какие упаковочные материалы бывают
Рассмотрим то, без чего сегодня не обходится грузоперевозка и хранение самых разных предметов. Нашего внимания заслуживает упаковка: ее виды, назначение, основные требования, которые к ней предъявляются, ее польза и даже история – подробно пройдемся по всем этим моментам, чтобы вы понимали, зачем она нужна и какой должна быть в зависимости от случая.
Сейчас она используется повсеместно, во всех сферах, и не собирается сдавать своих позиций. А все потому, что она успешно решает сразу несколько задач, к обзору которых мы и переходим.
Ее функции
В итоге именно они определяют практические свойства, размеры, дизайн, назначение и особенности исполнения тары. И они же крепко связаны с ее сутью на уровне терминологии.
Потому нужно отдельно сказать, что такое упаковка товара, – это материал (устройство или другое средство), формирующий вокруг продукции оболочку, призванную обеспечивать оптимальные условия перевозки, хранения и иногда — использования объекта купли-продажи.
Защитная
Оберегает содержимое от следующих рисков:
Оптимизирующая функция
Правильно подобранная тара помогает организовать пространство:
Информационная
На таре указываются самые разные данные:
Формы упаковки
Их очень много, поэтому выделим основные:
Отдельного внимания заслуживают вспомогательные средства, те же прокладки и вставки, которые нужны для упрочнения каких-либо частей, для разделения предметов между собой (внутри), для предотвращения перемещения содержимого.
Производить тару можно по разным технологиям: допустим, делать ее вакуумной, откачивая воздух и обеспечивая тем самым впечатляющую степень газонепроницаемости, или групповой, соединяя несколько пакетов или банок – для удобной реализации.
Основные функции, предъявляемые требования и разновидности упаковочных материалов
При грузоперевозках одним из обязательных условий транспортировки является использование специальной тары и упаковки. Её задача заключается в обеспечении сохранности груза. С помощью упаковки перевозчик может отправить товар из одной точки в другую, не утратив её качество и не повлияв на свойства и иные характеристики. К выбору упаковки следует подходить очень тщательно, поскольку ошибки приводят к порче груза, соответствующим убыткам для транспортной компании и дальнейшим разбирательствам с заказчиком. Чтобы понять суть упаковочных материалов, требуется определить их основные функции, предъявляемые к таре требования, а также разобраться с разновидностями изделий. Отдельно стоит акцентировать внимание на упаковке, актуальной при транспортировке грузов.
Правильный выбор упаковочных материалов.
Основные функции
В системе товарооборота огромная роль отведена именно упаковке. Причём роль упаковочных материалов (УМ) определяется выполняемыми ею функциями. При этом ошибочно считать, что современные упаковочные материалы выполняют исключительно защитные функции. В общей сложности можно выделить несколько ключевых задач:
Чтобы УМ могли выполнять возложенные на неё функции, материал обязан соответствовать определённым предъявляемым требованиям.
Предъявляемые требования к упаковке
При производстве и использовании современных упаковочных материалов к ним предъявляют специальные требования. Несоответствие им делает невозможным применение изделий в тех или иных отраслях, включая транспортировку. Все требования, которым должен соответствовать упаковочный материал, применяемый для перевозки грузов, можно разделить на несколько категорий. Они бывают:
Причём эти требования действуют вне зависимости от того, используется мягкая или жёсткая упаковка. Каждый упаковочный материал должен соответствовать этим нормам. Теперь каждый пункт стоит рассмотреть отдельно.
В качестве дополнительного требования можно выделить такое понятие как экономическая эффективность. Эта характеристика зависит от стоимости, эксплуатации и затрат на утилизацию. Цена упаковки формируется во многом на основе используемых материалов и нюансах производства. Показатели экономической эффективности у разных УМ различные, но все всегда тесно связаны с характеристиками самого товара, для которого предназначается. Потому не существует типа упаковки, одинаково высокоэффективного для всех групп продукции.
Разновидности
Многих объективно интересует классификация используемых и производимых упаковочных материалов. Существует несколько признаков, по которым делят тару или упаковочные материалы. Если учитывать виды выполняемых функций со стороны упаковочных материалов, то их делят на следующие разновидности:
Также классификация различных упаковочных материалов зависит от количества или кратности их применения. По этому признаку УМ классифицируют на следующие категории.
Дополнительно существует классификация упаковочных материалов в зависимости от функционального назначения и конструктивных особенностей. В первом случае выделяют только два типа — это универсальная и специализированная упаковка. В случае с конструкцией УМ делят на:
Немаловажную роль играют физико-химические свойства изделий. По этим параметрам предусмотрена следующая классификация:
Самой же основной классификацией считается различия между упаковкой в зависимости от используемых для их производства материалов. Различают 8 основных разновидностей упаковочных материалов.
Разнообразие упаковочных материалов обеспечивает широкие возможности в плане реализуемых грузоперевозок. С помощью соответствующей тары создаются условия транспортировки на различные расстояния и с помощью соответствующих видов транспортных средств. При этом разработчики упаковки не стоят на месте. Регулярно появляются инновационные разработки, уникальные и оригинальные проекты, которые будут реализованы и введены в активную эксплуатацию в ближайшее время. Роль упаковки трудно переоценить. Но особенно важно выбирать качественные изделия, строго соответствующие поставленным перед ним задачам.
Используемая в грузоперевозках упаковка
Все упаковочные материалы для переездов и грузоперевозок объединяют в одну общую группу и называют их транспортной упаковкой. Либо же транспортной тарой. Её относят к внешнему виду тары, которая образует транспортную самостоятельную единицу. В свою очередь транспортная упаковка (ТУ) бывает малогабаритной и крупногабаритной. В некоторых случаях принадлежит самой транспортной компании, либо же грузовладельцу. ТУ в рамках грузоперевозок выполняет несколько основных функций. А именно:
Если говорить о технических задачах, то к ним относится:
Маркетинговая функция транспортной упаковки выражается в:
Что же касается идентифицирующей функции, то тут принимается во внимание сочетание используемых цветов, дизайн, особенности формы, запоминаемость для потребителей, способность вызывать определённые ассоциации. Выделяют несколько основных разновидностей транспортной тары или упаковки.
Упаковочные материалы действительно представлены в очень широком разнообразии. При этом каждый вид ориентирован на выполнение определённых функций и перевозку соответствующих видов продукции, товаров и изделий. Сфера грузоперевозок неразрывно связана с применением всевозможной тары. Несмотря на то, что основная ответственность за выбор упаковки лежит на производителе товаров, в плане именно транспортной тары не последняя роль отведена грузоперевозчику. Транспортная компания имеет право отказать в перевозке и в гарантиях на целостность доставки и сохранность груза, если используемая клиентом тара не соответствует требованиям по упаковке конкретного вида продукции.
Термином «упаковка» обозначают средства (материалы, предметы, устройства), формирующие некую оболочку вокруг товара и обеспечивающие надлежащие условия для его хранения, транспортировки и использования.
В данной статье мы рассмотрим некоторые исторические аспекты эволюции упаковки, ее функции и классификацию.
Начнем с функций, потому что именно они определяют свойства, внешний вид, конструктивные особенности и самую суть упаковки, как неотъемлемой части человеческой культуры.
Функции упаковки
Защитная функция
Оптимизирующая функция
Упаковка оптимизирует пространство следующим образом:
Также, упаковка оптимизирует процессы:
Торговая и производственная тара оснащаются множеством устройств для дозирования, контроля наполненности, загрузки и выгрузки. Например, октабины для сыпучих и жидких грузов снабжают сливными кранами и клапанами, тара для кабеля — ложементом-барабаном для разматывания бухты, контейнеры для торгового зала — перфорацией, позволяющей уменьшать высоту стенки по мере опустошения.
Информационная функция
Упаковка может нести следующую информацию:
История возникновения упаковки
Первая упаковка была изготовлена из самых примитивных природных материалов. Первобытный человек постоянно кочевал и ему нужно было, так или иначе, переносить свой скарб и припасы. Так появились первые упаковочные материалы — шкуры, в которые заворачивали груз для переноски и предохранения его от грызунов, лианы для увязки груза и т. п. Потом они естественным образом трансформировались в более совершенные устройства, которые уже можно назвать полноценной тарой — мешки, сшитые из шкур при помощи жил, корзины плетеные из коры и гибких ветвей.
Переход от использования естественных материалов в их природном виде к изготовлению простейших устройств для переноски знаменовал огромный шаг в развитии человечества. Его трудно переоценить. По сути, изобретатель мешка привнес в историю перевозок не меньше, чем его коллега, создавший позже колесо.
Одной из самых сложных задач была переноска воды, и, до появления гончарного ремесла, для этой цели использовали обмазанные глиной корзины, знаменуя таким образом, появление первобытной комбинированной упаковки.
Позже для жидкостей стали использовать высушенные тыквы, выдолбленные из цельных деревянных массивов сосуды. В это же время появились первые бурдюки из выделанных шкур.
С развитием ремесел, упаковка становится все более совершенной. В основе ее все равно остаются природные материалы, однако результат становится технологически эффективнее. Так, оседлый способ жизни, животноводство, возделывание растительных культур определило появление качественных тканей из растительных волокон и шерсти, которые заменили собой шкуры (но не вытеснили их полностью), гончарное дело открыло новую главу в создании емкостей для жидких грузов, а изобретение бумаги породило просто неограниченное поле для экспериментов с упаковкой. Достаточно сказать, что бумага с ее производными (картон, гофрокартон) и сегодня является одним из самых распространенных и востребованных упаковочных материалов.
По мере освоения все новых технологий, росло разнообразие видов упаковки, вводились в быт различные комбинации материалов. Стеклодувное ремесло само по себе знаменовало гигантский шаг в эволюции упаковочных решений. Замечательные свойства стекла, такие как водонепроницаемость, стойкость к активным средам и пластичность в процессе выдува, прозрачность, позволили изготавливать из него сосуды любой формы, емкости и назначения, от миниатюрных флаконов для снадобий до гигантских винных бутылей. Но вошедшая в пословицу хрупкость стекла потребовала разработки комбинированных решений. Так появились футляры для флаконов с парфюмерией и оплетенные бутыли, которые активно применяются и сегодня, например в традиционном виноделии, или при фасовке ценных видов растительных масел.
Эпоха металлов не могла не повлиять на упаковочное дело. Деревянные лари, господствовавшие до того на рынке каркасной тары, будучи окованными железом, превратились в крепкие сундуки для ценных вещей. Металлические петли заменили кожаные, а механические замки сделали возможным создание прообразов современных сейфов. Так развитие упаковки породило отдельную ветвь, которая переплелась с историей мебели.
В целом, упаковочное дело мало видоизменилось со средних веков до нового времени. Деревянные короба, бумажные пакеты, металлические, глиняные и стеклянные сосуды менялись незначительно, в большей степени из-за усовершенствования и удешевления способов их производства, но принципиально оставались такими же, как и во времена фараонов или короля Артура.
Новую главу в истории упаковки открыла химия. Когда человечество научилось синтезировать материалы с заданными свойствами, упаковка изменилась скачкообразно. Появление целого ряда полимеров, производство синтетических волокон и клеев в промышленных масштабах позволило по-новому посмотреть на классические формы.
Пластиковые бутылки и фляги заметно потеснили стекло в сфере потребительской упаковки. Небьющийся, дешевый в изготовлении, обладающий амортизирующими свойствами, легко окрашиваемый пластик стал идеальным материалом для коммерческой упаковки.
Да и старые добрые материалы также сильно изменились. Взять хотя бы дерево. Тонкая доска не отличается прочностью на излом, особенно вдоль волокон, особенно если это древесина не самого высокого качества. Но если взять три слоя миллиметрового шпона и склеить их так, чтобы волокна соседних слоев были перпендикулярны друг другу, вы получите фанеру — тонкий лист, толщиной всего три миллиметра с необыкновенной для такой толщины прочностью.
Или, скажем, бумага. Два слоя обычной бумаги прокладываются гофрированным бумажным же листом, склеиваются, и получается просто потрясающий по своим свойствам новый материал, хорошо знакомый сегодня каждому — гофрокартон.
Виды упаковки
Упаковка может приобретать самые разные разные формы, она бесконечно вариативна по конструкции и составу. Что же определяет такое многообразие?
Материалы
Материалы, которые сами по себе могут быть отнесены к упаковке, принято называть упаковочными. Наиболее распространена и знакома практически каждому упаковочная бумага. Ее применяют и в качестве оберточного материала, и как наполнитель для контейнеров. Вообще, большинство упаковочных материалов играют скорее вспомогательную роль. Некоторые из них требуют для использования в качестве упаковки специальное оборудование (как например, термоусадочная пленка).
Следует различать понятия «упаковочные материалы» и «материалы для производства упаковки». Упаковка может быть изготовлена из любого материала от тривиального полиэтилена до драгметаллов. К примеру, хьюмидор (сигарный кейс) может быть изготовлен из ценных пород древесины, скажем из палисандра. Но палисандр при этом никак не является упаковочным материалом.
Примеры упаковочных материалов:
От материалов, которые используются для упаковки в первоначальном виде, перейдем, собственно, к упаковке, как таковой.
Предметы
Потребительская упаковка
В эту группу входит вся упаковка, предназначенная для использования товара конечным потребителем. Все, что вы покупаете магазине упаковывается в потребительскую упаковку.
Некоторые примеры потребительской упаковки с указанием возможных материалов:
Производственная, торговая и логистическая тара
Как следует из названия, в эту группу входит обширное семейство упаковочных решений, предназначенных для профессиональных задач. В отличие от потребительской упаковки, тара, как правило (но не всегда), разрабатывается не под конкретный товар, а под целую группу товаров. Так, упаковка для зубной пасты (тюбик и картонная коробочка с определенным принтом и определенного размера) подходит только для конкретной зубной пасты. А оборотный контейнер, в котором 10000 тюбиков этой пасты доставляется с завода-производителя на оптовую базу, будет использован еще не раз для перевозки мыла или шампуней.
Некоторые примеры производственной, торговой и логистической тары:
Устройства
Строго говоря, устройством можно и следует называть любой предмет, состоящий из более чем одной детали. Обычная стеклянная банка с полиэтиленовой крышкой — это уже устройство для хранения жидкостей.
Однако существуют отдельные представители огромного семейства упаковки и тары, которые совершенно однозначно заслуживают право называться устройствами.
Так, ярким образцом инженерного устройства среди потребительской упаковки является механический футлярчик с губной помадой или флакон средства для мытья окон с пульверизатором.
Пример производственной тары-устройства — ацетиленовый баллон с вентилем и манометром и предохранительным клапаном или контейнер силосного типа с нижней выгрузкой, снабженный дозирующей системой.
Утилизация упаковки
Ни для кого не секрет, что мир сегодня стоит на пороге экологической катастрофы. И одним из факторов, влияющих на загрязнение является непродуманная политика производителей в отношении упаковочных решений.
Многие концепты, демонстрирующие потрясающую коммерческую эффективность, оказываются крайне экологически недружелюбными. Крупнейшие производители упаковки уже осознали проблему и объявляют конкурсы с семизначными суммами в качестве премии тем, кто предложит практичное решение.
К счастью, для многих задач существует вполне экологичные решения. В частности, гофрокартонная упаковка практически вся изготавливается из переработанного сырья, и по окончании жизненного цикла подлежит переработке. Но даже если фрагмент гофрокартонного ящика каким-то образом попадет в естественные условия, он не станет причиной загрязнения. За 3-4 месяца он бесследно разлагается, не причиняя вреда среде, поскольку на 99,9% состоит из целлюлозы, то есть идентичен по составу древесине. При этом срок разложения изделий из древесины составляет от 4 до 10 лет.
Упаковочная индустрия — отрасль настолько обширная, что может стать темой для сотен статей, и одного лонгрида не хватит, чтобы полностью осветить все вопросы. Поэтому — спрашивайте. Мы всегда готовы предоставить вам исчерпывающую информацию по любому профильному вопросу antech@antech.ru.
Что такое транспортная тара и упаковка
Транспортная упаковка — это совокупность материалов и устройств, которые применяются для сохранности сырья и готовых товаров (грузов) в процессе их транспортирования и хранения. Она заменяет или дополняет заводскую упаковку.
Транспортная тара — стандартизированные конструкции, которые используются для упаковки, долговременного и краткосрочного хранения, перевозки изделий и оборудования на крытом транспорте и открытых платформах. Перевозимый груз, упакованный в транспортную тару, образует отдельную транспортную единицу.
Транспортная тара и упаковка позволяют обеспечить сохранность товаров в процессе их транспортировки, погрузки-разгрузки, хранения на перевалочных пунктах и базах. Дополнительная упаковка требуется для защиты транспортируемых грузов от механической деформации, загрязнений, воздействия атмосферных факторов, несанкционированного доступа.
Содержание статьи
Что такое транспортная упаковка
В понятие транспортной упаковки входят материалы и устройства, которые применяются для сохранности сырья и готовых товаров в процессе их транспортирования и хранения. Применение специальных материалов и вспомогательных устройств позволяет сохранять потребительские свойства предметов, придать им компактность, сделать их удобными для транспортировки. Такая упаковка необходима в том случае, если заводская (потребительская) тара отсутствует или не может обеспечить сохранность изделий и сырья. Дополнительная упаковка может быть внешней и внутренней, единичной и групповой, жесткой и мягкой, одноразовой и многоразовой.
Примеры транспортной упаковки
Материалы (назначение) | Род упаковки груза |
---|---|
Металлическая | контейнеры, банки из жести и алюминия, тубы, барабаны, |
Из дерева, фанеры, ДВП | ящики, короба, паллеты |
Пластиковая и полимерная | поддоны, ящики, пленка, мешки. биг-бэги, пакеты |
Картонная и гофрокартонная | лотки, коробки |
Для навивки длинномерных и рулонных материалов | бухты, катушки |
Указанные материалы могут использоваться как самостоятельная упаковка или входить в состав комбинированной транспортной тары. Согласно требованиям к транспортной упаковке, она может быть дополнена вспомогательными средствами — клипсаторной лентой, стреппинг-лентой, полипропиленовой или оцинкованной лентой, стретч-пленкой, термоусадочными материалами. На поверхность упаковки наносится транспортная маркировка и код идентификации транспортной упаковки по ГОСТ ISO 15394-2013.
Что такое транспортная тара
Транспортной тарой называются конструкции, которые используются для упаковки, долговременного и краткосрочного хранения, перевозки изделий и оборудования. Перевозимый груз, упакованный в транспортную тару, образует отдельную транспортную единицу.
Согласно классификатору видов груза упаковки и упаковочных материалов тара бывает нескольких типов. Она классифицируется по следующим параметрам:
Для чего применяется тара и упаковка
В этом случает виды тары и состав упаковки грузов указываются в договоре на оказание услуг. Прописывается состав транспортной упаковки с учетом нормативов ГОСТ, действующих правовых актов и правил упаковки грузов для перевозки автомобильным, ж/д и водным транспортом. Указываются основные и вспомогательные материалы, необходимость фитосанитарной обработки и способ ее выполнения.
Виды транспортной упаковки
Средства мягкого, жесткого или полужесткого пакетирования
В эту категорию входят материалы и приспособления, применение которых позволяет формировать транспортные пакеты массой от 250 до 1000 кг. Это стропы, средства для обвязки (упаковочная лента, обвязочная проволока, полимерная пленка, сетка), подкладные листы, прокладки, стяжки, поддоны с настилами и/или надстройками, каркасная обрешетка.
Контейнеры
К этой категории относятся конструкции, характеристики которых остаются неизменными. Контейнеры проектируются грузоподъемностью от 2,4 до 26 тонн размером от 1,97×1,32×2,15 м до 11,99×2,33×2,35 м. Сюда также относятся специализированные контейнеры для транспортировки и длительного хранения жидкостей и насыпных сред, включая скоропортящиеся продукты (цистерны и рефрижераторы).
Ящики
Так называется тара, имеющая в поперечном сечении прямоугольник или квадрат. Материалом для ящиков служит дерево, пластик. Деревянные ящики могут быть сплошными или разреженными, с крышкой или без нее. Пластиковая тара изготавливается с глухими стенками или отверстиями для вентиляции. Основание ящиков имеет форму, которая обеспечивает взаимозацепление при штабелировании ящиков, обеспечивая их устойчивость при хранении и транспортировке. Чтобы увеличить прочность тары, дощатые ящики усиливаются путем окантовки оцинкованной или полипропиленовой лентой. Деревянные и пластиковые ящики применяются для транспортировки тяжелых грузов и предметов с хрупкими несъемными элементами.
Бочки, кеги
Так называется транспортная тара из металла или полимерных материалов, корпус которой имеет цилиндрическую форму. Корпус может быть усилен обручами. Для наполнения-опорожнения тары в ее корпусе предусмотрены отверстия с горловинами, которые закрываются винтовыми крышками или зажимно-запорными устройствами. Бочки, предназначенные для перевозки и долгосрочного хранения жидких сред, выделяющих газы, комплектуются паропропускными клапанами. Такие клапаны обеспечивают безопасность при перевозке продуктов и одновременно с этим препятствуют утечке хранимого продукта.
Барабаны
К этой категории относится транспортная тара с корпусом в форме цилиндра без усиливающих обручей с плоским дном. Материалом для изготовления барабанов служит фанера, плотная бумага, тонколистовая жесть или сочетание этих материалов. Для соединения днища и цилиндрической стенки корпуса используется оцинкованная полоса. Для плотной фиксации крышек используются зажимно-запорные устройства. Барабаны применяются для транспортировки пастообразных, сыпучих и жидких продуктов.
Мягкая тара
К данной группе относятся мягкие разовые контейнеры и биг-бэги объемом до 1 м3 и грузоподъемностью до 1000 кг. Для изготовления мягкой тары применяется полипропиленовая или капроновая ткань. Для подъема и перемещения контейнеров и биг-бэгов предусмотрены грузоподъемные элементы из текстильных строп. Еще одной разновидностью мягкой тары являются мешки. Их отличительная особенность — корпус в форме рукава с дном и горловиной. Мешки из ткани, пластика или крафт-бумаги применяются для транспортировки сыпучих материалов, за исключением продуктов, чувствительных к пыли, запахам и воздействию влаги и теряющих свои потребительские качества вследствие нагрузок на сжатие.
Короба
Для изготовления коробов и крышек, используется деревянный брус, фанера, ДВП. Короба конструируются таким образом, чтобы обеспечить сохранность грузов и одновременно с этим исключить несанкционированный доступ к перевозимым товарам.
Коробки
Так называется тара из многослойного гофрокартона с плоским дном и крышкой, которая может иметь любые размеры. При необходимости днище и верхняя часть коробок усиливается картонными лотками.
Паллеты и поддоны
Паллеты изготавливаются из древесины (сосны, ели) или пластика, имеют стандартизированную форму и размеры. Европаллеты выполняют роль устойчивого основания для индивидуальной и групповой упаковки товаров с применением термоусадочных материалов или стрейч-пленки.
Еврокуб
Требования к упаковке груза
Требования к упаковке груза при перевозке устанавливаются государственными стандартами и договором поставки. При выборе упаковочных материалов для упаковки грузов учитываются следующие факторы:
Характеристики транспортной упаковки должны отвечать ряду требований. Тара должна обеспечивать возможность крепления грузов на транспортном средстве. Внешняя упаковка не должна иметь острых кромок, выступающих углов. Тара для экспортной упаковки в обязательном порядке проходит фитосанитарную обработку.
Где сформулированы правила упаковки грузов для перевозки
Требования к таре и упаковке товара при транспортировке в пределах страны и на экспорт указаны государственных стандартах. Основные стандарты упаковки грузов:
Кроме того, некоторые правила могут быть сформулированы морскими и воздушными портами.
Немного о нас
Принимаем заказы на изготовление транспортной тары и упаковки, подготовку грузов к перевозке товаров по России и за ее пределы, включая транспортировку в северные районы и приравненные к ним местности.
Для изготовления тары и транспортной упаковки используем сертифицированные материалы, качество которых подтверждается входным контролем, выполняемым на нашем предприятии. Работы по упаковке груза и изготовлению тары выполняются по установленной технологии точно в соответствии с регламентом ГОСТ.
Чтобы узнать подробнее о расценках на услуги или уточнить условия оплаты и сроки выполнения заказа, обратитесь к нашему консультанту.