какие указы законы связаны с деятельностью п а столыпина
Реформы Столыпина Кратко по пунктам
Таблица реформ Столыпина
Реформа | Суть | Дата |
Аграрная | Решение крестьянского вопроса | 1906-1911 |
Военная | Проведение модернизации российской армии | 1906-1907 |
Земская | Распространение земств в западных губерниях | 1911 |
Образования | Введение обязательного начального образования | 1908 |
Аграрная реформа Столыпина
Причина реформы
Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.
Цель реформы
Методы и программа
В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.
Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.
Итоги
Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.
Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.
Военная реформа Столыпина
Причина реформы
Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Цель реформы
В качестве цели были определены следующие направления военной политики:
Методы и программа
В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.
Итоги
Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.
С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.
Земская реформа Столыпина
Причина реформы
Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.
Цель реформы
Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.
Методы и программа
Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту,выступил против реформы в западных губерниях.
Итоги
Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.
Образовательная реформа Столыпина
Причина реформы
Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.
Цель реформы
Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.
Методы и программа
Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.
Итоги
Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.
За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.
Итоги реформ Столыпина
Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.
Отношение общества к проведению реформ
Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.
Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.
Реформы Столыпина. Причины, этапы и цели проведения реформ
Содержание:
П.А. Столыпин – известный государственный деятель периода правления Николая II, министр внутренних дел, председатель Совета Министров, губернатор, премьер-министр, автор ряда реформ, существенно изменивших облик Российской империи.
Причины проведения реформ
Большинство проблем не были решены из-за нерешительности власти, отказа от радикальных мер. П.А. Столыпин нацелился на продолжение курса политики С.Ю.Витте.
Аграрная реформа: этапы и цели
Период реформирования: 1906 – 1911 гг.
Проект реформы имел базовую цель – укрепление монархии. Поскольку Столыпин был монархистом и землевладельцем, опирался он на поместное дворянство. Собственность помещиков реформатор называл неприкосновенной.
Идея реформы состояла в разрушении общины, сформированной в результате реформ 1860-1880-х годов. Столыпин стремился сформировать мощную прослойку зажиточного крестьянства. На момент начала реформы общинные крестьяне стали социальной базой для революционных процессов, направленных против власти. Крестьяне применяли активные формы протеста: захваты земель, поджоги. В процессе разрушения общины, Столыпин стремился выделить и поддержать зажиточных общинников, сделать их новой опорой монархии.
План состоял в том, что из общины выйдут состоятельные, «крепкие» собственники-крестьяне, которые станут новой социальной опорой. В реальности из общины вышли и наиболее бедные крестьяне, которые хотели просто изменить образ жизни, место жительства. Они, преимущественно, продавали все, что имели зажиточным крестьянам или общине, поэтому часть земель вернулась в общинное пользование.
*Чересполосица – владение землями, «полосами», расположенными в разных местах. Это вызвано тем, что при делении земель в общине учитывали не только размер участка, но и качество земель, получить земли можно было в разных, не соединенных местах. Крестьянин по факту выхода из общины закрепил за собой эти «полосы» в разных местах.
Что удалось Столыпину?
Цель изменений
Итоги
Из общины удалось вывести около 22% крестьян
Борьба с социальной напряженностью в обществе
Некоторые действия (например, переселенческая политика) создали дополнительное социальное напряжение
Формирование новой опоры для монархии из зажиточных крестьян
Между зажиточными и бедняками наметился конфликт
Повышение производительности крестьянского труда
Производительность труда и урожайность выросли
Военная реформа: 1906-1907 гг.
Планы по модернизации армии были предприняты после неудачи в русско-японской войне. Основной шаг – создание нового Воинского устава. Основные шаги реформы:
Какие реформы еще планировал Столыпин?
Помимо реформ, по инициативе Столыпина началось массовое строительство железных дорог, приняты законы в социальной сфере (компенсационные выплаты семьям, утративших кормильца).
ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. 2.2.10. Реформы П.А.Столыпина
ЕГЭ. История. Теория по кодификатору.
2.2.10. Реформы П.А.Столыпина
Цитаты П.А.Столыпина
«Национализация страны представляется гибелью для страны»
«… сначала успокоение, затем реформы»»
«Вам, господа, нужны великие потрясения; нам — нужна великая Россия».
«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»
«Пока крестьянин беден, пока он не обладает личною земельною собственностью, пока он находится насильно в тисках общины, он останется рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы».
«Верховная власть является хранительницей идеи русского государства, она олицетворяет собой её силу и цельность, и если быть России, то лишь при усилии всех сынов её охранять, оберегать эту Власть, сковавшую Россию и оберегающую её от распада».
«Только война может погубить Россию».
Реформы П.А.Столыпина
сохранение самодержавия, государственной целостности, неприкосновенности права собственности
стабилизация в стране и аграрные преобразования, модернизация сторон общественной жизни
Аграрная реформа
Причины:
низкие показатели сельскохозяйственного производства
высокий уровень недовольства и напряжённости в стране в целом и на селе в частности
сохранение полунатурального хозяйства
Социально- экономические : укрепление крестьянских хозяйств, разрушение крестьянских общин, создание частных хозяйств в виде отрубов и хуторов, направление часть крестьян в город для работы на промышленных предприятиях.
Экономические: дальнейшее развитие сельского хозяйства
Основные мероприятия аграрной реформы:
Создание условий для выхода крестьян из общины, развитие их частной собственности на землю(указ от 9 ноября 1906 г., закон от 14 июня 1910 г.)
Отмена выкупных платежей с 1 января 1907 г.
Создание отрубов. Все находящиеся в разных местах отрезки земли соединялись в один, крестьяне выходили из общины, становились собственниками отруба, но жить продолжали в том же селе.
Создание хуторов– крестьянских хозяйств, которые находились не в деревне, а отдельно.
Расширение деятельности Крестьянского банка( был создан в 1882).Банк покупал земли и распродавал их крестьянам по льготным условиям.
Оказание помощи крестьянам на проведение аграрных мероприятий, организация учебных курсов по ведению хозяйства, направление в деревни агрономов.
Плюсы аграрной реформы:
Положено начало разрушению общины. Из общины выделилось около 1.4. части крестьянских хозяйств
Повысилась урожайность зерна
Увеличился экспорт сельскохозяйственной продукции( зерна- в 2 раза)
Усилилось кооперативное движение, развивалось мелкотоварное производство
Переселилось около 3 млн. семей
Стали больше использоваться новые виды сельскохозяйственных орудий, потребление удобрений.
Реформа стала одной из причин промышленного подъёма 1909-1913 г.
Положено начало создания фермерских хозяйств ( к 1915 г – 10 % всех хозяйств)
Минусы аграрной реформы:
Основной частью крестьянства по-прежнему были общинники
Основным сельскохозяйственным орудием оставалась соха.56 % семей даже не имели плуга.
Минеральные удобрения применялись лишь на 2% земель.
В 1911-1912 году голод охватил около 30 млн. человек.
Начался процесс поляризации на селе, изменилась структура общества. Появилось социальное недовольство, направленное уже не только против помещиков, но и против «кулаков»- бывших общинников.
Помещичье землевладение оставалось неприкосновенным.
Меры по модернизации сфер общественной жизни
Меры по поощрению промышленности. В 1906-1907 г. работало Особое совещание, которое подготовило 10 законопроектов о труде рабочих на предприятиях: правила найма рабочих, страхование несчастных случаев и болезней, продолжительность рабочего времени и др.Однако компромисса между промышленниками и рабочими не получилось.
Преобразования в политической сфере: законопроекты о свободе вероисповедания, гражданского равноправия.
Местное самоуправление. П.А.Столыпин был сторонником земского управления. Он распространял земства в те губернии, где их раньше не было. Однако этот процесс часто вызывал протест и в Думе, и в Госсовете.
Преобразования в социальной сфере: улучшение быта рабочих, установление неприкосновенности личности, признание права рабочих на участие в стачках
Реформа образования: введение обязательного начального образования, улучшение материального обеспечения народных учителей.
Преобразования в экономике. В экономической сфере правительство П.А. Столыпина одновременно решало две задачи. С одной стороны, оно расширяло правовое пространство для свободного предпринимательства. С другой, именно государство определялоправила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.
Налоговая реформа, реформа о подоходном налоге. А.П.Столыпин планировал упорядочить налоги : «Положение о поземельном и промысловом налогах»), налоговая система должна быть социально ориентированной, для этого необходимо ввести прогрессивную шкалу налогов. Устанавливалась система налоговых льгот.
Модернизация экономической инфраструктуры: строительство железнодорожных магистралей( второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога и т. д.) Активно строились шоссейные грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации.
Решение национального вопроса. П.А.Столыпин был сторонником объединения, а не разобщения народов. Предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: культуру, традиции, историю, религию и т.д.Он считал, что народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Задачей министерства должно было стать и противодействие тем, кто сеял религиозную и национальную рознь. Но планы его не были осуществлены.
Таким образом, П.А.Столыпин предполагал провести масштабные преобразования буквально во всех сферах жизни общества. Однако большая часть из них так и осталась лишь планами, не была поддержана властными структурами, да и самим императором.
Памятник П.А.Столыпину в Москве. Установлен 27 декабря 2012 г. у Дома Правительства РФ в связи со 150-летием П.А.Столыпина.
Скульпторы: А.Плоцкий, М.Плоцкий, К.Филлипов., В.Олейников и др.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Законодательную основу реализации аграрной реформы П.А. Столыпина составил ряд последовательных нормативно-правовых актов: Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» (9.11.1906 г.), Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» (14.06.1910 г.), Закон «О землеустройстве» (май 1911 г.) [3, с. 594]. Утверждение это, ставшее в историко-правовой литературе хрестоматийным, с нашей точки зрения нельзя абсолютизировать: помимо названных НПА, в целях реализации реформы были изданы и иные законодательные и подзаконные акты. Анализируя весь корпус НПА, определивший идеологию реформы и механизм ее осуществления, в процессе реализации Столыпинской политики можно выделить три ее основных периода.
Первый период, сущностной особенностью которого стал тезис о том, что каждый крестьянин мог в любое время выйти из общины и стать собственником полученной земли, связан с принятием Указа 9 ноября 1906 г.
Данный НПА был принят в порядке статьи 87 Основных законов Российской Империи. Развивая тезис, содержащийся в преамбуле, о том, что крестьяне уже имели право выхода из общины на основе Манифеста от 3 ноября 1905 г., Указ вводил серьезные изменения в правовой режим крестьянского землевладения. Ранее, ст. 165 Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий (19 февраля 1861г.) связывала момент укрепления права собственности за семейством на выделенную землю только с моментом выдела земельного участка к одному месту[1]. Следовательно, только с этого момента выделившийся домохозяин мог получить право распоряжения выкупленным участком. Указ же ввел закрепление земли за выходящим и без выдела. Согласно ему, крестьяне, вышедшие из общины, получали в личную собственность отдельных домохозяев все земли (усадебный участок и участки общинной земли), состоявшие в его постоянном пользовании (за исключением прав аренды). При условии, что если в данной общине не было переделов в последние 24 года, излишки земли отдельный домохозяин получал бесплатно. Если же переделы имели место, домохозяин обязан был заплатить общине за излишки по выкупным ценам 1861 года.
В силу ст. 4 Указа 9 ноября 1906 г. домохозяева сохраняли за собой «право пользоваться в неизменной доле» на подлежащие переделу на особых основаниях сенокосные, лесные и другие угодья, а также право участия в пользовании угодьями, таким переделам не подлежащим — выгонами, пастбищами и пр.
Осуществляя сравнительно-правовой анализ норм ст. 12 Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (19 февраля 1861г.) и норм Указа от 9 ноября, нельзя не отметить, насколько ограничены стали права общины в решении вопросов о выходе из нее с частью общинной земли. Теперь требование домохозяина закрепить за собой часть общинной земли является обязательным для общины. В силу ст. 6 Указа община обязана на сходе по приговору, принятому простым большинством голосов, в месячный срок со дня подачи заявления старосте указать участки, поступающие в личную собственность выходящего из общины домохозяина, и размер причитающейся с него доплаты.
Кроме того, на основании ст. 12 Указа каждый, закрепивший за собой в личную собственность чересполосный участок, имеет право требовать «во всякое время выдела к одному месту». Лишь в случае, когда желание выхода из общины заявляется во время общего передела, закрепление в личную собственность может быть совершено одновременно с «выделом к одному месту». Бесспорно, данная новелла должна была способствовать выделению более крупных зажиточных хозяйств. Таким образом, выходя из общины, крестьянин приобретал право на выделение земельного участка «к одному месту», на закрепление его в собственность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями правом продавать эту землю, сдавать ее в аренду и т. д. [2, c.18].
В целях финансового обеспечения реализации положений анализируемого НПА 15.11.1906 г.был принят Указ «О выдаче Крестьянским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель». По Указу отменялся введенный в 1893 г. запрет отдавать в залог частным лицам и частным обществам надельные земли [1, с. 862]. Кроме того, Положением Совета Министров от 25 ноября 1907 г. «О передаче на разрешение отделений крестьянского поземельного банка сделок по покупке земли в единоличную собственность» были расширены права местных отделений Госбанка.
Второй период развития законодательства о аграрной реформе связан с принятием Закона от 14 июня 1910 г. и характеризуется последовательным усилением единоличной собственности в ущерб прав общины. По мнению Г.Ф. Шершеневича, теперь естественный способ перехода от общинной собственности к частной не просто допускался, но и производился силой закона [4, с. 292]. В соответствии со ст. 1 Закона общества и имеющие отдельные владения селения, в которых не было общих переделов со времени наделения их землей, признаются перешедшими к подворному владению на правах частной собственности.
Новый порядок выдела отличается от положений Указа 9 ноября 1906 г. тем, что в последнем выдел производится сходом, а в случае споров, последние разрешаются в порядке примечания к ст. 12 Общего положения о крестьянах, т. е. уездным съездом. По Закону же от 14 июня выдел производится землеустроительной комиссией, которая не только производит сам выдел, но и разрешает и возникающие при этом споры, рассматривая вопрос: возможен и удобен ли обществу данный выдел?
Кроме того, Закон от 14 июня окончательно разрешил вопрос о том, кто является субъектом права на землю и воздвигнутые на ней строения: крестьянская семья, в целом, или один домохозяин. В силу ст. 47 Закона участки земли, выделенные в собственность из общинных земель, а также усадебные участки единолично принадлежат домохозяину. В тех же случаях, когда участки находятся в нераздельном владении матери и детей или нескольких лиц, не состоящих между собой в родстве по прямой нисходящей линии, они составляют общую их собственность (ст. 48).
Таким образом, идея семейного имущества была устранена, но не в полном объеме. Там, где сохранялось общинное землевладение, сомнения на этот счет сохранялись: новый закон признал личной собственностью домохозяина только усадебные участки.
Отметим также, что действие Закона о 14 июня распространялось (ст. 58) «на всех сельских обывателей, владеющих земельным наделом на правах крестьян-собственников». Таким образом, с одной стороны, действие закона не распространялось на крестьян, не владеющих наделами на правах собственности, в том числе на государственных крестьян Сибири. С другой стороны, действие закона распространялось только на надельные земли.
Третий период правовой регламентации реформы был связан с принятием Закона от 19 мая 1911 г. и характеризовался увеличением круга земель, в которых коллективные формы землевладения могут быть вопреки воле коллектива заменены единоличной собственностью и отрубным владением.
Закон о землеустройстве предусматривал возможность производства следующих землеустроительных действий:
Существенной новеллой, устраняющей препятствия для реализации данного порядка землеустройства, является положение ст. 16 Закона: аренда разверстываемых угодий не мешает разверстыванию, которое не требует согласие арендатора. Аренда просто переходит на землю, поступившую при разверстывании взамен арендованной, причем арендатору предоставляется право отказаться от арендного договора.
Важны и положения Закона (ст. 18, 19) о том, что предназначенные к разверстыванию в порядке землеустройства отдельные участки уже не подлежат размежеванию в судебном порядке, а если судебно-межевой спор уже начат, он приостанавливается на все время производства землеустроительных действий.
Закон определил и достаточно четкий регламент деятельности землеустроительных комиссий, вменяя в обязанность последним не только само производство разверстывания, но и разбор споров о размерах земельных долей, причитающихся отдельным селениям, частям селений или домохозяев, разбор споров, возникающих собственно в процессе землеустройства, в том числе, о границах, подлежащих землеустройству земель.
Содержание НПА, регламентировавших реализацию аграрной реформы П.А. Столыпина, имеет крайне важный характер. Конечно, в первую очередь, анализировавшиеся нами законы и указы четко определили стратегию и тактику реформы. Но для того, чтобы понять их истинную роль следует помнить о том, что ранее частное землевладение как в городах, так и в сельских местностях регулировалось общими нормами гражданского права, общинное землевладение крестьян — административными постановлениями, а порядок сдачи в аренду свободных государственных земель — Уставом о казенных оброчных статьях. Таким образом, именно установления 1906-1911 гг., по сути, заложили основы земельного законодательства Российской империи, которого ранее, в принципе, не существовало.
Список литературы:
[1] Озерцовский Н. Е., Цыпкин П. С. Указ. соч. С.242.[schema type=»book» name=»ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ» author=»Опилат Мария Владимировна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]