какие указания о посте находятся в евангелии
Какие указания о посте находятся в евангелии
Где в Библии прочитать о посте? Или это просто традиция отдельных церквей?
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт.2:17). А сие: «не снесте» есть узаконение поста и воздержания» (Творения, Минск, 2003, с. 96).
Позже заповедь о посте была закреплена законодательно. Это были однодневные посты, приуроченные к определенным дням: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах.8:18-19). Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар.!»:22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан.9:3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд.8:23). Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда она человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.
Сам Спаситель освятил пост Своим примером: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф.4:1-2). О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христом перед началом Своего общественного служения. Рождественский пост также длится 40 дней.
Постящиеся люди хорошо знают, как благотворно духовное состояние человека во дни поста. Для детей (по уставу с 7 лет) пост – замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравстенному здоровью. Позже они проливают много слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими неуправляемыми желаниями.
Иисус Христос и пост
Прежде чем обратиться к учению Христа, вспомним двух святых людей, которые могут считаться образцами постников. Одна из них – пророчица Анна, дочь Фануила из колена Асирова, вместе с праведным Симеоном встретившая в Храме сорокадневного младенца Христа. Евангелист Лука сообщает, что она не отходила от Храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк.2:36).
Другой – святой Иоанн Предтеча. Его строжайшая жизнь (Мф.3:1-4; Мк.1:4-6) и его проповедь в Иудейской пустыне были обращенным к народу призывом обратиться к Богу через покаяние и пост.
А теперь мы переходим к личности нашего Господа. Отношение Христа к посту – установлению, имевшему особое значение для духовного сознания его соплеменников, — раскрывается в Евангелии двояким образом. Во-первых, из Его личного примера; во вторых – из Его учения о посте, содержащегося в Нагорной проповеди.
Когда Господь собирался выйти на Свое общественное служение, Дух Святой привел Его в пустыню, и Христос, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф.4:1-2). Сорокадневным постом, — в продолжение которого, как пишет святой Лука, Христос ничего не ел, (Лк.4:2) – и молитвой Он готовился к своей проповеди. Таким образом он не только подтвердил закон о посте, но и оставил нам Свой личный пример для подражания.
Как и другие проявления духовной жизни израильтян, пост во времена земной жизни Господа выродился в формальный обычай без существенного содержания и настоящей ценности. Например, фарисеи, помимо всеобщих ежегодных постов, постились два раза в неделю (Лк. 18:12). Но они постились формально, напоказ, чтобы показаться людям постящимися, как замечал Сам Господь (Мф.6:16).
Христос отвергает такой пост и в Своей Нагорной проповеди (Мф.6:16-18) определяет, каким должен быть истинный и угодный Богу пост. Господь учит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Силу поста, который даже изгоняет бесов, и его равноценность молитве являет нам слово Господа, сказанное им ученикам, спросившим Его, почему они не могли исцелить бесноватого юношу: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк.9:29).
Три Евангелиста-синоптика сохранили для нас еще одно поучение Господа, касающееся поста (Мф.9:14-15; Мк.2:18-20, Лк.5:33-35). И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о том, что он будет необходим для Его учеников после Вознесения. И из книги Деяний мы видим, как это слово Господа исполнилось в жизни Его Апостолов и первых христиан (Деян.13:2-3;14:23).
Евангелие от Матфея. Мф. 6.16-34. О посте. Собирайте себе сокровища на небе. Уповайте на Бога.
В прошлый раз мы закончили 6-ю главу Евангелия от Матфея 15-м стихом. Мы рассмотрели молитву Господнюю «Отче наш». Сегодня продолжаем исследование с 16-го стиха, о посте:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец видящий тайное, воздаст тебе явно».
Ещё раз подчеркну, что Нагорная проповедь фактически не требует комментариев, разъяснений, здесь всё на поверхности. Здесь сила в морально-этическом плане.
«…Ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Пост – это радость. Пост – это тихая радость борьбы, потому что пост всегда заканчивается победой, если этот пост, определил Господь. Идёмте этим путём, и обязательно у нас будет победа. О посте говорит Господь в Книге пророка Исаии, 58-я глава. Мы её уже неоднократно исследовали. Эта глава говорит нам, как не следует и как нужно поститься, то есть, какой пост ждёт от нас Господь.
«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его…» Это говорит Господь к Исаии. Он говорит: есть церковь, есть «смоковница», она имеет листья, исповедует веру (листья – это исповедание веры), а плода не имеет. Она стремится к Богоединению, это тело Моё, но идёт не тем путём: путём, который указывает сатана, а не Я. «…и дому Иаковлеву – на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желая приближения к Богу:
«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Не так молятся, не так постят. Мучат душу. Не мучьте душу, а спасайте, лечите душу! «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других». И здесь ударение на словах «поста вашего». Это не тот пост, которого Я желаю. Вы боретесь с колбасой, а необходимо, чтобы вы боролись с грехом. Как говорит Иоанн Златоустый: Какая польза тебе: мяса в пост не ешь, яиц, молока не пьёшь, а пьёшь кровь брата своего?! Разве это пост для Господа? Обуздание языка, сердца и чрева – вот пост! Не начинай с чрева. Фарисей слепой, что же ты чистишь внешнюю сторону чаши: изнутри очищай!
«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё…» Что такое голова? Понимание. Чем помазать её? Елеем, а елей – это милосердие. Лицо – это есть воля. Умой его чистой водой слова Божьего, водой веры, покаяния, водой благодати, которая по вере, чтобы было оно чистое. Согласуй волю свою с волей Божьей: открой 58-ю главу Книги пророка Исаии и прочти, как нужно поститься, и так постись! И будь уверен, без плода не останешься.
Слово Божье говорит о вере живой, и не зря наибольшим приветствием в христианстве есть приветствие: «Христос воскрес!». «Воистину воскрес!» – мы должны ответить не просто устами, а сердцем, и говорить: Да, вера ожила в моём сердце; да, Христос воскрес в моём сердце! Да, я верую уже не напоказ, не традиционно, не потому, что так удобно, так принято; а я верую потому, что я вижу Бога, я ощущаю Его, я имею с Ним живые отношения. Моя вера живая, и я не играю в веру, а живу этой верой. Если ты искренен в вере – то там, на Небе будет сердце твоё; и ты будешь жить биологическим телом ещё в этом мире, а духом и душой уже в ином, уже на Небе, уже в сфере Духа Святого. Ты будешь слышать музыку небесных сфер, ты будешь иметь молитву сердца и она прорастёт глубоко в тебе, поднимется на высоту постоянной молитвы сердца. И она возрастёт в тебе на высоту постоянного Богосозерцания, на высоту предстояния перед Богом, на высоту хождения перед Богом…
«Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» И действительно, я печалюсь, что я маленький. Почему ты печалишься? Ты же от этого не вырастешь! Смирение, смирение, смирение… Учение Господнее – это учение о смирении. «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем…» (Мф. 11.29); «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не призришь, Боже» (Пс. 50.19). Смирение и надежда – это слова синонимы. Ты имеешь веру – это только начало. Начало необходимо, без этого не будет возрастания. Ты не построишь крыши без фундамента: крыши благодати, крыши любви. Вера – это фундамент, но важнее возрастание в этой вере. Необходима вера живая, на которой строятся стены надежды и которая покрывается крышей благодати и любви.
«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Я сейчас не буду раскрывать духовную символику, потому что нам важнее то, что лежит на поверхности. Здесь сливки, вершки духовные, употребим их!
«Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники…» Это язычники, идоляне служат Богу по принципу: Ты мне, я Тебе. Это идолослужение. Я прикладываю усилия – ну, и что Ты мне уже дал? Это язычество! Нет, на волю Божью в полном доверии, в абсолютной надежде подниматься к любви! Не как язычники, а ищи Царства Небесного, царства благодати, ищи царства любви, иди во имя Господне, Христа ради, а всё остальное тебе приложится. И исполнение воли Божьей, и одежда праведности, и буквальный хлеб, и буквальная одежда. «…и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом».
«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы». Вот мы и закончили исследовать 6-ю главу Евангелия от Матфея. Аминь.
ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:
* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ. ” (Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка. Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).
* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ. ” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса. Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).
Книги на украинском языке.
* НАПИШИТЕ НАМ, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.
Что сказал о посте Иисус Христос?
В этой статье я хочу ответить на следующий вопрос:
Почему в Библии Иисус нигде не говорит о том, как следует держать пост? Нет даже никакого объяснения, как держать пост. По каким «правилам» христианин должен поститься, если в Библии не упоминается об этом? Иисус не сказал не ешьте мясо, не пейте молоко и т.д., но мы именно так постимся. Какое объяснение вы можете дать мне?
Господь Иисус много говорил о посте, о том, как поститься и все эти учения записаны на страницах Нового Завета. Давайте посмотрим на некоторые из них.
Имеет значение мотивация
В известной Нагорной Проповеди, Господь Иисус поднимает самые важные стороны наших взаимоотношений с Богом, и о посте Он сказал следующее:
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Евангелие от Матфея 6:16-18)
Очень важно перед тем, как начать поститься задать вопрос, почему ты делаешь это? Чего хочешь достичь? Какова твоя мотивация? Видишь, согласно библейскому отрывку, цитируемому выше, некоторые постились, потому что так было в то время заведено, считалось, что тот кто постится, является благочестивым человеком, то есть это было своего рода измерение благочестия и некоторые делали мрачные лица, чтобы показать, какие большие усилия они прикладывают, чтобы жить благочестиво. Но, эти усилия были направлены только на то, чтобы впечатлить людей.
Правильная мотивация – когда ты постишься, чтобы показать это только перед Отцом Небесным. Также этот текст говорит, что если ты хочешь впечатлить людей, или просто поддерживаешь традицию, это и есть все, что ты достигнешь своим постом, ничего более. То есть, тебя увидели люди, может даже кто-то оценил, или просто ты поддержал традицию. Точка. Ничего более.
Неправильное отношение делает пост бессмысленным
Эта истина хорошо видна из следующего случая:
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Евангелие от Луки 18:9-14)
Фарисеи использовали свою религию, чтобы возвыситься перед другими людьми и пост был одной из частей для достижения этой цели. Богу не угоден такой пост и Он ясно говорит, что не примет его, пока человек полностью не смириться и не покается в совершенных грехах, полностью удалившись от них. Смирился ли ты, чтобы покаяться? Или постишься только для того, чтобы быть как все?
Иисус и Его ученики не практиковали не обоснованный пост
Как увидели раньше, Фарисеи привыкли поститься дважды в неделю. Ученики Иоанна Крестителя тоже переняли эту практику. Вот, какая дискуссия была однажды на эту тему:
Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. (Евангелие от Марка 2:18-22)
Этот случай описан и в других двух синоптических Евангелиях – Луки и Матфея, которые показывают некоторые интересные детали. Апостол Матфей говорит, что Иисус ответил так:
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. (Евангелие от Матфея 9:15)
Господь Иисус хотел показать, что не принимает пост, который держат только по обычаю, который стал рутиной, но принимает только обоснованный пост. Потом, в каждом из этих трех мест из Писания, где упоминается этот случай, Иисус приводит сравнение с новой заплатой к ветхой одежде и с ветхими мехами и новым вином. Этими двумя примерами Он показывает, что христианское учение, принесенное Им не является новой заплатой к старой одежде, точно также, как ветхие мехи, таких учений как фарисеев не могут держать нового и верного учения Господа Иисуса Христа. Евангелист Лука говорит, что потом Иисус еще добавил:
И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. (Евангелие от Луки 5:39)
Этим он сказал, что когда люди привыкают к традиции, они не хотят отказаться, даже если она уже и бессмысленна.
Пост необходим в проповеди Евангелия
Однажды ученики пришли к Иисусу и сказали Ему об одном одержимом, из которого они не могли изгнать нечистый дух. После того как Иисус изгнал беса и тот вышел из человека, ученики спросили Его, почему же у них не получилось сделать это.
Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда“, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Евангелие от Матфея 17:20-21)
Опять таки, ясно виден этот принцип, что пост должен иметь серьезную мотивацию, в этом случае служителям Евангелия необходимо было поститься за освобождение человека от этого беса, который мучил его.
Как видите, Иисус Христос много говорил о посте. Как теперь ты будешь поститься с сегодняшнего дня и далее?
«Также, когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры»
Продолжая Свои поучения в Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Матф. 6,16 ). Для того чтобы понять эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что в культуре и религии еврейского народа существовал особый обряд, называемый постом, который евреи тщательно соблюдали и выполняли.
Пост представлял собой временное воздержание человека от веселья, от ношения красивых одежд и украшений. Чаще всего умеренное употребление пищи и питья. Во время поста (употребляя определенную еду и питьё) человек также должен был избегать излишеств в пище, не удовлетворять свои гастрономические прихоти и аппетит вкусовым разнообразием и обилием блюд. В зависимости от своих сил, возможностей и здоровья человек мог применять полное или частичное воздержание от еды и питья.
Пост древние евреи использовали не только для усмирения страстей похотливого тела, не только для борьбы с искушениями, но и для достижения победы духа над телом, разума над глупостью, духовного начала над телесным. Но наряду с этим у древних евреев пост являлся тем отрезком жизни, во время которого нужно было поразмыслить о своих грехах, лучше познать их, осудить их и покаяться, обратившись к Богу с искренними чувствами сожаления о своей греховности. Во время поста древние евреи скорбели о греховной природе человека и оплакивали свою жалкую участь, связанную с грехопадением прародителей и с тяжестью первородного греха, повлиявшего на всё человечество. Таким образом, пост это не только сожаление о греховной природе человека, но и победа человека над грехом через искреннее покаяние.
Как видим обряд поста у древних евреев представлял собой не просто полезное воздержание от пищи и питья, но и служил для достижения духовного совершенствования человека, связанного в первую очередь с осознанием греховной природы человека и с улучшением её через искреннее покаяние в своих грехах перед Богом.
Книжники и фарисеи во время исполнения поста старались казаться истинно постящимися и благочестивыми людьми, используя для этого различные лицемерные ухищрения и приемы. Так в дни поста книжники и фарисеи надевали на себя старые ветхие одежды или носили рубище, голову посыпали пеплом и имели унылые и печальные лица. С тех давних времен и до наших дней даже сохранилась поговорка, отражающая и характеризующая выражение лиц фарисеев и книжников, которое им было свойственно во время поста. В народе так говорили о них «постные лица», точно подметив, что у фарисеев и книжников однообразно одинаковое уныло-тоскливое выражение лиц в период поста. Своей необычной одеждой, словами, манерой поведения, выражением лиц, в дни поста фарисеи хотели привлечь к себе внимание людей для того, чтобы выглядеть перед ними постящимися праведниками и точно соблюдающими предписания Божьи. И окружающие их люди, видя демонстрируемое фарисеями показное благочестие и не зная, что это всего лишь лицемерные действия, прославляли их за праведное служение Богу, воздавая им почести и похвалы. На самом деле благочестие фарисеев было мнимым, показным и ничего общего не имело с искренним раскаянием.
Именно такое ложное соблюдение поста и осудил Иисус Христос, сказав: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Иными словами Иисус Христос говорит, что истинное исполнение поста проявляется не во внешнем виде людей, выражающимся в показном унынии, мрачном выражении лица, а в искреннем сожалении о греховности человечества, в чистосердечном осуждении и покаянии своих собственных грехов перед Господом.
Истинно постящемуся человеку не нужно демонстрировать своё сожаление о грехах прилюдно, а необходимо искренне раскаяться в своих грехах и признать себя перед Богом грешным человеком, стремящимся достичь искупления своих грехов. Истинно постящийся человек стремится к исправлению греховного начала в себе самом, в людях и окружающем его мире. Ведь во время искреннего покаяния человек превозмогает свой эгоизм, побеждает свою гордыню, критически переосмысливает свою жизнь и открывает своё сердце Богу. Слова Бога, обращенные к Израилю гласят так: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» ( Иоил.2:13 ). Из этой фразы видно, что Бог учит человека заниматься не внешне показными действиями, что в данной цитате символизирует одежду, а обращаться к Богу через искренние чувства, что в данной цитате аллегорически представлено переживаниями раздираемого тяжестью грехов человеческого сердца.
И чистосердечно раскаявшись в своей греховности, человек должен обратиться к Богу, чтобы стать на путь исправления и истины. Также, как Господь предостерегает людей, делающих добрые дела, от тщеславия и гордыни за свои добрые поступки, и от раздачи милостыни напоказ, чтобы избежать восхвалений. Точно также Господь учит людей совершать пост, искренне, без лицемерия и демонстративно-показных наружных действий, так как для человека важно не показное, а искреннее служение Богу. А фарисеи и книжники за то, что показываются перед людьми постящимися, за своё мнимое благочестие «уже получают награду свою» – говорит Иисус Христос.
Под наградой, которую получают фарисеи за их лицемерие, Спаситель имеет ввиду великий закон воздаяния Божьего, о котором в Библии говорится так: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Матф.7:2 ). А в другом месте Библии об этом говорится так, Господь «воздаст каждому по делам его» ( Матф.16,27 ). То есть слова Иисуса Христа о награде, уготованной фарисеям, нужно понимать как карающее воздаяние, основанное на возвращении фарисеям их же нечестивых поступков, за которые им придется расплачиваться как за неискреннее служение Богу во время исполнения поста.
Почему же Иисус Христос осуждает фарисеев и книжников за ложное показное исполнение поста и призывает людей к искреннему служению Богу? Потому что пост, данный людям от Бога, не является простым формальным обрядом и представляет собой не только временное воздержание в еде и питье, но и духовное очищение человека. И к соблюдению поста нужно относиться с особой ответственностью, как к выполнению Богом назначенному действию.
Во время поста человек должен не только сожалеть о своей греховной природе, запятнанной, искалеченной первородным грехом, но и должен познать природу своего греха и искренним раскаянием победить грех. Во время поста человек через размышления может прийти к нужным мыслям, через смирение открыть своё сердце Богу, через чистосердечное раскаяние добиться искупления и освобождения от греха. И так как осознание своей греховности и борьбы с ней через искреннее раскаяние проходят через разум и сердце человека, то нравственное совершенствование человека не нуждается в том, чтобы его выставляли напоказ. Об этом и говорит Иисус Христос, указывая на то, что Господь в соблюдении поста ценит искренность и чистоту души человеческой.