какие ученые занимались проблемой профориентации молодых инвалидов

Особенности профориентации детей с ОВЗ

Значение профориентации для детей с ОВЗ

какие ученые занимались проблемой профориентации молодых инвалидов. Смотреть фото какие ученые занимались проблемой профориентации молодых инвалидов. Смотреть картинку какие ученые занимались проблемой профориентации молодых инвалидов. Картинка про какие ученые занимались проблемой профориентации молодых инвалидов. Фото какие ученые занимались проблемой профориентации молодых инвалидов

Дети с ОВЗ – это лица с рождения до 18 лет, у которых диагностированы отклонения и патологии физического и (или) психического развития, требующие специальных условий для получения среднего образования, а также социализации и труда.

Социальная «дорожная карта» ребенка с инвалидностью выглядит так:

Профессиональное самоопределение детей с ОВЗ имеет огромное значение. При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен, так как некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать:

Чтобы ОВЗ выпускника школы не стали непреодолимой преградой для его успешности и конкурентоспособности, нужно прямо с первого класса приступать к формированию у него профессиональной мотивации. Для этого следует активно внедрять в учебно-воспитательный процесс систему предпрофессионального ориентирования, которая предполагает проведение экскурсий и викторин, сюжетно-ролевые игры, а также привлечение учащегося к выполнению простейших трудовых действий на правах помощника взрослого специалиста.

Результативность профориентации инвалидов, в первую очередь, зависит от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраст ребенка с ОВЗ, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязывать ему свое мнение касательно профессиональных предпочтений, не учитывая при этом его пожеланий, возможностей и способностей.

Задачи профориентолога

Психологи утверждают, что люди со врожденными либо приобретенными в младенчестве нарушениями развития зачастую имеют и психологическую травму. Осознание собственной дефектности и сопутствующих ей физических ограничений порождает неадекватность самооценки, ранимость, уход в маргинальность, отказ от общения. Усиливает и закрепляет негативные социальные установки уже обретенный ребенком (подростком) отрицательный опыт коммуникации со здоровыми одногодками либо взрослыми, которые демонстрировали свое превосходство и всячески подчеркивали неполноценность человека с инвалидностью. В результате человек с ОВЗ попадает в ловушку общественной изоляции.

В процессе проведения профориентационных мероприятий для детей с ограничениями трудоспособности профориентолог решает такие задачи:

Известно, что окончательно с видом деятельности человек определяется лишь в зрелом возрасте. Менять его в эти годы многим очень сложно. Еще тяжелее исправлять ошибочный выбор людям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, как уже упоминалось, качественную профориентацию детей с ОВЗ необходимо проводить уже в школьном возрасте, начиная с 1-го года учебы. В период получения среднего образования такие учащиеся нуждаются в адекватной помощи с самоопределением. Профориентолог должен не навязывать ребенку свою точку зрения, а подталкивать его ко всестороннему анализу разных профессий и принятию осмысленного решения на основе самостоятельно сделанных выводов.

Направления профориентации для детей с инвалидностью

В общеобразовательном заведении с инклюзией профориентацией детей с ОВЗ обязаны заниматься сотрудники службы психолого-медико-педагогического сопровождения. Желательно, чтобы их работа предусматривала активное взаимодействие с социальными партнерами – например, с общественными организациями людей с инвалидностью.

Профориентация лиц с ОВЗ должна проводиться комплексно, охватывая сразу несколько направлений: диагностическое, просветительское, коррекционное и консультативное. Рассмотрим подробно каждое из них.

Диагностическое

При разработке рекомендаций к выбору профессии нужно исходить из степени интеллектуальной и физической трудоспособности, состояния сенсомоторной и эмоционально-волевой сфер личности, уровня развития речи и коммуникативных навыков. Чтобы определить виды деятельности, посильные ребенку с ОВЗ, надо узнать его способности и интересы. Для этого применяют опросники и подобные диагностические методы. С их помощью можно выявить:

Кроме того, необходимо тщательно изучить соотношение физических ограничений с видами труда. К примеру, детям с нарушениями слуха не стоит выбирать профессии, связанные с обязательной словесной коммуникацией, опорой на слуховое восприятие и вестибулярный аппарат. В процессе профориентации нужно обязательно учитывать показания и противопоказания врача к условиям работы.

Просветительское

Умение удачно выбирать профессию не появится у детей с ОВЗ само по себе. Для его формирования нужно внедрить в программу подготовки учащихся 5-12 классов блок правовой информации. Им следует четко знать и понимать, что у них есть неотъемлемое право на медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную помощь, а также содействие в адаптации в социуме. Также подросткам с инвалидностью потребуются актуальные данные о состоянии рынка труда, требованиях работодателей и рабочих обязанностях.

При выборе профессии надо ориентировать подопечных, прежде всего, на факты, имеющие научное обоснование. Ключевую роль должна играть посильность вида деятельности при наличии конкретного физического и/или интеллектуального (психического) ограничения. Рассмотрим этот момент на примере детей с нарушениями зрения. Они вполне могут справиться с техническим, аграрным и обслуживающим трудом (разумеется, с отдельными его элементами). Кроме того, слепые и слабовидящие успешно изучают азы электроники, их допускают к обработке разных материалов, электромонтажным и механосборочным работам, ремонту мелкой и крупной бытовой техники. Из них получаются неплохие повары и кондитеры.

Если нарушения зрения у школьника не сопровождаются проблемами с психикой и мышлением, ему следует рекомендовать профессии, раскрывающие интеллектуальный потенциал и творческие способности. Некоторые люди с плохим или отсутствующим зрением, но с хорошим слухом получают музыкальное образование, после чего устраиваются настройщиками инструментов, аккомпаниаторами и вокалистами. При наличии соответствующих склонностей можно пробовать себя в скульптуре и резьбе по дереву. Если нет проблем с коммуникацией, желательно обратить внимание на профессию преподавателя. Проживающие в поселках и селах могут заняться землеустройством, пчеловодством, овощеводством, садоводством, агрономией.

К сожалению, сегодня учащихся школ для слепых и слабовидящих ограничивают весьма скудным набором видов профессиональной деятельности. В будущем им предлагают освоить массаж, заниматься переплетными, картонажными, электромонтажными и машиносборочными работами; кройкой по лекалам, шитьем, плетением и вязанием; ручной обработкой металла и пластмассы (резать, плавить, штамповать и так далее); расфасовкой, укладкой и упаковкой различных заготовок, полуфабрикатов и готовых продуктов, а также наклейкой ярлыков.

Коррекционное

В рамках профориентации с детьми с ОВЗ обязательно должна проводиться коррекционная работа. Ее основная задача – обеспечить им максимальные самостоятельность и независимость при выборе профессии, способствовать разумному и осознанному самоопределению. Ребенку с инвалидностью нужно помочь в освоении доступных ему видов занятости, учитывая его предпочтения и естественные склонности.

Коррекция в целом направлена на развитие сенсомоторной базы высших функций психики (исправление недостатков внимания, восприятия, зрительно-двигательной координации, моторики пальцев рук, наглядно-действенного мышления), получение и усовершенствование навыков предметно-практической деятельности. Все это необходимо для чувственного познания действительности и адекватной социализации. Кроме того, грамотная коррекция помогает детям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями понять, что выбор профессии следует делать, основываясь на собственных возможностях и актуальных потребностях общества.

Консультативное

Обязанность педагога, работающего с детьми с инвалидностью, – консультировать их в процессе выбора факультативных занятий, кружков и спортивных секций, обучающих курсов, характера работы в исследовательской деятельности. Для реализации этого направления также можно задействовать различные внеурочные формы, а также опираться на программы школьных предметов, не забывая о междисциплинарных связях.

Один из самых продуктивных каналов профориентации подростков с ОВЗ – предмет «Технология». В основе его учебной программы лежит освоение процессов применения и преобразования различных материалов, а также информации, энергии, объектов природы и социума. Уроки технологии помогают школьникам в профессиональном самоопределении и ориентации на рынке вакансий. Их содержание рекомендуется дополнять деловыми играми (например, «Городской совет», «Совет директоров», «Ценные бумаги» и так далее). Очень полезны упражнения на принятие решения. К примеру, можно дать учащимся задание проанализировать местные СМИ (оффлайн и онлайн) на предмет трудоустройства, найти подходящие предложения и аргументировать свой выбор.

Формы профориентации для детей с ОВЗ

Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Ознакомиться с ними можно в сборниках методических материалов и авторских программах профориентации для детей с ОВЗ.

Объединяют их задачи:

ФормаЦельВремя
Просмотр тематических видеороликов, прослушивание аудиофайловОзнакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений деятельности. Определить подходящие условия труда. Привить заинтересованность в получении профессии. Подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе.10-15 минут
Беседа с представителями профессийДать возможность получить информацию о видах деятельности из первых уст. Показать положительные и отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами.30-45 минут
Экскурсия на предприятиеСформировать у учащихся представления и впечатления о видах труда в реальной среде – например, на производстве.1-1,5 часа
­День открытых дверейОзнакомить школьников с особенностями работы на предприятии либо в организации, оказывающей услуги. Дать понятие о месте компании на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду.1-1,5 часа
Тренинг по профессиональному самоопределениюОпределить сферу занятости, которая будет оптимально подходить склонностям, предпочтениям и особенностям характера каждого учащегося. Пробудить интерес к самопознанию как к необходимому для выбора профессии процессу.30-45 минут
Мастер-классПродемонстрировать практические нюансы профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников). Показать работу над проблемной творческой задачей и вовлечь учащихся в процесс ее решения.30-45 минут
Игра-квест («Ключи от профессии» или «Лабиринт профессий»)Сформировать у подростков с ОВЗ умение выбирать вид деятельности с учетом собственных физических и интеллектуальных возможностей, талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда. Привить желание работать и созидать, быть полезным, потребность задумываться над своей профессиональной самореализацией.1-1,5 часа

В результате учащиеся получают:

Подходы к профориентации для разных нозологических групп

Программа профориентационной работы с детьми с ОВЗ должна учитывать особенности ее организации и разницу в подходах зависимо от нозологий. Формы занятий для ребенка с проблемами со зрением будут существенно отличаться от тех, которые используются для школьника с глухотой. Кроме того, важно принимать во внимание наличие других особых физических и интеллектуальных потребностей каждого учащегося, опираться на уровень его общего развития.

У большинства детей с ОВЗ имеются психологические барьеры, комплексы, которые серьезно мешают им в самоопределении. Чтобы профессиональная ориентация принесла максимальный результат, нужно сглаживать или устранять их. Предлагаем ознакомиться со способами коррекции психологических особенностей, которые чаще всего наблюдаются у школьников, страдающих нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также различными соматическими заболеваниями.

Нарушения слуха

Психологические особенностиСпособы коррекции
Стремление быть похожим на окружающих, страх открыто высказывать свои мысли.Развитие самостоятельности и уверенности во взаимодействиях со сверстниками и прочими людьми. Работа над осознанием и раскрытием своей индивидуальности, умением выражать ее.
Общение исключительно с представителями своей нозологии.Внедрение в профориентационную работу элементов тимбилдинга. Проведение тренингов социально-психологической направленности, расширяющих контакты между учениками и направленных на коллективную деятельность, которая объединяет и стимулирует общение всех одноклассников.
Тревога и страх перед неудачами. Отказ от деятельности из-за боязни получить неудовлетворительный результат.Развитие уверенности в себе. Предоставление возможностей для обретения опыта успеха в работе (например, поручение трудной, но посильной задачи). Поощрение и похвала за достижение поставленной цели.
Стереотипичность мыслей и поведения (способ решения одной задачи используется и для любых других, даже когда он абсолютно не годится).Специальные упражнения на развитие креативности и принятия нестандартных решений.
Уход от споров и конфронтации.Развитие уверенности в себе и настойчивости, чтобы нежелание вступать в конфликт стало не слабохарактерностью, а положительной чертой характера. Обучение ведению дискуссии и отстаиванию своей точки зрения, чтобы побороть желание слепо подчиняться и пассивность в поведении.
Низкий уровень абстрактного мышления.Профориентационную работу надо основывать на образном материале, реальных примерах из жизни, «живых» рекомендациях. Параллельно следует стремиться развивать способность к абстрактному и понятийному мышлению. Дополнительно – подробно анализировать моральные ценности и нравственные идеалы.

Профессиональная ориентация детей с ОВЗ, которые страдают нарушениями слуха, предусматривает сопутствующее решение таких задач:

Нарушения зрения

Психологические особенностиСпособы коррекции
Ограниченность общения со здоровыми сверстниками, обусловленная сложностями в коммуникации и выстраивании отношений с ними. Недостаточность социализации.Профессиональная ориентация должна содержать элементы тимбилдинга. Еще лучше, если работа над командообразованием и организацией коллективной деятельности станет подготовкой к ней. Следует приобщать к профориентации зрячих учащихся, чтобы они помогали своим слепым или слабовидящим одоклассникам.
Трудности восприятия информации и обмена ею.Компенсация сложностей в получении и передаче информации с помощью электронных технологий (смартфоны, планшеты, ноутбуки). Проведение в рамках профориентации тренингов социально-психологической направленности для совершенствования навыков общения, формирования коммуникативной компетентности, а также развития эмоционального интеллекта.

При профессиональной ориентации детей с проблемами со зрением нужно обязательно развивать их коммуникативные навыки и воспитывать позитивное самовосприятие. Цель: достичь позиционирования себя как полноценного человека, который хочет и может учиться и трудиться (такое намерение годится для любой нозологической группы). Педагог также должен активно содействовать сплочению коллектива учащихся, в котором присутствуют слабовидящие дети, формированию в нем доброжелательных отношений и дружбы, помогать ребятам с ОВЗ адаптироваться среди сверстников. Кроме того, необходимо акцентировать внимание школьников на понимании инвалидности, прививать толерантность к физическим и интеллектуальным ограничениям не только у одноклассников, но и у других людей.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Психологические особенностиСпособы коррекции
Эмоциональная нестабильность, отсутствие стрессоустойчивости.Развитие самоконтроля, работа с эмоциями, аутотренинги.
Неудачи в коммуникации и уход от выстраивания отношений со сверстниками, обусловленные дефицитом навыков общения.Совершенствование коммуникативных навыков. Формирование уверенности в себе. Развитие умения успешно разрешать возникающие конфликты, строить доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками и другими людьми.
Проблемы с самооценкой (соотнесение себя не с реальным «Я», а с идеальным).Обучение рефлексии. Поиски адекватных путей самореализации. Развитие самостоятельности, активности внутри социума, ответственности. Это способно приблизить реальное «Я» к идеальному. Работа над ощущением эстетики и нравственными категориями, альтруизмом, стремлением к познанию. Развитие морально-волевых качеств. Тренировка предоставления качественной «обратной связи» после профориентационных занятий и тренингов.

Проблемы с эмоциональной сферой и коммуникацией, некоторые особенности интеллектуального развития чаще всего не мешают детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата иметь высокий уровень эрудиции и весьма неплохо учиться. Основываясь на сохранных функциях психики, талантах, склонностях и предпочтениях, совершенствуя навыки общения, эмоциональный интеллект, активность в социуме и творческую самостоятельность, можно восполнить дефицит личностного формирования и достичь успеха в профессиональной ориентации подростков, относящихся к этой нозологической категории. В результате им будет легче сделать выбор оптимального вида деятельности и трудоустроиться, последовательно пройдя все этапы этого процесса: анализ информации, планирование дальнейших шагов (например, обучение), освоение подходящей профессии, поиски вакансий, прохождение собеседования, адаптация в коллективе.

Соматические заболевания

Психологические особенностиСпособы коррекции и адаптации
Медленное и сложное восприятие и освоение новой информации из-за инертного мышления.Подача информации в процессе профессиональной ориентации должна быть поэтапной, доступной, дозированной, иллюстрироваться наглядными пособиями. Обязательно нужно отводить время для дискуссии и ответов на вопросы. Оказывая помощь в подборе профессии, надо учитывать инертное мышление. Предпочтительные виды деятельности – без повышенных требований к обработке крупных массивов информации.
Ослабленность нервной системы, эмоциональная лабильность, астеническое состояние, неврастения.Перед тем как приступать к профориентационному занятию, надо создать спокойную атмосферу психологической поддержки. При выборе вида деятельности желательно избегать профессий, предполагающих слишком активные контакты с людьми. Можно рекомендовать те, которые связаны с размеренной и выполняемой индивидуально работой. Вместе с тем от абсолютной самостоятельности и необходимости полноценной самоорганизации стоит отказаться (примеры: фриланс, работа над созданием проектов, руководящие должности). При астенизации нервной системы работнику нужен внешний контроль и планирование, обеспечиваемое руководством.
Сниженная работоспособность и дефицит волевых качеств, обусловленные повышенной эмоциальной и физической утомляемостью.Профориентационная работа не должна быть перегружена практическими задачами. Для занятий следует отводить сравнительно немного времени, предусматривать продолжительные перерывы между ними, а также паузы для принятия пищи и прочих потребностей. Необходимо внедрять методы восстановления трудоспособности (например, аутотренинг, техники релаксации, гимнастические упражнения). При выборе профессии желательно рекомендовать те виды деятельности, которые дают возможность работы в спокойной обстановке, без подверженности стрессу и физическому напряжению.
Чрезмерная стеснительность, патологическая застенчивость, низкая самооценка.Развитие уверенности в себе и совершенствование навыков коммуникации. Работа с коллективом учащихся над созданием психологически комфортной, дружественной атмосферы для каждого из них.

Многие патологии не имеют внешних проявлений, но вызывают значительный дискомфорт и болевой синдром у тех, кто ими страдает. В связи с этим окружающие могут не понимать и приуменьшать трудности ребенка с ОВЗ, награждая его ярлыками «симулянт» либо «лентяй», а также предъявлять к нему столь же высокие требования, как и ко всем остальным его одноклассникам. Вместо адекватной помощи в его адрес звучат лишь замечания и укоры, когда он не справляется с той или иной задачей. Такие нездоровые атмосфера и отношение способствуют появлению и углублению чувства собственной ущербности, возникновению обиды и даже злобы на сверстников и окружающих взрослых. Так как они не замечают, с какими трудностями приходится сталкиваться подростку с инвалидностью, это расценивается им как безразличие, несправедливость, излишняя придирчивость и даже враждебность. Поэтому при профессиональной ориентации детей с ОВЗ надо усиленно работать над формированием теплых, доверительных отношений, атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи, повышением командного духа. Педагог должен практиковать индивидуальный подход, прививать уважение к физическим и психологическим особенностям и отличиям каждого школьника.

Подводя итоги

Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем. Профессиональной ориентацией должны быть охвачены ученики с инвалидностью в учебных заведениях всех типов и форм собственности. Ее основная задача – определить оптимальные для подростков с ОВЗ сферы деятельности и донести до них, что лучшая работа – это та, которая соответствует их умениям и знаниям. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогу следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребенка, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *