какие участки территории российской федерации признаются зонами экологического бедствия
Какие участки территории российской федерации признаются зонами экологического бедствия
УТВЕРЖДЕНО
Министерством природных
ресурсов Российской Федерации
30 ноября 1992 года
КРИТЕРИИ
оценки экологической обстановки
территорий для выявления зон чрезвычайной
экологической ситуации и зон экологического бедствия
В обсуждении критериев принимали участие представители следующих министерств и ведомств:
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ:
Рыбальский Н.Г., д.б.н., заместитель Министра;
Главное научно-техническое управление: Морозов Н.П., к.г.-м.н., зам. начальника; Кузьмич В.Н., к.б.н., зам. начальника; Буянов М.И., к.т.н., зам. нач. отдела; Денисова Н.И., гл. спец.; Казанцева О.Ф., к.б.н., гл. спец.; Черняк С.М., к.х.н., гл. спец.;
Управление экологической безопасности и нормирования: Лысцов В.Н., к.ф.-м.н., зам. начальника управления; Колышкин А.Е., к.м.н., гл. спец.; Цитцер О.Ю., гл. спец.;
Главное управление организации экологического контроля и анализа: Лубяко В.А., зам. нач. управления; Лаппо Т.В., гл. спец.;
Государственный экспертный совет по экологии и природным ресурсам: Кябби М.Э., д.э.н., зам. председателя;
Управление охраны почв и земельных ресурсов: Матвеев Ю.М., к.б.н., нач. отдела; Шептухов В.Н., к.с.-х.н., нач. отдела; Платонов И.Г., к.с.-х.н., гл. спец.;
Центральная специализированная инспекция: Нейман Е.Я., д.т.н., зам. нач. отдела; Пономарева А.С., нач. отдела;
ВНИИприрода: Орлов В.А., к.б.н.; Санкин В.В., д.б.н.;
Комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
Гладышев П.Н., гл. спец.; Ин-т глобал. климата и экологии: Абакумов В.А., д.б.н.; Верещака А.В., к.б.н.; Володкович Ю.Л., к.б.н.; Корсак М.Н., к.б.н.; Назаров И.М., д.ф.-м.н.; Панов Г.В., к.б.н.; Фридман Ш.Д., д.ф.-м.н.; Цыбань А.В., д.б.н.; Гидрохимический ин-т: Страдомская А.Г., д.х.н.; Гос. ин-т океанографии: Афанасьева Н.А., к.х.н.;
Комитет по геодезии и картографии: Нефедова Е.А., вед. редактор;
Комитет по водным ресурсам: Абросимова В.С., гл. спец.;
Комитет по лесу: Одинцов Д.И., зам. председателя; Павлинов Н.П., зам. нач. Гл. управления;
Министерство науки высшей школы и технической политики РФ:
Новиков А.М., нач. управления; Грацианский Е.В., зам. нач. управления; Виноградов В.Г., зам. нач. отдела;
Министерство здравоохранения РФ: Ширяева Е.С., глав. спец.;
Главное управление медико-биологических и экстремальных проблем: Тетерин В.А., нач. сектора; Киселев В.В., гл. спец.; Захаров В.М., спец. 1 кат.;
Научно-исследовательские институты Минздрава РФ:
Абросимова Ю.Е., к.б.н., Ин-т гигиены детей и подростков; Барышников И.И., д.м.н., НИИ гигиены и профпатол. ГУ медико-биол. и экстремал. пробл.; Буштуева К.А., д.м.н., Центральный ин-т усовершенств. врачей; Вельтищев Ю.Е., д.м.н., акад. РАМН, Ин-т педиатрии и детск. хирургии; Максимова Т.М., к.м.н., Ин-т соц. гигиены, эконом. и управл. здравоохран. им.Семашко; Мусийчук Ю.И., д.м.н., НИИ гигиены и профпатол. ГУ медико-биол. и экстремал. проблем; Прокопенко Ю.И., д.м.н., ВНИЦ профилактической медицины, Прусаков В.М., д.м.н., Ангарск. фил. Ин-та биофизики ГУ медико-биол. и экстрем. пробл.; Романенко Н.А., чл.-корр. АЕН РФ, д.м.н., Ин-т тропич. медиц. и медиц. паразитологии им.Марциновского; Филиппов В.Л., д.м.н., НИИ гигиены и профпатол. ГУ медико-биол. и экстремал. проблем;
Российская академия медицинских наук:
Двойрин В.В., д.м.н., Онкологич. науч. центр; Кирбасова Н.П., д.м.н., Рос. научно-исслед. Центр перинатологии, акушерства и гинекологии; Пинигин М.А., д.м.н., Ин-т экологии человека и гигиены им. А.Н.Сысина; Пономарева Л.П., д.м.н., Рос. науч.-исслед. Центр перинатологии, акушерства и гинекологии; Рахманин Ю.А., д.м.н., акад. АЕН РФ, Ин-т экологии человека и гигиены им.А.Н.Сысина; Талаева Ю.Г., д.м.н., Ин-т экологии человека и гигиены им.А.Н.Сысина;
Государственный комитет санитарного и эпидемиологического надзора при Президенте РФ:
Глазкова М.Ф., гл. спец.; НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции: Ревазова Ю.А., д.б.н.;
Министерство сельского хозяйства РФ:
Конарыгин В.С., зам. нач. упр.; Центральный НИИ агрохим. обслуж. с/х: Кузнецов А.В., к.б.н.; Рос. НТЦ по чрезвыч. ситуац. в агропром. компл.: Останина А.В.;
Комитет по рыбному хозяйству при Минсельхозе РФ:
Черникова О.А., зам. нач. отдела; Зимина Н.К., вед. спец. Ихтиол. комиссия; Дубинина В.Г., к.г.н.; Азовский НИИ Рыбн. хозяйства: Семенов А.Д., акад. АЕН РФ; ВНИИ рыбн. хозяйства и океанографии: Соколова С.А., к.б.н.
Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ:
Бочков В.К., вед. спец.;
Российская академия сельскохозяйственных наук:
Государственный комитет по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте РФ:
Латыпов Е.М., гл. спец.;
Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте РФ:
Семенов Г.А., нач. сект.;
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации при Президенте РФ:
НИИ стандартизации общесистемных технологий: Ческис А.Б., д.м.-б.н.;
Комитет по геологии и использованию недр при Правительстве РФ:
Гольдберг В.М., д.г.-м.н., ВНИИ гидрогеологии и инженерной геологии; Сидоров В.А., к.т.н., Ин-т геологии и разработки горючих ископаемых; Шеко А.И., ВНИИ гидрогеологии и инженерной геологии;
Российская академия наук:
Алимов А.Ф., чл.корр. РАН, Зоологич. ин-т: Ананьева Н.Д., к.б.н., Ин-т почвовед. и фотосинтеза; Башкин В.Н., д.б.н., Ин-т почвовед. и фотосинтеза; Виноградов Б.В., д.б.н., Ин-т эволюц. морфолог. и экол. животных им.Северцова; Глазовский Н.Ф., д.г.н., Ин-т географии; Ермаков В.В., д.б.н., Геолого-химич. ин-т; Журавлев Ю.И., акад., ВЦ РАН; Иванова М.Б., д.б.н., Зоол. ин-т; Кочуров Б.И., к.г.н., Ин-т географии; Назаревский Н.В., Ин-т географии; Ревич Б.А., д.м.н., Ин-т проблем занятости; Романкевич Е.В., д.б.н., Ин-т океанологии; Шакин В.В., к.ф.-м.н., Вычислительный центр;
Московский государственный университет:
Белякова Т.М., к.г.н., Березин П.Н., к.б.н.; Карпачевский Л.О., д.б.н.; Кондрин А.Т., к.г.н.; Косарев А.Н., д.г.н.; Полякова А.В., к.г.н.; Филенко О.Ф., д.б.н.;
Т.О.О. «Математика и экология»: Шмерлинг Д.С., к.ф.-м.н.
Введение
Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (раздел VIII «Чрезвычайные экологические ситуации») установлено, что «участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных», объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации (статья 58) и «участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны», объявляются зонами экологического бедствия (статья 59).
В порядке реализации положений Закона Правительство Российской Федерации распоряжением от 5 апреля 1992 года N 659-р (пункт 3) поручило Минэкологии России совместно с Миннауки России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации разработать научно обоснованные критерии выделения территории, объявляемой зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия.
Во исполнение этого распоряжения Минприроды (Минэкологии) России подготовило документ для оценки состояния территорий по выявлению зон экологического бедствия или чрезвычайных экологических ситуаций, возникших в результате антропогенного воздействия. В документе не рассматриваются стихийные бедствия (землетрясения, сели, цунами и др.), аварийные ситуации (взрывы, разливы нефти, пожары и т.д.), геохимические аномалии, природно-очаговые заболевания, а также факторы воздействия на здоровье человека как электромагнитное излучение, вибрации и шумы.
Настоящий документ предназначается для следующих лиц и организаций:
— органов управления на местах;
— территориальных комитетов по охране природы;
— специализированных организаций и лиц, привлекаемых к работе по оценке экологического состояния территорий;
— Государственной экологической экспертизы;
— заинтересованных министерств и ведомств;
— лиц, принимающих решения.
В документе предусмотрен единый подход, позволяющий классифицировать обследуемые территории по степени экологического неблагополучия, и определен порядок поэтапного проведения оценки экологического состояния территории (ОЭСТ).
На первом этапе (оперативно-диагностическом) администрации республик, краев, областей совместно с местными Советами народных депутатов, природоохранными органами, организациями Минздрава и Госкомсанэпиднадзора, а также общественными организациями проводят обследование и подготавливают документацию по ОЭСТ. Результаты обработки представляются в Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ). Наряду с материалами медицинского и экологического обследования территории в ГЭЭ должна быть представлена программа неотложных мер по нормализации обстановки с социально-экономическим обоснованием. Экологическое обследование территории может проводиться только по поручению территориальных комитетов по охране природы.
На втором этапе (экспертном) Государственная экологическая экспертиза рассматривает полученные документы. При необходимости ГЭЭ может затребовать с мест исходные и другие материалы, а также проведение дополнительного экологического обследования территории. В итоге второго этапа ГЭЭ дает соответствующее заключение о признании (или непризнании) экологически неблагополучных территорий зонами экологического бедствия (ст.59) или чрезвычайной экологической ситуации (ст.58).
Объявление отдельных территорий зонами экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации производится в установленном законом порядке.
Данный документ следует рассматривать как временный, рекомендуемые критерии требуют апробации.
1. Общие положения
Выявление зон экологического бедствия и зон чрезвычайных экологических ситуаций на основании предложенных критериев проводится с целью определения источников и факторов ухудшения экологической обстановки и разработки обоснованной программы неотложных мер по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия на обследуемой территории.
Экологическая обстановка может классифицироваться по возрастанию степени экологического неблагополучия следующим образом:
1. относительно удовлетворительная;
4. кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации);
5. катастрофическая (или зона экологического бедствия).
В данном документе предложены критерии для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
Согласно ст.58 и ст.59 «Закона об охране окружающей среды», оценка степени экологического неблагополучия территорий (акваторий) проводится по следующим признакам (табл.1.1).
Признаки территорий крайних степеней
экологического неблагополучия
Степень экологического неблагополучия
Экологическое бедствие ст.59
Экологический кризис ст.58
Окружающая природная среда
Глубокие необратимые изменения
Устойчивые отрицательные изменения
Угроза здоровью населения
Разрушение естественных экосистем (нарушение природного равновесия, деградация флоры и фауны, потеря генофонда)
Устойчивые отрицательные изменения состояния естеств. экосистем (уменьшение видового разнообразия, исчезновение отдельных
видов растений и животных, нарушение генофонда)
Статья 58. Зоны чрезвычайной экологической ситуации
Статья 58. Зоны чрезвычайной экологической ситуации
1. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
2. Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются постановлениями Верховного Совета Российской Федерации либо указами Президента Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.
ГАРАНТ:
О материалах, необходимых для представления на государственную экологическую экспертизу для отнесения определенной территории к зоне чрезвычайной экологической ситуации, см. приказ Минприроды РФ от 28 марта 1996 г. N 113
3. В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наши дни показали достаточное количество легкомысленного отношения человечества к окружающей среде. К великому сожалению, только за один прошлый век люди смогли уничтожить семьдесят процентов биологических систем нашей Земли, способных производить переработку отходов жизнедеятельности. К слову, такое уничтожение не остановилось и по сей день.
Тем самым, число территорий, обладающих отрицательными изменениями в окружающей среде, по Российской Федерации все увеличивается. Происходит не только деградация местности, но и насильственное изменение экологической среды. Помимо всего, в таких зонах идет сильное ухудшение здоровья местного населения.
Что собой представляют зоны экологического бедствия?
Если государство объявляет на одной из своих территорий режим зоны экологического бедствия, то всяческая деятельность в этой местности прекращается, работа хозяйственных объектов замораживается, за исключением обеспечивающих минимальные жизненные запросы проживающего там населения. Любое строительство, реконструкция ставится под категорический запрет.
Различие двух зон
Помимо зон экологического бедствия, существуют еще и зоны чрезвычайной ситуации. Последние объявляются, когда отрицательное влияние на окружающую среду становится постоянным и довольно устойчивым. Такие ситуации начинают угрожать здоровью проживающего населения, животным и растениям. В таком случае требуются немедленные работы по восстановлению природного баланса и воспроизводству природной среды.
На самом деле, различие между двумя названными зонами несущественное, основным пунктом является то, что экологическое бедствие обладает необратимыми последствиями. Однако четкая грань все же отсутствует.
Проблемы с водными поверхностями
Большинство катастроф происходят из-за халатного отношения человека к своим обязанностям или к ответственности перед определенной ситуацией. Всего одна небольшая ошибка может унести тысячи людских жизней. Так, разлив нефти, утечка опасного газа или лесные пожары часто случаются по вине определенного индивида.
Ученые работают над восстановлением этой природной зоны, однако успехов пока не видно. Данный район страдает от нехватки питьевой воды, как будто находится не на территории Российской Федерации, а в самом эпицентре африканских проблем. Местность Арала стоит на пороге гибели огромной экосистемы, и это будет бедствие планетарного диапазона.
А в 1999 году были полностью уничтожены флора и фауна Эльбурганского заповедника в связи с изменением русел сибирских рек. Подобная проблема возникла после их переброски на китайские территории. Под критерий зоны экологического бедствия попало и Черное море. В 2016 году произошла утечка нефти, в связи с чем в акватории погибли десятки дельфинов, многие популяции морских жителей и рыб. Экосистема моря оказалась в глубоком кризисе, а из-за огромного мазутного пятна разразился настоящий скандал.
Нефтяные проблемы
Многие считают достижения науки и ученых большим рывком в развитии нашей цивилизации, однако бытует мнение, что не так уж мы и развиты, раз позволяем себе же убивать нашу планету.
Сколько уже было нефтяных катастроф и сколько еще будет. На российской территории зоной с чрезвычайной экологической ситуацией и экологического бедствия в свое время был объявлен Усинск. В результате поломки и прорыва нефтепровода в нескольких местах, из труб вылилось более 100 тысяч тонн нефтяного продукта. Из-за происшествия флора и фауна были практически истреблены, а земля получила звание зоны экологического бедствия.
Но ведь подобные примеры не останавливают людей, и ошибки продолжают множиться. В 2003 г. произошел очередной прорыв нефтяных труб, в результате чего река Мулымья получила смертельную дозу черной жидкости в 10 тысяч тонн. Естественно, вся экосистема была разрушена. А о данной местности можно сказать, что это зона экологического бедствия.
Следующая серьезная катастрофа случилась в 2006 г. около Брянска. Десять тысяч квадратных километров покрылись нефтяным покровом в 5 тонн. Из-за несоблюдения норм эксплуатации очередная труба нефтепровода «Дружба» прохудилась и дала течь.
Химические выбросы
Загрязнение атмосферы
Под понятие зоны экологического бедствия подходят и города, страдающие от смога. Например, всемирно известная столица Индии, Дели. Однако Россия здесь тоже не отстает. Смог, дым исходит не только от перегрузки городов машинами, но и из-за не следящих за санитарными нормами промышленных предприятий (владивостокский мусоросжигающий завод тому ярчайший пример).
Кстати, помимо приобретения заболеваний органов дыхания, у человека появляются мутации и на генном уровне.
Так, в начале 2017 г. Челябинск скрылся в коричневом тумане из-за заводских выбросов. А причиной всему экономия. Большинство предприятий, чтобы сберечь копейку, отказывается использовать специальные очистительные фильтры, тем самым богатея на превращении городской окружающей среды в зону бедствия. Весной того же года жители Красноярска могли наблюдать «черное небо», означающее, что в атмосфере преобладает огромное количество вредных примесей. Это не много не мало, а первая степень опасности.
Аналогичные выбросы происходили в 2017 году в Омске и в Москве, правда привлечь кого-либо к уголовной ответственности, как это принято у нас в России, не смогли. Везде все решали деньги. Жаль, что на них нельзя купить здоровье и новый чистый организм.
Год экологии
Мало кто знает, но прошедший год был объявлен «Годом экологии», это значит, что в стране собирались различные конференции, шли более интенсивные поиски решения проблем с правовым режимом зон экологического бедствия. Принять участие в проектах могли и обычные жители. Главной бедой стало загрязнение окружающих территорий нефтяными продуктами из-за систематических нарушений их добычи, а также использования для транспортировки танкеров.
Но год начался не совсем успешно, уже в январе экологическая катастрофа настигла уже упомянутый Владивосток. В бухте Золотой Рог произошел разлив нефти на 200 м². Затем, в очередной раз, в Усинске произошел прорыв нефтепровода, то есть к уже признанной зоне экологического бедствия добавилось еще проблем, в виде двух тонн нефтяного продукта, истребившего оставшуюся часть природной среды со всеми живыми организмами. Следующая трагедия пришла к берегам Хабаровска, из канализационных труб вытекло в Амур огромное нефтяное пятно, покрывшее более 500 м² берега и водной поверхности.
Аварии на предприятиях: истории и последствия
Помимо опасности, которую несет перевозка нефти, большую угрозу представляют и предприятия по нефтяной переработке. В январе прошлого года город Волжск всколыхнулся от взрыва на местном заводе. В связи с нарушением элементарных правил безопасности произошло возгорание нефтепродукта.
Аналогичная ситуация свершилась месяцем позже в Уфе и Санкт-Петербурге. Самым главным последствием стало загрязнение окружающей среды и впитывание живыми организмами опасного воздуха, начиненного убийственными химикатами.
Территории отчуждения
Помимо перечисленных проблемных зон в России, существуют еще так называемые зоны отчуждения, перенесшие радиоактивное облучение. В первую очередь, такое определение относится к территориям находившимся в непосредственной близости с Чернобыльской АЭС во время аварии. По определенным критериям и оценкам, зонами экологического бедствия названы (по постановлению Правительства от 18.12.97, под номером 1582):
Помимо украинской Чернобыльской зоны, на Российской территории имеются не менее опасные места с радиоактивным загрязнением, такие как Семипалатинск, Чапаевск и другие.
На самом деле, правовой режим для таких мест разработан очень слабо. Например, на федеральном уровне в стране не приняли еще ни одного решения о настоящем объявлении экологически неблагополучной территории. Разработки велись, были серьезные проекты по Братску, включая разного рода экспертизы, однако решений до сих пор нет.
Правовой вопрос
Какие участки территории российской федерации признаются зонами экологического бедствия
тимых физических воздействий.
Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
При нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VIII. ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ, ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
1. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия.
2. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
ГЛАВА IX. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД ОСОБОЙ ОХРАНОЙ
Статья 58. Меры охраны природных объектов
1. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
3. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
4. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
5. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
1. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ)
2. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
1. В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
2. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов
(Наименование в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 453-ФЗ)
1. Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. (В редакции федеральных законов от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 19.07.2018 № 212-ФЗ, от 27.12.2019 № 453-ФЗ)
2. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 453-ФЗ)
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 453-ФЗ)
Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв.
2. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяется законодательством.
ГЛАВА IX1. Лесопарковые зеленые пояса
Статья 621. Лесопарковый зеленый пояс
2. В случае создания лесопарковых зеленых поясов вокруг городов федерального значения включаемые в лесопарковые зеленые пояса территории зеленого фонда определяются соответствующим субъектом Российской Федерации.
3. Не подлежат включению в лесопарковый зеленый пояс территории, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также территории в случаях:
1) их загрязнения, наличия на них отходов производства и потребления, нарушения почвенного покрова;
2) если на них расположены земельные участки, предоставленные для размещения объектов капитального строительства, либо земельные участки, на которых находятся объекты капитального строительства (в том числе объекты незавершенного строительства), за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
3) если на них расположены земельные участки, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд;
4) если в отношении них заключен договор о комплексном развитии территории; (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ)
5) если территория в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначена для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения либо в отношении территории принято решение о подготовке документации по планировке территории или обеспечивается подготовка документации по планировке территории;
6) если территория или расположенные на ней земельные участки указаны в лицензии на пользование недрами или в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах» подана заявка о предоставлении права пользования участком недр, над поверхностью которого расположен земельный участок, принято решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования таким участком недр, либо принято решение о предоставлении в пользование такого участка недр, либо месторождение полезных ископаемых, расположенное в границах соответствующего земельного участка, содержит запасы полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс, либо участок недр включен в перечень участков недр федерального или местного значения;
7) если на них расположены участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр;
8) если на них расположены земельные участки, изъятые для государственных или муниципальных нужд.
4. Приоритетными направлениями деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса являются:
1) охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов;
2) проведение научных исследований;
Статья 622. Создание лесопаркового зеленого пояса
1. В целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.
В случае, если лесопарковый зеленый пояс планируется создать вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, указанное в пункте 1 настоящей статьи ходатайство одновременно направляется в общественную палату города федерального значения и общественные палаты соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется создание лесопаркового зеленого пояса.
2. Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с момента поступления ходатайства о создании лесопаркового зеленого пояса организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Общественные (публичные) слушания не организуются, а ходатайство подлежит возврату без рассмотрения в случае, если ранее поступившее ходатайство о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг соответствующего городского населенного пункта уже находится на рассмотрении в общественной палате соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. В целях подготовки общественных (публичных) слушаний могут создаваться общественные инспекции и группы общественного контроля.
4. По результатам общественных (публичных) слушаний общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации подготавливает итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию об общественных (публичных) слушаниях, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников рекомендациях.
В случае, если по результатам общественных (публичных) слушаний большинством участников не было одобрено создание лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство вместе с итоговым документом (протоколом), подготовленным по результатам общественных (публичных) слушаний, в течение 10 дней после дня их проведения обнародуются, в том числе размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и возвращаются заявителю.
7. Решение об отказе в создании лесопаркового зеленого пояса может быть принято по следующим основаниям:
1) ходатайство о создании лесопаркового зеленого пояса не соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
2) лесопарковый зеленый пояс уже создан вокруг соответствующего городского населенного пункта, либо документы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, находятся на рассмотрении в уполномоченном органе государственной власти, либо если соответствующие территории вокруг данного городского населенного пункта включены в состав зеленого лесопаркового пояса иного городского населенного пункта, в том числе города федерального значения, либо на территории соответствующего субъекта Российской Федерации уже создан лесопарковый зеленый пояс вокруг города федерального значения;
3) вокруг соответствующего городского населенного пункта в соответствии с документами территориального планирования планируется увеличение площади лесов, иных территорий, занятых зелеными насаждениями (не менее чем на пять процентов в течение трех лет).
8. Уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
9. Изменение границ лесопаркового зеленого пояса, которое может привести к уменьшению его площади, не допускается. При изменении границ лесопаркового зеленого пояса площадь исключаемых территорий компенсируется включением в его границы территорий, площадь которых не меньше площади исключаемых территорий, которые соответствуют требованиям статьи 621 настоящего Федерального закона и расположенные на которых лесные насаждения и иные природные объекты обеспечивают выполнение средообразующих, природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Изменение границ лесопаркового зеленого пояса осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ)
10. Решение об упразднении лесопаркового зеленого пояса, решение об изменении площади лесопаркового зеленого пояса принимаются в том же порядке, что и решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)
11. Включение земель или земельных участков в лесопарковый зеленый пояс не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
12. Границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 623. Информация о лесопарковых зеленых поясах
1. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 30 дней с момента принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса размещает схему планируемых границ лесопаркового зеленого пояса на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 10 дней с момента принятия решения об установлении или изменении границ лесопаркового зеленого пояса размещает соответствующую информацию в текстовом и графическом виде на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не реже одного раза в полугодие размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» аналитическую информацию о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния.
Статья 624. Режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах
1. В целях особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, устанавливается ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности.
2. Ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности в лесопарковых зеленых поясах осуществляется в соответствии с принципами:
1) приоритета осуществления видов деятельности и применения технологий, не приводящих к неблагоприятному изменению состояния природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах;
2) сбалансированности решения социально-экономических задач и задач особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах.
3. На территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются:
1) использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ;
3) размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на