какие учреждения организовал с т шацкий с целью активной педагогизации среды обитания ребенка
Педагогика среды С. Т. Шацкого
Отечественный педагог С. Т. Шацкий (1878–1934) начал свою педагогическую деятельность в 1905 г. Ему принадлежит педагогическая концепция: «создать детям условия для развития их задатков и их культурное удовлетворение».
Вместе с А. У. Зеленко С. Т. Шацкий создают воспитательное учреждение «Сетлемент», начало которому положило размещение нескольких мальчиков, взятых из приюта Сущевского попечительства о бедных, в детской колонии в Щелково. Ставилась задача вовлечь детей из малообеспеченных семей, которые были предоставлены сами себе, в трудовую и культурную деятельность, приобщить к знаниям.
В летней колонии жизнь строилась на принципах совместной деятельности взрослых и детей. Объединяющим началом стал труд. Работа с детьми осенью была продолжена в городе. Были открыты клубы для подростков и детский сад. Они объединялись под общим названием «Дневной приют для приходящих детей» Сущевского попечительства для бедных. Вечерами в клубах занимались до 50 подростков, которые готовили концерты и спектакли, рисовали, лепили. Названия клубам придумывали сами дети: «Американцы», «Ландыши», «Заря», «Австралийцы» и др. К 1909 г. таких клубов было 10.
К осени 1907 г. общество «Сетлемент» («Культурный поселок») построило собственное здание, где обустроили слесарные и столярные мастерские, девочек учили рукоделию, имелась переплетная мастерская. «Сетлемент» представлял собой систему детских учреждений: детского сада, экспериментальной начальной школы, ремесленных мастерских. В советское время по подобию такого общества были созданы дворцы пионеров.
В 1911 г. на общественные средства С. Т. Шацкий в Калужской губернии открыл летную трудовую детскую колонию «Бодрая жизнь», где совместно с взрослыми трудились 60–80 детей и подростков. В основе воспитательного процесса лежали самообслуживание, самоуправление, работа в саду, огороде, на кухне, в мастерских. Самостоятельно была обустроена хлебопекарная печь, построена терраса-столовая, ледник, баня, прачечная, сушилка, разбит сад. Дети ставили спектакли, играли в футбол, издавали журнал «Наша жизнь». На втором году существовании колонии в хозяйстве появились лошадь, телега, водовозка, тарантас.
Самоуправление реализовывалось на общих собраниях. Обсуждались дела колонии, строились планы на будущее, объявляли бойкот сквернословию, оценивалась работа дежурных.
«Бодрая жизнь» явилась началом Опытной станции. В 1912 г. был разработан ее проект.
Заслугой С. Т. Шацкого является рассмотрение проблем детского коллектива и детского самоуправления. Он экспериментально объединял посильный труд и эстетическое воспитание, общественную работу и самодеятельность детского коллектива, совместный труд детей и взрослых.
Школа как центр воспитания в социальной среде: педагогика С. Т. Шацкого
Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды. Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и окружающей среды, функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.
Биография Шацкого – молодость, начало карьеры
Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.
Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».
А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и трудовой деятельности, взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития детского коллектива. Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.
Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.
«Первая опытная станция по народному образованию»
В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования. Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, читальные залы, детские сады, колонию «Бодрая жизнь». Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.
В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.
Методология Шацкого
Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.
Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.
Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения
В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% — изредка, 21% детей курит.
Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.
Цели образования и воспитания по Шацкому
Шацкий говорил о том, что цели воспитания отражают потребности государства и общества, определяются временем и пространством, но в то же время находятся в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей ребенка. На каждом этапе развития воспитатель должен создавать максимально благоприятную атмосферу для возможно полного раскрытия способностей ребенка, его духовных и физических сил. Шацкий стремился к созданию условий для творческой активности детей. По мнению ученого, школа должна учить воспитанников объединять усилия для достижения совместных целей. Особое внимание уделялось детскому самоуправлению как важному инструменту в саморегулировании детской жизнедеятельности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе достигалась благодаря сотрудничеству учителей и учеников, их доверительному отношению друг к другу, открытости коллектива к росту, инновациям, умению преодолевать неизбежно возникающие трудности. А школьная реформа, по мнению Шацкого, должна начинаться с реформы подготовки педагогов, которые должны быть способны к рефлексии, должны уметь анализировать собственные достижения и ошибки, и на основе этого анализа двигаться вперед.
Роль окружения
Условием постановки воспитательных целей должно являться макро-и микросоциальное окружение ребенка. Позитивное и негативное начало детской субкультуры должно глубоко и тщательно исследоваться школой в широком ее понимании. Так, согласно концепции Шацкого, цель воспитания соотносится с целями социального окружения, в котором осуществляется педагогический процесс. Строительным материалом для обучения и воспитания служит позитивный элемент в детской субкультуре. Подлинная школа развивает ребенка всесторонне и целостно, на первый план выдвигает трудовую, физическую, умственную, эстетическую и социальную деятельность. Важнейшая цель воспитания, как полагал Шацкий – проектирование процесса развития ребенка.
Средства образования
Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.
Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.
Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», — такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. Детский труд, по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.
Оценка деятельности педагога
Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. Иностранные педагоги, знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Педагогика среды С. Т. Шацкого. Социально-педагогические уч-режденин С. Т. Шацкого.
В эти годы проводилась исследовательская работа по изучению различных социальных институтов: семьи, печати, радио, кино и т.д. Перемены требовали глубокого анализа и четкости в соотношении семейного и общественного воспитания. В разработке основ внешнего воспитания активное участие принимали педагоги: П. П. Блонский, Е. Н. Медынский, К. И. Львов, Н. И. Иорданский, М. В. Крупенина, А. Ф. Родин, Е. А. Звягинцев.
Огромный вклад в развитие социальной педагогики в России внес С. Т. Щацкий (1878-1934), который еще в 1905 г. вместе с А. У. Зеленко создал необыкновенное воспитательное учреждение «Сеттлемент» (у нас в стране это переводилось как «Культурный поселок»), начало которому положило размещение нескольких мальчиков, взятых из приюта Сущевского попечительства о бедных, в детской колонии в Щелково. Это общество представляло собой детскую республику со своими принципами «общей жизни» детей и взрослых, законами и правилами. Это был опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении личности ребенка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма. В летней колонии жизнь строилась на принципах совместной деятельности взрослых и детей. Объединяющим началом стал труд. Работа с детьми осенью была продолжена в городе. Были открыты клубы для подростков и детский сад. Они объединялись под общим названием «Дневной приют для приходящих детей» Сущевского попечительства для бедных. Вечерами в клубах занимались до 50 подростков, которые готовили концерты и спектакли, рисовали, лепили. Названия клубам придумывали сами дети: «Американцы», «Ламдыши», «Заря», «Австралийцы» и др. К 1909г. таких клубов было 10.
К осени 1907 г. общество «Сетлемент» («Культурный поселок») построило собственное здание, где обустроили слесарные и столярные мастерские, девочек учили рукоделию, имелась переплетная мастерская. «Сетлемент» представлял собой систему детских учреждений: детского сада, экспериментальной начальной школы, ремесленных мастерских. В советское время по подобию такого общества были созданы дворцы пионеров.
До Великой Октябрьской социалистической революции Шацким также были созданы: дневной приют для приходящих детей, общество «Детский труд и отдых» в Москве, в 1911 г. в Калужской губернии Шацкий на общественные средства создал летнюю трудовую детскую колонию «Бодрая жизнь».
В основу воспитания учеников им были положены самообслуживание, самоуправление, труд (в саду, на кухне, в огороде, мастерских), в сочетании с занятиями искусства, умственной деятельностью и играми. Колония «Бодрая жизнь» стала началом Первой Опытной станции, проект которой был написан Шацким в 1912 г., а реализован в виде показательных станций Наркомпроса уже после революции в 1919-1932 гг. По сути именно у Шацкого концепция педагогики среды, адекватная уровню развития научной педагогики начала XX в., нашла свое наиболее полное воплощение.
С. Т. Шацкому, П. В. Рудневу, Н. П. Кузину принадлежит разработка теории и практическое моделирование социально-педагогической деятельности. В основу концепции и непосредственного эксперимента ими была принята, глубоко осмыслена и положена в основу учебно-воспитательной работы системно-образующая идея взаимообусловленности влияний воспитания и среды. В исследовательской программе Шацкий выдвигал задачу обеспечения связи жизненного опыта воспитанника, который он приобретает в семейном социуме, в межличностном общении с родителями, другими членами семьи, со сверстниками в детских и юношеских организациях с системой овладения интеллектуальным богатством, накопленным исторической практикой человечества.
С. Т. Шацкому принадлежит теоретическое обоснование социальной роли школы тех лет. Шацкий являлся сторонником единства школы и среды, выступал за организацию целостного воспитательного процесса в микросреде. Школа, по его мнению, является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьей, комсомольскими и другими общественными организациями. Шацкий утверждал, что создать школу, организующую вокруг вопросов воспитания силы населения и общественности, можно лишь при условии глубокого изучения социальной среды, факторов, влияющих на формирование ребенка, и умения педагогически целесообразно использовать их в практической работе.
Реализацией этой идеи и была его Опытная станция по народному образованию. Она охватывала все возрастные группы детей, включая детский сад, школу, 2 детские колонии, клубы, мастерские, детскую библиотеку и библиотеку для педагогов и воспитателей. Направлениями исследовательской работы Первой Опытной станции были:
1. Изучение экономики и быта района, где находились учебно-воспитательные учреждения станции;
2. Тщательный анализ социально-экономических и культурно-бытовыхособенностей семьи и средств воспитания ребенка;
3. Исследование различных проявлений детей в детских обществах и коллективах
Первой Опытной станцией разрабатывались и на практике проверялись организация, содержание и методы учебно-воспитательной и общественной работы советской школы. В практике и теории С. Т. Шацкого были проработаны самые основные проблемы детского коллектива, детского самоуправления, некоторые закономерности детского общества, то есть основные проблемные вопросы социальной педагогики.
Статья «Реализация педагогических идей С.Т.Шацкого сегодня в полиэтнической школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МО, г. Химки, гимназия №16 социальный педагог Колядина С.В.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ С.Т.ШАЦКОГО СЕГОДНЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ.
Подготовила Колядина С.В.,
номинация «Педагогические идеи»
Не так давно, в 2013 году педагогическая общественность отмечала 135-летие со дня рождения выдающегося педагога Станислава Теофиловича Шацкого, «революционера» педагогики начала ХХ века. С.Т.Шацкий (1878-1943) – активный строитель трудовой школы, организатор первых детских клубов в России, создатель воспитательных учреждений новаторского типа.
Его педагогическая система зарождалась в условиях обострения противоречий в российском обществе, накануне революций. Сегодня наблюдается поляризация общества, растет число «трудных» подростков, детей, воспитывающихся в неполных, конфликтных семьях и детей из «группы риска», и поэтому изучение педагогического наследия великого педагога – актуальная социально-значимая задача для всех участников образовательного процесса.
Профессиональная деятельность С.Т.Шацкого началась в 1905 году и проходила в течение 12 дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.
С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году они вместе c архитектором А. У. 3еленко организуют летнюю трудовую колонию из детей «рабочей бедноты». Купец 1 гильдии, он же председатель Сущевского попечительства о бедных П.И.Прянишников предоставил свою дачу с садом и пятьюдесятью десятинами земли для организации колонии. Первые воспитанники – 14 подростков, по выражению С.Т.Шацкого, «представляли из себя «людей-животных, выпущенных на свободу»: ссоры, драки, брань, притеснение слабых, уклонения от дежурств были частыми явлениями. У педагогов возникало большое желание наказать, отругать хулиганов, но они понимали, что нужно искать другие, более действенные, необычные методы воспитания. И тогда они стали строить отношения с детьми на демократических и доверительных началах. [1 с 14].
Страницы истории:
1911 — С. Т. Шацкий создал с педагогами-энтузиастами детскую летнюю трудовую школу-колонию «Бодрая жизнь».
Первые воспитанники – 14 «трудных» жили в летней трудовой колонии. Впоследствии «Бодрая жизнь» перешла на круглогодичную работу. После революции школа-колония «Бодрая жизнь» получает статус первой опытной станции и переходит на постоянное пребывание детей. В «Бодрой жизни» проживает уже около сотни детей, еще столько же приходит на занятия из соседних деревень.
Воспитанник «Бодрой жизни» с 1911 по 1917года Иван Горячев вспоминал: «Несмотря на то, что в этом периоде колонии еще не было систематического школьного обучения (дети приезжали только на лето), С.Т. Шацкий, В.Н.Шацкая и другие педагоги дали нам обширный круг знаний природы и общественной жизни людей, научили нас трудиться, жить в коллективе, привили любовь к музыке, изобразительному искусству, научили ценить и любить песни. Я умел переплетать книги, сшил для себя ботинки, соткал на ручном станке полотно для рубашки. Работал в столярной и слесарной мастерских и самостоятельно делал изделия. Я доил коров и выпекал хлеб, выполнял обязанности повара. Кроме того, я участвовал в спектаклях, пел в хоре, лепил из глины. Все это мне очень пригодилось в жизни». [3 с 13]
С.Т.Шацкий всегда был своим человеком среди воспитанников. Он лично принимал участие в театральных постановках.
С.Т.Шацкий со своими воспитанниками
С.Т.Шацкий подходил к работе с детьми, основываясь на принципах уважения к личности ребенка и воспитывал ребят в духе коллективизма. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны педагогов.
1919 — После Октябрьского переворота школа-колония была преобразована в Первую опытную станцию Наркомата просвещения (Наркомпроса).
1923 — Построено новое деревянное здание Первой опытной станции Наркомпроса, на месте которого в 1958 году будет построен стадион «Труд».
1934 — Умер основатель школы С. Т. Шацкий. Школе было присвоено имя Шацкого, на территории школы установлен памятник Шацкому.
1941 — С началом Второй мировой войны на территории СССР педагоги и ученики школы были эвакуированы, многие старшие воспитанники школы ушли добровольцами на фронт.
1946 — Школа была восстановлена после окончания Второй мировой войны и начала учить детей сотрудников появившейся рядом Лаборатории «В» атомного проекта СССР (будущего Физико-энергетического института).
1949 — Построено новое здание школы на улице Ленина, куда был перенесён отреставрированный памятник С. Т. Шацкому.
1950-е — Построено новое здание школы на 830 мест со спортзалом и теплицей на улице Пирогова; заложен школьный сад и учебно-опытный участок.
1961 — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР школе № 1 было присвоено имя С. Т. Шацкого.
Воспитанники колонии «Бодрая жизнь» работают
на учебно-опытном участке.
«Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд… Организует жизнь и делает ее более легкой – деловое самоуправление.
Предметом особого внимания в системе воспитательной работы в МБОУ Гимназии № 16 г.Химки является ученическое самоуправление, которое относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования. В стенах нашей школы создан и стремительно развивается Совет Гимназии, председателем которого является ученица 11а класса Алиева Валерия; заместителем председателя назначена Острикова Варвара (10а класс). Заседания школьного Совета проходят еженедельно. Целями и задачами развития школьного самоуправления стали развитие лидерских качеств и ребят, формирование у них активной жизненной позиции, гражданского и национального самосознания, умений самостоятельно принимать решения, касающиеся школьной жизни. Так во время заседания школьного Совета обучающихся была выбрана инициативная группа, в результате деятельности которой появился Кодекс чести гимназистов (см. ниже).
Совет Гимназии активно обсуждает такие злободневные вопросы, как введение единой школьной формы на территории гимназии.
Еще один проект, который стал очень интересен для ребят – создание школьной газеты. Главным редактором стал ученик 9в класса Симонян Самвэл. В настоящее время проходит конкурс названий газеты. Среди желающих активистов, заинтересованных в подготовке номеров газеты – 14 человек из 6б класса и 5 человек из 9в класса. Это особенно радует, так как эти ребята ранее не проявляли особую общественную активность.
КОДЕКС ЧЕСТИ ГИМНАЗИСТОВ
1.Всегда приходи на помощь своему другу.
2. Следуй правилу: «Класс – твоя вторая семья».
3. Уважай своих учителей.
4. Ответственно относись к выполнению своих домашних заданий.
5. Здраво оценивай свои возможности.
6. Помни и уважай свою историю.
7. Веди здоровый образ жизни.
8. Думай о завтрашнем дне, просчитывай свои действия на несколько шагов вперед.
9. Сохраняй верность поставленным целям.
10. Соблюдай чистоту в школе, всегда убирай свое рабочее место.
11. Умей принимать критику.
12. Умей радоваться за других, не завидуй своему товарищу.
13. Соблюдай требования к внешнему виду и школьной форме.
14. Цени то, что имеешь.
Алиева Валерия, 11а; Острикова Варвара, 10а; Семенова Елена, 9в;
Виноградов Владислав, 9б; Алиев Фарид, 9б; Магдий Артем, 9б;
Коротков Иван, 11а; Маслеников Максим, 11а; Шумилова Дарья, 9а
Ранее методика воспитания детей носила авторитарный характер. Когда говорили, что нужно подавлять дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия, применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика С.Т.Шацкого являлась гуманной.
Эстетическое воспитание в гимназии
Укрепляет жизнь и питает эстетическое чувство – искусство.
Повторяет и приспосабливает к жизни – игра…
Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал он,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества»[3 с 35-36]. Педагог считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. «Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе. Если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах, невозможно и продуктивно работать с детьми»[3 с 267].
Кружковая деятельность в гимназии
Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки.»
С.Т. Шацкий
Внедрение современных педагогических, информационных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс гимназии.
Первые клубы для детей в России.
С.Т.Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы. Конечно, «домик в Вадковском переулке» кардинальным образом отличается от современных Дворцов и Домов пионеров. Несоизмеримы условия и размах работы, ее содержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогические принципы, применявшиеся им в работе этих внешкольных учреждений, рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно и интересно организованного труда как средства воспитания.
Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии.
Дискуссионный клуб для подростков «Луч света».
Почти два года в гимназии существует клуб для подростков. Основная цель его создания – социализация обучающихся, их личностный рост.
Задачи: помочь ребятам освоить навыки бесконфликтного общения; научить их ставить перед собой цели и достигать их; познакомить с основами конфликтологии; знать пути преодоления стрессовых ситуаций. Члены клуба неукоснительно соблюдают его правила:
1. Правило поднятой руки.
2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.
3. Критикуя, предлагать.
4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).
5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент).
6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).
7. Не навязывать свое мнение.
8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
9. Избегать поучений.
10. Сдерживать эмоции.
11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.
12. Иллюстрировать свои мысли примерами.
Клубный формат очень интересен детям, они чувствуют себя комфортно, особенно им нравится система безоценочности, чего нет на обычных уроках. Каждый раз я повторяю, что у них есть право на ошибку и любой их ответ является правильным. В дальнейшем было бы перспективно создать клуб для пап, целью которого станет укрепление семейных связей, вовлечение отцов (законных представителей) в школьную жизнь их детей.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения иноязычных учащихся в МБОУ Гимназия № 16 сегодня.
Воспитательная работа в нашей гимназии систематически и целенаправленно планируется с учетом реалий поликультурного и многонационального пространства нашего образовательного учреждения. В гимназии обучаются более 800 ребят более 16-ти национальностей.
Отсюда вывод: отделу по воспитательной работе гимназии совместно со службой социально-психологического сопровождения семьи необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие этики межнационального общения. Это позволит в дальнейшем свести к минимуму количество конфликтных ситуаций на национальной почве.
Национальная идентичность ребенка – реальность, с которой необходимо считаться не меньше, чем с его психофизиологией, знать и учитывать ее в работе.
Поскольку в работе социального педагога большое значение имеют индивидуальные беседы с учеником, групповые тренинги, работа с родителями, то конечный результат будет во многом зависеть от того, как специалист сможет расположить к себе подростка, сформировать его доверие к себе и группе. И здесь огромную роль играет знание национальных особенностей ученика, интерес социального педагога к культурным и национальным особенностям и, конечно, уважительное отношение к ним. Говоря о полиэтнических классах, где школьники принадлежат к различным национальностям и, соответственно, к различным культурам, необходимо отметить некоторую типичность черт социального и национально-психологического облика представителей некоторых общностей, знание которых оказывает огромное влияние на выстраивание доверительных отношений с консультируемыми подростками, их родителями и учителями.
Например, грузины обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства. Терпимость, такт и сотрудничество в межнациональном общении и взаимоотношениях с представителями других этнических общностей характерны для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость.
Армянская семья отличается крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко всем родственникам без исключения, огромным уважением к традициям. В отличие от других народов Кавказа и Средней Азии, большим авторитетом в Армении пользуется не только отец, но и мать. Огромен авторитет также и у бабушки. Умение относиться с уважением к другим людям высоко ценится в Армении. Они почти никогда не терпят грубости, прямого принуждения, давления.
Азербайджанцы по своему характеру любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними. В конфликтных ситуациях азербайджанцы бывают эмоционально не воздержаны и горячи, вступаются за своих земляков, даже если те не правы.
В целом народы Закавказья наделены:
высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
подчеркнуты вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
хорошей физической подготовкой и относительно слабым знанием русского языка;
стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах.
Национально-психологическими особенностями узбеков являются такие черты, как решительность, обдуманность, доверчивость, доброжелательность, отзывчивость – особенно в начальный период их пребывания в многонациональном коллективе.
В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты: он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношениях с чужими.
Для таджиков наиболее характерны такие качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, умеренно выраженная эмоциональность, спокойствие, рассудительность, определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда настороженное отношение к представителям других национальностей. Таджики честолюбивы, щедры и бескорыстны.
Как и представителям других народов Средней Азии, киргизам присуще подчеркнутое уважение и почтение к старшим.
В целом представители народов Средней Азии наделены:
практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями;
слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью;
способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия;
высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим.
В работе с детьми необходимо корректно озвучить все положительные качества этноса, к которому принадлежит собеседник.
«Я знаю, что все мужчины с Кавказа обладают с детства большой самостоятельностью, хорошей физической подготовкой, смелостью, активностью, всегда могут договориться. Не понимаю, как же это получилось, что произошло, что ты не смог сдержать себя? Я думаю, что мы сможем решить этот конфликт, и ты попытаешься проявить себя, показать с лучшей стороны, как настоящий мужчина!» [5, с.2]
Будучи в душе просветителем и гуманистом, Шацкий одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли, он развивал идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной – вот главный девиз всей педагогической деятельности С.Т.Шацкого.
Актуальность педагогических идей Шацкого сегодня.
В программе развития гимназии на период 2014-2016 гг. «Инновационное образовательное пространство для духовно-нравственного развития личности всех участников образовательного процесса» определена задача формирования инновационного образовательного пространства для духовно-нравственного развития личности всех участников образовательного процесса определена как приоритетная. Ее выполнение напрямую зависит от:
степени включенности во все сферы образовательной деятельности представителей социального окружения образовательного учреждения;
демократизации всего уклада школьной жизни, открытости, готовности к сотрудничеству;
деятельностного подхода в обучении и воспитании, осуществляемого через реальный опыт и социальную практику;
партнёрства гимназии и социума, использования ресурсов гимназии для развития социума и ресурсов социума для развития образования;
добровольного выбора учащимися социально значимой деятельности, отражающей личные взгляды и позиции как результат привлечения гимназистов к активному участию в жизни социума.
В предвоенные годы “Бодрая жизнь”, а именно ее школа, организованная С.Т.Шацким, была одной из лучших в РСФСР. В годы войны школа была разрушена. Но идеи, внесенные в преподавательскую деятельность педагогом-новатором, живы до сих пор.
Ефимова, И.Л. «Школа-колония «Бодрая жизнь», изд-во «Калининград», 2012.- 222 с.
Фомина, Л.П. «Идеи С.Т. Шацкого в современной адаптивно- развивающей школе, изд-во Санкт-Петербург, 2007.-153 с.
С.Т.Шацкий «Избранные педагогические сочинения в 2 томах, изд-во «Педагогика», 1980.- с.35-36; с.267.
А.М.Кузьмичева «Первая школа Обнинска (страницы истории)», изд-во
ВНИИГМИ-ЦД, 2001.-122 с.
Научный и информационно-аналитический журнал «Ценности и смыслы», № 1 (29), 2014.-42с.
Т.Н.Лабуз, «Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения иноязычных учащихся старшей школы. Практический материал», Школа № 1190, 2016.-с.2.
С. В. Колядина «Реализация педагогических идей С.Т. Шацкого
в полиэтнической школе сегодня» Страница 22