какие умения необходимы для овладения буквами алфавитом
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ
ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ
План:
1. Научные основы методики обучения правописанию.
2. Понятие об орфограмме. Виды орфограмм.
3. Условия формирования орфографического навыка.
4. Методика работы над орфографическим правилом.
5. Методы и приемы обучения орфографии.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ
В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Современное письмосостоит из трех частей, как бы надстроенных одна над другой, — это: 1) алфавит; 2) графика; 3) орфография.
В начальных классах необходимо обучать детей всем сторонам письма в их взаимосвязи. Методика правописания не должна отрываться от букварной работы, от формирования у школьников графических умений и навыков.
В русском алфавите для передачи парных по звонкости — глухости согласных звуков имеется по две буквы для каждой пары: б— п, в— ф, г— к, д — т, ж — ш, з — с. А для пары мягкий — твердый есть лишь один знак. 15 согласных букв являются одновременно знаками двух фонем: мягкой и твердой. Любая из этих букв, например м, обозначает и твердую, и мягкую фонему (мал— мял).Фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции — соседних букв и других графических знаков.
Для овладения буквами, алфавитом необходимо:
— правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их в случаях отчетливого звучания (сильные позиции);
— правильно воспринимать, записывать все буквы;
— безошибочно соотносить их со звуками как при чтении, так и на письме.
Овладению буквами, алфавитом отводится весь первый год обучения, но от этой работы не следует отказываться и во II, III,IV классах. Овладение алфавитом обеспечивают все виды речевой деятельности школьника: восприятие звучащей речи (аудирование), чтение вслух и про себя, собственная устная речь, проговаривание, все виды письма, включая каллиграфию.
Однако знания алфавита недостаточно, надо уметь им правильно пользоваться. Этим ведает графика, определяющая правила употребления букв, правила обозначения отдельных звуков буквами и особенно их сочетаний (слоговой или позиционный принцип русской графики). Слоговой принцип графики, который называют также буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее окружения. Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: с обозначением на письме фонемы [j] и с обозначением твердости — мягкости согласных фонем. Основная проблема графики — соотношение состава фонем русского языка с составом алфавита.
Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы в реальной, звучащей речи все звуки произносились отчетливо, если бы не было так называемых позиционных чередований звуков и если бы каждому звуку речи строго соответствовала одна и та же буква.
Именно правила графики определяют, что:
—мягкость согласных обозначается следующей за ними гласной буквой (мал— мял);
— в некоторых случаях мягкость обозначается буквой ь (брат — брать);
—звук [j] обозначается буквой й, а в сочетании с гласными звуками — буквами е, ё, ю, я.
Вся система правил обозначения звучащей речи буквами, их сочетаниями усваивается детьми практически, в ходе овладения чтением и письмом. При этом не всегда идут от звука к букве (в соответствии со звуковым методом обучения грамоте), часто от буквы к звуку, от сочетания букв к сочетанию звуков. Это связано с тем, что первоклассникам трудно понять случаи, которые не подчиняются общему правилу (счёт, мыться, егои т.д.). В таких случаях чтение, т.е. путь от буквы к звуку, способствует усвоению
правописания. В связи с этим в методике следует развивать приемы, ориентирующие детей не только на модель «звук — буква», но и на модель «буква — звук».
В практической работе с учащимися нет необходимости разграничивать графические и собственно орфографические случаи, но в научных основах методики это сделать необходимо.
Правила графики в большинстве случаев не обеспечивают единообразного написания слова. Например, звучание слова город [горат]может быть обозначено буквами русского алфавита в соответствии с правилами графики по-разному: город, горад, горот, горат.Во всех четырех случаях оно будет прочитано как [горат].
Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, — это уже область орфографии, правила которой обеспечивают единообразие:
—написания родственных слов;
—обозначения грамматических форм;
—обозначения собственных имен и пр.
Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.
В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ
Вначальных классах закладываются основы грамотного письма. Современное письмосостоит из трех частей, как бы надстроенных одна над другой, — это: 1) алфавит; 2) графика; 3) орфография.
В начальных классах необходимо обучать детей всем сторонам письма в их взаимосвязи. Методика правописания не должна отрываться от букварной работы, от формирования у школьников графических умений и навыков.
В начальной школе дается понятие о буквах — графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге. Дети учатся различать буквы в разных вариантах их изображения, самостоятельно писать буквы и их сочетания. Дается понятие об алфавите как совокупности букв русского языка. Овладеть алфавитом — это значит научиться обозначать звуки буквами в простейших словах (дом, луна).
Врусском алфавите для передачи парных по звонкости — глухости согласных звуков имеется по две буквы для каждой пары: б— п, в— ф, г— к, д— т, ж — ш, з — с. А для пары мягкий — твердый есть лишь один знак. 15 согласных букв являются одновременно знаками двух фонем: мягкой и твердой. Любая из этих букв, например м, обозначает и твердую, и мягкую фонему (мал— мял).Фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции — соседних букв и других графических знаков.
Для овладения буквами, алфавитом необходимо:
— правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их в случаях отчетливого звучания (сильные позиции);
— правильно воспринимать, записывать все буквы;
— безошибочно соотносить их со звуками как при чтении, так ина письме.
Овладению буквами, алфавитом отводится весь первый год обучения, но от этой работы не следует отказываться и во II, III, IV классах. Овладение алфавитом обеспечивают все виды речевой деятельности школьника: восприятие звучащей речи (аудирование), чтение вслух и про себя, собственная устная речь, проговаривание, все виды письма, включая каллиграфию.
Однако знания алфавита недостаточно, надо уметь им правильно пользоваться. Этим ведает графика, определяющая правила употребления букв, правила обозначения отдельных звуков буквами и особенно их сочетаний (слоговой или позиционный принцип русской графики). Слоговой принцип графики, который называют также буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее окружения. Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: с обозначением на письме фонемы Ц] и с обозначением твердости — мягкости согласных фонем. Основная проблема графики — соотношение состава фонем русского языка с составом алфавита.
Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы в реальной, звучащей речи все звуки произносились отчетливо, если бы не было так называемых позиционных чередований звуков и если бы каждому звуку речи строго соответствовала одна и та же буква.
Именно правила графики определяют, что:
— мягкость согласных обозначается следующей за ними гласной буквой (мал— мял);
— в некоторых случаях мягкость обозначается буквой ь (брат — брать);
— звук Щ обозначается буквой й, а в сочетании с гласными звуками — буквами е, ё, ю, я.
правописания. В связи с этим в методике следует развивать приемы, ориентирующие детей не только на модель «звук — буква», но и на модель «буква — звук».
В практической работе с учащимися нет необходимости разграничивать графические и собственно орфографические случаи, но в научных основах методики это сделать необходимо.
Правила графики в большинстве случаев не обеспечивают единообразного написания слова. Например, звучание слова город [горят]может быть обозначено буквами русского алфавита в соответствии с правилами графики по-разному: город, горад, горот, горат.Во всех четырех случаях оно будет прочитано как [горат].
Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, — это уже область орфографии, правила которой обеспечивают единообразие:
— написания родственных слов;
— обозначения грамматических форм;
— обозначения собственных имен и пр.
Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.
В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:
1) передача буквами фонемного состава слов (морфем);
2) слитные, раздельные и дефисные написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса слов со строки на строку;
5) правила аббревиации, т.е. сокращения слов.
В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является первый: передача буквами фонемного состава слов (морфем). Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в начальных классах: правописание безударных гласных и сомнительных согласных, непроизносимых согласных.
Сколько в русском правописании разных правил, каковы отношения между ними — ответ на эти вопросы зависит от того, как объясняется ведущий принцип русской орфографии. Именно этот принцип определяет наше понимание правописания в целом и отдельного правила в частности. В настоящее время существует две трактовки основного закона русской орфографии: морфологическая и фонематическая.
Морфологическая трактовка формулирует главный принцип русского правописания так: «Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от произношения) морфем — значащих частей слова».
Обе эти трактовки ведущего принципа правописания едины в том смысле, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части. При этом они различны по глубине. Морфологический принцип лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет происхождения этого явления. Фонематический же принцип обосновывает единообразие буквенного «образа» каждой части слова тем, что на письме передается не звуковой, а фонемный состав морфем.
Первая трактовка не дает возможности объяснить школьникам принцип нашего правописания до тех пор, пока не будет изучен состав слова. Фонематический принцип может быть открыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период. Значит, еще до состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять общий закон письма.
Фонематический принцип. Он базируется на понимании фонемы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. Свое название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т.е. по сильной позиции. Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и только от него — к буквам.
Звук в сильной позиции однозначно указывает на фонему, которой он принадлежит, поэтому, обозначая на письме звук в сильной позиции, пишущий сразу идет от уже известной фонемы к букве. Он действует по правилам графики. Например, ударный гласный звук [а]после твердого согласного обозначают буквой а, после мягкого согласного — буквой я. Другого варианта быть не может.
При выборе букв для обозначения звуков в слабых позициях пишущему приходится выбирать из нескольких путем постановки звука в сильную позицию. Лишь от звука в сильной позиции есть прямой переход к букве.
Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу же на основе всеобщего принципа письма, но и устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания.
В основе русской орфографии лежат три правила правописания.
1. Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: домашний— дом, на стул[е]- на стол[ё], завистливый — счастливый.
2. Сомнительные согласные (звонкие, глухие) обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, а также сонорными и в: друг— друга, просьба — просить.
3. Мягкость согласного перед мягкими согласными обозначается в том случае, если при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердыми согласными или на конце слова: зонтик — зонт, бросьте — брось.
Все три правила по сути своей идентичны: они учат проверять вариант фонемы ее сильной позицией. Поскольку сильную позицию фонемы нужно искать в той же морфеме, где была слабая, в орфографическое действие непременно включается операция выяснения тождества морфем в проверочном и проверяемом слове.
В современной науке о звуках речи принято считать, что если два звука чередуются позиционно, то в системе языка они являются тождеством, т.е. составляют одну и ту же единицу — фонему. Фонема — это языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков.
Морфологический принцип. Этот принцип опирается на учение о фонемах, использует в системе своих правил сопоставление сильных и слабых вариантов фонем.
Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает:
1) понимание значения проверяемого слова или словосочетания (предложения), без чего невозможно подобрать проверочный вариант;
2) анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы (в корне, в приставке и т.д.);
3) фонетический анализ, определение слогового состава, места ударения, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фбнем, позиционных чередований и их причин;
4) грамматический анализ слова (словосочетания) — определение части речи, формы слова.
Морфологический принцип считается ведущим, так как охватывает большую часть встречающихся орфограмм, но в языке существуют еще и орфографические явления, которые подводятся под другие принципы: фонетический принцип, традиционный принцип, дифференцирующие написания.
Фонетический принцип. В большинстве случаев наряду с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами остальные звуки обозначаются буквами по фонетическому принципу, т.е. звук речи фик-
сируется так, как его слышит пишущий. Например, в слове малышзвук [а] безударный, проверяемый ударением (мал),но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием.
Традиционный (исторический) принцип. Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами, по преимуществу это заимствованные из других языков слова: ванна, арбуз, чемодани т.д.
Многие написания, относимые к числу традиционных и непроверяемых, на самом деле могут быть проверены,на основе языка-источника: картон— от латинского charta, костюм— от французского costume и т.д.
Иногда традиционное написание может быть проверено на основе знания истории, этимологии слов и исторических изменений: петух — от старорусского пети; корзина — от корзати («плести»).
В рамках традиционного принципа есть несколько случаев, противоречащих общей системе. Например, написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щупротиворечит общему правилу русской графики. Такие написания заучиваются.
Традиционные написания непроверяемы, но они сохраняют основной признак морфологического написания: единообразное написание морфем, например корня (машина, машинист, машинныйи др.).
Дифференцирующие написания (идеографический принцип). Они применяются, когда пишущий хочет выразить средствами орфографии какую-то свою мысль, разграничить омонимы (омофоны): компания— «группа людей» и кампания— «совокупность мероприятий»; поджог— имя существительное и поджёг— глагол совершенного вида, прошедшего времени.
В начальных классах дифференцирующие написания представлены правилом употребления заглавной буквы в именах собственных: чайка— птица и «Чайка»— марка автомобиля.
Рассмотрение различных принципов орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению каждого типа орфограмм.
Урок 4. Изучение алфавита
Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.
Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.
Основными показателями готовности к изучению алфавита можно назвать:
Существенную помощь родителям в их затее освоить со своим чадом алфавит окажут два замечательных пособия:
Кстати, очень хорошо зарекомендовали себя стихотворные азбуки, где буквы и их звучания и изображения обыгрываются в шуточных стихах (можете поискать специальные сборники А. Усачева и С. Маршака).
Помимо всего прочего, запомните и несколько правил, способствующих более эффективному изучению алфавита ребенком:
Что же касается методов обучения алфавиту, то они должны привлекать внимание ребенка, т.к. это будет способствовать интересу и лучшему усвоению материала. Ниже мы предлагаем вам несколько методик, рассчитанных на разные возрастные группы.
Содержание:
Алфавит для детей 3 лет
Как мы уже сказали, первым шагом в обучении ребенка алфавиту должен стать вызов у него интереса к нему. В большинстве случаев любопытство начинает проявляться в процессе самого чтения. Ваша задача – культивировать и поддерживать эту заинтересованность. К трем годам у детей уже часто начинают появляться излюбленные стишки и сказки (если, конечно, их им читали), а значит, есть и мотивация к освоению алфавита, ведь в перспективе малыш сможет читать сам.
Итак, как обучить трехлетнего ребенка буквам:
Взаимодействуя с буквами, начинайте понемногу объяснять малышу их смысл, звук, значение. Но помните, что изучать нужно по одной букве.
Алфавит для детей 4 лет
С детьми четырехлетнего возраста занятия проводятся примерно так же, как и в предыдущем случае. Основной уклон делается на игры. Рекомендуется продолжать составлять буквы из подручных предметов. Обязательно дополняйте процесс новыми играми. Вот парочка таких:
Алфавит для детей 5 лет
По достижению пятилетнего возраста дети, как правило, уже начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Они уже понимают, что буквы составляют слова, а слова – предложения. Поэтому в 5 лет ребенок уже в состоянии без посторонней помощи составлять буквы, рисовать их, лепить и т.д.
Лишь с этого возраста можно давать ребенку в руки электронные буквари – подобные предметы очень увлекают детей. Но подбирать такой букварь нужно грамотно – чтобы при нажатии на кнопки из динамика звучал именно звук буквы, а не ее название. Также можно начинать использовать специальные рабочие тетради (часто они так и называются «Изучаем буквы»), заниматься с которыми ребенок может сам либо с родителями.
Крайне важно, чтобы в 5 лет ребенок говорил связно и внятно. Исходя из этого, нужно как можно чаще просить его что-то рассказывать, к примеру, какую-то сказку или чем он сегодня был занят и т.п.
Алфавит для детей 6 лет
Шестилетний возраст считается самым лучшим для идеального запоминания алфавита и достижения удовлетворительного уровня чтения. Причем, если выучить буквы в 3 года малышу не удалось, в 6 лет он сделает это 100%, и намного быстрее.
В качестве средств для занятий также можно применять азбуки, буквари и магниты. Рекомендуется начинать пользоваться прописями и просматривать мультфильмы, которые обучают буквам и особенностям построения слогов и слов. Некоторые также используют смартфоны и планшеты с тематическими приложениями, но этот момент – исключительно на ваше усмотрение. Мы все-таки советуем приобщать детей к книгам.
И еще кое-что: не поленитесь и сделайте со своим малышом авторский букварь. Делается это очень просто: на бумаге рисуется буква и картинка с соответствующим ей предметом. Затем все это вырезается и вставляется в фотоальбом или вклеивается в обычный альбом и регулярно просматривается. Если же параллельно приобретать для ребенка простенькие книги, он быстрее освоит навык чтения.
Теперь же мы отступим от привязки к возрасту и познакомим вас с тремя проверенными методами, направленными на помощь ребенку в освоении алфавита.
Классический метод
Классический метод построен на соблюдении ряда рекомендаций и выполнении несложных действий:
Игровой метод
Игровой метод по праву считается одним из наиболее распространенных. Суть его сводится к следующему: дайте ребенку задание выучить конкретную букву, а восприятие и запоминание закрепляйте, демонстрируя предметы, которые на эту букву начинаются: А – арбуз, Б – банан, В – веревка, Г – груша, Д – дом и т.д. и т.п.
Однако здесь есть один очень важный нюанс: иногда родители жалуются, что их чадо запомнило зрительную связь, а не произношение буквы. Другими словами, Б у ребенка – не Б, а банан. Так, если потом попросить малыша показать букву Б, он покажет на банан, а если спросить, что это за буква, он тоже ответит, что это банан.
Таким образом, с представленным игровым методом лучше не усердствовать, да и применять его в самый раз только для детей 2-3 лет в качестве способа заинтересовать алфавитом.
Метод Елены Бахтиной
Вкратце о методе Елены Бахтиной мы уже говорили, но для изучения алфавита он подходит очень хорошо. Кстати, именно ее метод, как и составленный ей букварь, сегодня очень популярен среди педагогов и родителей.
Елена Бахтина советует изучать с ребенком алфавит так: за каждой буквой закрепляется конкретный образ или ассоциация, возникающая у малыша при его первом знакомстве с этой буквой. К примеру, буква А может вызывать звуковую ассоциацию – малыш может произносить какой-то звук, когда видит букву А, и т.д. Затем родитель помогает ребенку вспомнить, что это за буква, используя его же ассоциации.
Также педагог предлагает использовать то, что написание большинства букв подкрепляется аналогиями со знакомыми малышу предметами. Например, Б – бегемотик с большим животиком, У – улитка с домиком на спине, Е – буква с закрытыми глазками, а Ё – с открытыми.
Изучать алфавит по этой методике очень просто. Единственное условие – это развитое у ребенка ассоциативное мышление, что встречается, к сожалению, далеко не всегда. Несмотря на это, метод очень распространен. При подробном изучении он оказывается очень последовательным, а разобраться в нем способен любой родитель.
По сути, в том, чтобы помочь ребенку выучить алфавит, нет совершенно ничего сложного. Нужно лишь запастись терпением, взять во внимание предложенные нами советы и рекомендации и начать применять на практике уже известные вам приемы и методики. Поначалу лучше пробовать все подряд, чтобы установить наиболее эффективные и действенные способы, а со временем, когда вы будете знать все особенности своего дитя, – использовать только то, что работает.
В любом случае не нужно требовать от малыша больше, чем он способен сделать. Всегда давайте ему право на ошибку, будьте чуткими к его настроению и самочувствию, изучайте его индивидуальные особенности. В тех же ситуациях, когда замечаете, что ребенку не хочется или совсем не интересно играть с буквами, попробуйте некоторое время подождать, ведь вполне вероятно, что час начала занятий еще не пробил.
В шестом уроке мы подробно остановимся на обучении детей чтению по слогам и представим практические рекомендации на эту тему, а также несколько домашних уроков для развития внимания, зоркости, поля зрения и других полезных способностей и навыков.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.