какие украшения в древности были у мордовских женщин
Какие украшения в древности были у мордовских женщин
Чехия против России. Зачем?
Чехия конкурирует с Польшей за звание главного русофоба в Восточной Европе. Не подкреплённые фактами обвинения в адрес Москвы в организации взрывов на военных складах во Врбетице, призывы чешской оппозиции возбудить уголовное дело против президента Милоша Земана за его дружественную позицию к России, дипломатическая и иная помощь националистическому киевскому режиму – это далеко не полный список деяний чешских политиков за последние несколько лет.
Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Выпуск №32. Темная сторона мировой истории
Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (продолжение)
Заместитель шефа Абверстелле-202 капитан Лозарек: «От Эрнста цу Айкерна я узнал, что Бандера
Анонс
В ноябре Россия отметит 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Несколько авторов журнала представят свои посвящения великому русскому писателю.
Кроме того, читайте в №145 стихи Петра Антропова (Латвия), Алексея Шорохова, Ивана де Монбризон (Франция), Гозели Нуралиевой (Туркменистан).
Критика и литературоведение представлены статьями Александра Кузьменкова, Инессы Ципоркиной, Владимира Спектора, Александра Медведева.
Предлагаем вашему вниманию прозу Даврона Улугмурадова (Узбекистан), Юрия Михайлова, Ильи Криштула.
Мордовский национальный костюм
В дополнениe к рассказу о возрождении чеченского и якутского национальных костюмов пришел черед рассказать и про возрождение мордовского.
Мордва – это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России и Поволжье.
История этого народа наложила отпечаток на все сферы жизни, не исключением стала и одежда.
Мордовский национальный костюм появился на заре развития этой народности среди крестьянского населения, и был наделен некоторыми характерными чертами, такими как специфические разрезы, особые ткани, специально подобранные украшения.
В создании костюма мордвы отразилась самобытность этого народа. Мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Некоторые историки считают создание костюмов такого типа вершиной рукоделия мордовских женщин.
Как правило, ткани для пошива одежды мордовские мастера изготовляли самостоятельно. Для рубах они ткали прочное плотное полотно, для верхней одежды производили сукно и шерстяные ткани. Несмотря на то, что национальная одежда была разделена на два типа, характерных для двух этнических групп, – эрзи и мокши – у нее было много объединяющих черт.
основной холст для пошива, вытканный изо льна или конопли белого цвета;
рубаха и верхняя одежда имели прямой покрой;
обязательная вышивка на отдельных элементов шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов;
в качестве украшения использовали бисер, монетки и ракушки;
лапти плелись из лыка;
для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами.
Стоит отметить, что из-за того, что костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или одеть, в зависимости от ситуации.
Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитым вкусом.
Женский национальный костюм
Особенно выделяется женский национальный костюм.
Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!
Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя.
Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.
Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны – поксты.
Мокша в качестве украшении рубахи использовали специальные полотенца – кеска руцят, их количество достигало шести штук.
Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.
Интересен тот факт, что каждая девушка-эрзя должна была изготовить такой пояс к своему совершеннолетию. И потом в течении всей жизни он был ее неотъемлемым спутником. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем.
Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую.
Также часто носили длинные, почти до колен безрукавки черного цвета, у которых на спине были многочисленные складки.
Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.
Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус.
В чем же была особенность украшений?
* большое разнообразие височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перышками, бусинками.
* молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.
* волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера.
* из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.
* нагрудные украшения восхищают своим разнообразием. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.
Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.
Эрзянки предпочитали высокие конусовидные или цилиндрические панго, а мокша носили трапециевидные чепцы. Также использовали головные полотенца или платки. Традиционно женщины не жалели украшений для того, чтобы их убор отличался красотой и разнообразием.
Мужской национальный костюм
По сравнению с женской, мужская одежда не отличалась такой красочностью и разнообразием элементов.
Мордовские мужчины во многом имели одежду подобную и русским мужчинам. Конопляная рубаха (панар) и штаны (понкст) составляли основу мордовского костюма. Для торжественных случаев одевали более изящную рубашку из тонкого льна. Панар никогда не заправляли в штаны, а носили поверх понкст, подпоясав поясом-кушаком.
Кушаку придавали большое значение. Изготовляли его из воловьей кожи, а в качестве украшения использовали пряжку из железа, бронзы или серебра. Пряжка могла быть кольцевидной или сплошной со специальным щитком для крепления к ремню.
Украшению пояса уделяли особое внимание. Камни, сложные узоры, металлические вставки были неотъемлемой частью кушака мордовского мужчины.
В летний период мужчины дополняли свой костюм еще одной рубашкой белого цвета. Мокша ее называли мушкас, а эрзя – руця. В осенне-весенний период дополняли свою одежду суконным пальто со складками сзади на талии. Также в обиходе был чапан – распашной кафтан, имеющий широкий запах и длинные рукава. Зимой надевали овчинные шубы большой длины.
В качестве головного убора мужчины использовали войлочные шляпы с короткими полями. Валяные шапки со временем сменил традиционный картуз. Летом спасались от солнца хлопковыми колпаками, а зимой согревались шапкой-ушанкой.
Как женщины, так и мужчины были обуты в лапти. Лучшим материалом был вяз или липа. В торжественных случаях мордва пользовалась сапогами из телячьей или коровьей кожи. Сапоги имели остроносую форму и складчатое голенище. Как и русские, мордва зимой пользовались войлочными валенками.
Перед тем как надеть обувь, ноги обматывали портянками. Обычно их было две пары: верхние для икр и синие для ступней. В холодный сезон поверх портянок зачастую пользовались суконными онучами. Ровные и толстые ноги, обернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки.
Детский национальный костюм
Детский костюм мордвы мало чем отличался от взрослого. Только в варианте для девочки имел гораздо меньше слоев и украшений.
Отсюда
**************************************** *****
Около трети мордовского населения проживает в Мордовии, столицей которой является город Саранск, а остальные в сопредельных областях и республиках. Так как народ территориально очень разбросан, мордовский национальный костюм можно увидеть в очень разных местах и на очень разных мероприятиях, например, во время празднования дня эрзянского языка, во время праздников Раськень Озкс и Велень Озкс, на фестивале Масторавань морот или Арта.
День эрзянского языка
Праздник Раськень Озкс
Фестиваль Масторавань морот
Фестиваль Арта
В самой Мордовии местные власти пока никаких указов и распоряжений по пoводу ношения национальной одежды на работу или в учебные заведения не давали, хотя мэр Саранска Пётр Тултаев в своё время удивил соплеменников, появившись на празднике в элегантном камзоле с мордовской вышивкой (фото сверху).
Опять же, Жерара Депардье в национальной этно-одежде тоже не каждый день и не везде встретишь.
Жерар Депардье в Саранске в мордовской рубашке. 2013 г.
Жерар Депардье в Саранске в мордовской рубашке. 2013 г.
В последнее время мордовский национальный костюм становится все более популярен у местного населения, и по какому-то торжественному случаю народ может приодеться в национальную одежду и вне рамок традиционных фестивалей и праздников.
Например, можно вспомнить карнавальное шествие, которое прошло в Саранске 16 июня перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.
Карнавальное шествие в Саранске 16 июня 2018 года перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.
Или какой-нибудь конкурс.
А еще в Мордовии есть Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова, где готовят по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и создают вот такие вот интересные современные этно-наряды.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Курсовой проект студентов отделения «Декоративно-прикладное искусство» Саранского художественного училища, автор-руководитель Галина ЛОСЕВА. 2009 г
Поскольку узоры мордовской одежды достаточно близки и узорам русской, такие платья, по-моему, вполне могли бы и в Москве носить. Не знаю, почему они до сих пор не имеют раскрученного бренда при таком то классном учебном заведении.
А камзол как у Петра Тултаева?
Оригинал взят у selyanka1 в https://selyanka1.livejournal.com/119548.html
Какие украшения в древности были у мордовских женщин
В устно-поэтическом творчестве мордвы нашли отражения различные аспекты жизнедеятельности народа. В частности, во многих фольклорных произведениях художественно обрисовывается мордовский народный костюм. Изображение одежды в них всегда включает описание украшений.
Среди украшений девушек большое место занимали различного вида накосники. Один из них представлял собой ремень с нашитыми на него с лицевой стороны медными монетами, жетонами, бляхами или пуговицами:
Солай, хорошая Солай,
Солай, пригожая Солай…
В шесть полос в вышитой рубашке,
Коса разукрашена медными монистами… 1
Для мордвы-эрзи был более типичен накосник, сделанный из бисера в виде кисти, с прикрепленными к ней лентами. Он назывался кистючка и являлся символом веселой, свободной девичьей жизни. Невеста, перед уходом в девичью баню, отдавая накосник матери, причитала:
Мое девичество – «кистючку»,
Мою волюшку – «кистючку». 2
После бани накосное украшение отдавалось младшей сестре или подруге, которые носили его до выхода замуж.
К началу ХХ в. наиболее популярным накосным украшением стали разноцветные ленты. Яркий цвет лент сравнивается в песнях с утренней зарей, солнцем:
Ой, оделась она, нарядилась,
Она вышла в черных сапожках,
Еще в платье полосами вышитом.
Как заря горят ее ленты. 3
Ленты фигурировали и в свадебном цикле. Так, перед свадьбой, в доме невесты совершался обряд расплетания косы. После него мать перевязывала невесте волосы алой лентой, при этом невеста причитывала:
Если перевяжешь, матушка,
То пошли меня, матушка,
По зеленому лугу ходить,
Желтые цветочки собирать;
Если перевяжешь матушка,
Пошли меня, матушка,
Белые цветочки рвать. 4
Из ушных украшений широко были распространены серьги. В мордовском фольклоре с ними связаны сюжеты о приобретении девушкой статуса невесты. До сих пор у мордвы существует поверие: если в уши вдевают серьги, то девушка в этом году обязательно выйдет замуж. 5 Серьги были обязательным элементом костюма невесты. Когда девушку собирали под венец, крестная мать причитала:
Подошло время тебя нарядить.
На голову повязать фату – платок,
В начале ХХ в. мордовки носили ушные подвески в виде шариков из пуха птиц, чаще всего гуся. Эти шарики вешали на колечко серьги или при помощи нитяной петли – на мочку уха.
Оделась, обулась Костина Даша,
Ноги обула – красивые, стройные,
К ушам повесила из заячьего хвоста украшенья. 7
Распространенным нагрудным украшением были разнообразные бусы. У мордвы-мокши широко бытовали фарфоровые бусы, эрзей использовались елочные позолоченные бусы.
Собрала – расчесала она голову,
Надела на себя руцю,
Нарядила шею бусами. 8
Широко использовались у мордвы наручные украшения: браслеты, кольца. В фольклорных произведениях при описании образа девушки или молодой женщины всегда отмечается, что руки ее украшены кольцами и браслетами:
На руках девушки нанизаны браслеты,
На пальцах полно колец. 9
Кольца использовались в качестве свадебных подарков. Уже во время сватовства родители жениха «метили» свою будущую сноху, одаривая ее. Свекровь или заменяющая ее родственница дарили невесте платок, серьги, кольцо и браслет. Платок надевали ей на голову, серьги вдевали в уши, кольцо – на палец. При этом свекровь пела перед снохой:
Вот дарю я тебе платок –
В уши вдеваю серьги –
На палец твой надеваю
Будь рукодельницей… 10
Таким образом, в устно-поэтическом творчестве мордовского народа в той или иной степени описываются украшения мордовских девушек.
1. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.2.-Саранск,1965.- С.153.
2. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. – Саранск, 1966. – С.144.
3. УПТМН. Т.1. – Саранск, 1963. – С.69.
6. УПТМН. Т.6.Ч.2. – Саранск, 1975. – С.193.
7. УПТМН. Т.2. – Саранск, 1965. – С.257.
8. УПТМП. Т.1. Кн.2. – Саранск, 1977. – С.134.
9. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.1. – Саранск, 1961. – С.44.
10. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. – Саранск, 1990. – С.14.
Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в.
Материал, техника:—
Размер:дл. 36 см
Место создания:—
Номер в Госкаталоге:19673761
Номер по ГИК (КП):РЭМ 8762-27702
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19807128″>
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в.
Материал, техника:—
Размер:дл. 38 см, шир. 4,5 см
Место создания:—
Номер в Госкаталоге:19673762
Номер по ГИК (КП):РЭМ 8762-27738
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в.
Материал, техника:—
Размер:дл. 34, шир. 7 см
Место создания:—
Номер в Госкаталоге:19673716
Номер по ГИК (КП):РЭМ 8762-27736
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в.
Материал, техника:—
Размер:выс. 37, шир. 28 см.
Место создания:—
Номер в Госкаталоге:24349571
Номер по ГИК (КП):РЭМ 8762-28261
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=24493878″>
Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в.
Материал, техника:нити, стекло (бисер, металл: медь
Размер:Дл.-60,0; шир.-2,3
Место создания:—
Номер в Госкаталоге:22559107
Номер по ГИК (КП):РЭМ 1255-5
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22692128″>
Ожерелье. Мордва: мокша
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
Период создания:нач.20 в.
Материал, техника:бубенцы, раковины каури, бисер, кумач, сшивание
Размер:18х17
Место создания:Республика Мордовия, Теньгушевский район, с. Шокша
Номер в Госкаталоге:7263608
Номер по ГИК (КП):КП 6668
Инвентарный номер:ДП 2261
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7410007″>
Период создания:2-я пол.19 в.
Материал, техника:медь, фарфор, стекло, серебро, волос, низание, плетение, ручное изготовление
Размер:60х40 см
Место создания:Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Кажлодка
Номер в Госкаталоге:21567679
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 2532
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21700267″>
Период создания:2-я пол.19 в.
Материал, техника:низание, плетение, пластмасса, металл, волос, бисер, обмотка, холст конопляный, стекло, нить конопляная, шитье
Размер:51х43 см. Бисерный нагрудник 26х27 см, сетка 23х43 см
Место создания:Тамбовская губерния, Спасский уезд, село Мордовский Пимбур
Номер в Госкаталоге:3179308
Номер по ГИК (КП):761
Инвентарный номер:Э 931
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Пензенский государственный краеведческий музей»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19252650″>
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Пензенский государственный краеведческий музей»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19252650″>
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16021062″>
Период создания:нач.20 в.
Материал, техника:низание, цепочки, медные пуговицы, бусы
Размер:35х5
Место создания:Россия. Республика Мордовия, Ковылкинский район, с. Гумны
Номер в Госкаталоге:5701824
Номер по ГИК (КП):4589
Инвентарный номер:ДП 1383
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи»
К низке из круглых зеленых и синих, ребристых прозрачных бус прикреплены рядами ребристые стеклянные черные и прозрачные, голубые фарфоровые бусы, два ряда цепочек. Нижний ряд состоит из металлических пуговиц и четырех белых фарфоровых пуговиц. Застежка: нитяная петля и металлическая пуговица
Украшение для косы «кистючка». Мордва-эрзя
Период создания:2-я пол.19 в.
Материал, техника:низание, плетение, металл, кумач, волос, холст конопляный, стекло, нить конопляная, шитье
Размер:21х8,5 см
Место создания:Симбирская губерния, Буинский уезд, село Малые Кармалы
Номер в Госкаталоге:3195130
Номер по ГИК (КП):494
Инвентарный номер:Э 883
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
Период создания:кон.19-нач.20 вв.
Материал, техника:стекло, бисер, низание
Размер:8,5х5,5 см
Место создания:Россия
Номер в Госкаталоге:20766915
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 583/2
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20898683″>
Период создания:кон.19-нач.20 вв.
Материал, техника:стекло, бисер, низание
Размер:11х5,5 см
Место создания:Россия
Номер в Госкаталоге:20766580
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 583/1
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20898240″>
Наушное украшение из бисера и цветных шариков «пилекше». Мордва-эрзя
Период создания:нач.20 в.
Материал, техника:нить шерстяная, бисер, стекло, нить конопляная, низание, ручное изготовление
Размер:10х4 см, диаметр помпона ок. 3 см
Место создания:Пезенская губерния, Саранский уезд, с. Кочкурово
Номер в Госкаталоге:19703689
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 477/2
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
Наушное украшение из бисера и цветных шариков «пилекше». Мордва-эрзя
Период создания:нач.20 в.
Материал, техника:нить шерстяная, бисер, стекло, нить конопляная, низание, ручное изготовление
Размер:10х4 см, диаметр помпона ок. 3 см
Место создания:Пезенская губерния, Саранский уезд, с. Кочкурово
Номер в Госкаталоге:19703319
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 477/1
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19837317″>
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Пензенский государственный краеведческий музей»
Украшение для косы «пулоцёк». Мордва-эрзя
Период создания:кон.19 в.
Материал, техника:низание, металл, золотная нить, бисер, обмотка, раковины каури, стекло, нить конопляная
Размер:11х8,5 см, диаметр кольца 2 см, диаметр пуговиц 1,1-1,2 см, длина бахромы 6 см
Место создания:Пензенская губерния, Городищенский уезд, село Вышелей
Номер в Госкаталоге:3179324
Номер по ГИК (КП):6598/4
Инвентарный номер:Э 608
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»»>
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21167270″>
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Пензенский государственный краеведческий музей»
Период создания:1930-е гг.
Материал, техника:низание, дутые бусы
Размер:Дл.- 9
Место создания:Республика Мордовия, Теньгушевский район, с. Стандрово
Номер в Госкаталоге:7263830
Номер по ГИК (КП):КП 7061/2
Инвентарный номер:ДП 2532/2
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи»
Три маленьких нити из зеленых, розовых, желтых, фиолетовых, серебристых бусин скреплены в нижней трети в виде петли
Период создания:1930-е гг.
Материал, техника:низание, алюминиевая проволока, дутые бусы, перья, ткань
Размер:Дл.- 10
Место создания:Республика Мордовия, Теньгушевский район, с. Стандрово
Номер в Госкаталоге:7263831
Номер по ГИК (КП):КП 7062/5
Инвентарный номер:ДП 2533/5
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи»
1: К металлическому каркасу в виде шпильки в верхней части крепится черное небольшое перо, круглая матерчатая основа розового цвета, на которую пришиты по кругу мелкие синие, зеленые, серебристые бусины, в центре белая пуговка с блесткой, с боку розовая, зеленая, желтая, синяя бусины. 2: Две единицы с алюминиевым каркасом, с маленькой основой и без боковых бусин. 3: Одна, состоящая из двух черных перышек, розовой ленточки, собранной в розетку и белой пуговицы в центре
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7410238″>
Период создания:нач.20 в.
Материал, техника:бисер, металл, фарфор, низание
Размер:Подвеска 4х2,7 см
Место создания:Казанская губерния, Чистопольский уезд, с. Старое Эштебенькино
Номер в Госкаталоге:20766917
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 918/2
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20898681″>
Период создания:кон. XIX в. – нач. XX в.
Материал, техника:—
Размер:дл. 41 см
Место создания:—
Номер в Госкаталоге:19673750
Номер по ГИК (КП):РЭМ 8762-27731
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Пензенский государственный краеведческий музей»
Женское поясное украшение.
Период создания:XIX в.
Материал, техника:холст, шерсть, картон, позумент, галун, бусы, бисер, ракушки, цепочка, жетоны металлические, пуговицы, ткачество, низание, плетение
Размер:55,0х32,0 см
Место создания:Среднее Поволжье (совр. Мордовская АССР, с. Новоиваново (на момент поступления))
Номер в Госкаталоге:15639379
Номер по ГИК (КП):СПМЗ КП НХТ-39486
Инвентарный номер:6594-т
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник»
В виде неравнобедренного прямоугольника, украшенного поперечными рядами низания разноцветным бисером, серебристым галуном, перламутровыми пуговицами и медными жетонами. по нижнему краю нашита бахрома с черными кистями с длинными черенками обвитыми золотистой металлической нитью, с жетонами на длинных цепочках, с металлическими пуговицами, ракушками и красными бусами. внизу две подвески на шерстяной тесьме, с четырьмя кистями на длинных черенках, с ракушками, бусами, пуговицами, аграмантом и полоской кумача на картоне.
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15755843″>
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Пензенский государственный краеведческий музей»
Период создания:1890 г.
Материал, техника:низание, плетение, нить шерстяная, металл, холст, ручное изготовление, ткань х/б, бисер, тесьма, луб, лента шелковая, шитье
Размер:19х19х21 см
Место создания:Пензенская губерния, Саранский уезд, с. Напольная Тавла
Номер в Госкаталоге:8553030
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 671
Инвентарный номер:Э 94
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
Период создания:около 1903 г.
Материал, техника:низание, плетение, металл, ткань шелковая, стекло, нить конопляная
Размер:61х4,5 см
Место создания:Пензенская губерния, Спасский уезд, село Жуковка
Номер в Госкаталоге:3179306
Номер по ГИК (КП):5150/7
Инвентарный номер:Э 103
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5274″>
Период создания:кон.19 в.
Материал, техника:нить шерстяная, бисер, бусины, лента атласная, плетение, шитье, обмотка, аппликация
Размер:22,5х92 см
Место создания:Симбирская губерния, Алатырский уезд, село Дубенки
Номер в Госкаталоге:12808703
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 8214
Инвентарный номер:Э 867
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12924139″>
Период создания:1890 г.
Материал, техника:бисер, стеклярус, стекло, нить льняная, нить шерстяная, низание, плетение
Размер:Длина нити бисера 35 см, длина украшения ок. 9 см, ширина по нижнему краю ок. 40 см
Место создания:Тамбовская губерния, Темниковский уезд, с. Лесное Ардашево
Номер в Госкаталоге:19703356
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 594
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
Кисть к поясу «Цекс».
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник»
Представляет собой плетеный узкий поясок из разноцветной шерсти, соединенный вдвое разноцветным бисером (белым и синим). Шерстяная тесьма отделана нашитыми на нее в два ряда пуговицами. На концах имеются две кисти из белого бисера и лиловой шерсти. На верху подвески имеется кисть из красной шерсти. Подвеска заканчивается шерстяной петлей из этого же пояса.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12302016″>
Пояс женский праздничный с кистью «лазне каркс». Мордва-эрзя
Период создания:нач.20 в.
Материал, техника:нить шерстяная, нить конопляная, нить металлизированная, бисер, пайетки, стекло, металл, фарфор, пластмасса, плетение на дощечках, низание, ручное изготовление
Размер:Длина сложенного вдвое пояса без кисти 126 см, кисть 21х2/7 см
Место создания:Самарская губерния, Бугульминский уезд, с. Тимяшево
Номер в Госкаталоге:14540928
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 3234/5
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
Тесьма пояса сплетена на дощечках из красных, зеленых и черных шерстяных нитей домашнего изготовления и сложена вдвое, концы на высоту 7 см обмотаны красной и зеленой шерстью и золотной нитью. На лицевую сторону нашиты медные блестки и две пуговицы. Ниже прикреплена кисть из низок бусин, скрепленных тремя витыми медными проволоками, бисера, пуговиц и кисточек из розовых, светло- и темно-зеленых шерстяных нитей с блесками на концах
Пояс женский праздничный с кистью «лазне каркс». Мордва-эрзя
Период создания:нач.20 в.
Материал, техника:нить шерстяная, нить конопляная, нить металлизированная, бисер, пайетки, стекло, металл, фарфор, пластмасса, плетение на дощечках, низание, ручное изготовление
Размер:Длина сложенного вдвое пояса без кисти 126 см, кисть 21х2/7 см
Место создания:Самарская губерния, Бугульминский уезд, с. Тимяшево
Номер в Госкаталоге:14540928
Номер по ГИК (КП):МРОКМ КП 3234/5
Инвентарный номер:—
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»
Тесьма пояса сплетена на дощечках из красных, зеленых и черных шерстяных нитей домашнего изготовления и сложена вдвое, концы на высоту 7 см обмотаны красной и зеленой шерстью и золотной нитью. На лицевую сторону нашиты медные блестки и две пуговицы. Ниже прикреплена кисть из низок бусин, скрепленных тремя витыми медными проволоками, бисера, пуговиц и кисточек из розовых, светло- и темно-зеленых шерстяных нитей с блесками на концах
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник»
Сплетенное в виде тесьмы из красной, желтой и зеленой шерсти, перегнутой пополам с нашивкой на конце разноцветных стеклянных пуговиц и нанизанного на нитку белого матового бисера. На конце одна над другой три кисти из красной и зеленой шерсти с белыми бусинками на концах.