какие украшения носили викинги
Украшения суровых викингов: уникальные изделия, имеющие глубокий смысл
В VIII-XI веках на севере Европы жил народ, прослывший отличными мореходами и свирепыми завоевателями — викинги.
Они не боялись смерти, неистово сражались и покоряли новые земли, ведомые своими языческими богами.
Однако, викинги были не только яростными воителями, но и умелыми земледельцами, торговцами и искусными ремесленниками.
Все это оказало большое влияние на быт и культуру викингов. Несмотря на суровый северный нрав, им не чужда была тяга к прекрасному. Украшения являлись неотъемлемой частью жизни этого народа: витые браслеты, массивные ожерелья и подвески, шейные обручи и фибулы. Все эти изделия создавались в уникальном стиле и служили не просто украшениями, а несли глубокий смысл.
Основные элементы орнаментов викингов — это стилизованные изображения животных, растений, листьев, завитков и геометрических фигур. Помимо абстрактных сложных узоров, изделия викингов покрывали изображения героев мифов, легенд и религиозныx ритуалов.
Многие изделия носили символику богов и являлись защитными оберегами или амулетами, наделяющими силой, умом или красотой. Например, Один, главенствующий бог викингов, стремился получить как можно больше знаний. Его воплощение, два ворона и волк, обозначают память и мышление.
Бог Хеймдалль оберегал мост, ведущий в Асгард к богам. Страж держал в руках рог, который должен был оповестить о гибели богов. Рисунки моста и рога нашли широкое применение в культуре викингов.
Еще один популярный символ в украшениях скандинавов — это молот Тора, грозного бога бури. Эти амулеты надевали воины, нуждавшиеся в силе и везении. Успех в любви и красоту сулило изображение богини Фрейи с особым ожерельем брисингамен. Животное, олицетворяющее богиню, сокол.
Викинги, завоеватели новых земель, также поклонялись богам плодородия. В украшениях часто можно встретить их символы: стопу бога рыболовства Ньорда и золотого вепря, воплощение Бога Фрейра, приносящего успех в делах.
Ювелирные изделия служили не только оберегами, но и говорили о статусе владельца. Украшения носили все викинги, независимо от пола и возраста. Однако, золото и серебро носили состоятельные люди, простолюдины же делали изделия из олова и бронзы.
Еще одна функция украшений викингов — это оплата товаров. Зачастую викинги просто отрубали часть украшения, взвешивали и расплачивались ей. Отсюда появилось понятие Рубленое серебро.
Создавались украшения викингов литьем. Они вручную изготавливали восковые формы, а потом завивали в них металл. Затем воск разбивали, а металлическую заготовку тщательно полировали. Украшения декорировали позолотой или чернением. Иногда в изделиях также использовался бисер, янтарь или кость.
В наше время языческий символизм викингов утратил свое значение, но замысловатые северные орнаменты и скандинавские мотивы по-прежнему вдохновляют дизайнеров и ювелиров на создание удивительных украшений.
Все фото взяты из Интернета. Если вы являетесь правообладателем фотографий, пожалуйста, напишите мне, и я укажу авторство, либо удалю ваше фото.
Заглавная фотография — автор Hans Splinter (опубликовано под лицензией CC BY-ND 2.0).
Значение скандинавских оберегов, амулетов и талисманов
Что в первую очередь приходит в голову, когда мы говорим о древней Скандинавии? Верно, викинги – легендарные воители, покорители морей и люди, почитающие скандинавских богов. Большинство викингов прожили свою жизнь бесстрашными воинами и исследователями. Они не боялись неизвестного или смерти, потому что твердо верили, что боги защищают их. В дополнение к своей сильной вере, они носили ритуальные украшения и скандинавские амулеты, которые, по их мнению, защищали от злых сил и приносили удачу.
Из древних саг о викингах следует, что амулеты воинов действительно работали. Викинги практически не болели, хотя жили в регионе, где редко бывает солнце, но часто приходят длинные и холодные зимы. Воины этого региона сражались в боях, находясь в меньшинстве, и побеждали. Возможно ли, что отчасти секрет их успеха и выносливости заключался в талисманах?
Скандинавские обереги и амулеты – разновидности
В период викингов существовало множество мощных символов, которые изображали на скандинавских оберегах и талисманах. Это могли быть разные животные, например, волк (для защиты) или лошадь (для успеха в путешествиях).
Также на украшениях изображали знаковые фигуры скандинавской мифологии: крест троллей (амулет, защищающий человека от троллей), посох Вегвизир («путеводитель», символ, помогающий найти свой путь), паутина Вирд (она же паутина Судьбы), а также особые руны, которые взывали к мистическим силам.
Но наибольшей популярностью пользовались десять символов, которые чаще всего встречаются в рассказах, изображениях и в виде амулетов:
Эти символы иногда встречаются в виде амулетов (например, Молот Тора), а иногда в иллюстрациях к загробной жизни.
Скандинавские обереги и их значение
Для человека, не посвященного в скандинавскую культуру, сложные названия и имена богов могут даваться с трудом. И уж тем более сложно будет понять, какой амулет для чего служит. Давайте рассмотрим каждый символ более подробно, чтобы вам было проще определиться с выбором подходящего талисмана.
Иггдрасиль
Образ Мирового Древа появляется в мифологии многих древних культур как символ связи между всем и цикличностью жизни: ничто никогда не умирает, все находится в состоянии бесконечной и естественной трансформации. В финальной битве (Рагнароке), на закате богов и конце света, Иггдрасиль будет уничтожен вместе со всем вокруг, но затем возродится в новом мире.
Древо Мира – это символ вечной жизни, обновления и рождения чего-то нового.
Серебряная подвеска-оберег «Древо Жизни (перейти в каталог SUNLIGHT)
Валькнут
Валькнут (Узел павших) является символом перехода от жизни к смерти. Он служит талисманом, связывающим мир мертвых и живых. Название обычно переводится как «Узлы павших в бою» и символизирует воинов, унесенных валькириями с поля боя и попавших в Вальхаллу. Есть еще одна, менее популярная интерпретация Валькнута как символа единения времени (прошлого, настоящего и будущего).
Серебряная подвеска с ониксом (перейти в каталог SUNLIGHT)
Колесо Солнца
В норвежской религии Колесо Солнца ассоциировалось с Тором и часто вырезалось на предметах на удачу. Кузнец, например, мог вырезать Колесо на молотке, чтобы не только освятить его для своей работы, но и сделать предмет счастливым.
Колесо Солнца – символ преемственности, святости и удачи.
Эгисхъяльм
Эгисхъяльм (Шлем Ужаса) также известен как шлем Эгира, и является символом защиты и власти. Тот, кто смотрел на Эгисхъяльм, замирал от ужаса и мог быть легко побежден. Название переводится как «пугающий шлем», символ вырезали на шлемах или оружии.
Серебряный браслет-оберег «Вегвизир» (перейти в каталог SUNLIGHT)
Мьольнир
Свенторн
Свенторн (Сонный Шип) обычно изображается в виде четырех игл и является волшебным способом победы над врагом – усыпляет его. От такого сна жертва не просыпалась в течение значительного периода (или пока человек, который использовал Свенторн, не желал пробуждения врага). Оберег со Свенторном символизирует победу над злом, контроль и власть.
Гунгнир
Гунгнир (копье Одина) – символ власти, защиты и авторитета. На копье вырезаны волшебные руны, что повышает его точность и направляет враждебную армию на Одина (если враги погибнут от Гунгнира, они будут доставлены в Вальхаллу).
Корабль
Корабль викингов стал культовым для норвежской культуры по уважительной причине: он был мощным символом жизни, достатка, успешного путешествия по нашей жизни и загробной жизни. Корабль использовался норвежцами для торговли, ведения войны и погребения на протяжении веков.
Хугин и Мунин
Трискелион
Трискелион (рога Одина) — это изображение трех переплетенных рогов, символизирующих мудрость, поэтическое вдохновение и связь между ними. Кроме того, Один, наряду со многими другими его обязанностями, считался богом алкоголя и был связан с пьянством и симпосиями. Поэтому переплетенные рога также подчеркивали связь между теми, кто встречался на общих собраниях друг с другом и с Одином.
Какими бывают скандинавские талисманы
В зависимости от того, какой символ скандинавской мифологии вы выберете, можно найти талисманы и обереги разных видов. Наиболее распространенными считаются амулеты, браслеты и кольца. Чаще всего их изготавливают из серебра или дерева, отдавая дань внешнему виду настоящих украшений викингов.
Помимо изображения одного из десяти вышеупомянутых символов, талисман может быть украшен древними скандинавскими рунами, усиливающими действие оберега. Но главным условием для работающего и помогающего в нужде талисмана всегда остается вера владельца в его силы.
Какие украшения носили викинги
Викинги были в среднем на 10 сантиметров ниже современных людей. Рост мужчины составлял 172 сантиметра, а женщины – 158-160 сантиметров. Разумеется, отдельные личности могли быть значительно выше. Так, встречаются захоронения викингов, рост которых достигал 185 сантиметров. Кроме того, археологи доказали, что знатные люди в эпоху викингов были намного выше своих рабов, что объяснялось разным «качеством жизни» господ и слуг.
Изначально одежда обитавшего в северной части древней Скандинавии народа (мужчин и женщин) состояла из коротких меховых курток и штанов, мехового же головного убора и меховых сапог и перчаток.
Жившие на юге племена одевались, вероятно, по германскому образцу: в меховой плащ и куртку, сшитую из двух шкур. Для украшений пользовались янтарными бусами и зубами животных.
фото: lykosleather
Оружие и посуду делали из кремня, костей, рога и тому подобного материала.
Одежду шили из домотканой материи, но иногда и из тканей, которые привозили викинги.
Женщины носили свободное платье-рубаху с длинными широкими рукавами, а сверху надевали верхнее платье-сарафан с незашитыми боками, бретели которого закреплялись на плечах парными фибулами-брошами, а на талии такой сарафан иногда перехватывался поясом.
В те времена еще не знали пуговиц и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов.
На плечи обычно набрасывалась шаль, заколотая брошью. Среди норманнских женщин особенно были распространены скорлупообразные, кольцевидные и трехлепестковые фибулы. Основным материалом для ювелирных украшений эпохи викингов была бронза, нередко позолоченная и частично покрытая оловом или серебром. Золото – более редкий материал для «викингских» украшений.
Замужние женщины покрывали голову платком.
Мужчины одевались в короткую тунику, облегающие штаны, завязывающиеся при помощи тесемок на талии, и плащ, который закреплялся фибулой на правом плече, чтобы не стеснять движений в бою и иметь возможность в любой момент беспрепятственно обнажить меч. На талии носили кожаный ремень, часто с пряжкой и наконечником из металла.
На ногах у норманнов были башмаки из мягкой кожи, которые завязывались ремнями на икрах.
Платья скандинавов эпохи викингов – особенно парадные – отличались необыкновенной роскошью.
Исландец Эгиль Скаллагримсон получил на праздник середины зимы в подарок от одного родственника шелковый плащ, доходивший ему до пят, весь вышитый золотом и сверху донизу усаженный золотыми пуговицами. Индриди, богатый бонд из Тронхейма, всякий раз, отправляясь к королю, Олаву сыну Трюггви, одевался в красное суконное платье; на правую руку надевал тяжеловесное золотое обручье, на голову – шелковую шапку, вытканную золотом и обитую цепочкой из того же металла.
Как рассказывается в «Саге о йомсвикингах», платье одного ярла ценилось в 20 марок золота. Только на его шляпе было на 10 марок золотого шитья. На усадьбу этого ярла сделал набег викинг Буи Толстый и разграбил дом, где хранились драгоценности ярла: он взял два ящика, набитых золотом, добытым в набегах.
Как мы уже знаем, женщина занимала особое положение в норманнском обществе. Она оставалась главным человеком в усадьбе, когда муж отправлялся в викингский поход. И символом власти хозяйки двора была связка ключей, которую носили на поясе.
В дохристианское время, то есть в эпоху викингов, носили платье из шерсти и льна. Сохранились образцы одежды этого периода из ткани, вырабатывавшейся из животного волоса и растительных волокон. Встречалась грубая ткань (флоки) и нарядная, называвшаяся вадмал, а также темнополосатая ткань моренд.
Благодаря морским походам викингов скандинавы познакомились с роскошными иностранными материями. Дорогие ткани привозились также из России.
Мужчины носили преимущественно серое, коричневое или черное платье с белой или зеленой обшивкой, а женщины предпочитали более яркое. В раскопках, относящихся ко времени до эпохи викингов, найдены: туникообразная куртка с длинными рукавами, штаны с пришитыми к ним чулками и нашитыми в верхней их части петлями для продевания в них пояса.
В шлезвигских и ютландских раскопках найдены еще: полукруглый плащ из похожей на плюш материи; держащаяся на наплечниках рубаха из грубой шерстяной ткани, спускающаяся ниже колен и опоясанная длинным кожаным ремнем, шерстяные бинты и полосы, служившие для обматывания ног, кожаные башмаки на шнурах и две шапки из грубой шерсти полукруглой и цилиндрической формы.
Из северных саг и песен, охватывающих период с XI по XIII век, мы узнаем о вошедшей тогда в употребление одежде. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов, различных курток и плащей, носков, чулок, башмаков и шляп. Довольно узкая рубаха (myrta), с коротким грудным разрезом и длинными рукавами, облегала плотно шею, и ею ограничивались в домашнем обиходе. Шилась рубаха из полотна, а для конунгов и из шелковой материи; очень часто по краям делались всевозможные вышивки.
Штаны шились из полотна, сукна и мягкой кожи; поддерживались они поясом из кожи или из одинаковой со штанами материи. Длинные, зауженные книзу, штаны назывались брокер; с ними носили длинные носки и чулки. Башмаки состояли из куска кожи или шкуры, привязывавшегося к ноге ремнем.
В теплое время надевали куртки из шерстяной материи, в холодное время – из меха. Очень короткую, едва прикрывавшую бедра куртку носили представители среднего и низшего сословий.
В XI веке мужчины, подчиняясь общеевропейской моде, стали появляться в зашнурованных сбоку длинных куртках со шлейфами; длинные рукава этих курток привязывались посредством шнуров к плечам.
Плащи шили с капюшонами и длинными рукавами. С IX века они наглухо застегивались. К ним приделывалась часто маска из материи для защиты лица от холода.
Встречались также плащи, снабженные только прорезями для рук (олпа), изготовлявшиеся из волчьей и медвежьей шкуры для походов. Были еще куртки с прикрывавшим шею воротником (надо полагать, из кожи), называвшиеся биулфи и также служившие только для походов.
Фалдонами назывались плащи из меха или шерсти, которые накидывались на плечи.
Рыбачий плащ, который натягивался через голову и походил на мешок, был с обеих сторон открыт и снабжен завязками.
В праздники носили плащи, изготовленные из тонкой шерстяной или шелковой материи и украшенные вышитыми бордюрами. Из шелка шили также плащи, застегивавшиеся на плече, причем и они украшались вышивкой или мехом.
Мужчины очень любили красиво одевать своих жен и дочерей согласно их достоинству и происхождению.
Бывали отцы, находившие это столь важным, что, выдавая дочь замуж, заключали о том особенные условия, подобно исландцу Освивру. При обручении своей дочери Гудрун с Торвальдом сыном Халльдора он, в числе разных условий, выговорил для нее такое количество платьев, которое было и у других женщин равного с ней происхождения и состояния. Торвальд обещал невесте, что ни у одной женщины не будет таких прекрасных нарядов, как у нее. Гудрун же после свадьбы обнаружила такое усердие к собиранию нарядов, что не было драгоценности в западной четверти Исландии, которой не желала бы она иметь.
Головным убором всех скандинавов была низенькая, с широкими полями шляпа, скреплявшаяся узким ремешком под подбородком и изготовлявшаяся из кожи, меха или войлока. Руки прятали в холодную погоду в больших рукавицах.
Форма одежды низших сословий, несмотря на влияния моды, оставалась все той же, как и в языческие времена. Эта одежда состояла из куртки с капюшоном желтого или зеленого цвета, из полотняных штанов, зашнурованных у ступни (если не было чулок), широкополой шляпы и кожаных башмаков.
Лишь со времени влияния иноземцев на скандинавскую одежду костюм женщин стал отличаться от мужского.
Появляется длинная, иногда даже со шлейфом, рубаха с большим вырезом. Женщины бедные шили такие рубахи из холста или полотна, а богатые, носившие их дома без верхнего одеяния, из шелка с роскошными вышивками по краям, причем вырез на груди прикрывался платком.
Верхнее платье, согласно германо-франкскому обычаю, плотно прилегало в верхней части тела, расходясь книзу широкими складками. Рукава были либо очень длинные, либо коротенькие. В талии платье стягивалось шнуром или кожаным поясом. На поясе женщины носили сумочку, ножи, ножницы и ключи.
Накидками служили женщинам мужские плащи, причем в суровую погоду голова прикрывалась капюшоном. Пользовались женщины такими же шляпами, башмаками и перчатками, как и мужчины.
Богатые женщины нередко еще носили нечто вроде головной повязки, покрывавшей заплетенные в косы волосы и состоявшей из цветных или вышитых золотом полотняных лент. Обвитые вокруг головы, эти ленты принимали форму то шара, то сахарной головы, то какую-либо иную фантастическую форму.
Мужчины носили длинные волосы и бороду. Только свободный мужчина и непорочная девушка носили распущенные по плечам волосы: у рабов и женщин дурного поведения они обрезались.
На Севере считались красивыми одни только белокурые волосы.
Довольно терпимо (с точки зрения красоты) относились к каштановому цвету волос. Рыжие же волосы были у любимого народного бога Тора. Поэтому неудивительно, что многие короли и знатные люди называются в сагах рыжебородыми.
Но черные волосы считались безобразными.
В сочетании со смуглой кожей и густой бородой они служили верными «признаками» колдуна или нечестного, подлого человека. Рабов обыкновенно представляли в литературе с черными волосами и смуглой кожей. Если же все-таки черноволосого человека считали красивым, в сагах это особо оговаривалось. Так, в одной саге говорится, что Сторвирк сын Старкада был прекрасен лицом, хоть и с черными волосами.
Мужчины, как мы уже говорили выше, носили длинные волосы, однако кудри почитались приличными только на голове женщин. Норвежский конунг Магнус Голоногий сын Олава Тихого имел мягкие, шелковистые волосы, падавшие ему на плечи. У викинга Броди черные волосы доходили до пояса. В конце XII века при дворах носили волосы не длиннее, как до мочки уха, гладко зачесанные; на лбу стригли их короче.
При описании красавиц никогда не забывают упомянуть длинные шелковистые волосы. Рагнар Лодброг, славный викинг, после смерти своей любимой жены Торы решил остаться вдовцом, вверил управление королевством своим сыновьям, а сам отправился в морской поход. В одно лето он прибыл в Норвегию и послал своих людей на берег испечь хлеб. Они скоро вернулись назад с подгоревшим хлебом и извинялись перед королем, говоря, что повстречали красавицу и, заглядевшись на нее, не занялись, как следовало, делом. Это была Крака, очень красивая девушка; ее длинные волосы касались земли и блестели, как светлый шелк. Она стала супругой известного викинга. Не меньшей красавицей считалась исландка Халльгерд: несмотря на высокий рост, она могла покрывать всю себя длинными волосами.
Девушки ходили с распущенными волосами; невесты заплетали их в косы; замужние, как мы уже говорили, накрывали голову повязкой, покрывалом или шапочкой.
При раскопках найдены узорчатые гребни, которыми, судя по всему, часто пользовались. Среди обнаруженных археологами предметов встречаются также ногтечистки, пинцеты, красивые тазы для умывания и зубочистки.
Есть также исторические свидетельства об использовании краски для глаз как мужчинами, так и женщинами.
Как от дохристианского периода, так и от Средних веков остались всевозможные украшения, резко отличавшиеся как по работе, так и по красоте от украшений других европейских народов. Вначале на них еще было заметно римское влияние, но затем (в эпоху викингов) они являются уже совершенно самостоятельными как по рисунку, так и по исполнению.
Оба пола носили браслеты, перстни и серьги, шейные и головные обручи, цепочки, булавки, пояса и пряжки.
Очень распространены были также разнообразные подвески. Основными типами подвесок являлись языческие и христианские амулеты, самым популярным из которых считался молот (молоточек) Тора.
Украшения служили не только для «улучшения» своей внешности, но были и демонстрацией богатства семьи.
Они имели простые формы и, как правило, соотносились с определенной весовой системой, чтобы легко было определить стоимость такого украшения. Иногда украшения разрубались пополам или на неравные части, чтобы расплатиться за услугу или товар. Конунги одаривали своих поэтов (скальдов) золотыми и серебряными обручьями за хвалебные песни.
Викинги часто носили подковообразные фибулы на правом плече как застежку для плаща. Однако постепенно такие фибулы становились способом хранения своего богатства. Некоторые образцы таких фибул, дошедшие до наших дней, могут весить до килограмма. Булавка для такой фибулы должна быть длиной до полуметра. Само собой разумеется, что носить такую булавку было невозможно, зато в качестве эквивалента богатства и денег она была просто незаменима!
Делались украшения того времени чаще всего из серебра. Тем не менее в кладах и захоронениях встречаются и золотые фибулы, обручья и гривны.
Самая красивая гривна из золота была обнаружена на острове Зеландия близ озера Тиссё. Во время весеннего сева она накрутилась на колесную ось сеялки. Это ожерелье было сплетено из толстых золотых нитей самой высокой пробы и весило (как выяснили археологи) 1900 граммов.
Русские гривны, которые тоже часто встречаются в Скандинавии, чаще всего использовались как средство оплаты, ибо имели, как правило, стандартный вес. Одновременно их часто закручивали в спирали и носили как обручья.
Боевой наряд скандинавов в прежние времена был довольно прост. Доспехом служила жесткая войлочная куртка, обшивавшаяся (по всей вероятности, в позднейшее уже время) металлическими кольцами и пластинками.
Шлемами пользовались сначала, как и у всех германских племен, только предводители. На одной из поясных пряжек нашли изображение шлема с забралом и шейным щитком. На другой такой пряжке (приписываемой периоду викингов) изображен шлем, украшенный двумя обращенными одна к другой птичьими головами, сидящими на длинных шеях.
Щит воинов древних времен был круглый или продолговатый.
В XII веке вошли в употребление кольчужные панцирные рубашки с капюшонами, штанами и перчатками.
До XI столетия скандинавскую одежду носили и даны; впрочем, датчане отдавали предпочтение черной одежде; даже на больших празднествах знатные датчане появлялись в черном шелковом одеянии. Поэтому у современных эпохе хронистов датчане называются всегда «черными». Позднее появилась и цветная одежда, и во время высадки данов в Англию на них видели белые и красные куртки.
Укрепившись в завоеванной стране и приняв христианство, датчане отказались от скандинавской одежды и облеклись в англосаксонскую.
Военным нарядом датчан был кожаный доспех, со вставленными внутрь металлическими пластинами, крепившимися к кожаному верху металлическими заклепками.
Высокий, полусферический шлем с металлическим наносником надевался на гладкий капюшон.
Почти всегда окрашенный в красный цвет щит был либо круглой, либо полулунной, фригийской формы. Вожди носили белые щиты с расписанными на них знаками-эмблемами. Эти красные, голубые, желтые и зеленые фигуры на щитах нельзя еще считать собственно гербами, но их можно рассматривать как первообразы таковых.
Оружием датчанам служили обоюдоострый меч, секира, двойной топор и лук со стрелами.