какие умения педагога можно отнести к коммуникативным
Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения
Екатерина Коломиец
Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения
1 слайд. Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения
2 слайд. Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми,кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. Позволяющий наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания.
3 слайд. Составляющие коммуникативной культуры: качества, умения, способности
4 слайд. К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения,относятся:
Умение слушать и чувствовать людей
5 слайд. Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность. Общительность как свойство личности включает в себя такие составляющие,как:
Коммуникабельность
6 слайд. Коммуникативные умения педагога:
Умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
Умения управлять своими эмоциями;
Наблюдательность и переключаемость внимания;
Социальная перцепция, т. е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
Умение «подавать себя» в общении с учащимися;
Речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
7 слайд. Существует 4 группы коммуникативного умения:
умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения;
умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т. д.);
умения обеспечивать обратную связь.
8 слайд. Коммуникативные способности- это способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
9 слайд.Вывод: Как можно заметить, важность и актуальность этих способностей трудно переоценить. От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и учащегося, легкость установления контактов преподавателя с учеником и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности. Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования, а само образования образование рассматривается как средство безопасности комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвитие личности. Отсюда – ключевая роль развитых коммуникативных и организаторских способностей в профессионально общение, в профессиональной деятельности педагога.
Коммуникативные умения и навыки педагога
Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:
1. умения межличностной коммуникации;
2. умения восприятия и понимания друг друга;
3. умения межличностного взаимодействия.
Умения межличностной коммуникации включают в себя:
1) умение передавать учебную информацию;
2) умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
3) умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
4) умение активно слушать ученика.
Среди перцептивных умений важное значение имеют:
1) умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;
2) умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;
3) умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.
Вышеперечисленные и другие коммуникативные умения могут быть сформированы на интуитивном, житейском и сознательном уровнях. Кроме того, в каждом из них можно выделить низкий, средний и высокий подуровни
Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.
Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих.
Связанные с этим коммуникативные способности включают:
1) умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
2) умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
3) умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
4) умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;
Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.
Коммуникативная компетентность педагога
Ольга Саитова
Коммуникативная компетентность педагога
«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.
Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса»
Воспитатель 21 века –это:
— Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
— Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную (анализирующую) деятельность;
— Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становятся для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер,готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
К каждой компетенции свои требования.
Я хочу остановиться сегодня на коммуникативной компетенции она,включает в себя следующие умения и навыки:
1. Грамотно держаться во время занятий и после (осанка, мимика, движения);
2. Подавать себя, подчеркивать свое достоинство;
3. Контролировать и корректировать свое эмоциональное состояние и поведение в целом;
4. Устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт с детьми; (проявляйте интерес к увлечениям ребенка, не запрещайте ребенку гневаться (уголок уединения,
6. Управлять своим вниманием и вниманием детей (привлекать, овладевать, поддерживать (например начать занятие с интриги «Угадайте что я вам приготовила?», используйте больше красок,Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь
7. Владеть технологией взаимодействия и техникой речевого воздействия (дыхание, дикция, темп, голос)
8. Вызывать симпатию и интерес к себе;(широко улыбнуться, называть ребенка по имени, использовать фразу расскажи мне., похвалить)
9. Избирать оптимальный тон в общении с детьми (технологии прямого и косвенного воздействия)
10. Знать механизмы общения и средств коммуникации (подражание, убеждение, заражение);(у детей основное содержание коммуникативной деятельности привлечь внимание к себе и получить оценку своих действий.)
11. Анализировать и учитывать индивидуально- типологические особенности и состояния детей;
12. Задавать вопросы и отвечать детям;
13. Диагностировать характер усвоения детьми отобранного материала;
14. Ставить диагноз ошибки ребенка, понимать и оптимизировать причины его затруднений;
15. Исправлять ошибку; вовремя и нужным способом оказывать помощь детям при затруднениях;
16. Дифференцированно оценивать знания, действия детей (отметка, суждение, само/взаимооценка);
17. Прогнозировать поведение и развитие дошкольников;
18. Учитывать и использовать зону актуального и ближайшего развития ребенка;
19. Планировать и гибко изменять коммуникативную структуру занятия;
20. Передавать свое активно положительное отношение к материалу, заражать интересом;
21. Организовывать деятельность на занятии;
22. Организовывать и поддерживать контакт во время занятия (с группой, подгруппой, ребенком);
23. Осуществлять обратную связь в процессе передачи информации и ее усвоения дошкольниками;
24. Поддерживать благоприятный климат на занятии, атмосферу творчества и безопасности;
25. Организовывать материал сообразно детским особенностям;пользоваться технологией и средствами педагогической коммуникации;
26. Поддерживать постоянный контакт с группой, чувствовать смену ситуации и реагировать на нее;
27. Понимать каждого ребенка, устанавливать с ним личный контакт;
28. Сочетать уважение и оптимизм к личности ребенка с необходимой требовательностью;
29. Раскрывать потенциал дошкольника через организацию коммуникативного воздействия;
30. Владеть особой манерой встречи с детьми, отражающей радость общения;
31. Импровизировать, поступать и говорить экспромтом;
32. Обладать эмпатией (понимать ребенка, принимать, сопереживать, сочувствовать);
33. Вызывать доверие, снимать сопротивление;
34. Выбирать позицию и роль в общении в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, коммуникативная компетентность это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми; владение определенными нормами общения и поведения; владение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения).
Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Двадцать первый век – век глобализации интернета, передовых технологий, инноваций предъявляющих высокие требования к профессионализму и.
Доклад «Психолого-педагогическая компетентность педагога» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МЕЧЕТЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ.
Коммуникативная деятельность в старшей группе Коммуникативная деятельность в старшей группе. Февраль. Упражнение «Доброта» Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито чувство.
Коммуникативная игра «Ожившие игрушки» «Ожившие игрушки»упражнение. Спросите у ребенка,Как он думает,что происходит в магазине игрушек ночью. Выслушайте его,предложите представить,что.
Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность современного педагога» «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Л. С. Выготский В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.
Мастер-класс «Коммуникативная компетентность дошкольников» Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей.
Практикум по экологии «Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников» Уважаемые коллеги! В новом учебном году мы подписались на комплект устных журналов согласно ФГОС ДО. И первый выпуск – это экологический.
Статья «ИКТ — компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» Статья «ИКТ – компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» Стратегия информатизации системы.
«Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС до». Интерактивная игра для педагогов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга» 155048 Ивановская обл., г. Тейково, Вокзальный.
Тренинг «Формирование коммуникативных навыков и умений у педагогов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: « Формирование коммуникативных навыков и умений у педагогов»
— развитие коммуникативных навыков;
-умение устанавливать контакт.
— поближе познакомить педагогов друг с другом и тем самым сплотить коллектив;
— способствовать развитию умения услышать и понять то, что партнер имел в виду;
— способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения своих эмоций и чувств, активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии.
— развить умение задавать вопросы.
Методы : беседа, тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, информирование, дискуссия, рефлексивное обсуждение, развивающая психологическая диагностика.
Планируемый результат : осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, освоение навыков рефлексивного и эмпатийного поведения.
Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Коммуникативные умения и способности педагога.
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
умения управлять своими эмоциями;
наблюдательность и переключаемость внимания;
умение «подавать себя» в общении с учащимися;
речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:
— умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
— умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
— умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
— умения обеспечивать обратную связь.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:
— экспрессивных умений и способностей:
— выразительность внешнего облика;
— персептивных умений и способностей:
— умение понять состояние ученика,
— умение установить с учеником контакт,
— умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.
Цель: создание положительного эмоционального фона, самооценка коммуникативных навыков и умений.
Ход занятия : ведущий предлагает правила поведения на тренинге, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.
1. Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на «ТЫ».
2. Не существует правильных и неправильных ответов.
3. Искренность в общении.
4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника.
5. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге.
6. Уважение к говорящему участнику.
7. Активное участие в происходящем.
8. В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.
Игры на знакомство
Игра «Сильные стороны моего имени»
Участникам предлагается записать на листочке тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в данном кругу, а затем «расшифровать» имя, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие себе характеристики. Если участник называет себя по имени отчеству, «расшифровать» достаточно только имя.
Затем участникам предлагается назвать свое имя, а также его «расшифровку».
Игры на сплочение коллектива.
Игра «Поменяйтесь местами. »
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Например, меняются местами те, кто:
— работает всю жизнь в одном учреждении;
— работает в настоящее время по новой программе;
— работает педагогом уже больше 10 лет;
— мечтал быть педагогом с детства и т.д.
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо сидящих рядом становятся членами одной малой группы.
Упражнение «Через стекло»
Это упражнение направлено на развитие невербального интеллекта, на понимание партнера по жестам, на установление доверительных отношений. Участникам предлагается «сказать» что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить». Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую передает партнер.
Рефлексия задания: просто или сложно было понять фразу, передать фразу.
Участники тренинга делятся на два круга: внутренний и внешний (должны образоваться пары). Каждому участнику на спину прикрепляются альбомные листы и выдаются фломастеры. Ведущий задает вопросы, а участники тренинга пишут друг другу ответы на листах бумаги: слова–ассоциации.
Вопросы:
1. На какой цветок похож этот человек?
2. На какую птицу?
3. На какое животное?
4. На какой предмет мебели?
5. На какое дерево?
6. На какую еду, или блюдо?
7. На какой напиток?
8. На какой фрукт?
Упражнение «Передать одним словом»
Ход упражнения: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.
Вопросы для обсуждения:
Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?
Доверяете ли вы людям в жизни?
Доверяют ли вам люди?
Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?
Закончим наше занятие пожеланиями на сегодняшний день. Высказывание должно быть коротким, желательно в виде одного слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать, и говорите добрые слова. Поймавший мяч бросает его следующему и т.д. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
Участники отвечают на вопросы:
1.Что сегодня нового вы узнали?
2.Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другим?
3. Что можно сделать, что бы нам больше доверяли?
Подведение итогов занятия.
« Как расположить к себе человека. 7 принципов»
Это золотая середина, нашего общения. Как часто бывает так, что мы скатываемся в крайности? Либо постоянно говорим сами, не давая сказать собеседнику и не вовлекая его в разговор, либо отмалчиваемся как мышки, делая вид что не притворяемся, продолжая притворяться, что нам интересно.. : )
Поэтому все коротко и ясно – вести нужно диалог. Вовлекать людей в общение.
Диалог – это то, что создается двумя людьми, а не одним. Общение увлекать должно обоих.
2. Не Нужно Спорить.
Каждый хочет показать себя умным и красивым в каждой ситуации, в этом то и есть главная проблема. Потому что ум и красота – это не то, что можно показать, напротив, это то, что невозможно скрыть! Поэтому гораздо проще расслабиться и перестать играть другие роли, стать естественным, таким, какой есть, а естественность очень подкупает и привлекает.
Более того, если хочешь быстро закончить отношения с человеком – начни с ним спорить. Спор разрушает доверие.
3. Уважай Точку Зрения Собеседника.
Как говорится – «Есть только одно правильное мнение – мое!» Но, к счастью, или, к сожалению, все мы индивидуальны, и у всех своя реальность и свое видение жизни. Поэтому нет правильных и неправильных точек зрения. Но зато есть способность располагать к себе людей – а это значит, уметь ставить себя на место другого человека, и «смотреть» его глазами. Когда ты умеешь уважать и принимать точку зрения другого человека, можешь быть уверен, он тебя будет считать лучшим другом и собеседником.
4. Слушать и Слышать.
Многие говорят, что слушают людей, но не всегда слышат, что они говорят. Что я имею ввиду, мы можем слышать слова, которые говорит человек, но можем совершенно «не видеть», что за ними стоит, что по-настоящему человек имеет ввиду. Для этого необходимо включать все свои чувства и «чувствовать» человека, волну, на которой идет общение. Слушать и слышать – важные навыки расположения к себе людей. Можете даже попрактиковаться, когда человек начинает говорить на интересную ему тему, вы замолкаете, и просто слушаете. Когда он закончит он вам может сказать «С тобой так интересно было общаться!» Не верите? – проверьте.
Бывало ли у тебя так, что говоря о чем-то важном или интересном, тебя вдруг перебивали. Помимо того, что ты мог забыть, куда вел свою мысль, еще и негативное впечатление складывается о том, кто перебил. Он таким поступком просто обесценивает то, что для тебя было важно сказать. Поэтому не нужно поступать так же. Будь терпимей, и не перебивай.
6. Искренне Интересоваться Человеком
Как расположить к себе человека, если нет интереса? Если не интересен человек, с которым мы общаемся – то зачем тогда общаться? Зачем делать то, что не нравится? И люди тоже чувствуют интерес в свою сторону, искренен он или это фальшь. Подумай, что может быть интересного в данном конкретном человеке, и наверняка ты найдешь целую кучу всего. Люди раскрываются постепенно.
Кто не любит когда его хвалят? Конечно, всем это нравится. Почему бы тогда этим не пользоваться, но опять же, искренне и естественно. Это не должно переходить в крайность в виде подлизывания, фу! Если что-то по настоящему в человеке «зацепило» – то классно будет это озвучить, причем не для того чтобы услышать «Спасибо», а просто прокомментировать, как бы, между делом. Дает хороший эффект. Это может быть как внутренние черты, так и внешние, так и поведение. Все что угодно.