какие учреждения были упразднены в советский период

Постановление Государственного Совета СССР от 14.11.1991 № 13

Постановление Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 года № 13 «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР»

1. Признать необходимым упразднить министерства и другие центральные органы государственного управления СССР, образованные в соответствии с Законом СССР от 1 апреля 1991 года, а также органы государственного управления при Кабинете Министров СССР согласно Приложению. Установить, что указанные органы государственного управления СССР прекращают выполнять свои управленческие функции с 1 декабря 1991 года. Работу по их упразднению завершить в срок не более двух месяцев.

2. Для проведения мероприятий, связанных с упразднением в установленном порядке министерств и ведомств СССР, образовать ликвидационные комиссии во главе с первыми заместителями министров СССР и первыми заместителями руководителей ведомств СССР, ведающими общими вопросами. Поручить указанным должностным лицам утвердить персональный состав ликвидационных комиссий.

Руководители и другие должностные лица упраздняемых министерств и ведомств СССР продолжают исполнять свои обязанности на период передачи дел с учетом сроков, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

По вопросам, требующим законодательного решения, внести предложения в установленном порядке.

4. Вопрос об урегулировании прав собственности союзного имущества, находящегося в ведении упраздняемых министерств и ведомств СССР, решается в рамках Соглашения, предусмотренного статьей 50 Договора об Экономическом сообществе.

Образовать Комиссию по рациональному использованию имущества, находящегося в ведении упраздняемых министерств и других органов государственного управления СССР.

Поручить Межгосударственному экономическому комитету (т. Силаев И.С.) к 25 ноября 1991 года подготовить и внести на рассмотрение Государственного Совета СССР предложения о составе указанной Комиссии, с включением представителей Аппарата Президента СССР и Администрации Президента РСФСР, Межгосударственного экономического комитета, Верховных Советов СССР и РСФСР, г. Москвы и Московской области.

Вопросы использования имущества министерств и ведомств СССР, находящегося на территориях республик, решаются с обязательным участием представителей этих республик.

5. Установить, что при упразднении министерств и ведомств СССР увольнение работников центрального аппарата осуществляется на условиях, предусмотренными законами СССР и РСФСР и действующими решениями Правительства СССР по реорганизации аппарата органов государственной власти и управления.

6. Упразднение органов государственного управления при Кабинете Министров СССР производится в порядке, установленном настоящим Постановлением.

7. Межгосударственному экономическому комитету создать координирующую комиссию для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с упразднением министерств и других органов государственного управления СССР, оперативно принимать решения по ним, обеспечив организованное завершение всей этой работы.

Государственный Совет СССР

Приложение к Постановлению Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г. N ГС-13

ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЗДНЯЕМЫХ МИНИСТЕРСТВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМИТЕТОВ И ДРУГИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР

Министерство авиационной промышленности

Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения

Министерство внешних экономических связей

Министерство информации и печати

Министерство нефтяной и газовой промышленности

Министерство оборонной промышленности

Министерство общего машиностроения

Министерство материальных ресурсов

Министерство природопользования и охраны окружающей среды

Министерство рыбного хозяйства

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Министерство специального строительства и монтажных работ

Министерство судостроительной промышленности

Министерство транспортного строительства

Министерство труда и социальных вопросов

Министерство угольной промышленности

Министерство электронной промышленности

Министерство электротехнической промышленности и приборостроения

Министерство химической и нефтеперерабатывающей промышленности

Комитет государственной безопасности (реорганизован)

Государственный комитет по закупкам продовольственных ресурсов

Государственный комитет по лесу

Государственный комитет по машиностроению

Государственный комитет по науке и технологиям

Государственный комитет по национальным вопросам

Государственный комитет по строительству и инвестициям

Государственный комитет по химии и биотехнологиям

Государственная военно-промышленная комиссия

Государственная топливно-энергетическая комиссия

Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям

Государственный совет по экономической реформе

Фонд государственного имущества

Пенсионный фонд (преобразуется)

Главное архивное управление

Главное управление драгоценных металлов и алмазов

Главное управление специального строительства

Высшая аттестационная комиссия

Комиссия по установлению персональных пенсий

Совет по делам религий

Комиссия по запасам полезных ископаемых

Комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (преобразуется)

Комиссия по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов (преобразуется)

Комиссия по делам Арктики и Антарктики

Комитет по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (преобразуется)

Комитет стандартизации и метрологии (преобразуется)

Комитет физической культуры и спорта

Государственное патентное агентство

Комитет геодезии и картографии

Комитет по государственным материальным резервам

Комитет легкой промышленности

Комитет архитектуры и градостроительства

Комитет по делам ветеранов и инвалидов

Комитет по информатизации

Комитет по делам молодежи

Комитет по делам семьи и женщин

Комитет по охране и реставрации памятников истории и культуры

Комитет содействия малым предприятиям и предпринимательству

Государственная инспекция по ценным бумагам

Государственный страховой надзор

Совет по иностранному туризму

Государственный фонд содействия занятости

Государственное агентство по подготовке руководящих кадров

Сохраняются в качестве межгосударственных органов управления

Министерство иностранных дел (преобразуется)

Министерство внутренних дел

Межгосударственный совет по культуре (с обособленным аппаратом)

Министерство путей сообщения

Министерство атомной энергетики и промышленности

Министерство энергетики и электрификации

Межгосударственный совет по образованию (с обособленным аппаратом)

Межгосударственный комитет по экологической безопасности

Государственный комитет по статистике

Действуют на переходный период на основе дополнительных соглашений следующие органы межгосударственного управления

Министерство морского флота

Министерство гражданской авиации

Министерство экономики и прогнозирования

Межгосударственный пенсионный резервный фонд

Источник

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть фото какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть картинку какие учреждения были упразднены в советский период. Картинка про какие учреждения были упразднены в советский период. Фото какие учреждения были упразднены в советский период

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Так вот, мы сейчас с Вами разберем органы власти, которые были в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, который образовался, как Вы помните, в 1922 году. Но сначала оформите подписку на новости сайт а!

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР. Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа. Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом. Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

народный комиссар по иностранным делам; народный комиссар по военным и морским делам; народный комиссар внешней торговли; народный комиссар путей сообщения; народный комиссар почт и телеграфов; народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции; председателя Высшего Совета Народного Хозяйства; народный комиссар труда; народный комиссар продовольствия; народный комиссар финансов.

Кто конкретно занимал все эти должности — в конце статьи! Фактически СНК — это Правительство СССР, которые должно было также исполнять законы, принимаемые ЦИКом и Съездом Советов СССР. При СНК было образовано ОГПУ — Объединенное Государственное Политическое Управление, которое заменило ВЧК — Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию («чекистов»).

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители. Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями. Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

И у Вас может возникнуть закономерный вопрос: «А кто же был главой государства СССР?». Формально СССР управлялся коллективно — Верховным Советом СССР и его Президиумом. На деле же в этот период тот кто занимал пост Председателя СНК и был главой партии ВКП (б) и являлся главой СССР. К слову, таких человека было всего три: В.И. Ленин, И.В. Сталин и Н.С. Хрущев. Во все остальные времена, пост главы партии и главы правительства (Председателя Совета Министров СССР) были разделены. Более подробную информацию о Председателях СНК (а с 1946 года — Совета Министров), вы сможете найти в конце этой статьи 🙂

Органы власти в СССР с 1957 года.

В 1957 году, действовала Конституция 1936 года. Однако Никита Сергеевич Хрущев провел реформу государственного управления, в ходе которой отраслевые Министерства были ликвидированы и заменены на территориальные Совнархозы в целях децентрализации управления промышленностью:

Кстати более подробную информацию о деятельности Хрущева можно посмотреть здесь.

Конституция 1977 года никаких изменений не в органы власти СССР не внесла. Надо только помнить, что 6 статья этой Конституции закрепила руководящую роль КПСС в СССР. Более подробно здесь о правлении Л.И. Брежнева.

Органы власти в СССР с 1988 по 1991 годы.

Ну и как обещал — таблица всех глав председателей СНК:

Глава правительстваВ должностиПартия
Председатели Совета Народных Комиссаров СССР
1Владимир Ильич Ленин6 июля 192321 января 1924РКП(б)
2Алексей Иванович Рыков2 февраля 192419 декабря 1930РКП(б) / ВКП(б)
3Вячеслав Михайлович Молотов19 декабря 19306 мая 1941ВКП(б)
4Иосиф Виссарионович Сталин6 мая 194115 марта 1946ВКП(б)
Председатели Совета Министров СССР
4Иосиф Виссарионович Сталин15 марта 19465 марта 1953ВКП(б) /
КПСС
5Георгий Максимилианович Маленков5 марта 19538 февраля 1955КПСС
6Николай Александрович Булганин8 февраля 195527 марта 1958КПСС
7Никита Сергеевич Хрущёв27 марта 195814 октября 1964КПСС
8Алексей Николаевич Косыгин15 октября 196423 октября 1980КПСС
9Николай Александрович Тихонов23 октября 198027 сентября 1985КПСС
10Николай Иванович Рыжков27 сентября 198519 января 1991КПСС
Премьер-министры СССР (руководители Кабинета Министров СССР)
11Валентин Сергеевич Павлов19 января 199122 августа 1991КПСС
Руководители Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР
12Иван Степанович Силаев6 сентября 199120 сентября 1991КПСС
Председатели Межреспубликанского экономического комитета СССР
12Иван Степанович Силаев20 сентября 199114 ноября 1991КПСС
Председатели Межгосударственного экономического комитета СССР — Премьер-министры Экономического сообщества
12Иван Степанович Силаев14 ноября 199126 декабря 1991без партии

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Источник

Органы власти в ссср

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть фото какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть картинку какие учреждения были упразднены в советский период. Картинка про какие учреждения были упразднены в советский период. Фото какие учреждения были упразднены в советский период

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом.

Более подробно смотрите мою статью о структуре власти в РФ.

Так вот, мы сейчас с Вами разберем органы власти, которые были в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, который образовался, как Вы помните, в 1922 году. Но сначала оформите подписку на новости сайта!

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР.

Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).

Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа.

Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом.

Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

народный комиссар по иностранным делам; народный комиссар по военным и морским делам; народный комиссар внешней торговли; народный комиссар путей сообщения; народный комиссар почт и телеграфов; народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции; председателя Высшего Совета Народного Хозяйства; народный комиссар труда; народный комиссар продовольствия; народный комиссар финансов.

Кто конкретно занимал все эти должности — в конце статьи! Фактически СНК — это Правительство СССР, которые должно было также исполнять законы, принимаемые ЦИКом и Съездом Советов СССР. При СНК было образовано ОГПУ — Объединенное Государственное Политическое Управление, которое заменило ВЧК — Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию («чекистов»).

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители.

Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями.

Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

И у Вас может возникнуть закономерный вопрос: «А кто же был главой государства СССР?». Формально СССР управлялся коллективно — Верховным Советом СССР и его Президиумом. На деле же в этот период тот кто занимал пост Председателя СНК и был главой партии ВКП (б) и являлся главой СССР. К слову, таких человека было всего три: В.И. Ленин, И.В. Сталин и Н.С. Хрущев. Во все остальные времена, пост главы партии и главы правительства (Председателя Совета Министров СССР) были разделены. Более подробную информацию о Председателях СНК (а с 1946 года — Совета Министров), вы сможете найти в конце этой статьи

Органы власти в ссср схема

какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть фото какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть картинку какие учреждения были упразднены в советский период. Картинка про какие учреждения были упразднены в советский период. Фото какие учреждения были упразднены в советский период

Тезис 1. Период новой экономической политики (НЭП)

Государство (с декабря 1922 г.) — Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Одновременно были утверждены принципиальные положения новой конституции.

Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум и поручила ему разработать конституцию. Для этого в январе 1923 г. была образована Конституционная комиссия.

Одновременно с комиссией ЦИК СССР в подготовке проекта Конституции СССР участвовали специально созданные комиссии ЦИК союзных республик.

Основные конституционные принципы обсуждались на XII съезде РКП(б), на пленумах ЦК, на съездах, конференциях республиканских и губернских партийных организаций.

Центральный аппарат управления

Всесоюзный съезд Советов — высший орган власти

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) — высший орган власти в периоды между съездами. Законодательные и исполнительные функции

Совет народных комиссаров (СНК) — правительство (исполнительный и распорядительный орган)

Совет труда и обороны (СТО) преобразован в Экономическое совещание

Государственная общеплановая комиссия (Гослшн)

Глава правительства — с марта 1923 г. Председатель СНК РСФСР

Органы хозяйственного управленияПереход к новой экономической политике с 1921 г. не изменил государственных структур, однако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, сократился государственный аппарат.

Но в целом сохранялись принципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г.

, нарастающими темпами начали развиваться центростремительные тенденции, что выражалось в усилении администрирования в организации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.

В итоге в течение 1929—1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:

• пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;

• увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;

• ограниченный, формальный хозрасчет;

• включение в механизм хозяйствования репрессивной системы — НКВД;

• фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.

Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государственного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсоюзы, комсомол и другие общественные организации.

VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс вопросов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации.

VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индустриализации.

Все это, наряду с другими факторами, создавало предпосылки для формирования системы всеобщего огосударствления общественной жизни, получившей впоследствии название «командно-административной».

Государственное строительствоВ это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР.

В 20—30-е годы шел непрерывный рост национальных государственных образований, перерастание менее развитых уже существующих форм национальной государственности в более развитые формы. В декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик).

В сентябре 1924 г. в него вошли Хорезмская и Бухарская республики. К декабрю 1936 г. союзных республик стало 11, а автономных — 22. Это объясняется «национально-государственным размежеванием в Средней Азии» (определение границ новых национальных образований), проходившим в 1925—1929 гг.

IIIсъезд Советов СССР (май 1925) принял в состав союзного государства Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.

Местный аппарат управления

При Центральных исполнительных комитетах автономных республик и губисполкомах — политотделы

При исполкомах всех уровней — экономические совещания

Единая судебная система

1921 г. — упразднена Всероссийская чрезвычайная комиссия

Резко сократилось число революционных трибуналов

1922 г. — создано Государственное политическое управление (ГПУ)

1923 г. — создано Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ)

Тезис 4. 30—40-е годы

Высшие органы государственной власти в СССР (стр. 1 из 3)

какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть фото какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть картинку какие учреждения были упразднены в советский период. Картинка про какие учреждения были упразднены в советский период. Фото какие учреждения были упразднены в советский период

федеральное агентство по образованию

К
афедра документоведения

РЕФЕРАТ

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР

Октябрьский переворот 1917 г., нацеленный на коренной слом старого государственного аппарата, на приобщение к его деятельности широких трудящихся масс, по форме кардинально изменил государственный аппарат. Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти.

В период между его съездами избирался ВЦИК — исполнительная власть. Для непосредственного управления страной образовано первое советское правительство — Совет Народных Комиссаров (Совнарком).

Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).

По составу новый аппарат принципиально отличался от старого: фактическое отстранение от власти бывших помещиков, дворян, представителей купечества закреплено декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Для работы в советских учреждениях были привлечены рабочие, солдаты и пр., не имеющие специального образования.

Уровень документационного обеспечения управления понизился. В то же время на своих местах оставались многие царские чиновники, саботировавшие новую власть. Председатель СНК В.И. Ленин признал, что «…культурный уровень не поднят, и поэтому бюрократы занимают старые места».

Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документирования.

С победой Октябрьской революции высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов и в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). С образованием советских республик здесь также возникли аналогичные высшие органы государственной власти — съезды Советов и ЦИКи.

С объединением республик в единое союзное государство были созданы аналогичные общесоюзные органы власти — Всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР, в союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставалась соответствующие съезды Советов и ЦИКи. Такая структура просуществовала до принятия Конституции СССР 1936 г., когда вся система Советов была перестроена.

Положение всероссийских съездов Советов в системе органов государственной власти было определено не сразу. В первом же воззвании II Всероссийского съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам съезд только конституировал себя верховным законодательным учреждением родившегося государства, закрепил появление республики Советов.

определили положение Всероссийских съездов Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Конституция РСФСР 1918 г. называет съезд Советов высшей властью. Ведению съездов подлежали вопросы общегосударственного значения и все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. е. компетенция съездов ничем ограничена не была.

Так, V Всероссийский съезд Советов (1918) утвердил первую советскую конституцию — Конституцию РСФСР; VII Всероссийский съезд Советов (1919) принял резолюцию «Об организации продовольственного дела в РСФСР» и «О Советском строительстве».

VIII Всероссийский съезд Советов (1920) обсудил план электрификации России, утвердил положения о СНК и СТО и договор между РСФСР и УССР, принял решение о сокращении численности Красной Армии.

IX Всероссийский съезд Советов ‘(1921) утвердил декрет СНК «Об электрификации», о сужении круга деятельности ВЧК, на X Всероссийском съезде Советов (1922) обсуждалось предложение о создании Союза Советских Социалистических Республик, были избраны делегаты на первый съезд Советов СССР, заслушаны доклады наркомов земледелия, просвещения, финансов. Устанавливалась при этом и исключительная компетенция съездов, к ней относились: выборы ВЦИК, ратификация мирных договоров, изменение Конституции.

Выборы в Советы и на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права; лишались избирательных прав эксплуататоры и лица, жившие на нетрудовые доходы, служители культа; были сняты все избирательные ограничения, присущие буржуазной избирательной системе.

Высшие органы государственной власти в СССР

какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть фото какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть картинку какие учреждения были упразднены в советский период. Картинка про какие учреждения были упразднены в советский период. Фото какие учреждения были упразднены в советский период

федеральное агентство по образованию

РЕФЕРАТ

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР

Октябрьский переворот 1917 г., нацеленный на коренной слом старого государственного аппарата, на приобщение к его деятельности широких трудящихся масс, по форме кардинально изменил государственный аппарат. Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти. В период между его съездами избирался ВЦИК — исполнительная власть.

Для непосредственного управления страной образовано первое советское правительство — Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).

По составу новый аппарат принципиально отличался от старого: фактическое отстранение от власти бывших помещиков, дворян, представителей купечества закреплено декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Для работы в советских учреждениях были привлечены рабочие, солдаты и пр.

, не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения управления понизился. В то же время на своих местах оставались многие царские чиновники, саботировавшие новую власть. Председатель СНК В.И. Ленин признал, что «…культурный уровень не поднят, и поэтому бюрократы занимают старые места».

Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документирования.

С победой Октябрьской революции высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов и в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). С образованием советских республик здесь также возникли аналогичные высшие органы государственной власти — съезды Советов и ЦИКи.

С объединением республик в единое союзное государство были созданы аналогичные общесоюзные органы власти — Всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР, в союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставалась соответствующие съезды Советов и ЦИКи. Такая структура просуществовала до принятия Конституции СССР 1936 г., когда вся система Советов была перестроена.

Положение всероссийских съездов Советов в системе органов государственной власти было определено не сразу. В первом же воззвании II Всероссийского съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам съезд только конституировал себя верховным законодательным учреждением родившегося государства, закрепил появление республики Советов.

Однако II Всероссийский съезд Советов не регламентировал положение и деятельность верховных государственных учреждений1. На основании практического опыта резолюция III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской республики» и затем Конституция РСФСР 1918 г.

определили положение Всероссийских съездов Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Конституция РСФСР 1918 г. называет съезд Советов высшей властью. Ведению съездов подлежали вопросы общегосударственного значения и все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. е. компетенция съездов ничем ограничена не была.

Так, V Всероссийский съезд Советов (1918) утвердил первую советскую конституцию — Конституцию РСФСР; VII Всероссийский съезд Советов (1919) принял резолюцию «Об организации продовольственного дела в РСФСР» и «О Советском строительстве».

VIII Всероссийский съезд Советов (1920) обсудил план электрификации России, утвердил положения о СНК и СТО и договор между РСФСР и УССР, принял решение о сокращении численности Красной Армии.

IX Всероссийский съезд Советов ‘(1921) утвердил декрет СНК «Об электрификации», о сужении круга деятельности ВЧК, на X Всероссийском съезде Советов (1922) обсуждалось предложение о создании Союза Советских Социалистических Республик, были избраны делегаты на первый съезд Советов СССР, заслушаны доклады наркомов земледелия, просвещения, финансов. Устанавливалась при этом и исключительная компетенция съездов, к ней относились: выборы ВЦИК, ратификация мирных договоров, изменение Конституции.

Конституция РСФСР установила, что съезды Советов созываются по решению ВЦИК не реже двух раз в год, в дальнейшем, с 1921 г., было установлено, что они созываются один раз в год2. Кроме очередных съездов в случае необходимости мог быть созван чрезвычайный (внеочередной) съезд по решению ВЦИК или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения республики.

Выборы в Советы и на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права; лишались избирательных прав эксплуататоры и лица, жившие на нетрудовые доходы, служители культа; были сняты все избирательные ограничения, присущие буржуазной избирательной системе.

Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик

какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть фото какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть картинку какие учреждения были упразднены в советский период. Картинка про какие учреждения были упразднены в советский период. Фото какие учреждения были упразднены в советский период

Глава III

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Статья 30. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.

Статья 31. Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статьи 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров CСCP и Народных Комиссариатов СССР.

Статья 32. Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.

Статья 33. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

Статья 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.

Статья 36. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года.

Статья 37. Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.

Статья 38. Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

Статья 39. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством каждой.

Статья 40. Законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и секретаря Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 41. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.

Статья 42. Совет Союза избирает председателя Совета Союза и двух его заместителей.

Статья 43. Совет Национальностей избирает председателя Совета Национальностей и двух его заместителей.

Статья 44. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.

Статья 45. Совместные заседания обеих палат Верховного Совета СССР ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

Статья 46. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик.

Статья 47. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образованной на паритетных началах.

Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяют одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах.

При отсутствии согласного решения двух палат, Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССP и назначает новые выборы.

Статья 48. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета СССР, шестнадцати его заместителей, Секретаря Президиума и 24 членов Президиума.

Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.

Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР:

а) созывает сессии Верховного Совета СССР:

б) дает толкование действующих законов СССР, издает указы;

в) распускает Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССP и назначает новые выборы;

г) производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик;

д) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров CССP и Советов Народных Комиссаров союзных республик в случае их несоответствия закону;

е) в период между сессиями. Верховного Совета СССР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров СССР по представлению председателя Совета Народных Комиссаров СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР;

ж) награждает орденами и присваивает почетные звания СССР;

з) осуществляет право помилования;

и) назначает и сменяет высшее командование вооруженных сил СССР;

к) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

л) объявляет общую и частичную мобилизацию;

м) ратифицирует международные договоры;

н) назначает и отзывает полномочных представителей СССР в иностранных государствах;

о) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

п) объявляет в отдельных местностях или по всему СССР военное положение в интересах обороны СССР или обеспечения, общественного порядка и государственной безопасности.

Статья 50. Совет Союза и Совет Национальностей избирают мандатные комиссии, которые проверяют полномочия депутатов каждой палаты.

По представлению мандатной комиссии палаты решают либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.

Статья 51. Верховный Совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.

Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Статья 52. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период, когда нет сессии Верховного Совета СССР — без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 53. По истечении полномочий или после досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом СССР нового Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 54. По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий или роспуска Верховного Совета СССР.

Статья 55. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава не позже, как через месяц после выборов.

Статья 56. Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров СССР.

Органы государственной власти и управления по Конституции 1977 г

какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть фото какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть картинку какие учреждения были упразднены в советский период. Картинка про какие учреждения были упразднены в советский период. Фото какие учреждения были упразднены в советский период

Верховный Совет СССР– высший орган государственной власти СССР, состоял из двух равноправных палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

Совет Союза – избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

Совет Национальностей – избирался по норме: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и один депутат от автономного округа.

Президиум Верховного Совета СССР –постоянно действующий орган Верховного Совета СССР, подотчетный ему и осуществляющий функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями. Избирался на совместном заседании палат в составе: Председателя, Первого заместителя Председателя, 15 заместителей и 21 члена Президиума.

Комитет народного контроля СССР –образован Верховным Советом СССР. Возглавлял систему органов контроля.

Совет Министров СССР –правительство СССР. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР. Образован Верховным Советом СССР и был ответствен и подотчетен ему.

В состав СМ СССР входили по должности председатели советов министров союзных республик.
Генеральный прокурор СССР –назначался Верховным Советом СССР. Был ответствен перед ним и ему подотчетен.

Назначал прокуроров союзных, автономных республик, краев и областей, которые были ему подотчетны.

Верховный Суд СССР –высший судебный орган СССР. Осуществлял контроль за судебной деятельностью судов СССР. Избирался Верховным Советом СССР. В состав Верховного Суда входили по должности председатели Верховных Судов Союзных республик.

Государственная властьв РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Федеральное Собрание – постоянно действующий орган законодательной власти. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Обе палаты заседают раздельно.

Президент России – глава государства, глава исполнительной власти. Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами РФ, гарант Конституции РФ.

Правительство России – орган исполнительной власти. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Временно исполняет обязанности Президента, когда тот не в состоянии их выполнять.

Судебная властьпредставлена Конституционным судом (состоит из 19 судей), Верховным судом и Высшим Арбитражным судом.

Прокуратура РФ – единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению Президента.

Совет Безопасности– организуется и возглавляется Президентом РФ.

Полномочные представители Президента РФ – назначаются и освобождаются Президентом РФ.

Счетная Палата – осуществляет контроль за выполнением федерального бюджета. Образуется Советом Федерации и Государственной Думой.

Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 5237; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Тема. Высшие органы власти и управления

какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть фото какие учреждения были упразднены в советский период. Смотреть картинку какие учреждения были упразднены в советский период. Картинка про какие учреждения были упразднены в советский период. Фото какие учреждения были упразднены в советский период

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 25Следующая ⇒

Структура высших органов власти и управления была установлена II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 года. Конституция РСФСР 1918 года полностью сохранила эту структуру.

Органы государственной власти и управления РСФСР по Конституции 1918 года

Народные комиссариаты
По внутренним деламПо делам национальностей
По иностранным деламПо финансовым делам
По военным деламПутей сообщения
По морским деламЗемледелия
ЮстицииТорговли и промышленности
ТрудаПродовольствия
Социального обеспеченияЗдравоохранения
ПросвещенияГосударственного контроля
Почт и телеграфов

К высшим органам власти относились Всероссийский съезд Советов (высший представительный орган), ВЦИК.

Делегаты Всероссийского съезда Советов избирались городскими и губернскими Советами. При этом обеспечивалось явное преимущество рабочего класса. Неравная норма представительства депутатов от разных слоев населения РСФСР сохраняла возможность единовластия большевиков на съездах и проведение предлагаемых ими решений.

К исключительной компетенции съезда Советов относились следующиевопросы:

— принятие и изменение Конституции;

— ратификация мирных договоров;

— установление, изменение границ республики;

— объявление войны и заключение мира;

— избрание ВЦИК и заслушивание отчетов о его деятельности.

Предметы ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК детально не разграничивались. ВЦИК мог самостоятельно решать все вопросы общегосударственного значения. ВЦИК считался высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК образовывал правительство – СНК.

Рабочими органами ВЦИК были Президиум, отделы и комиссии. Президиум осуществлял всю организационную работу по подготовке заседаний ВЦИК, должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

СНК осуществлял общее управление делами государства. СНК выполнял сложные функции как высший орган управления, но и имел право принимать законодательные акты.

Особым органом управления народным хозяйством и государственными финансами был созданный при СНК Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Большевики отвергли буржуазный парламентаризм и идею разделения властей. В. Ленин считал, что представительный орган должен быть и парламентарным и работающим органом государства, т. е. соединить в себе функции законодательной и исполнительной властей.

Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924 года

Общесоюзные наркоматыОбъединенные наркоматы
По иностранным деламВСНХ
По военным и морским деламФинансов
Внешней торговлиТруда
Путей сообщенияПродовольствия
Почт и телеграфовРабоче-крестьянской инспекции

Высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК СССР, а между сессиями ЦИК СССР – Президиум ЦИК.

Делегаты на Съезд Советов СССР избирались на губернских съездах Советов. Исключительному ведению съезда Советов подлежали вопросы утверждения и изменения Конституции.

ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат. Союзный Совет избирался съездом из представителей республик пропорционально численности их населения, а Совет Национальностей состоял из представителей союзных и автономных республик – по пять депутатов от каждой республики.

К ведению ЦИК СССР были отнесены законотворческая деятельность, определение полномочий Президиума ЦИК СССР и СНК СССР.

Президиум ЦИК как высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти СССР наделялся правом издавать законодательные акты, приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик.

СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР.

Ведению верховных органов подлежали:

— все вопросы внешней политики, объявление войны и заключение мира;

— прием в состав СССР новых республик;

— руководство внешней торговлей;

— установление основ и общего плана народного хозяйства:

— организация и руководство вооруженными силами;

— утверждение единого государственного бюджета СССР;

— установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства;

— установление основных законов о труде;

— отмена нарушающих Конституцию решений съездов Советов и ЦИК союзных республик.

Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1936 года

Общесоюзные наркоматыСоюзно-республиканские наркоматы
Иностранных делОбороныВнутренней торговлиВнутренних дел
Путей сообщенияВнешней торговлиПищевой промышленностиЮстиции
Водного транспортаСвязиЛесной промышленностиФинансов
Оборонной промышленностиТяжелой промышленностиЗерновых и животноводческих совхозовЗемледелия
Здравоохранения

Были внесены принципиальные изменения в систему общесоюзных государственных органов. Их система была упрощена, четко разграничена компетенция законодательной и исполнительной властей.

Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, состоящий из двух равноправных палат. Обе палаты избирались одновременно и на один и тот же срок – 4 года.

К исключительной компетенцииВерховного Совета СССР было отнесено:

— издание общесоюзных законов;

— избрание Президиума Верховного Совета СССР;

— образование СНК СССР;

— избрание Верховного суда СССР и Прокурора СССР.

Президиум Верховного Совета СССР являлся вторым высшим государственным органом страны, но он не имел права заниматься законодательной деятельностью.

Конституция предоставила ему право лишь толковать законы и принимать указы. На практике это привело к тому, что Президиум Верховного Совета СССР стал принимать указы, вносящие изменения в действующие законы, т. е.

осуществлять законотворческую деятельность вопреки Конституции.

К ведению Президиума Верховного Совета СССР относились вопросы:

— роспуска представительных органов государства;

— учреждение орденов, медалей и награждение ими;

— установление воинских званий и др.

СНК СССРвысший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР.

СНК СССР как исполнительный орган должен был проводить в жизнь законы СССР, принимать действенные меры по выполнению народно-хозяйственного плана, защищать интересы государства и охранять права граждан.

СНК СССР как распорядительный орган наделялся правом издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР.

СНК СССР лишался права принимать общесоюзные законы.

В 1946году СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР.

Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 года

Как видно, система органов власти и управления в основном осталась прежней. Были уточнены и конкретизированы полномочия центральных органов, срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в Верховный Совет СССР снизился с 23 лет до 21 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *