какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

Читательские действия и умения

Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия:

Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.

В отличие от концепции читательской грамотности в исследовании PISA, в отечественной концепции выделено 4 группы читательских действий: к трем зафиксированным в PISA (находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста) добавлена четвертая группа читательских действий, связанная с использованием прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач. Необходимость выделения данной группы связана с тем, что при увеличении объема работы с информационными текстами, основная цель чтения которых и заключается в получении информации для её использования, более востребованными становятся именно читательские умения, обеспечивающие связь полученной информации с жизнью читателя. При чтении художественных текстов данные читательские действия также актуальны. Далее представлено общее описание четырёх групп читательских действий с последующим перечислением конкретных читательских умений, отнесенных к каждой группе. Описание первых трёх групп основывается на подходах, представленных в работе Г.А. Цукерман.

Читательские умения

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста

Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы предполагают только указание на то, где может быть найдена запрашиваемая информация. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объёмом сообщения, а также тем, содержится ли в вопросе косвенное указание на возможное место локализации искомой информации. Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.

Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также должно быть указано – что (какую именно информацию) требуется найти. Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определённого вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Ещё раз подчеркнём – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Более трудными будут вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации. Например, два понятия надо отнести к общей категории или, напротив, различить между двумя сходными понятиями, относящимися к разным категориям. Разные уровни читательской опытности могут быть измерены за счёт систематического варьирования элементов вопроса, которые определяют его сложность.

В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.

Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте делать умозаключения о предшествующем событии.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных) текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п. И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.

В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. Объединение единиц текста в целое инициирует новый акт толкования этой более крупной единицы, которая в свою очередь ждет связи с другими единицами текста. Только на основе постоянного чередования связывания и истолкования содержащихся в тексте единиц информации читатель может построить более глубокое, полное и детализированное понимание прочитанного. Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики – например, чтобы учесть способ организации информации в тексте, определить намерения автора, понять значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки.

Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниями для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.

Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко в вопросе не содержится дополнительная информация, но читатель сам, на основе собственного опыта, понимает необходимость привлечения дополнительных знаний. Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу формы текста в целом и уместности отдельных его элементов для реализации авторского замысла. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали. Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, использовав конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или, например, его отношение к герою повествования.

Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.

Читательские действия, связанные с использованием информации из текста

Данная группа читательских действий предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Кроме того, данная группа предполагает активную работу читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов эксперимента на основе информации текста.

Каждая из групп, характеристика которых была дана выше, состоит из конкретных умений. В предлагаемой концепции оценивания читательской грамотности используется следующая классификация.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий

1. Находить и извлекать информацию

1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

1.3. Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста

3.4. Оценивать полноту, достоверность информации

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста

4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Существует несколько классификаций читательских умений. Кроме уже рассмотренной возможно познакомиться с классификацией описанной в материалах исследования Г. С. Ковалевой и Э. А. Красновского

Читательские умения:

• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

• рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Источник

Читательские умения

какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

Найти и извлечь (сообщение или информацию). Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать. Осмыслить и оценить (сообщение).

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. На рис. 1 представлены связи всех названных выше читательских умений.

какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации
Рис. 1. Связи читательских умений.

УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста)

Здесь речь пойдет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. Таким фрагментом может быть, к примеру, качество работника, требуемое работодателем, или местный телефонный код, или факт, подтверждающий (опровергающий) высказанную точку зрения.

В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.

Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано, – что (какую именно информацию) требуется найти.

Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определенного вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Еще раз подчеркнем – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимичном виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации. Например, два понятия надо отнести к общей категории или, напротив, различить между двумя сходными понятиями, относящимися к разным категориям. Разные уровни читательской опытности могут быть измерены за счет систематического варьирования элементов вопроса, которые определяют его сложность.

Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения. Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы теста предполагают только извлечение информации. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. (В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям.) При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом искомого сообщения, а также тем, сообщает ли вопрос о месте локализации искомого сообщения в тексте.

УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ (сообщения текста)

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.

Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте умозаключать о предшествующем событии.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т. п.

И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.

И связывание единиц информации, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить более глубокое, полное и детализированное понимание прочитанного. Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики – например, чтобы учесть способ организации информации в тексте, определить намерения автора, пояснить значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки.

В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. Объединение единиц текста в целое инициирует новый акт толкования этой более крупной единицы, которая в свою очередь ждет связи с другими единицами текста.

УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста)

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.

Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, – согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.

Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко составители вопросов исходят из того, что пятнадцатилетние учащиеся располагают нужным опытом (например, ходили в кино).

Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу качества и уместности текста в целом и отдельных его элементов. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, удался ли автору портрет героини или насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали. Например, полезно чувствовать, как выбор эпитета может повлиять на интерпретацию.

Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, употребив конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или его отношение, скажем, к героине повествования.

Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.

Ясно, что каждое читательское действие в своем становлении проходит несколько уровней. В таблицах 1 – 3 описаны эти уровни, а также представлены достижения российских пятнадцатилетних школьников в тесте PISA 2009. Для сравнения представлены средние данные по странам, входящим в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Характеристики заданий семи уровней трудности, диагностирующих читательское умение найти и извлечь информацию из текста

Число (%) учащихся, достигших этого уровня11Данный процент включает и всех тех, которые достигли более высоких уровней.

97,4% учащихся России могут выполнять задания 1b уровня трудности,
98,1% в среднем по странам ОЭСР.

Найти одну единицу информации, сообщенной в явном виде и специально выделенной в тексте. Конкурирующей информации в тексте нет, проблема выбора между несколькими сходными сообщениями текста перед читателем не стоит. Основной способ поиска нужной информации – установить буквальное или синонимичное соответствие между ключевыми словами вопроса и текста. Иногда читатель может связать соседние сообщения текста.

90,6% учащихся России могут выполнять задания 1a уровня трудности,
93,1% в среднем по странам ОЭСР.

Найти одну или несколько единиц информации, сообщенной в явном виде и отвечающей одному критерию. Искомая информация может не быть специально выделенной в тексте, но текст не содержит никакой или почти никакой конкурирующей информации.

73,7% учащихся России могут выполнять задания 2 уровня трудности,
80,6% в среднем по странам ОЭСР.

Найти одну или несколько единиц информации, отвечающей нескольким критериям. Текст содержит небольшое количество конкурирующей информации.

46,0% учащихся России могут выполнять задания 3 уровня трудности,
58,2% в среднем по странам ОЭСР.

Найти и связать несколько единиц информации, отвечающей нескольким критериям. Текст содержит конкурирующую информацию.

20,2% учащихся России могут выполнять задания 4 уровня трудности,
30,7% в среднем по странам ОЭСР.

В тексте, содержание или форма которого незнакомы читателю, найти несколько единиц информации, не сообщенной в явном виде и отвечающей нескольким критериям. Соединять вербальную и графическую информацию. Текст содержит значительное количество конкурирующей информации.

6,1% учащихся России могут выполнять задания 5 уровня трудности,
9,7% в среднем по странам ОЭСР.

Найти и соединить множество единиц информации, лежащей в глубинных слоях текста, а иногда и за пределами сообщения текста. Текст содержит много конкурирующей и зашумленной информации.

1,1% учащихся России могут выполнять задания 6 уровня трудности,
1,6% в среднем по странам ОЭСР.

Соединить в точной последовательности множество единиц информации из различных частей смешанного текста незнакомого содержания.

Характеристики заданий семи уровней трудности, диагностирующих читательское умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста

Число (%) учащихся, достигших этого уровня22Данный процент включает и всех тех, которые достигли более высоких уровней.

98,8% учащихся России могут выполнять задания 1b уровня трудности,
98,9% в среднем по странам ОЭСР.

Осознать простую мысль, которая в тексте подчеркнута несколько раз (часто с помощью иллюстраций), или интерпретировать одно предложение в коротком тексте со знакомым содержанием.

92,9% учащихся России могут выполнять задания 1a уровня трудности,
94,4% в среднем по странам ОЭСР.

Определить основную тему или цель автора в тексте со знакомым содержанием. Искомая информация специально выделена в тексте.

75,0% учащихся России могут выполнять задания 2 уровня трудности,
80,8% в среднем по странам ОЭСР.

Определить основную мысль текста, понять отношения отдельных сообщений текста, построить или применить простые понятия, истолковать значение небольшой части текста. Искомая информация не выделена в тексте специально, но для ее понимания требуются простые мыслительные операции.

44,0% учащихся России могут выполнять задания 3 уровня трудности,
56,7% в среднем по странам ОЭСР.

Связать несколько частей текста для определения основной мысли, понять их взаимоотношения, интерпретировать значение слова или предложения. Выбирая между конкурирующими единицами информации, необходимо проводить сравнения, противопоставления и классификации одновременно по нескольким основаниям.

17,0% учащихся России могут выполнять задания 4 уровня трудности,
28,7% в среднем по странам ОЭСР.

Строить основанные на тексте умозаключения, используя незнакомые понятия. Интерпретировать значение части текста на основе понимания целостного сообщения текста. Разбираться в противоречиях, неопределенностях и понимать негативно сформулированные сообщения.

4,0% учащихся России могут выполнять задания 5 уровня трудности,
8,5% в среднем по странам ОЭСР.

Продемонстрировать полное и подробное понимание текста. Интерпретировать нюансы языка. Формулировать понятия для описания отношений между частями текста. Строить сложные умозаключения, связывая сообщения, разбросанные по всему тексту. Иметь дело с идеями, которые противоречат читательским ожиданиям.

0,4% учащихся России могут выполнять задания 6 уровня трудности,
1,1% в среднем по странам ОЭСР.

Строить многочисленные умозаключения, сравнивать и противопоставлять, демонстрируя полноту, точность и детальность понимания всего текста и его отдельных частей. Интегрировать информацию из нескольких текстов. Иметь дело с незнакомым абстрактным и противоречивым содержанием. Формулировать общие понятия для его интерпретации.

Характеристики заданий семи уровней трудности, диагностирующих читательское умение осмыслить и оценить сообщения текста

Число (%) учащихся, достигших этого уровня

96,4% учащихся России могут выполнять задания 1b уровня трудности,
98,6% в среднем по странам ОЭСР.

Недостает данных: в тесте нет вопросов, соответствующих этому уровню.

86,3% учащихся России могут выполнять задания 1a уровня трудности,
94,0% в среднем по странам ОЭСР.

Построить простую связь между информацией текста и житейскими знаниями.

64,2% учащихся России могут выполнять задания 2 уровня трудности,
81,4% в среднем по странам ОЭСР.

Сравнить или связать текст и внетекстовые знания; объяснить сообщение текста, опираясь на личный опыт или отношение читателя к предмету авторского высказывания.

34,5% учащихся России могут выполнять задания 3 уровня трудности,
58,5% в среднем по странам ОЭСР.

Продемонстрировать точное, детализированное понимание текста и его связи с житейскими знаниями читателя. Иногда связывать сообщения текста и не самые общеизвестные внетекстовые знания. Связать или сравнить, объяснить или оценить отдельные характеристики текста.

12,0% учащихся России могут выполнять задания 4 уровня трудности,
30,1% в среднем по странам ОЭСР.

Продемонстрировать точное понимание длинных или сложных текстов. Использовать специальные знания для оценки текста и построения гипотез на его основе.

2,5% учащихся России могут выполнять задания 5 уровня трудности,
9,0% в среднем по странам ОЭСР.

Продемонстрировать точное понимание длинных или сложных текстов, содержащих идеи, противоречащие читательским ожиданиям. Строить предположения, основываясь на тексте и собственных специальных знаниях. Критически оценивать потенциальные или реальные несообразности в тексте или рассогласования между сообщениями текста и представлениями читателя.

0,3% учащихся России могут выполнять задания 6 уровня трудности,
1,3% в среднем по странам ОЭСР.

Высказывать предположения на основе текста или критически оценивать сложный текст на незнакомую тему. При этом демонстрировать тонкое понимание связи текста и внетекстового знания. Строить оценку одновременно по нескольким основаниям или с нескольких точек зрения. Строить понятия для оценки текста с точки зрения его коммуникативных достоинств, например, – пригодности для определенной аудитории.

Ниже представлены задания для самостоятельного изучения. С помощью ключей можно узнать ответы и проверить себя.

Задания для слушателей курса

Попробуйте применить информацию текста о читательских умениях и их уровнях к заданиям теста PIRLS – 2006. Эта работа состоит из двух частей:

Сначала выполните работу ученика четвертого класса: прочитайте текст «Невероятная ночь» и письменно ответьте на вопросы к этому тексту. После этого выполните работу профессионала, анализирующего умения, необходимые читателю для ответа на вопросы к тексту.

Невероятная ночь

Ане было уже десять лет, и, даже не проснувшись до конца, она могла пройти из своей комнаты в ванную. Дверь её комнаты обычно была приоткрыта, а света ночной лампы в коридоре хватало, чтобы, минуя столик с телефоном, дойти до ванной.

Её взгляд упал на последний номер журнала про животных, который вывалился из кипы и лежал у её ног. Её снова затрясло.

Она захлопнула дверь, ухватилась за свою кровать и придвинула её к двери. Так она построила баррикаду, которая должна была защитить её от крокодила, и после этого облегчённо вздохнула.

«Это то, что нужно», – подумала она. Фламинго выглядели как именинный пирог для крокодила.

Аня быстро приставила картинку с фламинго к дыре в двери и закричала во весь голос: «Прочь с болота! Кыш! Кыш!» Потом через дыру она бросила журнал в коридор, хлопнула в ладоши и пронзительно закричала.

Она с трудом поверила в то, что затем произошло. Внезапно весь коридор заполнился фламинго, которые кричали, хлопали крыльями и бегали повсюду на своих длинных, тощих ногах.

По-видимому, крокодилу хватило двух фламинго, и он довольный улегся посередине коридора. Когда он прикрыл глаза и более не двигался, Аня тихо открыла свою дверь и проскользнула в коридор. Она положила журнал с пустой обложкой перед самым носом крокодила.

После этого Аня осторожно прошла в гостиную, где фламинго толпились вокруг софы, стояли на телевизоре. Она открыла журнал на странице с пустой картинкой. «Спасибо вам, – сказала она, – большое вам спасибо. Теперь вы можете вернуться на ваше болото».

Утром ей было очень трудно объяснить родителям, откуда взялось громадное мокрое пятно на полу и почему разбита дверь.

Они так и не поверили в историю с крокодилом, даже несмотря на то, что мамина шляпка бесследно исчезла.

Вопросы к тексту «Невероятная ночь».

    1. Что было первым признаком того, что происходит что-то необычное?

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

A. Стопка газет начала двигаться.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

B. Аня увидела обложку журнала.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

C. Дверь в её комнату была сломана.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

D. Аня услышала тихое шипение.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

B. С обложки журнала.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

D. Из ближайшей реки.

    3. Какие слова говорят о том, что Аня испугалась?

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

A. «Застыла на месте».

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

B. «Не поверила своим глазам».

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

C. «Облегчённо вздохнула».

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

D. «Похожее на тихое шипение».

A. Он показал длинный ряд зубов.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

B. Он издал громкое шипение.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

C. Он начал ворчать и фыркать.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

D. Он двигал хвостом вверх и вниз.

    5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они произошли в рассказе

      Аня увидела крокодила.

какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

      Крокодил съел двух фламинго.

какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

      Аня попыталась объяснить своим родителям, почему разбита дверь.

какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

      Аня пошла в ванную комнату.

какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

      Аня вбежала в свою комнату и захлопнула дверь.

какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

    6. Для чего Аня позвала фламинго?

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

    7. Как была сломана дверь в спальню?

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

B. Большая ваза разбилась о дверь.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

C. Фламинго острым клювом ударил в дверь.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

D. Кровать ударилась в дверь.

    8. Как журнал помог Ане? Запиши два примера.

      1 какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации2 какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

    9. Какое чувство испытывала Аня по отношению к фламинго в конце истории?

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

    10. Напиши одно из последствий происшествия, которое Ане трудно было объяснить своим родителям.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

    11. По поступкам Ани ты узнал, какой у нее характер. Запиши одну черту характера Ани. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи два примера того, что она делала.

      какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

    12. Автор рассказа не сказал нам, приснилось Ане её приключение или это было наяву.

      Приведи одно свидетельство того, что это мог быть сон. какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информацииПриведи одно свидетельство того, что это мог быть не сон. какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Смотреть картинку какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Картинка про какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации. Фото какие умственные действия должен выполнить ученик отвечая на вопрос требующий извлечения информации

Вы завершили первую – ученическую часть работы. Для выполнения следующего задания заполните таблицу или в свободной форме проанализируйте каждый вопрос к тексту «Невероятная ночь» по следующей схеме:

ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА:

2) Умение читателя найти в тексте нужную информацию, сообщенную напрямую и не требующую логического переосмысления.

3) Для того чтобы дать верный ответ (А), читателю надо было проделать две работы;

(2) не пускаться в свободное фантазирование по мотивам рассказа, в котором упоминаются и ваза, и фламинго, и кровать, но в других контекстах, не в прямой причинной связи со сломанной дверью. Иными словами, самая, казалась бы, элементарная работа читателя: извлечь из текста информацию, сформулированную прямо и открыто, всегда сопровождается далеко неэлементарным действием освобождения от случайных ассоциаций. Ввести свою фантазию в некоторые границы, не действовать наугад, случайно, соблюдать минимальные требования точности следования авторскому повествованию – вот что должен освоить маленький читателя для того, чтобы подняться хотя бы на низкий уровень понимания текста.

Обратитесь к инструкции для оценки ответов учеников на вопросы к тексту «Невероятная ночь» и результаты ответа на эти вопросы в тесте PIRLS 2006. Эта информация позволит Вам соотнести свои мысли с мнениями экспертов и с экспериментальными данными, позволяющими оценить трудность вопроса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *