какие упражнения используют для развития ловкости и гибкости в футболе
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ФАНАТОВ РОССИИ · Нас 84 265
Упражнения для развития футбольной гибкости и ловкости
Футбол доставляет большое удовольствие своим почитателям, однако, и предъявляет к ним большие требования. Значительные размеры футбольного поля заставляют участников игры преодолевать большие расстояния. Различные острые ситуации в ходе матча заставляют нападающих вступать в острые единоборства с защитниками, а защитники вынуждены не только выполнять оборонительные функции, но и участвовать в атакующих действиях своей команды. Другими словами, каждый игрок должен владеть разнообразными техническими приемами, разбираться в секретах тактики, уметь легко выдерживать высокий темп и силовое противоборство соперников. Вот видите, какими разнообразными качествами должен обладать футболист. Поэтому вам необходимо подумать о разносторонней подготовке — без этого трудно добиться успехов на футбольном поле.
В понятие «подготовка» входят три таких основных раздела, как физическая, техническая и тактическая подготовка. Все эти разделы, разумеется, тесно взаимосвязаны. Вот почему зачастую игрок, не заботящийся в равной степени о совершенствовании различных сторон в своей подготовке, не может достичь заметных успехов. И наоборот, футболист, уделяющий одинаковое внимание и развитию своих физических качеств, и разучиванию технических приемов, и совершенствованию тактических умений, способен вырасти в хорошего спортсмена.
Начнем же мы наши занятия с физической подготовки. Таким занятиям отводят значительную часть времени даже большие мастера футбола. Например, замечательный футболист 50-х годов Сергей Сальников в начале своего пути в большом футболе частенько проигрывал соперникам борьбу на «втором этаже». Однако упорный спортсмен не счел ситуацию безнадежной. Много времени в занятиях он стал отводить специальным упражнениям. Кропотливая работа над улучшением прыгучести принесла свои плоды. Когда этот мастер появлялся в воздухе у ворот соперников, это всегда было чревато опасностью. Он высоко выпрыгивал над защитниками и точно посылал мяч в цель. Своей великолепной игрой этот футболист оставил заметный след в советском, а ныне и российском футболе. Не все получалось сначала даже у всемирно известного вратаря Льва Яшина. Однако упорство, сознательное отношение к делу, беззаветная любовь к футболу сделали из этого спортсмена выдающегося мастера международного класса. И что важно, лучшие мировые футболисты, отдавая должное работе над совершенствованием техники игры и разучиванию тактических приемов, всегда уделяли повышенное внимание физической подготовке, т.е. работе над развитием конкретных физических качеств, к которым относятся ловкость, гибкость, быстрота, сила, выносливость.
Чтобы развить эти важнейшие для футболиста физические качества, постарайтесь систематически выполнять рекомендуемые специальные упражнения как без мяча, так и с мячом. Это способствует совершенствованию физической подготовленности и улучшает технику владения мячом. Познакомившись с этими упражнениями, постарайтесь сначала включать в свои занятия сравнительно нетрудные или же знакомые упражнения. Постепенно усложняйте их или заменяйте схожими, но более сложными.
Упражнения для развития ловкости
Ловкость футболиста на поле проявляется в способности быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. По-настоящему ловкий футболист может показать каскад финтов или какой-то отдельный трюк. Каждое действие такого спортсмена, как правило, своевременно и в целом полезно для команды.
Вспомните, как легко и непринужденно ловкий, техничный игрок обыгрывает защитников и вратаря и под аплодисменты зрителей забивает мяч в ворота. Или как ловкий нападающий красиво в прыжке головой вонзает мяч под планку. Вот они, проявления качества ловкости на футбольном поле. Ловкость тесно связана с мыслительными способностями спортсмена. Вот почему те ребята, которые в своих занятиях используют упражнения на развитие этого качества, могут вскоре почувствовать, что они стали лучше думать на поле, лучше воспринимать И предугадывать ход игры. Почему это так?
Дело в том, что в процессе занятий вы обязательно ставите определенную цель, а потом ищете пути ее реализации. Причем этот процесс происходит с каждым занятием все более и более осмысленно. Фундаментом ловкости, является ваш двигательный опыт, т. е. все то, что вы умеете выполнять. Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости — как можно больше разнообразия.
Советуем вам в своих занятиях больше использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, чередования ходьбы и бега в различных сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения в технике и тактике игры. Выполнять их рекомендуется в начале тренировочного занятия.
Без мяча
Кувырки вперед и назад из упора присев.
Серии кувырков: один вперед, один назад.
Кувырки вперед и назад через плечо.
Опорные прыжки ноги врозь и согнув ноги через «козла».
Продвижение прыжками между стойками (камнями, флажками).
Прыжки через набивные мячи и другие препятствия.
Бег между деревьями (стойками, мячами, флажками, камнями).
Прыжки вверх-вперед после разбега и толчка с мостика (трамплина) и ловля теннисного (футбольного) мяча во время полета — мяч набрасывается партнером.
С футбольным мячом
Кувырки вперед и назад с мячом в руках.
Подбросьте мяч руками вверх, сделайте кувырок вперед, поймайте опускающийся мяч.
То же, но после кувырка быстро встаньте, прыгните вверх и поймайте мяч.
Жонглирование мячом ногами, бедром, головой.
Ведение мяча между деревьями (флажками, кирпичами и т. п.) на различной скорости.
Подбросьте мяч руками вперед-вверх, сделайте кувырок вперед (на траве, мате), встаньте и, после того как мяч коснется земли, ведите его, меняя направление движения.
С расстояния 7—8 шагов руками из-за головы направьте мяч в стенку, сделайте кувырок вперед и поймайте отскочивший от стенки мяч.
Встаньте с партнером в 3 шагах друг от друга и жон¬глируйте мячом ногами. По сигналу третьего игрока легкими ударами направляйте мяч друг другу, приняв мяч, продолжайте жонглировать и т. д.
Упражнения для ⚽ футбола на ловкость ⏫
Ловкость футболиста – это способность быстро, красиво, резко выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях 🤓. «Вау!», «Супер!», «вот это да!» слышит ловкий спортсмен вслед, выполнив очередную обводку или финт
Для чего нужна ловкость в футболе❓
Футбол — это не сухое умение попадать мячом в ворота или пинать через всё поле. Красивые захватывающие моменты в игре являются результатом тренировок футболистов на ловкость, скорость, гибкость и координацию.
Видели вы когда–нибудь горящие восхищением глаза юного футболиста, который наблюдает за профессиональной игрой спортсмена? Его цепляют столь быстрые, непредсказуемые, точные движения ног футболиста при ведении мяча, обводкой, отбором и ударами. Именно здесь футболист демонстрирует результат ежедневных тренировок на ловкость.
🐆 Ловкость — это навык, который прокачивают, он не приобретается просто в процессе 🎮 игры
Инструментом для тренировки ловкости служат акробатические и гимнастические упражнения.
Гибкость, как сестра ловкости, дает спортсмену способность выполнять движения с большей амплитудой в сложных приемах:
👆 Рекомендации для занятий
Упражнения на ловкость без 🙅🏻♀️ мяча
🎬 Тренировка футболиста на ловкость и координацию без мяча:
Упражнения на ловкость с ⚽ мячом
Упражнения для юных 👶🏻 футболистов
1.Игра в «Салки» или «Салки с мячом».
2.Кувырки для ловкости и координации:
3.Бег с препятствиями:
Разложить по ходу движения флажки, фишки, веревки. Задача юных футболистов быстро обегать каждое препятствие, либо наоборот пройти дистанцию, наступив на максимальное количество предметов (лучше использовать ленточки для такой техники тренировки).
4.Игра «Крабы».
Увлекательный футбол. Ребята играют с мячом в положении «краба»: ладонями и стопами опираясь о пол, не касаясь спиной и ягодицами земли. Игровую площадку использовать лучше небольшую с воротами или флажками их обозначающими.
🎬 Упражнения на ловкость и координацию для юных футболистов:
😲 Еще упражнения на координацию
💪 Заключение
Развитие ловкости и гибкости:
Улучшаются психические процессы:
Упражнения способствуют экономичному расходованию физических сил
Как воспитать футболиста
Неравнодушно о детях и футболе
Помощь каналу и блогу
суббота, 10 сентября 2016 г.
Развитие гибкости для футболиста
Гибкость (Flexibility)— это способность выполнять движения с большой амплитудой. Это стандартное определение. Думаю, что лучше подошло бы с «большЕй» или с «достаточной для эффективного движения». В футболе не требуется гибкость гимнастов, да и собственно гибкость гимнастов почти только им и требуется, при этом осуществлять движения с большой амплитудой может много кто. Но однозначно, что чем гибкость выше, тем возможная амплитуда движения больше.
Принято выделять динамическую и статическую гибкость, которая в свою очередь делится на активную и пассивную гибкость. Пассивная статическая гибкость проявляется, если мы можем занять (или придать) растянутое положение и поддерживать его своим весом или как-то иначе но, не за счет мышц. Если это положение достигается за счет мышц – это уже активная статическая гибкость. Например, если сесть на шпагат обычным способом – на пол, давя телом сверху, это статическая пассивная, а если Вы можете поднять ногу в положении стоя до состояния шпагата – это статическая активная гибкость.
Для футболиста представляют интерес сразу три преимущества, которые обеспечивает гибкость:
Увеличение амплитуды возможного комфортного движения. Понятное свойство: больше амплитуда движения в суставах ног, больше возможности. Это крайне важно, например, при беге, шире шаг – выше скорость. Если движение ноги вперед (подъем колена) ограничено из-за низкой гибкости, шаг получится меньше, бег менее комфортным. А скорость решает. Гибкость важна при подкатах, при контроле мяча голеностопом, при замахах для удара. Но не только о ногах речь: гибкость в плечевых суставах позволит увеличить амплитуду замаха при сбрасывании мячей из аута.
Ускорение восстановления при нагрузках. Для роста и восстановления мышцы должны пройти цикл из сокращения, расслабления и растяжения. Во время силовой тренировки мы активно сокращаем мышцы, во время растяжки компенсируем это активным их растяжением. Проведение растяжки способствует снижению болевых ощущений после нагрузок.
Профилактика травм. На связки футболиста ложится дополнительная нагрузка, как из-за бега с частой сменой направления и темпа движения, так и из-за взаимодействия с соперниками. Увеличение комфортной зоны разгибания сустава позволит успеть «включить» сустав при единоборстве до того, как будет пройдена опасная граница. Кроме того, эластичность связок и мышц обеспечивает лучшую реакцию на опасные некомфортные ситуации. Памятное столкновение Пайета и Роналду в финале Евро-2016 привело к такой ситуации. Относительно быстрое восстановление Роналду обусловлено, в том числе, высокой гибкостью и укреплением коленных суставов.
Кроме того, замечено, что развитие этого качества способно помочь в продлении спортивного долголетия. Райан Гиггз подтвердит, да и многие другие. Полезный навык, освоенный в детстве, может быть использован на протяжении всей жизни, не только в связи со спортом или спортивной карьерой, но и после, вместо или независимо от нее.
Для футбола, естественно, имеет значение динамическая гибкость, но ее развитие начинается с увеличения гибкости статической. Развивается гибкость путем растяжения мышц, связок, фасций – то, что называется растяжкой. Как минимум, есть смысл растягиваться после тренировок, будь то футбольные, силовые, скоростные или беговые тренировки. Хотя бы небольшое по продолжительности время – 10-15 минут. Тело разогрето и растяжка очень эффективна. Ну и желательно один или два раза в неделю проведение «большой» полноценной растяжки.
***
Тут рассмотрены вопросы организации растяжки
Особенности развития ловкости у футболистов
Ловкость футболиста проявляется, прежде всего, в действиях с мячом и без мяча, в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Передвижения, связанные с ведением, обводкой, отбором и ударами по мячу, требуют от игроков самого широкого проявления координационных возможностей.
От того, насколько хорошо игрок владеет собственным двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности; зависят быстрота, точность и своевременность выполнения приемов.
Исследованиями В.И. Скоморохова (1989) установлено, что
при недостаточном развитии данного качества у спортсменов:
а) замедляется темп приобретения двигательных навыков;
б) чаще обычного возникают повреждения;
в) не полностью используются двигательные качества;
г) ограничивается амплитуда движений, что снижает быстроту
действий и приводит к повышенному напряжению мышц.
Ловкость футболистов проявляется в быстроте перестройки действий при изменении ситуации на поле и в умении точно выполнять сложные движения
Первое проявление ловкости характеризуется быстротой и точностью сложных реакций футболистов. Основная идея при разработке таких упражнений заключается в создании игровых условий, в которых футболист был бы вынужден постоянно реагировать на изменение ситуации, принимать наиболее рациональные тактические решения.
Второе проявление ловкости отражает, по существу, техническую подготовленность, для совершенствования которой используют большинство специализированных упражнений.
К таким средствам тренировки относят различные акробатические и гимнастические упражнения (перевороты вперед и назад, кувырки, сальто и т.п.) и упражнения на батуте. Используются они преимущественно в подготовительном периоде и включаются, как правило, в первую половину тренировочных занятий.
План- конспект открытого занятия (см. таблицу)
Задачи: 1. Развитие ловкости у футболиста.
2. Обучение технике ведения мяча носком, подъемом, внутренней и внешней части стопы.
3. Обучение техники и точности ударов по воротам в движении.
4. Профилактика плоскостопия.
Развитие специальной гибкости на занятиях футболом
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие специальной гибкости на занятиях футболом
Неотъемлемой частью учебно-воспита- тельного процесса в режиме дня учащихся является физическая культура. Разнообра- зие форм физкультурно-оздоровительной внеклассной работы (в том числе и в груп- пе продленного дня) в школе позволяет формировать спортивные группы по инте-
ресам, в которых учащиеся с удовольстви- ем занимаются на протяжении всего пери- ода обучения в школе. Одной из таких форм в режиме продленного дня является секция футбола, где в игровой, непринуж- денной обстановке, на высоком эмоцио- нальном фоне происходит обучение техни-
ке игры в футбол и совершенствование двигательных качеств.
Обучение начальным навыкам игры учащихся I–IV классов в футбол предъяв- ляет учителю физической культуры повы- шенные требования к знаниям о предмете обучения и умениям использования полу- ченных знаний в практической деятельнос- ти. Проведенные в рамках педагогического эксперимента наблюдения за учебно-тре- нировочным процессом учащихся семи- десяти лет в футбольных секциях школ г. Екатеринбурга показали, что в трениро- вочном процессе основной упор в работе делается на изучение технических приемов и не всегда учитываются благоприятные периоды развития физических качеств де- тей, а именно гибкости (Б.В. Сермеев) и ко- ординационных способностей (В.И. Лях). Это нашло подтверждение и в анкетирова- нии тренеров, работающих с учащимися младших классов. Большинство тренеров, ссылаясь на ограниченность времени заня- тий и большой объем изучаемых техничес- ких элементов игры в футбол, делают ак- цент на обучении и совершенствовании технических приемов, отводя второстепен- ную роль развитию специфических физи- ческих качеств. Техническая подготовка в детском возрасте важна, но без достаточно- го «фонда новых двигательных умений и навыков и развития различных координа- ционных способностей» говорить о перс- пективе спортивного мастерства не предс- тавляется возможным.
Постоянно меняющиеся игровые ситу-
ации на поле требуют от игроков проявле- ния силы, скорости, выносливости, лов- кости. Без достаточно развитой гибкости (использования анатомической подвиж- ности сустава) невозможно эффективное выполнение сложнокоординационных и высокоамплитудных действий. Недооцен- ка значения развития специфической лов- кости негативно сказывается на качестве исполнения различных сложнокоордина- ционных действий футболиста как с мя- чом, так и без мяча. Специальная гибкость позволяет игроку увеличить объем игро- вого пространства, в котором он может эф- фективно воздействовать на соперника и противодействовать ему, разнообразить
Необходимо также отметить, что хоро- шая подвижность в суставах способствует предупреждению травматизма на занятиях, а приобретенные навыки произвольного расслабления мышц делают движения бо- лее экономичными и координированными. Младший школьный возраст — благо- приятный период воспитания специальной гибкости футболиста, а заложенный в этом возрасте «фундамент» выполнения высоко- амплитудных движений положительно влияет на дальнейшее формирование навы- ков исполнения сложнокоординационных действий с мячом и без мяча в различных
фазах технического приема.
Применяемые нами на занятиях упраж- нения, направленные на развитие специ- альной гибкости юных спортсменов, позво- лили повысить показатели не только гиб- кости, но и координационных способностей к сохранению равновесия, возросло качест- во исполнения технических приемов, о чем свидетельствуют результаты тестирования в контрольной и экспериментальной груп- пах. Показатели тестов: «стойка на одной ноге», «повороты на гимнастической ска- мейке», «жонглирование», «удар мяча на дальность» и «удар мяча на точность» в экс- периментальной группе были выше по сравнению с контрольной группой.
Учитывая положительное влияние гиб- кости на формирование навыков выполне- ния сложнокоординационных действий, нам представляется необходимым регуляр- но и систематически давать на занятиях футбола упражнения, направленные на раз- витие специальной гибкости с последую- щим обязательным включением изученных упражнений в домашние задания.
Помимо общедидактических принципов обучения, при выполнении упражнений для воспитания специальной гибкости мы опирались на следующие правила:
• симметричное выполнение упражнений (упражнения должны выполняться как в левую, так и в правую сторону);
• выполнение упражнений с противопо- ложным воздействием (после выпол- нения упражнения с наклоном вперед выполняется упражнение с прогибом назад);
• последовательность упражнений (уп- ражнения выполняются в положении стоя, сидя, лежа);
• сменяемость упражнений через каждые 2–3 недели;
• регламентация упражнений (предусмат- ривается дозировка времени выполне- ния упражнений или количество раз). Упражнения для воспитания специаль-
ной гибкости необходимо выполнять после пробежки и разминки. После предвари- тельного разучивания упражнений на заня- тиях учащимся давалось домашнее задание в виде комплекса упражнений с выполне- нием локальных задач, например: при нак- лоне вперед достать пальцами рук опреде- ленный ориентир, не сгибая ноги в колен- ных суставах. Самостоятельная работа по развитию специальной гибкости способ- ствует более быстрому овладению нового материала и высвобождению учебного вре- мени для совершенствования технических приемов игры в футбол.
Примерные упражнения, направленные на развитие специальной гибкости юных футболистов
1. Стоя. Наклоны вперед (с согнутой спи- ной, прогнувшись в пояснице) и назад из различных исходных положений — и.п. (но- ги вместе, на ширине плеч, широкая стойка,
в поперечном шпагате, одна нога впереди другой, одна нога скрестно впереди другой).
2. Стоя. Наклоны вправо и влево из раз- личных и.п. (ноги вместе, на ширине плеч, широкая стойка, в поперечном шпагате, од- на нога впереди другой, одна нога скрестно впереди другой).
3. Стоя. Круговые движения туловища из различных и.п. (ноги вместе, на ширине плеч, широкая стойка, в поперечном шпага- те, одна нога впереди другой, одна нога скрестно впереди другой).
4. Стоя. Повороты туловища вправо- влево из различных и.п. (ноги вместе, на ширине плеч, широкая стойка, в попереч- ном шпагате, одна нога впереди другой, од- на нога скрестно впереди другой).
5. Стоя. Повороты туловища вправо- влево при наклоне вперед (назад, вправо, влево) из различных и.п. (ноги вместе, на ширине плеч, широкая стойка, в попереч- ном шпагате, одна нога впереди другой, од- на нога скрестно впереди другой).
6. Стоя. Круговые движения тазом в раз- личных и.п. (ноги вместе, на ширине плеч, широкая стойка, одна нога впереди другой, одна нога скрестно впереди другой).
7. Стоя на одной ноге. Круговые движе- ния согнутой в коленном суставе ноги с максимальным подниманием и отведением бедра в сторону.
8. Стоя на одной ноге. Маховые движе- ния ногой (прямой, согнутой в коленном суставе при махе вперед) вперед-назад.
9. Стоя на одной ноге. Маховые движе- ния ногой вправо-влево.
10. Стоя на одной ноге. Маховые движе- ния голенью во фронтальной плоскости (перед собой) до уровня бедра (согнув ногу в коленном суставе, поднимание стопы до уровня опущенных перед собой рук).
11. Приседания из различных и.п. (ноги вместе, на ширине плеч, широкая стойка, одна нога скрестно впереди другой).
12. Выпад вперед, руки на колено, пру- жинистые покачивания, поворот на 180°.
13. Выпад правой вперед, руки на землю слева от колена, пружинистые покачива- ния, локтем правой руки достать землю, по- ворот на 180°.
14. Выпад в сторону, полуприсед на пра- вой ноге, пружинистые покачивания, нак-
лоны вправо-влево (повороты вправо-вле- во, повороты с наклонами).
15. Выпад в сторону, присед на правой, наклоны вправо-влево (повороты вправо- влево, повороты с наклонами).
16. Выпад в сторону, упор присев на правой (на всей стопе), не поднимая таз над землей, перейти в упор, присев на левой.
17. Шпагат поперечный (продольный) с опорой на руки.
Положение рук во время выполнения упражнений может быть произвольным, но чем выше располагаются руки при выпол- нении упражнения, тем сложнее выполне- ние упражнения, например: наклоны впе- ред прогнувшись, руки на поясе и наклоны вперед прогнувшись, руки за головой, пле- чи разведены в сторону; наклоны вправо- влево, руки опущены и наклоны вправо- влево, руки прямые вверху.
Упражнения в парах
1. И.п. — стойка лицом друг к другу, на расстоянии 1–1,5 м, ноги на ширине плеч. Наклон вперед, прогнувшись в пояснице, положить руки на плечи партнеру (ноги об- разуют прямой угол с поверхностью зем- ли); пружинистые наклоны вперед, прог- нувшись в пояснице, давя руками на плечи партнеру, взгляд направлен вперед парал- лельно полу.
2. Партнер «А». И.п. — о.с., партнер
«Б» располагается сбоку от партнера «А». Партнер «А». Пружинистые наклоны вперед (назад, вправо, влево). Партнер «Б», прилагая небольшие усилия на плечи парт- неру, помогает увеличить амплитуду нак-
3. Партнер «А». И.п. — о.с. широкая (стойка — расстояние между ног меняется и доводится до максимального), партнер «Б» располагается сбоку от партнера «А».
Партнер «А». Пружинистые наклоны вперед, партнер «Б», прилагая небольшие усилия на плечи партнеру, помогает уве- личить амплитуду наклонов партне- ра «А».
4. Партнер «А». И.п. — о.с., партнер «Б» располагается сбоку от партнера «А».
Партнер «А», держась за плечи партне- ра «Б», поднимает прямую ногу вперед,
партнер «Б» производит дальнейшее под- нимание прямой ноги до максимального уровня.
5. Партнер «А». И.п. — о.с., партнер «Б» располагается сбоку от партнера «А».
Партнер «А», держась за плечи партне- ра «Б», отводит прямую (согнутую под прямым углом в колене) ногу в сторону, партнер «Б» производит дальнейшее отве- дение прямой ноги до максимального уровня.
6. Партнер «А». И.п. — о.с., партнер «Б» располагается сбоку от партнера «А».
Партнер «А», держась за плечи партнера
«Б», отводит прямую (согнутую в колене под прямым углом) ногу назад, партнер «Б» производит дальнейшее отведение прямой (согнутой в колене под прямым углом) но- ги до максимального уровня.
7. Партнер «А». И.п. — о.с., партнер «Б» располагается перед партнером «А».
Партнер «А», держась за плечи партне- ра «Б», согнув ногу в коленном суставе, поднимает голень перед собой (во фрон- тальной плоскости) до уровня бедра, парт- нер «Б» производит дальнейшее поднима- ние голени (стопы) до максимального уровня.
8. Партнер «А». И.п. — сед, ноги вместе (врозь — под углом 45, 90, 120°, максималь- но разведены в стороны), партнер «Б» рас- полагается сзади партнера «А».
Партнер «А» выполняет пружинистые наклоны поочередно к правой, вперед, к левой ноге. Партнер «Б», прилагая не- большие усилия (давя на поясницу), по- могает увеличить амплитуду наклонов партнера «А».
9. Партнер «А». И.п. — лежа на спине, партнер «Б» располагается перед партне- ром «А».
Партнер «А» поднимает прямую ногу вверх, партнер «Б», прилагая усилие, про- должает поднимать ногу до максимального положения.
10. Партнер «А». И.п. — лежа на живо- те, партнер «Б» располагается сзади парт- нера «А».
Партнер «А» поднимает прямую ногу назад, партнер «Б», прилагая усилие, про- должает поднимать ногу до максимального положения.
11. Партнер «А». И.п. — лежа на спине, партнер «Б» располагается перед партне- ром «А».
Партнер «А» отводит прямую ногу в сторону, партнер «Б», прилагая усилие, продолжает отведение ноги до максималь- ного положения.
12. Партнер «А». И.п. — лежа на спине, партнер «Б» располагается перед партне- ром «А».
Партнер «А» разводит лежащие на полу прямые ноги в стороны, партнер «Б», при- лагая усилие, продолжает разведение ног до максимального положения.
13. Партнер «А». И.п. — лежа на спине, партнер «Б» располагается перед партне- ром «А».
Партнер «А» поднимает прямые ноги (согнутые в коленном суставе до прямого угла) и разводит прямые ноги (согнутые в коленном суставе до прямого угла) в сторо- ны, партнер «Б», прилагая усилие, продол- жает разведение ног до максимального по- ложения.
14. Партнер «А». И.п. — лежа на спине, партнер «Б» располагается перед партне- ром «А».
Партнер «А», подняв прямую ногу, вы- полняет разворот стопой наружу (супи- нация) и разворот внутрь (пронация), партнер «Б», прилагая усилие, продол- жает разворот бедра до максимального по- ложения.
15. Партнер «А». И.п. — лежа на спине, ноги под углом (45, 90, 120°, максимально разведены в стороны), партнер «Б» распо- лагается перед партнером «А».
Партнер «А», подняв прямые ноги, вы- полняет разворот обеими стопами наружу (супинация) и разворот внутрь (прона- ция), партнер «Б», прилагая усилие, про- должает разворот бедра до максимального положения.
При выполнении упражнений в парах необходимо:
— увеличивать амплитуду выполнения упражнений постепенно;
— партнеру «Б» выполнять движения осторожно и следить за болевой реакцией партнера «А»;
— колени при выполнении наклонов и подъема (отведении) ног не сгибать.
Упражнения, выполняемые у гимнастической стенки
1. И.п. — стоя лицом к стенке на расстоя- нии 1–1,5 м, наклон вперед, прогнувшись в пояснице, руки положить на рейку, ноги об- разуют прямой угол с поверхностью пола.
Пружинистые наклоны вперед, рассла- бив верхний плечевой пояс.
2. И.п. — стоя спиной к стенке, ноги рас- полагаются вплотную к стене, руки на уров- не плеч держатся за рейку.
Прогнувшись вперед до полного вы- прямления рук, вернуться в и.п.
3. И.п. — стоя боком к стенке, ноги рас- полагаются вплотную к стене, ближняя ру- ка к стенке свободно опущена и держится за рейку на уровне бедра, дальняя рука — прямая, поднята вверх и берется за верх- нюю рейку, плечо соприкасается с ухом.
Прогнувшись максимально в сторону от стенки, вернуться в и.п.
4. И.п. — стоя спиной к стенке, ноги рас- полагаются вплотную к стенке.
Наклон вперед, руки на уровне середи- ны голени помогают выполнить наклон.
5. И.п. — стоя спиной к стенке на одной ноге, расстояние ноги от стенки — вплот- ную до 0,5 м, другая нога, согнутая в колене, пяткой касается ягодиц.
Наклон вперед, руки на уровне середи- ны голени помогают выполнить наклон.
6. И.п. — стоя лицом к стенке на рассто- янии 1–1,5 м, одна нога лежит прямая на рейке.
Наклоны туловища вперед, касаясь про- тивоположным плечом колена выпрямлен- ной ноги.
7. И.п. — стоя боком к стенке на рассто- янии 1–1,5 м, одна нога лежит прямая на рейке.
Наклоны туловища вперед, касаясь противоположным плечом колена опорной ноги.
8. И.п. — стоя боком к стенке, одна нога, согнутая в колене на уровне пояса, лежит на рейке.
Наклоны туловища вперед-назад, впра- во-влево.
9. И.п. — стоя лицом к стенке на рассто- янии 1–1,5 м, одна нога лежит прямая на рейке.
Приседания на опорной ноге.
10. И.п. — стоя лицом к стенке на рас- стоянии 1–1,5 м, одна нога лежит прямая на рейке.
Переступая на опорной ноге, постепен- но увеличиваем расстояния между опорной ногой и стенкой.
11. И.п. — стоя боком к стенке на рассто- янии 1–1,5 м, одна нога лежит прямая на рейке.
Приседания на опорной ноге.
12. И.п. — стоя боком к стенке на рассто- янии 1–1,5 м, одна нога лежит прямая на рейке.
Переступая на опорной ноге, постепен- но увеличиваем расстояние между опорной ногой и стенкой.
13. И.п. — стоя боком к стенке. Маховые движения вперед-назад даль-
ней ногой от стенки, при махе вперед нога сгибается в коленном суставе и касается груди, при махе назад туловище прогибает- ся назад, согнутая в колене нога стремится пяткой задеть голову.
14. И.п. — стоя лицом к стенке. Маховые движения ногой вправо-влево.
15. И.п. — стоя лицом к стенке. Отведение ноги в сторону, фиксируя на
5–6-й с конечное положение.
16. И.п. — стоя лицом к стенке. Маховые движения прямой ногой впе-
ред-вверх, стараться достать до ориентира.
17. И.п. — стоя боком к стенке. Имитация удара сбоку по летящему мя-
чу (средней частью подъема стопы) с сохра- нением равновесия, с обязательной провод- кой внутренней стороной подъема стопы по рейке.
18. И.п. — стоя лицом к стенке. Отведение (согнутой в коленном суста-
ве ноги) бедра в сторону (супинация) с пос- ледующим маховым подниманием согну- той в коленном суставе ноги в сторону до максимального уровня и выпрямление но- ги в коленном суставе, стараться достать до ориентира.
19. И.п. — стоя лицом к стенке на рас- стоянии 0,7–1 м. Нога (подошва стопы) ле- жит на рейке.
Движения ногой по рейке (ногу не от- рывать) вправо-влево.
20. И.п. — стоя боком к стенке на рассто-
янии 0,7–1 м. Нога (подошва стопы) лежит на рейке.
Движения ногой по рейке (стопу не от- рывать) вправо-влево.
При выполнении упражнений у гимнас- тической стенки обратить внимание на сле- дующие моменты:
• нога, лежащая на рейке, располагается на высоте пояса выполняющего упраж- нение;
• при достаточной тренированности вы- сота рейки (на которой располагается нога) постепенно увеличивается.
Игровые упражнения мячами
1. Игроки располагаются в колонну по одному на расстоянии 1–1,5 м. У первого игрока в руках мяч. По сигналу игроки пе- редают мяч стоящему за ним игроку ука- занным способом (выполнив наклон впе- ред, поворот вправо или влево, прогнув- шись назад, не сходя с места). Например: 1-й — наклон вперед, 2-й — прогнувшись назад, 3-й — поворот вправо, 4-й — пово- рот влево. Последний в колонне игрок, по- лучивший мяч, перебегает с мячом в нача- ло колонны.
2. Игроки образуют круг радиусом 1,5–2 м. Водящий располагается в центре круга с мячом в руках. Расстояние между водящим и остальными игроками после первых опробований игры желательно варьировать от 1,5 до 5 м, возможно пост- роение игроков в «шахматном» порядке, например: 1,5–3 — 1,5–4 м до водящего. По звуковому сигналу водящий передает мяч партнеру по воздуху (в пол). Партнер пос- ле ловли мяча возвращает его водящему. Водящий ловит мяч, не допуская падения мяча на землю (водящий может делать шаг в сторону для ловли мяча, более сложный вариант — водящий не имеет права схо- дить с места или стоит на одной ноге). Пос- ле ловли мяча водящий делает передачу следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит все передачи по кругу.
Выигрывает команда, которая быст- рее выполнит задание за установленное время.
Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание за установленное время или меньшее количество раз уронит мяч на землю.
6. В центре зала чертится круг диаметром 10 м. Играющие делятся на две команды по 6–8 человек. Команда «А» становится в круг. Игроки команды «Б» с одним-двумя мячами располагаются за кругом. По звуковому сиг- налу игроки команды «Б», не заходя в круг, выполняют бросок, стараясь попасть мячом в игроков, которые внутри круга перебегают на безопасное место. Игрок команды «А» выходит из игры, как только в него попали мячом (попадание засчитывается, если мяч коснулся любой части тела, кроме головы, и
не отскочил от пола или другого партнера) или если он вышел за черту круга. Игра про- должается до тех пор, пока не будут выбиты все игроки команды «А». После этого коман- ды меняются местами. Игроки команды «Б» не имеют права заступать внутрь круга. Иг- роки команды «А» имеют право ловить мяч, пойманный мяч позволяет войти в игру вы- битому игроку.
Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание за установленное время, выведет из игры больше игроков команды соперников.
Анцибор М.М., Головина Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в началь- ных классах с продленным днем. М.: Просвеще- ние, 1990.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988.
Любомирский Л.Е. Особенности управления точностными двигательными действиями у школьников разного возраста // Физиология че- ловека. 1983. № 1.
Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989.
Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе. 2001. № 2.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физ. культуры. М., 1991.
Сборник нормативных документов для обра- зовательных учреждений Российской Федера- ции, реализующих программы общего образова- ния. М., 2005
Седов Ю.С. О точности пространственной и силовой дифференцировок при ударах по мячу. Футбол. М., 1965.
Сермеев Б.В. Развитие подвижности в суста- вах у школьников. Горький, 1968.
Швыков И.А. Футбол в школе. М.: Тера- Спорт: Олимпия Пресс, 2002.
Шурухина В.К. Физкультурно-оздорови- тельная работа в режиме учебного и продленно- го дня с учащимися I–III классов. М.: Просвеще- ние, 1980.