охотники проявляли уважение к зверю, которого стреляли. Убивали только для кормления семьи, никогда — ради развлечения. Считалось, что животное жертвует своей жизнью для спасения человека от голода. Охотник становился на колени перед убитым зверем, снимал шапку. Брали дубовую ветку, окунали в кровь животного, затем прикрепляли себе на шапку. Также был обычай выращивать своего домового. Это существо оберегает дом, помогает в хозяйстве. Существовало поверье, что из яйца, снесенного курицей-чернушкой, вырастет домовой, если носить его под мышкой 9 дней. Он назывался «хованец», или «служка».
Был распространен культ огня. Огнем повелевал дух, которого нельзя было злить, к нему относились с уважением. Запрещалось плевать в костер, бросать туда волосы. Если огонь в печи трещал, считалось, что придет злой человек. Если дух разгневался и жилье загорелось, нужно встать перед домом и вращать сито в противоположном огню направлении. Это задержит распространение пожара. С этой же целью можно обежать голым вокруг дома. Если же пожар случился от удара молнии, погасить его можно только молоком.
Похороны содержали множество ритуалов. Тело умершего находилось в доме два дня, каждый вечер вокруг собирались родственники, друзья. Священник читал молитвы, затем пришедшим наливали водку. В помещении нельзя было пить воду, так как душа покойного могла захотеть попить. В процессе похорон устраивали особые игры, песни и пляски. Чтобы покойник не вернулся домой, его тело проносили через черный ход вперед ногами. При этом нужно было стукнуть гробом 3 раза о порог. После этого внутри жилища бросали на пол горшок так, чтобы он разбился. На дорогу за гробом сыпали рожь.
В святочную неделю устраивали разнообразные гадания. Этот период считается временем прихода на землю нечистой силы. На печь кладут угли в количестве членов семьи и ждут, когда они погаснут. Перед этим каждый запоминает свой уголек. Чей первый погаснет, тот человек умрет первым, и так далее по мере угасания. Ночь перед Рождеством считалась самой главной мистической ночью. Все животные и вещи приобретали способность разговаривать. Домашнюю скотину хорошо кормили, чтобы животные не жаловались богу на хозяев.
Характер
Гуцулы имеют черты, присущие горцам. Это ловкость, физическая сила, напористость. Жители Карпат трудолюбивы, расторопны. Они славятся крутым нравом, могут обидеться на неосторожное слово. Вместе с тем они обладают добродушием, сердечностью. Многие из них приветливы, в общении вежливы. К гостям гуцулы проявляют хлебосольство, радушие. Некоторые путешественники замечают, что горцы малоразговорчивы, не склонны к общению с незнакомыми людьми. Однако это проявление присущей им осторожности, вырабатывавшейся веками.
Гуцулы
Дело было в Коломые, шел 1991 год.
Поскольку я сам оттуда родом, я часто езжу туда в гости к бабушке, именно она и поведала эту интересную историю. Сразу хочу предупредить: сами местные об этом случае не распространяются, чужаков легко вычисляют по говору, даже если вы хорошо владеете украинским.
На Западной Украине всегда было не так много технических предприятий, а в Коломые в те годы находился Экспериментальный завод ПРУТ. Производили всякую электронику, отличие завода заключалось в том, что именно туда завезли, в своё время, качественное иностранное оборудование. В 1986 году в город приехало 13 русских семей, всего 36 человек в основном из Харькова и Луганска, да пара семей из Ростова и Белгорода. Отношение к чужакам было, мягко говоря, скверное: дети кидались камнями, на рынке им не продавали мясо и молоко, а в гастрономах отпускали тухлятину, местные не звали их к себе в гости, а пожилые гуцулки могли и плюнуть под ноги, проходя мимо.
Был, даже прецедент когда нескольких ребят пришлось перевести на учебу в Ивано-Франковск, местные затравили приезжих и местная директриса предложила забрать документы.
Гуцулы, как народ бережно хранящий свои традиции, практически не поддались советизации, суеверные, они всегда жили в своём аутентичном закрытом обществе, которое почти всегда было клановым. У каждого гуцульского клана обязательно был свой хутор, даже в Советском Союзе они умудрялись организовывать «кооперативы» на своих потомственных хуторах, чтобы их не отняла власть.
В 1991 году Советский Союз исчез с политической карты.
На душе в Коломые полегчало у всех, кроме как у русских, которых откровенно ненавидел весь город. Они понимали, что провозглашение декрета о независимости Украины развязало, давно чесавшиеся, руки местным жителям.
В вечер объявление независимости Украины от СССР гуляли все: Бецики, Гачи и еще пару семей устроили пир горой, да еще и половину города пригласили. Тогда же Йосип, будучи уже на подпитке, встал и заявил: «Не топтать более русакам нашей земли! Иванна (жена), неси мой топор». Йосип взял из рук жены свой опрышковский топорик, доставшийся от деда, такой есть у каждого гуцула и с десятком побратимов вышел из-за стола.
В тот вечер они отправились к дому, где жили русские (3х этажный многоквартирный), окружили его и кричали что-то вроде «выходите, свиньи!»
Конечно в тот вечер, ничего не произошло, русских хотели напугать и предупредить что время покинуть святую для гуцул землю и отправится восвояси.
Но русские не поняли намеков и тогда началась настоящая травля, а однажды одной русской девушке, которая работала на швейном предприятии, прыснули кислотой в лицо, милиция отказалась расследовать это дело. К марту 1992 г. на ПРУТе оставалось 5 человек из России, им просто было некуда ехать.
В тот промозглый мартовский вечер они как обычно все вместе возвращались с работы. Все, казалось, идет своим чередом: непринужденная болтовня, обсуждение сколько взять выпивки и сетование на развал совка. Внезапно пятерке стало неуютно, они все вместе почувствовали неестественную пустынность улиц, чей-то тяжелый взгляд. Увидев в конце улицы молодых людей в национальных костюмах и с топориками, парни подумали, что это просто люди возвращаются с этно-карнавала из Космача. Гастроном «Снежанна» оказался закрыт, как и двери всех домой вокруг. Солнце зашло за горизонт, на улице стемнело: в округе не горел ни один уличный фонарь. Ускорив шаг русские поняли, что группа идет прямо за ними, а смех за спиной и угрозы звучали все громче и
громче. Парни успели добежать до последнего трамвая, в котором не было никого кроме их пятерки и кондуктора. Протянув кондуктору пару сот карбованцев за проезд, они услышали только: «На похороны себе оставьте, детки».
Стало ясно: медлить нельзя, нужно срочно уезжать. Последняя электричка, которая шла на Ивано-Франковск уезжала в 6 часов, тамошняя русская диаспора, могла помочь с восстановлением документов и временным жильем. Они ехали молча в пустом трамвае, даже не переговариваясь между собой — проезжая квартал за кварталом, они видели лишь опустевшие, погрузившиеся во мглу улицы, зашторенные окна и небольшие кучки гуцулов, на их лицах которых уже виднелась дьявольская улыбка, украшаемая густыми усами. Их топоры были смазаны кабаньей кровью, русакам стало ясно — гуцулы идут не с фестиваля. Кондуктор лишь тихо прошептала: «Как доедем на конечную — бегите».
Их окружили, поставили на колени а дальше было то, что у местных называется «кровная месть».
Одновременно около сотни человек устроили кровавую рубку на коломыйском вокзале. Их расчленили по частям. Очень жестоко и с радостью. С такой радостью, будто бы они забивают свинью на праздник. Говорят, что их останки скормили собакам.